Научная статья на тему 'Леса России и глобальные экологические проблемы'

Леса России и глобальные экологические проблемы Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
2215
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Леса России и глобальные экологические проблемы»

ЛЕСА РОССИИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Е.П. КУЗЬМИЧЕВ, заместитель руководителя Федеральной Службы лесного хозяйства России

Леса - это основа существования большинства биологических видов, гарант предотвращения неблагоприятных климатических изменений, мощнейший возобновляемый сырьевой источник, объект приложения потенциально высокоэффективного труда и получения конкурентоспособной продукции.

В течение последнего столетия имело место огромное воздействие человеческой деятельности на леса. Половина мировых пахотных угодий 90 лет назад была занята лесами, в тропиках эти изменения произошли за 50 лет.

Такая тревожная динамика не может не вызывать озабоченности самых разных людей, групп и организаций во всем мире. Так, выступая в газете Washington Post (26 мая 1998 г.), президент Всемирного Банка Джеймс Вульфенсон и президент американского отделения WWF (Всемирный фонд дикой природы) Кэтрин Фуллер пишут о том, что настало время избавляться от стереотипов о существующих противоречиях между финансовыми и экологическими организациями во имя спасения гибнущих лесов мира. Они пишут об исчезновении на планете ежедневно около 100 биологических видов из-за потери лесной среды обитания, об астрономических (миллиарды долларов в год) экономических издержках, связанных с обезлесением.

Масштабы российских лесов, их биосферная значимость и промышленный потенциал придают им не только национальное, но и глобальное значение, что и обусловливает пристальное внимание к ним мирового сообщества.

За рубежом активно и целенаправленно формируется мнение о том, что российские леса исчезают. Свежий пример, весной прошлого года в письме Президенту России Б. Ельцину Канцлер ФРГ Г. Коль

пишет о том, что таежные леса Сибири -важная и прекрасная часть природного наследия России. «Однако им грозит серьезная опасность в результате широкомасштабной вырубки...». Далее он рекомендует Президенту Б. Ельцину шаг за шагом объявлять таежные территории Сибири объектами природного наследия в рамках Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.

Мы видим акции различных неправительственных организаций в защиту последних девственных лесов Европы в Карелии и Коми, слышим призывы прекратить расхищение лесных богатств, получаем весьма своеобразные определения нашей работе в социальной рекламе «Гринпис» и т.д.

Насколько эти опасения соответствуют действительности? В 1998 г. проведен очередной учет лесного фонда Российской Федерации. Его данные официально пока не утверждены и не опубликованы, тем не менее, они позволяют судить о динамике площадей земель и запасов древесины лесного фонда за прошедшие 5 лет. Вот некоторые показатели:

• площадь покрытых лесной растительностью земель увеличилась на 1,8 % и составляет 718 662,1 тыс. га;

• площадь лесов 1 группы достигла 21,1 % от общей площади ГЛФ (рост1,1 %);

• отмечено увеличение площадей с преобладанием хвойных и твердолиственных пород;

• общий запас древесины увеличился на 1,77 % (74321,08 млн. м3), отмечено незначительное увеличение запаса хвойных и твердолиственных пород;

• на 0,26 % снизился запас спелых и перестойных лесов, который составляет 56,3 % от общего запаса.

Впрочем, недоверие к информации, исходящей от лесных служб - тенденция, имеющая место во всем мире. Вот, например, в передовой статье мартовского номера «Лесного бюллетеня» (орган Лесного клуба российских НПО) прямо говорится: «...лесоустроительные материалы и документация лесхозов... совершенно непригодны для объективной оценки состояния лесного фонда».

Обратимся к независимым источникам. Согласно докладу Международного института системного анализа (Вена), подготовленному к состоявшемуся в С.-Петербурге в 1997 г. симпозиуму «Состояние лесов в России», проведенному Всемирной комиссией по лесам и устойчивому развитию, за период с 1961 по 1993 гг. площадь покрытой лесом земли увеличилась на 9,8 %, общий запас лесов увеличился на 3,2 млрд. м3 . При этом авторы доклада свидетельствуют, что данные учета лесного фонда в стране, по крайней мере, имеют такое же качество, как в других развитых странах бореальной зоны.

Другой источник и другой показатель. По оценкам Института Мировых ресурсов (Вашингтон) на территории России находится 26 % не освоенных лесных экосистем мира, больше, чем в любой другой стране. Причем в рейтинге 12 стран, владеющих 90 процентами мировых неосвоенных лесов, два последних места занимают Чили и Папуа - Новая Гвинея - по 1 % , а предпоследнее с Заиром и Боливией - по 2 % делит США. Европейских стран в этом списке нет.

Далеко не столь радужной выглядит картина использования лесных ресурсов. Обладая четвертью мирового запаса древесины, Россия по объему вывозки древесины за истекший год уступает уже не только США, Канаде, Бразилии, но и таким странам как Китай, Индия, Индонезия и даже Нигерия. Расчетная лесосека использована менее чем на 17 %. Причем, в таежных сибирских регионах, входящих в ассоциацию «Сибирское соглашение», этот показатель составил в истекшем году лишь 10 %. Совершенно

ничтожна доля российского экспорта на мировом рынке лесных товаров.

Так или иначе, совершенно очевидно, что:

• вклад лесов России в глобальные экологические процессы огромен;

• сегодня он неизмеримо выше, чем их вклад в мировую экономику;

• для России - страны лесной, 69 % которой занимают леса, сама культура которой во многом определена лесами, лесная политика рано или поздно неизбежно должна стать национальным эколого-экономиче-ским приоритетом;

• леса России не только национальное достояние и национальная гордость, но и национальная ответственность перед всем человечеством.

ЛК РФ гласит: «Лесное законодательство РФ направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов ...исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем...». В следующей статье 3 говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются составной частью правовой системы РФ. Там же говорится, что если международным договором установлены иные правила, чем те которые предусмотрены Лесным кодексом, применяются правила международного договора.

Таким образом, становится понятным значение международной деятельности Рос-лесхоза, который согласно Лесному кодексу осуществляет международное сотрудничество, заключает и выполняет договора РФ в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (ст. 46). Поиск путей преодоления противоречий между задачами сохранения лесов и социально-экономического развития осуществляется в рамках многочисленных международных процессов и инициатив.

Последняя четверть XX в. отмечена таким абсолютно новым явлением, как выработка мировым сообществом новой философии природопользования, базирующейся на так называемых принципах устойчивого развития. В 1972 г. представители 113 государств собрались на конференцию в Стокгольме, и впервые заявили, что путь экономического развития, которым прошли развитые страны, при его повторении в развивающихся странах приведет к гибели цивилизации.

Следующим этапом на этом пути стала Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию - 1983 г. Ее возглавила Премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брутланд. Комиссия существовала 4 года, провела ряд слушаний в разных странах мира, в том числе и в СССР. Ею был подготовлен доклад «Наше общее будущее», в котором впервые сформулированы принципы устойчивого развития: развитие мировой экономики должно вписываться в пределы экологических возможностей планеты. Отныне успех экономического развития той или иной страны не определяется только продукцией и деньгами. Стало очевидным, что природные ресурсы должны иметь цену, компенсирующую затраты на восстановление окружающей среды.

Событием, окончательно оформившим понимание того факта, что проблемы социально-экономического развития стран отныне и навсегда будут рассматриваться вместе с проблемами окружающей среды, стала Конференция ООН на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

После Конференции в Рио значительно активизировался переговорный процесс по лесам. Реальностью становится глобальное управление лесами.

По инициативе, созданной для реализации решений КОСР, Комиссии ООН по устойчивому развитию, в 1995 г. образована Межправительственная группа по лесам. МГЛ завершила свою работу в 1997 г., исчерпав свой мандат, выданный ООН на четыре сессии. Итогом работы МГЛ стал док-

лад Генерального секретаря ООН, распространенный на 19 спецсессии Генеральной Ассамблей ООН, посвященной подведению пятилетних итогов по выполнению решений КОСР-92. Эта спецсессия так и называлась «Рио+5». Заседания рабочей группы по лесам проходили на уровне министров по лесам и лиц к ним приравненных. Это была первая сессия Генассамблеи, на которой рассматривались вопросы лесов. 19 Спецсессия решила продолжить межправительственный политический диалог по лесам, создав под эгидой КУР специальный Межправительственный Форум по Лесам (МФЛ) с мандатом до 2000 г. Уже состоялось две сессии МФЛ.

На взгляд России и ряда других стран, основным вопросом, который предстоит решить Межправительственному Форуму, является вопрос о разработке Всемирной Лесной Конвенции - обязательного для выполнения странами -участниками юридического документа, регулирующего национальные и глобальные программы лесного хозяйства. Сегодня ответственность России перед мировым сообществом за деградацию биосферы юридически определена в различного рода международных соглашениях.

Вот только несколько из них:

• Рамочная конвенция ООН по изменению климата.

• Конвенция по биологическому разнообразию.

• Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха.

• Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.

• Конвенция о водно-болотных угодьях.

• Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).

• Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция).

Существуют сотни других международно-правовых документов в области охраны окружающей среды. Очевидно, что выполнение большинства взятых Россией обя-

зательств такого рода связано с состоянием ее лесов. В качестве примера остановимся на двух конвенциях, имеющих глобальное экологическое значение и ратифицированных Россией.

Общеизвестны, хотя и не бесспорны, особенно для России, сценарии повышения уже к середине XXI в. среднеглобальной температуры и биотических последствий этого явления. Основная причина возможной катастрофы - повышение уровня углерода в атмосфере. В соответствии с ратифицированной Россией Рамочной Конвенцией ООН об изменении климата, страны -стороны Конвенции обязаны осуществлять действия, направленные на увеличение поглощения парниковых газов растительностью, а также меры по адаптации растительности к изменениям климата. При условии подписания и ратификации Россией Протокола Конвенции, определяющего обязательства сторон после 2000 г., который был принят в Киото 10 декабря 1997 г., для нашей страны возникают потенциальные возможности экологического лидерства в этом направлении и значительных экономических выгод. Согласно Киотскому Протоколу Россия берет на себя обязательство в период с 2008 по 2012 гг. не превышать уровня выбросов 1990 г. В «корзину» газов входят двуокись углерода (СОг), метан (СНД закись азота (N20), гидрофторуглеро-ды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (БРб). Протокол позволяет странам выполнять свои обязательства совместно, передавать друг другу квоты на выбросы и торговать ими. Учитывая тот факт, что за счет спада экономики Россия только с 1990 по 1994 гг. снизила ежегодную эмиссию по «киотской корзине» на 30 % (прогноз на 2010 г. - от 92 до 104 % к 1990 г.), особую роль для нас играют положения Протокола, касающиеся рационального использования поглотителей и накопителей парниковых газов посредством совершенствования охраны лесов, улучшения их качественной структуры повышения углеродо-емкости за счет лесовосстановления и лесоразведения.

Запасы углерода в лесах мира составляют 80 % надземного и 40 % подземного углерода от общих глобальных запасов этого элемента в экосистемах суши. На долю России приходится более 2/3 бореальных лесов мира. В последнее время именно бореаль-ным лесам, а не тропическим, как это долго считалось, отводится главная роль в аккумулировании атмосферного углерода. Это связано с особенностями функционирования экосистем бореальных лесов, при которых имеет место длительная аккумуляция углерода в древесине и почвах.

По экспертным оценкам в России, при полном освоении существующих фондов лесовосстановления и защитного лесоразведения, облесения деградированных земель и рекультивации горных выработок, а также реконструкции низкополнотных насаждений возможно увеличение ежегодного депонирования углерода более чем на треть.

Большое, в основном негативное, влияние на углеродный баланс оказывают лесные пожары, вспышки массового размножения вредителей, эпифитотии болезней древесных пород. При прогнозируемых повышении температуры и уменьшении осадков неизбежно увеличение частоты лесных пожаров и биогенных сукцессий, и, как следствие, сокращение площади лесов и уменьшение поглощения углерода. Нельзя забывать и об эмиссиях углерода, существенно влияющих на углеродный баланс при лесных пожарах. Оценки их весьма приблизительны, но они сопоставимы с объемами потенциального депонирования за счет полного использования лесокультурного фонда. По мнению экспертов, при введении в России системы защиты и охраны леса, аналогичных канадским и скандинавским, пожарные эмиссии возможно сократить на 2/3, а вызываемые биотическими факторами - на 1/3. Сокращение площадей пожаров на 1 га в год эквивалентно по воздействию на углеродный баланс созданию 5 га новых насаждений.

В документе Третьего совещания сторон Конвенции о биологическом разнообразии (Буэнос-Айрес, 1996) говорится: ле-

са являются самыми разнообразными наземными экосистемами. Это в полной мере относится и к бореальным лесам России, имеющим колоссальный набор местообитаний множества биологических видов.

Лесное хозяйство, как никакая другая отрасль, может активно влиять на регулирование биоразнообразия. Биоразнообразие для лесного хозяйства можно рассматривать и как цель управления лесами, и как индикатор состояния лесной экосистемы - показатель стабильности экологической ситуации.

Сохранение биоразнообразия провозглашено Лесным кодексом РФ одной из основных целей ведения лесного хозяйства. Важное место в реализации этого положения занимает формирование и развитие сети национальных парков. Сегодня в нашей системе 33 национальных парка общей площадью 6,7 млн. га. Помимо этого наиболее ценные в природоохранном, научном, историческом, эстетическом и рекреационном отношении территории и объекты ЛФ объявлены заповедниками, заказниками, памятниками природы. Вместе с национальными парками площадь ООПТ составляет 33,2 млн.га (3,5 % ЛФ России).

В начале 1995 г. принят федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», в котором определены статус и режим таких территорий, а также отношения в области их организации, охраны и использования в целях сохранения уникальных природных комплексов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда.

Говоря об особо охраняемых территориях, по-видимому, необходимо прокомментировать позицию Федеральной службы лесного хозяйства по отношению к инициативе Всемирного фонда дикой природы «Живая планета - леса для жизни». Эта программа предлагает России, цитирую, «взять под особую охрану (статус не ниже комплексного заказника) не менее 10 % лесов каждой категории с соблюдением принципа географической репрезентативности к 2000 г ». Разделяя озабоченность \V\VF за состояние

лесов планеты нельзя не отметить, что в России, помимо сети ООПТ, постоянно растет доля лесов первой группы (в 1948 г. она составляла 2 %, в 1998 г. - 21 %). Хозяйство в этих лесах ориентировано не на эксплуатацию ресурсного потенциала, а на использование средозащитной и средообразующей функций лесов. Общая же площадь лесов, исключенных по тем или иным причинам (недоступные, притундровые, резервные и др.) из расчета главного пользования, достигает 370 млн. га, т.е. 47 % от покрытой лесом территории России.

Таким образом, площадь особо охраняемых и приравненных к ним лесных территорий Российской Федерации значительно превышает процентное соотношение, установленное Всемирным фондом дикой природы. Увеличение же площади ООПТ к 2000 г. в три раза, доведя ее до размеров в 100 млн. га, т е. до площади, превышающей территорию Германии в 3 раза, не представляется возможным, и на мой взгляд противоречит принципам устойчивого развития, т.к. не принимает во внимание социально-экономическую компоненту устойчивого развития. Тем не менее, Россия, сохранившая в отличии от многих стран уникальные леса, не должна становиться объектом не всегда конструктивной критики за их, проводимое в соответствии с ее законами, использование. Сохранение лесов - это проблема, в том числе и финансовая, требующая глубокой многосторонней проработки.

Итак, Россия выступила за разработку Лесной конвенции в силу ряда причин, главными из которых являются:

• Ранее подписанные Россией Конвенции и обязательства в силу природной специфики России, в своей существенной части связаны с устойчивым управлением лесами.

• Наличие в России развитой системы инвентаризации лесных ресурсов, сбалансированной нормативной базы, мощного научного потенциала дает возможность выполнения самых строгих требований международного сообщества, а следовательно, получения торговых преимуществ.

• Д наконец, Конвенция даст импульс к развитию национального лесного сектора.

Результаты глобальной лесной политики не могут не оказывать самого существенного влияния на национальные лесные программы. Так, Федеральной службой лесного хозяйства России принят или находится на стадии разработки целый ряд документов нового поколения, в которых учтены основные позиции мировой лесной политики. Это, в первую очередь Лесной кодекс, «Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации», «Концепция устойчивого управления лесами Российской Федерации», «Система обязательной сертификации лесной продукции» и др.

Одним из важнейших новых направлений мы считаем разработку и внедрение системы сертификации лесоуправления. В ст. 71 Лесного кодекса говорится о том, что организация и проведение обязательной сертификации лесных ресурсов возложены на федеральный орган управления лесным хозяйством. Эта статья подвергается жестокой критике со стороны различных НПО и самым вольным трактовкам со стороны лесозаготовителей. Еще раз подчеркну, что речь идет именно о сертификации устойчивого управления лесами. Цель сертификации, которую преследуем мы - сохранение российских лесов и создание благоприятных условий для российских лесозаготовителей, производителей и экспортеров. Мы отдаем себе отчет, что ключевым моментом системы является ее международное признание. Поэтому готовы привлечь к разработке и внедрению системы сертификации самый широкий круг российских и международных НПО, всех групп населения. Мы открыты для партнерства. Одновременно, все участники этого процесса должны понимать, что создание в России, на четверти лесной территории мира, параллельного института независимой сертификации невозможно при всем желании многих НПО сменить статус общественной организации на статус профессиональных аудиторов. Даже если признать, что потенциальные независимые сертификаторы самые образован-

ные, независимые и высокоморальные участники лесных взаимоотношений, их слишком мало для проведения аудиторских натурных обследований, они не имеют специальных навыков, средств, организационных структур.

Мы разделяем мнение, высказанное Сопредседателем Всемирной комиссии по лесам и устойчивому развитию проф. Эмилем Салимом на последнем лесном Конгрессе в Анталии о том, что наиболее рациональными и выполнимыми на современном этапе могут стать национальные системы сертификации лесной продукции. Единственным условием для взаимного признания национальных сертификатов остается необходимость создания общего международного правового пространства, в рамках которого сертификаты, выданные различными организациями, были бы сравнимы на некотором значимом уровне.

В заключение необходимо сказать, что конец XX в. ознаменован беспрецедентным ростом международных инициатив, процессов, переговоров и консультаций. В этой статье я не смог упомянуть даже основные из них. Только этой весной состоится сессия КОФО и встреча министров лесного хозяйства в Риме, сессия МФЛ в Женеве, совещания по лесной программе стран «Восьмерки» и др.

Идет выработка лесной политики будущего столетия. Идет формирование нового рынка, где наряду с обычными рыночными ценностями и факторами равноправно выступят и новые реалии, реалии парадигмы устойчивого развития.

Мне доставляет удовлетворение сообщить Вам, что своим постановлением от 23.12.98 № 542-СФ «О Федеральной службе лесного хозяйства России» Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отметил успешное выполнение Рос-лесхозом международных обязательств по сохранению лесов, признал приоритетным для Российской Федерации участие в международном переговорном процессе, одобрил деятельность Рослесхоза по представлению национальных интересов при рассмотрении вопросов устойчивого управления лесами на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.