УДК 373.091.31:51-027.522
DOI: 10.24412/2079-9152-2023-60-74-78
ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ ЛОПОВОК - ПИОНЕР МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ЛУГАНЩИНЕ
Тищенко Александр Анатольевич,
старший преподаватель e-mail: alexandr. ti2019@gmail.com ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет»,
г. Луганск, РФ
Аннотация. Статья посвящена личности выдающегося педагога Луганщины, ученно-го-математика Льва Михайловича Лоповка. Проанализированы основные идеи Л.М. Лопо-вка и его опыт организации работы математического кружка и школы юного математика, проведения открытых лекций, организации различного рода математических конкурсов и олимпиад, что послужили популяризации математики среди учащихся средней школы. Автором сделана попытка проанализировать педагогическое наследие Л.М. Лоповка и выделить основные идеи в организации нестандартных форм математического образования школьников (кружков, вечеров, бесед и, конечно, олимпиад), в рамках которых педагогом активно применялись эвристические технологии обучения.
Выполнено в рамках научного исследования по проекту «Летопись математического образования на Луганщине (на перепутье времен)», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение № VGEA-2023-0012).
Ключевые слова: Л.М. Лоповок, математический кружок, математическая олимпиада, эвристические технологии преподавания математики, логическое мышление, творческие математические способности.
Для цитирования: Тищенко, А. А. Лев Михайлович Лоповок - пионер математического олимпиадного движения на Луганщине / А.А. Тищенко // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2023. - Вып. 4(60). - С. 74-78. DOI: 10.24412/2079-91522023-60-74-78.
Постановка проблемы. Анализ ис- на формирование мыслительных процес-
тории развития олимпиадного движения сов, логического мышления, творческой
по математике в послевоенные годы по деятельности и овладение важными логи-
всему Советскому Союзу позволяет ко-математическими понятиями [3; 5].
утверждать, что его восстановление шло Это не только место для изучения мате-
постепенно. Заново образовывались и матики, но и площадка для развития ин-
начинали работать в различных регионах тереса к этой науке, обмена знаний и ре-
СССР математические кружки - образо- шения интересных задач. В контексте
вательная практика, способствующая обучения, математический кружок можно
развитию интеллектуальных способно- рассматривать как эвристическую техно-
стей учащихся. Они были ориентирован логию, так как он ставит перед учащими-
ся задачу конструирования собственного понимания математики и активного поиска решений [2].
Школьные математические кружки на местах были подготовительным этапом организации всесоюзного предметного олимпиадного движения, конечной целью которого было развитие интеллектуального и творческого потенциала подрастающей молодежи через создание «эвристической образовательной ситуации» [4].
После официально подписанного приказа об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников (1964 год) и проведения первых Всесоюзных олимпиад по математике олимпиадное движение получило вторую жизнь и снова стало носить массовый и стихийный характер.
На Луганщине в это время жил и работал выдающийся педагог, приложивший немало усилий для организации математических кружков и олимпиад в данном регионе - Лев Михайлович Лоповок, который активно пропагандировал необходимость развития интеллектуального потенциала подрастающего поколения посредством эвристических технологий в процессе преподавания математики.
Целью статьи является анализ педагогического наследия Льва Михайловича Лоповка, выдающегося учителя, жившего и работавшего на Луганщине, оставившего большое количество идей и задумок относительно развития интеллектуального потенциала школьников в рамках работы школьных математических кружков и олимпиадного движения, а также большую плеяду учеников и последователей популяризации математической науки среди учащихся.
Изложение основного материала. Родился Лев Михайлович Лоповок в 1916 году семье рабочих, отец - Михаил Абрамович Лоповок, работал в типографии, а мать - Вера Леонтьевна Лоповок, трудилась на трикотажной фабрике. В 1929 Лев окончил трудовую школу и посту-
пил в Полтавский автодорожный техникум, который через 5 лет успешно окончил. Однако уже через два года (с сентября 1936) Лев Михайлович начинает свою трудовую деятельность в школе преподавателем математики, черчения и немецкого языка. А в 1937 поступает на заочное отделение физико-математического факультета Полтавского учительского института [1]. С началом Великой Отечественной войны обучение пришлось оставить. Лев Михайлович Лоповок ушел на фронт, где за доблесть и отвагу был награжден Орденом Красной Звезды и Отечественной войны I и II степени.
Демобилизовавшись после войны, Лев Михайлович продолжил обучение и в 1949 году окончил заочное отделение физико-математического факультета Винницкого педагогического института. И в том же году он поступил в аспирантуру Академии педагогических наук. В 1961 по совокупности работ Л.М. Лопов-ку присвоена научная степень кандидата педагогических наук.
С 1962 Л.М. Лоповок работал на кафедре геометрии и методики математики в Ворошиловградском педагогическом институте, а с 1963 стал заведующим этой кафедрой. В этот период он активно выступал на научных конференциях, по приглашению читал лекции в СССР и за рубежом.
Л.М. Лоповок был организатором и идейным вдохновителем многочисленных математических конкурсов и олимпиад, опыт организации и проведения которых, а так же внеклассной работы по математике, опыт организации и руководства математическим кружком и школой юного математика педагог описал в статье «Математический кружок в школе» в журнале «Математика в школе» за 1951 год.
Интересен опыт организации работы кружковой работы по математике, которые, по мнению Льва Михайловича Ло-повка, должны работать под непосредственным руководством школьного учи-
теля математики. Так предусматривалось, что занятия необходимо проводить несколько раз в месяц по расписанию. А с целью обмена опытом и устранения, имеющиеся недостатков следует, считал Лев Михайлович, практиковать посещение занятий того или иного кружка коллегами-учителями математики. При этом необходимо вопросы о работе кружка периодически рассматривать на заседаниях предметной комиссии учителей математики [1].
Также Л.М. Лоповком были сформулированы основные требования к членам математического кружка: во-первых, не допускать пропусков занятий без уважительных причин, во-вторых члены кружка не должны иметь двоек, а по математике учиться только на четыре и пять.
План работы кружков, по мнению Льва Михайловича, помимо решения занимательных задач и задач повышенной трудности, должен включать заслушивание докладов учащихся, что развивает теоретическое мышление. Также педагог предлагал проводить тематические эпизодические мероприятия кружка, например, математические вечера.
Именно в рамках математических вечеров, отмечал Л.М. Лоповок, возможно проведение различных «математических развлечений», например, таких, как математические ребусы (фигуры, которые требуются начертить одним росчерком; задание по составлению «магических квадратов»; кроссворды математического содержания; задачи логического содержания и комбинаторные задачи на шахматной доске). Автором были предложены и другие виды упражнений, например, найти ошибку в рассуждениях.
Еще более интересной формой работы была математическая лотерея, где каждый участник по предъявлению входного билета мог вытащить билет, в котором заключалась задача. На решение её предоставлялась десять-пятнадцать минут, решившие задачу получали премию, обычно это научно-популярная книга.
Лев Михайлович отмечал, что такие вечера неизменно проходили с успехом, но подготовка к проведению такого вечера отнимает очень много времени, т.к. «подготовка материалов - это дело кропотливое» [1], т.к. согласно принципам эвристических методов обучения, учащихся надо и замотивировать на решение задачи, и настолько тонко подтолкнуть к ее решению, чтоб для учащихся нахождение этого решения стало как бы собственным открытием.
Педагогическая деятельность Льва Михайловича играла большую роль и не только в развитии интеллектуального потенциала учащихся, повышении уровня математического мышления, но и, как уже отмечалось, в деле популяризация математики, чему служили, например, беседы о великих математиках нашей Родины. Так предметом таких бесед были С. Ковалевская, Н. Лобачевский, П. Че-бышев, И. Виноградов и т.д. Еще одним инструментом популяризации математики стали беседы Л.М. Лоповка со школьниками, посвященные отдельным занимательным вопросам элементарной математики (простые числа, геометрия на местности, наука о случае и приемы быстрого счета и пр.). В конце таких бесед, предлагал Лев Михайлович, можно давать несколько задач для самостоятельного решения, а на последующих встречах разбирать решение этих задач и сообщать фамилии решивших правильно. Он отмечал, что такая работа была очень популярной среди школьников [1].
Отдельное место в творческом педагогическом наследии Л.М. Лоповка является его работа по организации олим-пиадного движения на Луганщине. Педагог уделял внимание не только содержательной стороне олимпиады (подбор задач, упражнений на логическое мышление), но и разработке ее организационных аспектов. Так Лев Михайлович настаивал на проведении предметной математической олимпиады для школьников в несколько этапов. На первом этапе учащие-
ся должны решить предоставленные задания дома, за какой-то определённый срок. Второй тур - уже очный, и проводиться он должен в каждой школе (например, пять задач на три часа). А третий тур (такой же по структуре) уже собирает по одному победителю от школы в одном месте.
Одна из статей Льва Михайловича описывает интересный опыт проведения олимпиады иного вида - олимпиад по составлению задач. Учащимся предлагается составить по три задачи: алгебраическую, геометрическую и одну по их желанию. Основное требование - задача должна решаться несколькими способами, причём один из них должен быть «изящным» (т.е. перед учащимися ставилась задания создания собственного творческого продукта). Стоит отметить, что среди составленных школьниками задач были и такие, в условиях которых входили данные о социалистическом строительстве. Впоследствии эти задачи Лоповок предлагал использовать в качестве олимпиадных заданий соответствующих классов.
Потом сам Лев Михайлович отмечал, что проведение такого рода олимпиады -«дело новое, и предстоит ещё раз подумать, как проводить их в будущем. Ведь данная олимпиада оказалась под силу немногим» [1, с. 49].
Свой подход предлагал Лев Михайлович и к критериям эффективности кружковой и олимпиадной работы по математике. Так, он считал, что о работе кружка нужно судить не только по отчетным материалам, но и, главным образом, потому, что «из года в год с растёт интерес учащихся школы к изучению математики, углубляются их знания, а также потому, что выпускники школы поступают в крупные технические вузы и успешно учатся в них. В этом есть вклад и наших математических кружков» [1, с. 49].
Выводы. Даже краткое ретроспективное изучение опыта ученого, педагога-
практика Льва Михайловича Лоповка показывает, что этот ученый внес огромный вклад не только в развитие педагогического образования Луганщины, но и педагогической мысли советской школы в целом. Его идеи относительно развития мышления школьников посредством математики нашли практическое применение в его педагогическом опыте: Львом Михайловичем активно внедрялись в школьную жизнь Ворошиловградских школ относительно новые формы работы - математические кружки, где ребята не только развивали свое творческое мышление, решая разного рода логические задачки, но и целенаправленно готовились к олимпиадам, а учителя, тщательно готовясь к занятиям, посещая кружки друг друга, повышают свою квалификацию; математические вечера, которые в свободной развлекательно-познавательной атмосфере формируют интерес школьников к математике; беседы, нацеленные на расширение математического кругозора учащихся. Отдельным аспектом работы Л.М. Лоповка, как мы увидели, являлась разработка теоретико-методологической базы организации олимпиадного движения по математике -от этапности организации олимпиады, содержания олимпиадных заданий, до нового вида олимпиады (сочинения заданий самими школьниками). При этом мы видим, что вся олимпиадная работа педагогом строилась на основе широкого применения эвристических технологий преподавания математики.
Анализ изучаемых материалов позволяет говорить, что многие идеи Л.М. Ло-повка не просто звучат достаточно актуально для современной школы, но и могут быть практически взяты на вооружение школьными учителями математики.
1. Лоповок, Л.М. Математический кружок в школе / Л.М. Лоповок // Математика в школе. -1951. - №4. - С. 46-49.
2. Скафа, Е.И. Эвристические технологии обучения конструированию математических задач / Е.И. Скафа // Эвристическое
<7D
обучение математике : сборник материалов V Международной научно-методической конференции (Донецк, ДонНУ, декабрь 2021 г.). - Донецк : изд-во ДонНУ, 2022. - С. 6-12.
3. Тищенко, А.А. Кружковая работа по математике как форма подготовки к олимпиадам (на материалах педагогической периодики 30-х годов XX века) / А.А. Тищенко // Дидактика математики: проблемы и иссле-
дования. - 2023. - Вып. 1(57). - С. 77-83. DOI: 10.24412/2079-9152-2023-57-77-83
4. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А.В. Хуторского. - Москва : Эйдос, 2012. -208 с.
5. Щербина, К.М. Математические кружки в средней школе / К.М. Щербина // Математика в школе. - 1940. - № 3. - С. 3847.
LEV MICHAILOVICH LOPOVOK - THE DISCOVERER OF THE MATHEMATICAL OLYMPIAD MOVEMENT IN THE LUGANSK REGION
Tischenko Alexandr,
Senior Lecturer Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the personality of the teacher of the Lugansk region, mathematician Lev Mikhailovich Lopovok. The main ideas of L.M., his experience in organizing the work of a mathematical class and a school for young mathematicians, holding open lectures, organizing various kinds of mathematical competitions and olympiads, which served to popularize mathematics among secondary school students are analysed. The author analyzed the pedagogical heritage of L.M. Lopovok and highlight the main ideas in organizing non-standard forms of mathematical education for schoolchildren (clubs, classes, conversations and, of course, olympiads), within the framework of which the teacher actively used heuristic teaching technologies.
Completed as part of a scientific research project «Chronicle of mathematical education in the Lugansk region (at the crossroads of times)», implemented with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation within the framework
Keywords: L.M. Lopovok, mathematical circle, mathematical Olympiad, heuristic technologies for teaching mathematics, logical thinking, creative mathematical abilities..
For citation: Tischenko A. (2023). Lev Michailovich Lopovok - the discoverer of the mathematical olympiad movement in the Lugansk region. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 4(60), pp. 74-78. (In Russ., abstract in Eng.).
DOI: 10.24412/2079-9152-2023-60-74-78.
Статья представлена профессором Е.Г. Евсеевой.
Поступила в редакцию 25.10.2023
(TS)