УДК 371.4Тол
А. Е. Орлова1, Е. В. Ильин1, А. Е. Ильин2
Л. Н. ТОЛСТОЙ КАК НАРОДНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ
1Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, г. Чебоксары, Россия
2Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Л. Н. Толстой, 190-летие со дня рождения которого отмечается в сентябре 2018 г., является одним из самых почитаемых писателей России. Его произведения переведены на многие языки народов мира. Литературный талант Л. Н. Толстого уникален и многогранен: он является непревзойденным мастером короткого рассказа, талантливым романистом, блестящим переводчиком, публицистом, очеркистом, библиографом, литературным критиком. Не менее интересен и педагогический феномен Л. Н. Толстого. Статья посвящена анализу его педагогической деятельности, в ней исследуются педагогические взгляды народного просветителя, прослеживается их эволюция, оценивается вклад Л. Н. Толстого в развитие теории обучения и воспитания, в становление народного образования в России.
Ключевые слова: народный просветитель, экспериментатор, воспитатель, гуманист, педагогическая концепция.
Актуальность исследуемой проблемы. Обращение к историческому опыту российской педагогики, истокам ее становления и развития, личностям, внесшим значительный вклад в разработку теории обучения и воспитания, помогает полнее осознать проблемы, стоящие перед современной педагогической наукой, и найти наиболее оптимальные пути их решения. Значительный интерес для историков педагогики представляет наследие Л. Н. Толстого, который уникален и многогранен не только как писатель, но и как педагог-исследователь, педагог-экспериментатор, методист, народный просветитель и учитель крестьянских детей. Педагогическое учение Л. Н. Толстого поистине самобытно, значительно и заслуживает детального, пристального изучения. Не одно поколение исследователей может черпать из его наследия оригинальные идеи, мудрые советы,
© Орлова А. Е., Ильин Е. В., Ильин А. Е., 2018
Орлова Алла Егоровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Ильин Евгений Васильевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Ильин Андрей Евгеньевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.01.2018
методические рекомендации по вопросам обучения и воспитания, критически их переосмысливать и применять в своей педагогической практике.
Материал и методика исследований. В основе нашей работы лежат общепринятые в истории педагогики, адекватные предмету исследования методы: анализ, синтез, историко-педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источниках, сравнительно-исторический, ретроспективный, генетический методы. Работа базируется на изучении первоисточников: 1) научно-педагогические статьи Л. Н. Толстого по вопросам обучения и воспитания («О народном образовании», «Воспитание и образование», «Прогресс и определение образования», «О науке», «Об искусстве», «Что такое искусство?», «О языке народных книжек», «Речь о народных изданиях» и др.); 2) учебные пособия («Азбука», «Новая азбука», «Четыре книги для чтения»); 3) дневники и письма, в которых отражаются размышления писателя о целях, задачах и содержании народного образования. Во внимание приняты и работы исследователей, посвященные Л. Н. Толстому: В. А. Вейкшан [1], Г. Н. Волкова [2], С. Ф. Егорова [3], Н. В. Кудрявой [4], В. И. Малинина [5], А. Л. Чернявского [14] и др.
Результаты исследований и их обсуждение. История российской педагогики знает немало славных имен представителей демократической интеллигенции, внесших существенный вклад в развитие теории воспитания, в уточнение ее понятийного аппарата. Несомненная заслуга в деле народного просвещения принадлежит также и великому русскому писателю Л. Н. Толстому, плодотворно сочетавшему на протяжении более полувека литературную деятельность с педагогической.
Интерес к народному просвещению, к проблемам воспитания проявился у него еще в юности. Руководимый стремлением облегчить положение простого народа, избавить его от невежества и суеверий, безграмотности, Л. Н. Толстой создает в своем имении «Ясная Поляна» школу для крестьянских детей. Его первые педагогические опыты относятся к 1849-1850 годам. Обучение ребят он начал с преподавания им предметов «Чтение», «Письмо», «Арифметика», «Закон Божий». Но наблюдения Л. Н. Толстого за крестьянскими детьми вскоре показали, что их интересы не ограничиваются элементарными знаниями, что они не менее любознательны, чем дети имущих классов. Толстой решает пересмотреть учебную программу, расширить круг предметов, ввести новые дисциплины. Но его педагогические начинания были прерваны Крымской войной и возобновились вновь лишь после ее завершения.
В 1859 г. начинаются занятия в новой Яснополянской школе для крестьянских детей со всех окрестных деревень. В 1859-1862 годах Толстой активно занимается педагогикой. Он изучает специальную педагогическую литературу, вступает в контакты с деятелями просвещения, изучает опыт постановки народного образования разных стран. Прежде всего его волновали вопросы, связанные с организацией школьной деятельности, учебной работы. С целью изучения школьного дела, состояния народного образования в странах Западной Европы Л. Н. Толстой отправился за границу. С июля 1860 г. по апрель 1861 г. он посещал школы Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, Англии, интересуясь преимущественно положением народных школ. Увиденное потрясло его до глубины души. «Был в школе, - записывает Л. Н. Толстой в своем дневнике. - Ужасно. Молитва за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети» [10, с. 377]. Впечатления, полученные им от изучения заграничного педагогического опыта, отражены в его статьях «О народном образовании», «Воспитание и образование». Толстой подверг резкой критике положение дел в народном образовании западноевропейских стран, где школы также оторваны от жизни, а ученик - от нормальных условий развития. «Везде влияние жизни отстранено от забот педагога, школа обустроена кругом китайской стеной книжной мудро-
сти, сквозь которую пропускается жизненное образовательное влияние только настолько, насколько это нравится воспитателям. Влияние жизни не признается» [2, с. 32].
Толстой не раз говорил, что «школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ» [12, с. 19]. В народе он видел источник истины, блага и красоты. Идея народности, гуманизма, демократизма и свободы образования лежит в основе просветительской концепции Л. Н. Толстого [8, с. 190]. Учителя должны помочь народу выразить его внутреннюю сущность, сказать свое слово. «Единственным критерием педагогики» Л. Н. Толстой называл свободу. Свобода образования для Толстого - это гносеологический и моральный принцип, вытекающий из внутренних закономерностей познавательной деятельности, антитеза авторитарной педагогике, требование гуманного отношения к ученику. Толстовская идея свободы образования включала и социальный аспект, заключающийся в требовании предоставить народу свободу в создании школ для своих детей и в определении содержания школьной деятельности.
Яснополянская школа была поистине школой для народа. Педагогическую работу Лев Николаевич строил с учетом народных особенностей, традиций и быта тульского крестьянства. В школе учились ребята обоего пола в возрасте от 7 до 15 лет. Яснополянская школа состояла из младшего и старшего классов, каждый с двумя отделениями. Обучение в школе было бесплатным. Кроме самого Л. Н. Толстого, в школе работали еще четыре учителя. Каждый давал ежедневно 5-6 уроков. В школе Толстого к ученикам применялся индивидуальный подход. В зависимости от возраста, подготовленности и успехов ученики делились на группы: младшую, среднюю, старшую. В центр образовательной программы Л. Н. Толстой ставил интересы учащихся. С учетом интересов детей он определял содержание и объем учебных предметов. Дети обучались чтению, письму, каллиграфии, грамматике, священной истории, русской истории, рисованию, черчению, пению, арифметике, природоведению, географии, Закону Божьему. Содержание обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями школы и учителей, желанием родителей.
В школе Толстого царил культ ребенка. Одним из главных принципов толстовской педагогики был: «Школа - для ребенка, а не ребенок - для школы». Большое внимание отводилось развитию инициативы, самодеятельности учащегося, формированию творческой, духовно-нравственной личности. От учителей школы Л. Н. Толстой требовал внимательного, чуткого отношения к детям. Обучение, построенное на доверии и уважении, способствует успешному усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей учащихся. Большое значение в педагогической деятельности Толстой отводил эмоциональному фактору. В нем он видел ничем незаменимую основу духовного багажа, которым должны овладеть дети. Взволнованность естественна, желательна, благотворна для воспитания детей: каждое педагогическое воздействие «попадает» в них. «Воспитательный элемент, положим, в истории, в математике, передается только тогда, когда учитель страстно любит и знает свой предмет; тогда только любовь эта сообщается ученикам и действует на них воспитательно» [12, с. 63]. От преподавателей Л. Н. Толстой требовал увлеченности своим предметом, занимательности изложения учебного материала, использования наглядности. «Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче ее, в отношении учителя к ученику. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» [12, с. 64].
Обладая большим педагогическим даром, мастерски владея художественным словом, являясь утонченным психоаналитиком и знатоком человеческих душ, Лев Толстой
как никто другой мог расположить к себе детей, и они отвечали ему привязанностью и любовью. Преобладающей формой занятий в школе Л. Н. Толстого была беседа, в ходе которой ставились задачи - вопросы, на которые ученики совместно с учителем искали и находили оригинальные ответы. Такие беседы способствовали развитию познавательной активности учащихся. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Лев Николаевич противопоставил требование сознательности учения. Обучающиеся должны усваивать знания сознательно, правила, определения должны сообщаться учениками как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала.
Л. Н. Толстой последовательно отстаивал принципы посильности, наглядности в обучении. В приложении к «Азбуке» он писал: «Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать никаких усилий, если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении» [13, с. 331].
В основу всей работы Яснополянской школы было положено творческое начало. По сути она стала экспериментальной педагогической лабораторией в России [7]. Неустанный творческий поиск характерен для всей деятельности Л. Н. Толстого, в том числе и педагогической. В стремлении отыскать наиболее эффективные, оптимальные способы обучения он широко пользовался методом естественного дидактического эксперимента, сравнивая различные способы подачи учебного материала [6, с. 15]. Центральное место в экспериментальной работе Л. Н. Толстой отводил методу многостороннего, систематического наблюдения за формирующейся личностью учащегося. В Яснополянской школе в естественных условиях учебных занятий осуществлялись дидактические исследования. Экспериментальной проверке подвергались методические приемы обучения чтению, письму, истории, географии. При обсуждении результатов исследования Л. Толстой подчеркивал, что в педагогической практике не следует слепо придерживаться какого-либо одного метода, так как ни один метод не обладает универсальными свойствами. Необходимо применять разнообразные методы и находить новые [7, с. 27].
Л. Н. Толстой понимал, что ребенка, ученика образовывает не только школа, но и вся окружающая обстановка - естественная среда. Дети приобретают также знания, умения и навыки вне школы. Их образовательное значение их приветствовалось, рассматривалось как необходимая предпосылка успеха школьной деятельности.
Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого не ограничивалась Ясной Поляной. При личном содействии Л. Н. Толстого к осени 1861 г. в Крапивенском уезде Тульской губернии было создано более двадцати народных школ. Толстой регулярно поддерживал связь с учителями школ, щедро делился своим педагогическим опытом. По его совету учителя вели дневники наблюдений за формирующейся личностью ученика. По субботам учителя окрестных школ собирались в Ясной Поляне, где шел заинтересованный обмен мнениями по вопросам народного образования [9, с. 124]. От учителей Л. Н. Толстой требовал постоянного творческого поиска, подчеркивая необходимость регулярного самосовершенствования в педагогических знаниях. «Учиться нужно всю жизнь, и все мы это делаем, - всю жизнь учимся, всю жизнь приобретаем знания. Вопрос только в том: какие знания нам действительно нужны? Самые нужные науки - языки, затем - математика, а затем и другие более легкие науки. Относительно изучения языков, скажу, что есть очень простой и легкий, испытанный мною способ изучения языков. Научитесь читать на каком-нибудь языке и потом берите хорошо знакомую книгу и прямо переводите.
Так вы очень скоро и незаметно для себя усвоите язык. Это много легче обучения по учебникам» [10, с. 109]. Педагогические опыты Л. Н. Толстого привлекали внимание русской и зарубежной общественности. В Ясную Поляну приезжали учителя из многих городов не только России, но и из других стран.
Пробуждению столь широкого интереса к работе школы в немалой степени было вызвано и выходом специального педагогического журнала «Ясная Поляна», который издавался ежемесячно с 1862 г. Всего было выпущено двенадцать номеров. Журнал включал описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространение книг среди народа, анализ деятельности народных школ. В объявлении об издании первого выпуска журнала Л. Н. Толстой приглашал к сотрудничеству учителей, смотрящих на свое занятие не только как на средство существования, не только как на обязанность обучения детей, но и как на область испытания для педагогической науки. Многие статьи Толстого по вопросам народного образования были опубликованы в журнале «Ясная Поляна». В издававшихся при журнале «Книжках Ясной Поляны» для народного чтения помещались рассказы, повести, сказки, загадки, сочинения учеников Яснополянской школы.
Однако просветительская деятельность Л. Н. Толстого находилась под пристальным наблюдением властей. Негласное наблюдение велось и за учителями народных школ, большинство из которых были бывшие студенты, исключенные из университетов за демократические взгляды и участие в студенческих волнениях. В отсутствие Толстого, когда тот находился в Башкирии на кумысолечении, жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Оскорбленный этим Л. Н. Толстой закрыл школу. В декабре 1862 г. был закрыт и журнал «Ясная Поляна». Власти сочли его направление вредоносным, идущим в разрез с основными правилами религии и нравственности.
В 70-е годы XIX века Л. Н. Толстой возобновляет педагогическую деятельность с новой силой, сосредоточив основное внимание на издании учебной литературы для детей. В этот период из-под пера Л. Н. Толстого выходят учебные книги «Азбука» (1872 г.), «Новая азбука» (1875 г.) и «Русские книги для чтения» (1875 г.). С «Азбукой» он связывал «самые гордые мечты», полагая, что несколько поколений русских детей, от мужицких до царских, будут учиться по ней и получат из нее первые поэтические впечатления. Поводом к написанию учебных книг для чтения послужило наблюдение автора за процессом восприятия крестьянскими детьми литературных произведений зарубежных и отечественных писателей. Во время занятий чтением в Яснополянской школе Л. Н. Толстой, следя за реакцией учеников, обнаружил, что многие литературные произведения непонятны и неинтересны крестьянским детям. Они проявляли полное равнодушие к рассказам, опубликованным в журналах «Народное чтение», «Народная беседа». Успех у крестьянских детей имели «книги, написанные не для народа, а из народа, а именно: сказки, пословицы, сборники песен, стихов, загадок» [13, с. 380].
«Азбука» Л. Н. Толстого стала событием в педагогике. Своей книгой, помещенными в ней рассказами Л. Толстой действительно создал литературу для детского чтения. Многие из этих рассказов и поныне входят во все хрестоматии и буквари: «Филиппок», «Три медведя», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Кавказский пленник» и другие. В четырех «Русских книгах для чтения» сравнительно немного оригинальных произведений. В большинстве случаев - это вольные переложения русских, индийских, арабских, персидских, турецких, немецких сказок, басен Эзопа. «Азбука» Л. Н. Толстого по сути явилась своеобразной детской энциклопедией, объясняющей ребенку ярко и образно окружающий мир. В форме художественных рассказов в ней приведены сведения по
природоведению, географии, истории. Многочисленные рассказы и сказки на бытовые, краеведческие, исторические темы полны глубочайшего воспитательного смысла, служат духовно-нравственному просвещению школьника, развитию эстетического вкуса и восприятию красоты окружающей действительности.
«Новая азбука» Л. Н. Толстого, получившая позитивную оценку в прессе, была допущена министерством в народные школы. При жизни автора она выдержала свыше тридцати изданий. Высокая художественность, выразительность, занимательность, превосходный русский язык, полная доступность детскому пониманию учебных книг Л. Н. Толстого отмечалась многими авторитетными педагогами. Известный русский педагог, профессор С. Н. Рачинский справедливо писал автору «Азбуки» и «Русских книг для чтения»: «Нет в мире литературы, которая могла бы похвалиться чем-либо подобным» [11, с. 216].
Педагогическим творчеством Л. Н. Толстой занимался и в преклонные годы. В возрасте 77 лет его не покидала мысль об усовершенствовании школьного дела, о чем свидетельствуют многочисленные записи в его дневнике 1905 года. Он настаивает на пересмотре учебных программ по ряду предметов, преподаваемых в школах и гимназиях: «Подумал о том, что преподается в наших школах, гимназиях: главные предметы: 1) древние языки, грамматика ни на что не нужны; 2) русская литература, ограничивающаяся ближайшими, то есть Белинский, Добролюбов и мы, грешные. Все же великая всемирная литература закрыта; 3) история, под которой понимается описание скверных жизней разных негодяев королей, императоров, диктаторов, военачальников, то есть извращение истины; и 4) венец всего - бессмысленные, глупые предания и догматы, которые дерзко называют законом божиим. Это в низших школах. В низших школах отрицание всего разумного и нужного...» [10, с. 194].
В 1906 г. Л. Н. Толстой продолжает работать над составлением «Детского Закона Божия», в основу которого он кладет простые правила: «1. Не осуждать. 2. Не объедаться. 3. Не разжигать похоти. 4. Не одурманиваться. 5. Не спорить. 6. Не передавать недоброго о людях. 7. Не лениться. 8. Не лгать. 9. Не спорить. 10. Не отнимать силой. 11. Не мучить животных. 12. Жалеть чужую работу. 13. Обходиться добром со всяким. 14. Старых людей уважать» [10, с. 236]. В бесхитростных, на первый взгляд, правилах кроется большой воспитательный смысл. Эти правила - нравственная заповедь, кодекс поведения, духовное завещание, обращенное к воспитанникам. Смысл жизни, по глубокому убеждению Л. Н. Толстого, - это жить для блага других, заботиться о благе других больше, чем о своем.
Духовно-нравственный человек рождается в результате деятельностной любви к людям, животным, неживой природе. Любое нравственное действие, направленное на другого человека, возвращается к нему. Беседуя с детьми на темы морали, проводя уроки нравственности, Толстой мастерски создавал жизненные, понятные детям ситуации, в которых моделировалось поведение людей. Он также понимал, что нравственные принципы не могут быть привнесены в сознание ребенка (ученика) догматически. Необходимо создавать такие условия, которые бы этому способствовали. Необходимо воздействовать на чувства воспитанника. Добрые, доверительные отношения между воспитателем и воспитанником -ключ к успеху. Учить воспитанника жизни - значит помочь ему построить себя как личность. Самый трудный, но и самый верный путь в воспитании - побудить ребенка к самовоспитанию, самоусовершенствованию. В школе нужно создавать такую атмосферу, в которой бы обучающийся не подвергался непосредственному давлению со стороны воспитателя, не чувствовал над собой его власти, но вместе с тем находился бы постоянно в сфере его интеллектуального и нравственного влияния. Именно в таких условиях ученик может проявить активность и самостоятельность во всех областях своей деятельности.
Защищая и развивая идеалы гуманистической педагогики, Л. Н. Толстой заявлял и о необходимости научного обоснования образовательной и воспитательной деятельности. У каждой науки есть только ей принадлежащие предмет и методы исследований. У педагогики - это ребенок в его бесконечно многообразных естественных проявлениях. В отличие от общей психологии и возникшей позднее педологии в концепции Л. Толстого изучение ребенка не отрывалось от практических задач обучения и воспитания. В этом состояла принципиальная особенность его методологической позиции.
Резюме. В педагогическом учении Л. Н. Толстого много ценного. В основе всей его просветительской концепции лежат идеи народности, добра и справедливости, демократизма и свободы образования [8, с. 191]. Педагогические идеи мыслителя не теряют своей значимости и звучат как никогда актуально и в наши дни. Трудно не согласиться с утверждением Л. Н. Толстого, что каждая школа должна быть творческой лабораторией. Опытно-экспериментальная работа должна пронизывать всю деятельность школы. Непосредственно учителю адресовано его требование постоянного педагогического творчества, неустанного поиска наиболее эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания. Учителю необходимо иметь об ученике как о предмете воспитания целостное представление.
Метод многостороннего наблюдения, в том числе социологического и психологического анализа, позволяет учителю наиболее полно познать воспитанника. Наблюдения Л. Н. Толстого за развитием учащихся доказывали, что дитя мыслит образами, красками, звуками, что на первоначальных ступенях обучения мышление образами преобладает над логическим мышлением. Поэтому учителю необходимо прибегать в учебном процессе к наглядности при изложении материала, учитывать индивидуальные и возрастные особенности воспитанника. Педагогические сочинения Л. Толстого также содержат мысль о том, что игровая деятельность способствует развитию ребенка. Следовательно, в учебный процесс необходимо включать игровые элементы. Эмоциональный фактор способствует активизации мыслительных процессов воспитанников. Каждый учитель должен быть умелым импровизатором, мастерски создавать учебные ситуации, вовлекая учащихся в творческую поисковую деятельность.
Задача школы - духовное развитие ребенка. Только воспитание, основанное на идеалах любви и добра, может подготовить к жизни высоконравственного человека, способного принести как можно больше пользы обществу. Глубокое уважение к личному достоинству ученика, бережное и внимательное отношение к формированию его духовного мира, стремление положить в основу процесса воспитания побуждение ребенка, стимулирование его здоровых, нравственно-ценных интересов, потребностей, всестороннее развитие всех интеллектуальных и моральных сил ребенка являются основополагающими принципами педагогической концепции Л. Н. Толстого. Его педагогические искания значительно обогатили русскую педагогическую мысль. Глубокое знание детской натуры, творческое решение трудных вопросов дидактики и методики начального обучения, создание учебных книг - все это составляет силу и неувядаемую славу педагогического наследия Л. Н. Толстого. Яснополянская школа - «детище Толстого» - представляла собой ценный педагогический опыт, который заслуживает пристального внимания и изучения со стороны историков педагогики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вейкшан В. А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении. - М. : Педагогика, 1953. - 230 с.
2. Волков Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. - 1989. - № 7. - С. 98-103.
3. Егоров С. Ф. Теоретические проблемы содержания школьного образования в педагогике России конца XIX - начала XX в. - М. : Педагогика, 1978. - 440 с.
4. Кудрявая Н. В. Образ нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого // Советская педагогика. - 1988. - № 10. - С. 86-92.
5. Малинин В. И. Лев Толстой: диалоги // Советская педагогика. - 1991. - № 3. - С. 90-103.
6. Орлова А. Е. Развитие экспериментальных методов в дидактике конца XIX - начала XX в. : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1992. - 22 с.
7. Орлова А. Е. Экспериментальная школа Льва Толстого // Знамя (на чув. яз.). - 1989. - № 6. - С. 27-29.
8. Орлова А. Е., Ильин Е. В. Из истории становления этнопедагогической мысли в России // Актуальные проблемы становления и развития этнофилософии : материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2015. - С. 189-195.
9. Толстой в воспоминаниях современников : в 2 т. Т. 1. - М. : Худ. лит-ра, 1978. - 620 с.
10. Толстой Л. Н. Дневники : собрание сочинений : в 22 т. Т. 22. - М. : Худ. лит-ра, 1985. - 558 с.
11. Толстой Л. Н. Письма : собрание сочинений : в 22 т. Т. 19. - М. : Худ. лит-ра, 1984. - 878 с.
12. Толстой Л. Н. Публицистические произведения : собрание сочинений : в 22 т. Т. 16. - М. : Худ. лит-ра, 1983. - 446 с.
13. Толстой Л. Н. Статьи об искусстве и литературе : собрание сочинений : в 22 т. Т. 15. - М. : Худ. лит-ра, 1983. - 430 с.
14. Чернявский А. Л. Еще раз о мировоззрении Л. Н. Толстого // Советская педагогика. - 1990. - № 9. -С. 90-101.
UDC 371.4Ton
A. E. Orlova1, E. V. Ilyin1, A. E. Ilyin2
L. N. TOLSTOY AS PEOPLE'S ENLIGHTENER AND TEACHER OF PEASANT CHILDREN
1Chuvash State Agricultural Academy, Cheboksary, Russia
2I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. L. Tolstoy is one of the most famous, significant, honorable writers of Russia, the 190th anniversary of his birthday is celebrated on the 9th of September in 2018. His works are translated into many foreign languages. The literary talent of L. Tolstoy is unique and versatile. He is considered to be
© Orlova A. E., Ilyin E. V., Ilyin A. E., 2018
Orlova, Alla Egorovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of General Disciplines, Chuvash State Agricultural Academy, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Ilyin, Evgeniy Vasilyevich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of General Disciplines, Chuvash State Agricultural Academy, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Ilyin, Andrey Evgenyevich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on January 30, 2018
a great master of short stories, a talented novelist, publicist, essayist, a brilliant translator, bibliographer, and a gifted literary critic. L. Tolstoy's pedagogical phenomenon is also of great interest. The article is dedicated to the investigation of the pedagogical activity of L. Tolstoy. We consider the pedagogical views of the people' enlightener, trace their evolution, estimate his contribution to the development of the theory of education and upbringing, to the formation of the folk education in Russia.
Keywords: people's enlightener, experimentalist, educator, humanist, pedagogical conception.
REFERENCES
1. Vejkshan V. A. L. N. Tolstoj o vospitanii i obuchenii. - M. : Pedagogika, 1953. - 230 s.
2. Volkov G. N. Neot"emlemaya chast' narodnoj kul'tury // Sovetskaya pedagogika. - 1989. - № 7. - S. 98-103.
3. Egorov S. F. Teoreticheskie problemy soderzhaniya shkol'nogo obrazovaniya v pedagogike Rossii konca XIX - nachala XX v. - M. : Pedagogika, 1978. - 440 s.
4. Kudryavaya N. V. Obraz nravstvennogo cheloveka v pedagogike L. N. Tolstogo // Sovetskaya pedagogika. - 1988. - № 10. - S. 86-92.
5. Malinin V. I. Lev Tolstoj: dialogi // Sovetskaya pedagogika. - 1991. - № 3. - S. 90-103.
6. Orlova A. E. Razvitie eksperimental'nykh metodov v didaktike konca XIX - nachala XX v. : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. - M., 1992. - 22 s.
7. Orlova A. E. Eksperimental'naya shkola L'va Tolstogo // Znamya (na chuv. yaz.). - 1989. - № 6. - S. 27-29.
8. Orlova A. E., Il'in E. V. Iz istorii stanovleniya etnopedagogicheskoj mysli v Rossii // Aktual'nye problemy stanovleniya i razvitiya etnofilosofii : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary, 2015. - S. 189-195.
9. Tolstoj v vospominaniyakh sovremennikov : v 2 t. T. 1. - M. : Khud. lit-ra, 1978. - 620 s.
10. TolstojL. N. Dnevniki : sobranie sochinenij : v 22 t. T. 22. - M. : Khud. lit-ra, 1985. - 558 s.
11. TolstojL. N. Pis'ma : sobranie sochinenij : v 22 t. T. 19. - M. : Khud. lit-ra, 1984. - 878 s.
12. Tolstoj L. N. Publicisticheskie proizvedeniya : sobranie sochinenij : v 22 t. T. 16. - M. : Khud. lit-ra, 1983. - 446 s.
13. Tolstoj L. N. Stat'i ob iskusstve i literature : sobranie sochinenij : v 22 t. T. 15. - M. : Khud. lit-ra, 1983. - 430 s.
14. Chernyavskij A. L. Eshhe raz o mirovozzrenii L. N. Tolstogo // Sovetskaya pedagogika. - 1990. - № 9. -S. 90-101.