Научная статья на тему 'Опережая время (к 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского)'

Опережая время (к 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО / 120 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ / ВКЛАД В МИРОВУЮ НАУКУ / ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ / CULTURAL AND HISTORICAL CONCEPT OF L. S. VYGOTSKY / 120TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF L. S. VYGOTSKY / CONTRIBUTION TO THE WORLD SCIENCE / PROGRAM OF EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сёмина Марина Викторовна

Статья посвящена памяти Л. С. Выготского, выдающегося отечественного психолога и педагога. Представлен его вклад в развитие мировой науки. Обозначен формат тематического Международного сетевого конгресса, посвящённого памяти учёного. Отмечены актуальные направления развития научной школы Л. С. Выготского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ahead of Time (on the 120th Anniversary of the Birth of L. S. Vygotsky)

The article is dedicated to the memory of L. S. Vygotsky, an outstanding Russian psychologist and educator. It presents his contribution to the development of the world science. We outline the format of a thematic network of the International Congress dedicated to the memory of the scientist. Important directions in the development of the Vygotsky''s scientific school are pointed out.

Текст научной работы на тему «Опережая время (к 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE

УДК 37

Марина Викторовна Сёмина,

кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: [email protected]

Опережая время (к 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского)

Не будет преувеличением назвать Л. С. Выготского гением. Более чем за пять десятилетий в науке я не встречал человека, который сколько-нибудь приближался бы к нему по ясности ума, способности видеть сущность сложнейших проблем, широте познаний во многих областях науки и умению предвидеть дальнейшие пути развития психологии.

А. Р. Лурия

Статья посвящена памяти Л. С. Выготского, выдающегося отечественного психолога и педагога. Представлен его вклад в развитие мировой науки. Обозначен формат тематического Международного сетевого конгресса, посвящённого памяти учёного. Отмечены актуальные направления развития научной школы Л. С. Выготского.

Ключевые слова: культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, 120 лет со дня рождения, вклад в мировую науку, программа мероприятий

Marina V. Semina,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),

e-mail: [email protected]

Ahead of Time (on the 120th Anniversary of the Birth of L. S. Vygotsky)

The article is dedicated to the memory of L. S. Vygotsky, an outstanding Russian psychologist and educator. It presents his contribution to the development of the world science. We outline the format of a thematic network of the International Congress dedicated to the memory of the scientist. Important directions in the development of the Vygotsky's scientific school are pointed out.

Keywords: cultural and historical concept of L. S. Vygotsky, 120th anniversary of the birth of L. S. Vygotsky, contribution to the world science, program of events.

130

© М. В. Сёмина, 2016

Годом выдающегося отечественного психолога Льва Семёновича Выготского (1896-1934), внёсшего бесценный вклад в науку о развитии и социализации человека в природе, культуре и обществе, официально объявлен 2016 год [4; 5].

17 ноября 2016 года исполняется 120 лет со дня рождения учёного. Несмотря на то, что работам Л. С. Выготского уже несколько десятилетий, они интересны и сегодня - с революционным для 30-х гг. ушедшего века пониманием природы личности, ресурсов человеческого разума; места и роли познания, коммуникации и образования в развитии Человека: ребёнка и взрослого, представителя архаичных и современных культур, носителя нормальной и аномальной психики.

Авторская теория развития высших психических функций человека (речи, внимания, мышления, воображения), имеющая сегодня мировую известность как культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, привлекает всё большее внимание современных исследователей и оказывает влияние на формирование новых антропологических проектов, устремлённых в обновляющееся образование XXI века - века гуманитарного мышления [7].

Полидисциплинарный научный метод Л. С. Выготского позволяет принять «неклассический» (Д. Б. Эльконин) путь изучения психики человека, базирующийся на представлениях о низших и высших психических функциях, и - как результат - о двух конвергирующих в развитии психики индивида планах поведения - натуральном, природном (результат биологической эволюции животного мира) и культурном, общественно-историческом (результат исторического развития общества), формирующемся посредством освоения знаковых систем, транслируемых социумом.

Именно Лев Семёнович, расширяя взгляды на культуру как особую социальную среду жизни разумных существ, обнаружил в ней исторически формирующийся ресурс творчества как механизм создания новых форм поведения - осмысленных, произвольных, свободно осваиваемых человеком в содействии с другими людьми. Попытка молодого учёного отойти от традиционной естественнонаучной парадигмы и заявить о научных проблемах изучения личности в её вершинных проявлениях;

показать, как «разум, способность к овладению человеком своей психикой создаёт путь к свободе личности» [1, с. 102], идеологически противоречащая установкам на доминирующую роль общественного сознания в сознательном подчинении личности коллективу, была апогеем научной и гражданской смелости Выготского, трагически повлиявшей на судьбу его научного наследия в СССР.

Парадоксально, но последовавшее через два года после смерти Л. С. Выготского Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Нарком-проса», повлёкшее запрет на упоминание имени Льва Семёновича и преследование вплоть до 60-х гг. за продвижение его идей, вызвало всплеск интереса к опальным рукописям за рубежом [9; 10].

Научные работы Л. С. Выготского с третьего десятилетия прошлого века публикуются в Англии, Германии, Франции, Италии, Испании, США, ЮАР, Японии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Вьетнаме, на Кубе [6, с. 153].

Теоретико-практическому наследию Л. С. Выготского посвящены международные конгрессы, симпозиумы, конференции, которые состоялись в 70-90-е гг. XX века в Риме, Чикаго, Будапеште, Минске, Гомеле. С 1970-х гг. основные положения теории Выготского были переведены и легли, наряду с идеями Ж. Пиаже, в основу современной образовательной психологии США. С именем советского психолога связывают возникновение зарубежного социального конструктивизма.

С начала XXI в. в России и мире происходит исторический анализ упущенных возможностей в прочтении и принятии научных положений теории Л. С. Выготского. Идёт интенсивный пересмотр традиционных оценок творческого наследия учёного советского периода и разработка новых, -изначально задуманных автором, но впоследствии проигнорированных путей его дальнейшего развития. Это интеллектуальное движение в ряде публикаций известно как «ревизионистская революция» в выгот-сковедении [4].

В юбилейном году во многих городах России с участием зарубежных учёных пройдёт каскад тематических научно-практических и просветительских мероприятий [5]. Самым крупным из них является

Международный сетевой конгресс «Разум в обществе: культурно-деятельностный переворот», кульминация которого состоится 14-17 ноября 2016 г. в Москве при непосредственном участии и на базе учреждений, с которыми была связана образовательная, научно-исследовательская, преподавательская деятельность Льва Семёновича Выготского [7; 8].

Прежде всего, это стены Российского государственного гуманитарного университета. В Московском городском народном университете имени А. Л. Шанявского с 1914 по 1917 гг. Л. С. Выготский был слушателем сразу на двух факультетах (юридическом и психологическом); здесь же, будучи студентом,написал 200-страничную рукопись «Трагедия о Гамлете, принце датском У. Шекспира».

Не обойдёт эту дату и площадка Психологического института РАО. С 1924 г. Л. С. Выготский работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, был зачислен в аспирантуру, за год подготовил диссертацию по психологии искусства (1925), позднее работал в институте в звании старшего научного сотрудника (сегодня степень кандидата наук). В этот период Лев Семёнович подготовил заметки, впоследствии опубликованные под названием «Исторический смысл психологического кризиса», а также рукопись по педагогической психологии.

В 2016 г. программа конгресса включает мероприятия Московского педагогического государственного университета, на фасаде здания которого в этом году торжественно размещён портрет учёного в стиле граффити. Во Втором Московском государственном университете Л. С. Выготский работал с 1927 по 1930 гг., практически завершив рукопись о становлении высших психических функций, здесь написана работа по «Педологии школьного возраста». После реорганизации вуза, с 1930 по 1934 гг. он трудился в Московском педагогическом государственном университете, где был заведующим кафедрой педологии трудного детства. Уже будучи тяжело больным, Выготский представляет научной общественности новые свои труды: «Воображение и творчество в школьном возрасте», «Орудие и знак», «Педология подростка», «Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование», «Мышление и речь», «Про-

блема возраста», «Умственно отсталый ребёнок», «Умственное развитие детей в процессе обучения» [6, с. 146-148].

При поддержке коллег Л. С. Выготский в 1929 г. выступил со своими научными идеями на IX Международном психологическом конгрессе в Йельском университете; в 1930 г. - на VI Международной конференции по изучению высших психологических функций в психотехнических исследованиях в Барселоне; тогда же подготовил доклад о психологических системах, где заявил о начале новой исследовательской программы на территории Средней Азии. Так положено начало формированию крупнейшей в советской психологии научной школы, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божо-вич, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зин-ченко, Л. В. Занков.

Юбилейные мероприятия проходят также на базе Института коррекционной педагогики РАО. В Экспериментальном дефектологическом институте Л. С. Выготский с 1929 по 1934 гг. был научным руководителем, под его методологическим началом были проведены научно-практические исследования по дефектологии и психокоррекции, прочитаны курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Харькова и Ташкента.

История развития гуманитарного знания показывает, что научный метод Л. С. Выготского не только не утратил своей жизненной силы, но и стал ресурсным в новых практиках современной психолого-педагогической науки. Гуманистическое кредо исследователя воплощено в сформулированных им идеях и принципах: историзма, единства аффекта и интеллекта, системного и смыслового строения сознания, механизма опосредствования, зоны ближайшего развития и т. д.

Жизненными остаются сформулированные Л. С. Выготским проблемы взаимосвязи обучения и развития, общения и обобщения, смысла и значения, сознания и бессознательного, натурального и культурного в психике человека.

Актуальными направлениями развития научной школы Выготского, представленными к обсуждению в программе юбилейных чтений, станут проблематика кризиса современной психологии в её

историко-методологическом ключе; взгляды на социальное взаимодействие в контексте культурно-исторической психологии; динамика высших психических функций как проблема клинической психологии и современной психотерапии; понятие социальной ситуации развития в рамках психологии коммуникации; психологические средства реализации творческого потенциала в искусстве; культурно-исторический подход в дефектологии и психологии инклюзивного

образования; профессиональное сознание и профессиональное самоопределение как компоненты профессиональной деятельности психологов и педагогов с точки зрения культурно-исторического подхода и др. [2].

По своей сути, это вопросы об образе и содержании антропологической науки будущего и о том, как идущим в науку психологам и педагогам сегодня соответствовать высокой методологической планке великого предшественника.

Список литературы

1. Завершнева Е. Ю. Проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л. С. Выготского // Вопр. психологии. 2015. № 5. С. 89-106.

2. Институт психологии им. Л. С. Выготского [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик: программа юбилейных XVII Междунар. чтений памяти Л. С. Выготского. Режим доступа: http://www.rsuh.ru/psychology/ sciences/Vygotsky (дата обращения: 10.05.2016).

3. К 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.special-psy.com/tag/vysshie-psixicheskie-funkcii (дата обращения: 10.05.2016).

4. К 120-летию Л. С. Выготского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gpk.by/index. php/vigotskiy (дата обращения: 12.05.2016).

5. Лев Выготский. 120 лет гению психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. выготский.рф (дата обращения: 12.05.2016).

6. Лифанова Т. М. Полная библиография трудов Льва Семёновича Выготского // Вопр. психологии. 1996. № 5. С. 137-157.

7. Международный сетевой конгресс, посвящённый 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2016/08/Pr_setevoy-kongress.pdf (дата обращения: 13.05.2016).

8. Программа мероприятий МПГУ на 2016 год в рамках празднования 120-летия со дня рождения Л. С. Выготского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/ www./мпгу.рф/programma-120-vygodskiy (дата обращения: 13.05.2016).

9. Cazden C. B. Selective traditions: Readings of Vygotsky in writing pedagogy. In Child discourse and social learning: An interdisciplinary perspective, edited by D. Hicks. New York: Cambridge University Press, 1996. Р. 165-186.

10. Van der Veer R. Multiple readings of Vygotsky. In The transformation of learning: Advances in cultural-historical activity theory, edited by B. van Oers, W. Wardekker, E. Elbers and R. van der Veer. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. Р. 20-37.

References

1. Zavershneva E. Yu. Problema svobody kak otlichitel'noi kharakteristiki cheloveka v rabotakh L. S. Vygotskogo // Vopr. psikhologii. 2015. № 5. S. 89-106.

2. Institut psikhologii im. L. S. Vygotskogo [Elektronnyi resurs] // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya: ot nauchnoi revolyutsii k preobrazovaniyu sotsial'nykh praktik: programma yubileinykh XVII Mezhdunar. chtenii pamyati L. S. Vygotskogo. Rezhim dostupa: http://www.rsuh.ru/psychology/sciences/Vygotsky (data obrashcheniya: 10.05.2016).

3. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya L. S. Vygotskogo [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.special-psy.com/tag/vysshie-psixicheskie-funkcii (data obrashcheniya: 10.05.2016).

4. K 120-letiyu L. S. Vygotskogo [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gpk.by/index.php/ vigotskiy (data obrashcheniya: 12.05.2016).

5. Lev Vygotskii. 120 let geniyu psikhologii [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// www. vygotskii.rf (data obrashcheniya: 12.05.2016).

6. Lifanova T. M. Polnaya bibliografiya trudov L'va Semenovicha Vygotskogo // Vopr. psikhologii. 1996. № 5. S. 137-157.

7. Mezhdunarodnyi setevoi kongress, posvyashchennyi 120-letiyu so dnya rozhdeniya L. S. Vygotskogo [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2016/08/ Pr_setevoy-kongress.pdf (data obrashcheniya: 13.05.2016).

8. Programma meropriyatii MPGU na 2016 god v ramkakh prazdnovaniya 120-letiya so dnya rozhdeniya L. S. Vygotskogo [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:/ www./mpgu.rf/programma-120-vygodskiy (data obrashcheniya: 13.05.2016).

9. Cazden C. B. Selective traditions: Readings of Vygotsky in writing pedagogy. In Child discourse and social learning: An interdisciplinary perspective, edited by D. Hicks. New York: Cambridge University Press, 1996. P. 165-186.

10. Van der Veer R. Multiple readings of Vygotsky. In The transformation of learning: Advances in cultural-historical activity theory, edited by B. van Oers, W. Wardekker, E. Elbers and R. van der Veer. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 20-37.

Библиографическое описание статьи

Сёмина М. В. Опережая время (к 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского) // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 5. С. 130-134. (Сер. Педагогические науки).

Reference to the article

Semina M. V. Ahead of Time (on the 120th Anniversary of The Birth of L. S. Vygotsky) // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciencesy. 2016. Vol. 11, No. 5. PP. 130-134.

Статья поступила в редакцию 07.06. 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.