ДОГЕЛЕВСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА
В.А. Догель (1882-1955) и ученики его школы в разные годы1 (как до, так и после ухода Валентина Александровича из жизни)
Указаны только те, чьи фотографии имеются в распоряжении редакции, которая благодарит всех, кто смог их предоставить.
208
УДК 592[_001.8 (Догель)]
© 2011: Э.И. Слепян, ФНИ "XXI век"
НАУЧНАЯ ШКОЛА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ДОГЕЛЯ
Э.И. Слепян
Санкт-Петербургская лесотехническая академия им. С.М. Кирова, С.-Петербург, Россия
Эл. почта: [email protected]
Научная школа Валентина Александровича Догеля (Догелевская школа) основана на учении Валентина Александровича, объединяющем, в первую очередь, протистологию (протозоологию) с ее многими разделами, от систематики и таксономии до физиологии, биохимии, генетики, зоогеографии и эволюции, сравнительную анатомию беспозвоночных, экологическую паразитологию (познание паразитарных и симбиотрофных систем в самом широком смысле, в особенности - паразитов беспозвоночных, рыб и низших позвоночных, а также птиц). Она представляет собой особое явление в отечественной науке, не сопоставимое в полной мере ни с одной из научных школ в мировой практике получения высшего университетского образования. Есть все основания утверждать, что Догелевская школа - выдающийся феномен в истории приобщения к знаниям, в том числе к знаниям экологическим. Известен феномен физического практикума Льва Давидовича Ландау, давшего отечественной и мировой физике многих крупнейших физиков, прежде всего физиков-теоретиков, из числа тех, кто этот практикум прошел, а лучше сказать, преодолел.
В биологии не менее известен большой практикум по зоологии беспозвоночных, обоснованный, созданный и на протяжении многих лет неоднократно апробированный Валентином Александровичем Догелем.
Здесь оправданно отметить, что названия кафедры и, соответственно, курса В.А. Догеля - кафедра зоологии беспозвоночных, курс зоологии беспозвоночных, учебник зоологии беспозвоночных - возникли уже в советское время. Ранее, при проф. В.Т. Шевякове, существовал зоотомический кабинет. Им создан и кафедральный музей, существующий и поныне, и соответствующие практикумы, в том числе большой практикум, завоевавший признание классического.
О содержании и проблемах зоологии беспозвоночных Валентин Александрович начинал рассказывать принятым в университет студентам, в соответствии с программой занятий, с самого начала их высшего образования. Приобщению к знаниям в значительной мере способствовала вся обстановка, в которой происходили занятия, исключительная благожелательность Патрона, как величали
209
Валентина Александровича, его постоянная готовность быть полезным и словом, и делом, которая определяла и кафедральный уклад, стиль поведения всех сотрудников кафедры - и профессоров, и доцентов, и лекционных лаборантов, и ответственных за предоставление реактивов, материалов и приборов, необходимых для исследований - сбора образцов, гистологической фиксации, изготовления гистологических препаратов с их различной окраской и т.д.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что ежедневное общение с Патроном было замечательно не только его благожелательностью, но и подбадривало всех своей учтивостью (качество души, утерянное ныне у многих, что счел необходимым подчеркнуть замечательный писатель Даниил Александрович Гранин, известный книгами о людях науки («Искатели», «Иду на грозу», «Зубр»)).
Валентин Александрович был постоянным и наглядным примером для всех. Каждый день, приходя на кафедру (а он рассматривал свою деятельность в университете как службу, а не как работу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»), он поочередно обходил всех занимающихся делом и каждого спрашивал: «Вам не нужно в чем-либо помочь, голубчик?» Тот, к кому был обращен вопрос, мог быть и студентом, и профессором. Таким профессором был Артемий Васильевич Иванов -ученик Патрона, ставший академиком, лауреатом Ленинской премии - первооткрыватель нового типа животных Pogonophora1, крупнейший специалист по филогении многоклеточных2, соавтор (вместе с Ю.В. Мамкаевым) книги о турбелляри-ях3, автор монографии о водных беспозвоночных, имеющих хозяйственное значение4, и других значительных изданий. Такими профессорами были: Татьяна Александровна Гинецинская - автор непревзойденной монографии о паразитических плоских червях5; Мария Михайловна Белополь-ская, опубликовавшая в 1952 г. и в 1963 г. две монографии о сосальщиках6, обе под редакцией акад. Константина Ивановича Скрябина; Соломон Самуилович Шульман - исследователь Мухоsporidia, автор монографии об этих паразитах рыб7 и соавтор второй монографии8 , подготовленной совместно с З.С. Донец и А.А. Ковалевой.
Студентами последнего выпуска при жизни Валентина Александровича были Тамара Бейер, впоследствии доктор биологических наук и автор и соавтор двух серьезных монографий о кокциди-ях9, Валентина Рыжикова, Галина Питкянен, Галина Сергеева, Кирилл Городков, Евгений Грузов и автор этих строк.
Валентина Александровича искренне любили и ценили все, кто с ним общался. Студенты, в особенности старших курсов, занимались на кафедре до поздней ночи, так как всем хотелось получить данные, которые было бы оправданно показать Валентину Александровичу.
Пространственная обстановка на кафедре или, как ныне говорят, организация рабочих мест располагала к занятиям. У каждого студента, избравшего для специализации зоологию беспозвоночных, было закрепленное за ним место, достаточное для того, чтобы на нем было реально изготавливать гистологические препараты, исследовать их с использованием светооптичес-кого микроскопа, производить анатомирование животных, фотографировать детали и т.д. Необходимая и незаменимая составляющая всех занятий студентов - ознакомление с беспозвоночными в кафедральном музее, который студенты стремились постоянно пополнять объектами, собранными ими в экспедициях и во время летних практик.
С 1935 г. на кафедре зоологии беспозвоночных действует сохранившийся и поныне Студенческий семинар, который организовали Валентин Александрович и проф. Александр Александрович Филипченко - выдающийся ученый с широчайшими исследовательскими интересами, включающими и паразитологию, и генетику (в том числе генетику пшеницы), посвятивший глубокие исследования проблеме изменчивости и т.д. Итогом Студенческого семинара кафедры зоологии беспозвоночных стал содержащий доклады студентов на актуальные паразитологические темы отдельный выпуск Ученых записок ЛГУ10.
Большое впечатление на студентов производили лекции Валентина Александровича, а он был автором многих лекционных курсов и читал их, в зависимости от программы, как
1 ИвановА.В. Погонофоры // Фауна СССР. Новая серия № 75. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - 271 с.
2 ИвановА.В. Происхождение многоклеточных животных. (Филогенетические очерки). - Л.: Наука, 1968. - 287 с.
3 Иванов А.В., Мамкаев Ю.В. Ресничные черви (ТигЪе11аг1а), их происхождение и эволюция. Филогенетические очерки. - Л.: Наука, 1973. - 221 с.
4 Иванов А.В. Промысловые водные беспозвоночные. - М.: Советская наука, 1955. - 355 с.
5 Гинецинская Т.А. Рематоды, их жизненные циклы, биология и эволюция. - Л.: Наука, 1968. - 411 с.
6 Белопольская М.М. Трематоды семейства М1сгорЬа1Мае Тгауаввов, 1920 // Трематоды животных и человека. - М.: Изд-во АН СССР, 1952. Том 6. - С. 619-756; Семейство М1сшрЬа1Мае Тгауа8808, 1920 // Трематоды животных и человека // М.: Изд-во АН СССР, 1952. Том XXI. - С. 260-499.
7 Шульман С.С. Миксоспоридии фауны СССР. - М.-Л.: Наука, 1966. - 507 с.
8 Шульман С.С., Донец З.С., Ковалева А.А. Класс Миксоспоридий мировой фауны. Том 1. Общая часть. - СПб.: Наука, 1997. - 578 с.
9 Бейер Т.В. Цитология кокцидий. - Л.: Наука, 1978. - 186 с.; Бейер Т.В., Шибалова Т.А. Костенко Л.А. Клеточная биология споровиков - возбудителей протозойных болезней животных и человека. - Л.: Наука, 1989. - 184 с.
10 ФилипченкоА.А. (ред.). Проблемы общей паразитологии // Ученые записки ЛГУ. - 1937.- Т. 4. -Вып. 4. - 118 с.
210
студентам первого курса, так и студентам последующих курсов, причем студентам, избравшим своей специальностью зоологию беспозвоночных, Валентин Александрович читал лекции и в домашней обстановке личной квартиры. Студенческая группа, к которой принадлежал и я, нередко по приглашению Валентина Александровича посещала его гостеприимный дом. Лекции по основной тематике кафедры завершились созданием учебника «Зоология беспозвоночных», издававшегося много раз и на языках разных стран и признанного во всем мире образцовым, классическим11.
Способ изложения материала Валентином Александровичем был продуман до самых, казалось бы, незначительных деталей. Главное - не только строгие и логичные последовательность и преемственность в изложении, отсутствие лишнего, но и подтверждение излагаемого четкими и конкретными рисунками, которые создавались на глазах студентов цветными мелками. Искусство рисовать цветными мелками было унаследовано Валентином Александровичем от отца - Александра Станиславовича Догеля, который в свою очередь унаследовал это умение от своего учителя профессора университета Владимира Тимофеевича Шевякова.
Серьезное и, по существу, творческое общение с отцом оказало на Валентина Александровича исключительное и разнообразное влияние. Отец Валентина Александровича, профессор Александр Станиславович Догель (15 января 1852 г. - 19 января 1922 г.) - классик отечественной науки, и прежде всего гистологии, в частности, нейрогистологии - заведовал кафедрой гистологии Санкт-Петербургского университета, основал журнал «Русский архив анатомии, гистологии и эмбриологии» и стал его первым редактором. Разработав и технологию окраски нервных структур с применением метиленовой сини, Александр Станиславович стал признанным в России и в Европе классиком гистологии благодаря его детальным исследованиям нервных концевых аппаратов едва ли не во всех тканях и органах позвоночных - в кожном покрове, мышцах, в том числе мышцах глаз, во многих железах, в сердце и сосудах, в мозжечке, в уретре, в половых органах, и т.д., и в симпатической нервной системе.
Изыскания В.А. Догеля в области паразитологии начались с 1927 г., и в 1941 г. в Ленинграде в Государственном учебно-педагогическом издательстве Народного комиссариата просвещения РСФСР было издано в качестве пособия для университетов и сельскохозяйственных и медицинских институтов подготовленное Валентином Александровичем руководство по паразитоло-гии12, включающий Введение, Часть I «Паразитизм и особенности паразитов и их жизненных циклов» (11 глав), Часть II «Паразитофауна и среда» (6 глав), Часть III «Взаимоотношения между паразитом и хозяином» (4 главы) и Заключение. Второе, дополненное издание этой же книги под редакцией А.А. Стрелкова вышло в свет в Ленинграде в упомянутом издательстве в 1947 г. В отличие от первого издания второе объединило Введение и Заключение и четыре части - «Паразитизм и особенности паразитов и их жизненны х циклов» (5 глав), «Адаптации строения и жизненных циклов паразитов к их образу жизни» (8 глав), «Паразитофауна и среда» (8 глав) и «Взаимоотношения между паразитом и хозяином» (5 глав). В 1962 г. после ухода В.А. Догеля из жизни Издательством ЛГУ опубликовано третье - первое посмертное издание его книги «Курс общей паразитологии», переработанной и дополненной Ю.И. Полянским и Е.М. Хейсиным, увидевшее свет под названием «Общая паразитология» (464 с.). Наряду с разделами Предисловие, Введение и Заключение «Курс общей паразитологии» включает четыре части - «Паразитизм, его распространение и происхождение» (7 глав), «Адаптации в строении и жизненных циклах паразитов» (4 главы), «Паразитофауна и среда» (8 глав), «Взаимоотношения между паразитом и хозяином» и самостоятельный раздел «Проблема вида у паразитов», который имеет свое «Введение» и три главы. Каждая глава детально иллюстрирована. Предложенные В.А. Догелем подходы к исследованию экологической паразитологии были в дальнейшем распространены на фитопатогенные грибы13.
Еще одно направление исследовательских интересов Валентина Александровича, во многих отношениях взаимосвязанное с протистологией и экологической паразитологией, - сравнительная анатомия беспозвоночных. Первое издание учебного пособия на эту тему вышло в свет еще в 1920-х гг.14 В 1938 г. вышла Часть I книги
11 Первое издание под названием «Учебник зоологии беспозвоночных» опубликовано в Ленинграде Государственным изд-вом биологической и медицинской литературы в 1934 г. (528 с.), второе издание с таким же названием опубликовано тем же издательством в 1937 г. (616 с.), третье издание, озаглавленное «Зоология беспозвоночных», издано Гос. учебно-педагогическим изд-вом Народного комиссариата просвещения РСФСР в 1939 г. (479 с.), четвертое издание, озаглавленное «Зоология беспозвоночных», вышло в свет
в Государственном изд-ве «Советская наука» в 1947 г. (527 с.), посмертные издания с признанным классическим наименованием «Зоология беспозвоночных» вышли в свет - пятое (1959 г., 511 с.) в московском издательстве «Советская наука», а шестое (560 с.) и седьмое (606 с.) в московском издательстве «Высшая школа». Редактор посмертных изданий - ученик и последователь Валентина Александровича Ю.И. Полянский (член-корр. АН СССР), привлекший для дополнений к курсу Патрона его учеников и соратников, в том числе проф. М.М. Белопольскую, проф. Т.А. Гинецинскую, акад. А.В. Иванова, докт. биол. наук Д.В. Наумова, доцента А.А. Добровольского, доцента А.А. Стрелкова, доцента Ю. С. Миничева, канд. биол. наук. Р.Е. Шульман-Альбову.
12 «Курс общей паразитологии» под редакцией Ф.И. Кричевской и А.А. Стрелкова (287 с.).
13 См.: Слепян Э.И. Значение правил экологической паразитологии В.А. Догеля для общей паразитологии растений (на примере фитопатогенных грибов) // Паразитология. - 1970. - Том 4, № 2. - С. 94-107.
14 «Курс сравнительной анатомии беспозвоночных» был опубликован Государственным издательством в двух выпусках - в 1923 г. и в 1925 г.: Выпуск 1 «Кожные покровы и скелет» (Москва-Петроград, 178 с.); Выпуск 2 «Нервная система и органы чувств» (Ленинград-Москва, 223 с.)
21"
В.А. Догеля «Сравнительная анатомия беспозвоночных»15. Она включает в себя Предисловие, Введение, разделы «Система беспозвоночных» (8 глав), «Кожные покровы» (5 параграфов), «Мышечная система» (9 глав), «Опорные образования и скелет» (4 параграфа), «Пищеварительная система» (7 параграфов), «Дыхательная система» (8 параграфов), «Кровеносная система» (5 параграфов) и «Выделительная система» (6 параграфов). Часть вторая16 включает Предисловие, Заключение, разделы «Нервная система» (5 глав), «Рассеянная нервная система», «Тип кишечнополостных» (Coelenterata), «Нервная система из нервных тканей и ганглиев», раздел «Органы чувств» (6 глав), «Половая система» и «Различные типы полости тела и их дериваты».
Первая и вторая части учебника «Сравнительная анатомия беспозвоночных» и книга В.А. Догеля «Общая протистология»17 предварили опубликованную, также под редакцией А.А. Стрелкова, книгу В.А. Догеля «Олигомеризация гомологичных органов как один из главных путей эволюции животных»18. Обоснованию идеи этой книги было посвящено около 20 лет исследований. Имеющее большое значение новшество книги «Общая протистология» - детальное рассмотрение в ней вопроса о виде у простейших (с. 387402), в том числе обсуждение таких проблем, как вопрос о виде у Foraminifera, Trypanosomidae, Coccidiida, Entodiniomorpha, Tintinnoinea, Infusoria, Holotricha и простейших в целом.
Истины ради следует отметить, что проблема вида к тому времени была более разносторонне анализирована в ботанике. Общеизвестны два (по существу три, учитывая переиздание в томе первом Избранных сочинений) книги Владимира Леонтьевича Комарова (президента АН СССР)19. В ботанике обращение к проблеме вида имело место неоднократно. Свидетельство этого - во-первых, содержание многих Ежегодных чтений памяти В.Л. Комарова (так называемых Кома-ровских чтений), в которых рассматривалась проблема вида у водорослей (Владимир Иванович Полянский), мхов (Иван Иванович Абрамов) и т.д., замечательная книга, инициированная директором Ботанического института
им. В.Л. Комарова АН СССР, членом-корреспондентом АН СССР Павлом Александровичем Барановым, опубликованная под его редакцией и с его предисловием 20, и т.д., и т.д.
Целесообразно подчеркнуть, что явления как полимеризации, так и олигомеризации существенны не только для эволюции животных, но и для эволюции растений, в частности, высших. А.Л. Тахтаджян (выдающийся ботаник-эволюционист, академик РАН21), отмечал, что «в процессе эволюции цветка наблюдается ясно выраженный процесс уменьшения числа (олигомеризация) однозначных частей»22. В ботанике эволюционное значение принципа олигомеризации частей было подчеркнуто еще К.С. Мережковским (1910), сформулировавшим «закон интеграции гомологов». По Мережковскому, большое число членов примитивных типов цветка «соответствует общему принципу эволюции, а именно закону интеграции гомологов, согласно которому при эволюции число однородных частей или гомологов уменьшается». Как показал В.А. Догель, явление олигомеризации имело очень большое значение в эволюции животного мира: «Функциональная эффективность комплекса гомологичных органов помимо других факторов (качества и положения органов и др.) зависит от количества органов. Отсюда вытекает важное эволюционное значение изменений числа гомологичных органов, происходящих в течение филогенеза различных животных групп»18.
Интеграция частей сопровождается интеграцией функций, и поэтому морфофизиологичес-кая целостность цветка в процессе эволюции возрастает. Благодаря этому сильно повышается общая скорость развития цветка и плода, что имеет особое значение в странах с резкими сезонными различиями в климате.
С явлением олигомеризации тесно связана фиксация числа частей. Поэтому в процессе эволюции из цветков с большим и неопределенным числом частей возникают цветки с небольшим и определенным (фиксированным) их числом. Цветки с фиксированным числом частей являются наиболее интегрированными, а детерминация развития у них наиболее высокая. Они характерны поэтому для высших групп покрытосеменных.
15 Ленинград, Государственное учебно-педагогическое издательство Народного комиссариата просвещения РСФСР, ред.
Ф.И. Кричевская и А.С. Мончадский, 600 с., утверждена Всесоюзным Комитетом по делам высшей школы при Совете Народных Комиссаров СССР в качестве учебника для Государственных университетов и Педагогических институтов.
16 Выпущена Государственным учебно-педагогическим издательством Народного комиссариата просвещения РСФСР под редакцией Ф.И. Кричевской в 1940 г., утверждена Народным Комиссариатом просвещения РСФСР в качестве учебника для Государственных университетов.
17 Допущенная Министерством высшего образования СССР в качестве учебного пособия для государственных университетов и опубликованная под редакцией А.А. Стрелкова в Москве Государственным издательством «Советская наука» в 1951 г. (603 с.).
18 Изд-во ЛГУ, 1954. - 368 с.
20 Проблема вида в ботанике. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Том I. - 317 с.
21 См.: Биосфера. - 2009. - Т. 1, № 2. - С. У1^; Биосфера. - 2010, Т. 2, № 1. - С. VI, 3-22.
22 Вопросы эволюционной морфологии растений. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1954. - 214 с.
212
Наряду с олигомеризацией однозначных частей, большое значение в эволюции цветка имеют специальные приспособления к опылению насекомыми или птицами, наиболее распространенными из которых являются: развитие сростнолистной чашечки и особенно сростнолепестного венчика, возникновение зигоморфного венчика, образование ценокарпного гинецея и происхождение нижней завязи.
К изложенному оправданно добавить, что у высших растений явления олигомериза-ции и полимеризации гомологичных органов в четко выраженной форме проявляются при многих патологических явлениях - в первую очередь, последствиях инфекций, вызванных грибами, и инвазий23.
Особое направление в творчестве В.А. Догеля - исторические изыскания, направленные на установление значения в отечественной и мировой науке достижений идеологически и исторически тесно связанных друг с другом акад. Александра Онуфриевича Ковалевского и Ильи Ильича Мечникова24. К анализу значения в науке А.О. Ковалевского В.А. Догель возвращался неоднократно, обращая внимание, в частности, на тот факт, что эти великие ученые не отстранялись и от чисто практических проблем, например, проблемы борьбы с тлей -возбудителем патологических новообразований (галлогенеза) - виноградной филлоксерой - бича виноградников по настоящее время. А.О. Ковалевский предложил использовать для борьбы с филлоксерой сероуглерод и совместно с И.И. Мечниковым применить для уничтожения этой тли и биологический способ - ее заражение грибком мюскардиной.
В 1950 г. под редакцией В.А. Догеля были опубликованы избранные биологические произведения И.И. Мечникова25. Многие исследования посвятил В.А. Догель и иным проблемам истории науки26.
Как уже было подчеркнуто, выдающееся достижение Догелевской школы - обоснование и доказательство, не только теоретическое, но, что принципиально, и экспериментальное, реальности возникновения и становления паразитарных, по существу симбиотрофных, связей, в особенности важных, если анализируется паразитоценоз. Экологическая паразитология и экологическая паразитоцено-
логия - первостепенный по значению вклад школы Валентина Александровича Догеля в отечественную и мировую науку и, вместе с тем, основа ее объединения со школой Евгения Никаноровича Павловского. Объединение этих двух школ и их известность как в отечественной науке, так и во всем мире оказали и продолжают оказывать влияние на направления паразитологической мысли и их практическое воплощение, существенное для населения разных стран, человечества в целом. Ограничение распространения заразных болезней (зоонозов и т.д.) - важнейшая проблема всех государств и международных организаций. Паразитоносительство - социальный бич, влекущий за собой серьезнейшие демографические последствия.
Как неоднократно подчеркивал профессор В.В. Хлебович, Валентин Александрович Догель обычно ходил по треугольнику кафедра зоологии беспозвоночных - Зоологический институт - ГосНИОРХ. Вместе с тем, абсолютно оправданно и необходимо отметить и существование четвертого угла, не менее важного и существенного для Догелевской школы. Этот угол заложен в Зоологическом институте благодаря смелости и государственности мышления его директора - академика, генерал-лейтенанта медицинской службы Евгения Никаноровича Павловского, организовавшего Лабораторию цитологии, которую возглавил член-корр. АН СССР Дмитрий Николаевич Насонов и, далее, Афанасий Семенович Трошин. Эта лаборатория стала самостоятельным Институтом цитологии АН СССР, в настоящее время РАН. Именно в этом институте его ближайший ученик, коллега и сподвижник Юрий Иванович Полянский (член-корр. АН СССР) организовал, руководствуясь идеями Патрона, Лабораторию протистологии, в которой трудились ученики Валентина Александровича и Юрия Ивановича, в том числе моя однокурсница Галина Сергеева, замечательный ученый из выпуска, предшествовавшего моему, доктор биологических наук, профессор Игорь Борисович Райков (сын и, во многих отношениях, воспитанник своего отца - виднейшего ученого и ревнителя естествознания Бориса Евгеньевича Райкова) - автор двух превосходных монографий27, и многие другие исследователи.
23 См.: ^епян Э.И. Явление полимеризации гомологических органов при галлогенезе и тератогенезе у растений // Тезисы докладов Четвертого совещания эмбриологов. Л.: Наука, 1963. - С. 42-43; ^епян Э.И. Структурные мутации у растений в аспекте тератологии // Теория химического мутагенеза. Ред. И.А. Рапопорт. - М.: Наука, 1971. - С. 81-94; Cлепян Э.И., Васильев Н.П. Колосковые чешуи мужских соцветий Zea mays L. при пыльной головне, вызываемой Sorosporium reilianum (Kuehn) McAlpine // Бот. журн. - 1975. -Том 60, № 12. - С. 1731-1739, и мн. др.
24 Догель В.А. А.О. Ковалевский. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945. - 154 с.
25 Мечников И.И. Избранные биологические произведения. - М.: Изд-во АН СССР, 1950. - 797 с. Уместно отметить, что этому изданию предшествовало опубликование Государственным изд-вом медицинской литературы, по постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 15 мая 1945 г. за № 112, Академического собрания сочинений И.И. Мечникова в 16 томах. Последний шестнадцатый том увидел свет в 1964 г. Том первый издан в 1945 г. под редакцией В.А. Догеля и включал в себя статьи по зоологии (прежде всего по зоологии беспозвоночных) и паразитологии.
26 См, например: Догель В.А. Д.И. Менделеев как зоолог // Вестник Ленинградского гос. университета. - 1952. - № 1. - С. 75-81.
27 «Кариология простейших» (Л.: Наука, 1967. - 259 с.) и «Ядро простейших. Морфология и эволюция» (Л.: Наука, 1978. - 327 с.).
213
Важнейшее значение как для студентов, так наук, автор единственной в своем роде монограи для сотрудников кафедры имела непосредс- фии об океанических моллюсках30, доктор биоло-твенная связь Валентина Александровича с Зоо- гических наук, профессор Донат Владимирович логическим институтом Академии наук и с Го- Наумов - заведующий Зоологическим музеем, сударственным научно-исследовательским крупнейший специалист по кишечнополостным институтом озерного и речного рыбного хозяйс- и автор многих монографий, как сугубо науч-тва (ГосНИОРХ). В обоих институтах Валентин ных31, так и научно-популярных. Александрович руководил научными подразделениями, в которых трудились его ученики. В Зоо- Валентина Александровича Догеля нет, но Дологическом институте он руководил, в частности, гелевская школа существует, она сохранилась и в Лабораторией протистологии, в которой трудил- Университете, и в Зоологическом институте, и в ся один из ближайших учеников Патрона - выда- ГосНИОРХ. В Университете ее представители -ющийся протозоолог и паразитолог Александр заведующий кафедрой зоологии беспозвоноч-Александрович Стрелков28, в ГосНИОРХ с 1930 г. ных профессор А.И. Гранович, профессор К.В. под его непосредственным руководством функ- Галактионов, профессор С.А. Карпов, доктор био-ционировала Лаборатория болезней рыб, сотруд- логических наук С.И. Раилкин, доцент А.А. Доб-никами которой были такие ученики Патрона, ровольский, доцент И.А. Тихомиров, доцент как проф. Олег Николаевич Бауэр, проф. Юрий А.Н. Островский, профессор С.И. Фокин, доцент Кузьмич Петрушевский, проф. Борис Евсеевич А.А. Стрелков, и многие их коллеги, в Зоологичес-Быховский (впоследствии академик, директор ком институте ее представители - профессор О.Н. Зоологического института, академик-секретарь Пугачев (ныне директор Зоологического институ-Отделения общей биологии Академии наук, ав- та, член-корреспондент АН СССР), профессор В.В. тор замечательной по глубине монографии о мо- Хлебович, профессор Ю.С. Балашов (член-кор-ногенетических сосальщиках29) и мн. др. В Зоо- респондент РАН), кандидат биологических наук логическом институте трудились и многие иные Е.В. Дубинина, доктор биологических наук В.И. ученики Валентина Александровича, в том числе Михалевич, в ГосНИОРХ ее представляют доктор доктор биологических наук проф. Орест Алек- биологических наук Ю.А. Стрелков и многие иные сандрович Скарлато, впоследствии директор представители Догелевской школы, по существу Зоологического института и академик Академии научные внуки и правнуки В.А. Догеля.
Автор благодарит всех, кто предоставил для подготовки этой статьи личные архивы:
профессора Сергея Ивановича Фокина, профессора Юрия Викторовича Мамкаева, профессора Константина Васильевича Квитко,
кандидата биол. наук Андрея Александровича Стрелкова (представившего свою фотографию),
профессора Людмилу Алексеевну Кутикову (воспроизведшую свою фотографию), доктора биологических наук Андрея Донатовича Наумова, семью профессора Льва Николаевича Серавина,
семью заведующего лабораторией фитоакарологии кафедры зоологии беспозвоночных СПбГУ Валерия Геннадьевича Шевченко.
Также использованы личный архив автора и архивы Зоологического института РАН, Института цитологии РАН, Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства, Санкт-Петербургской государственной аграрной академии, Архива Санкт-Петербургского государственного университета (уточнения об отчествах Галины Питкянен и Валентины Рыжиковой).
Использованы книжные издания: книга Вячеслава Вильгельмовича Хлебовича «Кадры из жизни одного зоолога» (Санкт-Петербург: Изд-во «Геликон-Плюс». -106 с.), из которой воспроизведена фотография Вячеслава Вильгельмовича; книга Ирины Савельевны Вербловской «Мой прекрасный страшный век» (Санкт-Петербург: Изд-во «Журнал "Звезда"», 2001. - 376 с. + 32 с. фото), из которой воспроизведена фотография Евгения Николаевича Грузова.
28 Жамойда В.И. Александр Александрович Стрелков (К 100-летию со дня рождения) // Палеонтологический журнал. - 2006. - № 3. - С. 108-110.
29 Моногенетические сосальщики, их система и филогения. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. - 509 с.
30 Двустворчатые моллюски умеренных широт западной части Тихого океана // Определители по фауне СССР. (издаваемые в ЗИН АН СССР)- Л.: Наука, 1981. Вып. 126. - 479 с.
31 Гидроиды и гидромедузы морских, солоноводных и пресноводных бассейнов СССР // Определители по фауне СССР. (издаваемые в ЗИН АН СССР)- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. Том 70. - 626 с.; Сцифоидные медузы морей СССР // Определители по фауне СССР. (издаваемые в ЗИН АН СССР)- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. Том 75. - 98 с.
214 Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера», 2011, т.3, №2