Научная статья на тему 'Льготное лекарственное обеспечение в Вологодской области'

Льготное лекарственное обеспечение в Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
513
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Аширова Г. Ю.

Город Вологда один из древних городов России, первое упоминание о котором относится к 1147 г., центр одной из самых крупных областей Европейской части России Вологодской области, которая занимает 145,7 тыс. кв. км. Несмотря на большую территорию, население Вологодской области невелико. На конец 2002 г. число жителей составило 1301,1 тыс. человек, причем почти половина населения области проживает в двух крупных городах Вологде и Череповце.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Льготное лекарственное обеспечение в Вологодской области»

МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ 63

РЕМШ1ШМ ян варь-февраль 2004 ^^Л

4 В случае, если клиент звонит в компанию.

4 В случае, если сотрудник звонит клиенту.

5. Специальные стандарты для менеджеров по продажам

4 Каким образом следует готовиться к встрече с клиентом и что должно быть в результате подготовлено. 4 Каким образом следует вести себя во время встречи с клиентом. 4 Каким образом вести себя, если у вас нет ответа на вопрос клиента. 4 Стандарты в области достижения договоренностей с клиентом и их выполнения.

4 Стандарты в области сроков и формы предоставления отчетности. 4 Запрещенное поведение.

6. Специальные стандарты для продавцов-консультантов

4 Порядок действия и стандартные фразы в случае, если клиент хочет заказать продукцию, отсутствующую в ассортименте компании.

4 Порядок действия и стандартные фразы в случае, если клиент хочет заказать продукцию, временно отсутствующую на складе.

7. Специальные стандарты для сотрудников бэк-офиса

4 Каким образом информировать клиента о порядке оформления товарно-сопроводительной документации. 4 На что обращать внимание при ее оформлении.

4 Как скоро с момента заказа клиент должен получать факс-копии счетов. 4 Каким образом и как скоро информировать клиентов о доставке и о готовности заказа в случае самовывоза.

8. Для сотрудников склада

4 Внешний вид складских работников. 4 Сколько человек должно постоянно присутствовать на выдаче товара. 4 Максимальное время ожидания клиентом выдачи сформированного заказа. Что делать, если по объективным причинам отгрузка задерживается. 4 На что обращать внимание при выдаче товара и оформлении товарно-сопроводительной документации. 4 Как вести себя в случае конфликтной или нестандартной ситуации.

Г.Ю.АШИРОВА

Льготное лекарственное обеспечение

в вологодской области

Город Вологда - один из древних городов России, первое упоминание о котором относится к 1147 г., — центр одной из самых крупных областей Европейской части России - Вологодской области, которая занимает 145,7 тыс. кв. км. Несмотря на большую территорию, население Вологодской области невелико. На конец 2002 г. число жителей составило 1301,1 тыс. человек, причем почти половина населения области проживает в двух крупных городах — Вологде и Череповце.

С 1999 г. на территории Вологодской области реализуется программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. В 2000 г. в Вологодской области был принят политический документ «Вологодская область — Здоровье-21» (впервые в России на региональном уровне), которым определяется долгосрочная политика охраны и укрепления здоровья населения области. В последние годы в Вологодской области активно осуществляется работа по совершенствованию системы лекарственного обеспечения населения, которое является одной из важнейших составляющих системы охраны здоровья граждан. Особое внимание уделяется лекарственному обеспечению льготных категорий граждан.

Одним из важнейших факторов гарантий охраны здоровья граждан стало создание нормативной базы в области лекарственного обеспечения. В мае 1998 г. губернатор области утвердил «Концепцию системы лекарственного обеспечения населения Вологодской области» (постановление №395). В соответствии с этой концепцией приняты законы области, регламентирующие порядок закупок и лекарственного обеспечения населения области: 4 от 07.12.98 №317-ОЗ «О лекарственном обеспечении населения Вологодской области» (с последующими изменениями и дополнениями); 4 от 03.04.2000 №487-ОЗ «О закупках и поставках товаров, работ, услуг для

государственных нужд Вологодской области».

В октябре 2002 г. в соответствии с документом «Вологодская область — Здоро-вье-21» Правительством области утвержден «Стратегический план по охране и укреплению здоровья населения Вологодской области на 2002—2010 гг.» Из средств областного бюджета по отрасли «Здравоохранение» в 2002 г. направлено 175 млн. руб. на финансирование областных целевых программ. Кроме того, в рамках федеральных целевых программ привлечено средств федерального бюджета 33,1 млн. руб. Общая цель программ — улучшить качество лечения населения Вологодской области. Среди целевых программ — программа по льготному лекарственному обеспечению, кроме того, еще ряд программ содержат мероприятия, предусматривающие закупку лекарственных средств и обеспечение ими разных групп населения (табл.1). В Вологодской области координация, контроль и методическое руководство фармацевтической службой осуществляются Департаментом здравоохранения. В его составе созданы фармацевтический отдел и отдел лицензирования, а в Вологодском областном Центре контроля качества и сертификации лекарственных средств (ЦККиСЛС) — отдел инспектирования.

формулярная система

Департаментом здравоохранения области проводится постоянная работа по от-

64 льготное лекарственное обеспечение в вологодской области

2004 январь-февраль ремеоиим

таблица 1

Перечень областных целевых программ,

реализуемых Департаментом здравоохранения

Вологодской области

«Льготные лекарства»

«Сахарный диабет»

«Здоровый ребенок»

Профилактика артериальной гипертонии

«Санитарный автотранспорт»

«Совершенствование службы «Медицина катастроф»

«Анти ВИЧ-СПИД»

«Неотложные меры борьбы с туберкулезом»

«Развитие донорства крови»

«Вакцинопрофилактика»

«Противодействие злоупотребления наркотиками»

«Предупреждение распространения инфекций, передаваемых половым путем»

рисунок 1| Состав льготных категорий

граждан, проживающих на территории

Вологодской области, 2002 г.

1 — Ликвидаторы, 1% 3 — Инвалиды, 33% 2 — Ветераны, 32% 4 — Прочие, 34%

бору эффективных, высококачественных и безопасных лекарственных препаратов, необходимых для амбулаторного лечения льготных категорий граждан. Изучен опыт работы территорий по формулярной системе, с середины 1998 г. начата работа по ее внедрению. Внедрение формулярной системы было регламентировано приказом Управления здравоохранения от 17.07.98 №237 «О совершенствовании лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений области». Этим же приказом был утвержден первый областной Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее областной Перечень), в основу которого был положен Перечень, утвержденный приказом Минздрава России от

23.01.98 №17 «О совершенствовании лекарственного обеспечения населения Российской Федерации». В дальнейшем областной Перечень получил название «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий», и является приложением к программе государственных гарантий.

В феврале 1999 г. приказом УЗО от

26.02.99 №82 утвержден областной Фор-мулярно-терапевтический комитет (ФТК), основной задачей которого было внедрение формулярной системы на областном уровне. В соответствии с приказом УЗО от 24.10.2000 №478 «О формуляр-

ной комиссии» с ноября 2000 г. Форму-лярно-терапевтический комитет переименован в Формулярно-терапевтичес-кую комиссию, основными задачами которой являются внедрение рациональной лекарственной терапии в медицинскую практику и постоянная работа по обновлению областного Перечня и областного Формуляра для амбулаторного лечения льготных категорий граждан. В настоящее время формулярно-тера-певтические комиссии созданы при ЦРБ во всех муниципальных районах области, областных ЛПУ и при управлениях здравоохранения в городах Вологда и Череповец. В адрес этих комиссий были направлены рекомендации по внедрению формулярной системы, примерные формулярные списки для ЛПУ трех различных по объему работы групп в качестве образцов для разработки формулярных списков жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (Формуляров ЛПУ) в каждом лечебно-профилактическом учреждении области.

Для лечения льготных категорий граждан введен отбор лекарственных средств для создания базового ассортимента жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, который в дальнейшем получил название областного Формуляра лекарственных средств для амбулаторного лечения льготных категорий граждан (Формуляр). Предложения по внесению в Формуляр новых препаратов, исключению малоэффективных или снятых с производст-

ва поступают в областную формулярную комиссию от областных специалистов и формулярных комиссий ЛПУ, все предложения рассматриваются на заседаниях областной формулярной комиссии, где принимаются решения. Отбор лекарственных препаратов происходит по международному непатентованному названию. Формуляр утверждается ежегодно. Ассортимент лекарственных средств, включенных в областной Перечень и областной Формуляр, соответствует федеральному Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 20.03.2003 г. №357-р, и расширен за счет включения лекарственных средств, предложенных членами областной и районных формулярных комиссий. Количество лекарственных средств в Формуляре 2001 г. составило 281 наименование, в Формуляре 2002 г. — 273 наименования, 2003 г. — 284 наименования.

финансирование льготного екарственного обеспечения

Программа «Льготные лекарства» рассчитывается по социальному нормативу 399 руб. на 1-го человека в год, утвержденному в Законе Вологодской области от 06.10.1999 г. №417-ОЗ «О социальных нормах Вологодской области в денежном выражении».

Работа по уточнению количества и категорий граждан, имеющих право на лекарственные льготы, осуществляется посто-

МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ 65

РЕМШ1ШМ ян варь-февраль 2004 ^^Л

янно. Первоначальные данные для определения стоимости Программы были получены в Департаменте труда и социального развития, и в дальнейшем эти количества уточнялись во всех районах. Количество граждан, имеющих право на лекарственные льготы по области и взятое для расчета необходимых ассигнований для областной целевой программы «Льготные лекарства», на 2002 г. — 307 051 человек, на 2003 г. — 311 215. Это наиболее социально незащищенные группы населения — люди пожилого и старческого возраста, инвалиды, дети. Особенно острой является проблема лечения детей-инвалидов, больных онкологическими и гематологическими, психиатрическими, кожными заболеваниями. Стоимость лечения в амбулаторных условиях таких больных очень высока. В рамках единой Программы обеспечиваются равные условия предоставления лекарственной помощи для всех жителей области, в том числе проживающих и в самых отдаленных населенных пунктах.

В 2001 г. изменился порядок финансирования Программы. Финансирование

производилось в соответствии с постановлением губернатора области от 20.04.2001 №425 «О механизме финансирования расходов на реализацию Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» из трех источников:

♦ за счет средств федерального бюджета финансировался Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»;

♦ за счет средств областного бюджета — Федеральный закон «О ветеранах» и льготы прочим категориям граждан для районов области, кроме Вологды и Череповца, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.94 №90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (с последующими изменениями и дополнениями);

♦ за счет средств муниципальных бюджетов Вологды и Череповца — финансировались льготы для граждан прочих категорий этих городов. Программа «Льготные лекарства 2000—2001 г.» фи-

нансировалась в областном бюджете по разделу 1701 «Здравоохранение». С 2002 г. предусмотрена централизация расходов по данной программе по г. Вологде и Череповцу в областном бюджете. Финансирование предусматривается по двум разделам: по разделу 1701 «Здравоохранение» — в объеме 50 721 тыс. руб. на прочие категории граждан и в разделе 1806 «Социальная политика» — в объеме 53 579 тыс. руб. на ветеранов и инвалидов. Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2002 г., расходы на реализацию льгот по Федеральным законам «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 53 579 тыс. руб. отнесены в ведение Департамента здравоохранения области. Общий объем расходов предполагался в размере 104 300 тыс. руб. С учетом поправок норматив расходов на медикаменты на 1 человека, имеющего право на лекарственные льготы, составил в 2002 г. — 467 руб. (первоначально 305 руб.). Фактически за 2002 г. население Вологодской области получило медикаментов по бесплатным и льготным рецептам на сумму 97,4 млн. руб., из них ве-

льготное лекарственное обеспечение в вологодской области

2004 январь-февраль РЕМШЦЦМ

таблица 2

теранам на сумму 6,3 млн. руб. (6,6%), инвалидам — 39,8 млн. руб.(41%), прочие категории — 52,1 млн. руб. (53%) (рис 2) . Одной из задач централизации программы «Льготные лекарства» в 2002 г. являлось повышение экономической эффективности. В 2002 г. проведено 4 открытых конкурса по закупке лекарственных средств для реализации программы «Льготные лекарства», в результате которых достигнута значительная экономия бюджетных средств. Полученная экономия направлена на закупку дополнительных объемов лекарств.

В течение последних 4-х лет из Федерального фонда выделены лекарственные препараты для лечения больных сахарным диабетом.

По областной целевой программе «Сахарный диабет» в 2002 г. закуплены высокоэффективные инсулины и небольшое количество средств самоконтроля (тест-полоски для глюкометров). Саха-роснижающие таблетированные препараты закупались за счет программы «Льготные лекарства» и поступили по федеральной программе. Таким образом, при централизованной закупке на выделенные финансовые средства закуплено лекарственных средств (в упаковках) на 34,77% больше, что позволило обеспечить большее число граждан, решить проблемы, возникшие в I полугодии, и создать базу для программы 2003 г. Здесь же уместно пару слов сказать о ценах. В связи с введением ставки 10%-но-го НДС на лекарственные средства, с 01.01.2002 г произошел рост цен оптовых и розничных на лекарственные средства, при этом цены медикаментов, закупаемых на открытых конкурсах, практически в течение 2002 г не выросли.

организация единои системы лекарственного обеспечения. концепция программы

Принципы стратегии реализации областной целевой программы «Льготные лекарства»:

1. Единая модель планирования, основанная на современных научных взглядах на природу и лечение болезней;

Объемы бесплатной и льготной

лекарственной помощи амбулаторным

больным в Вологодской области (тыс. руб.)

1998 г. 1999 г.

Районы 2860,25 5315,80

г. Вологда 2646,67 4594,56

г. Череповец 7466,20 17111,00

Всего: 12973,12 27021,36

2. Единый формулярный подход на основе федеральных стандартов по Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

3. Единый финансовый норматив для финансирования городов и сел, утверждаемый Законодательным собранием (399 руб.);

4. Конкурсный метод закупок лекарств в соответствии с федеральным и областным законодательством;

5. Персонифицированный компьютерный учет всех льготных категорий граждан;

6. Персонифицированный компьютерный учет выписки и отпуска всех лекарственных средств;

7. Полная прозрачность движения бюджетных средств на эти цели.

Система исполнения областной целевой программы «Льготные лекарства»:

1. Анализ;

2. Планирование;

3. Принцип соответствия заявляемых объемов лекарств лимитам финансирования;

4. Принцип закупок методом открытых конкурсов;

5. Организация товаропроводящей сети;

6. Контроль на всех этапах.

Для оценки исполнения используется комплекс критериев — социальных, организационных и экономических. В связи с переходом на единую систему лекарственного обеспечения в начале 2002 г. возникли определенные трудности, связанные с отсутствием переходящего запаса лекарственных средств на уполномоченном складе, более сложной системой взаимодействия ЛПУ и аптек в городах. Возникла очередь на обеспечение льготными лекарствами в аптеках и соответственно социальная напряженность. Для ликвидации всех этих осложнений и организации бесперебойного обеспече-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния населения бесплатными и льготными рецептами были проведены следующие мероприятия:

♦ конкурс для создания сети уполномоченных аптек, включая города Вологду и Череповец; на сегодняшний день уполномоченная аптечная сеть — это 44 организации, их них: в муниципальных районах — 26 аптек, в городе Вологде — 9 аптек, в городе Череповце — 9 аптек;

♦ с целью оперативного использования имеющегося запаса медикаментов, дважды в течение года пересматривался норматив товарного запаса в уполномоченной сети, в результате чего найден оптимальный вариант: 1 месяц — в уполномоченных аптеках и 2 месяца — на складе;

♦ изменен механизм составления заявок уполномоченных аптек и подход к формированию областного квартального заказа для централизованных закупок, проводится защита муниципальных квартальных заявок по номенклатуре, количеству и с учетом финансирования;

♦ проводится усовершенствование системы мониторинга исполнения программы — и еженедельно информация по исполнению программы направляется в Правительство области;

♦ на областном уполномоченном складе создан необходимый запас медикаментов, цель которого избежать накопления очередности. При отсутствии лекарства в аптеке срок ожидания не должен превышать 1-й недели в городах и 2-х недель — в районах.

Единая областная система бесплатного и льготного лекарственного обеспечения населения области предусматривает решение следующих задач:

♦ обеспечить преемственность в работе всех амбулаторно-поликлинических учреждений для организации качественной медицинской помощи льготным категориям граждан;

♦ определение перечня и объемов жизненно необходимых лекарственных средств для амбулаторного лечения льготных категорий граждан;

♦ определение механизма обеспечения льготных категорий амбулаторных больных лекарственными средствами;

66

67

РШШ1ШМ январь-февраль 20041

МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ

рисунок 2

Фактическое потребление лекарственных

средств по программе «Льготные лекарства»

150000 120000 90000 60000 30000 О

121 250

97 445,4

79 040

65 696

j

12 3

1 — 2000 г.

2 — 2001 г.

3 — 2002 г.

4 — 2003 г.

(ожид.)

4

таблица э| Сводные данные по конкурсам

по программе «Льготные лекарства» за 2002 г.

Наименование конкурса Сумма контрактов (руб.)* Экономическая эффективность (руб.)** % экономической эффективности

ЛЕК 2002-1 22 229 319,28 6720 105,79 30,23

ЛЕК 2002-2 24 149 243,98 10 661 384,96 44,15

ЛЕК 2002-3 23 364 583,79 7 535 262,27 32,25

ЛЕК 2002-4 26 489 451,21 9 730 427,91 36,73

Итого 96 232 598,26 34 647 180,93 35,84

* Суммы контрактов даны с учетом НДС. ** Экономическая эффективность рассчитывается по разнице между ценой закупа и средней ценой в свободной розничной продаже.

таблица 4| Поступление препаратов в денежном

выражении из Федерального фонда и областного бюджета

1999 г. 9960,0 тыс. руб. 25810,0 тыс. руб.

2000 г. 6721,1 тыс. руб. 35000,0 тыс. руб.

2001 г. 9630,7 тыс. руб. 38671,0 тыс. руб.

2002 г. 6341,0 тыс. руб. 42451,9 тыс. руб.

таблица 5

Сводные данные по конкурсам за 2000—2002 гг.

по программам «Льготные лекарства», «Диабет» (руб.)

Наименование конкурса Сумма контрактов Экономия %

Диабет-2000* 22 777 409,80 8 114 049,00 35,62

3-ЛЕК 7 746 594,67 1 917 886,37 24,76

4-ЛЕК 6 237 554,93 1 271 807,07 20,39

5-ЛЕК 11 387 811,55 2 949 942,34 25,90

6-ЛЕК 7 798 060,82 2 126 427,17 27,27

Диабет-2001 36 554 404,58 12 777 712,42 34,96

ЛЕК 2001-1 9 332 594,44 1 646 437,21 17,64

ЛЕК 2001-2 8 459 432,28 2 199 638,08 26,00

ЛЕК 2001-3 7 359 001,91 1 559 479,44 21,19

Диабет-2002** 34 043 313,00 9 882 049,60 29,03

ЛЕК 2002-1 20 563 829,47 6 720 105,79 32,68

Итого: 172 260 007,45 51 165 534,49 29,70

♦ обеспечение эффективной системы мониторинга качества льготного лекарственного обеспечения;

♦ рациональное использование финансовых средств, кадровых и материально-технических ресурсов аптечных учреждений;

♦ учет и контроль за функционированием систем Программы.

Благодаря Программе улучшились показатели здоровья населения, организовано гарантированное предоставление лекарственных льгот в муниципальных районах и городах, повысилось качество лечения за счет закупок эффективных и безопасных жизненно необходимых лекарственных средств, повысилась эффективность использования бюджетных средств, направляемых на закупку лекарственных средств.

Проведенные мероприятия позволили решить поставленную задачу по своевременному и безотказному обеспечению населения медикаментами в рамках программы «Льготные лекарства», о чем свидетельствует динамика числа рецептов, поставленных на очередь для гарантированного обеспечения населения (рис.3). Для приближения лекарственной помощи сельскому населению, имеющему льготы, главными врачами центральных районных больниц определены специалисты среднего медицинского звена, имеющие право выписывать рецепты на льготных условиях по месту жительства. С районными уполномоченными аптеками заключены договора на обеспечение через фельдшерско-акушерские пункты централизованно закупленными лекарствами льготных категорий граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах.

Фактически получили помощь в 2002 г. по программе «Льготные лекарства» 179 141 человек, из них ветераны — 29 624 человека (16,54%), инвалиды — 85 175 человек (47,55%), прочие категории — 64 342 человека (35,9%).

особенности централизованной системы лекарственного обеспечения

Порядок централизованных закупок и поставок лекарственных средств утвержден Законом области от 07.12.98

^Н2004 январь-февраль РЕМШЦЦМ

льготное лекарственное обеспечение в вологодской области

таблица б| Анализ фирм-участников в открытых

конкурсах 2000—2002 гг. на территории Вологодской области

№ п/п Наименование конкурса Количество фирм, получивших приглашение на открытый конкурс Количество фирм, принявших участие в открытых конкурсах Заключено контрактов

1 2 3 4 5

1 Диабет-2000* 25 7 3

2 3-ЛЕК 151 31 11

3 4-ЛЕК 176 32 15

4 5-ЛЕК 169 39 12

5 6-ЛЕК 201 46 16

6 Диабет-2001 31 26 9

7 ЛЕК 2001-1 225 38 22

8 ЛЕК 2001-2 311 61 18

9 ЛЕК 2001-3 296 54 17

10 Диабет-2002** 15 9 3

11 ЛЕК 2002-1 369 30 26

лекарств от уполномоченного склада, информирование специалистов ЛПУ об ассортименте лекарств, прием рецептов, отпуск по ним лекарств, автоматизированный предметно-количественный и бухгалтерский учет их движения, отчетность.

Отношения между сторонами оформлены контрактами на выполнение услуг для государственных нужд области. С целью экономии бюджетных средств с января 2002 г. размер оплаты услуг уполномоченного склада сокращен в 2 раза — с 5% до 2,5%; уполномоченных аптек городов Вологды и Череповца сокращен с 15% до 8%; муниципальных образований — до 10%.

конкурсные закупки

рисунок 3

| Динамика количества рецептов, взятых на гарантированное

обеспечение льготной категории граждан в 2002 г.

10000

8000

6000

4000

2000

г- 8768

4902

3920

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 — 26 июня

2 — 8 июля

3 — 8 августа

4 — 6 сентября

5 — 4 октября

6 — 10 ноября

7 — 27 декабря

3

7

№317-ОЗ «О лекарственном обеспечении населения Вологодской области» и постановлением губернатора области от 07.05.99 №287 «Об организации централизованной закупки основных видов лекарственных средств для нужд учреждений социальной сферы, бесплатного обеспечения некоторых категорий амбулаторных больных». В соответствии с этим постановлением создана уполномоченная аптечная сеть для доведения лекарственных средств, закупленных по итогам конкурсов от поставщиков до потребителей. Товаропроводящая сеть включает в себя уполномоченный склад и уполномоченные аптеки разной формы собственности. Функции уполномоченного склада переданы ГУП ГПТП «Фармация» г. Вологды, единственному в области фармацевтическому предприятию, отвечающему всем требованиям, установлен-

ным для областного уполномоченного склада. В функции уполномоченного склада входит: приемка централизованно закупленных лекарств от поставщиков, контроль качества, хранение и доставка товаров в уполномоченные аптеки по их заявкам. Работа с поставщиками проводится по результатам состоявшихся конкурсных закупок лекарств. Доставка в районы осуществляется еженедельно.

В каждом из 26 муниципальных районов Департаментом здравоохранения по согласованию с органами местного самоуправления и Департаментом экономики Правительства области определена аптека, уполномоченная на отпуск населению централизованно закупленных лекарств по рецептам врачей. В функции этих аптек входит: определение потребности, составление заказ-заявок, приемка поступающих

Закупка лекарственных средств в рамках областных целевых программ для обеспечения льготных категорий граждан проводится централизованно — методом проведения открытых конкурсов и методом ценовых котировок. Для удовлетворения оперативной (срочной) потребности в лекарствах используется метод закупок по результатам ценовых котировок. Такие закупки проводятся на основании требований уполномоченных аптек, представленных на уполномоченный склад. В основном это лекарственные средства, назначенные по решению клинико-экспертных комиссий поликлиник, не входящие в областной Формуляр.

Открытые конкурсы проводятся ежеквартально. Централизованные закупки лекарственных средств для амбулаторного лечения льготных категорий граждан проводятся в рамках областного Формуляра.

Номенклатура лекарственных средств и их количества, представляемые для закупки по конкурсу, определяются на основании заявок, поступающих от ЦРБ и уполномоченных аптек районов области, а также от главных штатных и внештатных специалистов Департамента здравоохранения. Заявки представляются на бумажном и электронном носителях. Работа по определению потребности и составлению муниципальных годовых и квартальных заказ-заявок проводится совместно централь-

МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ 69

^■ РЕМШ1ШМ ян варь-февраль 2004 ^^Л

ными районными больницами и уполномоченными аптеками районов области. Годовые муниципальные заказы утверждаются руководителями органов местного самоуправления. Одним из основных принципов проведения конкурсных закупок является отбор лекарственных препаратов по международному непатентованному названию, в связи с чем заявки на закупку лекарственных средств, отчеты и аналитические материалы по выполнению областной целевой программы «Льготные лекарства» всеми исполнителями составляются исходя из международных названий.

В автоматизированном режиме проводится работа по составлению сводных (годовая, квартальные) заявок по программе «Льготные лекарства», по составлению спецификаций для проведения конкурсных закупок, по составлению разнарядок для уполномоченного склада.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕТА

В целях обеспечения бухгалтерского учета, контроля за сохранностью и рациональным использованием лекарственных средств, закупаемых в рамках областной целевой программы «Льготные лекарства», создана автоматизированная система учета движения лекарственных средств и мониторинга лекарственного обеспечения. Для этих целей в январе-феврале 2000 г проведена конкурсная закупка компьютерной техники для создания автоматизи-

рованных рабочих мест на уполномоченном складе и в уполномоченных аптеках районов области. В марте-апреле того же года разработан и внедрен в работу аптек программный продукт, позволяющий осуществлять бухгалтерский учет, расчеты, предметно-количественный учет лекарств и персонифицированный учет их потребления. Проведено обучение специалистов уполномоченных аптек районов области работе на персональном компьютере и использованию программного продукта.

С начала эксплуатации программного продукта ведется постоянное обслуживание сервисной части программы в зависимости от возникающих в процессе работы задач. Можно остановиться на наиболее объемных модулях, добавленных в программу за истекший период.

В сентябре 2000 г программа дополнилась процедурой передачи данных уполномоченных аптек в центр сбора информации на электронном магнитном носителе. В центре сбора информации была создана программа, позволяющая объединить данные, полученные из баз данных уполномоченных аптек. На основе полученной информации с октября 2000 г. формируются ежемесячные сводные отчеты по работе всей уполномоченной товаропроводящей сети.

В мае-июне 2001 г. в программе дополнительно к персонифицированному учету был внедрен в работу раздельный учет по категориям льгот в соответст-

вии с кодами оснований для бесплатного и льготного получения лекарственных средств на территории Вологодской области. Указанный в рецепте код основания для предоставления льготы в процессе работы прикреплялся к каждому пациенту по мере его обращения в уполномоченную аптеку. В результате этого рецепты программно группируются по указанным в них основаниям для получения льготы в заданном разрезе ветеранов, инвалидов, ликвидаторам аварий и прочим (всем остальным) категориям льгот. Фактически за июль 2001 г. был получен первый отчет по реализации областной целевой программы «Льготные лекарства» в разрезе оснований для получения льготы. В настоящее время ведется разработка программных продуктов, которые позволят автоматизировать более широкий спектр задач по работе с бесплатным и льготным лекарственным обеспечением населения Вологодской области.

Таким образом, мы считаем, что в настоящих условиях наиболее эффективным способом гарантированного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан является принятие областных целевых программ. Это дает возможность сделать процесс предоставления лекарств бесперебойным, благодаря организации ритмичных централизованных закупок, позволяющих создать запас жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

кроме того..._

ДЕТИ — ЗАБОТА ОБЩАЯ

Эта расхожая фраза обретает особый смысл, когда речь идет о детях, лишенных родительского внимания и любви, — воспитанниках детских домов. И даже если этим детям повезло с заботящимся о них персоналом, материальный аспект всегда остается актуальным. «Детей у нас много, а денег на их содержание не хватает. Покрывала, подушки, различный инвентарь — все это сегодня «выходит в копеечку», — делится своей заботой Ирина Абрамова, директор детского дома-интерната в поселке Томилино «Наш дом». В преддверии новогодних праздников «Нашему дому» повезло — ему подарили 2 новые квартиры, в которых будут жить дети от 7 до 11 лет. Но сразу возникли пробле-

мы, связанные с обустройством квартир: необходимы средства на закупку мебели и оборудования для спален, гостиных и душевых. Среди множества наболевших вопросов сейчас остро стоит и проблема зимнего спортивного инвентаря. Воспитанники «Нашего дома» с удовольствием занимаются спортом, участвуют в соревнованиях. Вот только зима еще в разгаре, а лыж на всех осталось 4 пары, да если бы только лыж! «Нам нужно развивать спортивную базу для детей», — подчеркивает Ирина Абрамова. Именно на эти благородные цели пойдут отчисления, сделанные в декабре в рамках программы долгосрочной помощи «Нашему дому» известными фармпроизводителями — АО «Лекхим» (Украина), ЗАО «Сарепта-медипласт» (Украина), ООО «Озон» (Самарская обл.), — компаниями, которые отдают на нужды детей один процент от продаж медикаментов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.