Научная статья на тему 'ЛЕСА КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ЛЕСА КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
458
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕС / ОХРАНА ЛЕСА / ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Келепова Маргарита Евгеньевна

В работе, на основе отечественных нормативно-правовых актов рассматриваются проблемы охраны и использования лесов, связанные лесными пожарами и дефицитом финансовых средств на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов в субъектах Российской Федерации. Также анализируется состояние текущего лесного законодательства и разрабатываются предложения по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORESTS AS AN OBJECT OF USE AND PROTECTION: PROBLEMS AND SOLUTIONS

In the work, on the basis of domestic normative legal acts, the problems of protection and use of forests related to forest fires and a shortage of financial resources for the performance of works on the protection, protection and reproduction of forests in the subjects of the Russian Federation are considered. The state of the current forest legislation is also analyzed and proposals for its improvement are being developed.

Текст научной работы на тему «ЛЕСА КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Келепова М.Е. Леса как объект использования и охраны: проблемы и пути решения /М.Е. Келепова //Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2022. - Т. 2, №2 (37). - С. 46-50

УДК 630 ББК 43.48

ЛЕСА КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

КЕЛЕПОВА М.Е. ОУВО ЮУТУ, Челябинск, Россия e-mail: kelepovamargarita@gmail.com

Аннотация

В работе, на основе отечественных нормативно-правовых актов рассматриваются проблемы охраны и использования лесов, связанные лесными пожарами и дефицитом финансовых средств на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов в субъектах Российской Федерации. Также анализируется состояние текущего лесного законодательства и разрабатываются предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: лес, охрана леса, лесопользование, лесные пожары.

Актуальность. Лес является комплексной экологической системой, которая включает в себя множество составляющих: деревья, травы, грибы, животные, различные микроорганизмы и др. Он играет ключевую роль в развитии организмов и сохранении биоразнообразия, так как в лесах обитают около 80% земноводных, 75% птиц и 68% млекопитающих.

Согласно данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, отраженным в опубликованной глобальной оценке лесных ресурсов на 2020 г. леса занимают 4,06 млрд га, что составляет 31% суши. При этом 25% лесных массивов находятся в Европе (в том числе России), 21% - в Южной Америке, 19% - в Северной и Центральной Америке. По информации государственного лесного реестра России по состоянию на июль 2021 года в России территория земель лесного фонда занимает 1145,3 млн га.

Несмотря на обширное количество лесных территорий, их площадь с каждым годом сокращается, так, по данным ООН, с 1990 г. было утрачено более 420 млн га леса, а ежегодно исчезают более 1,6 млн га. Все это говорит о необходимости пересмотра методов производства и масштабов использования лесов. Кроме того, в научной литературе для целей сохранения природной среды в целом и лесов в частности отмечается необходимость формирования экологической культуры, ответственного отношения общества к природе, чувства нетерпимости к экологическим

правонарушениям, развитие экологического образования [1; 2].

Директор всемирного фонда дикой природы в России Дмитрий Горшков, обращая внимание на данную проблему, утверждает, что при потере леса восстановление экосистемы в изначальной форме будет уже невозможно. По его словам, леса играют ключевую роль, так как они поддерживают жизнь на планете и образовывают сложный механизм, благодаря которому мы все едим, пьем и дышим.

Цель работы. Изучение понятия леса как объекта использования и охраны, выявление проблем и определение путей их решения.

Материалы и методы. При написании работы использовались официальные статистические данные, информация сети Интернет, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики. Методологическую основу работы составляют методы: технико-юридический, статистический, системно-структурный, методы анализа и синтеза.

Результаты исследования. По мнению Клюкановой Л.Г. леса имеют важную роль поскольку они являются возобновляемым источником сырья; выполняют важную экономическую роль в имущественном обороте; позволяют гарантировать национальную безопасность, в том числе экологическую, поскольку относятся к стратегическим ресурсам; выступают в качестве важного средства производства; имеют высокий уровень потребительской ценности; выполняют

рекреационную функцию; являются элементом экономической политики и др. [4].

Иксанов Р.А. и Владимиров И.А. предполагают, что на характер проблем лесопользования влияет распределение леса на душу населения в зависимости от географического и демографического факторов. В малолесных регионах нашей страны, наиболее остро встают проблемы противоправного изъятия лесов, запрета для граждан на доступ и пребывание в лесах, бесконтрольное размножение вредителей леса, распространение болезней [3].

Марьин Е.В. указывает на то, что лесные ресурсы Российской Федерации должны быть рационально использованы, так как она входит в число крупнейших лесосырьевых стран мира. Специальные функции леса состоят в том, что лес реализует сохранение особых природных комплексов, ценных видов флоры и фауны, искусственно созданных лесных насаждений, природного окружения памятников культуры и истории [6].

Общественные отношения по

использованию, охране и государственному управлению регулируются нормами нескольких отраслей законодательства: лесного, административного, экологического,

земельного и гражданского законодательства.

В соответствии с лесным законодательством понятие лес рассматривается в двух аспектах: как экологическая система и как природный ресурс. В качестве экологической системы рассматривается как природный ландшафт и составляющие его элементы, которые сохраняют свои природные свойства. Во втором аспекте лес может определяться в качестве экологической системы, состоящей из земель, водных объектов, растений и объектов животного мира, взаимодействующих между собой.

Подобная двойственная природа понятия "лес" не может не проявляться при возникновении общественных отношений в сфере возмещения вреда. При определении размера вреда необходимо учитывать необходимые будущие затраты по восстановлению всех компонентов природной среды, а если учитывать второй аспект, то размер вреда дожнёт включать стоимость утраченных ресурсов.

В соответствии с постановлением конституционного суда Российской Федерации от 02.06.2015 №12-П при исчислении размера

возмещения причиненного лесным ресурсам нужно учитывать его ценность, которая состоит из рыночной или кадастровой стоимости леса, его экологической ценности, определяемой исходя из присущих лесам свойств -уникальности, способности к возобновлению, заменимости, местоположения и др.

Деятельность, направленная на

лесопользование, может осуществляться как путем предоставления, так и без предоставления лесных участков, установления или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятия или без изъятия лесных ресурсов. Все виды лесопользования установлены в статье 25 лесного кодекса Российской Федерации (ЛК), законодательство допускает возможность пользования лесами для двух и более целей сразу. Также в лесном законодательстве закреплены правовые ограничения для лесопользователей, например, запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов или запрет на проведение рубок.

В соответствии с нормами ЛК Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и других нормативно-правовых актах леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия. Охрана лесов от загрязнения (в том числе радиоактивного, нефтяного и др.) включает в себя следующие меры:

- сохранение лесных насаждений, почв, среды обитания объектов животного мира и других природных объектов;

- лесовосстановление и лесоразведение;

- рекультивация земель.

Обязанность осуществлять указанные мероприятия устанавливается в

законодательстве для граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. Для реализации

соответствующих полномочий в бюджетах бюджетной системы предусматриваются средства в виде субвенций, а их общий объем определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации исходя из затрат на организацию осуществления указанных мер, площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях субъектов Российской Федерации населения, критериев пожарной опасности лесов.

Однако существует проблема дефицита финансовых средств на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов в субъектах Российской Федерации. Так, идет сокращение финансирования работ по лесовосстановлению в рамках федерального проекта "Сохранение лесов", это влечет увеличение территорий лесных массивов, на которых необходимо проводить

лесовосстановительные мероприятия. Из-за сокращения финансирования автономные учреждения субъектов Российской Федерации вынуждены использовать средства из собственных бюджетов, что приводит к урезанию фонда оплаты труда и уменьшению объема работ по другим направлениям. Все это в 2021 г. привело к сокращению объемов проведения агротехнических уходов и дополнения лесных культур, происходит изнашивание необходимой техники и оборудования, развитие лесной отрасли в субъектах Российской Федерации становится невозможным.

В июле 2021 г. были внесены дополнения в ЛК Российской Федерации, которые предусматривали возможность осуществления предпринимательской деятельности по заготовке древесины государственными учреждениями. Федеральными законами был утвержден четкий перечень случаев, когда возможно осуществлять данную

предпринимательскую деятельность, однако объемы древесины, которые заготавливаются на основании этого перечня, не могут покрыть и 10% дефицита в финансировании государственных учреждений.

Проблему дефицита финансовых средств на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов в субъектах Российской Федерации можно решить путем предоставления автономным учреждениям субъектов Российской Федерации право использования лесов с одновременной заготовкой древесины, в том числе проведения рубок спелых и перестойных лесных насаждений. Это позволит государственным учреждениям исполнять требования по охране, защите и воспроизводству лесов используя доходы от реализации заготовленной древесины и продукции ее переработки.

Еще одним видом охраны лесов является охрана от пожаров, которая предусмотрена главой 3 ЛК Российской Федерации и нацелена на мониторинг негативных процессов и явлений,

которые могут стать причиной возникновения лесных пожаров, а также на их предупреждение и ликвидацию. Лесные пожары являются наиболее опасной угрозой для лесного хозяйства, а в последнее время данное явление приобретает огромные масштабы. Так, по данным системы мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства в 2021 г. площадь лесных пожаров в Российской Федерации составила около 18,16 млн га, что является максимальным значением с начала 21 века, а последние 4 года площадь лесных пожаров составляет более 15 млн га.

Требования по противопожарной охране участков лесов закреплены лесным законодательством Российской Федерации и включают в себя неукоснительное исполнение противопожарных мер (предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров) и тушение пожаров в лесах.

Нельзя не отметить положительную тенденцию по совершенствованию системы охраны лесов, однако проблема защиты лесов от пожаров не теряет своей актуальности. На протяжении ряда лет, законодатель предпринял усилия по развитию механизма противопожарной охраны лесов, передачу функций государственного лесного надзора на федеральный уровень, совершенствование института ответственности в области сохранения лесов. Также разрабатываются и применяются новые методы борьбы с пожарами. Например, для обнаружения пожаров стали использовать снимки с космических спутников, что помогает контролировать движение пожара и очаги его возникновения. Противопожарная лесная охрана осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Одной из главных проблем возникновения пожаров является несовершенство системы выявления и предотвращения лесных пожаров. Для решения указанной проблемы необходимо создание инновационных и совершенствование существующих научных разработок по выявлению, предупреждению, предотвращению и тушению лесных пожаров, а также эффективному расходованию предоставляемы для этих целей денежных средств и материальных ресурсов, используемых при тушении пожаров [5].

Выводы. В целях решения проблемы недофинансирования из федерального бюджета, необходимо внести изменения в статью 29.1 ЛК Российской Федерации предоставив возможность постоянного (бессрочного) пользования лесных участков для заготовки древесины государственным бюджетным и автономным учреждениям, если на них возложена обязанность реализовывать полномочия по охране, защите, воспроизводству лесов. Данное положение поможет формированию новых источников

финансирования, получаемых вне федерального бюджета, которые, в свою очередь, будут направлены на реализацию государственных программ в области охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального

использования природных ресурсов и развития лесного хозяйства, не обеспеченных субвенциями из федерального бюджета.

Также, в целях решения проблемы лесных пожаров необходимо совершенствование системы по их выявлению, предотвращению и охране, которая включает в себя:

- своевременную разработку планов тушения лесных пожаров и их форм;

- подготовку высоко квалицированных кадров в лесной отрасли;

- совершенствование и разработка новых научных методик и технических средств по выявлению, предупреждению, предотвращению и тушению лесных пожаров;

- повышение правовой культуры граждан в области охраны и использования леса;

- развитие мотивации широких слоев общества в осуществлении мер по профилактике и тушении лесных пожаров.

Таким образом, необходим комплексный подход для эффективного решения проблем охраны лесов от загрязнения, уничтожения и иного негативного воздействия, при котором будет учитываться необходимость развития норм лесного законодательства, разработки системы мер профилактики лесных правонарушений и совершенствования системы государственного управления лесами.

Список литературы

1. Аббасов П.Р. Актуальные проблемы правового регулирования экологического образования / П.Р. Аббасов // Управление в современных системах. - 2020. - №4 (28). - С. 3-10. DOI 10.24411/2311-1313-2020-10007.

2. Аббасов П.Р. Формирование эколого-правовой культуры студентов средствами социально-культурной деятельности: специальность 13.00.05 "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /П.Р. Аббасов. - Москва, 2020. - 188 с.

3. Иксанов Р.А. Проблемы правового регулирования мер по использованию и охране лесов / Р.А. Иксанов, И.А. Владимиров //Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2021. - №2 (51). - С. 69-74. DOI 10.47598/2078-9025-2021-2-51-69-74.

4. Клюканова Л.Г. К вопросу о месте и значении лесного права в правовой системе Российской Федерации / Л.Г. Клюканова //Актуальные проблемы российского права. - 2021. - Т. 16. - №4 (125). - С. 193-205. DOI 10.17803/19941471.2021.125.4.193-205.

5. Кубикова А.Н. Правовой механизм охраны лесов от пожаров в России: пути совершенствования /А.Н. Кубикова // Молодежь и системная модернизация страны: Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах, Курск, 22-23 мая 2018 года. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. - С. 201-204.

6. Марьин Е.В. К вопросу о правовой охране лесов /Е.В. Марьин //Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. -№6. - С. 515-519.

FORESTS AS AN OBJECT OF USE AND PROTECTION: PROBLEMS AND SOLUTIONS

KELEPOVA M.E. EI HE SUUT, Chelyabinsk, Russia e-mail: kelepovamargarita@gmail.com

Abstract

In the work, on the basis of domestic normative legal acts, the problems of protection and use of forests related to forest fires and a shortage of financial resources for the performance of works on the protection, protection and reproduction of forests in the subjects of the Russian Federation are considered. The state of the current forest legislation is also analyzed and proposals for its improvement are being developed.

Keywords: forest, forest protection, forest management, forest fires.

Сведения об авторах

Келепова Маргарита Евгеньевна,

kelepovamargarita@gmail. com, Образовательное

учреждение высшего образования "Южно-Уральский технологический университет", кафедра

юриспруденции, 454100, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Комсомольский проспект, 113а

Author Information

Kelepova Margarita Evgenevna,

kelepovamargarita@gmail.com, educational institution of Higher Education "South Ural University of Technology", Department of Jurisprudence, 454100, Russian Federation, Chelyabinsk, Komsomolsky ave., 113a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.