Научная статья на тему 'Истоки научного творчества Л. С. Выготского'

Истоки научного творчества Л. С. Выготского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ РОДИНА / СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / FAMILY / ГИМНАЗИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА / ART PSYCHOLOGY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / HOMELAND / DOMESTIC EDUCATION AND UPBRINGING / GRAMMAR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лямзин М.А.

В статье рассматриваются первопричины становления научного мировоззрения и мышления выдающегося отечественного психолога, педагога и педолога с мировым именем Л. С. Выготского. В качестве начал его научного творчества анализируется влияние семейного образования и воспитания, учебы в гимназии г. Гомеля, обучения в Московском Императорском Университете и в Московском городском народном Университете имени А. Л. Шанявского, педагогической и исследовательской деятельности после учебы в Москве (до 1924 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN OF L. S. VYGOTSKY’S SCIENTIFIC CREATIVENESS

The article discusses the background for the development of scientific worldview and concepts of the outstanding Russian psychologist and globally renowned educator and psychologist, L. S. Vygotsky. As the starting point of Vygotsky’s scientific career the author analyzes the impact of domestic education and upbringing, his study at a grammar school in Gomel, education at Moscow Imperial University and Moscow City People’s University named after A. L. Shanyavsky, pedagogical and research activity after studying in Moscow (before 1924).

Текст научной работы на тему «Истоки научного творчества Л. С. Выготского»

УДК 159.9

М. А. Лямзин

профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL: Lma-0907@maiL.ru

ИСТОКИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Л. С. ВЫГОТСКОГО

В статье рассматриваются первопричины становления научного мировоззрения и мышления выдающегося отечественного психолога, педагога и педолога с мировым именем Л. С. Выготского. В качестве начал его научного творчества анализируется влияние семейного образования и воспитания, учебы в гимназии г. Гомеля, обучения в Московском Императорском Университете и в Московском городском народном Университете имени А. Л. Шанявского, педагогической и исследовательской деятельности после учебы в Москве (до 1924 г.).

Ключевые слова: малая родина; семья; семейное образование и воспитание; гимназия; психология искусства; развитие; сознание.

M. A. Lyamzin

Professor, Advanced Doctor (Pedagogy),

Head of Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: lma-0907@mail.ru

THE ORIGIN OF L. S. VYGOTSKY'S SCIENTIFIC CREATIVENESS

The article discusses the background for the development of scientific worldview and concepts of the outstanding Russian psychologist and globaHy renowned educator and psychologist, L. S. Vygotsky. As the starting point of Vygotsky's scientific career the author analyzes the impact of domestic education and upbringing, his study at a grammar school in Gomel, education at Moscow Imperial University and Moscow City People's University named after A. L. Shanyavsky, pedagogical and research activity after studying in Moscow (before 1924).

Key words: homeland; family; domestic education and upbringing; grammar schooL; art psychoLogy; deveLopment; consciousness.

Сравнивая Л. С. Выготского с выдающимся австрийским композитором и музыкантом-виртуозом XVIII в. В. А. Моцартом, профессор Чикагского университета, автор нескольких книг по философии и истории науки Стефан Э. Тулмин назвал Льва Семеновича «Моцартом психологии». Этот сопоставительный образ закрепился, его часто используют исследователи творчества Л. С. Выготского. Известно, что именно Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. Он обладал феноменальным музыкальным слухом,

памятью и способностью к импровизации. Работая во всех музыкальных формах своего времени, он добился большого успеха. Многие его сочинения признаны шедеврами музыкального творчества. Под стать В. А. Моцарту в психологии был и остается Л. С. Выготский.

Выдающегося ученого, психолога, педагога и педолога, теоретика и практика, прожившего весьма короткую (неполные 38 лет), но очень насыщенную жизнь, можно сравнить с кометой, промчавшейся на научном небосводе нашего Отечества и всего мира, оставившей яркий след для современников и потомков. Этот след освещал и будет впредь направлять деятельность многих поколений специалистов в разных сферах социальной жизни: образовании, науки, здравоохранении, культуре, управлении и др.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать и в обобщенном виде представить основные истоки зарождения и становления психологических взглядов Л. С. Выготского, а также кратко показать актуальные идеи его научного наследия.

Правомерно в качестве важнейшего начала жизнедеятельности Выготского, как и любого человека, рассматривать место его рождения и семью, в которой человек воспитывался. Будущий ученый родился 5 ноября (17 ноября по новому стилю) 1896 г. Малой родиной Л. С. Выгодского является г. Орша Могилевской губернии (современная Беларусь). Пока мы пишем эту фамилию через д, потому что смена этой буквы на т произошла только в начале 20-х гг. XX в., когда стал активно публиковаться двоюродный брат Льва Семеновича - поэт, филолог и лингвист Д. И. Выгодский. Видимо, стремясь к «идентификации» и «размежеванию», Лев Семенович букву «д» в своей фамилии заменил на «т».

Через год после рождения Льва семья переехала в г. Гомель, который сам Лев Семенович считал своей родиной и с которым связаны многие важные события в жизни будущего психолога. В этом городе прошло его детство и отрочество, здесь он учился в двух гимназиях, общался со взрослыми людьми, которые оказали на него большое личностное влияние. Сюда он неоднократно возвращался, работал, в этом месте черпал силы для творчества и вдохновения.

Следует отметить, что Гомель в тот период отличался особым духом образования и своими учебными заведениями. Так, например, в 1819 г. в нем была открыта первая в Российской империи

ланкастерская школа. Она была построена на центральной улице Гомеля и состояла из комплекса зданий (главный корпус и четыре флигеля, бани, амбар, конюшни) с земельными угодьями, образцовой фермой и мастерскими. Это было первое учебное заведение подобного типа в Российской империи [1].

В основу учебного процесса в этой школе была положена Белл-Ланкастерская система взаимного обучения. Ее суть состояла в организации обучения более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Видимо поэтому Лев Семенович всю свою жизнь не только учился сам, но и учился у других, внимательно прислушивался к мнению коллег, принимал активное участие в научных конференциях и диспутах.

В год приезда семьи Выгодских в г. Гомеле была открыты первая гимназия, в которой в последующем учился Лева. Хотя начальное образование он получил дома, в обстановке многодетной (8 детей!) и довольно образованной по тому времени семье: отец был купцом, затем работал в Гомеле заместителем управляющего отделением Соединенного банка, мать - учительницей.

Стремление к гуманитарным наукам, в частности истории и философии, проявилась у мальчика довольно рано и сохранилась на всю жизнь. Как вспоминает его товарищ детских и юношеских лет С. Ф. Добкин, в 4-5 классах гимназии группа школьников, среди которых была и сестра Льва - Зинаида, впоследствии - лингвист, решили создать кружок по изучению истории народов (в том числе, еврейского). Льва избрали его руководителем. Вскоре тематика кружка (а он проработал два года) стала напоминать изучение философии истории! Видимо, отсюда начинается Выготский как мыслитель, мыслитель-историк [2, с. 20-21]. Вероятно, здесь, еще в школьные годы, возникло у него особое внимание и собственное понимание роли истории в развитии человека, осмысление значения исторического метода в познании явлений действительности.

В гимназические годы Лев Выгодский изучал язык эсперанто, коллекционировал марки и вел переписку на эсперанто с людьми из разных стран, увлекся латынью, играл в шахматы, много читал. На всю жизнь полюбил театр (пробовал себя даже в роли режиссера), стихи А. С. Пушкина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева, И. Ф. Анненского, Н. С. Гумилева и других поэтов, прозу И. А. Бунина, Андрея Белого,

романы Ф. М. Достоевского и др. В этот период своей жизни Выгодский начал писать труд о Гамлете и в 19 лет завершил замечательную работу «Трагедия о Гамлете, принце Датском», а также ряд других работ: психологический анализ басен, рассказов И. А. Бунина. Связь с культурой и искусством стала характерной для научной деятельности Выготского. Наверное поэтому кандидатская диссертация Льва Семеновича и была посвящена психологии искусства!

Итак, одним из существенных мест, откуда проистекало научной творчество Л. С. Выготского, была его малая родина и семья, заложившие основу для его дальнейшей кипучей деятельности на ниве науки.

В 1913 г., окончив школьное образование с золотой медалью, Лев Семенович едет в Москву и поступает в Императорский университет, по настоянию родителей, на медицинский факультет. На этом факультете он проучился всего месяц и перешел на юридический из соображений получить по выпуску право ему, еврейскому мальчику, жить вне черты оседлости (т. е. определенной границы территории, за пределами которой в то время запрещалось постоянное жительство иудеям и цыганам). Обучение на юридическом факультете было, что называется, по необходимости. Однако и оно помогало Льву Семеновичу формировать такие важные для науки способности, как конкретное мышление, умение видеть проблему с разных сторон (например, быть одновременно в роли обвинителя и защитника).

Кроме того, в период учебы на юридическом факультете студент Выгодский познакомился, как свидетельствует С. Ф. Добкин, с двумя книгами, которые «.. .дали сильный толчок интересу Льва Семеновича к психологии» [2, с. 29].

Во-первых, это работа «Многообразие религиозного опыта», изданная в 1902 г. одним из крупнейших американских психологов того времени Уильямом Джемсом (Джеймсом) (1842-1910). Идеи автора книги настолько захватили Выгодского, что он стал изучать другие его книги, в частности, «Принципы психологии». Второй книгой стал труд, который считается одним из основных исследований австрийского психолога, психиатра и невропатолога, создателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939), - «Психопатология обыденной жизни» (1901). Однако идеи З. Фрейда заметного влияния на Выгодского не оказали.

Кроме этого, авторы некоторых источников [3, с. 188] отмечают, что в этот период Л. С. Выгодский изучил трактат крупнейшего для

того времени филолога Александра Афанасьевича Потебни (18351891) «Мысль и язык» (1862). После изучения этих книг, как считают исследователи научного творчества Выгодского, у Льва Семеновича возник серьезный интерес и появилось желание изучать психологию и заниматься психологической наукой.

Это желание воплотилось в жизнь тогда, когда Лев Семенович в 1914-1917 гг. стал учиться в уникальном для того времени и для Москвы высшем учебном заведении - Народном городском университете имени А. Л. Шанявского (ныне в этом здании на Миусской площади располагается один из корпусов Российского государственного гуманитарного университета) на историко-философском отделении. В этом частном университете преподавание вели многие выдающиеся ученые того времени, покинувшие по морально-идеологическим и идеологическим принципам Московский университет (К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский, В. А. Жуковский и др.).

Курсы психологии и педагогики в университете вел Павел Петрович Блонский (1884-1941). Личность неординарная, деятельностная и противоречивая. Оригинальный мыслитель, «первый построивший свою психологическую теорию на базе философии марксизма» [4, с. 20]. Он стремился к перестройке психологии на основе материалистического мировоззрения, исследовал широкий круг актуальных проблем на стыке психологии и педагогики, увлекался педологией -комплексной наукой об изучении ребенка. Вслед за П. П. Блонским, Лев Семенович в последующем называл себя «педологом». В автобиографии он писал: «Преподавал в вузах психологические и педологические дисциплины» [4, с. 140]. В одной из книг, посвященной Л. С. Выготскому, ее автор А. А. Леонтьев восклицает: «Выготскому повезло с его учителем!» [там же, с. 20].

Итак, обучение в Московском Императорском университете, а еще более - в негосударственном высшем учебном заведении - в университете имени А. Л. Шанявского и под влиянием П. П. Блонского, позволило Льву Семеновичу сделать окончательный выбор в пользу психологической науки.

Зародившееся в студенческие годы увлечение психологией определило всю последующую судьбу Л. С. Выготского. В официальной справке о своей научно-исследовательской работе он записал: «Начал заниматься исследовательской работой в 1917 году по окончании

университета. Организовал психологический кабинет при педтехни-куме, где вел исследования» [4, с. 140]. Небезынтересно, что специального психологического образования как такового в ту пору практически не существовало, и Л. С. Выготский, подобно большинству пионеров этой науки, дипломированным психологом не был.

После окончания в 1917 г. обучения в Москве, Выгодский возвращается в Гомель, который переживает непростые послереволюционные времена. Из-за сложившейся в городе непростой ситуации и в поисках работы Лев Семенович едет в Киев, но вскоре возвращается в родной город. Здесь кипучая энергия молодого человека находит свое применение: через некоторое время он начинает преподавать литературу в школе, открывает издательство памятников мировой литературы и современных произведений «Века и дни» (правда, издано было всего две книги, и издательство прекратило свое существование), организует психологический кабинет при педагогическом техникуме, ведет в нем занятия и готовит книгу «Педагогическая психология».

К сожалению, из-за плохого питания в семье Выгодских примерно с 1920 г. стал развиваться туберкулез, которым в это время заболел и Лев Семенович. С этого времени его не покидает особая жажда творчества ввиду близкой кончины. К счастью, болезнь на какое-то время отступила, и Лев Семенович продолжил активные научные исследования. В частности, в этот период он изучал такие сложные проблемы, как взаимоотношения условных рефлексов и сознательного поведения человека, влияние языка на процессы мышления и др. Именно в это время он заинтересовался особенностями обучения детей, страдающих врожденными дефектами [5, с. 26], проблемами обучения умственно отсталых детей. Приходилось изучать специальные труды по психологии, в том числе зарубежных ученых, самому писать статьи для своих будущих крупных работ. Писал он быстро, как и мыслил, записывал порой одними только согласными буквами!

Психология в тот период характеризовалась глубоким кризисом как на Западе, так и в нашей стране. Выготский взялся за решение эпохальной задачи: перестройку психологии на новых основах. В этом талантливом и многогранном человеке органично переплелись и неразрывно проявлялись любовь и к истории, философии, филологии, и к психологии с педагогикой.

Выготский пришел в психологию тогда, когда она характеризовалась глубоким кризисом как на Западе, так и в нашей стране. Его соратник Александр Романович Лурия (1902-1977) писал: «...именно он (Выготский. - М. Л.) сразу же всем своим существом почувствовал, что на нем лежит задача выбиться из этого тупика, сломать все стены, которые отделяют психологию от реальной жизни, от конкретных форм человеческой деятельности, от живых форм человеческого сознания» [2, с. 15].

Результаты своих исследований за период работы в Гомеле Лев Семенович доложил в 1924 г. на II Психоневрологическом съезде в г. Ленинграде. Выступление молодого исследователя имело огромное значение для собравшихся ученых. Выгодского приглашают для работы в Москву, и с осени этого же года он начинает работать в Государственном институте экспериментальной психологии в качестве научного сотрудника 2-го разряда. Ему остается всего 10 лет интересной и напряженной работы в психологии.

На вопрос: «В чем заключается самый значительный вклад Л. С. Выготского в психологию?» можно ответить так: он обосновал идею о культурном и историческом (не природном) развитии сознания человека; доказал необходимость введения исторического метода, принципа историзма в психологию. С позиций диалектического подхода этот принцип означает, что любой предмет научного изучения должен рассматриваться всесторонне, в развитии и «самодвижении» (Г. В. Ф. Гегель).

Сам Лев Семенович именно так подходил к рассмотрению любой проблемы: с разных, порой противоположных, даже невероятных сторон. Для него психология была наукой об историческом развитии человеческого сознания. Идея об историческом развитии сознания человека остается методологической для осмысления и дальнейшего развития как современной теории психологии, так и при проведении конкретных экспериментальных исследований.

Стремясь к познанию сознания человека, изучению развития сознания, Лев Семенович положил в основу всех своих исследований учение о высших, специфических для человека, психологических функциях, исторически и логически возникающих в процессе реального общения. История высших психологических функций есть первый предмет психологии, считал он. Поэтому фундаментальные

положения культурно-исторической теории развития высших психических функций (Выготский называл ее «инструментальной», «культурной», «исторической» психологией) в современных условиях нуждаются в дальнейшем изучении и в новых научных исследованиях.

В заключение хочется вновь привести слова А. Р. Лурии, емко и глубоко раскрывающие феномен Выготского: «Основное положение Л. С. Выготского звучит парадоксально. Оно заключается в следующем: для того чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности и "категориального" поведения не в глубинах мозга и не глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека» [6, с. 23].

Таким образом, судьбоносными началами зарождения научных взглядов и идей Л. С. Выготского стали его малая родина, семья и семейное воспитание, годы «школьной» учебы. Период обучения в двух московских университетах, знакомство с психологией, педагогикой и педологией, в том числе под влиянием П. П. Блонского оказал на Выготского решающее значение для выбора жизненного пути. Практическая профессиональная деятельность и научные исследования в Гомеле до 1924 г. окончательно определили Л. С. Выготского в науке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Лев Семёнович. - URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% 92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8% D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D 1 %91 %D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D 1 %87 (дата обращения 01.11.2016).

2. Левитин К. Е. Личностью не рождаются. - М.: Наука, 1990.-208с.

3. Степанов С. С. Психология в лицах. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.

4. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1990. - 158 с.

5. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути: научная автобиография / под ред. Е. Д. Хомской. - 2-е изд. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 192 с.

6. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.