Научная статья на тему 'Леса и лесное хозяйство России. Оценка прогресса в области устойчивого развития на пути от Рио-1992 до йоханнесбурга-2002'

Леса и лесное хозяйство России. Оценка прогресса в области устойчивого развития на пути от Рио-1992 до йоханнесбурга-2002 Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
155
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Кузьмичев Е. П.

Рассмотрено современное состояние мировых лесных ресурсов и лесов России, перечислены причины деградации лесных экосистем и утраты ими биологической устойчивости. Характеризуются действующие международные инструменты и учреждения в сфере лесной политики и принципы, ее' определяющие. Подчеркивается важность выполнения Российской Федерацией международных соглашений. Изложены предложения по перспективным направлениям государственной лесной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL FORESTS AND FORESTRY OF RUSSIA. THE EVALUATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT EFFICIENCY: RIO DE JANEIRO 1992 - JOHANNESBURG 2002

The author considers the present day condition of forest recourses worldwide and of Russian forests in particular; enumerates the reasons of forest ecosystems' degradation and of their biological sustainability loss. The book contains the description of international operating tools and establishments of forest policy as well as the main principles which determine it. The author emphasizes that it is important for the Russian Federation to fulfill international agreements. The offers concerning the prospective trends of national forest policy are expounded.

Текст научной работы на тему «Леса и лесное хозяйство России. Оценка прогресса в области устойчивого развития на пути от Рио-1992 до йоханнесбурга-2002»

ЛЕСА И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ. ОЦЕНКА ПРОГРЕССА В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ПУТИ ОТ РИО-92 ДО ЙОХАННЕСБУРГА 2002

Е.П. КУЗЬМИЧЕВ

В 2002 г. исполнилось 10 лет Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (КОСР). Именно после КОСР термин устойчивое развитие стал постоянно присутствовать при разработке новых политических доктрин и экономических стратегий. Многие государства официально приняли программы устойчивого развития.

В нашей стране разработана и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. В этом программном документе, в частности, говорится, что переход России к устойчивому развитию должен обеспечить сбалансированное решение проблем социально-экономического развития, сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей настоящего и будущего поколений людей.

В 2002 году по решению 55 сесии Генеральной Ассамблеи ООН в Йоханнесбурге (ЮАР) был проведен «Всемирный саммит по устойчивому развитию». ООН призывает государства и организации, в том числе и независимые, произвести обзор и анализ десятилетней деятельности по выполнению решений КОСР-1992, оценить прогресс в области устойчивого развития, возможные стратегии развития цивилизации в XXI веке Значительное внимание на предстоящем саммите было уделено и лесной проблеме. Данный материал, представленный в формате, рекомендованном ООН для национальных докладов в Йоханнесбурге, подготовлен как раздел доклада России, готовящегося рядом неправительственных организаций.

Состояние лесов. Проблемы

Леса - это основа существования эволюционно связанных с ними биологических видов, гарант предотвращения неблагоприятных климатических изменений, мощнейший сырьевой источник, объект приложения потенциально высокоэффективного труда и получения конкурентоспособной продукции. Огромные лесные богатства России являются, в отличие от газа, нефти, руд и минералов, возобновимыми ресурсами и могут стать основой устойчивого экономического роста. Именно в этом секторе экономики Россия имеет все предпосылки для мирового лидерства.

В течение последнего столетия имело место огромное воздействие человеческой деятельности на леса. Половина сегодняшних мировых пахотных угодий 90 лет назад была занята лесами. В тропиках эти изменения произошли за 50 лет.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), лесопокрытая площадь во всем мире составляет 3454 млн. га, включая естественные леса и лесные плантации. Это около 1/5 суши планеты. Около 55 % мировых лесов располагаются в развивающихся странах. Почти в одинаковой степени представлены тропические и субтропические, умеренные и бореальные леса. Только 3 % мировых лесов составляют лесные плантации. Остальные 97 % - естественные и полуестественные леса. Такое же соотношение существует и в России.

Леса России в настоящее время составляют 22 %| от площади лесов мира, 48,6 % от площади и 51,1 % от общего запаса лесов бореальной и умеренной зон. Земли лесного фонда занимают 1113,4 млн. га -

1 ЕЭК/ФАО/ООН ЕСЕ/Т1М/8Р/18

69 % территории страны, в том числе земли покрытые лесной растительностью, занимают 722,1 млн. га. Лесистость территории России составляет 49,9 %. На одного жителя приходится 5,53 га лесов. Соотношение хвойных, лиственных и смешанных пород по площади составляет - 51, 8,2 и 40,8%, соответственно. Основные лесообразующие породы - лиственница, сосна, ель, кедр, дуб, бук, береза занимают более 90 % покрытых лесной растительностью земель.

В возрастной структуре лесов России преобладают спелые и перестойные леса (хвойных - 49,1 %; твердолиственных -53,4 %; мягколиственных -35,2 %), расположенные в основном в Азиатской части страны.

Более половины всех лесов России произрастают на вечномерзлотных почвах. Лишь 55 % лесов представляют интерес для эксплуатации, но преобладающая их часть истощена в результате экстенсивной эксплуатации в течение последнего столетия. Общий запас древесины основных лесообразующих пород составляет 74,64 млрд. м , в том числе спелых и перестойных - 42 млрд. м3. Ежегодный средний прирост древесины в лесах России 871,45 млн. м , т.е. 1,34 м3 на 1 га земель, покрытых лесом. Растительный мир лесов России - уникальный поставщик дикорастущих плодов, ягод, орехов (около 200 видов), грибов, ценных видов лекарственных трав и технического сырья. Многие древесно-кустарниковые породы относятся к медоносным. Леса являются основным местообитанием охотничьей фауны, значительным резервом зеленых и грубых кормов.

Несмотря на интенсивную эксплуатацию, лесные экосистемы России сохранились лучше, чем в других странах мира. В России сосредоточено 26 % ненарушенных лесных экосистем мира.

За последнее десятилетие в связи с резким сокращением лесозаготовок и сельскохозяйственного производства территории, покрытые лесом, увеличились. По сравнению с 1988 г. ежегодный объем заготовок древесины от рубок главного пользования сократился примерно в три раза. Расчетная лесосе-

ка (научно обоснованная норма пользования) осваивается в среднем по стране примерно на 20 %, в ряде удаленных регионов эта величина не превышает 3-5 %. Объем древесины, снимаемой с 1 га лесопокрытой площади и процент использования годичного прироста в России, значительно уступают этим показателям в лесных зарубежных странах. Столь низкий уровень освоения расчетной лесосеки и интенсивности лесопользования свидетельствует о кризисе всего лесопромышленного комплекса, включающего в себя лесозаготовительную, деревообрабатывающую, целлю-лозно-бумажную и лесохимическую отрасли промышленности.

Вместе с тем историческое освоение территории России привело к крайней неравномерности размещения лесных ресурсов и инфраструктуры. В европейско-уральской части России сосредоточено чуть более четверти лесов, более 3/4 населения и 3/4 лесоперерабатывающих мощностей (предприятий лесопиления, деревообработки, ЦБК и т.п.). Здесь же потребляется 2/3 от всех производимых круглых лесоматериалов. Интенсивное лесопользование в прошлом, особенно в Европейской части России, привело к существенному ухудшению качественного состава лесов, изменению их возрастной и породной структуры, смене лесных формаций и уменьшению биоразнообразия.

Основные причины деградации лесных экосистем и утраты биоразнообразия

- Лесные пожары и связанные с ними нежелательные пирогенные сукцессии (особенно Сибирь и Дальний Восток);

- ветровалы, буреломы, снег и другие абиотические факторы;

- повреждение насекомыми и болезнями;

- техногенная деградация лесов под воздействием выбросов предприятий металлургического, химического, энергетического комплексов, транспорта;

- биологически необоснованные системы рубок и заготовки недревесной продукции леса;

- неэффективное лесовосстановление;

- отчуждение лесных земель для целей не связанных с ведением лесного хозяйства: под промышленное и городское строительство, добычу полезных ископаемых, линейные сооружения;

- нелегальные рубки и другие виды несанкционированного лесопользования, ведущие к изъятию из лесных сообществ популяций уязвимых и охраняемых видов;

- отсутствие нормативной базы для сохранения уникальных ненарушенных (старовозрастных) лесов;

- антропогенные воздействия на объекты полезащитного лесоразведения и естественные лесостепные сообщества (интенсивное и долговременное лесо- и сель-хозпользование, гидромелиорации, пастьба скота, применение пестицидов);

- нерегулируемая рекреация.

Управление лесами России, находящимися в федеральной собственности, имеет более чем 200-летнюю историю. Основные элементы этой структуры: лесничество, лесхоз, территориальный орган, центральный аппарат. Указом Президента РФ от 17 мая 2002 года Рослесхоз и его территориальные органы были упразднены. Их функции переданы МПР РФ. Публичной экспертной и общественной оценки данной реорганизации не проводилось. Концептуальные положения реформ в лесном секторе МПР до сих пор не заявлены. Существующая неопределенность вызывает обеспокоенность общественности и работников лесного хозяйства.

Действующие международные инструменты и учреждения, имеющие отношение к лесам

На КОСР было принято пять документов, два из которых напрямую затрагивают вопросы устойчивого управления лесами это:

- глава 11 Повестки XXI века посвящена мерам по борьбе с обезлесением;

- не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рацио-

нального использования, сохранения и устойчивого развития лесов всех видов (Лесные принципы).

Первый документ века посвящен проблеме обезлесения и содержит ряд рекомендаций правительствам для принятия мер по сохранению и восстановлению лесов с целью поддержания экологического баланса, а также удовлетворения потребностей человека. Среди прочих можно выделить следующие рекомендации:

- укреплять систему национальных организаций, занимающихся проблемами лесов;

- увеличить объемы работ по лесовосстановлению для снижения нагрузки на естественные леса;

- создавать базы данных о лесах, вести мониторинг их состояния;

- охранять леса от пожаров, вредителей и болезней, а также незаконных лесозаготовок;

- создавать и расширять системы охраняемых лесных территорий;

- вести селекционные работы по повышению продуктивности и устойчивости основных лесообразующих пород;

- расширять научные исследования и международное сотрудничество.

Лесные принципы включают/следующие положения.

Признавая, что ответственность за управление, сохранение и устойчивое развитие лесов во многих странах распределена среди федеральных, региональных и местных органов власти, каждое государство в соответствии со своей конституцией и/или национальным законодательством должно обеспечить реализацию настоящих принципов на соответствующем уровне государственной власти.

Государства имеют суверенное и неотъемлемое право использовать свои леса и управлять ими в соответствии со своими потребностями и уровнем социально-экономического развития и на основе национальной политики, согласующейся с целями устойчивого развития и законодательством.

Следует рационально использовать лесные ресурсы и лесные площади для удовлетворения социальных, экономических, экологических, культурных и духовных потребностей нынешнего и будущего поколений.

Обеспечение своевременной, надежной и точной информации о лесах имеет исключительно важное значение для повышения осведомленности общественности и принятия обоснованных решений.

Международное финансовое и техническое сотрудничество, в том числе с участием частного сектора, должно содействовать осуществлению национальной политики и программ, направленных на управление, сохранение и устойчивое развитие лесов, особенно в развивающихся странах.

Торговлю лесной продукцией следует строить на основе недискриминационных и согласованных в многостороннем плане правил и процедур в соответствии с правом и практикой международной торговли.

В области налогообложения, торговли, транспорта, промышленного производства и других видов деятельности следует избегать политики и практики, ведущей к ухудшению состояния лесов.

В целях повышения эффективности переговорного процесса по лесам и реализации документов Рио, принятых в 1992 г., под эгидой ООН на 3-й сессии КУР в апреле 1995 г. была учреждена Межправительственная группа по лесам (МГЛ). С 1997 г. эта работа была продолжена Межправительственным форумом (МФЛ), а в феврале 2001 г. в составе ECOSOC ООН начал свою работу постоянный орган - лесной форум ООН (ФЛООН). В перечень вопросов, рассматривавшихся этими органами ООН, входили: осуществление решений КОСР в отношении лесов на национальном и международном уровнях; прогресс в осуществлении национальных программ лесо- и землепользования; основные причины обезлесения и деградации лесов; традиционные знания о лесах; критерии и индикаторы устойчивого управления лесами и др. Но главным вопросом, который обсуждался, был вопрос о разработке Лесной конвенции - обязательного

для выполнения странами-участниками юридического документа, регулирующего национальные и глобальные программы лесного хозяйства.

Некоторые страны выступают против заключения конвенции по лесам, но за более полное использование уже существующих юридических механизмов и разработку новых юридически необязательных лесных документов. Это, прежде всего, США, которые изменили занятую в Рио позицию в отношении конвенции по лесам, после того как стали единственной глобальной державой и получили дополнительные возможности влияния на мировую лесную политику. Развивающиеся страны из группы «77 и Китай» считают разработку конвенции по лесам в принципе полезной, но преждевременной. Неправительственные организации, в том числе Гринпис Интернейшнл, выразили скептицизм по отношению к разработке конвенции по лесам, мотивируя свою точку зрения тем, что по их мнению не следует создавать новые юридически обязательные документы, пока не использован потенциал существующих инструментов.

Существующий международный правовой режим включает целый комплекс инструментов, имеющих прямое или косвенное отношение к лесам. В частности, Российская Федерация несет ответственность перед мировым сообществом за состояние биосферы в соответствии с рядом международных соглашений. Помимо документов Рио, можно отметить Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха, Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенцию о водно-болотных угодьях, Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИ-ТЕС) и Конвенцию об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция).

Очевидно, что выполнение большинства взятых Россией обязательств такого рода связано с состоянием ее лесов.

Правительство Российской Федерации выступает за разработку конвенции по

лесам из-за ряда причин, главными из которых являются следующие.

Ранее подписанные Россией конвенции и принятые обязательства по охране окружающей среды из-за природной специфики России в своей существенной части связаны с устойчивым управлением лесами, но не относятся непосредственно к проблемам лесного сектора.

Конвенция по лесам в значительной мере облегчит усилия и создаст дополнительные условия по выполнению уже существующих международных договоров, касающихся различных аспектов устойчивого управления лесными экосистемами, что существенно сэкономит финансовые ресурсы государств-участников по комплексному решению проблем устойчивого развития.

Необходимость объективной международной оценки системы ведения лесного хозяйства в различных условиях на соответствие принципам устойчивого развития требует замены субъективных подходов сотрудничающих государств согласованными на международном уровне критериями и нормами.

Наличие универсального международного инструмента по лесам будет существенно способствовать налаживанию действенного международного контроля устойчивого управления лесами всех типов с учетом различий в уровне экономического развития стран и их обеспеченности лесными ресурсами.

Наличие в России развитой системы инвентаризации лесных ресурсов, сбалансированной законодательной и нормативной базы, мощного научного потенциала дает возможность выполнения самых строгих требований международного сообщества, а, следовательно, получения торговых преимуществ.

По своей сути конвенция по лесам объективно является полезным и выгодным инструментом для всех сторон, заинтересованных в сохранении лесного покрова планеты и в устойчивом использовании разнообразных лесных ресурсов.

Наконец, конвенция даст импульс к развитию национального лесного сектора.

Выполнение международных соглашений и достижения

В Российской Федерации разработаны и введены в действие несколько документов федерального уровня, создающих необходимые условия для достижения сбалансированного подхода при принятии решений в сфере лесного сектора экономики, исходя из принципов устойчивого развития. Так, Лесной кодекс Российской Федерации провозглашает конечной целью устойчивое управление лесами. В развитие положений Лесного кодекса разработан ряд правил, наставлений и других нормативных правовых актов для применения устойчивого управления лесами на локальном уровне. В некоторых субъектах Российской Федерации разработаны собственные региональные лесные законы.

Другим базовым документом являются национальные «Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами России», обеспечивающие в перспективе возможность оценки уровня ведения лесного хозяйства. Этот действующий нормативный документ учитывает достижения Монреальского и Хельсинского процессов по разработке подобных критериев. Проводится работа по их адаптации к региональному и местному уровням.

Принятая на 4-м Всероссийском съезде лесничих России в 1998 г. «Концепция устойчивого управления лесами Российской Федерации» базируется на принципах и является частью общенациональной концепции устойчивого развития государства.

Все более широкое распространение при оценке соответствия ведения лесного хозяйства принципам устойчивого лесо-управления находит лесная сертификация. Причем Российская Федерация, также как и Великобритания, Финляндия и ряд других европейских стран апробирует несколько сертификационных схем - это добровольная Паневропейская система сертификации по КО и ИБС, а также система обязательной сертификации, внедряемая МПР.

В России набирает силу участие общественности в лесоуправлении. Проводят-

ся общественные слушания, семинары. IUCN реализует в России проект «Создание рамочных условий для вовлечения общественности в управление лесами России». Разработка и демонстрация принципов устойчивого лесопользования предусмотрены в лесной программе для России WWF, в проектах СоЭС, Гринпис, ВООП и других НПО неправительственных органов защиты.

Таким образом, в России сформирован первичный набор национальных инструментов для обеспечения устойчивого управления лесами.

На основании всего сказанного можно сделать следующие предложения.

Россия - крупнейшая лесная держава мира - обязана иметь долгосрочную национальную лесную политику, проводимую правительством, понятную и выгодную обществу. Главной целью государственной лесной

политики должно являться обеспечение устойчивого лесоуправления для достижения баланса экологических, социальных и экономических выгод;

разработка и внедрение адаптированных к региональным особенностям систем ведения лесного хозяйства;

развитие сети особо охраняемых природных территорий, обеспечивающей репрезентативность различных лесных сообществ, достаточные количество и размеры таких территорий для сохранения ландшафтов, экосистем, видов;

разработка системы целеполагания в лесном хозяйстве и экономических механизмов управления лесами (в том числе международных), делающих выгодными улучшение экологических характеристик лесных экосистем и сохранение уникальных лесных массивов.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАССОВЫХ РАЗМНОЖЕНИЙ НАСЕКОМЫХ-ФИТОФАГОВ В НАГОРНЫХ ДУБРАВАХ ПОВОЛЖЬЯ

А.Н. БЕЛОВ

Дубовые древостой среднего и нижнего Поволжья известны как местообитания целого комплекса насекомых-фитофагов (волнянок, пядениц-шелкопрядов, листоверток и т.п.), вспышки размножения которых периодически достигают уровня пандемических.

Климат района отличается континен-тальностью и непостоянством: влажные годы чередуются с засушливыми, холодные зимы с мягкими. Изменчивость погоды, особенно в период вегетации (весенние и осенние заморозки), низкая относительная влажность воздуха, вызывающая повышенное расходование воды листьями при ее дефиците в почве, создают не вполне благоприятные условия для произрастания дуба. Кроме

того, почвенные условия не везде соответствуют экологическим требованиям этой древесной породы. Отмеченные факторы в сочетании с преимущественно вегетативным возобновлением древостоев обусловливают широкое распространение порослевых сред-неполнотных дубрав третьего и более низких классов бонитета, являющихся типичными очагами размножения листогрызущих насекомых.

Проведенный нами дендрохроноло-гический анализ динамики роста дубовых древостоев правобережья Саратовской области показал, что степень повреждения листьев гусеницами насекомых в последние десятилетия может быть охарактеризована следующими показателями:

26-50; 51-75; 75-100

32,1 25,0 16,7

Степень повреждения листьев, % 0-25;

Встречаемость, % 26,2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.