Научная статья на тему 'Лесному образованию и науке - 200 лет'

Лесному образованию и науке - 200 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лесному образованию и науке - 200 лет»

УДК 378.962:06.091.5 В.И. Онегин

ЛЕСНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ - 200 ЛЕТ

Верим в будущее, сохраняя традиции.

Человечество вступило в XXI век. Начавшееся столетие уже заявляет о себе возросшими скоростями политических и экономических процессов, обострением мировых проблем, научными открытиями и прорывными технологиями. Это время новых возможностей, но и новых императивов.

Атмосфера рубежа столетий обязывает нас, деятелей высшего образования, проявлять максимум заботы о будущем России, увеличении вклада высшей школы в государственно-политическое строительство и социально-экономическое развитие страны.

200 лет - это совсем немного... с точки мировой истории или хотя бы существования леса. Но в этих двух веках - вся история лесной науки и образования в России. Российская высшая школа выросла на фундаменте западноевропейского высшего образования, в основном немецкого, и превратилась в одну из ведущих в мире, стала достойным продолжателем традиций мировых университетов. Уместно вспомнить слова академика Д.С. Лихачева: «Университеты Европы - это, прежде всего, огромнейшие хранители и «усвоители» других культур, где эти культуры переосмысливались как свои, нужные, целебные и питающие».

Наша высшая школа пошла таким же путем и способствовала тому, что Россия - уникальное, единственное в мире евроазиатское государство, где проживает более 150 народов, обладающих огромным культурным, творческим и научным потенциалом, - стала неотъемлемой частью мировой культуры, и ей предстоит внести весомый вклад в формирование цивилизации XXI века.

Сегодня российская высшая лесная школа вызывает все больший интерес к себе, что является залогом укрепления ее международного авторитета, продолжения сотрудничества мировых образовательных систем.

История высшего лесного образования России ведет отсчет с 1803 г., когда императором Александром I был утвержден доклад министра финансов графа А.И. Васильева «Об учреждении практического лесного училища». 19 мая в Царском Селе был открыт Лесной институт. Долгое время он оставался единственным высшим учебным заведением в государстве, которое занималось вопросами леса, всегда актуальными для России.

Тогда первыми задачами русской лесной школы были учет леса, ле-совосстановление, борьба с пожарами. Но уже к концу XIX в. в Лесном институте была сформирована концепция рационального использования леса, возникла необходимость в инженерных специальностях.

Занятия начались в октябре 1803 г. Первый выпуск составил 9 человек.

Первым наставником и управляющим Царскоселького лесного института был курляндский дворянин фон Штейн.

В 1811 г. Лесной институт был переведен в С.-Петербург, первоначально на Екатерининский канал, а затем в Лесное на Выборгской стороне, к нему присоединен Орловский практическо-теоретический лесной институт. Новому учебному заведению присвоено наименование С.-Петербургский форст-институт.

В 1813 г. С.-Петербургский форст-институт переименован в С.-Петербургский практический лесной институт. Число учащихся с 10 увеличилось до 50 человек, а к 1829 г. доведено до 78 человек.

В 1831 г. появился первый учебник лесоводства на русском языке «Начертание правил лесоводства», написанный П. Перелыгиным.

В 1834 г. по инициативе министра финансов графа Е.Ф. Канкрина образовано Лисинское учебное лесничество «для образованного, устроенного в большом виде лесоводства и для введения воспитанников С.-Петербургского лесного института в надлежащую практику...»

В дальнейшем создано еще несколько учебно-опытных хозяйств, в том числе нынешний Охтинский учебно-опытный лесхоз, с 1902 г. - Охтинская дача, парк и дендрарий при институте. Охтинскую дачу устраивал и затем руководил ею проф. А.Ф. Рудзкий.

В 1837 г. институт реорганизован по типу военно-учебных заведений и представлял батальон, разбитый на роты. Лесная рота («лешие», по выражению императора Николая I) участвовала в военных парадах.

В 1882-1884 гг. напечатаны первые отчеты о деятельности института в виде приложения к «Лесному журналу», в 1886-1888,1891 гг. выпущены «Ежегодники С.-Петербургского лесного института», а с 1898 г. - «Известия С.-Петербургского лесного института».

В 1902 г. вышло новое положение, по которому в учебном плане больше внимания уделено практическим занятиям, увеличено время летних практик, введена квалификационная работа в казенных лесах, защищаемая в особых комиссиях.

К столетнему юбилею институту было присвоено звание Императорского.

1917 г. - на первом съезде лесничих, проходившем в Лесном институте с 28 апреля по 2 мая, был учрежден союз лесоводов.

В 1918-1919 гг. совет Лесного института разработал «Временное положение о Петроградском лесном институте».

1 сентября 1929 г. организованы три факультета:

лесохозяйственный с лесокультурным и лесоэкономическим отделениями,

лесотехнологический с механическим и химическим отделениями,

лесоинженерный с транспортно-заготовительным, лесомелиоративным и торфяным отделениями.

1 января 1930 года Лесной институт переименован в Ленинградскую лесотехническую академию. ЛТА имеет статус основного лесного вуза страны: готовит кадры для народного хозяйства и других лесных высших учебных заведений.

С 1935 г. ЛТА носит имя С.М. Кирова.

В годы Великой Отечественной войны ЛТА прекратила учебные занятия. Оставшиеся в городе преподаватели и студенты в мастерских и лабораториях академии изготавливали продукцию для военных целей.

1945 г. - возобновлены занятия в ЛТА.

В 1953 г. в ознаменование 150-летия со дня основания и за достигнутые успехи в подготовке специалистов высокой квалификации академия награждена орденом Ленина.

1992 г. - введена многоуровневая структура высшего образования.

1996 г. - первый выпуск бакалавров.

1998-1999 гг. - первые выпуски магистров. Большинство магистров приняты в аспирантуру ЛТА, в другие вузы и НИИ.

И сегодня образовательная и научная деятельность академии ведется по широкому спектру специальностей для лесной промышленности: лесное и лесопарковое хозяйство, лесоинженерное дело и технология деревообработки, химическая переработка древесины, машины и оборудование лесного комплекса, информационные системы, экономика и управление, бухучет и аудит, стандартизация и сертификация, автоматизация производств и безопасность жизнедеятельности человека. Многие из наших специальностей уникальны. Например, только в С.-Петербургской лесотехнической академии (это название она имеет с 1991 г.) существует такая специализация, как технология деревянных музыкальных инструментов.

Лесное российское образование всегда отличалось последовательностью и вместе с тем открытостью для новых течений. Но самое главное -широкий профиль подготовки специалистов. Академичность образования, непрерывность учебного процесса, широта полученных знаний - отличительные характеристики российской высшей школы, и они в полной мере относятся к Лесотехнической академии.

Мировая практика последних лет доказывает, что рациональный подход к использованию леса не только не влечет стремительного убывания лесных массивов, а обеспечивает их прирост, положительно влияя на качество леса. Уже сегодня человек научился брать у природы так необходимую ему древесину, оставляя после себя не пустыри, а возможность для леса расти и развиваться. Реализовать эти умения, организовать эксплуатацию леса в соответствии с современными требованиями экологии и экономики в состоянии только грамотные специалисты, всесторонне подготовленные люди. Ученые пророчат тот день, когда высшее образование станет условием работы на всех уровнях лесного комплекса. Совершенство техники, необходимость четкого расчета процесса предполагают высочайшую профессиональную подготовку каждого работающего: от министра до водителя лесовозной машины.

Для России, страны, где лес всегда играл принципиальную экономическую роль, сохранение школы, передача профессионального мастерства от поколения к поколению - гарантия нормального функционирования всех связанных с лесом областей промышленности.

Последние годы внесли массу перемен в структуру и специфику лесного комплекса России. Но неизменны требования к профессиональным качествам специалистов. И обеспечить соответствующий уровень их подготовки - задача отечественной высшей школы, в том числе и Лесотехнической академии, старейшего лесного вуза страны, со всем ее научным потенциалом и накопленным опытом.

С.-Петербургская лесотехническая академия сегодня - одно из крупнейших государственных высших учебных заведений России, которое реализует образовательные программы, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для производственной, научной и педагогической деятельности в области лесного хозяйства, лесной, деревообрабатывающей, лесохимической, целлюлозно-бумажной и гидролизной промышленности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.

Академия была и остается лидером в разработке новых научных направлений во всех отраслях лесного комплекса. Коллективы ведущих ученых способны решать фундаментальные и прикладные научные задачи по лесовосстановлению, защите и охране лесов, механической и химической переработке древесины, экономике лесного хозяйства, лесной промышленности и лесной политике - по всем проблемам, связанным с лесом.

Научные разработки Лесотехнической академии всегда находили спрос как на внутреннем, так и зарубежном рынках. Мы говорим о мировом уровне российской лесной науки и лесного образования. Учеными вуза разработана технология получения биологически активных продуктов из коры, живицы и древесной зелени для сельского хозяйства, медицины и косметической промышленности, предложен новый экологически безопасный и эффективный метод стерилизации древесины, создаются новые конкурентоспособные целлюлозные композиционные материалы, тепло- и звукоизолирующие деревянные оконные, дверные и стеновые панели и т. д. Перспективные научные работы ведутся в области геоинформационных систем, анализа тенденций роста лесов. Осуществляется наблюдение за состоянием городских насаждений, специалисты академии регулярно привлекаются для проведения экспертиз и консультаций.

Было бы наивным думать, что проблемы лесного комплекса решаются усилиями специалистов только Лесотехнической академии. Она традиционно находится в творческом и интеллектуальном сотрудничестве со всеми учебными заведениями России, многими университетами Европы, Америки и Азии. Установились деловые и личностные контакты студентов, аспирантов, научных сотрудников и преподавателей, позволяющие использовать опыт других организаций как в учебном процессе, так и в разноплановых научных разработках. Большое значение имеет знакомство

наших специалистов с научными публикациями коллег других университетов. Эти добрые творческие традиции и дружба прошлых и ныне живущих поколений профессоров и преподавателей живы, что является залогом сохранения системы как в области профессиональных образовательных программ, так и в научной деятельности.

В сложные годы политических и экономических преобразований в нашей стране заметно снизились взаимные контакты, но мы уверены, что для мыслящих людей не существует границ, и знаем, что придет время, когда неустанный поиск нового вознесет наши взаимоотношения на несравненно большую высоту. В академии действует Международный центр лесного хозяйства и лесной промышленности, благодаря чему ЛТА обладает всей необходимой современной информацией и является непосредственным участником текущих международных процессов.

В настоящий момент все большую активность приобретают проблемы интеграции лесного хозяйства и лесной промышленности, которые нашли отражение в правительственных решениях и международных соглашениях по устойчивому управлению лесами и сертификации лесной продукции. Академия ведет несколько образовательных и международных проектов в этой области, в которых одновременно участвуют специалисты лесного хозяйства, лесной промышленности и экономики.

Основной задачей высшей школы остается подготовка специалистов лесного комплекса. Исторически сложилось, что в Лесотехнической академии всегда был велик процент студентов, приезжавших с мест, чтобы получить необходимые знания для дальнейшей работы в уже выбранной области деятельности. И в настоящий момент 57 % студентов академии - люди, которые уже связали свою жизнь с лесным комплексом. География поступающих велика: от Камчатки до западных границ страны. Так же велика география мест, где работают наши выпускники. Но и С. -Петербург, и Ленинградская область занимают в лесном хозяйстве России заметное место. Это 80 % научно-технического потенциала, ведущие исследовательские институты, крупные предприятия.

На территории России насчитывается более 30 тыс. предприятий разных форм собственности, имеющих непосредственное отношение к лесопромышленному комплексу. И сегодня, когда мы наблюдаем динамичное развитие предприятий лесного комплекса, спрос на специалистов, которых выпускает академия, превышает число выпускников.

В последние годы значительно изменились требования к специалистам для лесной промышленности. Дело в том, что предприятия лесопромышленного комплекса на 94 % акционированы. И основное требование промышленников, находящихся сегодня в непростых экономических условиях и конкурентной борьбе, - стопроцентная готовность молодых специалистов к практической работе. Но мало кто понимает, что это условие невыполнимо для высшей школы, так как высшее образование и конкретные практические навыки - разные вещи, требующие не только различных под-

ходов к обучению, но и принципиально иной материально-технической базы.

Сегодня необходим поиск новых решений в организации учебного процесса и практики молодых специалистов. И Лесотехническая академия, всегда ориентирующаяся на нужды лесного сектора, готова искать и находить новые методы работы с предприятиями. Мы готовы идти навстречу промышленникам и выполнять их заказ на специалистов необходимой квалификации, навыков и умений при условии искренней заинтересованности и способности к ответным действиям. На наш взгляд, подготовка специалистов к конкретной практической работе - это общее дело высшей школы и предприятий лесопромышленного комплекса. Только вместе можно выработать новые методы подготовки специалистов в точном соответствии с непрерывно меняющимися требованиями современной экономики и законами бизнеса, временем, в котором живем.

Двухсотлетний юбилей - повод не только для праздника и подведения итогов, но и для серьезных раздумий о судьбе высшего образования в России. В настоящее время многие вузы страны ощущают острый недостаток в новых преподавательских кадрах. Молодежь не остается в высшей школе. Эта проблема представляется серьезной угрозой целостности и уровню высшего отечественного образования. Решать ее можно и нужно на государственном уровне.

Хочется надеяться, что за прошедшие 200 лет не исчезло понимание исключительной важности и необходимости сильной лесной науки и практики для процветания государства.

История одного из крупнейших высших учебных заведений, пережившего сложные политические и экономические преобразования в России, свидетельствуют о том, что отечественная наука, педагогика и студенчество остаются верными своим основным задачам - сохранения, умножения и передачи накопленных знаний и опыта.

Мощные корни нестареющего вуза продолжают расти и развиваться, умножая его потенциал и питая научными идеями и профессиональными кадрами ветвистую крону лесного комплекса.

V.I. Onegin

Forest Education and Science - 200 years

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.