Научная статья на тему '«Летописец Ивана Слободского» и «Вологодская летопись»: два образа одного города'

«Летописец Ивана Слободского» и «Вологодская летопись»: два образа одного города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Летописец Ивана Слободского» и «Вологодская летопись»: два образа одного города»

Впервые новые черты получают воплощение в творчестве Р. Кампена (1375/80 -1444), например, в ранних работах: «Мадонна с младенцем у каминного экрана» (1420 -25. Лондон. Нац. галерея), «Мадонна с младенцем» из диптиха (С.-Петербург. Эрмитаж). В обеих картинах связь персонажей с божественным миром никак не подчеркнута. В лондонской «Мадонне» младенец написан более канонично. Рельефные, ломкие, суховатые линии еще близки готической традиции. В «Мадонне» из Эрмитажа младенец более непосредственен. Техника письма мягче и живописнее. Эта работа не датирована, но можно предположить, что она написана позже лондонской.

Таким образом, РКампен одним из первых в нидерландской живописи изобразил младенца Христа обычным ребенком. В бюргерской культуре зародилось новое понимание детства. Теперь детский возраст стал цениться как особенный, имеющий свою неповторимую прелесть. Пантеистическое мироощущение наделяло каяедого ребенка частичкой божественного, что сближало его с младенцем Христом. Начало Возрождения - единственный период в истории искусства Нидерландов, когда сакральное встречается и переплетается со светским.

Н. Серенченко

«ЛЕТОПИСЕЦ ИВАНА СЛОБОДСКОГО» И «ВОЛОГОДСКАЯ ЛЕТОПИСЬ»: ДВА ОБРАЗА ОДНОГО ГОРОДА

Исторически сложилось, что Вологда всегда выступала важным экономическим центром Русского государства. Со второй половины XVI в. значение города начинает возрастать, что явилось хорошим стимулом для развития местного летописания, которое берёт свое начало ещё с конца XV в. Пожалуй, можно согласиться с тем, что летописи как источник важны при изучении самосознания края. Это становится ещё более значимым, если учесть, что XVII в. являлся веком переходным, когда новое появляется и в социально-экономической сфере, и в области общественной мысли. Любой переходный период интересен тем, что старое и новое ещё может некоторое время сосуществовать и даже дополнять друг друга. В этом отношении особый интерес представляет «Летописец Ивана Слободского» и «Вологодская летопись». Выбор этих источников не случаен, поскольку условия их происхождения демонстрируют нам достаточно много общих черт: во-первых, оба источника датируются концом XVII - началом XVIII в.; во-вторых, созданы они были в Вологде или Спасо-Прилуц-ком монастыре, религиозном центре города, и, в-третьих, вполне вероятно, что их создатели являлись современниками. В этом случае вопрос о том, как виделась и как понималась этими источниками роль Вологды, её вклад в историю всего Русского государства, будет вполне уместен.

Несмотря на то, что «Летопись» и «Летописец» выполнены в традиционной для русского летописания форме (принцип погодной записи событий, летоисчисление ведётся от сотворения мира и т. д.), анализ событийного ряда выявляет несколько весьма показательных различий. Например, событийный ряд «Вологодской летописи» состоит из 345 погодных записей, которые размещены в пределах хронологической рамки от 862 г. до 1700 г. В свою очередь, из 345 сообщений только 31 посвящено Вологде. Совершенно иные показатели демонстрирует «Летописец Ивана Слободе -

кого»: нижняя хронологическая граница относится к 1147 г., а верхняя - к1676г.,вто же время событийный ряд состоит из 27 составляющих, где 22 записи содержат информацию о городе. Исходя только из этого, уже можно предполагать то, каким будет качественное содержание сообщений о городе и общая направленность источников. Дальнейший анализ источников указывает на общерусскую направленность «Вологодской летописи». Между тем здесь уже фиксируется попытка составителей летописи привлечь внимание читателя к Вологде, однако делается это посредством изложения событий местного порядка, которые как по своему масштабу, так и по содержанию были мало связаны с общим ходом русской истории. Результатом этого стала некоторая двухуровневость текста, когда общерусский и местный, городской уровни повествования сосуществуют вне всякой связи друг с другом. Образ города соткан из событий (закладка и постройка новых церквей, реставрация монастыря, описание чудес и т.д.), вся важность и значимость которых будет неоспорима только лишь для жителей Вологды и близлежащей округи. В «Летописце Ивана Слободского» эти два уровня не изолированы друг от друга, а достаточно гармонично объединены. Образ города и его история представлены в контексте общерусской истории, когда Вологда выполняет ответственные задания, следуя интересам чуть ли не всего государства. В целом «Летописец» более четко, нежели «Вологодская летопись», обозначает появление новых тенденций в развитии местного исторического сознания, когда история отдельно взятого города начинает мыслиться в тесной связи с историей всей страны.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

А. Царегородцев

КОРОЛИ-БОГИ: КОРОЛЕВСКИЙ ИДЕАЛ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ХРИСТОУПОДОБЛЕНИЯ (на примере Карла Великого и Людовика Благочестивого)

В историографии темы королевского идеала существует тенденция сведения его лишь к функционально-деятельностному и этическому аспектам (Ж.Флори, Ф.Кар-дини, Ж. Ле Гофф и др.). Очевидно, что и функции, и этика королевской власти есть лишь проявления сущности этого идеала, которая остается нераскрытой исследователями. В то же время в историографии отмечен факт уподобления короля Христу, что находит отражение как в обрядах коронации, так и в официальной королевской агиографии. Поскольку этой проблеме не было посвящено ни одного самостоятельного исследования, нерешенным остается вопрос о том, какую роль сыграл образ Христа в формировании представлений об идеальном короле. Моя работа - попытка вскрыть сущность королевского идеала через анализ феномена христоуподобления короля. Здесь я обращаюсь к агиографической традиции IX в., которая создает идеальные образы Карла Великого и Людовика Благочестивого, благодаря чему эти короли будут считаться на протяжении всего средневековья «христианнейшими» и образцом для подражания.

Сравнительный анализ агиографических сочинений, посвященных этим королям (Эйнхард «Жизнь Карла Великого», Аноним «Жизнь императора Людовика», Теган «Жизнь Людовика Благочестивого», Эрмольд Черный «Поэма в честь Людови-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.