Научная статья на тему 'ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА'

ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫГОТСКИЙ Л. С. / VYGOTSKY L. S. / ЭТАПЫ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА / STAGES OF SCIENTIFIC CREATIVITY / ИНТЕРЕС К ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ПСИХОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ / INTEREST IN A PROFESSION AND PROFESSIONAL INTERESTS IN PSYCHOLOGY AND DEFECTOLOGY / МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ / SCIENCE METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

Показаны условно выделенные периоды научного становления выдающегося психолога ХХ века Льва семёновича Выготского в период обучения в Московском университете и работы в образовательных учреждениях Гомеля с 1913 по 1924 гг., и в период с 1924 г. до 1934 г. - создания им концептуальных методологических основ отечественной психологии и дефектологии, работы в образовательных и научных учреждениях Москвы, Ленинграда и других городов ссср. отмечена важная роль постоянной необходимости прочтения трудов Л. с. Выготского в контексте понимания меняющейся парадигмы образования, эволюции понятийного и категориального аппарата, адекватного толкования феноменов психологии развития, аномалий психики и коррекционной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEV SEMYONOVICH VYGOTSKY: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

Conditionally allocated periods of scientific formation of the outstanding psychologist of the XX century Lev Semyonovich Vygotsky during training at the Moscow university and works in educational institutions of Gomel from 1917 to 1924, and during the period from 1924 to 1934 - creation of conceptual methodological fundamentals of domestic psychology and defectology, work by it in educational and scientific institutions of Moscow, Leningrad and other cities of the USSR are shown. The important role of constant need of reading of works of L. S. Vygotsky in the context of understanding of the changing paradigm of education, evolution of the conceptual and categorial framework, adequate interpretation of phenomena of psychology of development, anomalies of mentality and correctional practice is noted.

Текст научной работы на тему «ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

ИЗ АРХИВА ЖИЗНИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

УДК 159.9.01

В. А. Худик

лев Семёнович Выготский: вчера, сегодня, завтра

Научное творчество выдающегося психолога ХХ века Льва Семёновича (Симховича) Выготского (1896—1934) являлось и остается предметом научных исследований в отечественной и зарубежной науке. Феномен «Выготского», как справедливо отметил А. А. Леонтьев [1], лежит в плоскости понимания «гениальности» созданной им методологической концепции построения психологической науки, прикладное значение которой ощутимо практически во многих отраслях наук о человеке — психо-

Л. С. Выготский

логии, дефектологии, медицине, филологии, искусстве.

Знакомясь с научным наследием Л. С. Выготского, представленным в хронологической последовательности, поражаешься глубиной и широтой мысли затронутых научных проблем, которые определили дальнейшее развитие отечественной психологии, дефектологии и других научных областей о человеке его учениками и последователями: А. Н. Леонтьевым (1903-1979), А. Р. Лурия (1902-1977), Л. И. Бо-жович (1908-1981), А. В. Запорожцем (1905-1981), Б. В. Зейгарник (1900-1988), Д. Б. Элькониным (1904-1984) и другими учеными ХХ века.

именно начиная со второй половины ХХ века, многие теоретические положения, выдвинутые в свое время Л. С. Выготским, нашли признание сначала в зарубежной, а затем и в советской психологической науке.

Признание учёного, каким являлся Л. С. Выготский, пришло не при его жизни, а спустя годы после смерти - в 60-е годы прошло-

го века. Сохранившиеся рукописи научных трудов и дальнейшее их издание в шести томах [2] — это большая заслуга дочери Л. С. Выготского — Гиты Львовны Выгодской (1925—2010) и его учеников, чьи редакционные комментарии и правки способствовали толкованию и правильному отражению истинного научного вклада Л. С. Выготского в развитие и становление таких наук, как психология и дефектология.

Причем чтение трудов Л. С. Выготского всякий раз возвращает нас к мысли как понимания значимости тех или иных высказанных им положений, так и к ощущению того, что не все идеи являются понятными, осознанными читателем, что вынуждает к постоянному возвращению и новому прочтению научных трудов великого мыслителя. При этом знакомство с любой работой Л. С. Выготского возвращает нас и к исторической хронологии её написания с тем, чтобы понять, что послужило поводом, какие теоретические и эмпирические наблюдения способствовали подготовке рукописи. Ведь представленное полное собрание сочинений [3] отражает этапы и систему становления психологической и дефектологической науки несколько условно.

Биографы и исследователи научного творчества Л. С. Выготского [4, 5] указывают на роль полу-

ченного им образования дома1, в гимназии (окончил два последних класса)2 и во время учебы в Московском университете, а также на особую роль влияния семьи; где главными принципами были уважительное отношение друг к другу, занятия литературой, искусством, изучения иностранных языков. По сути, сложившийся гуманитарный стиль мышления Л. С. Выготского в юношеские годы, в период обучения в нескольких вузах Москвы (юридический факультет Московского университета, историко-философский факультет Народного университета) и его работа в период с 1917 по 1924 гг. в должности «преподавателя психологии, логики, русского языка и литературы в школе, педагогическом техникуме, на рабфаке, на вечерних курсах культработников деревни и в народной консерватории, на курсах повышения квалификации для дошкольников...» [6] явились объективными факторами его будущего становления как выдающегося ученого.

1 Мать Выготского — Выгодская Цецилия Моисеевна (1874—1935) была педагогом и обучала детей самостоятельно дома.

2 Будучи гимназистом, Выготский изучал немецкий, французский и латинский языки; «много читал, буквально "глотал", причем не только художественную, но и научную литературу; руководил кружком по изучению еврейской истории» [7].

Его интересы и путь в профессию вытекали, очевидно, из сложившейся ситуации отношения к лицам еврейского происхождения. Однако это не помешало Льву Семёновичу закрепиться в своих интересах, слушая лекции по педагогике и психологии п. п. Блонского (1884-1941), по логике и психологии Г. И. Челпанова (1862-1936), по истории философии Л. М. Лопатина (1855-1920) и других видных ученых конца IX - начало ХХ века.

Немаловажную роль в становлении личности в его юношеские годы сыграл интерес к литературе и искусству - увлечение русской и зарубежной литературой, театром, что нашло свое отражение в ранних публикациях Л. С. Выготского: рукописях и рецензиях, очерках и со-общениях1 [8]. В своих публикациях, в которых выступает в качестве литературного и театрального критика, ученый изменил одну букву в своей фамилии «д» на «т», чтобы отличаться от своего двоюродного брата Давида Исааковича Выгодского (1893-1943), являвшегося поэтом, литературным критиком и переводчиком. Кстати, влияние близкого семейного окружения, учеба в Москве и работа в гомеле были весьма существенным в становлении «интереса к профессии» молодого Выготского до 1924 г.

1 Например, «Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира» / Семейный архив Л. С. Выготского. Гомель, 5 августа -12 сентября 1915 г.

Именно в этом смысле справедливо замечание Е. П. Ильина [9], что «интерес к профессии» и «профессиональный интерес» представляют собой не одно и то же. С первым - связаны первые шаги в выборе профессии, знакомство с различными аспектами будущей профессиональной деятельности, проявляемые интересы к изучаемым учебным дисциплинам. Тогда как со вторым - связывают интересы, вызванные проникновением в суть профессиональной деятельности, формирование профессиональных компетенций, развитие себя как профессионально зрелой личности.

очевидно, что «профессиональный интерес» к психологии как к теоретической области знания Л. С. Выготский обнаруживает с 1924 г., хотя этому предшествует его работа в образовательных учреждениях г. Гомеля и продолжение изучения основ физиологии и психологии, философии как отечественной, так и зарубежной. В Гомеле Выготский, по описанию И. Юдовина, «начал серьезно изучать труды И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева по физиологии высшей нервной деятельности, стремясь соотнести результаты их исследований с проблемами психологии» [10]. А его выступление на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Ленинграде (1924) с докладом «Методика рефлексологического

исследования в применении к изучению психики» стало революционным поворотом не только в становлении самого Л. С. Выготского, но и новой психологии, что найдет свое отражение в одной из глобальных методологических его работ «Исторический смысл психологического кризиса» (1927).

После переезда Л. С. Выготского в Москву, в чем особую роль сыграл тогда еще молодой ученый секретарь Московского института экспериментальной психологии А. Р. Лурия, начинается новый этап в его научном (экспериментальном, методологическом) и педагогическом творчестве, который займет период с 1924 г. до конца его жизни.

За это время Лев Семёнович не только организует вокруг себя единомышленников, каждый из которых в последствии назовёт его своим учителем, но и создаст основы новой психологии, а также станет родоначальником становления отечественной дефектологии. Будут написаны основные работы: «Педагогическая психология» (1925), «Смысл психологического кризиса» (1927), «Педология школьного возраста (1928), «Основные проблемы дефектологии» (1929), «Педология подростка» (1930), «Этюды по истории поведения» совместно с А. Р. Лурия (1930), «Воображение и творчество в школьном возрасте» (1931), «Мышление и речь» (1932) и многие другие.

В 1925 г. Л. С. Выготский подготовил рукопись диссертации «Психология искусства» и успешно защитил ее, что позволило ему вести научно-экспериментальную и педагогическую деятельность самостоятельно.

Дальнейшая плодотворная работа Л. С. Выготского фактически происходит «на износ», поскольку болея с 1920 г. таким заболеванием, как туберкулез, он торопится озвучить и изложить на бумаге основные положения создаваемой им методологической теории в области психологии и дефектологии. Когда знакомишься с его научно-педагогической автобиографией [11], поражаешься характером физической нагрузки, с какой интенсивностью, отдачей работал Лев Семёнович и с учетом того, что начинавшиеся в то время гонения на педологию1 затронули его «отчуждение» от реализации создаваемого им фундамента науки в области

1 Педология (от греч. лшбод — дитя и греч. Хоуод — наука) — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка. Итогом разочарования в педологической практике в народном образовании стало постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), фактически ликвидировавшее педологию как самостоятельную научную дисциплину и общественное движение. Согласно постановлению, метод тестов был запрещен [12].

психологии и дефектологии. И только начиная со второй половины ХХ века, идеи Л. С. Выготского нашли свое второе рождение.

однако основная идея знакомства со страницами жизни выдающегося ученого прошлого века, каким является Лев Семёнович Выготский, заключена в том, чтобы провести параллели между прошлым, сегодняшним и будущим днем жизни каждого человека, чья область профессиональных интересов претерпевает естественный процесс изменений, совершенствуя личность ученого-исследователя или практика. В нынешних условиях профессиональной деятельности ученому-педагогу и практику приходится много работать, но работать на различных площадках. Точно так же, как и во времена Л. С. Выготского, когда он пытался везде успеть - «...преподавал до 1923/24 ак. года в школах 1-й и 2-й ступени, педтехникуме, на учительских курсах. С 1923—

Л. С. Выготский среди сотрудников Экспериментального дефектологического института [13]

1924 гг. в вузах Москвы, Ленинграда, Ташкента в качестве ассистента, доцента, профессора (2-й МГУ,

1-й МГУ, АКВ им. Крупской, Ленинград. институт им. Герцена, И-т педологии и дефектологии,

2-й Моск. мед. институт, МГПИ и др.)» [14].

Но правомерно ли сравнивать всесторонний охват, широту деятельности Л. С. Выготского, который за всяким процессом своего включения в эту деятельность видел новое, осуществлял открытие, обобщал и проектировал новую систему знаний о феноменах и явлениях психики, её проявлениях на различных этапах онтогенеза и в условиях «социальной ситуации развития», «ведущей деятельности» с феноменологией когнитивно-личностного развития каждого из нас, чья трудовая и научная жизнедеятельность фактически предопределены социально-экономическими и политическими условиями жизни общества? Ответ лежит в плоскости индивидуальной психологии конкретного человека - его «культурно-исторической» концепции становления жизненных смыслов, ценностей и мотивационных установок, которые пронизывают весь жизненный путь человека от овладения «орудийной деятельностью», «мышлением и речью» в детском возрасте до проявления «интересов», «увлечений», «освоения навыками профессиональной деятельности» во

взрослой жизни. Именно становление профессиональных интересов выступает залогом успешности профессионализации личности, открывает путь к экспериментальной практике и научно-исследовательской работе в любой из профессий.

Применительно к сфере педагогических профессий, научно-педагогический опыт Л. С. Выготского являет собой пример ученого-гения, позволяющего ответить на вопросы практики современной педагогики и психологии, найти и обосновать методологический подход к построению собственного научного исследования. В этой связи возвращение к идеям Л. С. Выготского предполагает прочтение его трудов «вчера», «сегодня» и «завтра», то есть всякий раз мы пытаемся сверять свои позиции с методологией научного знания, но, и в то же время, также мы продолжаем

открывать новые идеи, смысл психологического знания, заложенный в той или иной научной публикации Л. С. Выготского.

«Сегодня» и «завтра» отмечается важная роль постоянной необходимости прочтения трудов Л. С. Выготского в контексте понимания меняющейся парадигмы образования, эволюции понятийного и категориального аппарата, адекватного толкования феноменов психологии развития, аномалий психики и коррекционной практики.

В этой связи постоянная сверка своих позиций в психолого-педагогической деятельности в качестве учителя, педагога-воспитателя, психолога, ученого-исследователя с концептуальными положениями теории Л. С. Выготского опосредованно указывает на нашу причастность к Выготскому как Учителю, последователями Школы которой мы продолжаем являться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. Кн. для учащихся 9—11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1990. 158 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982-1984.

3. Там же.

4. Леонтьев А. А. Указ. соч.

5. Юдовин И. Гений психологии Лев Семёнович Выготский // http:// club.berkovich-zametki.com/?p=7937 (дата обращения 07.05.2015)

6. Там же.

7. Там же.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Би-блиография_Льва_Выготского#. (дата обращения 12.05.2015)

9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

10. Юдовин И. Указ. соч.

11. Леонтьев А. А. Указ. соч.

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Педология (дата обращения 12.05.2015)

13. Юдовин И. Указ. соч.

14. Леонтьев А. А. Указ. соч.

REFERENCES

1. Leontyev A. A. L. S. Vygotsky. The book for pupils of 9-11 classes of high school. M.: Education, 1990. 158 p. (In Russ.).

2. Vygotsky L. S. Collected works: In 6 t. M.: Pedagogics, 1982-1984. (In Russ.).

3. In the same place.

4. Leontyev A. A. Index of compositions.

5. Yudovin I. Geny of psychology Lev Semyonovich Vygotsky // http:// club. berkovich-zametki.com/? p=7937 (date of the address 07.05.2015). (In Russ.).

6. In the same place.

7. In the same place.

8. https://ra.wikipedia.org/wiki/B^ блиография_Льва_Выготского#. (date of the address 12.05.2015). (In Russ.).

9. Ilyin E. P. Motivation and motives. SPb.: St. Petersburg, 2000. 512 p. (In Russ.).

10. Yudovin I. Index of compositions.

11. Leontyev A. A. Index of compositions.

12. https://ra.wikipedia.org/wiki/ne-дология (date of the address 12.05.2015). (In Russ.).

13. Yudovin I. Index of compositions.

14. Leontyev A. A. Index of compositions.

Поступила 30.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.