Научная статья на тему 'Либерализация вероисповедной политики в начале XX века и ее осуществление среди марийцев Вятской губернии'

Либерализация вероисповедной политики в начале XX века и ее осуществление среди марийцев Вятской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
308
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Либерализация вероисповедной политики в начале XX века и ее осуществление среди марийцев Вятской губернии»

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

вания без участия понятых, приобщение к делу копий актов ревизии и других документов, не заверенных надлежащим образом, небрежность в составлении актов предварительного следствия, затрудняющая их чтение, отсутствие описи дела и др.

Интересно, что 1-е совещание прокуроров Центрального района РСФСР как на ошибочность практики указывает предъявление обвинения по возможно большему числу статей УК. В его резолюции отмечалось, что «это нагромождение должно быть изжито и, как правило, в обвинительном заключении должна быть приведена одна, максимум две-три статьи, если преступления разнородны и, во всяком случае, одна статья, если преступления однородны и могут быть рассматриваемы, как поглощаемые друг другом»1.

Деятельность прокуратуры по повышению эффективности следственного аппарата осуществлялась путем оказания помощи в подборе кадров, издания циркуляров, дачи указаний, ревизии следственных участков, формировании наблюдательных производств, изучения уголовных дел, разъяснении возникающих в ходе расследования вопросов и др. Так, в течение 2-й половины 1924 года прокуратурой было дано 5 циркулярных указаний, в том числе одно в секретном порядке.

Таким образом, следственный аппарат области в первой половине 20-х годов прошлого столетия находился в двойном подчинении. В организационном и кадровом отношении он входил в структуру судов. Надзор за процессуальной деятельностью следователей осуществляла прокуратура. В этих условиях прокуратура области нередко брала на себя ведомственные полномочия: принимала участие в подборе кадров, проводила ревизии следственных участков, ставила вопросы об открытии в области новых следственных участков, непосредственно обращалась в облисполком об улучшении материального положения следователей и т.п. Несмотря на трудности, прокуратура области в целом обеспечивала на должном уровне возложенные на нее законом функции надзора за органами следствия области.

Н.С. Попов *

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СРЕДИ МАРИЙЦЕВ

ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ

Во внутренней политике царской России начала XX века либерализации вероисповедных отношений придавалось немаловажное значение. Нарастание революционной ситуации в обществе, сформировавшееся среди части населения индифферентное отношение к религии вынуждали правительство активи-

Заведующий отделом этнологии МарНИИЯЛИ, канд. ист. наук.

1 ГА РМЭ. - Ф. 384. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 25/19.

111

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

зировать работу по пересмотру государственной вероисповедной политики и утверждению в обществе принципов свободы совести. В этих целях были приняты указы от 12 декабря 1904 года «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», закон от 14 марта 1906 года «О введении в действие нового Уголовного Уложения для преступлений религиозных» и другие. Вопросы обеспечения свободы совести были и в дальнейшем предметом детальных обсуждений специальных комиссий государственных дум1.

Говоря об этом, следует отметить, что в России вероисповедная политика довольно тесно связывалась с национальной политикой. Еще при Екатерине II было подтверждено, что Российская империя как христианское государство обязана уважать религиозную самобытность населяющих ее народов со всеми их характерными чертами. Ссылаясь на принцип христианской терпимости, императрица официально запретила переводить подданных в ту или иную религию в принудительном порядке, в том числе была прекращена практика крещения язычников не по своей воле2. Однако это не означало, что на практике не применялись меры принуждения к крещению в отношении представителей нерусскоязычных народов, в том числе и марийцев.

Свобода веры и веротерпимость в стране до XX века понимались как удовлетворение прав народов «славить Бога всемогущего» на родном языке в соответствии с унаследованными от предков религиозными традициями. Иноверцы имели право исповедовать свою веру. В то же время богоотступничество, отрицание веры рассматривались как посягательство на Бога и преследовались законом. Все подданные страны обязаны были быть верующими.

Господствующей церковью в стране признавалась Русская Православная Церковь. Лишь она обладала правом свободно заниматься миссионерской деятельностью. Заботе о сохранении чистоты православной веры, защите интересов православных христиан придавалось первостепенное значение. Государство, защищая интересы Церкви, запрещало православным переходить в другую религию. Самовольный переход православного верующего в иное вероисповедание расценивался как уголовно наказуемое деяние. Поэтому верующие, однажды принявшие крещение, вынуждены были оставаться в числе православных прихожан, даже если они отказывались посещать церковь или тайно исповедовали свою религию. Все это вызывало недовольство со стороны принудительно обращенных в православие приверженцев старообрядчества, иных

1 Дорская А.А. Российское законодательство о свободе совести в 1905-1917 гг. // Проблемы социально-экономической и политической истории России XIX-XX века. - СПб., 1999. -С. 354-362. См. также: Свод законов Российской империи дополненный по Продолжениям 1906, 1908, 1909 и 1910 годов и позднейшим узаконениям 1911 и 1912 годов / под ред. А.А. Добровольского... - СПб., 1913. - Кн. 4, т. XIV-XVI. - С. 124-148.

2 В Своде законов Российской империи говорилось: «Как рожденным в Православной вере, так и обратившимся к ней из других вер, запрещается отступить от нея и принять иную веру, хотя бы то и христианскую» См.: Свод уставов благочиния. Часть третья, четвертая и пятая. -Санкт-Петербург, 1842. - С. 8.

112

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

христианских конфессий, а также народов Поволжья и Приуралья, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и др.

В условиях буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов правительство приняло решение изменить законы, грубо нарушающие права верующих. Прежде всего было обращено внимание на реализацию личных прав верующих, предоставление им возможности свободно соблюдать исповедуемую ими религию. Перед законодателями стояла задача устранить механизмы насильственного удерживания людей в числе приверженцев той или иной религии, преодоления государственного контроля над религиозными чувствами верующих1.

Особенно активно за предоставление равных прав с остальными христианами выступали старообрядцы и сектанты. Учитывая это, указ от 17 апреля 1905 года разрешил им иметь своих настоятелей и наставников, возводить молитвенные дома, проводить в них богослужения и отправлять беспрепятственно духовные требы. Указ также признал необходимым пересмотреть некоторые законы, ограничивающие права верующих мусульман, запретил называть ламаистов «идолопоклонниками и язычниками».

В то же время нельзя не признать, что принимаемые законы о свободе совести и вероисповедания все еще не соответствовали европейским нормативным актам. Новым законам не удалось преодолеть существующие ограничения гражданских и политических прав людей, особенно придерживающихся так называемых «инославных и иноверных» исповеданий. Сохранялось иерархическое деление религий, что противоречило принципу равенства прав и свобод верующих, давало возможности для создания искусственных препон некоторым религиям при проповедовании и распространении ими своих религиозных учений. Не были отменены ограничения при переходе людей из одной религии в другую, сам переход был возможен лишь после соответствующего разрешения местной администрации. Государство все еще продолжало контролировать деятельность религиозных объединений2.

Либерализация вероисповедных начал проводилась в жестко ограниченных рамках. В стране сохранялось первенствующее и господствующее положение Русской Православной Церкви. Более того, власти сделали все возможное, чтобы православное духовенство и верующие не почувствовали себя ущемленными. Христианским конфессиям были предоставлены определенные

1 Были отменены или исключены статьи, предусматривающие меры пресечения и наказания за: уклонение от исповеди и святого причащения (ст. 18-22); отступление лиц православного исповедания от православия (ст. 36-39, 40-41, 44); распространение расколов и ересей между православными (ст. 45, 50-51, 56-57, 59, 62); нарушение правил о свободе иностранных христианских и иноверных исповеданий (ст. 65, 66, 68, 69, 74-76); привлечение в иноверие (82-87, 90); кощунство (ст. 96, 97, 101). См.: Свод законов Российской империи дополненный по Продолжениям 1906, 1908, 1909 и 1910 годов... - С. 127-137.

2 Красножен М. Новейшее законодательство по делам Православной Русской Церкви // Ученые записки Юрьевского университета. - 1909. - № 8; Давыдова H. Указ о веротерпимости // Научное слово. - 1905. - Кн. VI; Дорская А. А. Деятельность комитета министров по подготовке указа 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» // Актуальные проблемы социальных наук. - СПб., 1998.

113

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

преимущества перед нехристианскими (иноверными) исповеданиями. Отменив статью, запрещавшую православным верующим принимать другую веру, законы в то же время не позволяли вероотступникам по своему желанию переходить в нехристианское вероисповедание. Исключение делалось только для тех, кто официально числился православным, но на самом деле исповедовал нехристианскую религию, к которой до присоединения к православию они или их предки принадлежали1.

В принятых законодательных актах было предусмотрено все возможное, чтобы не допустить массового отхода верующих от Православной Церкви. Стремясь придать процессу либерализации государственной вероисповедной политики организованный характер, предотвратить стихийный массовый отход верующих от официальной религии, были разработаны подзаконные акты. Министерство внутренних дел 18 августа 1905 года разослало во все губернии циркуляр № 4628 в качестве руководства к действию для местных администраций. В нем подчеркивалось, что господствующая Православная Церковь сохраняет свои права на миссионерскую деятельность. Православному духовенству предоставлялась возможность всеми законными средствами содействовать переходу верующих в православие и оказывать духовное воздействие на «отпадающих» членов своих2. Циркуляр предписывал губернским властям защищать устои православной веры, оказывать помощь духовенству. Он призывал строго следить за тем, чтобы не было принуждений и давлений со стороны иноверцев на лиц, отпавших от православия, но желающих возвратиться в лоно Церкви3.

В принятой в 1906 году редакции Устава «О предупреждении и пресечении преступлений» утверждалось: «Отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, при чем отпавшее, по достижении совершеннолетия, от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало»4. В соответствии с утвержденным порядком желающий перейти из православия в другую христианскую веру должен был подать губернатору непосредственно или через уездную административно-полицейскую власть письменное заявление. Губернатору следовало уведомить об этом факте епархиальное начальство, а затем в течение месяца со дня получения заявления направить прошение ходатайствующего человека на усмотрение местного инославного духовного начальства.

1 В пункте 3 указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» отмечалось: «лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, в которой до присоединения к Православию принадлежали сами они или их предки, подлежат, по желанию их, исключению из числа православных» // ГАКО. - Ф. 582. - Оп. 140. -Д. 286. - Л. 2.

2 ГАКО. - Ф. 582. - Оп. 140. - Д. 286.

3 Там же.

4 Свод законов Российской империи дополненный по Продолжениям 1906, 1908, 1909 и 1910 годов... - С. 130.

114

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

Тот, в свою очередь, извещал губернатора об окончательном решении вопроса и о принятии верующего в число последователей избранной им религии.

В России одной из трудноразрешимых проблем была борьба с вероотступничеством новокрещеных язычников и мусульман. Новое законодательство отменило преследования за отступление новокрещеных от православия. Циркуляр министерства внутренних дел от 18 августа 1905 года предписывал губернским властям «не устанавливать какое-либо особое разрешение» для желающих перейти из православия в другую нехристианскую веру1. Сославшись на то, что указ от 17 апреля 1905 года отменил все формы преследования за этот проступок, предоставив право на свободное избрание веры, составители инструкций сочли, что установление какого-либо особого разрешения для перехода из православия в какую-либо иную веру противоречит духу указа2. Поэтому в отношении новокрещеных предлагалось ограничиться формальной регистрацией переходов из православия в другое исповедание в местных органах администрации.

Был разработан специальный порядок перехода православных верующих в мусульманство и иные нехристианские исповедания. Губернатор после получения письменного заявления от верующего должен был в первую очередь сообщить епархиальному начальству о просьбе заявителя и удостовериться в том, что он всего лишь формально числился православным, а его предки принадлежали к нехристианской религии, которую заявитель признавал как свою и в которую желал перейти. Чтобы выяснить все это, предлагалось провести специальное расследование3 4. Если по каким-либо причинам установить требуемое не удавалось, то выяснялось, действительно ли заявитель уклонялся от исполнения обрядов православной церкви до принятия указа от 17 апреля 1905 года. Главным аргументом, свидетельствующим об уклонении от православной веры, следовало считать отказ от участия в исполнении православных таинств - исповеди и святого причастия. Удостоверившись в соответствии с просьбой заявителя требуемым указом условиям перехода, губернатор должен был сообщить епархиальному начальству «для зависящих распоряжений об

4

исключении заявителя из православных метрических списков» .

Сознательно затягивая процесс отхода верующих от православия, правительство, вопреки воле заявителя, хотело сохранить за духовенством право на дальнейший контроль над ним. Церковнослужителям предоставлялась возможность проводить с заявителями увещевательные беседы и проповеди. Высшие органы власти сохраняли надежду в возможность возвращения в ряды прихожан «временно отпадших» от православия, хотели предотвратить окончательный разрыв верующих с церковью. Такая практика сохранялась вплоть до 1910 года, пока департамент духовных дел иностранных исповеданий своим циркулярным распоряжением от 12 марта 1910 года не потребовал от гу-

1 ГАКО. - Ф. 582. - Оп. 140. - Д. 286. - Л. 4 об.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

115

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

бернаторов выдавать исключенным из православных метрических книг официальное удостоверение1.

Принятые законы вызвали большую активность среди приверженцев неортодоксальных религий: католиков, старообрядцев, протестантов, мусульман, членов христианских сект. В Вятском крае первыми о своем желании перейти из христианства в мусульманство заявили крещеные татары. Среди них получило распространение небольшое издание на татарском языке о манифесте 17 октября 1905 года с комментариями к некоторым статьям. К брошюре был приложен образец приговора для желающих подать ходатайство перед губернатором2. В Вятской губернии только за 1906 год были удовлетворены 77 ходатайств татарских семей и 19 заявлений, подписанных отдельными лицами. В результате из православия в ислам перешли 407 человек: 275 - из Елабуж-ского, 87 - Малмыжского, 21 - Глазовского, 19 - Сарапульского, 3 - Слободского и 2 - Уржумского уездов3.

Вопрос об отношении марийцев к переменам в вероисповедной политике до настоящего времени остается не изученным. В литературе нет точных данных о количестве марийцев, пожелавших воспользоваться вновь принятыми законами и перейти из православия в язычество, не определены и масштабы, территориальные границы распространения вероотступничества. Выявленные нами материалы из Российского Государственного Исторического Архива и Государственного архива Кировской области позволяют охарактеризовать только отношение марийцев Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии к начавшемуся процессу либерализации вероисповедной политики, выявить особенности проведения этой политики среди мари.

В многонациональной Вятской губернии в начале XX века проживали русские (78,1 %), удмурты (12,1 %), марийцы (4,6 %), татары (3,9 %) и представители других народов (1,3 %)4. Конфессиональный состав губернии, как показывают материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, был тоже неоднородным. Основную часть населения (92,14 %) составляли православные и единоверцы, доля мусульман достигала 4,27 %, старообрядцев - 3,17, нехристиан (язычников) - 0,36, иудеев - 0,03, католиков -0,02, протестантов - 0,01 процента5.

Марийцы в большинстве своем официально числились православными. Число некрещеных мари в губернии установить не удалось, известно, что в Уржумском уезде в 1897 году их насчитывалось 3246 человек. Нехристиане (мари и удмурты) жили также в Елабужском (4925 человек), Малмыжском (1778 человек), Сарапульском (950 человек) уездах6. Большинство православных мари в силу незнания основ христианского учения или нежелания оста- 1 2 3 4 5 6

1 ГАКО. - Ф. 582. - Оп. 140. - Д. 286. - Л. 28.

2 ГАКО. - Ф. 582. - Оп. 150. - Д. 120. - Л. 8.

3 Там же. - Л. 12-15.

4 Памятная книжка Вятской губернии и Календарь на 1908 год. - Вятка, 1908. - С. 39.

5 Памятная книжка Вятской губернии и Календарь на 1905 год. - Вятка, 1904. - С. 30-31.

6 Там же. - С. 25.

116

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

вить завещанных предками традиций продолжало тайно поклоняться своим божествам и духам. В то же время эти верующие, частью по принуждению светских властей, а нередко и по своему желанию, посещали церковь, приобщались к христианским таинствам, крестили и венчали детей, отпевали стариков1.

На протяжении всего XIX - начала XX века наиболее активно в защиту традиционных верований выступали марийцы Яранского и Уржумского уездов. В Яранском уезде доля мари в общей численности населения составляла 14,2 %2. Компактными группами они были расселены в 16 волостях, а в южных и юго-восточных волостях: Кадамской, Ернурской, Юкшумской, Цекеев-ской, Тожсолинской, Зыковской, Малошалайской - их численность достигала от 3 до 8 тысяч человек.

По степени восприятия православного учения и воцерковленности марийцев Яранского уезда выделялись три религиозные группы: приверженцы православной (русской) веры (рушла вера - руссковеры), традиционно-марийской, официально называемой в начале XX века «авраамовой верой», и модифицированной в духе православного учения марийской секты «Кугу Сорта» (Большая Свеча).

Православные верующие-мари («руссковеры») проживали большей частью в смешанных русско-марийских селениях в пределах нынешней территории республики и близлежащих к ней деревнях и селах. В отчетах Вятского миссионерского общества подчеркивалось, что «черемисы-руссковеры» дорожат тем, что их называют «руссковерами». Они, по мнению местных священников, стремились меньше общаться с последователями «авраамовой веры» и сектантами3.

В марийских селениях, расположенных вдоль границ с Царевококшайским и Уржумским уездами (третьем и четвертом благочинном округах) доля во-церковленных мари была небольшой. Некоторые миссионеры были склонны считать, что «вполне православные черемисы здесь составляли как бы исключение»4.

Яранские двоеверцы свою традиционную веру называли не «марийской верой», как это было принято у остальных луговых мари, а «аврамовой». При этом они имели в виду ветхозаветного Авраама. Верующие, очевидно, хотели этим подчеркнуть богоугодность проводимых ими молений в рощах и продемонстрировать близость марийской веры к ветхозаветным традициям, культуре преобладающего русского населения. Перемена названия вероисповедания является в то же время показателем начавшейся переоценки значения традиционных культов. В условиях все расширяющихся ассимиляционных процессов в уезде часть марийцев отказывалась воспринимать их как фактор, препятствующий им исповедовать православие, посещать церковь. Считая себя 1 2 3 4

1 ГАКО. - Ф. 237. - Оп. 74. - Д. 2953. - Л. 41-73.

2 Памятная книжка Вятской губернии и Календарь на 1908 год... - С.39.

3 ГАКО. - Ф. 811. - Оп. 1. - Д. 313. - Л. 9.

4 Там же. - Д. 517. - Л. 4.

117

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

православными верующими, сохранившиеся от предков обряды они рассматривали как символ этничности, непременный атрибут уклада жизни марийцев.. «Считая их племенными отличиями только, черемисы однако не видят в этом препятствие держать вместе с русскими, среди которых живут, одну православную христианскую веру и исполнять всякий христианский долг, если только он не противит, по их понятиям, племенному чувству их. Но и продолжительное пребывание в христианстве не остается бесследным даже для язы-чествующих черемис» - писал благочинный четвертого округа Яранского уезда, священник с. Салобеляк Савва Наумов в 1892 году1.

Секта «Кугу Сорта» (Большая свеча) в Яранском уезде впервые себя проявила как организованная религиозная группа в 1878-1879 годах в Упшин-ском, Великопольском, Люперсольском, Болынерудкинском приходах. Наиболее последовательными сторонниками секты считались члены 16 семей (90 человек)2. К 1890 году влияние секты распространилось среди прихожан Краснореченского, Пектубаевского, Нежнурского приходов. Она объединяла более 200 человек (36 семейств)3. После административных мер наказания, ареста и высылки в 1893 году девяти сектантов в Томскую и Тобольскую губернии4 активность сектантов временно уменьшилась. Возвратившись в 1897 году из ссылки, руководители секты возобновили пропаганду своего учения, стали распространять слухи о том, что им разрешено молиться по своей вере. Под влиянием сектантов активизировалась деятельность и двоеверов. Уже в августе 1901 года состоялись коллективные языческие моления в деревнях Черемисский Ернур и Шуар-Сола Великопольского прихода5.

В Уржумском уезде в начале XX века доля мари составляла 25,2 %, кроме них здесь проживали русские (69,6 % от общей численности населения), татары (4,7 %), удмурты (0,5 %). Среди верующих различались православные и единоверцы (89,96 %), старообрядцы (4,21 %), мусульмане (4,67 %), некрещеные (1,13 %) и представители других христианских конфессий (0,03 %)6.

Некрещеные (чи мари), несмотря на малочисленность, оказывали значительное влияние на крещеных соплеменников, особенно двоеверов, доля которых в трех благочинных округах из четырех составляла около 75 процентов7. Свою веру двоеверцы называли «марла вера» (марийская вера). Они сохранили многие древнемарийские традиции, в том числе обычай проводить семейные, общедеревенские, региональные (мирские) моления с жертвоприношениями. 1 2 3 4 5 6 7

1 ГАКО. - Ф. 811. - Оп. 1. - Д. 332. - Л. 111.

2 Там же. - Л. 102-112 об.

3 ГАКО. - Ф. 811. - Оп. 1. - Д. 335. - Л. 4 об.

4 Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 797. - Оп. 74. - Д. 523. -Л. 4 об.

5 РГИА. - Ф. 797. - Оп. 74. - Д. 523. - Л. 12.

6 Памятная книжка Вятской губернии и Календарь на 1905 год. - Вятка, 1904. - С. 30-31; Памятная книжка Вятской губернии и Календарь на 1908 год. - Вятка, 1908. - С. 39.

7 ГАКО. - Ф. 237. - Оп. 74. - Д. 2481. - Л. 20 об.-36.

118

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

Двоеверы Уржумского уезда на протяжении всего XIX века пытались получить официальное разрешение на беспрепятственное проведение своих молений в роще. В начале XX века в связи с неурожаями активность верующих чимари и приверженцев традиционных верований заметно возросла. В 1903 году с 25 июля по 20 октября они организовали и провели в Уржумском, Яран-ском и Царевококшайском уездах около десяти крупных молений, на которых присутствовали от 300 до 2000 человек1. Полиция оказалась не в состоянии разогнать собравшихся на моления верующих. Поэтому по отношению к наиболее активным организаторам молений применялись административные меры наказания - их подвергали денежному штрафу. Всего по Уржумскому уезде в этом году было наказано 235 человек. Духовенство, по признанию епархиального архиерея, тоже было бессильно «бороться с такой языческой армией»2.

В следующем 1904 году марийцы, задолго до проведения молений, стали подавать губернатору или же в Департамент Духовных Дел иностранных исповеданий прошения о разрешении им молиться в рощах. Крестьяне д. Керды Ернурской волости предлагали даже после окончания молений организовать сбор денежных пожертвований «на воинские нужды»3. Однако всем ходатайствующим было оказано.

Двоеверы официально не отказывались от православной веры, в то же время они продолжали выполнять традиционные обряды. Среди них было немало тех, кто вслед за чимари и кугусортинцами хотели получить статус некрещеного и объявить себя чимари. В 1903 году были замечены первые признаки начавшегося вероотступничества в форме «какого-то глухого брожения религиозного свойства»4. Сперва оно проявилось в форме реформаторства традиционных культов. Под влиянием учения секты «Кугу Сорта» часть двоеверов решается пересмотреть некоторые основополагающие истины традиционной веры, отказывается от поклонения низшим духам и божествам. За это их стали называть почитателями высших небесных богов («кушыл вера» - букв, «высшая вера»). Часть реформаторов, которыми руководил бывший учитель П.Ф. Якимов, объявила себя последователями Авраама и называла свою веру «аврамовой». В пределах Черемисско-Турекской и Ирмучашской волостей из числа двоеверов выделилась религиозная группа под названием «Адам илян-ская вера» (букв, «вера времен Адама»). Основателем этого направления стал бывший учитель Тошкемнурской школы грамоты Вечуш Кугергович Делянов5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношения между сторонниками различных религиозных течений складывались не всегда гладко, что было замечено даже земскими чиновниками. «Некоторые из них (верующих мари - Н.П.) обособляются, держатся в стороне от прочих, уклоняются от общения с соседями, воздерживаются от совместной 1 2 3 4 5

1 ГАКО. - Ф. 582. - Оп. 144. - Д. 268. - Л. 1-42.

2 Там же. - Л. 25.

3 Там же. - Л. 46.

4 Там же. - Л. 5.

5 РГИА. - Ф. 821. - Оп. 133. - Д. 642. - Л. 19-30.

119

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

с посторонними еды и т.п., образуя особую секту» - писал земский начальник пятого участка Уржумского уезда в 1903 году1.

Архивные документы свидетельствуют, что марийцы о новых законах, разрешающих переход из православия в традиционную веру узнали лишь в

1906 году. Свои коллективные прошения о переходе из православия в язычество она стали подавать только с 1907 года. По официальным данным, в 1906 году было разрешено перейти в язычество двум верующим, в 1907 - 16, 1908 -110, 1909 - трем и 1910 - одному2.

Наибольшее число прошений было написано марийцами Яранского и Уржумского уездов. Только членами секты «Кугу сорта» Яранского уезда было подано 95 коллективных прошения3. На основе архивных документов выясняется, что кугусортинцы и их сторонники о переменах в вероисповедной политике в стране узнали из публикаций «Сельского вестника» за 16-20 января

1907 года4. В марте - июне этого года они развернули кампанию по подаче губернатору коллективных прошений от имени крестьян нескольких деревень. Заявления стали поступать из Тожсколинской, Зыковской, Ернурской, Сер-дежской, Кадамской волостей. Губернская власть принципиально отказалась рассматривать коллективные прошения, сославшись на то, что новые законы регулируют только личные права верующих. Заявителям было предложено подавать прошения от имени каждого человека или членов семьи. После этого марийцы начали писать заявления от имени членов семьи. Прошения они направляли не только Вятскому губернатору, но и в Департамент духовных дел иностранных исповеданий.

По каждому заявлению, как того требовала инструкция, полицейскими чинами проводились расследования в волостных правлениях, в которых участвовали один из заявителей (домохозяин), представитель волостного правления и местного духовенства. Выяснялись время перехода заявителей в православие, характер их участия в религиозной жизни прихода, частота исполнения христианских таинств и степень приверженности к языческим традициям и т.д. Чаще всего оказывалось, что заявители и их дети состояли в православии со дня рождения, пусть не ежегодно, но посещали церковь, бывали на исповеди, принимали причастие, крестили детей, отпевали умерших и т.д. Уверения заявителей о том, что их предки были язычниками, а сами они с детства вместе с другими односельчанами посещают моления в рощах, не принимались во внимание. По этой причине большинство прошений не было удовлетворено.

Получив отказ от губернских властей, крестьяне с 1909 года стали подавать прошения на имя Департамента духовных дел иностранных исповеданий. В этом году только из Кадамской и Ернурской волостей поступило в разные инстанции заявления 227 домохозяев.

1 ГАКО. - Ф. 582. - Оп. 144. - Д. 268. - Л. 5.

2 Там же. - Оп. 149. - Д. 151. - Л. 59.

3 Там же. - Оп. 151. - Д. 79. - Л. 6.

4 Там же. - Оп. 149. - Д. 160. - Л. 4 об.

120

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

Однако желаемого результата достичь не удалось. Тогда марийцы деревень Тараканово, Большая Пижанка, починка Семейский Пижанского прихода, руководимые местным крестьянином Г.В. Таракановым, пошли на крайние меры, - собрав все свои иконы, находящиеся в домах, отвезли в церковь «с целью окончательного оставления православной веры и перехода в язычество»1. Крестьяне заявили священникам: «Русские боги и попы марийцам не нужны»2. После этого они отказались крестить своих детей, отпевать умерших. Даже хоронить покойников стали в специально отведенных самими крестьянами кладбищах. Местная власть долго пыталась противодействовать самовольной инициативе верующих, наказывая штрафами наиболее упорных. Однако преодолеть настойчивость крестьян не удалось. Аналогичные действия предпринимали и марийцы соседних деревень Зыковской волости.

Вероотступническое движение к 1910 году распространилось среди мари Великореченской волости. Всего за этот год было подано ими прошений от имени 66 семей. Однако к этому времени большая часть марийцев уезда, поняв бессмысленность своих усилий, перестала подавать прошения. Вместе с тем, наиболее упорные двоеверы и приверженцы секты «Кугу Сорта» продолжали направлять свои прошения даже в 1911-1913 годах.

В Уржумском уезде больше всего прошений было подано сторонниками «Адам илянской веры» Турекской, Ирмучашской, Конганурской волостей. В мае-июле 1907 года крестьяне стали проводить собрания, во время которых зачитывались коллективные прошения в адрес губернатора. В этих прошениях крестьяне критиковали действия местного духовенства, миссионера Сергея Громова. Они заявляли о своем глубоком желании быть исключенными из числа православных верующих, доказывали, что любая форма принуждения противоречит морально-нравственным основам3. Марийцам Уржумского уезда, как и Яранского уезда, пришлось неоднократно обращаться к местному губернатору, в Департамент духовных дел иностранных исповеданий.

Имеющиеся документальные материалы не позволяют максимально точно определить число людей, участвующих в подаче прошений о переходе из православия в язычество. Архивные документы не дают возможности точно уяснить количество марийцев, получивших официальное разрешение на переход в язычество. Приблизительные сведения о количестве перешедших из православия в язычество можно узнать на основе сравнения численности некрещеных мари в Вятской губернии за 1901 и 1915 годы. По губернии за эти годы число некрещеных возросло на 1500 человек, в том числе: по Уржумскому уезду на 600 , Яранскому уезду - 640 человек4. Вместе с этим наблюдались примеры перехода язычников в православие. За 1906-1910 годы православие приняли 179 марийцев (в 1906 - 32, 1907 - 46, 1908 - 18, 1909 - 43, 1910 - 40 человек).

1 Там же. - Оп. 150. - Д. 62. - Л. 5.

2 Зыков И.В. Религиозные течения среди марийцев. - Огиз; Нижегородское краевое изд-во, 1932. - С. 27.

3 ГАКО. - Ф. 582. - Оп. 148. - Д. 201. - Л. 3-4.

4 ГАКО. - Ф. 237. - Оп. 74. - Д. 2481. - Л. 20 об.-36; Д. 3217. - Л. 30-80 об.; Д. 2953. -Л. 41-73.

121

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

Наблюдались также случаи возвращения в православную веру из числа изъявивших желание перейти в древнемарийскую веру.

Рассмотренные материалы свидетельствуют о том, что объявленные правительством России принципы вероисповедной политики реализовывались лишь частично. Задачи либерализации государственно-вероисповедной политики на местах осуществлялись главным образом в соответствии с подзаконными актами. Поэтому большинство марийцев не смогло получить ожидаемого разрешения на переход из православия в исповедуемую ими веру.

Активными участниками вероотступничества стали приверженцы религиозной секты «Кугу сорта» и члены религиозных группировок, сформировавшихся под влиянием идеологии этой секты.

Часть верующих, недовольная политикой местных и центральных властей, предприняла радикальные шаги, направленные на окончательный разрыв своей связи с церковью. Местная власть, соблюдая новые законы, не решалась принимать активных мер против них. В то же время православное духовенство старалось возвратить вероотступников в лоно церкви.

Т.А. Дюжилова*

УЧЕНИЕ О НАКАЗАНИЯХ В КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ ЦЕРКВИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ФИЛОСОФИИ И ДОКТРИНЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Все нововведения византийской, западной и российской церковно-пенитенциарной практики, в том числе связанные со становлением институтов лишения и ограничения свободы в Русском государстве, на протяжении нескольких столетий неизбежно основывались на каноническом взгляде древнего христианства на наказующую роль церкви и покаяние преступивших ее установления членов. Позднейшие богословы и законодатели искали основания для трансформации и расширения как церковной, так и светской пенитенциарной практики в канонической традиции, рассматривая ее как фундамент, определяющий константные параметры и философию наказующих прав церкви. В связи с этим Н.С. Суворов отмечал: «Ставя выше сомнений и доказательств необходимость изучения церковных наказаний не только русской православной, но и древней Восточной Церкви, так как законодательство этой последней послужило фундаментом для канонических и юридических определений...»1.

Еще Дж. Берман утверждал, что и правовые системы стран Запада и всех других стран, подпадавших под влияние западного права, являются светским

Аспирант Межрегионального открытого социального института.

1 Суворов Н. О церковных наказаниях: опыт исследования по церковному праву. - СПб.,

1876. - С. V-VI.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.