УДК 16
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ОСОБОЕ ВОСПРИЯТИЯ МИРА СИНТЕЗ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ И МЕТОДОВ В ТВОРЧЕСТВЕ
Кручинин И.Н., студент
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия E-mail: [email protected] Аветисян А.О., студент Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия E-mail: [email protected] Научный руководитель: М. Б. Хрипунова, к.ф.-м.н, доцент Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассмотрено творчество великого итальянского художника, мыслителя и ученого Леонардо да Винчи. В ней будет подробно рассмотрена одна из самых гениальных, но в то же время противоречивых работ - картина «Мадонна в Гроте», в которой итальянец выразил множество недопустимых для того времени светских эмоций изображая библейский сюжет. Также будут разобраны особые философские идеи мыслителя, которые не были похожи на какие-либо из существующих, но имели схожие черты с гуманизмом и неоплатонизмом. Так как обычно, итальянец использовал только некоторые черты их данных философских направлений, остальное он добавлял из своего виденья мира. Также стоит отметить, что одним из вдохновителей и, в то же время, философских наставников был Аристотель. В статье проведен анализ мыслей Аристотеля и Леонардо в виденье мира и окружающих вещей. Сам итальянец отмечал, что философ Античной Греции сильнейшим образом повлиял на виденье мира и вещей. Творчество греческого мыслителя было базой и, так сказать, особым ориентиром, которому придерживался Да Винчи на раннем этапе своего творчества. Чуть позже он добавил некоторые идеи и детали, тем самым дополнив идеи Аристотеля и, как следствие, сделав ее более актуальной именно для своего времени. Помимо этого, доказана схожесть некоторых черт его творчества с неоплатонизмом, а также отмечены некоторые научные мысли и предположения. Особое значение также занимает и метод воображения.
Ключевые слова: Леонардо да Винчи, идеи гуманизма, Аристотель, Плотин, эпоха Возрождения, идеи человеколюбия, «Мадонна в Гроте», эмоции и чувства.
LEONARDO DA VINCI SPECIAL PERCEPTION OF THE WORLD SYNTHESIS OF PHILOSOPHICAL IDEAS AND METHODS IN ART
I.N. Kruchinin, Student
Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russia.
E-mail:[email protected] A.O. Avetisyan, Student
Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russia.
E-mail: [email protected] Scientific supervisor: M. B. Khripunova, candidate of physical and mathematical Sciences,
associate Professor
Financial University under the government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. This article discusses the work of the great Italian artist, thinker and scientist Leonardo da Vinci. It will examine in detail one of the most brilliant, but at the same time controversial works - the painting "Madonna in the Grotto", in which the Italian expressed many unacceptable secular emotions for that time depicting a biblical plot. Special philosophical ideas of the thinker will also be analyzed, which were not like any of the existing ones but had similarities with humanism and Neoplatonism. As usual, the Italian used only some features of their given philosophical directions, the rest he added from his vision of the world. It is also worth noting that one of the inspirers and, at the
same time, philosophical mentors was Aristotle. The article analyzes the thoughts of Aristotle and Leonardo in a vision of the world and surrounding things. The Italian himself noted that the philosopher of Ancient Greece had the strongest influence on the vision of the world and things. The creativity of the Greek thinker was the basis and, so to speak, a special guideline that Da Vinci adhered to at an early stage of his work. A little later, he added some ideas and details, thereby complementing the ideas of Aristotle and, as a result, making it more relevant precisely for his time. In addition, the similarity of some features of his work with Neoplatonism was proved, as well as some scientific thoughts and assumptions. Of importance is also the method of imagination.
Key words: Leonardo da Vinci, ideas of humanism, Aristotle, Plotinus, Renaissance, ideas of philanthropy, the importance of life, "Madonna in Grotto ", emotions and feelings.
1. ВВЕДЕНИЕ
Во времена Ренессанса, который породил необычайный расцвет культуры, гуманизм и историческая теория оказали сильно влияние на произведения искусства того времени, а также улучшили некоторые художественные мысли. Леонардо да Винчи, как самый влиятельный художник и, безусловно, величайший человек эпохи Возрождения, достиг небывалых результатов не только в живописи, но и в астрономии, физике, филологии, музыке, архитектуре, структурных науках, создании военной техники и оружия, декорировании, анатомии и биологической науке, оптике, ботанике, геологии и географии, морской инженерии и механике. На протяжении своей жизни итальянец попробовал себя практически во всём, но особое влияние он оказал на развитие искусства. Шедевры, которые он создавал отличались от других своей необычностью и даже уникальностью. У него были особые способы рисования и особое видения окружающего мира. Также у него была характерная и достаточно необычная позиция касательно того, как выражать увиденное и воплощать его в виде искусства. Ему удалось достичь кульминации, то есть наивысшей точки, в понимании вещей в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи считался гением своего времени. По словам Фридриха Энгельса, Леонардо да Винчи является «гигантом» того времени - «гигантом» с силой мысли, страсти и характера, с универсальностью и разнообразностью знаний.
Искусство Леонардо да Винчи берет свое начало из опыта практики и является по сути комбинацией научных и эмпирических данных, сочетающих одновременно как натурализм, так и гуманизм.
ЛЕОНАРДО
И
2. ИДЕИ
АРИСТОТЕЛЯ
Для того, чтобы понять происхождение своеобразных сочетаний мыслей и идей этого итальянца в искусстве и в философии, стоит вернуться в далекое прошлое, ведь именно там мы можем найти схожесть мыслей у Аристотеля, а также часть идей Неоплатонизма. Рассмотрим их поподробнее [4, с. 129].
Аристотель полагал, что между «материей» и «формой» существует какая-то тесная связь. Он считает, что все знания относятся к категориям техники, теории или практики. Основываясь на этой доктрине, можно интерпретировать три основных элемента структуры по Аристотелю: каждый объект формируется агентством; оно сформировано «из чего-то» и формируется «во что-то». И что картина на полотне художника -это комбинация знаний и души, которые с помощью легкого движения руки творца превращаются в шедевры. У Аристотеля также была теория подражания, которая заключается в важности для людей цвета и формы на картине. По мнению греческого мыслителя, самые красивые цвета человек может оценить по достоинству и не на полотне картины, что нельзя сказать про формы. Формы и очертания, нарисованные художником, представляют из себя большую ценность. Аристотель сделал много важных выводов о тонкостях рисования: о гармонии, ритме, языке написания картин.
Очевидно, Леонардо да Винчи придерживался и можно сказать следовал философии и глубоко верил в правоту мыслей Аристотеля на раннем этапе своего творчества. Затем на основе теорий греческого мыслителя он построил свою философию. Просматривая его художественные работы, особенно его картины,
люди могут легко найти доказательства и ключи к философии искусства Леонардо и к тому, как он смотрел и, что он видел вокруг себя во вселенной.
3. ГУМАНИЗМ И СИНКРЕТИЗМ
В Италии в пятнадцатом веке расцвела великая концепция - гуманизм. Гуманизм подчеркивает индивидуальную ценность личности и центральную важность человеческих ценностей в отличие от религиозных убеждений. В Ренессансе гуманизм был одновременно и мировоззрением, и методом. Если вернуться опять в Древнюю Грецию, то можно найти идеи касательно важности знаний и разума. Аристотель в одной из своих работ написал: "Полное величие интеллектуальной и умственной души (как ее еще называют) можно испытать прежде всего через философию Древней Греции".
Тот же самый Аристотель затрагивал эту проблему. Но, по его мнению, главным ключом к пониманию и достижению «реальной» истины - интеллектуальной и умственной - является философия в древности в Греции. Но те же самые мысли были характерны и для 15 века.
Сознательная, разумно мыслящая душа в эпоху Возрождения преобладала над способность постигать мир силами чувств. Ренессанс - эпоха, которая была характерена тем, что люди начали осознавать важность человеческих качеств, а также важность и значимость самого человека и ума над природой и религией. Более того, в картинах эпохи Возрождения мы можем найти разнообразные проявления идей гуманизма. И эта концепция также характерна для картин и произведений Леонардо да Винчи.
Для примера, рассмотрим картину итальянца <^а Уе^те delle госсе» - Мадонна в скалах. Она является одной из самых противоречивых картин эпохи Возрождения. Стоит отметить, что Леонардо сделал две версии этой картины. В этих произведениях есть как общие черты, так и характерные. Данная картина была основана на истории Священной Библии. Однако Леонардо внес изменения в процесс крещения Иисуса, на
это были свои причины. Мартин Кэмп, который уделил большое внимание изучению мировоззренческих особенностей итальянца в своей книге под названием «Леонардо», утверждал о нетерпимости да Винчи к теологии, а также и к религии. Но итальянец много раз получал заказы от храмов и церквей, и соглашался их делать по большей мере из-за предложенных денег, выплачиваемых церковью, а не из-за заинтересованности. Леонардо не любил церковь, не верил в Бога. В своих работах он игнорировал, а порой даже высмеивал важные моменты из религиозных сюжетов Священных Писаний.
В картину «Мадонна в скалах», Леонардо вложил светские эмоции человека, а не в традиционную религиозную манеру, которая была присуще данному период времени. Леонардо да Винчи поместил двух невинных и наивных младенцев, играющих вокруг воды. Но, чтобы всё-таки затронуть тему религии, Леонардо добавил четкости в движениях Иисуса: маленький Иисус указывает пальцами правой руки на Иоанна Крестителя, в то время как Иоанн поклонился, сложив руки спереди. Ангел сидит на правой стороне, как посланник красоты с небес [10, С. 301-311].
Дева Мария находится в центре визуального, из-за особого умышленного замысла художника в структуре картины. Она нежно поглаживает Иисуса одной рукой, что относится к силе человеческой, материнской любви. Этот вариант картины кардинально отличается от крещения Иисуса, которое было изображено изначально -на первом варианте его работы.
Еще одной особенностью второго варианта картины является то, что Леонардо для написания работы использовал метод синкретизма. Данный метод заключается в объединение различных религиозных верований на одном полотне, то есть он объединил, и языческие, и христианские традиции, а также соединил глубочайшие истины христианства с древними философиями. Стоит отметить, то, что синкретизм является новым понятием времён Ренессанса, которое любил использовать
итальянец в своих картинах. Эти маленькие разрывы исторической цепи христианской религии, позволяли ему как бы играть со зрителями, задавать различные вопросы, ставить под вопрос религиозные сюжеты Библии. Леонардо разработал свою историю, заставляя определенные вещи меняться. А это, по сути, как раз динамическая причина, которая была основана именно на трактате Аристотеля о причинах [9, С. 225].
Эти светские эмоции, которые демонстрирует Леонардо, явно не являются страданиями и страхами в оригинальной, традиционной картине этой темы. Он показывает этические эмоции между матерью и сыном, которые содержат человечность, красоту и доброту.
Как мы знаем добродетель стремится показать, как можно больше реального, человеческого в своих картинах - например, чувство страха, уверенность, желания, гнев, жалость, удовольствие, боль и т.д. Но именно изобразить эти чувства в правильных кондициях и на определенных основаниях по отношению к нужным людям правильным способом - это является признаком добродетели.
Леонардо как раз можно отнести к числу добродетелей, ведь он пытался подчеркнуть человечность, акцентирую внимания на том, что величайшее достоинство человечества - это сила трансформации, способность и свобода, которыми обладают люди, чтобы изменять и выражать себя различными способами, человек является центром мира. Изменения, которые внес Леонардо и которые относили к светским эмоциям и любви, - именно это является лучшим свидетельство подъема человечества. Что касается светской любви, Леонардо пытался передать её на основе просвещенной любви Фичино - одна любовь может объединить всех людей и связать каждого человека с Божеством. Эта врожденная божественность человеческой души и ее бессмертие. А искренняя любовь младенца к матери в этой картине показывает любовь, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью каждого человека. 4. НЕОПЛАТОНИЗМ
Что касается красоты, то она включает в себя неоплатонизм: Плотин рассматривал красоту как самостоятельный субъект. Помимо этого, Плотин был убежден, что душа - это то, что искали люди, что душа и искусство связаны -после души появляется искусство.
Было много творческих принципов, основанных на универсальной иерархии, которую Плотин пытался построить. Он считал, что красота была не только частично субъективной, но и была тенью ума художника. Леонардо да Винчи использовал разнообразные источник света и различные цветовые стили, чтобы предоставить зрителям действительную красоту [5,С. 890-894].
Плотин подчеркивает, что красота в итоге проста и содержит гармонию. Затем он заключил формулировку о красоте: красота - это то, что воспринимается с первого взгляда, то, что душа воспринимает и осознает, а признавая, входит в унисон с этим [8, С. 134-135].
Вернемся снова к этим картина. Две версии этой картины имеют разные цветовые стили. Для первой картины присущ более коричневый цвет и теплый. Цветовой стиль второй версии более синий, холодный и отталкивающий. На основе теории Плотина можно сделать вывод, что церкви не понравилась вторая работа не только из-за религиозных ошибок, но и из-за холодных, отталкивающих цветов, которые использовал автор. Так Леонардо вернулся к первоначальной работе.
Стоит отметить, что нарисованная Леонардо "Мадонна в скалах" содержит Сакральную геометрию, которую обычно можно увидеть в картинах эпохи Возрождения. Сакральная геометрия означает некоторые элементы, которые художники вставляют в произведение искусства как символ, и символ имеет двойное значение: его поверхностное значение и более глубокое значение. На картине Леонардо Да Винчи таким символом является треугольная пещера. «Треугольник - это символ Троицы, он принадлежит Богу, отцу». Следовательно, в пещере содержится значение священной религии. Кроме того, эта треугольная пещера
похожа на женскую матку, которая является намеком на происхождение жизни человека. Это подразумевает, что жизнь каждого человека важна и, безусловна связана с религией.
Затем обратим внимание на задний план, Леонардо использовал воздушную перспективу, чтобы сделать фон более реалистичным и естественным, поскольку искусство эпохи Возрождения восходит к подражанию природе. То, что он использовал, создает настроение у всей картины - чувство гармонии. По словам Леонардо, «художники должны конкурировать с природой и превосходить природу».
Вид тумана и дыма делают всю картину более мечтательной и поэтичной, элегантной и мирной. Стоит отметить, что этот метод был изобретен им самим и, который получил название «сфумато». То, как Леонардо изобразил мир, как передал его красоту и гармоничность, говорит о его любви к окружающему миру. Это также является свидетельством того, что Леонардо и в этом следовал философии Аристотеля, что мир представляет из себя в основном доброе, а не злое место [4, С. 52-54]. 5. НАУЧНЫЕ МЫСЛИ И
ВООБРАЖЕНИЕ
Леонардо Да Винчи был глубоко увлечен анатомией, биологией, оптикой и механикой. Леонардо считал, что искусство и наука тесно связаны друг с другом [6, С. 60-67]. Наука, а точнее говоря оптика, раскрыла природу по-другому, с более глубоким и необычным выражением красоты. Наука основывалась, да и основывается на доскональном, кропотливом исследованием реальности, а искусство существует как раз для более глубокой цели -выражение красоты.
Люди могут легко найти его самый известный набросок пропорций человеческого тела, которые он нарисовал в своей тетради [1, с. 72]. По некоторым данным, чтобы точно нарисовать его и изучить досконально анатомию, он воровал человеческие трупы. Еще стоит отметить, что Леонардо был необразованным человеком, и все знания он получил из практики, наблюдения за окружающем миром и физических
экспериментов. Всё, что он совершал было на благо науке [2, C. 129-132]. И его метод познания также схож с его идеалом -Аристотелем. Аристотель посвятил себя не только вселенной, но и биологии, зоологии, геронтологии, физике, астрономии,
метеорологии, политике и психологии. Как и Платон, он не думает, что мир - это копия нашей иллюзии, он думает, что мир реален [7, C. 78]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что Леонардо да Винчи активно опирался на разработанные еще Аристотелем теории, но позднее немного изменил их, добавив свои предположения, и адаптировал эти теории к идеям Ренессанса - человечности, натуризму и науке [3, С. 162-163]. И активно использовал их для своих работ и не только в искусстве. Он является междисциплинарным гигантом, который находился в эпохе Высокого Возрождения, но смотрел далеко в будущее. Как сказал Аристотель: «Если мы хотим знать, что такое человек на самом деле, нам нужно сосредоточиться не на том, откуда он или что он оставил позади, а на том, что он может сделать сейчас и в будущем.».
Список использованных источников
[1] Дружинина И. А., Данилова Д. О. Применение идей Леонардо да Винчи и Леонардо Эйлера на практике в различных областях научного знания // Вестник науки и образования. 2015. С. 71-73. Санкт-Петербург.
[2] Карташов В. А. О связи механики Леонардо да Винчи с концепциями Аристотеля // Вестник МГУ. 1997. С. 129133, Москва.
[3] Красильникова М. Ю. Миф о титане. Образ-миф Леонардо да Винчи в наследии Д. С. Мережковского // Вестник КГУ. 2006. С. 162-164,
[4] Медведев Б. А., Кудряшова А. А. Развитие представлений о природозрения от Леонардо да Винчи до Томаса Юнга. // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Физика. 2008. С. 50-58, Саратов.
[5] Мельников В. А., Ильямова Д. А., Пурик Э. Э. Леонардо да Винчи «Вид долины Арно»: универсальный учебник законов изобразительной грамоты и «Ключ» к творчеству гения // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. С. 887-895, Уфа.
[6] Мухина Валерия Сергеевна. ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИОННОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Развитие личности, №2, 2018, C. 58-85, Москва.
[7] Потокина Т.М. Понятие цвета и его роль в архитектуре // Logos et Praxis, №1, 2009, С. 77-79, Москва.
[8] Пчелина О.В., Пророк иль демон, иль кудесник. (Д. С. Мережковский о Леонардо да Винчи: опыты прочтения) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, №2-2, 2012, С. 130-135, Уфа
[9] Melnikov V. A., and Ilyamova D.A. Leonardo da Vinci's hidden images. "The Arno Valley landscape" (1473).
Mystic silence 540 years long // Российский гуманитарный журнал, №3, 2013, pp. 216-227, Ufa, Russia.
[10] Klimek D., Szkutnik D.A. Informative character of the visual radiation, in the phenomenological aspect // Biocosmology-neo-Aristotelism, №2, 2018, pp. 301-314, Praga, Czech.
= V V