Научная статья на тему 'Леонид Парфенов как феномен российской журналистики переходного периода'

Леонид Парфенов как феномен российской журналистики переходного периода Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1047
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ ПОСТУПОК / «СТЕЙТМЕНТ» / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕРНЕТПРОСТРАНСТВА / ДЕГРАДАЦИЯ ТВ / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Футерман Евгения Борисовна

Статья анализирует речь первого лауреата премии им. Владислава Листьева журналиста, публициста и телеведущего Л. Парфенова на церемонии вручения этой премии, а также реакцию на нее со стороны знаковых фигур российской журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Леонид Парфенов как феномен российской журналистики переходного периода»

головного интеллектуального превосходства), болезнь, эмиграция (где за крайность оценок ее просто перестали печатать) - это факторы, которые определили сдвиг приоритетов двух составляющих психологической доминанты.

Примечания

1 Криволапова Е. М. «Преодолеть без утешенья» : Зинаида Гиппиус и ее время : (В помощь учителю). Орел : Издат. Дом «ОРЛИК» : Изд. Александр Воробьев, 2005. С. 67.

2 Маковский С. К. Портреты современников : Портреты современников. На Парнасе «Серебряного века». Художественная критика. Стихи / сост., подгот. текста и коммент. Е. Г. Домогацкой, Ю. Н. Симоненко ; послесл. Е. Г. Домогацкой. М. : Аграф, 2000. С. 326.

3 Одоевцева И. В. Избранное : Стихотворения. На берегах Невы. На берегах Сены. М. : Согласие, 1998. С. 610.

4 Гиппиус З. Письма З. Н. Гиппиус к П. П. Пер-цову (1903-1905) // Рус. лит. 1991. № 4. С. 151.

5 Цит. по: Злобин В. Тяжелая душа. Вашингтон : Изд. рус. книж. дела в США : Victor Kamkin, Inc., 1970. С. 131.

6 Цит. по: Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940) / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 1997- . Т. 4. Всемирная литература и русское зарубежье. 2006. С. 85.

7 Маковский С. К. Портреты современников... С. 334.

8 Там же. С. 338.

9 Томсон, Д. Мужское Я в творчестве Зинаиды Гиппиус : литературный прием или психологическая потребность? // Преображение : рус. феминист. журн. М., 1996. № 4. С. 139.

10 Паолини М. Мужское «я» и «женскость» в зеркале критической прозы Зинаиды Гиппиус // Зинаида Николаевна Гиппиус. Новые материалы. Исследования / ред.-сост. Н. В. Королева. М., 2002. С. 286.

11 Криволапова Е. М. «Преодолеть без утешенья»... С. 90.

12 Гиппиус З. Н. Собр. соч. М., 2001. - . Т. 7. Мы и они. Литературный дневник. Публицистика 1899-1916 гг. М., 2003. С. 327.

13 Там же. С. 328.

14 Там же. С. 332.

15 Паолини М. Мужское «я» и «женскость». С. 286.

16 Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе к. XIX - нач. XX в. Л., 1985. С. 13.

17 Можейко М. А. Дуализм. URL : http://www. velikanov.ru/philosophy/dualizm.asp.

18 Криволапова Е. М. «Преодолеть без утешенья». С. 151.

19 Пайман А. История русского символизма. М. : Республика, 2000. С. 44.

20 Волынский А. Л. Русские женщины / пре-дисл., коммент., публ. А. Л. Евстигнеевой // Минувшее : ист. альм. М. ; СПб. : Atheneum : Феникс, 1995. Вып. 17. С. 260-261.

21 Цит. по: Литературная энциклопедия русского зарубежья. Т. 4. С. 87.

22 Там же. С. 87-88.

23 Криволапова Е. М. «Преодолеть без утешенья»... С. 68-69.

24 Брюсов В. Я. Дневники 1891-1910. М., 1927. С. 110.

25 Перцов П. Литературные воспоминания 1890-1902 гг. М., 2002. С. 222.

26 Гуртуева Т. Б. Литературные портреты «Серебряного века» (Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт). Нальчик, 1996. С. 21.

27 Злобин В. Тяжелая душа. С. 33.

28 Вишняк М. З. Н. Гиппиус в письмах // Новый журн. 1954. № 37. С. 185.

29 Николюкин А. Россия Зинаиды Гиппиус // Гиппиус, З. Н. Живые лица. М., 2002. С. 8.

Евгения Борисовна Футерман

Челябинский государственный университет

ЛЕОНИД ПАРФЕНОВ КАК ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Статья анализирует речь первого лауреата премии им. Владислава Листьева журналиста, публициста и телеведущего Л. Парфенова на церемонии вручения этой премии, а также реакцию на нее со стороны знаковых фигур российской журналистики.

Ключевые слова: гражданский поступок, «стейтмент», информационные интернет-пространства, деградация ТВ, переходный период в отечественной тележурналистике.

Телевизионная премия имени Влада Листьева была учреждена фондом «Академия Российского телевидения» и Первым каналом 1 марта 2010 года в связи с пятнадцатой годовщиной гибели Владислава Листьева. Первым лауреатом премии стал Леонид Парфенов - «за яркое воплощение на экране творческих принципов знаменитого журналиста, убитого в Москве в 1995 году»1. Церемония награждения состоялась 25 ноября 2010 года. Местом проведения была выбрана «1 студия» (АСБ-1) телецентра Останкино, где и снималась программа «Взгляд». По расчетам учредивших премию, признанных мастеров телевизионного дела, таких, как Константин Эрнст, Олег Добродеев, Татьяна Миткова, Роман Петренко, Леонид Якубович и их коллег, она призвана стать самой уважаемой наградой в телевизионном со-обществе2. В телевизионный эфир действо не пошло, однако прямая трансляция церемонии вручения премии им. Владислава Листьева осуществлялась на сайте Первого канала, а также на сайтах www.vesti.ru,www.tefi.ru. Интернет-партнер трансляции - видеохостинг RuTube. «Может, случай с Олегом Кашиным послужил той самой последней каплей, которая не позволила Леониду молчать, не позволила поступить, как принято поступать в светском обществе: надеть бабочку и улыбку, сказать спасибо жене, теще и Константину Эрнсту, поцеловать головку бронзового мальчика (победителю была вручена оригинальная статуэтка - сидящий мальчик, обхвативший руками колени и смотрящий ввысь. Идея статуэтки принадлежит известному декоратору Альбине Назимовой, вдове Владислава Листьева)3 и выпить шампанского с коллегами»4. Леонид Парфенов, ставший первым лауреатом этой премии, вышел на сцену и, интеллигентно волнуясь, не отрывая глаз от бумажки и как будто не до конца веря в то, что он все правильно делает, произнес речь, что тележурналистика давно уже умерла, попахивает и «большая часть населения уже и не нуждается в журналистике»5. Полную версию церемонии вручения можно увидеть на сайте Первого канала, а 7-минутная изобличающая сегодняшнее российское телевидение речь Парфенова доступна на многих сайтах, в частности в You Tube6.

По мнению телевизионных аналитиков, главная интрига этого события для всего думающего журналистского и околожурналистского сообщества не в самой речи, а в том, какая реакция на это последует. «Речь Пар-

фенова ценна прежде всего не содержанием, а контекстом: где, перед кем и в какой час он провозглашена»7.

Речь Парфенова - не первое за последнее время выступление лауреата российской телевизионной премии, в котором подвергаются критике институты, эту премию учредившие. Так, в сентябре скандалом обернулось вручение премии Российской телеакадемии ТЭФИ. Впервые в истории премии обладатель спецприза за документальный фильм «Подстрочник» - Олег Дорман отказался от бронзовой статуэтки. Продюсер фильма от имени Дор-мана заявил на церемонии, что «среди членов Академии - <...> люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за 10 последних лет»8.

Цитата из речи Парфенова: «Вечнозеленые приемы, знакомые каждому, кто застал Центральное телевидение СССР. Когда репортажи подменяет протокольная съемка "встреча в Кремле", текст содержит "интонационную поддержку", когда существуют каноны показа: первое лицо принимает министра или главу региона, идет в народ, проводит саммит с зарубежным коллегой. Это не новости, а старости - повторения того, как принято в таких случаях вещать»9.

Речь победителя первой премии Леонида Парфенова поставила своего рода диагноз всей отечественной тележурналистике - деградация. Владимир Познер в эфире программы «Вечер на Би-би-си» с Анной Дементьевой высказался так: «То, что сказал Парфенов, - полная правда»10. Еще мэтр тележурналистики отметил, что российское телевидение вскоре ждут изменения. Даниил Дондурей считает, что «это был осознанный символический жест» и назвал выступление отважным поступком. «Парфенов разъяснил очевидное: сегодня, как и в эпоху застоя, возникает пропасть между тем, что в своей политической ипостаси демонстрирует ТВ, и тем, что на самом деле творится в головах граждан. Двадцать лет назад подобный разрыв привел к разрушению Системы»11. Однако вся полемика велась и ведется исключительно в интернет-пространстве, в блогосфере и социальных сетях. Как всегда, два извечных вопроса: кто виноват и что делать. В данном случае - кто и что будет делать или делаться? На последний вопрос уже сегодня, по прошествии некоторого времени, можно дать ответ:

никто и ничего не будет делать. По поводу первого идут споры: одни, вслед за Даниилом Дондуреем, считают, что виноваты сами телевизионщики, которые по собственной воле стали слишком послушны властям. Другие, как Владимир Познер, считают виновными в сложившейся ситуации на рынке телеинформации власть «начальников начальников» (цит. из речи Парфенова). Пока никаких последствий не последовало - ни в сторону репрессий (Парфенов все так же выходит с новым проектом «Какие наши годы» на Первом, однако пропала из эфира кулинарная программа его жены Елены Чкаловой «Счастье есть!»), ни в сторону изменений информационной политики.

В ленте Фейсбука ютьюбовский ролик с 7-минутной речью кто-нибудь постит снова и снова раз в пять минут (информация на конец ноября 2010 года). Многие из думающего сообщества высказали мнение, что перемены все же возможны. Главный редактор GQ Николай Усков считает Парфенова мужественным человеком. «Я полагаю, что вручение этой награды Парфенову - довольно важная веха на пути возвращения к нормальному телевидению. Ведь учредителями премии являются Академия Российского телевидения и Первый канал, а не какая-нибудь "экстремистская" организация. Больной скорее жив, чем мертв»12. Журналист Антон Красовский называет Леонида Парфенова классиком, говорит, что он оказался к месту, вовремя, долгожданным и обретенным. По его словам, речь на вручении премии прозвучала как манифест перестройки. «И когда он говорит о смерти профессии, он, сам того наверное не осознавая, говорит о смерти телевидения в нынешнем его виде. Все сидящие в зале понимают, что этот ролик в сети посмотрят больше людей, чем в эфире 1-го канала. И тут Парфенов как всегда - первый. Своим выступлением он закрыл ту эпоху и открыл новую»13. Даже глава дирекции информационных программ «Первого канала» Кирилл Клейменов, подчеркивая, что у него крайне неоднозначное отношение к этой истории, признается: «Как бы то ни было, на какое-то время, Парфенов займет пустовавшую до этого момента нишу совести профессионального сообщества. Вопрос - надолго ли?»14.

Владимир Познер, как бы подводя итог всему сказанному, в эфире Русской службе Би-би-си назвал выступление Парфенова «стейтментом» (протокольная съемка, официальное заявление. - Е. Ф.), на который придется реагировать. «Я

убежден, что положение вещей изменится так или иначе. Оставаться таким, каким оно является сегодня, оно не может. Вопрос в том - в какую сторону? Это мы увидим в течение ближайшего времени, где-то года-полутора. Либо будет еще большее ужесточение, либо наоборот, будет какое-то послабление, будет другой подход. Я полагаю, что это будет видно очень скоро. Сильно сомневаюсь, что сейчас будут делать какие-то громкие оргвыводы сверху, будь то относительно Парфенова или Первого канала в целом, и я не думаю, что это возымеет какой-то негативный эффект»15.

Леонид Парфенов всегда был на передовой ТВ-событий, там, где решались судьбы и происходили знаковые события. Либо он сам инициировал их. Будь-то открытое письмо Евгению Киселеву в апреле 2001, или увольнение с НТВ в 2004-м. Все это были решающие события, повлекшие за собой перемены, начало переходного периода. Вот и теперь, в 2010-м, инициация прошла успешно. И это - феноменальная способность именно журналиста, телеведущего и публициста Леонида Геннадьевича Парфенова. Остается ждать.

Примечания

1 Леонид Парфенов обрушился с критикой на российское ТВ // Русская служба Би-би-си. 26.11. 2010. URL: http://www.bbc.eo.uk/russian/ russia/2010/11/ (дата обращения 12.10.2010).

2 Информация о премии // Телевизионная премия имени Владислава Листьева 25.11.2010. URL: http://www.1tv.ru/sprojects_in_detail/ si=5817 (дата обращения 13.01.2011).

3 Первым лауреатом телевизионной премии имени Владислава Листьева стал тележурналист Леонид Парфенов // Телевизионная премия имени Владислава Листьева 25.11.2010. URL: http://www.1tv.ru/sprojects_edition/ si5817/fi6237 (дата обращения 10.01.2011).

4 Ларина К. Речь для покойников // Радиостанция «Эхо Москвы». 26.11.2010. URL: http:// www.echo.msk.ru/blog/xlarina/729464-echo/ (дата обращения 9.01.2011).

5 Парфенов 2.0 // GQ. сот. 26.11.2010. URL: http://www.gq.ru/people/article/333263/ (дата обращения 14.01.2011).

6 Парфенов 1 // Youtube. 25.11.2010. URL: http://www.youtube.eom/watch?v=bRempIeS40 o&feature=player_embedded (дата обращения 5.01.2011).

7 Ларина К. Речь для покойников // Радиостанция «Эхо Москвы». 26.11.2010. URL: http://

www.echo.msk.ru/blog/xlarina/729464-echo/ (дата обращения 9.01.2011).

8 ТЭФИ: отказ Дормана, победа РЕН и приз Асламазян // Русская служба Би-би-си. 27.09.2010. URL: http://www.bbc.co.uk/rus-sian/russia/2010/09/100927 (дата обращения 8.01.2011).

9 Виноградов А. Речь Леонида Парфенова // Слово за нами. Молодежный информационный портал. 26.11.2010. URL: http://journs.ru/index. php/articles/gazeta/777-rech-parfenova.html (дата обращения 24.03.2011).

10 Дементьева А. Познер: «То, что сказал Парфенов, - полная правда» // Русская служба Би-би-си. Программа Вечер на Би-би-си. 26.11.2010. URL: http://www.bbc.co.uk/rus-sian/russia/2010/11/101126 (дата обращения 10.01.2011).

French touch ou la presse Hexagonale en lettres, chiffres et couleurs

De la part de l'Auteur

Puisque le lecteur peut trouver sur Internet un aperçu de la presse française (publications, éditeurs, tirages, voir http://www.netguide.fr/ Presse_Feminine_Francaise) l'Auteur se propose de creuser les fondements symboliques de la presse visant les femmes. Il est redevable à la rédaction du groupe de presse « Ouest-France » (qu'il a visité en 1992), à Paule Garçon, documentaliste bretonne, à la professeure Anne-Marie Houdebine-Gravaud, qui l'a guidé dans ses recherches sur la parole des femmes et à des dizaines d'habitant(e)s de l'Hexagone qu'il a croisé(e)s depuis vingt ans.

2.1 Cherchez la femme...et et elle vous trouvera

L'Amérique se fait représenter par une seule dame, Miss Liberty (sculpture créée en dans

11 Даниил Дондурей: Элиты не протестуют против доходов от падения морали // Новая газета. 15.12.2010. URL: http://www.novayagaze-ta.ru/data/2010/141/36.html?print=201124010937 (дата обращения 12.01.201).

12 Парфенов 2.0 // GQ. сот. 26.11.2010. URL: http://www.gq.ru/people/article/333263/ (дата обращения 14.01.2011).

13 Там же.

14 Там же.

15 Дементьева А. Познер: «То, что сказал Парфенов, - полная правда» // Русская служба Би-би-си. Программа Вечер на Би-би-си. 26.11.2010. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/ (дата обращения 10.01.2011).

Par Gabriel Mardare

Université « Vasile Alecsandri », Bacau, Roumanie

l'Hexagone). Ce n'est pas le cas de la France: la mythologie nationaliste de l'Action Française s'est servie de Jeanne d'Arc(1), qu'elle opposait à la femme-(Ré)publique(2) connue sous le nom de Marianne (3), la gauche radicale a su tirer profit de la figure de Louise Michel etc.

Il ne faut pas oublier que c'est vers la même époque que se met en marche le mouvement spirituel engendré par les visions de Bernadette Soubirous (1853) et qui a conduit au pèlerinage de Lourdes, l'un des plus importants dans le monde catholique et cela au moment où l'Etat rompait

Figure 1. Les figures de la République. Source : www.diplomatie.gouv.fr

Ménage ou Fashion ? Une introduction à la lecture de la « presse des femmes »(1)

Deuxième partie

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.