Научная статья на тему 'Из истории формирования в Беларуси системы подготовки специалистов лесного хозяйства и становления Белорусского лесотехнического института имени С. М. Кирова'

Из истории формирования в Беларуси системы подготовки специалистов лесного хозяйства и становления Белорусского лесотехнического института имени С. М. Кирова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ / УНИВЕРСИТЕТ / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козляков Владимир Егорович

В статье раскрываются основные этапы становления Белорусского лесотехнического института имени С. М. Кирова в 1930 июне 1941 г. Это учебное заведение позднее было преобразовано сначала в Белорусский технологический институт имени С. М. Кирова, а затем в Белорусский государственный технологический университет. Автор полагает, что подготовка специалистов по лесному делу в Беларуси началась в декабре 1859 г. в Горы-Горецком земледельческом институте, затем она была прервана восстанием 1863-1864 гг. и возобновлена в советский период, начиная с 1919 г. После ряда реорганизаций в 1930 г. был создан Белорусский лесной институт, заложивший основы будущего технологического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE FORMATION HISTORY OF FORESTRY''S SPECIALISTS SYSTEM TRAINING OF S. M. KIROV''S BELARUSIAN FORESTRY INSTITUTE IN BELARUS

The article reveals the main stages of the formation of the S. M. Kirov's Belorussian Forestry Technical Institute in 1930 June 1941. This educational institution was transformed firstly to the S. M. Kirov's Belarusian Technological Institute, then to the Belarusian State Technological University. The author believes that the forestry's specialists training in Belarus had started from December 1859 at the Gori-Gorki Agricultural Institute, was interrupted by the uprising of 1863-1864, and resumed in the Soviet period, in the beginning of 1919. After a number of reorganizations Belarusian Forest Institute was established in 1930, which was foundation of the Technological University in future.

Текст научной работы на тему «Из истории формирования в Беларуси системы подготовки специалистов лесного хозяйства и становления Белорусского лесотехнического института имени С. М. Кирова»

ИСТОРИЯ

УДК 630-057.86:378.662(476)

В. Е. Козляков

Белорусский государственный технологический университет

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И СТАНОВЛЕНИЯ БЕЛОРУССКОГО ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

ИМЕНИ С. М. КИРОВА

В статье раскрываются основные этапы становления Белорусского лесотехнического института имени С. М. Кирова в 1930 - июне 1941 г. Это учебное заведение позднее было преобразовано сначала в Белорусский технологический институт имени С. М. Кирова, а затем в Белорусский государственный технологический университет. Автор полагает, что подготовка специалистов по лесному делу в Беларуси началась в декабре 1859 г. в Горы-Горецком земледельческом институте, затем она была прервана восстанием 1863-1864 гг. и возобновлена в советский период, начиная с 1919 г. После ряда реорганизаций в 1930 г. был создан Белорусский лесной институт, заложивший основы будущего технологического университета.

Ключевые слова: земледельческий институт, высшее образование, институт, университет, лесное хозяйство.

U. Ye. KBzliakou

Belarusian State Technological University

FROM THE FORMATION HISTORY OF FORESTRY'S SPECIALISTS SYSTEM TRAINING OF S. M. KIROV'S BELARUSIAN FORESTRY INSTITUTE IN BELARUS

The article reveals the main stages of the formation of the S. M. Kirov's Belorussian Forestry Technical Institute in 1930 - June 1941. This educational institution was transformed firstly to the S. M. Kirov's Belarusian Technological Institute, then to the Belarusian State Technological University. The author believes that the forestry's specialists training in Belarus had started from December 1859 at the Gori-Gorki Agricultural Institute, was interrupted by the uprising of 1863-1864, and resumed in the Soviet period, in the beginning of 1919. After a number of reorganizations Belarusian Forest Institute was established in 1930, which was foundation of the Technological University in future.

Key words: Belarusian Forestry Institute, higher education, university, forestry.

Введение. В 2020 г. мы будем отмечать 90-летие создания Белорусского государственного технологического университета (БГТУ). Возникнув как Белорусский лесотехнический институт, наше учебное заведение прошло несколько этапов развития и превратилось в один из ведущих технологических вузов Республики Беларусь и стран СНГ. БЛТИ - БТИ - БГТУ подготовил за почти 90-летний период своего существования несколько тысяч специалистов, работавших и работающих в различных хозяйственных отраслях, науке и культуре. История БГТУ, начало его становления нашли отражение в юбилейных сборниках, посвященных университету, многочисленных брошюрах и статьях. Значительный интерес представляет брошюра, выпушенная еще в 1940 г. и приуро-

ченная к 10-летию Белорусского лесотехнического института [1]. Особенно следует отметить работу А. Д. Янушко и Е. А. Дашкевич, посвященную истории БГТУ с 1920 по 2000 г. Эта работа включает в себя уникальные документальные материалы, воспоминания специалистов, другие интересные сведения [2]. Непосредственно первому десятилетию деятельности БЛТИ посвящена также статья А. Д. Янушко [3]. Однако накопленный опыт нашего учебного заведения, как и всей системы в Беларуси, в деле подготовки специалистов технологического профиля требует дальнейшего обобщения и анализа.

Основная часть. Белорусские земли издавна славились продуктивным сельскохозяйственным производством и лесными богатствами,

дававшими сырье для переработки и другие необходимые материалы. Вступление белорусского края, входившего в состав Российской империи, в индустриальную эпоху продиктовало его специализацию по указанным отраслям и необходимость подготовки соответствующих специалистов. Не случайно взоры российских чиновников обратились к Беларуси.

15 августа 1840 г. состоялось открытие Го-ры-Горецкой земледельческой школы, включавшей в себя учеников двух разрядов. Первый разряд призван был готовить «земледельческих учеников» и давал им основы агрономии. В течение 3 лет учащиеся изучали общеобразовательные и специальные хозяйственные дисциплины, проходили практику на опытных полях и фермах. Успешно окончившие первый разряд, кроме крестьян, имели доступ во второй разряд, который готовил агрономов-практиков. Учащиеся второго разряда изучали химию, зоологию, ботанику, агрономию, лесоводство, историю сельского хозяйства, статистику.

А 20 июня 1848 г. высший разряд Горы-Горецкой земледельческой школы был преобразован в земледельческий институт - первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение с правом университета и четырехлетним периодом обучения. По учебному плану института лесоводство становилось обязательным курсом.

По новому Положению, утвержденному 8 декабря 1859 г., Горы-Горецкий институт и состоявшее при нем земледельческое училище должны были служить «обучению молодых людей разным способам в деле сельского хозяйства и лесоводства, вообще для распространения как теоретических, так и практических сведений о сих предметах» [4, с. 56]. После 2 курса студенты должны были выбрать себе одну из четырех специальностей: земледелие, скотоводство, лесоводство, экономика [5, с. 14-15]. Предметам лесоводства и лесоустройства отводилось 5 часов в неделю. Студенты института, по отчетам 1853/1854 учебного года, изучая лесоводство, упражнялись в дендрологическом питомнике, в посеве и посадке деревьев. Кроме того, на лесной даче института обращалось внимание студентов на ботанические признаки и отличительные свойства древесных пород, разные способы лесовозобновления, определение возраста леса и его качества. Подробно изучались науки, непосредственно связанные с лесом: лесоводство и лесоохранение, правила управления казенными лесами [4, с. 32-33, 51, 67-68].

Есть основания полагать, что лесотехническое образование в Беларуси берет свое начало в декабре 1859 г., и в декабре 2019 г. мы вправе отметить 160-летие возникновения этой отрас-

ли образования и одновременно технологического образования в Беларуси.

В связи с начавшимся восстанием 1863 г. в Польше и Беларуси (в Беларуси участие в восстании приняли студенты Горы-Горецкого института) Александр II отдал распоряжение о переводе Горы-Горецкого института в Санкт-Петербург. Тем не менее в Горках было сохранено земледельческое училище, в котором продолжали преподавать лесоводство. Одновременно здесь были организованы так называемые землемерные классы [5, с. 26].

Любопытно, что Санкт-Петербургский земледельческий институт возник на основе переведенного из Горок института и руководствовался «Положением о Горы-Горецком земледельческом институте 1859 г.». Санкт-Петербургский земледельческий институт, с одной стороны, стал продолжением Горы-Горецкого института, а с другой, занял место закрытой Лесной академии и превратился в преемника высшей лесохозяй-ственной школы в России.

От Горы-Горецкого института Санкт-Петербургский земледельческий институт получил существенное пополнение библиотеки, часть учебных пособий, значительное оборудование химической лаборатории, сельскохозяйственные орудия. Из Горок в Санкт-Петербург переехало 6 преподавателей и 33 студента 3-го курса [6, с. 130].

Что касается Беларуси, то тут подготовка специалистов по лесному делу была временно приостановлена, если не считать земледельческое училище, в котором преподавалось лесоводство.

Дальнейшее формирование высшего лесотехнического образования в Беларуси было продолжено уже в советский период. В январе 1919 г. коллектив преподавателей и учащихся Горецких сельскохозяйственных учебных заведений выступил с инициативой о воссоздании Горы-Горецкого сельскохозяйственного института на базе имевшихся средних учебных заведений. Эта идея была поддержана Временным рабоче-крестьянским Советом Народных Комиссаров БССР. 7 апреля 1919 г. решением коллегии Наркомпроса РСФСР ходатайство было удовлетворено: сельскохозяйственный институт в Горках был восстановлен. Учебные занятия начались 3 октября 1919 г. В возрожденном институте открылись четыре факультета: агрономический, лесной, мелиоративный и сельскохозяйственного машиноведения [5, с. 32].

Чуть позже, в 1920 г., создан Белорусский государственный политехникум, который вскоре был отнесен к числу высших технических учебных заведений. В состав политехнического техникума (института) вошли следующие факультеты: механический, электротехнический, химико-технологический, инженерно-строительный,

инженерно-мелиоративный и лесной [7, л. 18]. Однако в 1922 г. в связи со слабой материальной базой и острой потребностью в специалистах сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства на базе Политехнического института создается в г. Минске Белорусский государственный институт сельского хозяйства (БГИСХ). Поначалу БГИСХ состоял из одного агрономического факультета с секциями: лесоводства, инженерно-мелиоративного, сельскохозяйственного машиностроения и сельскохозяйственной технологии [7, л. 4].

Официальное открытие Белорусского государственного института сельского хозяйства (БГИСХ) состоялось 7 ноября 1922 г. А в декабре 1922 г. по решению ЦИК БССР он стал называться Белорусским государственным институтом сельского хозяйства имени Октябрьской революции. Из Политехнического института перешли на работу в БГИСХ профессор В. И. Переход, возглавивший кафедру лесоэко-номики и лесоустройства, и профессор Т. К. Ар-мусельд, ставший во главе кафедры геодезии. Кафедрой почвоведения стал заведовать профессор В. Г. Касаткин, кафедрой ботаники -профессор Н. М. Гайдуков, кафедрой физики -профессор Е. Е. Сироткин, минералогии и геологии - профессор Б. К. Терлецкий [2, с. 15].

Однако поиск форм подготовки специалистов лесного профиля на этом не закончился. На основании постановления Совнаркома БССР от 6 августа 1924 г. было решено перевести лесной факультет из Горецкого института в Белорусский государственный институт сельского хозяйства в г. Минск и объединить с имевшейся здесь лесной секцией. После этого решения институт стал именоваться «Белорусский государственный институт сельского и лесного хозяйства имени Октябрьской революции» [8, л. 1].

Спустя год, 21 августа 1925 г., было принято совместное постановление ЦИК и Совнаркома БССР, согласно которому Белорусский имени Октябрьской революции государственный институт сельского и лесного хозяйства и Горецкий государственный сельскохозяйственный институт объединялись в одно высшее учебное учреждение, местом нахождения становился г. Горки. Новому объединенному учреждению давалось название «Белорусская государственная академия сельского хозяйства имени Октябрьской революции».

Лесной факультет в составе Белорусской сельскохозяйственной академии (БСА) просуществовал пять лет (1925-1930 гг.). В его состав входили следующие кафедры: общего лесоводства и дендрологии (зав. кафедрой профессор С. П. Мельник), частного лесоводства (зав. кафедрой профессор А. В. Костяев), эко-

номики и статистики лесного хозяйства (зав. кафедрой профессор В. И. Переход), таксации и лесоустройства (зав. кафедрой профессор В. К. Захаров), лесной технологии (зав. кафедрой профессор В. В. Шкателов). В качестве учебно-опытной базы факультета использовано Горецкое учебно-опытное лесничество. Результаты научных исследований публиковались в «Трудах по лесному опытному делу». Факультет имел ботанический сад, дендрологический парк, лесной питомник.

Лесной факультет БСА готовил специалистов широкого профиля для лесного хозяйства, лесозаготовительной промышленности, деревообработки, лесохимии и подсочки леса. Он сыграл важную роль в подготовке инженерных и научных кадров, развитии научной и технической базы для дальнейшего совершенствования высшего лесотехнического образования. Всего за период существования факультета в рамках БСА было подготовлено 230 специалистов, из числа которых вышли известные ученые [2, с. 25-27].

К концу 20-х гг. ХХ в. в народном хозяйстве БССР резко возросла потребность в квалифицированных инженерно-технических кадрах. Этого требовала развернувшаяся индустриализация страны. Республика ускоренными темпами развивала лесную и деревообрабатывающую промышленность, металлообработку и машиностроение. В этих условиях правительство республики приняло решение о расширении высших и средних специальных учебных заведений, в том числе и для подготовки инженерных кадров для лесной и деревообрабатывающей промышленности, лесного хозяйства.

Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР от 21 июня 1930 г. было принято решение реорганизовать Лесной факультет Го-рецкой сельскохозяйственной академии в Лесной институт и открыть его в Гомеле [9, л. 217].

В развитии высшего лесотехнического образования наступил новый этап - создание и развитие отдельного специализированного вуза. При организации института в его составе были образованы следующие отделения: лесного хозяйства, механизации лесозаготовок, механической обработки древесины, лесохимическое и лесоэкономическое. Уже тогда, в 1930 г. закладывались основы будущего технологического университета со специализацией в области химии и экономики.

Открытие института состоялось 1 октября 1930 г., а в ноябре этого года начался учебный процесс. Однако для полноправной научной и научно-педагогической деятельности не хватало опытных кадров, научного и учебного оборудования. Очень слабой была материально-

техническая база. Институт располагался в арендованных зданиях квартирного и учрежденческого типов, которые не были приспособлены для ведения учебного процесса. На 15 ноября 1931 г. общее количество студентов составило 353 человека [10, л. 15-31].

После ряда организационных перестроек к 1932 г. число отделений сократилось. Сделав один выпуск, экономическое отделение закрылось. Лесохимическое отделение переведено в Ленинградскую лесотехническую академию. Таким образом, структура Белорусского лесного института определилась в составе трех факультетов: 1) механической обработки древесины; 2) механизации лесоразработок и сухопутного транспорта леса; 3) лесного хозяйства [1, с. 8].

Одновременно на единой кадровой и производственной базе в Гомеле был организован Научно-исследовательский институт лесной промышленности и лесного хозяйства, который в 1933 г. был полностью перепрофилирован на обслуживание лесного хозяйства и стал называться Белорусским НИИ лесного хозяйства.

В 1934 г. состоялся первый выпуск молодых специалистов Белорусского лесного института. Диплом № 1 получил Ф. Б. Трибушевский, позже удостоенный звания «Заслуженный лесовод Беларуси», длительное время возглавлявший Управление лесного хозяйства республики. Всего в 1934 г. защитили дипломные проекты 53 молодых специалиста. В том же 1934 г. Белорусский лесной институт был переименован в Белорусский лесотехнический институт (БЛТИ), а в марте 1935 г. решением ЦИК СССР ему было присвоено имя Сергея Мироновича Кирова.

Тридцатые годы прошли в условиях необоснованных репрессий, которые не обошли стороной и коллектив института. За десятилетний период сменились пять директоров института: Д. Р. Гранковский (1930-1931 гг.), Б. Г. Калма-нович (1931-1935 гг.). П. В. Карг (1936-1937 гг.), П. Я. Нечуятов (1938-1939 гг.), А. К. Лобасенок (1939-1941 гг.). В эти годы подверглись необоснованному разгрому научные труды профессора Г. Ф. Морозова - основоположника учения о лесе, профессора М. М. Орлова - создателя научных основ организации лесного хозяйства, профессора В. И. Перехода - автора первого лесоэкономического учебника в СССР. Дискуссии 1925-1935 гг. проходили под знаком борьбы с «буржуазными теориями лесного хозяйства». Принципы постоянства и равномерности лесопользования, теория «нормального леса» были объявлены «буржуазно-вредительскими, неприемлемыми для социалистического лесного хозяйства» [2, с. 32-35].

Однако такие трагические проявления не могли остановить развитие наук о лесе, подго-

товку специалистов для лесной отрасли. Тогда, в 1938 г., в БЛТИ имени С. М. Кирова велась подготовка по следующим специальностям: 1) инженеры лесного хозяйства; 2) инженеры-технологи; 3) инженеры транспортники леса; 4) инженеры-механики по технической обработке древесины [11, л. 64].

Принимались меры по развитию института на государственном уровне. Совет Народных Комиссаров БССР своим постановлением от 29 ноября 1938 г. вышел с ходатайством в Нар-комлес и Совнарком СССР о выделении необходимых средств для строительства новой базы института. Ровно через год, 29 ноября 1939 г., Совнарком БССР принял второе постановление о необходимости осуществления указанного выше строительства в кратчайшие сроки. Необходимость развития БЛТИ и его строительства вызывалась все возрастающей потребностью в лесотехнических кадрах высшей квалификации для БССР вообще и в особенности для западных областей.

В 1940 г. Белорусский лесотехнический институт имени С. М. Кирова отметил свой десятилетний юбилей. В это время институт имел в своем составе 24 кафедры, 15 учебных лабораторий и кабинетов, заводскую лабораторию механической обработки древесины, лабораторию тяговых машин. Библиотека института насчитывала около 50 тысяч томов учебной и научной литературы.

Профессорско-преподавательский состав БЛТИ включал в себя 6 профессоров, 36 доцентов, 11 преподавателей и ассистентов. В числе профессоров были такие крупные ученые, как И. А. Яхонтов, В. А. Ульяницкий, В. К. Захаров, П. П. Роговой, К. Н. Коротков.

За этот период была проделана большая научно-исследовательская работа в различных отраслях лесного хозяйства и промышленности. Особенно широко развернулась эта работа в конце 1930-х гг. Если в 1937 г. по институту разрабатывалось только 6 научных тем, то в 1939 г. -уже 26, а в 1940 г. - 30. При этом разрабатываемые темы отвечали проблемам производства. Научные достижения преподавателей находили воплощение в учебном процессе [1, с. 9, 20].

Заключение. Формирование системы подготовки специалистов по лесному делу в Беларуси началось еще в конце 50-х гг. XIX в. Оно было прервано по политическим причинам, но возобновлено в советский период. В 30-е гг. ХХ в. в результате поиска различных форм образовательных учреждений возник БЛТИ имени С. М. Кирова, где сформировался квалифицированный профессорско-преподавательский состав, развертывалась научно-исследовательская работа.

Литература

1. 10-летие Белорусского лесотехнического института имени С. М. Кирова и 20-летие высшего лесного образования в БССР. Гомель, 1940. 76 с.

2. Янушко А. Д., Дашкевич Е. А. История Белорусского государственного технологического университета в документах и фактах (1920-2000 гг.). Минск: БГТУ, 2008. 175 с.

3. Янушко А. Д. Первое десятилетие института: страницы истории // Технолог. 1989. № 26. С. 3.

4. Высшее сельскохозяйственное образование в России и за границей / сост. И. И. Мещерский. СПб.: Типогр. В. Киршбаума, 1893. 464 с.

5. Герасимович А. А., Добролюбов Н. А., Глушакова Н. А. Академия: история и современность / под общ. ред. П. А. Сакевича. Минск: Печатный центр «Полиграф», 2015. 196 с.

6. Санкт-Петербургская лесотехническая академия. Страницы истории / отв. ред. В. И. Онегин. СПб.: ЗАО «Хромис», 2003. 815 с.

7. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 209. Оп. 1. Д. 8.

8. НАРБ. Ф. 208. Оп. 1. Д. 369.

9. НАРБ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 807.

10. НАРБ. Ф. 1691. Оп. 1. Д. 2.

11. НАРБ. Ф. 756. Оп. 1. Д. 77.

References

1. 10-letiye Beloruskogo lesotehnicheskogo instituta imeni S. M. Kirova i 20-letiye vysshego lesnogo obrazovaniya v BSSR [The 10th anniversary of the Belorussian Forestrytehnical Institute name after S. M. Kirov and the 20th anniversary of forestry education in the Belorussian SSR]. Gomel, 1940. 76 p.

2. Janushko A. D., Dashkevich E. A. Istoriya Beloruskogo gosudarstvenogo tekhnologicheskogo universiteta v dokumentakh i faktakh (1920-2000) [The history of the Belarusian State Technological University in documents and facts (1920-2000)]. Minsk, BGTU Publ., 2008. 175 p.

3. Janushko A. D. The first decade of the Institute: pages of history. Tehnolog [Technologist], 1989, no. 26, p. 3 (In Russian).

4. Mesherski I. I. Vyssheye selskokhozyastvennoye obrazovaniye v Rossii i za granitsey [Higher agricultural education in Russia and abroad]. St. Petersburg, Tipogr. V. Kirshbauma Publ., 1893. 464 p.

5. Gerasimov A. A., Dobrolyubov N. A., Glushakova N. A. Akademiya: istoriya i sovremenost' [Academy: history and modernity]. Minsk, Pechatnyy tsentr "Poligraf' Publ., 2015. 196 p.

6. Sankt-Peterburgskaya lesotekhnicheskaya academiya. Stranitsy istorii [St. Petersburg Academy of Forestry Tehnology. Pages of history]. V. I. Onegin (resp. ed.). St. Petersburg, Chromis Publ., 2003. 815 p.

7. National Archives of the Republic of Belarus (NARB). Fund 209. I. 1. F. 8.

8. NARB. Fund 208. I. 1. F. 369.

9. NARB. Fund 7. I. 1. F. 807.

10. NARB. Fund 1691. I. 1. F. 2.

11. NARB. Fund 756. I. 1. F. 77.

Информация об авторе

Козляков Владимир Егорович - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: kozlyakov-ve@mail.ru

Information about the author

Kazliakou Uladzimir Yegoravich - DSc (History), Professor, Professor, the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Respublic of Belarus). E-mail: kozlyakov-ve@mail.ru

Поступила 10.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.