Научная статья на тему 'Летописцы Саратовского Поволжья'

Летописцы Саратовского Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
363
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДОВЫЕ ЛЕТОПИСИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ / ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДУХОВЕНСТВО / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / МЕМУАРЫ КАК ЖАНР / ЛЕТОПИСИ И МЕМУАРЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / CHRONICLES OF THE POLICEMEN / THE REGIONAL CHRONICLES / THE PROVINCIAL CLERGY / THE PROVINCIAL SCENE / A MEMOIR AS A GENRE / CHRONICLES AND MEMOIRS AS A HISTORICAL SOURCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захаро В. М.

Статья В.М. Захарова «Летописцы Саратовского Поволжья» посвящена анализу деятельности саратовских священников Г.А. и Н.Г. Скопиных, которые на протяжении очень длительного времени делали записи о событиях, в разное время происходивших в Саратове и губернии. Характер записей, их содержание позволяют сделать вывод, что литературное наследие Скопиных представляют не дневники или мемуары, а городские летописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chroniclers of Saratov Povoljie

The article by is devoted to the analysis of Saratov priests` activity. For a long time G.A. and N.G. Sko-piny had been making notes about the events happening in different time in Saratov and its guberniya. The character of the notes, their content allow to make a conclusion that the literary heritage of the Skopins represents not diaries or memoirs but city chronicles.

Текст научной работы на тему «Летописцы Саратовского Поволжья»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 23 2011

УДК 908

ЛЕТОПИСЦЫ САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

© В. м. ЗАХАРОВ

Урюпинский филиал Волгоградского государственного университета, кафедра истории и теории общественного развития e-mail: hoper_zaharov@mail.ru

Захаров В. М. - Летописцы Саратовского Поволжья // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 404-406. - Статья В.М. Захарова «Летописцы Саратовского Поволжья» посвящена анализу деятельности саратовских священников Г.А. и Н.Г. Скопиных, которые на протяжении очень длительного времени делали записи о событиях, в разное время происходивших в Саратове и губернии. Характер записей, их содержание позволяют сделать вывод, что литературное наследие Скопиных представляют не дневники или мемуары, а городские летописи. Ключевыеслова: городовыелетописи, региональноелетописание,провинциальноедуховенство,провинциальные происшествия, мемуары как жанр, летописи и мемуары как исторический источник.

Zakharov V. М. - Chroniclers of Saratov Povoljie // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 404-406. - The article by is devoted to the analysis of Saratov priests' activity. For a long time G.A. and N.G. Sko-piny had been making notes about the events happening in different time in Saratov and its guberniya. The character of the notes, their content allow to make a conclusion that the literary heritage of the Skopins represents not diaries or memoirs but city chronicles.

Keywords: chronicles ofthe policemen, the regional chronicles, the provincial clergy, the provincial scene, a memoir as a genre, chronicles and memoirs as a historical source.

Во второй половине XVIII - первой трети XIX вв. в процессе изучения регионов широкое распространение получают так называемые городовые летописи, бывшие, по справедливому замечанию Л.В.Черепнина,отражением«своеобразногоместного патриотизма» [11. С.260].

В исторической литературе уже высказывалась мысль, что дневниковые записи саратовских священников Г.А. и Н.Г. Скопиных представляют местные го-родскиелетописи[6.С.16;2.С.16;4.С.99].А.С.Майорова справедливо обратила внимание на то, что в записях Г.А.Скопина очень немного данных, относящихся к личной жизни автора, большая часть сообщаемых сведений относилась к событиям, происходящим в городе, окрестностях, а также являлась материалами из официальных документов. Личный мотив в большей степени присутствует в «Записках дневных о делах и вещах достопамятных» Н.Г.Скопина [4.С. 99]. Необходимо заметить, что предположение А.С. Майоровой о том, что сочинения Скопиных являются «последним звеном в цепи местного летописания, начальные этапы которого не сохранились», требует и дополнительного исследования, и поиска новых источников.

Записки отца и сына Скопиных были опубликованы в 1891 году в «Саратовском историческом сборнике», изданном Саратовской ученой архивной комиссией к 300-летнему юбилею Саратова. Готовы

публикацию,членСУАКВ.П.Соколов дал рукописям, имевшимся в его распоряжении самостоятельные названия: «Дневник происшествий Герасима Алексее-вичаСкопина»,«Дневнаязапискапешеходцасаратов-ского церковника из Саратова до Киева», «Записки дневные о делах и вещах достопамятных протоиерея Николая Герасимовича Скопина».

Уже В.П.Соколов отметил большое значение «Дневника происшествий» Г.А.Скопина как источника по истории Саратовского Поволжья. «Важное значение «Дневника происшествий» для истории г. Саратова и целого Саратовского края,-говорит он, -не подлежит ни малейшему сомнению: автор изо дня в день отмечает в нем атмосферические явления, политические события, выдающиеся чем-либо факты и явления из быта местной администрации, духовенства и обывателей, время замерзания и вскрытия Волги против Саратова; отчасти свои семейные обстоятельства, которые важны для нас как материал автобиографический» [10. С. V]

В.П.Соколов составил и биографический очерк о Г.А.Скопине. Герасим Алексеевич Скопин (17461796) начинал четырнадцатилетним мальчиком служить дьячком в Саратовской Крестовоздвиженской церкви, затем посвящен в дьяконы, а в 1791 году всвященникиСпасо-Преображенскойцеркви.В.П.Со-колов справедливо говорит, что Г.А.Скопин «в среде

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

современного ему духовенства, явление едва ли не исключительное» [10. с. IV]

«Дневник происшествий» начинается 22 мая 1762 года. В числе первых записей в нем говорится о восшествии на престол Екатерины II. Заканчивается дневник: «Ноября 27: получен манифест от нового императора Павла первого, что императрица Екатерина вторая преставилась сего отдельно же ноября 6 числа, ... все собрались в соборе духовенство, губернатор и дворянство все и купечество и черни великое множество, - и читан был манифест, чтоб в верности присягали императору и его наследнику цесаревичу Александру Павловичу. И после читано от протопопа похвальное слово о императрице и добрых ее законах.» [8. С. 38].

Автор дневника детально фиксирует знаменательные с его точки зрения события, происходившие в Саратове. Им отмечаются посещения города Астраханским губернатором И.В.Якоби, различными известными вельможами (например, «Граф Кирилл Г ригорьевич Разумовский со своею фамилией»), прохождение военных частей. Подробно рассказывается об учреждении Саратовской губернии: «Февраля 3: открытие было наместничеству в саратове. И было всенощное бдение.. К обедне как генералы, так и все дворянство шли по два в ряд и по четыре; так же и купечество (шло) в форме улицей, где стоял драгунский полк со знаменны и музыкою, так же (шли) и казаки.. В церкви читан манифест и указ. И была присяга всему дворянству и купечеству.. После была пальба из пушек и ружей и звон во весь день» [8. С 8]. Так же обстоятельно повествуется об открытии 22 сентября 1786 года в Саратове главного народного училища.

Особую значимость имеют записи Г.А.Скопина, относящиеся к событиям пугачевского восстания. 20 октября 1773 года в Саратове были получены первые сведения о восстании на Яике и осаде оренбурга. 16 апреля 1774 года Г.А.Скопин говорит, что «публикация была, что воровскую Пугачеву толпу разбили в 6000» [8. С. 9] Через 10 дней еще одно сообщение о поражении восставших. 25 июля «сказывали, что вор Пугачев Казань разбил и всю разграбил» [8. С. 10]. 6 августа 1774 года «вор и бунтовщик Пугачев в Саратов пришел и весь разграбил и многих побил до смерти...» 8 августа «оный злодей из Саратова ушел на низ» [8. С.10]. 28 августа «известие получено, что злодей Пугачев разбит ниже Царицына». 10 сентября «известие здесь по-лучено,чтозлодеяПугачевапоймалиегожезлодейской партиею в луговой стороне, в степи» [8. С. 11].

затем идет рассказ о репрессиях против участ-никоввосстания.18сентябрябыло«саратовскоедухо-венство все посажено под караул за встречу Пугачеву, а кто, поминая на службе, те острижены и посажены в острог» [8. С.11]. Арестованных князей на Соколовой горе, у кузни на русском базаре. 11 февраля 1775 года в Саратове стало известно о казни Пугачева. 17 апреля «Салманова(командир саратовскогобатальона,пере-шедший на сторону Пугачева - В.З.) привезли из Москвы, который здесь к злодею ушел с командою, и над ним шпагу переломили и послали в таганрог в работу вечно» [8. С. 11].

ПомимоместныхсобытийвзаписяхГ.А.Скопина имеют место и происшествия общероссийской истории. 14 августа 1774 года, например, сообщается о заключении Кючук-Кайнарджийского мира, 21 сентября 1775 года - о ликвидации Запорожской сечи. Есть заметки о рождении великого князя Александра Павловича, о его вступлении в брак, о заключении Ясского мирного договора с Т урцией. Часть сведений подобного рода бралась из газет, а часть поступала от столичных корреспондентов. Например, 23октября 1777 года указывается, что «партикулярно писано из Петербурга, что было там наводнение великое с моря и великий ветр прошлого сентября 3 дня» [8. С.15].

Г.А.Скопин включает в свое сочинение и местные метеорологические наблюдения, иногда события собственной жизни. Последнее обстоятельство А.С.Майорова объясняет тем, что в распоряжении публикаторов имелся неоконченный вариант городской летописи, в которой данные личного характера были бы неуместны [5. С. 99].

Значительно большую известность получил сын Г.А.Скопина Н.Г.Скопин (1767-1836). «Звание и состояние отца, - говорит о нем А.Ф.Леопольдов, - не обещали ему блистательного воспитания. Несмотря на то, рожденный с умом быстрым и основательным, с воображениемпылкими счастливою памятью, молодой Скопин рано разгадал тайну жизни своей и понял, что его счастие, честь и слава скрываются в одних науках. Он отважно пошел своей дорогою и преодолел все препятствия силоюумаитвердостью характера» [3.С.192].

Н.Г.Скопинуспешно закончилАстраханскуюду-ховную семинарию. Руководство епархии направило его в Московскую духовную академию, предполагая в будущемсделатьСкопинапреподавателем семинариив Астрахани. В 1788 году Н.Г.Скопин вернулся в Астрахань, где стал преподавать в семинарии богословие, греческий язык и философию. «Он знал весьма основательно многие науки, - продолжает Леопольдов, -любил поэзию и сам некогда писал стихи, знал языки греческий и латинский, свободно говорил на обоих, а на латинском даже писал стихи. Питомцы, образовавшиеся у него доселе гордятся его именем» [3. С.194-195].

В 1789 году Н.Г.Скопин становится священником Астраханской Воздвиженской церкви, не прекращая при этом преподавания. В 1896 году он получает назначение протоиереем в Саратовский Троицкий собор. В Саратове Н.Г.Скопин был награжден орденом Святой Анны 2-ой степени, дававшей право на дворянский паспорт.

В разное время Н.Г.Скопин с выполнением обязанностей священника, являлся директором саратовского отделения Библейского общества, ректором саратовский духовных училищ, членом строительной комиссии Спасо-Преображенского монастыря, членом губернского оспенного комитета. Кроме того, по словамА.Ф.Леопольдоваон«занималещемногиевре-менные должности» [3. С. 193]. «Он никогда не был празден, дела по службе и ученые занятия - вот чему посвящалась большая часть его жизни. Он обладал обширными познаниями по существенным своим обязанностям. Важнейшие сановники губернии нередко

23 2011

поверяли ему свои недоумения по делам и получали от него здравые советы» [3. С. 194].

Имя Н.Г.Скопина было известно далеко за пределами Астраханской епархии. Он общался и переписывался с министром уделов Д.П.Трощинским, министром внутренних дел О.П.Козодавлевым, ми-трополитомЕвгениемБолховитиновым,профессором Казанского университета Ф.Эрдманом, богословом И.Феслером. Корреспонденции Н.Г.Скопина печатались в официальной правительственной газете «Северная почта», выпускавшейся О.П.Козодавлевым. Следует согласиться с автором «Полного православного энциклопедического словаря», что Н.Г.Скопин «положительно головою выше не только городского духовенства, но и всей жившей тогда в Саратове интеллигенции» [1.С.144].

Продолжая традиции отца, Н.Г.Скопин более 30 лет вел «Записки дневные о делах и вещах достопамятных», так же опубликованных в 1891 году в «Саратовском историческом сборнике». А.С.Майорова отказывает этим запискам в праве считаться городовой летописью, хотя в них с 1808 года приводится в основном Саратовский материал, и относит их к жан-румемуарно-дневниковыхпроизведений. Однако, она вынуждена признать, что в записках «можно заметить некоторые черты сходства с летописью» [5. С.97]. Е.Н.Ардабацкий видит в Н.Г. Скопине церковного летописца [1. С.140] Представляется, что последняя точка зрения является более справедливой. В записках

Н.Г.Скопина много места уделяется не только событиям личного характера, но и общегородским, а также общероссийским. Вместе с тем автор записок включает в их текст большое количество характеристик, рассуждений, оценок, замечаний. Вот, например, одна из таких морально-этических сентенций «Жизнь дана нам как милость и должность, счастие есть милость, а терпение несчастий есть должность.Получивмилость, не имеем мы права отказываться от должности. Будем любить и терпеть наше бытие. Будем себя любить из пользы другим, а не других из пользы себе» [9. С.434.].

Авторфиксируетобщероссийскиепроисшествия по мере того, как они становились известными в Саратове. Он отмечает и известие о заключении Тильзитского мира, и о начале и завершении Отечественной войны 1812 года, и о заграничных походах русских войск, и о смерти Александра I, и о восстании декабристов.

Подробно он останавливаетсянаклиматических явлениях, обстоятельно отмечая местные метеорологические данные. Например, 14 марта 1808 года «мороз был поутру очень жестокий.. В марте месяце и при том в Саратове 20° мороз. Это совсем круг земной превращается, или весь свет физический превратился как превратился свет нравственный» [9. С.378.].

Тщательно Н.Г.Скопин фиксирует пожары, как в Саратове, так и в уездных городах. Много говорит о масштабах бедствий. Не менее подробно отмечаются важные события из жизни города, факты из биографий именитых горожан: вступление А.Д.Панчилидзева в должность губернатора и получение им чина действительного статского советника, брак К.В.Злобина с до-черьюКузнецкогогородничего,рождениеуродливого

ребенка в мещанскойсемье,формирование ополчения в июле 1812 года, празднование победы над Наполеоном, хозяйственные трудности, порожденные войной. Как справедливо замечает Н.А.Попкова, в записках «мы точно в зеркале видим, что именно делало саратовское общество описываемого периода, что его вол-новало,начтоононадеялось,чегоопасалось» [6.С.19.].

Сочинения Г.А. и Н.Г.Скопиных являются одним из самых значительных источников по истории местного края. А.Ф.Леопольдов говорит об использовании при создании «Исторического очерка Саратовского края» [3.С.92.] А.С.Майорова обратила внимание на то, что рукописи Г.А. и Н.Г. Скопиных остались вне поля зрения Н.И.Костомарова, Д.Л.Мордовцева, Н.Ф.Хованского. Она полагает, что «причины такого невнимания к интереснейшему источнику можно усмотреть в неверном определении его жанра» [5.С.99.]. Излишне большое количество дневников и мемуаров мало привлекали внимание историков. добавим, что вряд ли рукописи Скопиных были известны Костомарову, Мордовцеву, Костомарову. Тем более, что эти историки весьма скептически относились к А.Ф.Леопольдову. В подготовленной в начале 90-х годов XIX века «Саратовской летописи» материалы Г.А. и Н.Г.Скопиных использовались многократно [7. С. 44, 45, 47, 49, 50, 53, 54, 55, 57, 58, 59, 58, 59.].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ардабацкий Е.Н. Священник Николай Герасимович Скопин - церковный летописец Саратова первой четверти XIX века // Церковь, образование, наука: православная культура - основа духовно-нравственного здоровья общества. Саратов, 2009.

2. Захаров В.М., Захарова Т.А. Саратовская ученая архивная комиссия (1886-1920). Волгоград, 2005.

3. Леопольдов А.Ф. Исторический очерк Саратовского края. М., 1848.

4. Майорова А.С. История Нижнего Поволжья в трудах саратовских историков с середины XVIII до 80-х гг. XIX в. // Отечественная история. 2007. № 3.

5. Майорова А.С. История города в контексте истории государства. (Саратовская городовая летопись второй половины XVIII века) // Историографический сборник. Вып. 21. Саратов, 2004.

6. Попкова Н.А. Скопины - летописцы Саратова // Редкие книги зональной научной библиотеки им. В. А. Ар-тисевич СГУ. Вып. 15. Саратов, 1999.

7. Саратовский край. Вып. 1. Саратов, 1893.

8. Скопин Г.А. Дневник происшествий // Саратовский исторический сборник, издаваемый Саратовской ученой архивной комиссией в память 300-летия города Саратова. Т. 1. Саратов, 1891.

9. Скопин Н.Г. Записки дневные о вещах и делах достопамятных // Саратовский исторический сборник, издаваемый Саратовской ученой архивной комиссией в память300-летия городаСаратова.Т. 1.Саратов,1891.

10. Соколов В.П. Герасим Алексеевич Скопин // Саратовский исторический сборник, издаваемый Саратовской ученой архивной комиссией в память 300-летия города Саратова. Т. 1. Саратов, 1891.

11. Черепнин Л.В. Русская историография до XIX в. М., 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.