Научная статья на тему 'КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ (на материалах педагогической периодики 30-х годов XX века)'

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ (на материалах педагогической периодики 30-х годов XX века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
периодические педагогические издания / кружковая работа по математике / математические олимпиады / математическое мышление / творческие способности / pedagogical periodicals / section work in mathematics / mathematical olympiads / mathematical thinking / creative abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тищенко Александр Анатольевич

Статья посвящена анализу освещения работы школьных математических кружков на страницах советских периодических педагогических изданий 30-х годов XX века. Автором сделана попытка выделить основные содержательные моменты, на которых делался акцент в описании кружковой работы по математике как форме развития творческого потенциала учащихся и их подготовки к профильным олимпиадам. Были выявлены те аспекты кружковой работы, которые интересовали как педагогов-практиков, так и методистов в рамках формирования творческой молодежи в рамках работы математических кружков (цели и задачи математических кружков, форма организации их работы, методическое и кадровое обеспечение и пр.), что, как отмечается автором, и нашло отражение на страницах таких журналов как «Физика, химия, математика, техника в трудовой школе», «Математика и физика в средней школе», «Математика в школе» в 30-е годы XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF MATHEMATICS SECTIONS AS A FORM OF PREPARATION FOR OLYMPIADS (on the materials of pedagogical periodicals of the 30s of the XX century)

This article is devoted to the analysis of the coverage of the work of school mathematical section on the pages of Soviet periodical pedagogical publications of the 30s of the XX century. The author of the article has made an attempt to highlight the main substantive points that were emphasized in the description of section work in mathematics as a form of developing the creative potential of students and preparing them for specialized Olympiads. Those aspects of section's work were identified that were of interest to both practicing teachers and methodologists in the framework of the formation of creative youth in the framework of the work of mathematical sections(goals and objectives of mathematical sections, the form of organization of their work, methodological and staffing, etc.) that was reflected in the pages of such journals as «Physics, Chemistry, Mathematics, Technology in Labor School», «Mathematics and Physics in Secondary School», «Mathematics in School» at 30 years of the XX century.

Текст научной работы на тему «КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ (на материалах педагогической периодики 30-х годов XX века)»

УДК 373.091.31:51-027.522

DOI: 10.24412/2079-9152-2023-57-77-83

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ

КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ

(на материалах педагогической периодики 30-х годов XX века)

Тищенко Александр Анатольевич,

старший преподаватель, e-mail: alexandr. ti2019@gmail. com TOY BO JIHP «Луганский государственный педагогический университет», г. Луганск, РФ

Аннотация. Статья посвящена анализу освещения работы школьных математических кружков на страницах советских периодических педагогических изданий 30-х годов XX века. Автором сделана попытка выделить основные содержательные моменты, на которых делался акцент в описании кружковой работы по математике как форме развития творческого потенциала учащихся и их подготовки к профильным олимпиадам. Были выявлены те аспекты кружковой работы, которые интересовали как педагогов-практиков, так и методистов в рамках формирования творческой молодежи в рамках работы математических кружков (цели и задачи математических кружков, форма организации их работы, методическое и кадровое обеспечение и пр.), что, как отмечается автором, и нашло отражение на страницах таких журналов как «Физика, химия, математика, техника в трудовой школе», «Математика и физика в средней школе», «Математика в школе» в 30-е годы XX века.

Ключевые слова: периодические педагогические издания, кружковая работа по математике, математические олимпиады, математическое мышление, творческие способности

Для цитирования: Тищенко А А. Кружковая работа по математике как форма подготовки к олимпиадам (на материалах педагогической периодики 30-х годов XX века) / A.A. Тищенко // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международный сборник научных работ. - 2023. - Вып. 1(57). - С. 77-83. DOI: 10.24412/2079-9152-2023-57-77-83

%.......£-

Постановка проблемы. Проведение олимпиад по математике - важный фактор развития творческих способностей учащихся, формирования абстрактного и логического мышления. Результаты математических олимпиад являются показателями как уровня математического образования школьников в целом, так и рабо-

ты отдельных учителей, в том числе и их деятельности по подготовке учащихся.

Российская школа в последние годы занимает лидирующие позиции по результатам международных математических олимпиад. Одной из причин этого успеха является возвращение к истокам отечественного математического образо-

®

вания, в том числе - к наработкам советской математической школы.

Первые олимпиады по математике появились в СССР еще в ЗОх годах. При этом подготовка к ним велась, в основном, не на школьных занятиях, а в рамках работы математических кружков, зарождавшихся в Советском Союзе в 30-х годах XX века, что и обусловило выбор временного периода для анализа в нашей статье.

Анализ актуальных исследований.

Необходимо сказать, что в разные годы вышло немало научных исследований, посвященных данной проблематике. Так можно отметить диссертационные исследования таких авторов, как Г.И. Алексеева, М.И. Баишева, О.Ю. Корсунова, В. А. Лазарев, C.B. Тетина и др., а так же в публикациях следующих авторов: Я.П. Кривко [4], М.Ю. Пермяковой [7], Е.И. Скафы [9] и др. В своих работах авторы затрагивали вопросы подготовки к математическим олимпиадам и развития творческих способностей учащихся на занятиях, в том числе и вопросы кружковой работы по математике. Однако, как уже отмечалось, зарождение олимпиад и кружковой работы уходит корнями еще в 30-е годы XX века.

Целью статьи является анализ отображения вопросов кружковой работы по математике как формы подготовки к олимпиадам в материалах педагогической периодики 30-х годов XX века.

Изложение основного материала. Вопросы развития творческих способностей и подготовки к олимпиадам по математике на кружковых занятиях нашли свое отражение на страницах советских педагогических периодических изданий 30-х годов XX века.

В этот период одним из основных периодических педагогических изданий физико-математического цикла являлся журнал «Математика в школе», на страницах которого учителя-практики, педагоги-методисты, ученые делятся своими теоретическими и практическими нара-

ботками. Надо сказать, что журнал несколько раз менял свое название. Так изначально (с 1924 года) журнал выходил под названием «Физика, химия, математика, техника в трудовой школе», затем -«Математика и физика в средней школе». С 1934 года редактором журнала был А.Н. Барсуков, который стал инициатором переименования журнала - «Математика в школе».

Первые упоминания о развитии физико-математического олимпиадного движения или о развитии творческих способностей учащихся в периодическом издании для учителей «Физика, химия, математика, техника в трудовой школе» относится к 1930 году.

Так Н. Нестерович в статье «О внеклассных занятиях по математике» (1930 г.) делится своим опытом руководства кружковой работой в разных школах в течение почти восьми лет, в рамках которой он занимался развитием познавательной сферы школьников и их творческих способностей. Автор отмечает, что личные склонности и интересы преподавателя, а также возникающие в процессе работы запросы учащихся «часто ставят на очередь вопрос о выходе из пределов определенной программы, требуют расширения или углубления тех или иных вопросов» [6, с. 56].

Н. Нестерович говорит о том, что физико-математический кружок дает возможность не только пополнить и углубить познания учащихся по предметам физико-математического цикла, рассмотреть вопросы, которые выходят за пределы официальных программ, но и оживить интерес учащихся к учебным дисциплинам. Организация физико-математичес-кого кружка позволяет удовлетворить индивидуальные запросы учащихся, которые возникают в связи с изучением той или иной темы. Кружковые занятия содействуют развитию умения самостоятельно разбираться в материале, в частности, умения самостоятельно читать и анализировать научные книги. По мне-

©

нию автора, именно благодаря физико-математическому кружку у учащегося развивается способность к логическому, ясному и связному изложению своих мыслей, что можно отнести к развитию творческих способностей учащихся. Все это способствует выработке определенного научного мировоззрения учащихся на основе физико-математических дисциплин.

Также Н. Нестерович отмечает, что особенностью советской школы начала 30-х XX вв. годов было недостаточное обеспечение методической и учебной литературой по предметам физико-математического цикла: «каждый преподаватель, который не намерен ограничиться одним выполнением официальных программ и предполагает пойти навстречу запросам учащихся, должен сам составлять для себя литературные указатели по мере ознакомления с учебной и методической литературой как старой, так и новой» [6, с. 58].

Интересно отметить, что автор предлагал свою систему организации кружковой работы, состоящую их 3-х ступеней.

На первой ступени (младшие классы) предполагалось только решение задач с интересным содержанием (исторических, задач-шуток, задач-путаниц, которые «требуют обострения внимания»).

Форма работы на кружковых занятиях этой ступени — беседа преподавателя с учениками, разъяснение тех или иных приемов решения заданий с последующими упражнениями (например, в приемах быстрого счета и т. д.).

2-я ступень помимо решения заданий уже предполагала выступления учащихся с докладами на определенные темы (вначале узкие, потом более широкие). Т.е. на этой ступени в значительной степени смещается акцент с работы руководителя кружка на самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся.

И наконец, на 3-й, наивысшей ступени внеклассных занятий предполагался разбор более серьезных тем, которые

трудны и для изложения, и для понимания, которые «необходимо прорабатывать под руководством преподавателя в группе по 2-3 человека, а в исключительных случаях даже индивидуально» [6, с. 64]. Эти занятия могли быть предложены учащимся с выявившимися в процессе классной или внеклассной работы склонностями и интересом к науке.

Важным фактом, на наш взгляд, является идея, представленная в вышеуказанной статье Н. Нестеровича о необходимости издания отдельного журнала, «в котором могли бы себе найти место опыты литературной обработки учащимися несложных вопросов элементарной математики, а также переводы отрывков или отдельных вопросов из иностранных журналов и книг» [6, с. 64].

Анализ первоисточников показал, что для 30-х годов является характерной трансформация математического материала в актуальные для того времени задачи соцсоревнования, что было отражено на страницах периодики того времени.

Так в статье «Самоучет и метод соцсоревнования и ударничества в преподавании математики» (авторы Петровская и др.) подробно анализировались возможности соревнования в работе школьных математических кружков, а также особенности применения математики в технике и в общественно-полезных делах, математическое оформление материалов по соцсоревнованию школы и отдельных групп с помещением этих материалов в школьной и заводской газетах [8].

При этом авторы статьи акцентирую внимание на том, что «особое внимание всего педколлектива школы должно быть устремлено на то, чтобы соцсоревнования не обратились в скучную и сухую формальность, а стали бы необходимыми и живыми элементами коммунистического воспитания, которое должно проникать во все поры перестраивающейся политехнической школы» [8, с. 76].

®

В 1934 году выходит первое издание журнала «Математика и физика в средней школе». В этом же номере появляется интересная статья Н. Зерченинова «Как проводить проверочные испытания по математике», в которой автор рассматривает две точки зрения на проверочные испытания. По его мнению, целью первых должно быть повторение и обобщение всего материал, проработанного учащимися, а вторых - отчет учащегося в том, какие знания и навыки он приобрел [3]. При этом для подготовки к испытанию учащемуся должна быть дана расширенная программа по математике, что, безусловно, будет углублять знания и развивать творческие способности одаренных учеников.

Особый интерес для нашего исследования представляют постановления Математического съезда о математических олимпиадах среди учащихся, которые печатались в тематических периодических изданиях.

Так в третьем номере журнала «Математика и физика в средней школе» за 1934 год доцент В. Молодший в своей статье «Второй Всесоюзный математический съезд» сообщает об итогах собрания представителей научно-исследовательских математических институтов [5].

Автор отмечает, что одной из главных тем съезда стали вопросы о математических обществах и о математических олимпиадах среди учащихся средних школ.

В той же статье появляется информация о том, что усилиями студентов и профессоров Ленинградского государственного университета проведена первая математическая олимпиада среди учащихся старших классов средней школы в СССР. Задачами олимпиады были «выявление среди оканчивающих старшую школу лучших математиков, способных в дальнейшем развивать и обогащать науку новыми достижениями, поднимать ее на более высокую ступень развития» [5, с. 7].

В данной статье давалось описание структуры и содержания проведенной олимпиады. Так олимпиада была разбита на три тура: 1 тур - организационно-подготовительный, 2 тур - соревнование для отбора лучших математиков, 3 тур выделение из группы лучших десяти победителей.

Итогами съезда, отмечается в статье, стало решение о создании «среди широчайших слоев молодежи математического движения с целью развития интереса к математике, поднятия математической культуры и выявления одаренной молодежи» [5, с. 8].

Автор акцентирует внимание на том, что Всесоюзный математический съезд постановил, что в ряде крупных городов необходимо проведение математических олимпиад среди школьников и создание математических кружков в школах. А также Съезд «просил Наркомпрос об отпуске средств, необходимых для осуществления этого движения» [5, с. 8].

В четвертом номере журнала «Математика и физика в средней школе» за 1934 год в статье «Итоги Ленинградской математической олимпиады» профессора И. Чистякова были подробно рассмотрены структура и итоги проведенной олимпиады.

Как отмечает автор, комитет по устройству олимпиады «собрал при изучении ее результатов весьма обширный материал, позволяющий судить о постановке преподавания математики в средних школах Ленинграда, который дает возможность судить и о ведении преподавания математики в СССР вообще» [10, с. 134]. В статье указано, что специально образованная комиссия, составленная из руководителей олимпиады и ряда приглашенных лиц под председательством профессора ЛГУ Г.М. Фихтенгольца, тщательно проработала материалы, полученные непосредственно на этапах второго и третьего туров олимпиады, а так же в процессе бесед с учащимися и с наиболее компетентными преподавателями, ведущими занятия в средней школе. В резуль-

®

тате чего была составлена обширная докладная записка, в которой высказывается мнение «о существующих в настоящее время недочетах в постановке математического образования и о желательных мероприятиях для его усовершенствования» [10, с. 135].

И. Чистяков не умалчивает в статье о недостатках современной ему системы образования: «не имея возможности коснуться всех выводов и предложений, сделанных комиссией, одной из причин отрицательных явлений в области математического образования комиссия считает недостаточную квалификацию преподавателей математики — с этим нельзя не согласиться» [10, с. 135] (что в целом вполне объяснимо быстрым ростом в ЗОх годах в СССР числа школ, при том, что количество подготовленных преподавателей математики физматами и педфаками отставало от нормы).

При этом автор данной статьи все же отмечает, что олимпиада подтвердила надежды университета, что среди учащейся молодежи имеется много талантливых и одаренных математическими способностями лиц.

В четвертом номере журнала «Математика и физика в средней школе» за 1935 год в статье «Краткий отчет о совещании преподавателей математики» профессора Е. Березанской было освещено «совещание преподавателей математики в средней школе по организации математических кружков, вечеров и по выпуску стенгазет», проходившее в Наркомпросе с 29 марта по 1 апреля 1935 г., которое показало, что в это время по всей стране шла напряженная борьба за лучшую организацию математического образования в школе [1, с. 51]. Автор, резюмируя дебаты совещания, приходит к выводу, что за последние три года школа по-настоящему стала разрешать основные задачи преподавания математики: появляется большая забота о развитии математического мышления и о развитии творческих способностей учащегося.

Отдельное внимание в статье было уделено опыту внеклассной работы преподавателя Краснопресненской школы

г. Москва Т. Федорович, которая сумела интересно развернуть в школе кружковые занятия по математике для учащихся младшего, среднего и старшего возраста, «повышая интерес наиболее одаренных учащихся и поднимая в то же время математическую культуру у всей массы учащихся» [1, с. 51].

Также в статье было указано, что товарищем Р.Н. Бончковским (г. Москва) было предложено совещанию «поддержать предложение Т. Федорович к НКП РСФСР об издании математического журнала для учащихся» [1, с. 51], что, несомненно, должно повысить культуру математического мышления и будет способствовать развитию творческих способностей школьников.

Как пишет профессор К.М. Щербина в своей статье «Математические кружки в средней школе» (третий номер журнала «Математика в школе» за 1940 год), «... творчество и интерес должны быть главными пружинами школьной жизни; эта идея далеко не нова, но теперь она делается достоянием широких масс учительства» [11, с. 38].

Не касаясь всего спектра разнообразных условий и форм работы, необходимых для реального осуществления указанной идеи, автор останавливается лишь на математических ученических кружках, как на одном из важных условий для развития творчества и интереса среди учащихся и вообще для поднятия математической культуры в школе. В статье выделяются такие основные задачи математического кружка, как объединение учащихся на почве занятий математикой с целью развития творческой мысли в области точных наук и интереса к ним, а так же выработка математических взглядов, отвечающих требованиям современной жизни и науки. Важным вопросом в работе кружка, по мнению автора, является необходимость тщательно отбора кружковцев и их работа в группах.

К.М. Щербиной особо отмечается важность занятий в математических кружках в рамках подготовки учащихся к математическим олимпиадам.

В этом же номере журнала «Математика в школе» Н. Гутер, председатель математического кружка при Московском университете, в своей статье «Школьный математический кружок в Московском университете» пишет об истории его организации группой студентов-комсомольцев механико-математического факультета в 1935 году. Автор говорит, что за пять лет своего существования кружок приобрел большую популярность среди школьников Москвы, и число учащихся, принимавших участие в кружке, постоянно росло: «Если в 1935 г. на общих лекциях было до 100 человек, то лекция проф. Понтрягина 6 марта 1940 г. собрала свыше 450 школьников» [2, с. 56]. В работе кружка, отмечалось в статье, принимали активное участие виднейшие «профессора факультета: академик Колмогоров, члены-корреспонденты: А.Н. Александров, Понтрягин, Делоне, Привалов; профессора: Люстерник, Степанов, Глаголев, Дубнов, Гельфанд и др. [там же].

Автор отмечает, что естественным завершением годичной работы кружка является ежегодно проводимая Московским университетом и Московским математическим обществом математическая олимпиада, основную массу победителей которой дает школьный математический кружок, что, безусловно, доказывает тот факт, что школьный математический кружок дает действительно серьезную подготовку к олимпиаде и привлекает лучших школьников.

Так же автором отмечается, что школьный математический кружок послужил прообразом научных кружков, организованных на всех факультетах Московского университета (в этом же году были организованы филиалы - математические кружки в шести школах Москвы, руководимые студентами МГУ) [2].

В этом же номере журнала было напечатано еще несколько докладов о работе математических кружков в различных городах: С. Срулевич «Из опыта работы математического кружка» (г. Одесса), П. Евтушенко «Работа математического кружка» (село Дергачи,

Харьковская область); Л. Бувис «Работа математического кружка» (г. Полтава) и пр. Во всех этих докладах авторы выделяют основные цели математических кружков (которые, в целом, существенно не отличаются) - все они ставят перед собой цель привить школьникам интерес к математике, повысить уровень математического мышления участников кружка, выявить одаренных учащихся и подготовить их к математическим олимпиадам.

Выводы. Проведенный анализ советских периодических педагогических изданий 30-х годов XX века показал, что проблема организации и проведения предметной (по математике) кружковой работы в школе является одной из актуальных тем педагогической мысли того времени. Авторы не только в теории говорят о значимости такой работы, рассматривая цели и задачи внедрения математических кружков для повышения уровня математического образования, но и анализируют (в достаточно серьёзном научном формате - а уровне Съездов и совещаний при Наркомпросе) уже имеющийся опыт работы подобных кружков. При этом авторы, подчеркивая их значение для развития математического мышления и творческих способностей личности учащихся, делают акцент на том, что кружки являются одной (если не самой главной) ступенью отбора и подготовки школьников к предметным олимпиадам. Изучение периодики обозначенного периода дает возможность также говорить о тесной связи школьной кружковой работы и олимпиадного движения по математике в ведущих вузах страны.

1. Березанская, Е. Краткий отчет о совещании преподавателей математики / Е. Березанская // Математика и физика в средней школе. -1935. -№ 4 —С. 49-55.

2. Гутер, Р. Школьный математический кружок в Московском университете / Р. Гутер // Математика в школе. - 1940. -№3.- С. 56-57.

3. Зерченинов, Н. Как проводить проверочные испытания по математике / Н. Зерченинов // Математика и физика в средней школе. -1934. -№ 1.- С. 78-81.

®

4. Кривко, Я. П. Внеклассная работа по математике в 50-х годах XX века как форма повышения качества образования /Я.П. Крив ко // Дидактика математики: проблемы и исследования : Междунар. сборник научных работ. -2017. -Вып. 45. - С. 80-83.

5. Молодший, В. II Всесоюзный математический съезд / В. Молодший // Математика и физика в средней школе. - 1934. -№3-С. 3-8.

6. Нестерович, Н. О внеклассных занятиях по математике / Н. О. Нестерович // Физика, химия, математика, техника в трудовой школе. -1930. -№ 1- С. 56-65.

7. Пермякова, МЮ. Олимпиады по математике как одна из форм внеурочной деятельности в рамках реализации государственных стандартов / МЮ. Пермякова, А. В. Перфильева. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020 — № 1. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/

37РОМЫ 120.pdf (дата обращения: 27.12.2022).

8. Петровская и др. Самоучет и метод соцсоревнования и ударничества в преподавании математики / Петровская и др.// Физика, химия, математика, техника в трудовой школе. -1930. -№ б— С. 73-76.

9. Скафа, Е.И. О приемах развития математических способностей школьников / Е.И. Скафа // Дидактика математики: проблемы и исследования : Междунар. сборник научных работ. —1995. — Вып. 4. С. 11-16.

10. Чистяков, И. Итоги ленинградской математической олимпиады / И. Чистяков // Математика и физика в средней школе. -1934.-№4.-С. 134-136.

11. Щербина, КМ Математические кружки в средней школе / КМ. Щербина // Математика в школе. - 1940. - № 3— С. 38-47.

з.......Z

THE WORK OF MATHEMATICS SECTIONS AS A FORM OF PREPARATION FOR OLYMPIADS (on the materials of pedagogical periodicals of the 30s of the XX century)

Tischenko Alexandr,

Senior Lecture

Luhansk Pedagogical State University, Luhansk,

Russian Federaion

Abstract. This article is devoted to the analysis of the coverage of the work of school mathematical section on the pages of Soviet periodical pedagogical publications of the 30s of the XX century. The author of the article has made an attempt to highlight the main substantive points that were emphasized in the description of section work in mathematics as a form of developing the creative potential of students and preparing them for specialized Olympiads. Those aspects of section's work were identified that were of interest to both practicing teachers and methodologists in the framework of the formation of creative youth in the framework of the work of mathematical sections (goals and objectives of mathematical sections, the form of organization of their work, methodological and staffing, etc.) that was reflected in the pages of such journals as «Physics, Chemistry, Mathematics, Technology in Labor School», «Mathematics and Physics in Secondary School», «Mathematics in School» at 30 years of the XX century.

Keywords: pedagogical periodicals, section work in mathematics, mathematical olympiads, mathematical thinking, creative abilities

For citation: Tischenko A. (2023). The work of mathematics sections as a form of preparation for Olympiads (on the materials of pedagogical periodicals of the 30s of the XX century). Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 1(57), pp. 77-83. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.24412/2079-9152-2023-57-77-83

Статья представлена профессором AM. Дзундзой.

Поступила в редакцию 20.01.2023.

®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.