Научная статья на тему 'Лев Николаевич Серавин (1931-2010)'

Лев Николаевич Серавин (1931-2010) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Biological Communications
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лев Николаевич Серавин (1931-2010)»

ПАМЯТИ УЧЕНОГО

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ СЕРАВИН (1931-2010)

Летом 2010 г. на 79-м году ушел из жизни профессор, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, академик РАЕН Лев Николаевич Серавин. Почти вся его научная и педагогическая деятельность была связана с Ленинградским—Санкт-Петербургским государственным университетом, который он закончил в 1953 г. На незаурядные способности Льва Николаевича обратил внимание заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных профессор Валентин Александрович Догель, крупный ученый с мировым именем, предложивший ему продолжить учебу в аспирантуре. После ее окончания до последних лет своей жизни Лев Николаевич руководил лабораторией зоологии беспозвоночных в Биологическом институте университета и вел большую педагогическую работу на кафедре.

Начало научно-педагогической деятельности Л. Н. Серавина в университете пришлось на период восстановления Биологического института из руин после Великой Отечественной войны. В нескольких километрах от института проходила линия фронта, а в подвале Дворца Лейхтенбергского (корпус № 1) располагался командный пункт дивизии. Как рассказывал Лев Николаевич, первыми сотрудниками лаборатории были он сам и уборщица. В дальнейшем штат лаборатории пополнился молодыми и способными биологами, многие из которых составили гордость петербургской науки. Лаборатория развивалась, приходили новые сотрудники, а в лучшие годы ее численность доходила до 20 человек.

Лев Николаевич очень серьезно относился к воспитанию и подбору научных кадров и никогда не жалел на это ни сил, ни времени, шла ли речь о студенте, аспиранте, молодом или дипломированном ученом. Из руководимой им лаборатории зоологии беспозвоночных оформились две самостоятельные лаборатории: фитоакарологии (зав. лаб. канд. биол. наук В. Г. Шевченко) и кариологии простейших (зав. лаб. д-р биол. наук, проф. Д. В. Осипов). Лев Николаевич несколько лет проработал в должности заместителя директора по научной работе. Имея большой жизненный опыт, он щедро делился им и нередко помогал в решении житейских и личных вопросов молодым ученикам и коллегам. Научная молодежь тянулась к нему, и это была дань как его человеческому обаянию, так и умению увлечь наукой, которую он так преданно любил.

В течение всей своей продолжительной (более 50 лет) деятельности в университете Лев Николаевич много времени уделял административной работе на посту заведующего лабораторией. Он выполнял разнообразные общественные поручения, в том числе в ученых советах Биологического института и биолого-почвенного факультета, в профкоме и месткоме университета, а также в диссертационных советах. В течение многих лет он участвовал в организационной деятельности Всесоюзного общества протозоологов и был в составе Оргкомитета Междунородного конгресса протозоологов, проходившего в г. Ленинграде в 1969 г. Его вторым учителем был заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных Юрий Иванович Полянский, один из крупнейших протозоологов мира, который сменил на этом посту Валентина Александровича Догеля.

Л. Н. Серавин подготовил и читал в университете оригинальные спецкурсы по физиологии простейших и физиологии и морфологии гребневиков, а также в течение многих лет проводил летнюю практику по зоологии беспозвоночных у студентов первого курса. Он был прекрасным лектором и докладчиком, поэтому на его публичных выступлениях зал был всегда полон. За всю

свою долгую работу в университете он подготовил около 20 кандидатов наук и консультировал многих соискателей степени доктора биологических наук.

Однако основным в его деятельности в Санкт-Петербургском университете была все же научная работа, без которой он не мыслил своей жизни. Даже в последние годы, будучи уже тяжело больным, он остро переживал, что здоровье не позволяет ему работать в полную силу и реализовывать научные идеи и планы, а их у него и к концу жизни было немало.

Первая научная книга Льва Николаевича Серавина «Двигательные системы простейших. Строение, механохимия и физиология» (1967) была защищена им в качестве докторской диссертации, когда ему не было еще и 40 лет. Она рассматривалась специалистами как крупное обобщение по проблемам физиологии простейших, а некоторые оригинальные идеи, высказанные в ней, до сих пор не утратили своего научного значения.

Уже в этой первой большой работе ярко проявился талант Льва Николаевича не только как зоолога-экспериментатора, но и как теоретически широко мыслящего ученого. Среди его исследований найдется совсем немного таких, которые в основном сводились бы к сбору и накоплению фактического материала, хотя и они, безусловно, нужны и полезны науке. Подавляющее большинство работ было выполнено им с целью проверить или обосновать свою очередную идею или рабочую гипотезу. Анализ его богатого научного наследия хорошо демонстрирует, насколько тщательно он планировал экспериментальные исследования и того же требовал от своих сотрудников, многочисленных учеников и последователей. Он был одинаково компетентен и в теоретическом, и в практическом решениях многих проблем протистологии, с которой началась его научная карьера и которой он занимался на протяжении всей жизни, а также в решении вопросов, касающихся физиологии и этологии многоклеточных беспозвоночных животных.

В коротком очерке, посвященном памяти Л. Н. Серавина, трудно раскрыть все богатое научное наследие этого крупного ученого. Им было опубликовано около 300 научных работ, среди них несколько книг, оставивших заметный след в отечественной и мировой науке, кроме того, написаны и опубликованы такие книги, как «Теория информации с точки зрения биолога» (1973), «Простейшие... Что это такое?» (1984), «Гребневики. ОепорЬога» (1998), «Агамные слияния протистов и происхождение полового процесса» (1999; совместно с А. В. Гудковым), «ТпсЬо-р1ах а^аегеш (тип Р1асогоа) — одно из самых примитивных многоклеточных животных» (2005; совместно с А. В. Гудковым) и др.

Эти книги Л. Н. Серавина отражают, но, естественно, не исчерпывают все его научное наследие. Лев Николаевич в молодые годы начал, а в зрелые продолжил изучение двигательных систем, форм движения и поведения беспозвоночных животных, а диапазон объектов, вовлеченных в эти исследования, был весьма широким: от простейших до иглокожих. В работах, выполненных им вместе с учениками (Э. Э. Орловской, А. И. Раилкиным, А. С. Карпенко, В. Н. Ле-туновым, А. О. Фроловым, С. Ш. Даутовым и др.), были установлены некоторые закономерности и механизмы движения, а также пищевого поведения беспозвоночных животных. На основе этих исследований им были сформулированы оригинальные представления о мерности восприятия пространства беспозвоночными животными. В соответствии с ними пространство, рецептируемое одноклеточными (простейшими), одномерно; для плоских червей оно двумерно, а более высокоорганизованные животные воспринимают окружающую их среду уже как трехмерную.

В те годы, когда в нашей стране еще только зарождались исследования биологических объектов на ультраструктурном уровне, Л. Н. Серавин вместе с учениками (З. П. Герасимовой, С. А. Карповым и др.) начал изучение тонкой организации опорных двигательных аппаратов (корешковых структур) ундулиподий жгутиконосцев и инфузорий. Развитие этих исследований, в которых также принимали участие сотрудники и выпускники кафедры А. А. Добровольский, А. В. Гудков, А. О. Фролов, А. В. Смирнов и др., позволило построить новую макросистему амебоидных, жгутиковых протистов и инфузорий. Позднее Львом Николаевичем были развиты оригинальные представления об основных путях эволюции протистов: эукариотизации, цито-идизации, дезорганеллизации, амебоидизации, диплоидизации и полицеллюляризации, объяс-

нившие особенности клеточного уровня организации протистов, их клеточные и одновременно организменные черты. Эти исследования естественным образом привели его в дальнейшем к развитию и углублению ряда положений клеточной теории, а через них к формулированию собственных представлений об аутогенном происхождении эукариотной клетки. В серии работ, основанных на изучении агамных слияний протистов, им вместе с А. В. Гудковым были развиты новые взгляды на эволюционное происхождение полового процесса.

Л. Н. Серавин внес вклад в теорию биологических систем, сформулировав закон противо-направленности морфологической эволюции, согласно которому комбинация прогрессивных и регрессивных изменений в структуре живых существ ведет к появлению новых таксонов, в том числе такого высокого ранга, как классы и типы.

Лев Николаевич был ученым по призванию, Ученым с большой буквы, обладавшим широкой эрудицией, глубокой интуицией, новаторским мышлением и обостренным чувством всего нового и прогрессивного. Он живо интересовался всем, что происходило в науке, причем в неизвестные для себя области даже за пределами биологии быстро и глубоко вникал и творчески связывал их с биологическими проблемами. Так, определенный период своей жизни он посвятил теории информации, развив оригинальные представления о качественных законах передачи и переработки информации в живых и неживых системах.

Будучи человеком высокой культуры и дисциплины, Лев Николаевич постоянно следил за новинками художественной литературы, ежедневно читал прессу и был хорошо осведомлен обо всем, что происходило в мире. По многим вопросам за пределами науки он имел свое личное, нередко оригинальное мнение и мог свободно рассуждать на различные литературные, философские и исторические темы. К сказанному следует добавить, что он еще в юности начал писать стихи, а в возрасте около 70 лет издал сборник своих стихотворений под названием «Я верю: есть справедливость».

Вся долгая и плодотворная жизнь Льва Николаевича Серавина была отдана служению науке, а его талант еще долгие годы будет для всех нас достойным примером. Близкие, друзья, ученики и коллеги глубоко скорбят об уходе из жизни этого замечательного Человека, Ученого и Учителя.

Коллеги по работе

Список важнейших публикаций Л. Н. Серавина (по годам)

1. Серавин Л. Н. Двигательные системы простейших. Строение, механохимия и физиология. Л.: Наука, 1967. 332 с.

2. Серавин Л. Н. Изучение временных связей (условных рефлексов) у простейших (критический обзор) // Цитология. 1969. Т. 11, № 6. С. 659-680.

3. Серавин Л. Н. Некоторые гидродинамические аспекты движения ресничных инфузорий // Вестн. Ленингр. ун-та. 1970. Сер. биол. Вып. 4. С. 41-47.

4. Серавин Л. Н. Теория информации с точки зрения биолога. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. 160 с.

5. Серавин Л. Н. Анализ понятия «гомеостазис» // Труды Петергоф. Биол. ин-та. 1972. № 21. С. 3-27.

6. Серавин Л. Н., Орловская Э. Э. Выбор пищи у простейших // Вестн. Ленингр. ун-та. 1972. Сер. биол. Вып. 3. С. 7-19.

7. Серавин Л. Н., Герасимова З. П. Макросистема инфузорий // Морфология, систематика и эволюция животных. Л.: Зоол. ин-т АН СССР, 1978. С. 32-33.

8. Химические индукторы пищевого поведения морских кишечнополостных / Серавин Л. Н., Раилкин А. И., Летунов В. Н., Коган А. С., Ивахнюк И. С. // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 3: Биология. 1979. Вып. 3 (№ 15). С. 17-22.

9. Серавин Л. Н. Макросистема жгутиконосцев // Принципы построения макросистемы одноклеточных животных. Л.: Зоол. ин-т АН СССР, 1980. С. 4-22.

10. Серавин Л. Н. Пищевое поведение низших беспозвоночных // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 3: Биология. 1981. № 21. С. 64-69.

11. Серавин Л. Н., Фролов А. О. Метаболирующее движение как одна из форм клеточного движения // Цитология. 1983. Т. 25. С. 1343-1352.

12. Серавин Л.Н. Простейшие... Что это такое? Л.: Наука, 1984. 176 с.

13. Серавин Л. Н., Миничев Ю. С., Раилкин А. И. Изучение обрастания и биоповреждений морских антропогенных объектов (некоторые итоги и перспективы // Экология обрастания в Белом море. Л.: Изд-во Зоол. ин-та АН СССР, 1985. С. 5-28.

14. Серавин Л. Н. Происхождение эукариотной клетки. I. Исторические истоки и современное состояние концепций симбиотического и аутогенного происхождения клетки // Цитология. 1986. Т. 28, № 6. С. 563-575.

15. Серавин Л. Н. Происхождение эукариотной клетки. II. Критичекий анализ симбиотической (экзогенной) концепции // Цитология. 1986. Т. 28, № 7. С. 659-669.

16. Серавин Л. Н. Происхождение эукариотной клетки. III. Некоторые принципы морфофункциональной организации клетки // Цитология. 1986 Т. 28, № 8. С. 779-789.

17. Серавин Л. Н. Происхождение эукариотной клетки. IV. Общая гипотеза аутогенного происхождения эукариот // Цитология. 1986. Т. 28, № 9. С. 899-910.

18. Серавин Л. Н. Почему мелкие животные, плавающие с помощью жгутиков и ресничек, вращаются вокруг продольной оси тела // Зоол. журн. 1986. Т. 65, № 5. С. 676-682.

19. Серавин Л. Н. Особенности ориентировки беспозвоночных в трехмерном пространстве. 1. Тип СШорЬога — инфузории // Зоол. журн. 1987. Т. 66, № 6. С. 805-813.

20. Серавин Л. Н., Карпенко А. А. Особенности ориентировки беспозвоночных в трехмерном пространстве. 2. Ресничные черви // Зоол. журн. 1987. Т. 66, № 9. С. 1285-1292.

21. Серавин Л. Н. Особенности ориентировки беспозвоночных в трехмерном пространстве.

3. Кульбитирующее движение гидроидных (Нуіігогоа) и сцифоидных (8сурЬогоа) медуз // Зоол. журн. 1987. Т. 66, № 11. С. 127-141.

22. Серавин Л. Н. Особенности ориентировки беспозвоночных в трехмерном пространстве.

4. Реакция переворачивания животных со спинной стороны на брюшную // Зоол. журн. 1989. Т. 68, № 4. С. 18-28.

23. Серавин Л. Н. Взаимоотношение традиционной и молекулярно-биологической систематики эукариот // Система протистов. 2-е изд. / под ред. С. А. Карпова. СПБ.; Омск: Изд-во ОМГПУ, 1990. С. 10-18.

24. Серавин Л. Н. Место клетки среди живых систем // Организация, интеграция и регуляция биологических систем / под ред. Л. Н. Серавина, В. С. Ипатова, С. И. Черныша. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 3-23.

25. Серавин Л. Н. Основные этапы развития клеточной теории и место клетки среди живых систем // Цитология. 1991. Т. 33, № 12. С. 3-27.

26. Серавин Л. Н. Эукариоты, лишенные важнейших клеточных органелл (жгутиков, аппарата Гольджи, митохондрий), и главная задача органеллологии // Цитология. 1992. Т. 34, № 5. С. 3-33.

27. Серавин Л. Н. Основные типы и формы тонкого строения крист митохондрий; степень их эволюционной консервативности (способности к морфологической трансформации) // Цитология. 1993. Т. 35, № 4. С. 3-12.

28. Серавин Л. Н. Законы информации и роль информации в человеческом обществе. СПб., 1997. 35 с.

29. Серавин Л. Н. Гребневики. ОепорЬога / БиНИИ, СПбГУ Сер. биол. СПб.; Омск, 1998. Вып. 3. 84 с.

30. Серавин Л. Н., Гудков А. В. Агамные слияния протистов и происхождение полового процесса. СПб.; Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. 154 с.

31. Серавин Л. Н. Пути эволюции протистов // Протисты: руководство по зоологии. СПб: Наука, 2000. Ч. 1. С. 138-145.

32. Серавин Л. Н. (Seravin L. N.) 'Шє principle of counter-directional morphological evolution and its significance for construction the megasystem of protists and other eukaryotes // Protistology. 2001. Vol. 2, N 1. Р. 6-14.

33. Серавин Л. Н., Гудков А. В. Амебоидные свойства клеток в процессе раннего морфогенеза и природа возможного протозойного предка Metazoa // Журн. общ. биологии. 2005. Т. 66, № 3. С. 212-223.

34. Серавин Л. Н., Гудков А. В. Trichoplax adhaerens (тип Placozoa) — одно из самых примитивных многоклеточных животных (учебное пособие для студентов-биологов). СПб.: ТЕССА, 2005. 69 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.