Научная статья на тему 'ЛЕТНИЙ МУЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЕОЛОГОВ'

ЛЕТНИЙ МУЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЕОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ / ТОТЕМСКОЕ МУЗЕЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОГРАММНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕАУДИТОРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Юлия Владимировна

Образовательно-воспитательная работа со студенческой аудиторией реализуется в рамках учебного процесса, но также предполагает использование внеаудиторных форм. Для студентов, обучающихся по специальности «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», особенно важными являются музейно-педагогические формы включения в профессиональное поле деятельности. Инновационной формой в реализации программно-деятельностного подхода в музейной педагогике является форма летнего музеологического лагеря. Апробация этой формы состоялась летом 2022 г. на базе Тотемского музейного объединения и показала высокую эффективность в формировании универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся, предусмотренных ФГОС данного направления подготовки. Включение студентов в решение поставленных задач профессиональной деятельности позволило приобрести навыки в технологической, организационно-управленческой, проектной, культурно-просветительской сферах. Итогом работы студенческих групп стало формирование проектов музейных грантовых заявок на конкурсы Президентского фонда культурных инициатив и Фонда президентских грантов. Формат летнего лагеря содействовал налаживанию межвузовской студенческой коммуникации, а также решению задач оздоровления и рекреации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMER MUSEOLOGICAL CAMP AS A FORM OF PREPARATION FOR SOLVING THE TASKS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Educational and educational work with the student audience is implemented within the framework of the educational process, but also involves the use of extracurricular forms. For students studying in the specialty «Museology and protection of cultural and natural heritage objects», museum-pedagogical forms of inclusion in the professional field of activity are especially important. An innovative form in the implementation of the program-activity approach in museum pedagogy is the form of a summer museological camp. The testing of this form took place in the summer of 2022. based on the Totem Museum Association and has shown high efficiency in the formation of universal, general professional and professional competencies of students provided for by the Federal State Educational Standard of this field of training. The inclusion of students in solving the tasks of professional activity allowed them to acquire skills in technological, organizational and managerial, project, cultural and educational spheres. The result of the work of the student groups was the formation of projects of museum grant applications for competitions of the Presidential Fund for Cultural Initiatives and the Presidential Grants Fund. The format of the summer camp contributed to the establishment of interuniversity student communication, as well as solving the problems of health improvement and recreation.

Текст научной работы на тему «ЛЕТНИЙ МУЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЕОЛОГОВ»

УДК 069:37.018.4

Ю. В. Зиновьева

Летний музеологический лагерь как способ подготовки к решению задач профессиональной деятельности студентов-музеологов

Образовательно-воспитательная работа со студенческой аудиторией реализуется в рамках учебного процесса, но также предполагает использование внеаудиторных форм. Для студентов, обучающихся по специальности «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», особенно важными являются музейно-педагогические формы включения в профессиональное поле деятельности. Инновационной формой в реализации программно-деятельностно-го подхода в музейной педагогике является форма летнего музеологического лагеря. Апробация этой формы состоялась летом 2022 г. на базе Тотемского музейного объединения и показала высокую эффективность в формировании универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся, предусмотренных ФГОС данного направления подготовки. Включение студентов в решение поставленных задач профессиональной деятельности позволило приобрести навыки в технологической, организационно-управленческой, проектной, культурно-просветительской сферах. Итогом работы студенческих групп стало формирование проектов музейных грантовых заявок на конкурсы Президентского фонда культурных инициатив и Фонда президентских грантов. Формат летнего лагеря содействовал налаживанию межвузовской студенческой коммуникации, а также решению задач оздоровления и рекреации.

Ключевые слова: музеологический лагерь, Тотемское музейное объединение, музейная педагогика, программно-деятельностный подход, проектная деятельность, внеаудиторное образование, компетенции, музейная коммуникация

Julia V. Zinovieva

Summer museological camp as a form of preparation for solving the tasks of professional activity

Educational and educational work with the student audience is implemented within the framework of the educational process, but also involves the use of extracurricular forms. For students studying in the specialty «Museology and protection of cultural and natural heritage objects», museum-pedagogical forms of inclusion in the professional field of activity are especially important. An innovative form in the implementation of the program-activity approach in museum pedagogy is the form of a summer museological camp. The testing of this form took place in the summer of 2022. based on the Totem Museum Association and has shown high efficiency in the formation of universal, general professional and professional competencies of students provided for by the Federal State Educational Standard of this field of training. The inclusion of students in solving the tasks of professional activity allowed them to acquire skills in technological, organizational and managerial, project, cultural and educational spheres. The result of the work of the student groups was the formation of projects of museum grant applications for competitions of the Presidential Fund for Cultural Initiatives and the Presidential Grants Fund. The format of the summer camp contributed to the establishment of interuniversity student communication, as well as solving the problems of health improvement and recreation.

Keywords: museological camp, Totem Museum Association, museum education, program-activity approach, project activities, extracurricular education, competencies, museum communication DOI 10.30725/2619-0303-2022-4-24-30

Образовательно-воспитательная работа со студенческой аудиторией реализуется в рамках учебного процесса, но также предполагает использование внеаудиторных форм. Для студентов, обучающихся по специальности «Музеология и охрана

объектов культурного и природного наследия», особенно важными являются му-зейно-педагогические формы включения в профессиональное поле деятельности. Инновационной формой в реализации программно-деятельностного подхода в

музейной педагогике является форма летнего музеологического лагеря. Апробация этой формы состоялась 4-15 июля 2022 г. в г. Тотьма Вологодской области на базе МБУК «Тотемское музейное объединение», где был проведен летний музеологический лагерь. Оставив яркие впечатления у участников и команды музейного объединения и несколько публикаций по итогам [1; 2, с. 46], это событие потребовало осмысления с позиций музеологии и музейной педагогики.

Существуют программы повышения профессионального уровня и квалификации музейных профессионалов в формате школ и выездных образовательных семинаров, когда на площадках музеев, образовательных учреждений и их партнеров проводятся выездные образовательные программы с полным погружением в поставленную проблематику, разнообразием форм образовательной деятельности и организацией досуга и коммуникации обучающихся. Впервые международная летняя музеологическая школа состоялась в 1987 г. под эгидой ИКОМ в Брно, ее директором стал известный музеолог Збигнев Стран-ский. С 2005 г. ежегодно проводится Международная музеологическая школа Комитета музеологии стран Азии и Тихоокеанского региона,летние музеологические школы организуются и в Сибири [3, с. 105]. С 2016 г. проходят Крымская музеологическая школа и Школа музейного развития «За границами столиц» в г. Тотьма Вологодской области. Крымская музеологическая школа проводит на своей базе студенческую творческую и образовательную площадку «Увлекательная музеология», включающую проведение конкурса студенческих работ и семинара для студентов, вовлекая студентов в профессиональный формат общения. Однако специальных образовательных программ во внеучебное время для студенческой аудитории, помимо нечастых выездных практик, музеи еще не предлагали. Тем значимее опыт, представленный в рамках летнего музеологического лагеря «Проектная деятельность - инструмент развития муниципального музея в малом городе» Тотемского музейного объединения.

Лагерь был организован по инициативе директора А. М. Новоселова, ученого секретаря М. Б. Правдиной, а также доцентов кафедры музеологии РГГУ М. С. Стефко и О. В. Черкаевой, сумевших привлечь для финансирования проекта средства Президентского фонда культурных инициатив и

Благотворительного фонда Владимира Потанина. Идея организации лагеря возникла осенью 2021 г. [4], позже присоединились преподаватели кафедры музеологии и культурного наследия СПбГИК. Кроме студентов бакалавриата и магистратуры двух старейших музеологических кафедр России РГГУ (Москва) и СПбГИК (Санкт-Петербург), которые прошли конкурсный отбор по результатам представленных мотивационных писем и портфолио, в работе лагеря приняли участие студенты кафедры теории, истории культуры и этнологии Вологодского государственного университета под руководством доцента Л. А. Якушевой.

Идея музеологического лагеря состояла в организации совместной работы студентов различных академических научных школ Москвы, Санкт-Петербурга и Вологды над общественно значимыми музейными проектами. Для музейного объединения важным было увидеть музей глазами молодежи, получить новый импульс развития, наладить отношения с будущими коллегами, присмотреться к потенциальным профессиональным кадрам для музея.

Опираясь на понимание психолого-педагогических характеристик аудитории и необходимость профессиональной ориентации студентов в процессе обучения, организаторы лагеря подготовили программу, «учитывая уровень интеллектуальной и художественной подготовки группы», создав «атмосферу совместной творческой работы, которая требует взаимного интеллектуального и эмоционального напряжения, расширяет и углубляет круг знаний и эстетических представлений» [5, с. 157] и предложили реализовать ее в форме летнего музеологического лагеря.

Потенциал Тотемского музейного объединения, его ресурсы и сплоченный коллектив позволили организовать работу лагеря. В малом историческом городе с населением около 10 тыс. жителей в пешей доступности работают 6 музеев, кроме того, в объединение входят два музея на территории района. Фонды музея насчитывают более 77 тыс. единиц хранения. В Тотьме работает команда профессионалов-проектировщиков под руководством молодого и активного директора Алексея Михайловича Новоселова, коллектив музея активно занимается научной работой, проводит всероссийские научно-практические конференции, семинары, школы и публикует результаты научной деятельности. Музей

реализует не только проекты по созданию новых форм работы с аудиторией, экспозиций, организации фондов, но и проекты по сохранению и преобразованию городской среды. Это установка памятников и мемориальных досок, информационных стендов, создание пешеходных зон, арт-объектов и благоустройство набережной, создание новых объектов городской инфраструктуры. Музеем на средства грантовой деятельности реализованы проекты: Кольцо исторической памяти; Культурный город; Творческое пространство «АнтреСОЛЬ», Культурный Q-ARTтал; Реновация городской набережной; создание дома традиций и ремесел «Морошка». Происходит реновация исторического производства сольза-вода, выиграны три президентских гранта на проект «Труба зовет». За 2014-2022 гг. музеем привлечено более 26 млн гран-товых средств, из которых более 10 млн -средства Благотворительного фонда Владимира Потанина, в том числе грант на создание центра социальных инноваций в сфере культуры. Он позволяет ежегодно проводить Школу музейного развития «За границами столиц» [6]. Этот проект получил признание, став победителем конкурса проектов международного фестиваля «Интермузей-2019» в номинации «Лучший проект, ориентированный на межрегиональное взаимодействие». Именно опыт проведения школы как формата повышения квалификации и профессионального общения для музейных профессионалов из различных регионов России послужил базой для разработки программы лагеря, с учетом психолого-педагогических характеристик и запросов целевой аудитории. Помимо этого, музей уже участвовал в организации студенческих практик и осмыслил потенциал работы с заинтересованным студенчеством.

Актуальные задачи, стоящие перед музейным объединением, связанные с его развитием, освоением комплекса зданий Усадьбы Холодилова и необходимостью перевода в него Музея мореходов из Вхо-доиерусалимской церкви, потребовали привлечения свежего взгляда, новых оригинальных идей, творческого и научного потенциала, проведения исследовательской работы. Это вызвало инициативу привлечь к решению насущных проблем молодых профессионалов, одновременно решая задачи повышения доступности и инклюзивности музея в духе культуры

участия, создавая положительный отклик в партнерских сообществах учреждений высшего образования.

Программа работы лагеря была рассчитана на 10 дней (12, включая дни приезда и отъезда). «Отдых - это перемена занятий», - эти слова И. П. Павлова можно считать лозунгом лагеря. Изначально предполагалась реализация трех направлений работы лагеря, соответствующих основным направлениям деятельности музея: научно-фондового, экспозиционно-выставочного и музейно-педагогического. Научно-фондовое предполагало возможность поработать в фондах, сделать описание предметов, подумать о концепции открытых фондов. Экспозиционно-выставочное - осмысление концепции краеведческого музея, создание экспозиций вместе с командой проектировщиков. Музейно-педагогическое - разработку игры или иной музейно-педагоги-ческой формы на основе комплекса купцов Холодиловых. Однако в ходе обсуждений и совместной работы реализация трех направлений пережила переформатирование в проектной логике, когда в каждом из продумываемых проектов разрабатывались все три направления.

Формат лагеря позволял сочетать задачи обучения, исследования, производственной деятельности, коммуникации и рекреации в комфортных условиях. В течение этих дней у будущих специалистов в области культуры и музейного дела была возможность применить на практике в реалиях жизни малого города свои теоретические знания, решая насущные практические задачи жизни музея. Проживание и питание участников за счет грантовой поддержки обеспечило музейное объединение. Организация пребывания не смогла бы состояться без участия всего коллектива, каждый из членов которого знакомил студентов с вверенным ему объектом и обеспечивал гостеприимную обстановку. Хранители и научные сотрудники Тотемского музейного объединения познакомили студентов с коллекциями и деятельностью всех музейных институций города - Краеведческого музея и открытого фондохранения в Спасо-Суморином монастыре, Музея церковной старины и открытого хранения деревянной скульптуры, Музея мореходов и Дома-музея И. А. Кускова, музейного творческого пространства «Антресоль», музеефицируемого комплекса солеваренного завода в деревне Варницы и филиалов - мемориального

музея Н. М. Рубцова в селе Никольское и музея одного стихотворения «Русский огонек» в деревне Аникин Починок. Научно-методическую и организационную поддержку оказывала администрация То-темского муниципального района в лице начальника отдела туризма и общественных проектов А. А. Чернеги.

Первый день был посвящен организационным вопросам и общему знакомству студентов и организаторов лагеря, обсуждению планов работы в самом неформальном из филиалов музея - пространстве «АнтреСоль». В этот же день петербургские и московские участники лагеря посетили вторую площадку - музей церковной старины и открытое хранение деревянной скульптуры в храме Успения Пресвятой Богородицы, закрепили материалы в форме музейной игры, поднялись на колокольню, осмотрев Тотьму с высоты, совершили прогулку по городу.

Во второй день была предложена программа знакомства с музеем и разнообразием его деятельности, реализуемыми проектами как в лекционной части, так и в формате учебных экскурсий. После экскурсии по краеведческому музею состоялась лекционная часть: рассказ М. Б. Правди-ной о музейном объединении, специфике работы муниципального музея в малом историческом городе, особенностях комплектования фондов и работы с аудиторией, проектной деятельности как ресурсе развития музея, его инклюзивных и образовательных проектах «Стирая Границы», Школа музейного развития «За границами столиц». Директор музея А. М. Новоселов поведал о ресурсах деятельности муниципального музея, о том, как музей работает с сообществом, активно участвует в жизни города и своими проектами развивает территорию и повышает туристическую привлекательность региона. Речь шла о проектах «По следам тотемского барокко», «Культурный квартал», Центр интерактивной палеонтологии «Сухонские ящеры», «Дорогами российских Колумбов». На средства Президентских грантов по проекту «Труба зовет...» реализуется деятельность по сохранению, реконструкции и актуализации исторического промысла по добыче соли. Насыщенная экскурсионная программа с посещением трех объектов музея началась как раз с осмотра территории исторического солеварения - Варниц, работы по музеефикации и приспособлению для

использования в качестве туристического объекта активно ведутся. Проложены тропы, сооружены мостки, установлены информационные стенды, можно посмотреть на исторические рассолоподъемные трубы в Варницах. В следующем году территория Тотемского сользавода будет полностью открыта, но уже в этом году можно посмотреть на процесс добычи соли, самостоятельно поднять соленую воду из рассоло-подъемной трубы, вылить в деревянный желоб, по которому она попадет в церн, и даже поучаствовать в процессе выварки соли.

Знакомство с музейным комплексом продолжилось в Спасо-Суморином монастыре, Открытом хранении фондов с его ответственным хранителем О. Н. Макаровой. Студенты были под большим впечатлением от фондохранилища музея, уникальности массового показа предметов народной культуры.

Последними объектами стали Музей мореходов во Входоиерусалимской церкви, представленный Е. В. Филипповой, и колокольня, с высоты которой открывается панорама города. Совместно прожитый день объединил группы москвичей и петербуржцев, завязалось общение.

В третий день летнего музеологиче-ского лагеря к участникам присоединилась группа студентов-культурологов Вологодского государственного университета, уже знакомая с основными объектами музея в рамках прошлогодней практики. Объединенной группе предстояло знакомство с объектом проектирования - городским кварталом-усадьбой купцов Холодило-вых-Тюремным замком-Полицией, включающим здания и служебные постройки бывших полицейского управления и тюрьмы. Именно на основе этих зданий и территории, являющихся объектами культурного наследия федерального значения, переданных на баланс музея, должны были разрабатываться идеи проектов лагеря. В качестве практического задания студентам было предложено разработать групповые проекты по освоению этих пространств, поставлены задачи размещения открытого фондохранения, организации временных экспозиций, обустройства нового культурного кластера в служебных постройках и дворах исторического комплекса. Студенты провели фотофиксацию, зарисовки, сделали записи по материалам, представленным рабочей группой по под-

готовке проекта музеефикации И. Р. Николаевым и Л. Я. Рахмановой.

После обеда состоялось знакомство с модельной районной библиотекой им. Н. Рубцова, предоставляющей свои ресурсы для исследовательской работы, и торжественное открытие летнего музео-логического лагеря. Установочные лекции по социокультурному проектированию и специфике объекта проектирования, алгоритмам подготовки грантовых заявок прочли И. Р. Николаев, А. М. Новоселов и А. А. Чернега. Произошло разделение на проектные группы с условными названиями изучаемых территорий «Тюрьма», «Гаражи», «Дворы», «Фонды», каждой группе был назначен руководитель, даны целевые установки по разработке проектов приспособления внутренних пространств комплекса под потребности музея в сжатые сроки работы лагеря.

Последующие дни были наполнены работой по подготовке проектов заявок, перемежающиеся с культурным досугом, участием в программе гастрономического фестиваля «Морошка», прогулками по Тоть-ме, купанием в Сухоне и катанием на катере, прогулками по городу и окрестностям на велосипеде. Студенты обсуждали проекты в группах и делились с руководителями, работали в библиотеке, читали, делали закладки и выписки, разглядывали планы зданий и пространств, искали материалы в сети Интернет. Каждый день, помимо интенсивной групповой работы, участников ждало мероприятие, организованное музеем: углубленное изучение музейных пространств, встречи с сотрудниками, кураторские экскурсии, мастер-классы, вечерние прогулки с директором музея.

В пятый день с целью проверки эффективности и определения дальнейшего направления работы состоялось представление первого взгляда на проектную идею каждой из групп. В ходе работы выяснилось, что трем группам с условными названиями: «Тюрьма», «Фонды», «Гаражи» удалось наладить отношения и сплотиться в совместной работе. Большая группа «Дворы» из 7 человек распалась на команды москвичей и вологжан, каждая со своей проектной идеей. К группе «Фонды» присоединились антропологи ВШЭ, осуществлявшие включенное наблюдение и одновременно помогавшие группе.

В восьмой день работы лагеря было организовано посещение малой родины

поэта Николая Рубцова, запечатленной в его творчестве, села Никольское, мемориального музея, а также нового музея объединения - музея одного стихотворения «Русский огонек» в Аникином Починке. Студенты не только приобщились к поэтическому наследию поэта, но увидели гораздо больше - и ту природу, что вдохновляла поэта, и людей, преобразующих мир Никольского сегодня, и то, чего не видел поэт, например, обновленный Никольский храм в развалинах старой церкви, и камень на старом погосте в его честь, и площадку Рубцовского костра.

Девятый и десятый дни лагеря были посвящены работе над проектами, подбору предметов, работе над структурой заявок и подготовке выступлений и презентаций.

Последние ночь и день были временем интенсивной работы участников и жюри. На защите проектов студенты волновались, но достойно представили свои проекты. В числе победителей - группа «Фонды», которую курировала М. Б. Правдина, в ее составе были два преподавателя ВШЭ. Проект, разработанный на перспективу, сплотил команду студентов и преподавателей из Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды. Другим проектом-победителем стала работа группы «Тюрьма» - проект «Наказать. Показать», совместная работа студенток СПбГИК Анастасии Стреблянской и РГГУ Беллы Цацашвили, жюри предложило его к реализации.

Студенты подумали об этом заранее, заложив в проектную заявку деньги на командировки в Тотьму.

На торжественной церемонии закрытия всех посвятили в Братство Черной Лисы. Сюрпризом для всех участников и продолжением раскрываемой в заявках одной из групп темы реки и судоходства стала вечерняя водная прогулка по Сухоне. Летний музеологический лагерь торжественно завершил работу.

Подводя итоги работы лагеря, можно сделать следующие выводы. Выбранная форма лагеря - форма дополнительного образования, реализуемая зачастую в каникулярное время, преимущественно для детско-юношеской аудитории, оказалась весьма удачной. Для молодежной аудитории форма используется для спортивных и языковых лагерей, тематических образовательных смен (лагерь вожатых). Практикоо-риентированная музеологическая направленность лагеря осуществлялась в игровых,

проектных и исследовательских форматах и позволила реализовать программно-де-ятельностный подход в обучении,воспитании и развитии молодых профессионалов.

Эффективность формы объясняется помещением группы студенческой молодежи в условия полного погружения в среду деятельности в новой обстановке, когда активизируются чувства и адаптационные способности, познавательные и психические процессы личности, в изоляции от отвлекающих бытовых, семейных и рабочих факторов. В этой ситуации интенсифицируются процессы одновременно разных сфер личности: мотивации, интеллекта, поведения, навыков и умений. Необходимость при достижении общих целей взаимодействовать с другими участниками лагеря оказывает влияние на мотивацию и эмоциональную сферу, оттачивает коммуникативные навыки.

Лагерь обладает всеми возможностями для формирования комфортной образовательной среды: овладение профессиональными навыками в естественных условиях; возможность коммуникации и взаимодействия мотивированных студентов разных курсов и уровней обучения, разных образовательных программ. Коллективу музейного объединения удалось создать условия преодоления психологических барьеров. Важным было создание условий как для образования, так и для культурного досуга, оздоровления и физического развития студентов (прогулки на свежем воздухе, купание, организованный режим питания и сна).

Использование интенсивного обучения, большая концентрация нового материала, разнообразие видов деятельности, в несколько раз большее, чем в условиях вуза, вместе с тем, комфортные условия пребывания, организация досуга оказывают положительное влияние на ускоренное формирование универсальных, общекультурных и профессиональных компетенций.

Таким образом, для достижения эффективного баланса в программе музеологи-ческого лагеря использовались различные формы: лекция, учебная экскурсия, прогулка, мастер-класс, семинар, круглый стол, беседа, личное общение с профессионалами, практическое занятие, деловая игра, разработка совместного проекта. Реализовы-вались различные образовательные технологии, способствующие развитию личности студентов, формированию профессиональ-

ных компетенции, повышению мотивации и самостоятельности в овладении профессиональными навыками: технология контекстного обучения, технология активного обучения, технология концентрированного обучения, интегральная образовательная технология. В рамках работы над проектом предполагалось развитие критического мышления, навыков работы в команде и формирование лидерских качеств обучающихся. Включение студентов в решение поставленных задач профессиональной деятельности позволило приобрести навыки в технологической, организационно-управленческой, проектной, культурно-просветительской сферах, требуемые ФГОС ВПО «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».

Итогом работы студенческих групп стало формирование проектов музейных грантовых заявок на конкурсы Президентского фонда культурных инициатив и Фонда президентских грантов. Жюри, состоявшее из руководителей и специалистов Тотемского музейного объединения, отметило лучшие проекты, которые будут использованы для дальнейшей проработки и подачи грантовых заявок: проект создания открытого фондохранилища и проект временной экспозиции в тюремном здании комплекса «Усадьба Холодилова».

Список литературы

1. Музейные проекты объединяют: Летний музеологический лагерь в Тотьме // Санкт-Петербургский государственный институт культуры: офиц. сайт. 2022. 26 июля. URL: https://www.spbgik. ru/novosti/institute/muzeynye-proekty-obedinyayut-letniy-muzeologicheskiy-lager-v-totme/ (дата обращения 01.12.2022).

2. Стефко М.С. Тотьма: летний лагерь // Мир музея. 2022. № 8. С. 46-47.

3. Труевцева О. Н. Формы и результаты деятельности международных музеологических организаций (конец XIX - второе десятилетие XXI в.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2016. Т. 23, № 1. С. 102-106.

4. Команда «Лоции» продолжает активно сотрудничать с профильными вузами страны Лоция // Центр развития музеев малых городов и сел «Лоция». 2021. 17 нояб. URL: https://locia-totma.ru/2021/11/komanda-locii-prodolzhaet-aktivno-sotrudnichat-s-profilnymi-vuzami-strany/ (дата обращения 01.12.2022).

5. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика: учеб. пособие. Москва: Высш. шк., 2004. 216 с.

6. Современность // Тотемское музейное объединение: офиц. сайт. URL: http://totmamuz.ru/now/ (дата обращения 01.12.2022).

References

1. Museum projects unite: Summer museum camp in Totma. Saint-Petersburg State Institute of Culture: offic. site. 2022. July 26. URL: https://www.spbgik.ru/ novosti/institute/muzeynye-proekty-obedinyayut-letniy-muzeologicheskiy-lager-v-totme/ (accessed: Dec.01.2022) (in Russ.).

2. Stefko M.S. Totma: summer camp. Museum World. 2022. 8, 46-47 (in Russ.).

3. Truevtseva O. N. Forms and results of activities of international museological organizations (late XIX -

second decade of the XXI centuries). Humanitarian sciences in Siberia. 2016. 23, 1. 102-106 (in Russ.).

4. The «Lotsiya» team continues to actively cooperate with the specialized universities of the country Lotsiya. Center for the Development of Museums of Small Towns and Villages «Lotsiya». 2021. Nov. 17. URL: https://locia-totma.ru/2021/11/ komanda-locii-prodolzhaet-aktivno-sotrudnichat-s-profilnymi-vuzami-strany/ (accessed: Dec.01.2022) (in Russ.).

5. Stolyarov B. A. Museum pedagogy: history, theory, practice: textbook. Moscow: Higher school, 2004. 216 (in Russ.).

6. Modernity. Totem Museum Association: offic. site. URL: http://totmamuz.ru/now/ (accessed: Dec.01.2022) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.