Научная статья на тему 'Летная эксплуатация воздушного судна для критических режимов, описываемых волновым уравнением'

Летная эксплуатация воздушного судна для критических режимов, описываемых волновым уравнением Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
114
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / КРИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ВОЛНОВОЙ КРИЗИС / ВОЛНОВОЕ УРАВНЕНИЕ / ГИПЕРБОЛИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ / FLIGHT OPERATION / CRITICAL REGIME / WAVE CRISIS / WAVE EQUATION / HYPERBOLIC COORDINATES

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Жигалко Е.Ф., Хорошавцев Ю.Е., Каленов В.Е.

Демонстрируется, что летная эксплуатация самолетов в условиях, приближающихся к волновому кризису, должна учитывать эффекты, описываемые волновым уравнением в окрестности точки сингулярности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Flight operation of aircraft for critical regimes described by wave equation

The article demonstrates that flight operation of aircraft under conditions close to wave crisis has to take into account effects described by wave equation in adjacency to point of signularity.

Текст научной работы на тему «Летная эксплуатация воздушного судна для критических режимов, описываемых волновым уравнением»

Реальное движение ВС, которому соответствует характеристическое уравнение (2), может быть представлено в виде суммы более простых движений, каждому из которых приводится в соответствие характеристическое уравнение второго порядка. Эти два вида движения имеют существенно различные частоты собственных колебаний и коэффициенты затухания. Большие корни характеристического уравнения (высокие частоты) отвечают короткопериоди-ческому движению, малые корни (низкие частоты) соответствуют длиннопериодическому движению ВС. Разделение движения ВС на два вида обосновано физически. Изменение угла атаки а практически полностью протекает в короткопериодическом движении, в то время как скорость полета V можно считать неизменной в коротко-периодической фазе движения; угол наклона траектории движения ВС 0 в основном изменяется в длиннопериодическом движении. Разделение движения ВС на две простые фазы невозможно, когда ВС обладает недостаточной степенью продольной статической устойчивости (неустойчивостью в фазе короткопериодического движения). Большинство самолетов обладают достаточной устойчивостью (соответствуют нормам летной годности) в отношении короткопериодического движения. Таким образом, интерес представляет исследование длиннопериодического движения.

Упрощенно можно считать, что длиннопериодическое движение начинается после окончания короткопериодического движения. Короткопериодическое движение вызвано нарушением равновесия сил, которыми пренебрегают в первый момент при определении характеристик короткопериодического движения.

Для длиннопериодического движения (Да~0): А(Р)л=р2+а1р+аг;

а1 =аА; я2 =«6^-аА;

а

v „

Pv cosa.

SPoVo

gsin0„. =pgS V. m

; ae =gcos0o; Pv sin a,

(3)

Sp0V0

Условия устойчивости Гурвица а1 > 0; а2 > 0. Отсюда следует, что устойчивость существенно зависит от производной Ру и коэффициентов сх, а период колебаний еще и от су, так как эти коэффициенты определяют значения проекций сил, нарушение равновесия которых вызывает длиннопериодические колебания.

Для пологих траекторий снижения коэффициент Ь0 достаточно мал, однако при больших значениях угла 0 коэффициент Ь0 играет существенную роль в колебательном процессе.

Анализируя коэффициенты (3), можно сделать вывод, что затухание колебаний (коэффициент демпфирования й = ^а^ зависит от конструктивных и динамических (кинематических) характеристик ВС, которые необходимо принимать в расчет в процессе летной эксплуатации:

те ,

Если параметры (нагрузка на крыло), сх (конфигурация ВС)

определены в данном полете, то на характеристики Ру и 0 экипаж может влиять (на модели влияние осуществляется через выбор коэффициентов управления К). □

Литература

1 Коваленко Г. В., Микинелов А. Л., Чепига В. Е. Летная эксплуатация. М.: Машиностроение, 2007. 416 с.

Летная эксплуатация воздушного судна для критических режимов, описываемых волновым уравнением

При летной эксплуатации самолетов в условиях, приближающихся к волновому кризису, должны учитываться эффекты, описываемые волновым уравнением в окрестности точки сингулярности. Для этого предлагается использовать гиперболическую систему координат. В новых переменных волновое уравнение принимает вид уравнения Лапласа в полярных координатах. Получено его решение, отличающееся от интеграла Пуассона. С его помощью появляется возможность более точно рассчитывать параметры обтекания самолета и его эксплуатационные характеристики.

Е. Ф. Жигалко,

доктор физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой «Прикладная математика», Петербургского государственного университет путей сообщения (ПГУПС)

Ю. Е. Хорошавцев,

доктор техн. наук, профессор кафедры систем автоматизированного управления СПбГУ ГА

В. Е. Каленов,

аспирант кафедры летной эксплуатации

и профессионального обучения авиационного персонала СПбГУ ГА

Для эксплуатации воздушных судов необходимо ясное понимание физических процессов, происходящих в критических условиях полета. Обычно эти условия возникают, когда самолет выходит за диапазон допустимых скоростей, причем поскольку в пилотировании используются две

скорости — воздушная и индикаторная, то и диапазонов два, каждый из которых определяется на основании своих физических условий. Для этих диапазонов характерно относительно плавное, без сжатия, обтекание потоком воздуха, соответственно рассчитываются параметры устойчивости и управляемости самолета. Но при скоростях, приближающихся к скорости звука, возникает волновой кризис, характер обтекания, в первую очередь несущих поверхностей, существенно меняется, становится нестационарным со скачками уплотнений, а поведение самолета оказывается труднопредсказуемым [1]. Для таких режимов построение математических моделей становится непростой задачей.

Ниже предложен принципиально новый подход к описанию волнового кризиса, основанного на использовании волнового уравнения. Поскольку кризис возникает при околозвуковых скоростях, используется модель волны, записываемая в гиперболических координатах [3]. Для нее получено решение, предсказывающее возникновение в точке сингулярности зоны сжатия, которая на практике проявляется в виде скачков уплотнения среды и ударной волны.

Известные решения волнового уравнения получены применительно к классическим физическим процессам, имеющим волновую природу, и лежат в области вещественных чисел. Такое предположение является вполне обоснованным, однако математически не исчерпывает всех возможностей. С другой стороны, не ко всем волнам применима существующая теория. Мы сделали попытку найти новые решения, расширив область поиска, включающую комплексные переменные.

Пусть имеется однородное волновое уравнение относительно и

1 д2и 82m_q

с2 dt2 дх2 ~ '

(1)

Перейдем к новым криволинейным координатам г и ф, которые будем называть гиперболическими:

r = Jc2t2-x2|, г>0,

(2)

0=!ШИ1—, 1=у/-[ . (3)

с£

Переходя от старых х и С переменных к новым г и ф, получаем функцию и (г, ф).

После ряда выкладок в конечном итоге волновое уравнение относительно искомой функции и (г, ф) может быть переписано как

е2и 1 ди дг2 г дг г

X ^ 1 д и _

(4)

Оно совпадает с уравнением Лапласа в полярных координатах. На первый взгляд может показаться, что в этом случае все решения уравнения Лапласа формально могут быть распространены на волновое уравнение. Однако для этого еще необходимо, чтобы граничные условия, во многом определяющие решение задачи, были одинаковыми. В противном случае формально полученное решение будет лишено смысла. Как нетрудно заметить, граничные условия (не только в задаче Дирихле) уравнения Лапласа не могут быть физически корректно интерпретированы в волновом уравнении. Необходима их модификация.

То, что при переходе к гиперболическим координатам получилось уравнение Лапласа в полярных координатах, конечно, неслучайно и объясняется фундаментальной связью тригонометрических и гиперболических функций в области комплексных чисел.

Вместо условия задачи Дирихле на окружности радиуса г мы запишем ограничение в виде

"1^=/«- (5)

Оно задает вид волновой функции в зависимости от фазы при наблюдении волны из инерциальной системы координат, двигающейся со скоростью у0 = х0/С0, такой, что ф0 = гагШу0 /с.

Условия задачи таковы: в лабораторной системе координат покоится источник колебаний, создающий волну. Движущийся наблюдатель в каждый /-момент оказывается в точке х0. = у0Ьщ и регистрирует амплитуду волны [.. Полученная таким образом функция

н|л = /(г) = Г^^-Щ задает граничное условие задачи. Здесь

индекс 0 при х и С означает не конкретное значение, а множество, на котором определяется /(г).

Если ф0 = 0, что соответствует у0 = 0, то наблюдение ведется из лабораторной системы координат и наблюдаются колебания излучателя [ (су.

Кроме того, из определения гиперболического тангенса следует, что |Шф| < 1, а это, согласно (3), соответствует у < с.

Координате г можно придать следующий смысл: если принять, что с = ю/к, где ю — частота колебаний, а к — волновое число, то

r=i J((üt + fc»í)(<Ot-foí)|.

(6)

То есть г равно среднему геометрическому фаз прямой и обратной волн в масштабе к.

Таким образом, чтобы решение уравнения (4) описывало волну, оно должно быть периодической функцией от г. В соответствии со сказанным граничное условие принимает вид (5).

Далее решение уравнения (4) производится методом разделения переменных Фурье [2]:

и=Ф(фЩг). (7)

Подставляя это выражение в (4), приходим к

Ф"(ф)_ r2L"(r)+rL'(r)

Ф(0)

Ц.Г)

= Х2, А>0.

(8)

Необходимость положительного знака перед X будет видна в дальнейшем: она вытекает из требования периодичности решения по r.

Условие (8) распадается на два уравнения:

Ф"(ф)-Х2Ф(ф) = 0, (9)

r4'(r) + rL'(r) + X2L(r) = 0. (10)

Решая (9), находим

Ф = РеХф + Qex*. (11)

Решение уравнения (10) ищется в виде функции L = rm, после подстановки которой в (10) получаем m = ±iX и

L=Acos(Alnr) + Bsin(Alnr). (12)

Подставляя (11) и (12) в (7), находим частное решение: u; =[Acos(Alnr) + Bsin(Alnr)](Pe^ + Qe'^j.

Далее произвольно полагаем P = 0, ограничиваясь ф > 0, где знак перед ф определяет направление движения по отношению к лабораторной, неподвижной системе координат:

u¡ =[АЯ cos(Alnr) + Вх sin(Alnr)]e"^. Здесь A, В, P, Q AX = АО, BX = ВО — постоянные интегрирования.

Поскольку X — непрерывная величина, общим решением будет

и=|е"^ eos (А 1пг) + Вд sin (A lnr)]dA. (13)

о

Воспользуемся краевым условием (5):

/•(Г)=|е-^» [A, cos(Alnr) + В, sin(Alnr)] dX.

о

Перейдем к новой переменной а = lnr и, используя тождество r = exp(lnr), представим граничное условие f(r) в виде функции

60 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 6 (43) 2012

!f

и-— e

Л'а

a\dX.

Меняя порядок интегрирования, имеем

ж ^ |Ла)^е_;1<^о)со8[Я(а-1пг] dXJj da.

Интеграл в круглых скобках табличный со значением (0o-0)cosA(a-lnr)+(a-lnr)sinA(a-lnr)

(Ф~Фо)2 + (а-1пг)2 = Ф~Фо

(ф-ф0)2+(а-\шУ

Подставляя (15) в (14) в конечном итоге получаем

и(г,ф)=

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф-фр

№da

Я ¿в(Ф~Фо)2 + (а-1пг)2

(14)

(15)

(16)

,Ф~Фо

-arctg

a-lnr

=1.

[ (1пг) = [(а). Очевидно, что -«> < а < Пусть полученная таким образом [ (а) может быть представлена интегралом Фурье. Тогда

А, =-| /(а)со5(Аа) da,

ем. »

В1 =-1 [(а)зт(Ха) da.

Подставляя найденные А, Б, в (13) и следуя обычной схеме преобразований, получаем

_Ф~Фо

Я -™(Ф~Фо)2 +(в-1пг)2

- da =

I

cosn(a-lnr) da

sinn(a-lnr) da

Лф-фо)2 +(«-lnr)2 1(ф-ф0)2+(а-In r)2 Второй интеграл в силу нечетности подынтегральной функции обращается в ноль, а первый — табличный. В результате

u=en<*„-«e™inr_ (17)

Совершенно аналогично для f(a) = exp (-ina) получаем

e_i"lnr. (18)

Уравнение Лапласа линейное, поэтому суперпозиция решений (17) и (18) приводит к

eim+e-tm

--z-= cos па,

' (19)

№-

и=е

cos(nlnr).

Найденный интеграл является искомым решением волнового уравнения в гиперболических координатах.

Проанализируем его следствия. Прежде всего, рассмотрим случай г = 1, т. е. ехр(1п1) = 1 или [(а) = 1. Физически мы имеем постоянную фазу волны. Очевидно, что все точки волны, имеющие одинаковую фазу, должны иметь одинаковую амплитуду, поскольку уравнение (1) не предусматривает рассеяние энергии. Действительно, подставляя в (16) значение [(а) = 1, получаем табличный интеграл

л ф-ф0

Несомненный интерес представляет колебательное граничное условие. Пусть

Яг) = е"1пг, п> 0. [(а) = е"а,

Если ф = ф0, эта функция удовлетворяет граничному условию. Непосредственной подстановкой в (4) легко убедиться, что она удовлетворяет и волновому уравнению.

Решение (19) имеет особую точку r = 0, в ней lnr — -«>. Это имеет место, когда x/t = c, или v = x/t = c. Какой это имеет физический смысл? При r — 0 функция cos (lnr) описывает колебания все большей частоты так, что в пределе частотный спектр колебаний приближается к 6 — функции Дирака, т. е. вся энергия волны сосредотачивается в точке сингулярности с координатой x = ct. Для звуковых волн, когда c — скорость звука, мы имеем ударную волну, несущую разрушительную энергию.

Полученное решение позволяет с новых физических позиций исследовать поведение воздушных судов на больших скоростях и обоснованно регламентировать правила их летной эксплуатации, а также организовывать управление воздушным движением. □

Литература

1. Аэродинамические особенности и критические режимы полета на изделии 2М / Под. ред. В. И. Андреева. М.: Минобороны, 1981.

2. Тихонов А. Н., Самарский А. А. Уравнения математической физики. М., Наука, 1977.

3. Хорошавцев Ю. Е. Волновое уравнение в гиперболических координатах. Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ // Межвуз. темат. сб. тр. Вып. 9. СПб.: СПбГАСУ, 2003. С. 137-148.

Ведущий вуз Российской Федерации, осуществляющий

за^нивЕрешнннввянн

подготовку авиационных специалистов для гражданской -ИВ?* ' гАЖДАНиШИ АеИАи^И _ _ _

авиации России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА - это современный вертикально интегрированный университетский комплекс, реализующий широкий спектр инновационных образовательных программ среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования на основе применения современных образовательных технологий.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д.38 Тел. 8 (812)704-15-19 Факс 8(812)704-18-63 info@spbguga.ru www.academiaga.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.