Научная статья на тему 'Лев Толстой: к истокам методики русского языка'

Лев Толстой: к истокам методики русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
58
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика русского языка / методы и приемы обучения русскому языку / учебник / наглядность / занимательность / методические указания для учителя / Russian language methodology / methods and techniques of teaching the Russian language / textbook / visibility / entertainment / methodical instructions for the teacher

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Харлова Надежда Михайловна, Мельникова Юлия Сергеевна

В статье рассматривается вклад Л.Н. Толстого в развитие отечественной методики русского языка. Актуальность настоящего исследования связана с тем, что в настоящее время нет работ, наиболее полно представляющих роль писателя в истории методики русского языка в средней школе. Цель исследования : определить роль Л.Н. Толстого в становлении отечественной методики преподавания русского языка. Объектом исследования являются методические труды Л.Н. Толстого. Предмет исследования – вклад Л.Н. Толстого в становление отечественной методики преподавания русского языка в средней школе. Методы исследования: для получения эмпирических и теоретических данных использовался метод анализа теоретических и методических работ (научных статей, монографий, методических пособий). Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована необходимость учета педагогических достижений Л.Н. Толстого в организации работы с учащимися на уроках русского языка. Теоретическая значимость определяется содержанием исследования, в котором предложен научно обоснованный подход к педагогическому наследию Л.Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leo Tolstoy: to the origins of the Russian language methodology

The article examines the contribution of L.N. Tolstoy to the development of the Russian language methodology. Nowadays there are currently no works that most fully represent the role of the writer in the history of the Russian language methodology in secondary school. The purpose of the study is to determine the role of L.N. Tolstoy in the formation of the national methodology of teaching the Russian language. The object of the study is the methodological works of L.N. Tolstoy. The subject of the research is the contribution of L.N. Tolstoy to the formation of the national methodology of teaching Russian in secondary school. Research methods: the method of analysis of theoretical and methodological works (scientific articles, monographs, manuals) was used to obtain empirical and theoretical data. The scientific novelty of the study is the necessity of taking into account pedagogical achievements is justified. The theoretical significance is the pedagogical heritage of L.N. Tolstoy.

Текст научной работы на тему «Лев Толстой: к истокам методики русского языка»

УДК 37.016:811

Надежда Михайловна Харлова

Юлия Сергеевна Мельникова

г. Шадринск

Лев Толстой: к истокам методики русского языка

В статье рассматривается вклад Л.Н. Толстого в развитие отечественной методики русского языка. Актуальность настоящего исследования связана с тем, что в настоящее время нет работ, наиболее полно представляющих роль писателя в истории методики русского языка в средней школе. Цель исследования : определить роль Л.Н. Толстого в становлении отечественной методики преподавания русского языка. Объектом исследования являются методические труды Л.Н. Толстого. Предмет исследования - вклад Л.Н. Толстого в становление отечественной методики преподавания русского языка в средней школе. Методы исследования: для получения эмпирических и теоретических данных использовался метод анализа теоретических и методических работ (научных статей, монографий, методических пособий). Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована необходимость учета педагогических достижений Л.Н. Толстого в организации работы с учащимися на уроках русского языка. Теоретическая значимость определяется содержанием исследования, в котором предложен научно обоснованный подход к педагогическому наследию Л.Н. Толстого.

Ключевые слова: методика русского языка, методы и приемы обучения русскому языку, учебник, наглядность, занимательность, методические указания для учителя.

Nadezhda Mikhailovna Kharlova Yulia Sergeevna Melnikova Shadrinsk

Leo Tolstoy: to the origins of the Russian language methodology

The article examines the contribution of L.N. Tolstoy to the development of the Russian language methodology. Nowadays there are currently no works that most fully represent the role of the writer in the history of the Russian language methodology in secondary school. The purpose of the study is to determine the role of L.N. Tolstoy in the formation of the national methodology of teaching the Russian language. The object of the study is the methodological works of L.N. Tolstoy. The subject of the research is the contribution of L.N. Tolstoy to the formation of the national methodology of teaching Russian in secondary school. Research methods: the method of analysis of theoretical and methodological works (scientific articles, monographs, manuals) was used to obtain empirical and theoretical data. The scientific novelty of the study is the necessity of taking into account pedagogical achievements is justified. The theoretical significance is the pedagogical heritage of L.N. Tolstoy.

Keywords: Russian language methodology, methods and techniques of teaching the Russian language, textbook, visibility, entertainment, methodical instructions for the teacher.

Методика русского языка как наука прошла достаточно длительный путь.

Возникновение методики русского языка традиционно связывают «с выходом в свет в 1844 г. работы Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка», в которой впервые был обобщен предшествующий опыт преподавания русского языка, личный опыт выдающегося ученого-методиста, а также изложены идеи и принципы, исходя из которых должно было строиться, по мнению Ф.И. Буслаева, преподавание русского языка» [1, с. 13].

Более подробные сведения по истории методики русского языка как науки содержатся в хрестоматиях по методике, в трудах выдающихся методистов: Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, К.Д. Ушинского, М.Т. Баранова и др. В настоящее время методика преподавания русского языка продолжает развиваться в статьях, в учебных пособиях, в методических рекомендациях. Однако, по мнению М.Р. Львова, «Единого курса И. (истории методики русского языка) или монографии, охватывающей весь предмет, пока не создано» [9, с. 75]. Тем более недостаточно работ, полно описывающих вклад выдающегося писателя А.Н. Толстого (195-летие со дня рождения которого отмечалось в России 9 сентября 2023 г.) в развитие методики русского языка в средней школе. Обычно

отмечается лишь вклад писателя в становление методики начального обучения русскому языку, которая «выделилась как самостоятельное направление в методике с середины XIX в. в связи с развитием народной начальной школы... и представлена именами И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, ... Л.Н. Толстого, Д.И. Тихомирова и др. » [9, с. 102].С этим связана актуальность нашего исследования.

Цель исследования: определить роль Л.Н. Толстого в становлении отечественной методики преподавания русского языка.

Объектом исследования являются методические труды Л.Н. Толстого

Предмет исследования - вклад Л.Н. Толстого в становление отечественной методики преподавания русского языка в средней школе.

Методы исследования: для получения эмпирических и теоретических данных использовался метод анализа теоретических и методических работ (научных статей, монографий, методических пособий).

Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована необходимость учета педагогических достижений Л.Н. Толстого в организации работы с учащимися на уроках русского языка.

Теоретическая значимость определяется содержанием исследования, в котором предложен научно обоснованный подход к педагогическому наследию Л.Н. Толстого.

Анализ исследований и публикаций

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель мирового значения, публицист, педагог. Роль педагогического наследия Л. Н. Толстого в становлении отечественной методики преподавания русского языка еще предстоит осмыслить будущим педагогам -теоретикам и практикам.

В настоящее время существуют лишь отдельные работы, в которых представлен обзор педагогических воззрений и методических находок Л. Н.Толстого по методике преподавания русского языка на среднем этапе школьного обучения.

Так, еще в 1930 г. была опубликована работа Е. Бутягина «Вопросы методики русского языка у Льва Николаевича Толстого » [2]. Автор отмечает: «Рассуждения Толстого о методах обучения грамоте тесно связаны с его взглядами на общие задачи народного образования» [2, с. 10]. Многие положения педагога-новатора критикуются Е. Бутягиным. Так, например, он считает «необычайным ... утверждение, что при помощи грамматики не научишь ни орфографии, ни правильному изложению мыслей, ни пониманию написанного» [2, с. 10]. Остроумным автор считает «замечания Толстого о противоречивости логической грамматики... Правы ученики, которые в предложении На земле не было гор видят подлежащее то в первом, то во втором существительном. И не правы, и смешны учителя, называя это предложение безличным» [2, с. 11]. По наблюдениям Е. Бутягина, основной задачей изучения грамматики Толстой считал задачу: «заставить ученика понять, что слово имеет форму, которая меняется в зависимости от положения во фразе» [2, с. 11]. Однако идеализацию крестьянских детей, которые, по мнению Л.Н. Толстого, уже от рождения талантливы и способны, автор считал неприемлемой.

Работа В.А. Вейкшана «Л.Н. Толстой - народный учитель» [3] вышла в свет в 1950 г. и была переиздана в 1959 г. Кроме краткого очерка педагогической деятельности Л.Н. Толстого и описания устройства Яснополянской школы автор анализирует принципы воспитания и обучения детей, методы преподавания отдельных предметов. Автор отмечает: «Л.Н. Толстой полагал, что методика преподавания грамматики, сводившаяся к механическому заучиванию детьми грамматических категорий, определений и правил, не соответствует целям Яснополянской школы» [3, с. 57]. По мнению В.А. Вейкшана, «наряду с исключительно ценными и далеко идущими идеями в области воспитания и обучения встречаются отсталые и устаревшие положения, обусловленные своеобразной толстовской идеологией» [3, с. 11].

Мы привели примеры работ, относящихся к прошлому XX в. В наше время изучение педагогического наследия Л.Н. Толстого продолжается.

Так, следует отметить весьма подробную работу Н.В. Кудрявой «Лев Толстой педагог: от народного учителя к учителю жизни», опубликованную в 2013 г. [4]. По мнению автора, «Педагогические сочинения Л.Н. Толстого - это уникальное явление мировой и отечественной педагогики. Толстой предстает в них как практик, народный учитель. ... С другой стороны - это теоретик глобального масштаба, который намечает контуры гуманизации всего научного знания» [4, с. 57]. Н.В. Кудрявая анализирует «причины забвения духовного наследия Толстого». В настоящее время, по мнению автора, «педагогическая общественность испытывает потребность в новой научной интерпретации педагогических взглядов Л.Н. Толстого» [4, с. 70]. В 2021 г. опубликована другая работа Н.В. Кудрявой «Лев Толстой - провидец, педагог, проповедник» [5].

В статье А.Е Орловой, Е.В Ильина, А.Е. Ильина «Л.Н. Толстой как народный просветитель и учитель крестьянских детей» [10] Л.Н. Толстой назван «педагогом-исследователем, педагогом-экспериментатором, методистом, народным просветителем» [10, с. 231]. Как отмечают авторы, «не одно поколение исследователей может черпать из его наследия оригинальные идеи, мудрые советы, методические рекомендации по вопросам обучения и воспитания, критически их переосмысливать и применять в своей педагогической практике» [10, С. 231-232]. И в этом трудно не согласиться с авторами статьи. Действительно, идея творческого, созидательного труда обучающихся, занимательность в обучении, свобода выбора форм обучения, совместный труд учителя и ученика на уроке - все эти «находки» «народного просветителя» весьма актуальны и могут быть применены в наши дни.

Какие же основные положения из педагогического наследия Л.Н. Толстого относятся непосредственно к методике преподавания русского языка в средней школе? По нашему мнению, таких положений несколько:

1. Создание школы нового типа.

Прежде всего, отметим, что «Педагогическая деятельность Толстого началась с создания 1859 г. Яснополянской школы» [5]. Лев Николаевич с энтузиазмом принялся обустраивать школу для крестьянских детей. Толстой продумывает, какие школьные предметы должны изучаться школьниками, как заинтересовать науками неграмотных детей, какие учебные книги использовать в процессе обучения. «Постановка воспитания и обучения в Яснополянской школе была отрицанием всех устоев феодально-бюрократической педагогики. ... Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки - внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки» [6, с. 5]. Жесткая программа отсутствовала. Активно внедрялась идея совместного труда учителя и ученика. Впоследствии публикуются «Дневники Яснополянской школы», которые свидетельствуют о том, как Л.Н. Толстой внимательно относился к детям, учил писать сочинения, анализировал успехи детей и педагогические неудачи.

2. Велика заслуга Л.Н. Толстого и в формировании представления о школьном учебнике. Работа в Яснополянской школе, а также «знакомство с современной западноевропейской и отечественной педагогикой и учебной литературой... позволили Льву Николаевичу обнаружить коренные недостатки, присущие учебной книге того времени» [12, с. 16]. В этом смысле его «Азбука» стала «первым оригинальным по содержанию и построению учебником» [12, с. 16]. Понадобилось несколько лет наблюдений, размышлений, накопления опыта, чтобы в сентябре 1871 г. Толстой приступил «к систематической работе над «Азбукой»» [5].

«Азбука» (1871-1872) имеет довольно сложное строение. Она состоит из четырех книг, каждая из которых, в свою очередь, делится на части.

«Первая книга представляет собой: 1) собственно азбуку, т.е. букварь, 2) тексты для первоначального чтения, 3) славянские тексты, 4) материалы для обучения счету. ... Во второй книге, являющейся фактической книгой для чтения, помещены художественные тексты, а также научно-популярные рассказы по истории, географии, физике и

естествознанию, ... тексты для изучения церковнославянского языка» [12, с. 16]. Третья и четвертая книги сохраняют подобную композицию.

В 1 части первой книги «Азбуки» несколько разделов:

1 раздел. Здесь в большом формате представлены русские буквы в алфавитном порядке, азбука в картинках.

2 раздел называется «Склады». Здесь представлены сочетания букв, отдельные слоги. «Дидактическое назначение этого раздела состояло в том, чтобы выработать у ребенка умение слитно произносить слоги, сочетания букв и зрительно воспринимать при чтении знакомые буквосочетания» [12, с. 17].

3 раздел. В начале раздела приводится 13 групп слов, поделенных на слоги. Затем приводятся отдельные предложения, пословицы.

4 раздел «Упражнения в произношении» содержал загадки, пословицы, небольшие связные тексты и «служил для совершенствования приобретенных умений в чтении и для упражнений в правильном произношении» [12, с. 17].

В 1875 г. «Л.Н. Толстой особо выделил первую книгу (без математической части) и на ее основе создал отдельный учебник - «Новую азбуку». Остальные три книги «Азбуки», также без математических разделов, были изданы в виде отдельных учебников - книг для чтения» [12, с. 17]. Книги для чтения вошли в историю и педагогики, и методики России, а «Новая азбука» (1874-1875) стала образцом нового учебника. «Новая азбука» характеризуется «более строгим отбором учебных материалов, последовательным их усложнением ., ориентированностью на разные способы обучения (слуховой, звуковой, буквослагательный)» [12, с. 20].

В целом, над «Азбукой» и «Новой Азбукой» Л.Н. Толстой работал 17 лет.

Учебники, разработанные Л.Н. Толстым, повлияли на последующую отечественную учебно-педагогическую литературу, прежде всего на буквари, книги для чтения и пособия по русскому языку.

3. Размышления об объеме знаний, необходимых ученику, привели Л.Н. Толстого к мысли о том, «что народу нужно лишь знание славянской и русской грамоты, с этимологией и синтаксисом, литературы и арифметики» [12, с. 15]. То есть на первое место Л.Н. Толстой выдвигал знание грамоты, причем с учетом этимологии и синтаксиса «Но затем он приходит к убеждению, что каждому крестьянскому ребенку нужны все знания, которые владеют образованные люди. В Яснополянской школе учащиеся изучали 12 предметов» [12, с. 15]. Три из них имели отношение к усвоению грамоты: писание, каллиграфия и грамматика. И это не удивительно: грамотным считался прежде всего тот, кто умел писать. Как мы уже отмечали, главную задачу занятий грамматикой Л.Н. Толстой видит «в том, чтобы заставить ученика понять, что слово имеет форму, которая меняется в зависимости от положения во фразе. Поэтому все внимание Толстого направлено на изменение слова... Уменью согласовывать прилагательные с существительными Толстой придает особенно важное значение» [2, с. 11]. Ученики должны усвоить части речи (например, не путать предлог с приставкой), обращать внимание на их происхождение (например, на происхождение наречий поутру, назад), различать их формы (например, устанавливать различие в формах глагола на -Т, -ТЬ, -ТСЯ, -ТЬСЯ) и т.д.

Толстого часто критиковали за то, что он относился терпимо к грамматическим ошибкам в сочинениях учеников, за то, что считал освоение грамматики менее важным делом по сравнению с умением читать и писать. Если занятия грамматикой становились скучными для ребенка, учитель мог перейти к более интересным предметам. Однако на занятиях большое внимание уделялось слову, его формам, сочетательным возможностям слов.

4. Заслуги в формировании методов обучения.

Л.Н. Толстой «не придерживался традиционных, во многом устаревших и отсталых методов преподавания, а смело искал новых путей обучения детей, ставил разнообразные опыты с целью найти и обосновать новые методы школьной работы» [3, с. 56].... Если

УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2023. № 2(2)

применение метода не оправдывало себя и учащиеся продолжали испытывать затруднения, педагог-экспериментатор начинал искать другие способы организации работы на уроке. «После того, когда Л.Н. Толстой убедился, что обычно практикуемый разбор частей предложения и речи не дает ожидаемых результатов, он применял новый метод работы» [3, с. 57]. Так, например, он предложил учащимся распространять предложения за счет дополнений, обстоятельств и определений. Одновременно происходило усвоение вопросов, которые необходимо задавать к второстепенным членам предложения. Лев Николаевич применял и другой прием: из набора слов учащиеся должны составить сложное предложение, установив смысловые связи между данными словами. В старших классах учащимся предлагалось сочинить стихи на заданный размер.

Выработка сложного умения соединять слоги в слова должна осуществляться путем выполнения упражнений. Сначала ученик должен воспринимать слова на слух, делить слова на слоги. Затем ученику это нужно было сделать на письме.

5. Выработка принципов обучения русскому языку.

Принцип наглядности. Толстой использовал в своих учебниках различные шрифты для изображения букв, картинки. «Этим способом Лев Николаевич стремился остановить внимание учащихся на различных грамматико-орфографических явлениях русского языка и тем самым тем самым помогал учащимся производить элементарные языковые наблюдения» [12, с. 18].

Принцип повторения для закрепления полученных знаний - «служил для совершенствования приобретенных умений в чтении и для упражнений в правильном произношении» [12, с. 17].

Принцип последовательного усложнения помогал учащимся расширять и углублять объем теоретических знаний.

Принцип занимательности. «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно: 1) Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно» [12, с. 175].

Л.Н. Толстой большое значение придавал творческому труду учащихся. По мнению учителя, «развитие творческих способностей детей лучше всего достигается вовлечением учащихся в писание сочинений» [3, с. 60]. Писатель помогал учащимся в этом творческом труде, подсказывал, как лучше выразить мысль, что важнее при описании героя, его поведения. «Дети охотно пишут рассказы из воспоминаний или описывают различные события и удачно критикуют эти свои работы, постепенно привыкая отмечать в них ненужную растянутость изложения, непропорциональность частей, несоответствие слова образу, скачки в развитии действия и т. д.» [2, с. 12]. Л.Н. Толстой считал, что дети талантливы от природы, школа не должна загубить будущих Ломоносовых и Пушкиных. В каждом ребенке видел будущего писателя.

Принцип развития чувства языка. «Учитель отбирает дидактический материал, способствующий запоминанию традиций употребления» [1]. Особенно активно этот принцип применялся Л.Н. Толстым при написании связных текстов.

«Принцип сознательности и активности» [8, с. 41]. Л.Н. Толстой придерживался основного правила в обучении: ученик должен сознательно относиться к учебе. Педагог не признавал механического заучивания правил, муштры и наказаний.

6. Л.Н. Толстой разработал методические указания для учителей. В 1861 г. публикуется его статья «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». В статье автор призывает учителей внимательнее относиться к ученикам, к выбору методов обучения детей. Писатель дает конкретные советы. Так, например «.при изучении языков педагог-новатор считал весьма значимым и эффективным сравнительно-сопоставительный метод» [12, с. 18], поскольку «только после сличения на двух языках большого количества существительных, прилагательных, местоимений в различных падежах и числах, и глаголов в различных лицах, числах и временах, должно и объяснить их значение» [12, с. 171].

7. Особое внимание уделялось выработке орфоэпических норм.

Здесь прослеживается «принцип внимания к материи языка, т.е. учитель отбирал такой дидактический материал, который учит ребенка управлять своим речедвигательным аппаратом, учит слушать и слышать звучащий текст, подражать образцам звучащей речи, воспроизводить в собственной речи особенности звучащего текста» [1]. Например, в «Азбуке» «над теми словами, в которых написание расходилось с произношением, надстрочно помещены набранные петитом буквы, указывающие на орфоэпические нормы, подсказывающие ученику, как следует произносить тот или иной звук» [12, с. 17].

8. Материалы книг для чтения Л.Н. Толстого стали образцами высоко нравственных текстов воспитательного характера. Народные рассказы Л.Н. Толстого были восприняты педагогами «как благодатный материал для формирования этического и эстетического

потенциала в юных воспитанниках..... Писатель мастерски владел литературным языком,

умело использовал «просторечные» выражения для более верного описания народной жизни» [11, с. 40]. Сам Л.Н. Толстой отмечал в своих дневниках: «Человеку дано одно дело: расти духовно. ... Человекъ своимъ нравственнымъ ростомъ движетъ за собой и что-то еще» [7]. И, пожалуй, самое главное, - «Нравственность человека видна в его отношении к слову»

[7].

Таковы, на наш взгляд, основные положения педагогического наследия Л.Н. Толстого, которые подтверждают нашу мысль о том, что великий писатель мирового значения, педагог, исследователь сыграл выдающуюся роль в создании методики обучения русскому языку. Идеи сотворчества учителя и ученика, занимательности; привлечение в качестве иллюстративного материала сведений из реальной жизни; внимание к слову и точному словоупотреблению и мн. др. - это те методические находки, с которыми должен быть знаком современный учитель русского языка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бутягин, Е. Вопросы методики русского языка у Льва Николаевича Толстого / Е. Бутягин. -Москва : Изд. Индустр. пед. ин-т им. К. Либкнехта, 1930. - 22 с. - Текст : непосредственный.

2. Вейкшан, В.А. Л.Н. Толстой - народный учитель / В.А. Вейкшан. - Москва : Учпедгиз, 1959. - 102 с. - Текст : непосредственный.

3. Кудрявая, Н.В. Толстой - педагог: от народного учителя к учителю жизни : учеб. пособие / Н.В. Кудрявая ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т, Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

- Тула : Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2013. - 444 с. - Текст : непосредственный.

4. Лев Николаевич Толстой как педагог. Деятельность, идеи, вклад в педагогику. - Текст : электронный. - URL: https://uchitel76.ru/lev-nikolaevich-tolstoj-kak-pedagog-deyatelnost-idei-vklad-v-pedagogiku/ (дата обращения: 25.08.2023).

5. Лев Толстой : дневники. - URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/dnevniki/1910/dnevnik-1910.htm (дата обращения: 10.09.2023). - Текст : электронный.

6. Методика преподавания русского языка в средней школе : учеб. пособие / под ред. Е.И. Литневской. - Москва : Академический проект, 2006. - 590 с. - Текст : непосредственный.

7. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. - Москва, 1988. - 240 с. - Текст : непосредственный.

8. Орлова, А.Е. Л.Н. Толстой как народный просветитель и учитель крестьянских детей / А.Е. Орлова, Е.В. Ильин, А.Е. Ильин. - Текст : электронный // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2018. - № 2 (98).

- С. 231-239. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7l-n-tolstoy-kak-narodnyy-prosvetitel-i-uchitel-krestyanskih-detey (дата обращения: 28. 08. 2023).

9. Сизова, И. Народные рассказы Л. Н. Толстого о школе / И. Сизова // Русская словесность. - 2018. -№ 6. - С. 39-45. - Текст : непосредственный.

10. Теория и методика обучения русскому языку : конспекты лекций, планы практ. занятий, контрол. работы, тесты : учеб.-метод. комплекс ; авт.-сост. НА. Артеменко ; Томский гос. пед. ун-т. - Томск : ТГПУ, 2009. - 284 с. - Текст : непосредственный.

11. Толстой, Л.Н. Азбука. Новая азбука / Л.Н. Толстой ; авт.-сост.: В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк. -Москва : Просвещение, 1987. - 575 с. - Текст : непосредственный.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.М. Харлова кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: nkharlova@bk.ru.

Ю.С. Мельникова, студентка 2 курса гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: julia.melniko@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.M. Kharlova Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: nkharlova@bk.ru.

Yu. S. Melnikova, 2nd Year Undergraduate Student, Humanities Institute, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: julia.melniko@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.