ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 23 2011
УДК 908
ЛЕТОПИСЦЫ САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
© В. м. ЗАХАРОВ
Урюпинский филиал Волгоградского государственного университета, кафедра истории и теории общественного развития e-mail: hoper_zaharov@mail.ru
Захаров В. М. - Летописцы Саратовского Поволжья // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 404-406. - Статья В.М. Захарова «Летописцы Саратовского Поволжья» посвящена анализу деятельности саратовских священников Г.А. и Н.Г. Скопиных, которые на протяжении очень длительного времени делали записи о событиях, в разное время происходивших в Саратове и губернии. Характер записей, их содержание позволяют сделать вывод, что литературное наследие Скопиных представляют не дневники или мемуары, а городские летописи. Ключевыеслова: городовыелетописи, региональноелетописание,провинциальноедуховенство,провинциальные происшествия, мемуары как жанр, летописи и мемуары как исторический источник.
Zakharov V. М. - Chroniclers of Saratov Povoljie // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 404-406. - The article by is devoted to the analysis of Saratov priests' activity. For a long time G.A. and N.G. Sko-piny had been making notes about the events happening in different time in Saratov and its guberniya. The character of the notes, their content allow to make a conclusion that the literary heritage of the Skopins represents not diaries or memoirs but city chronicles.
Keywords: chronicles ofthe policemen, the regional chronicles, the provincial clergy, the provincial scene, a memoir as a genre, chronicles and memoirs as a historical source.
Во второй половине XVIII - первой трети XIX вв. в процессе изучения регионов широкое распространение получают так называемые городовые летописи, бывшие, по справедливому замечанию Л.В.Черепнина,отражением«своеобразногоместного патриотизма» [11. С.260].
В исторической литературе уже высказывалась мысль, что дневниковые записи саратовских священников Г.А. и Н.Г. Скопиных представляют местные го-родскиелетописи[6.С.16;2.С.16;4.С.99].А.С.Майорова справедливо обратила внимание на то, что в записях Г.А.Скопина очень немного данных, относящихся к личной жизни автора, большая часть сообщаемых сведений относилась к событиям, происходящим в городе, окрестностях, а также являлась материалами из официальных документов. Личный мотив в большей степени присутствует в «Записках дневных о делах и вещах достопамятных» Н.Г.Скопина [4.С. 99]. Необходимо заметить, что предположение А.С. Майоровой о том, что сочинения Скопиных являются «последним звеном в цепи местного летописания, начальные этапы которого не сохранились», требует и дополнительного исследования, и поиска новых источников.
Записки отца и сына Скопиных были опубликованы в 1891 году в «Саратовском историческом сборнике», изданном Саратовской ученой архивной комиссией к 300-летнему юбилею Саратова. Готовы
публикацию,членСУАКВ.П.Соколов дал рукописям, имевшимся в его распоряжении самостоятельные названия: «Дневник происшествий Герасима Алексее-вичаСкопина»,«Дневнаязапискапешеходцасаратов-ского церковника из Саратова до Киева», «Записки дневные о делах и вещах достопамятных протоиерея Николая Герасимовича Скопина».
Уже В.П.Соколов отметил большое значение «Дневника происшествий» Г.А.Скопина как источника по истории Саратовского Поволжья. «Важное значение «Дневника происшествий» для истории г. Саратова и целого Саратовского края,-говорит он, -не подлежит ни малейшему сомнению: автор изо дня в день отмечает в нем атмосферические явления, политические события, выдающиеся чем-либо факты и явления из быта местной администрации, духовенства и обывателей, время замерзания и вскрытия Волги против Саратова; отчасти свои семейные обстоятельства, которые важны для нас как материал автобиографический» [10. С. V]
В.П.Соколов составил и биографический очерк о Г.А.Скопине. Герасим Алексеевич Скопин (17461796) начинал четырнадцатилетним мальчиком служить дьячком в Саратовской Крестовоздвиженской церкви, затем посвящен в дьяконы, а в 1791 году всвященникиСпасо-Преображенскойцеркви.В.П.Со-колов справедливо говорит, что Г.А.Скопин «в среде
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
современного ему духовенства, явление едва ли не исключительное» [10. с. IV]
«Дневник происшествий» начинается 22 мая 1762 года. В числе первых записей в нем говорится о восшествии на престол Екатерины II. Заканчивается дневник: «Ноября 27: получен манифест от нового императора Павла первого, что императрица Екатерина вторая преставилась сего отдельно же ноября 6 числа, ... все собрались в соборе духовенство, губернатор и дворянство все и купечество и черни великое множество, - и читан был манифест, чтоб в верности присягали императору и его наследнику цесаревичу Александру Павловичу. И после читано от протопопа похвальное слово о императрице и добрых ее законах.» [8. С. 38].
Автор дневника детально фиксирует знаменательные с его точки зрения события, происходившие в Саратове. Им отмечаются посещения города Астраханским губернатором И.В.Якоби, различными известными вельможами (например, «Граф Кирилл Г ригорьевич Разумовский со своею фамилией»), прохождение военных частей. Подробно рассказывается об учреждении Саратовской губернии: «Февраля 3: открытие было наместничеству в саратове. И было всенощное бдение.. К обедне как генералы, так и все дворянство шли по два в ряд и по четыре; так же и купечество (шло) в форме улицей, где стоял драгунский полк со знаменны и музыкою, так же (шли) и казаки.. В церкви читан манифест и указ. И была присяга всему дворянству и купечеству.. После была пальба из пушек и ружей и звон во весь день» [8. С 8]. Так же обстоятельно повествуется об открытии 22 сентября 1786 года в Саратове главного народного училища.
Особую значимость имеют записи Г.А.Скопина, относящиеся к событиям пугачевского восстания. 20 октября 1773 года в Саратове были получены первые сведения о восстании на Яике и осаде оренбурга. 16 апреля 1774 года Г.А.Скопин говорит, что «публикация была, что воровскую Пугачеву толпу разбили в 6000» [8. С. 9] Через 10 дней еще одно сообщение о поражении восставших. 25 июля «сказывали, что вор Пугачев Казань разбил и всю разграбил» [8. С. 10]. 6 августа 1774 года «вор и бунтовщик Пугачев в Саратов пришел и весь разграбил и многих побил до смерти...» 8 августа «оный злодей из Саратова ушел на низ» [8. С.10]. 28 августа «известие получено, что злодей Пугачев разбит ниже Царицына». 10 сентября «известие здесь по-лучено,чтозлодеяПугачевапоймалиегожезлодейской партиею в луговой стороне, в степи» [8. С. 11].
затем идет рассказ о репрессиях против участ-никоввосстания.18сентябрябыло«саратовскоедухо-венство все посажено под караул за встречу Пугачеву, а кто, поминая на службе, те острижены и посажены в острог» [8. С.11]. Арестованных князей на Соколовой горе, у кузни на русском базаре. 11 февраля 1775 года в Саратове стало известно о казни Пугачева. 17 апреля «Салманова(командир саратовскогобатальона,пере-шедший на сторону Пугачева - В.З.) привезли из Москвы, который здесь к злодею ушел с командою, и над ним шпагу переломили и послали в таганрог в работу вечно» [8. С. 11].
ПомимоместныхсобытийвзаписяхГ.А.Скопина имеют место и происшествия общероссийской истории. 14 августа 1774 года, например, сообщается о заключении Кючук-Кайнарджийского мира, 21 сентября 1775 года - о ликвидации Запорожской сечи. Есть заметки о рождении великого князя Александра Павловича, о его вступлении в брак, о заключении Ясского мирного договора с Т урцией. Часть сведений подобного рода бралась из газет, а часть поступала от столичных корреспондентов. Например, 23октября 1777 года указывается, что «партикулярно писано из Петербурга, что было там наводнение великое с моря и великий ветр прошлого сентября 3 дня» [8. С.15].
Г.А.Скопин включает в свое сочинение и местные метеорологические наблюдения, иногда события собственной жизни. Последнее обстоятельство А.С.Майорова объясняет тем, что в распоряжении публикаторов имелся неоконченный вариант городской летописи, в которой данные личного характера были бы неуместны [5. С. 99].
Значительно большую известность получил сын Г.А.Скопина Н.Г.Скопин (1767-1836). «Звание и состояние отца, - говорит о нем А.Ф.Леопольдов, - не обещали ему блистательного воспитания. Несмотря на то, рожденный с умом быстрым и основательным, с воображениемпылкими счастливою памятью, молодой Скопин рано разгадал тайну жизни своей и понял, что его счастие, честь и слава скрываются в одних науках. Он отважно пошел своей дорогою и преодолел все препятствия силоюумаитвердостью характера» [3.С.192].
Н.Г.Скопинуспешно закончилАстраханскуюду-ховную семинарию. Руководство епархии направило его в Московскую духовную академию, предполагая в будущемсделатьСкопинапреподавателем семинариив Астрахани. В 1788 году Н.Г.Скопин вернулся в Астрахань, где стал преподавать в семинарии богословие, греческий язык и философию. «Он знал весьма основательно многие науки, - продолжает Леопольдов, -любил поэзию и сам некогда писал стихи, знал языки греческий и латинский, свободно говорил на обоих, а на латинском даже писал стихи. Питомцы, образовавшиеся у него доселе гордятся его именем» [3. С.194-195].
В 1789 году Н.Г.Скопин становится священником Астраханской Воздвиженской церкви, не прекращая при этом преподавания. В 1896 году он получает назначение протоиереем в Саратовский Троицкий собор. В Саратове Н.Г.Скопин был награжден орденом Святой Анны 2-ой степени, дававшей право на дворянский паспорт.
В разное время Н.Г.Скопин с выполнением обязанностей священника, являлся директором саратовского отделения Библейского общества, ректором саратовский духовных училищ, членом строительной комиссии Спасо-Преображенского монастыря, членом губернского оспенного комитета. Кроме того, по словамА.Ф.Леопольдоваон«занималещемногиевре-менные должности» [3. С. 193]. «Он никогда не был празден, дела по службе и ученые занятия - вот чему посвящалась большая часть его жизни. Он обладал обширными познаниями по существенным своим обязанностям. Важнейшие сановники губернии нередко
23 2011
поверяли ему свои недоумения по делам и получали от него здравые советы» [3. С. 194].
Имя Н.Г.Скопина было известно далеко за пределами Астраханской епархии. Он общался и переписывался с министром уделов Д.П.Трощинским, министром внутренних дел О.П.Козодавлевым, ми-трополитомЕвгениемБолховитиновым,профессором Казанского университета Ф.Эрдманом, богословом И.Феслером. Корреспонденции Н.Г.Скопина печатались в официальной правительственной газете «Северная почта», выпускавшейся О.П.Козодавлевым. Следует согласиться с автором «Полного православного энциклопедического словаря», что Н.Г.Скопин «положительно головою выше не только городского духовенства, но и всей жившей тогда в Саратове интеллигенции» [1.С.144].
Продолжая традиции отца, Н.Г.Скопин более 30 лет вел «Записки дневные о делах и вещах достопамятных», так же опубликованных в 1891 году в «Саратовском историческом сборнике». А.С.Майорова отказывает этим запискам в праве считаться городовой летописью, хотя в них с 1808 года приводится в основном Саратовский материал, и относит их к жан-румемуарно-дневниковыхпроизведений. Однако, она вынуждена признать, что в записках «можно заметить некоторые черты сходства с летописью» [5. С.97]. Е.Н.Ардабацкий видит в Н.Г. Скопине церковного летописца [1. С.140] Представляется, что последняя точка зрения является более справедливой. В записках
Н.Г.Скопина много места уделяется не только событиям личного характера, но и общегородским, а также общероссийским. Вместе с тем автор записок включает в их текст большое количество характеристик, рассуждений, оценок, замечаний. Вот, например, одна из таких морально-этических сентенций «Жизнь дана нам как милость и должность, счастие есть милость, а терпение несчастий есть должность.Получивмилость, не имеем мы права отказываться от должности. Будем любить и терпеть наше бытие. Будем себя любить из пользы другим, а не других из пользы себе» [9. С.434.].
Авторфиксируетобщероссийскиепроисшествия по мере того, как они становились известными в Саратове. Он отмечает и известие о заключении Тильзитского мира, и о начале и завершении Отечественной войны 1812 года, и о заграничных походах русских войск, и о смерти Александра I, и о восстании декабристов.
Подробно он останавливаетсянаклиматических явлениях, обстоятельно отмечая местные метеорологические данные. Например, 14 марта 1808 года «мороз был поутру очень жестокий.. В марте месяце и при том в Саратове 20° мороз. Это совсем круг земной превращается, или весь свет физический превратился как превратился свет нравственный» [9. С.378.].
Тщательно Н.Г.Скопин фиксирует пожары, как в Саратове, так и в уездных городах. Много говорит о масштабах бедствий. Не менее подробно отмечаются важные события из жизни города, факты из биографий именитых горожан: вступление А.Д.Панчилидзева в должность губернатора и получение им чина действительного статского советника, брак К.В.Злобина с до-черьюКузнецкогогородничего,рождениеуродливого
ребенка в мещанскойсемье,формирование ополчения в июле 1812 года, празднование победы над Наполеоном, хозяйственные трудности, порожденные войной. Как справедливо замечает Н.А.Попкова, в записках «мы точно в зеркале видим, что именно делало саратовское общество описываемого периода, что его вол-новало,начтоононадеялось,чегоопасалось» [6.С.19.].
Сочинения Г.А. и Н.Г.Скопиных являются одним из самых значительных источников по истории местного края. А.Ф.Леопольдов говорит об использовании при создании «Исторического очерка Саратовского края» [3.С.92.] А.С.Майорова обратила внимание на то, что рукописи Г.А. и Н.Г. Скопиных остались вне поля зрения Н.И.Костомарова, Д.Л.Мордовцева, Н.Ф.Хованского. Она полагает, что «причины такого невнимания к интереснейшему источнику можно усмотреть в неверном определении его жанра» [5.С.99.]. Излишне большое количество дневников и мемуаров мало привлекали внимание историков. добавим, что вряд ли рукописи Скопиных были известны Костомарову, Мордовцеву, Костомарову. Тем более, что эти историки весьма скептически относились к А.Ф.Леопольдову. В подготовленной в начале 90-х годов XIX века «Саратовской летописи» материалы Г.А. и Н.Г.Скопиных использовались многократно [7. С. 44, 45, 47, 49, 50, 53, 54, 55, 57, 58, 59, 58, 59.].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ардабацкий Е.Н. Священник Николай Герасимович Скопин - церковный летописец Саратова первой четверти XIX века // Церковь, образование, наука: православная культура - основа духовно-нравственного здоровья общества. Саратов, 2009.
2. Захаров В.М., Захарова Т.А. Саратовская ученая архивная комиссия (1886-1920). Волгоград, 2005.
3. Леопольдов А.Ф. Исторический очерк Саратовского края. М., 1848.
4. Майорова А.С. История Нижнего Поволжья в трудах саратовских историков с середины XVIII до 80-х гг. XIX в. // Отечественная история. 2007. № 3.
5. Майорова А.С. История города в контексте истории государства. (Саратовская городовая летопись второй половины XVIII века) // Историографический сборник. Вып. 21. Саратов, 2004.
6. Попкова Н.А. Скопины - летописцы Саратова // Редкие книги зональной научной библиотеки им. В. А. Ар-тисевич СГУ. Вып. 15. Саратов, 1999.
7. Саратовский край. Вып. 1. Саратов, 1893.
8. Скопин Г.А. Дневник происшествий // Саратовский исторический сборник, издаваемый Саратовской ученой архивной комиссией в память 300-летия города Саратова. Т. 1. Саратов, 1891.
9. Скопин Н.Г. Записки дневные о вещах и делах достопамятных // Саратовский исторический сборник, издаваемый Саратовской ученой архивной комиссией в память300-летия городаСаратова.Т. 1.Саратов,1891.
10. Соколов В.П. Герасим Алексеевич Скопин // Саратовский исторический сборник, издаваемый Саратовской ученой архивной комиссией в память 300-летия города Саратова. Т. 1. Саратов, 1891.
11. Черепнин Л.В. Русская историография до XIX в. М., 1957.