Научная статья на тему 'Ленинградское общество учебной и научной кинематографии: судьба общественного проекта в 1930-х гг'

Ленинградское общество учебной и научной кинематографии: судьба общественного проекта в 1930-х гг Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
67
10
Поделиться
Ключевые слова
ЛОУНК / ФИЛЬМ / FILM / СРЕДНЕЕ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / TECHNICAL TEACHING / ВОЕННЫЕ НАУКИ / MILITARY SCIENCE / КИНЕМАТОГРАФ / LENINGRAD SOCIETY OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC CINEMATOGRAPHY / PRIMARY AND HIGH SCHOOLS / CINEMATOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Балашов Евгений Михайлович

В статье рассматривается процесс организации в 1935 г. и деятельности на протяжении нескольких лет Ленинградского общества учебной и научной кинематографии (ЛОУНК) первой в стране добровольной общественной организации такого рода. В создании и последующей деятельности общества принимали участие видные ученые и деятели кинопроизводства Ленинграда. С самого начала общество проявило большую активность в популяризации идеи использования последних достижений кино в научных исследованиях и преподавательской работе, а также и в непосредственном участии в производстве учебных и научных кинофильмов и подготовке сценариев для них. ЛОУНК содействовало высшим учебным заведениям и школам в использовании кино в преподавании различных дисциплин. Кроме того, деятельность общества охватывала широкий круг областей применения кино. Для этого при обществе был организован ряд секций и групп для обеспечения фильмами, в том числе научно-исследовательская, начальной и средней школы, высшего образования, технического обучения, военного дела, истории, математики, изучения иностранных языков, научно-популярного жанра, повышения сельскохозяйственных знаний, спортивного фильма, детского кино, содействия изобретателям кинотехники и др. По инициативе общества в начале 1937 г. в Ленинграде был открыт кинотеатр учебного и научно-популярного фильма, единственный в то время в стране. Однако деятельность общества в сложный и драматический для страны период 1930-х гг. оказалась непродолжительной. В 1939 г. ЛОУНК вошло в конфликт с могущественным монопольным государственным ведомством по управлению всей отраслью кинематографии и вскоре вынуждено было прекратить существование.

The Leningrad Society of Educational and Scientific Cinematography: Destiny of a Voluntary Project in 1930s

The article examines the process of the organization in 1935 of the Leningrad Society of Educational and Scientific Cinematography (Russian abbreviation LOUNK) the first Soviet voluntary organization of this kind and scrutinizes its activity during several years. Prominent scientists and figures of film production of Leningrad took part in creation and subsequent activity of the society. From the very beginning the society showed great activity in popularization of idea to use the latest achievements of cinema in scientific researches and teaching work, it took direct participation in manufacturing both educational and scientific films together with preparation of scenarios for them. The LOUNK assisted schools and higher educational institutions in use of cinema for teaching various disciplines. Besides, activity of the society covered a wide circle of scopes of cinema’s adaptation. For this purpose at the LOUNK several work groups for film’s providing were organized. They included: research works, primary and high schools, higher education, technical teaching, military science, history study, mathematical knowledge, training of foreign languages, popular scientific style, increase of agricultural knowledge, sport practice, movies for children, assistance for innovators of film equipment, and other. Under the initiative of the LOUNK in the beginning of 1937 in Leningrad was opened a movie theatre of an educational and popular science films, unique at that time in the country. However, at the complex and dramatic period of 1930s the activity of the society turned out to be short. In 1939 the LOUNK conflicted with powerful state department which had exclusive right to govern all branch of cinematography and soon folded.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Ленинградское общество учебной и научной кинематографии: судьба общественного проекта в 1930-х гг»

УДК 94(47).084 УДК 778.5

Е. М. Балашов

Ленинградское общество учебной и научной кинематографии: судьба общественного проекта в 1930-х гг.

Основным типам научного, научно-популярного и учебного кинематографа, сформировавшимся в 10-20-х гг. XX в., открылись в 30-е гг. широкие перспективы благодаря использованию звука, цвета, мультипликации, применению специальных видов съемки, усовершенствованию оптики. Эти достижения позволили открыть новые исследовательские и эстетические возможности кино. В СССР 30-е гг. стали периодом так называемых техфильмов, среди которых преоб- ^ ладали учебно-технические, технико-пропагандистские и школьные з кинофильмы, отвечавшие задачам и лозунгам первых пятилеток. Со- ^ кратилось производство научно-просветительских кинокартин. Спе- ^ циализированные киностудии сосредоточили внимание на создании с научно-производственных лент и учебных фильмов по естественнона- Л учным дисциплинам1. Одно из важнейших мест в производстве науч- ^ ных и учебных кинофильмов занимал Ленинград с его развитой базой '§ киноиндустрии и мощным научно-техническим и педагогическим по- ^ тенциалом. Не случайно именно в среде ленинградских ученых, педа- ад гогов и деятелей кинематографии зародилось движение в поддержку ^ этой сравнительно новой, но перспективной области кинематографии. й

1 Васильков И. А. Советское научно-популярное кино: Этапы развития. М., 1979. С. 29, 36.

Центром движения стал Дом ученых им. М. Горького. Здесь осенью 1933 г. одиннадцать представителей науки и четверо деятелей кино объединились в киносовет Дома ученых, впервые создав общественную организацию для содействия развитию учебного и научного кино. Ядро киносовета составили профессора Б. П. Селиванов, Н. А. Подкопаев, А. Ф. Шорин, В. П. Осипов. В его работе принимали участие академики Н. И. Вавилов и Н. Н. Семенов. Возглавил киносовет физик-теоретик, член-корреспондент АН СССР Я. И. Френкель. В 1933-1934 гг. киносовет развернул работу сразу по нескольким направлениям. На проведенных по его инициативе совещаниях ученых с работниками кинопроизводства (киностудия «Межрабпом-фильм»), творческих объединений (Ленинградское отделение Ассоциации работников революционной кинематографии — ЛенАРРК) с участием руководства Главного управления кинофотопромышленности и 2-го секретаря Ленгоркома ВКП(б) А. И. Угарова обсудили вопросы развития кино в жанре научной фантастики. В результате к разработке тематики этого жанра и составлению сценариев было привлечено 30 ученых. Киносовет организовал также обсуждение и рецензирование сценариев научно-технических фильмов, что должно было способствовать повышению их качества. Одновременно была налажена консультационная работа крупных деятелей науки на киностудиях. Особое значение киносовет придавал популяризации идеи использования кино в научной деятельности. Этой цели служили вечера, на которых читались специальные доклады и демонстрировались кинофильмы. Показ проводился в хорошо оборудованном кинозале Дома ученых, имевшем одну из лучших в городе звуковую установку, которую сконструировал профессор Института киноинженеров Л. Ф. Шорин. Киносовет принял участие и в практической деятельности по созданию фильмов. В организованную Домом ученых комплексную экспедицию на Эльбрус он включил киносъемочную группу, которая подготовила большой научно-популярный ^ кинофильм2. Наконец, наиболее важной инициативой киносовета явилось

О

создание в 1934 г. краткосрочных кинопедагогических курсов для подготовки ^ специалистов по кинофикации учебных заведений, а также сценаристов и ме-« тодистов учебного кино. В 1935 г. курсы окончило 96 человек, в 1936 г. — 993.

Расширение деятельности киносовета вызвало необходимость создания но-^ вых организационных форм с опорой на более широкие слои общественности. а Так среди членов киносовета зародилась мысль об учреждении добровольной у общественной организации, которая позволила бы вовлечь в работу по приме-Ци нению кино в учебном процессе и научных исследованиях широкие круги уче-£ ных и педагогов, объединить их с киноработниками в практической деятельно® сти по использованию возможностей кино. Киносовет стал предшественником

§ и инициатором создания нового общества. Они имели общее руководство и про-

^ -

^ 2 Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук (ПФ АРАН). Ф. 349. ^ Оп. 1 (1931). Д. 9. Л. 16-18.

Й 3 Там же. Оп. 1 (1936). Д. 8. Л. 3.

водили совместную работу в стенах Дома ученых. Общество возникло благодаря усилиям авторитетных деятелей науки в очень сложное для подобной инициативы время, когда многие другие добровольные культурно-просветительские общества уже прекратили свое существование. Несмотря на несколько «элитарный» характер, общество, бесспорно, имело большое значение как первая и единственная в стране добровольная общественная организация такого рода. К сожалению, в литературе деятельность общества не нашла отражения.

11 мая 1935 г. состоялось собрание учредителей Ленинградского общества учебной и научной кинематографии (ЛОУНК). На нем был избран организационный комитет, в который вошла группа деятелей кинематографии и науки: известный киновед профессор Н. М. Иезуитов, один из основоположников советского научно-популярного кино А. А. Пресняков, кинорежиссеры студии «Лентехфильм» З. М. Драпкин и Л. Л. Капица, профессора Н. М. Осипов, В. В. Степанов и др. Рождению ЛОУНК способствовали и другие видные ученые и деятели кино: академики С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, Б. А. Келлер, Н. Н. Павловский, кинорежиссеры С. В. Васильев, Л. З. Трауберг, С. И. Юткевич и др. Они подписали ходатайство в правительственные инстанции с обоснованием необходимости организации общества.

Общее собрание членов ЛОУНК 25 ноября 1935 г. избрало совет общества, председателем которого стал Я. И. Френкель. Заместителем председателя — ученый-педагог, теоретик и практик учебного кино Б. Х. Толль, один из активнейших членов общества, который взял на себя значительную часть административной, организационной, научной и методической работы. В совет ЛОУНК вошли 15 человек: ученые, кинорежиссеры, педагоги, военные, инженеры4. 20 февраля 1936 г. президиум Леноблисполкома утвердил устав ЛОУНК5. Общество получило статус добровольного объединения научных, педагогических, инженерно-технических деятелей и киноработников для целей «широкого использования средств учебного и научного кино в целях просвещения народа и повышения уровня советской науки». Устав сформулировал обширный круг задач по реализации поставленных целей. ^ На первом заседании 26 февраля 1936 г. совет общества избрал рабочий С! президиум из семи человек, в который вошли Я. И. Френкель, Б. Х. Толль, ^ ученый секретарь общества — военный инженер Г. А. Положинцев, профес- ^ сора Л. Т. Левин и В. В. Степанов, инженер Н. Т. Николаев, кинорежиссер | Н. И. Галкин. Совет утвердил состав лекционного бюро по вопросам кино под ^ председательством профессора Ленинградского университета С. Г. Натан- -с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сона и секций по отдельным отраслям работы. Для подготовки предложений »

£

--ад

4 Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ з

СПб). Ф. 17. Оп. 1. Д. 9. Л. 1. 12

5 си

5 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 7179. Оп. 10. ^и Д. 1111. Л. 13 об; Устав Ленинградского общества учебной и научной кинематографии. ^ [Л.], 1937. С. 3-20. -3

по реорганизации системы производства и проката учебных и научных фильмов в стране совет создал комиссию, в которую вошли Я. И. Френкель, А. А. Пресняков, Б. Х. Толль и Н. И. Галкин6.

Подготовленная комиссией и утвержденная советом ЛОУНК подробная докладная записка о недостатках советского учебного и научного кино и мерах по его улучшению была направлена в марте 1936 г. в СНК СССР и Отдел науки ЦК ВКП(б)7. В ней отмечалась неэффективность использования вкладываемых в учебный кинематограф средств, низкое качество фильмов, неудовлетворительная организация их проката, ведомственная несогласованность в деле производства кинокартин, плохое состояние технической базы киностудий и многие другие недостатки. В записке предлагались способы улучшить положение: создать самостоятельное управление учебным и научным кинематографом вместо существовавшего треста «Союзтехфильм», внедрить единое планирование производства фильмов, ввести точный учет фонда кинолент и т.д. Докладная записка привлекла внимание руководства к поднятым проблемам. Для изучения вопроса ЦК ВКП(б) назначил комиссию, посетившую в мае 1936 г. Ленинград8. Правда, непосредственных последствий этот визит не имел. Позднее совет ЛОУНК направил аналогичные записки в ЦК ВЛКСМ, Наркомпрос РСФСР и др. ведомства. Отдельные предложения общества нашли отражение в принятых позже директивных документах, в частности в приказе Наркомпроса от 7 февраля 1938 г. о кинофикации школ.

С самого начала своей деятельности совет ЛОУНК организовал широкое информирование научных и педагогических кругов о целях и задачах общества и установил контакты с научными учреждениями и учебными заведениями. При этом на первом месте стояла популяризация идеи кинофикации учебного процесса. Совет принял обращение к научно-техническим, педагогическим ^ и кинематографическим работникам, провел встречи с профессорами и преподавателями ленинградских вузов. Общество установило тесный контакт ^ с Ленинградским отделением Научного инженерно-технического общества « кино-фото, Институтом киноинженеров, методическим кабинетом Ленгороно и другими организациями. По инициативе ЛОУНК с марта 1936 г. началось ^ соревнование вузов, техникумов и рабфаков города на лучшую экранизацию а преподавания учебных предметов. В соревновании приняло участие до 30 ву-у зов. Лучшими были признаны три института: Военно-механический, Корабле-

а строительный и Инженеров коммунального строительства9.

о _

У 6 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-2.

Ц 7 Там же. Д. 24. Л. 8-13.

£ 8 Там же. Д. 9. Л. 2-4; ПФ АРАН. Ф. 349. Оп. 1 (1936). Д. 8. Л. 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 9 ПФ АРАН. Ф. 349. Оп. 1 (1936). Д. 8. Л. 3; ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 4. Л. 16; Д. 54. ^ Л. 55 об; Д. 59. Л. 23; Учебное кино. 1936. № 9. С. 46; Учебное и научное кино. 1938. № 4. Й С. 50-51; № 5. С. 80-81. С

Одним из главных видов деятельности общества были так называемые массовые мероприятия: просмотры и обсуждения фильмов, доклады, лекции и др. За 1936 г. ЛОУНК провело 37 вечеров учебного, научно-популярного и научно-исследовательского фильма, которые посетило 3500 чел.10 Обычная программа вечера включала выступление авторов кинокартины, затем ее просмотр и обсуждение. Нередко просмотру предшествовали доклады на специальные темы, которые читали профессора и преподаватели высшей школы. Серия докладов на тему «Применение кино в преподавании отдельных дисциплин» включала выступления Н. М. Иезуитова и Л. И. Фельдмана — по историческим учебным дисциплинам, Б. Х. Толля — по педагогическим, В. А. Чернявского — по военным, А. П. Иванова — по прикладной и теоретической механике и т.д. Цикл лекций об опыте применения кино в научном исследовании был подготовлен М. И. Граменицким, Е. С. Лондоном, В. О. Осиповым и др. учеными. Программу одного из больших вечеров составили доклады на тему «Оборудование кино-аудитории и проблема стереопроекции и проекции при дневном свете». Другой вечер был посвящен узкопленочному кинопроектору и его применению в учебной работе.

Своеобразной формой массовой работы общества явился вечер коллективной консультации, к проведению которого привлекли специалистов разных отраслей кинематографа. По сценарию и постановке учебного фильма консультацию вел А. А. Пресняков, по методике экранизации педагогического процесса — Б. Х. Толль, по работе с киносъемочной и кинопроекционной техникой — Б. Г. Хренников и В. П. Вишневский.

ЛОУНК проводило также вечера по обсуждению художественных фильмов и их сценариев. При этом как правило внимание сосредоточивалось на познавательной стороне кинофильмов. В обсуждении участвовали постановочные коллективы и ученые специалисты. На вечере по обсуждению фильма «Семеро смелых» присутствовали полярные исследователи Р. Л. Самойлович, А. В. Гаккель, Б. В. Лазуркин и др.; на вечере, посвященном фильму «Сон Монголии», — монголоведы М. И. Амагаев и Н. Н. Поппе11. С 1937 г. ЛОУНК начало проводить ^ ежемесячно не менее 15-20 различных массовых встреч, вечеров, просмотров С! кинолент, показательных киноуроков, докладов и т.п. Чаще всего они проводи- ^ лись в Доме ученых или в Доме кино, но нередко проходили и в стенах учебных ^ заведений. С января 1937 по май 1938 г. на них побывало свыше 10 тыс. чел., з главным образом преподавателей высшей и средней школы12. ^

Развитие деятельности общества сопровождалось его количественным -с ростом. Первая сравнительно крупная группа членов (90 чел.) была принята в ЛОУНК в конце марта 1936 г. Она включала слушателей кинопедагогических ^

з

__-О

10 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 9. Л. 6. !

11 ПФ АРАН. Ф. 349. Оп. 1 (1936). Д. 8. Л. 3-4. ^

12 Учебное и научное кино. 1938. № 6. С. 57-58; ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 59. Л. 35. |

курсов. В мае того же года в обществе состояло уже 196 чел. К началу 1937 г. число членов достигло 315. Кроме индивидуального членства устав общества допускал наличие юридических (коллективных) членов. Юридическими членами ЛОУНК стали ленинградские институты: Гражданского воздушного флота, Точной механики и оптики, Химико-технологический и др.13 Новый бурный рост общества произошел в первые месяцы 1938 г.: на 1 января в нём насчитывалось 442 члена, к концу марта — 540, что явилось результатом усиления работы общества в средней школе и широкого вовлечения в ЛОУНК учителей. К началу 1938 г. свыше 58% его членов составляли преподаватели высшей и средней школы, более 13% — работники кинематографа, 9% — инженеры и техники, 8% — военнослужащие, 3% — медики и т.д. Высок был образовательный уровень: 80% (354 человека) имели высшее образование, в том числе 28% (124 человека) — ученую степень14.

Основная работа общества велась в секциях и группах, которые формировались из специалистов по отдельным отраслям работы. Первоначально совет общества утвердил четыре секции: организационную, учета и продвижения фильмов (которая выявляла фонд учебных кинолент и определяла возможности их использования), учебно-методическую и научно-исследовательскую. Расширение сферы деятельности ЛОУНК вызвало дальнейшее развитие его структуры. Весной 1936 г. был создан ряд других секций: кинофикации высшей школы, кинофикации начальной и средней школы, научно-популярных и технико-пропагандистских фильмов, оборонная15. Затем начали функционировать секции: педагогическая, историческая, детского фильма; секция учебного кинематографа начала обследование состояния кинофикации вузов. Однако рост количества секций не привел к улучшению работы. Отдельные секции были пассивны, дублировали чужие функции. В ноябре-декабре 1936 г. совет ЛОУНК провел упорядочение структуры. Он ликвидировал секции уче-^ та и продвижения фильмов и организационную, выполнившие свои задачи,

объединил секции детского фильма и педагогическую, упразднил некоторые

16

^ инертные секции16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« Секции различались как по количеству членов, так и по объему и содержанию выполняемой работы. В каждой из них состояло от 30 до 90 чел. Секци-^ ей, как и группой, руководило выборное бюро во главе с председателем. Если а деятельность одних секций ограничивалась просмотром, обсуждением новых у фильмов и составлением отзывов о них, то другие непосредственно занима-Ци лись производственно-технической или научной работой. К концу 1938 г.

£ общее количество секций и групп достигло 14. Одной из наиболее крупных _

| 13 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 4. Л. 3, 4 об — 6, 8, 11; Д. 9. Л. 3; Д. 80. Л. 1.

^ 14 Учебное и научное кино. 1938. № 6. С. 52, 53, 55.

^ 15 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-2.

Й 16 Там же. Л. 22-23. С

и важных по значению была научно-исследовательская секция, которую возглавлял Б. Х. Толль. Главной работой, выполненной ею в 1936-1937 гг., было капитальное коллективное исследование по теме «Методика применения кино в педагогическом процессе высшей школы». Над темой трудилась большая группа членов общества, в числе которых были педагоги А. А. Люблинская, Ю. А. Самарин, И. В. Гордон, преподаватель ВГИК К. П. Корецкий и др. В процессе работы были собраны и проанализированы ответы на анкету общества по проблеме исследования от 169 профессоров и преподавателей высшей школы, 176 студентов, более 250 иностранных специалистов, научных организаций и учебных заведений, среди которых Британский киноинститут, университеты: Кембриджский, Лондонский, Висконсинский, Амстердамский и др.17 Авторы изучили большое количество лекций, учебных кинофильмов, методических материалов. Работа получила положительную оценку директора Института научной педагогики профессора И. Ф. Свадковского18. Секция подготовила ряд других работ по актуальным темам: «Современное состояние учебной кинематографии в СССР и в капиталистических странах», «Сценарий учебного фильма», «Организация и техника киноработы в учебном заведении», «Современные методы научно-исследовательского применения кино».

Секции кинофикации высшей школы и кинофикации начальной и средней школы выполняли работу по внедрению кино в аудитории и классы учебных заведений. Для этого члены секций систематически проводили показательные кинолекции и киноуроки, читали доклады на совещаниях и семинарах педагогического персонала, использовали различные формы распространения информации об учебном кино. С 1937 г. секция кинофикации начальной и средней школы установила шефство над 50-й школой Выборгского района Ленинграда и 1-й средней школой г. Луги19. Подшефным школам оказывалась постоянная квалифицированная помощь в кинофикации учебной работы. В ноябре 1937 г. из секции выделилась группа кинофикации школ взрослых, руководимая педагогом Е. М. Воронковской.

Наиболее крупными начинаниями секции кинофикации начальной и сред- ^ ней школы были: фестиваль научно-популярного и учебного фильма, состояв- С! шийся весной 1938 г., и фестиваль школьно-учебного фильма, организованный ^ ЛОУНК совместно с Ленгороно и областным Домом учителя в конце 1938 — ^ начале 1939 г. в Ленинграде и Ленинградской области. Городской фестиваль з школьного фильма проходил в Доме учителя на Фонтанке. Он состоял из де- ^ вяти вечеров, программа которых включала доклады и демонстрации учебных -с кинолент по естествознанию, географии, физике, химии и математике для пре- ^ подавателей средних школ. В области фестиваль проводился в девяти городах: ^

з

__-О

17 Там же. Д. 11. Л. 19; Д. 25. Л. 14, 25. !

18 Учебное и научное кино. 1938. № 3. С. 20. ^

19 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 59. Л. 32 об. |

Пскове, Новгороде, Старой Руссе, Луге, Боровичах, Лодейном Поле, Кингисеппе и Красногвардейске (Гатчине). В каждом из них состоялось по два вечера с просмотрами учебных фильмов и докладами: «Кино в учебно-воспитательной работе школ» и «Методика и практика киноработы в школе»20. Активную роль в организации обоих фестивалей сыграл член совета ЛОУНК, профессор Педагогического института им. М. Н. Покровского С. А. Павлович21. Он руководил проведением вечеров, выступал с лекциями для учителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недолго существовала историческая секция общества. Она была организована весной 1936 г. и сразу же энергично приступила к работе. Просмотры и обсуждения учебных кинофильмов по истории вскоре убедили членов секции в том, что научный и эстетический уровень этих лент чрезвычайно низок. Вопрос об этом был вынесен на пленарное заседание ЛОУНК, которое приняло резолюцию с резкой критикой всех существующих учебных исторических лент. Резолюция настаивала даже на запрещении фильма «Первобытное общество» как крайне безграмотного и совершенно неудовлетворительного с точки зрения формы22. Документ был опубликован и произвел определенное впечатление в кинематографических кругах, но существенного влияния на качество фильмов, к сожалению, не оказал. Видимо, это обстоятельство, а также то, что учебных фильмов по истории снималось немного, снизило активность членов секции. Она фактически перестала работать и в декабре 1936 г. была ликвидирована.

Задачей оборонной секции ЛОУНК была кинофикация военно-учебной работы и повышение качества фильмов по военной тематике. В секцию входили представители командного состава разных родов войск, неплохо знакомые с кинематографией. Многие из них окончили кинопедагогические курсы. Возглавлял секцию военный специалист В. В. Подкольский. Секция совместно с обществом Осоавиахим и военными учебными заведениями ЛВО проводила учет киноработы в военных частях и училищах. Она систематически устраи-^ вала демонстрации и обсуждения военно-учебных, военно-технических и др.

фильмов, связанных с обороной страны. В отзывах на кинофильмы и сцена-^ рии члены секции вынуждены были постоянно отмечать их низкое качество, « культивировавшееся в них пренебрежительное, упрощенческое представление о потенциальном противнике. «Иногда нам удается добиться снятия с экрана ^ слишком уже вредных фильмов, — писали члены секции в октябре 1937 г. по-а сле обсуждения одной из таких кинолент под названием "Неустрашимые". — у Между тем, работа секции... могла бы стать значительно более действенной Ци и позволила бы предупредить. тот вред, который наносит делу укрепления £ обороны страны выпуск недоброкачественных фильмов. Для этого требуется 5 поставить под контроль секции весь производственный процесс по выпуску

и _

^ 20 Там же. Д. 50. Л. 9 об; Д. 59. Л. 35.

^ 21 Там же. Д. 87. Л. 21.

Й 22 Кино. 1936. 4 мая. С

оборонных фильмов на фабриках Ленинграда»23. Однако несмотря на все старания, секции так и не удалось привлечь внимание студии «Союзтехфильм» и других организаций к этой проблеме.

С начала 1938 г. в составе оборонной секции были организованы особые группы по разным военным специальностям: артиллерийская, химическая, военно-морская и др. В этот период секция активизировала свою деятельность как по аннотированию военно-учебных фильмов, так и по проведению массовой работы среди командного корпуса ЛВО. В феврале 1988 г. она организовала просмотр оборонных кинофильмов для командных кадров Ленинградского гарнизона, на котором присутствовало около 250 чел.24 В сотрудничестве с Домом Красной армии была налажена информационная работа по ознакомлению с репертуаром и содержанием оборонных кинолент. В журнале «Морской сборник» и газете «Красная звезда» публиковались статьи членов секции по вопросам кинофикации военно-учебной работы.

Секция научно-популярного и технико-пропагандистского фильма, председателем которой был кинорежиссер Н. И. Галкин, занималась массовой и методической работой, вопросами подготовки тематического плана кинопроизводства. Она принимала заявки научных работников на научные и учебные фильмы и добивалась включения их в план киностудии «Лентехфильм». Для составления тематического плана на 1939 г. была создана комиссия, которая собрала и рассмотрела 60 заявок на научно-популярные и 38 — на учебные филь-мы25. Основное место в ряду массовой работы секции принадлежало развитию и распространению научно-популярного кино. По инициативе общества в начале 1937 г. в Ленинграде был открыт кинотеатр научно-популярного фильма «Экран», единственный в то время в СССР. Секция оказывала ему методическую помощь, содействовала в снабжении копиями кинофильмов. Велся также поиск новых форм научно-популярного кино. В 1938 г. совет ЛОУНК поддержал предложение своего члена П. Г. Заостровцева о создании серии звуковых кинолекций крупнейших научных и общественных деятелей страны26.

Секция научной кинематографии оказывала помощь отдельным научно-исследовательским учреждениям в проведении специальных видов киносъем- ^

О

ки. Ею руководил заслуженный деятель науки, руководитель клиники ГИДУВ, С! профессор Л. Т. Левин. Он принимал непосредственное участие в разработке ^ сценариев научно-исследовательских съемок по ларингологии и исследованию ^ вестибулярного аппарата. Большой интерес к научной кинематографии про- | являл член совета ЛОУНК академик А. Ф. Иоффе, участвовавший в научном ^ руководстве съемками фильма «Строение материи»27. Секция проводила учет

__рн

23 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 37. Л. 17-18. ад

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Учебное и научное кино. 1938. № 4. С. 47-48. „о

25 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 50. Л. 2 об, 5. !

26 Там же. Д. 15. Л. 2; Д. 49. Л. 81 об; Учебное и научное кино. 1938. № 6. С. 56. ^

27 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 25. Л. 6; Д. 53. Л. 46. |

киноаппаратуры и оборудования для исследовательских съемок, поддерживала связь с предприятиями по производству кинооборудования. В апреле 1936 г. Л. Т. Левин и ученый секретарь секции Н. Т. Николаев участвовали во Всесоюзной конференции по вопросам кинопромышленности в Москве. Секция поддерживала постоянный контакт с научными учреждениями, где вела работу по разъяснению широких возможностей научного кино. Секция предоставляла им специальную съемочную аппаратуру и консультировала по вопросам применения кино в исследовательской работе28.

В 1936 г. в ЛОУНК была организована техническая секция для содействия изобретателям и конструкторам новой кинотехники в осуществлении их проектов. Секция выявила немало интересных предложений по изготовлению съемочной и проекционной киноаппаратуры, оказывала посредническую помощь их авторам в реализации замыслов.

С 1937 г. начала работу группа физкультурного и спортивного фильма ЛОУНК под председательством профессора А. Н. Крестовникова, которая занималась разработкой сюжетов и организацией подготовки спортивных учебных кинофильмов, содействием кинофикации преподавания физкультуры, а также созданием научно-популярных кинолент по этой тематике. В состав группы входили преподаватели физкультуры и ряд видных мастеров спорта. Она поддерживала тесный контакт со спортивными организациями города29.

На третьем году своей деятельности ЛОУНК начало работу по применению кино для повышения агрономических знаний работников сельского хозяйства. Этим занялась вновь организованная группа по шефской работе в колхозах во главе с Б. Х. Толлем. 25 января 1938 г. общество созвало специальное совещание по вопросам использования имеющегося фонда сельскохозяйственных фильмов. В нем участвовали представители Леноблкино, Областного земельного управления, Управления кинофикации, Сельскохозяйственного института и др. органи-^ заций. Совещание поддержало предложение ЛОУНК об использовании учебно-технического кино для подготовки к посевной кампании. Созданная при обществе ^ комиссия провела учет всех кинофильмов по сельскому хозяйству, организовала « сотрудничество Леноблкино, «Росснабфильма», Сельскохозяйственного института и музея в подготовке массовой кинолекционной работы для содействия ве-^ сеннему севу. Комиссия организовала в феврале 1938 г. просмотр и обсуждение а агротехнических фильмов с участием председателей колхозов и других аграри-у ев30. Отобранные для показа кинофильмы по вопросам механизации сельскохо-^ зяйственных процессов ранее лежали на полках невостребованными. £ В апреле 1938 г. в районах Ленинградской области был проведен так назы-5 ваемый кинорейд в помощь весеннему севу. Сельскохозяйственные фильмы я

и _

^ 28 Там же. Д. 4. Л. 9; Д. 9. Л. 7; СПФ АРАН. Ф. 349. Оп. 1 (1936). Д. 49. Л. 47. ^ 29 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 86. Л. 13; Учебное и научное кино. 1938. № 5. С. 24.

О

Й 30 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 71. Л. 4-6.

демонстрировались перед показом художественной кинокартины и сопровождались небольшой лекцией сотрудника Сельскохозяйственного музея. Всего в области было проведено свыше 40 таких кинолекций31. Через год, в январе-марте 1939 г., группа по шефской работе в колхозах вновь организовала кинолекционный рейд по районам области. На этот раз использовались заранее оборудованные звуковые автокинопередвижки, лекции читала группа агрономов. Кинолекции на селе сопровождались показом учебных фильмов в сельских школах, их смотрели и педагоги, и учащиеся. Показу учебно-технических и научно-популярных кинолент предшествовали лекции о выращивании овощей, о борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Маршрут кинопередвижек разрабатывался так, чтобы в пунктах проведения кинолекций могли собраться крестьяне из соседних деревень32.

На собрании группы членов ЛОУНК — филологов и лингвистов, преподающих в высшей школе, в апреле 1938 г. была организована секция кинофикации преподавания иностранных языков. В состав бюро секции вошли: известный языковед Л. В. Щерба, преподаватель Института киноинженеров А. М. Хри-стиани и др.33 Секция осуществляла задачи общей кинофикации процесса обучения различным языкам и освоения их отдельных структур: фонетики, лексики, грамматики.

Созданная в начале 1938 г. группа математического фильма, председателем которой стал А. Д. Афанасьев, приступила к работе по обсуждению имевшихся кинофильмов («Прямая пропорциональность», «Гармонические колебания», «Круговые функции» и др.) и по выбору тем для новых сценариев34. В группу входили преподаватели как высшей, так и элементарной математики. В работе также принимали участие учителя школ для взрослых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инициативная группа членов ЛОУНК — персонала промышленных предприятий исходя из значения технической учебы для повышения общей и профессиональной подготовки рабочих организовала весной 1938 г. секцию кинофикации рабочего образования35. Секция содействовала широкому использованию кино в учебно-технической работе на заводах и фабриках. Для

о

этого она привлекала специалистов, преподающих на предприятиях и интересующихся вопросами применения учебного кино.

В конце 1938 г. в ЛОУНК была восстановлена секция детского фильма, ко- ^ торая объединила ученых, педагогов, писателей и других представителей творческих профессий36. Они занимались разработкой вопросов развития детского

31 Там же. Д. 59. Л. 32 об; Крестьянская правда. 1938. 18 апреля. Я

32 Там же. Д. 92. Л. 5 — 8 об, 36 — 36 об. &о

33 Учебное и научное кино. 1938. № 5. С. 74-75. „о

34 Там же. № 3. С. 18-19. !

35 Там же. № 4. С. 47. ^

36 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 68. Л. 86 об; Д. 86. Л. 14. |

оо

кинематографа, обсуждали сценарии, проводили изучение и аннотирование фонда кинолент для детей, оказывали помощь детским кинотеатрам и школам в организации педагогической работы на базе кино.

Как видим, круг стоявших перед обществом задач, как и разнообразие интересов его членов, были весьма широкими. Конечно, не все секции и группы работали достаточно эффективно из-за отсутствия активных членов, материальных возможностей, помещения для работы и других трудностей. Хорошо работавшие секции добивались успеха прежде всего за счет энтузиазма и энергии инициативного ядра или умелых руководителей.

Деятельность общества серьезно осложнялась ограниченностью материально-технической базы. Положение с помещением для общества долгое время оставалось тяжелым. Сначала ЛОУНК размещалось в Доме ученых, где ему была выделена неудобная проходная комната. Весной 1938 г. обществу отказали и в этой комнате, так как его растущая активность мешала собственной работе Дома ученых. Некоторое время ЛОУНК размещалось в здании Института киноинженеров. Лишь к марту 1939 г. после неоднократных обращений в Ленобли-сполком и Ленгороно общество получило помещение в д. 100 по пр. 25 Октября (Невскому)37. Основным источником финансирования общества были членские взносы индивидуальных и юридических членов и добровольные ассигнования заинтересованных учреждений. По мере количественного роста ЛОУНК расширялась его материальная база. В 1936 г. бюджет общества составил 10 тыс. руб., в 1937 г. — 17 тыс.38 Этих средств всё же было недостаточно для полнокровной работы. Дополнительный доход приносила непосредственная деятельность по производству фильмов, которая, однако, не была самоцелью, а служила задачам, сформулированным в уставе общества.

В конце 1936 г. совет общества организовал кинопроизводственную базу, перед которой были поставлены задачи изготовления короткометражных фильмов, ^ диапозитивов и фотографий, а также перемонтажа старых кинофильмов для ис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

пользования их частей. По договору с Ленинградским институтом инженеров ком-^ мунального строительства в 1937 г. силами этой кинобазы ЛОУНК осуществись ло самостоятельную постановку учебного фильма «Лепные работы» (режиссер И. Б. Вязовский), которому специалисты дали высокую оценку. По заказу Аркти-^ ческого института на материалах экспедиционных киносъемок членами общества а был создан научно-популярный фильм «Ледокол "Ермак" во льдах Арктики»39. у Ряд крупных ученых — членов совета ЛОУНК: Я. И. Френкель, академики Ци Б. Д. Греков, А. Ф. Иоффе и др. участвовали в научно-консультационном обеспе-£ чении производства фильмов. В начале 1937 г. при кинобазе образовалась группа 8 кинолюбителей, специализировавшихся в области учебного и научного кино40. я _

£ 37 Там же. Д. 14. Л. 59; Д. 59. Л. 35 об; Д. 82. Л. 3; Д. 87. Л. 13. ^ 38 Там же. Д. 11. Л. 20; Д. 16. Л. 23.

« 39 Там же. Д. 4. Л. 22; Д. 23. Л. 1-2; Д. 54. Л. 60 об; Учебное и научное кино. 1938. № 5. С. 15. С 40 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 15. Л. 2 об.

Большие сложности со снабжением кинопленкой не позволили в полной мере развить киносъемочную работу и реализовать подготовленные в ЛОУНК сценарии. Производственная деятельность общества сосредоточилась на подготовке учебно-инструктивных фотовыставок и издании фотоальбомов, которые рассылались по заявкам учебных заведений не только Ленинграда, но и других городов страны. Они печатались в количестве свыше тысячи экземпляров. Значительным спросом пользовались пять фотоальбомов с брошюрами из серии «Материалы по истории кино», инструктивно-методическая выставка «Методика применения кино в учебной работе» и выставка «Рабоче-Крестьянская Красная Армия и Военно-Морской Флот в произведениях советского кино и изобразительного искусства». В 1937 г. подготовка альбомов и выставок была объединена с чисто издательской деятельностью и образован производственно-издательский сектор ЛОУНК, действовавший при кинопедагогических курсах. Кроме того, сектор занимался поиском и тиражированием учебных фильмов, снятых отдельными вузами и отпечатанных в единственном экземпляре.

Издательская работа общества началась с подготовки книг серии «Материалы по истории кино». Всего в этой серии с 1937 по 1939 г. было издано шесть работ разных авторов. В тот же период ЛОУНК опубликовало несколько книг по методике применения кино в учебном процессе. С января 1938 г. общество стало выпускать календарь-бюллетень «Учебное и научное кино», единственное в стране периодическое издание подобного профиля. Первые номера вышли тиражом 500 экземпляров, с пятого — 1200, с седьмого — 1500. В бюллетене помещались информационные и методические материалы, научно-педагогические статьи.

Обслуживанием высшей школы занималось другое производственное подразделение ЛОУНК — эксплуатационная кинобаза, получившая позднее наименование экспериментально-технико-производственного бюро. Одной из задач бюро была помощь вузам в кинооборудовании аудиторий. Бюро разработало проекты кинофикации учебных кабинетов Академии легкой промышленности ^

О

и Института инженеров водного транспорта. В академии оно проделало так- С! же трудоемкую работу по реализации своего проекта. Кроме того, члены бюро ^ спроектировали и изготовили различные виды кинооборудования для учебной ^ работы: просмотровый стол, автопроектор, переносной пульт и др.41 |

В апреле 1936 г. Дом ученых передал ЛОУНК кинопедагогические кур- ^ сы, единственное в СССР учебное заведение для подготовки специалистов -с по учебной кинематографии. Курсы имели два отделения. Основное отделе- ^ ние выполняло задачу повышения квалификации специалистов разного про- ^ филя по применению кино в педагогической работе и научных исследовани- ^ ях. Оно давало знания по основам методики подготовки сценариев учебных §

си

Рч

41 Там же. Д. 49. Л. 43-44, 58 об. |

фильмов и кинофикации учебных заведений. Второе отделение — сценарное — готовило кадры сценаристов учебного и научно-популярного кино. На сценарное отделение принимались, как правило, окончившие основное отделение курсов42.

Весь срок обучения на курсах длился семь месяцев. В 1937-1939 гг. курсы провели три выпуска общей численностью 207 чел. Среди слушателей преобладали педагоги и ученые. Так, в составе 87 выпускников 1937 г. было 26 преподавателей вузов (в том числе один профессор), 7 аспирантов, 4 научных сотрудника, 34 педагога, 10 инженеров и 6 специалистов других профессий43. Придавая большое значение привлечению на курсы школьных учителей, ЛОУНК приняло на основное отделение в 1936/37 учебном году большую группу преподавателей школ (40 человек)44. Половина из них была зачислена бесплатно, несмотря на сложное финансовое положение курсов, чьи расходы лишь наполовину покрывала плата за обучение. Руководителю курсов Б. X. Толлю приходилось постоянно изыскивать дополнительные средства. Тем не менее контингент приема с каждым годом сокращался: в 1936 г. было принято 125 чел., в 1937 г. — 120, в 1938 г. — 9745. ЛОУНК испытывало большие трудности с размещением курсов. Сначала занятия проводились в Доме техники НКТП (Невский пр., 58), а с осени 1937 г. их перевели в здание Института киноинженеров, где условия были лучше. Штатных преподавателей курсы не имели. Лекции читали в основном профессионалы — практики в области кинематографии. Среди них были крупные специалисты и талантливые кинорежиссеры, например Л. З. Трауберг, читавший курс истории мирового кино.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность ЛОУНК вызвала большой интерес научной общественности Москвы, где в марте 1938 г. образовалась инициативная группа, обратившаяся в ЛОУНК с просьбой помочь организовать отделение общества в столице. При содействии ЛОУНК 18 октября 1938 г. состоялось первое заседание оргкоми-^ тета Московского отделения. Его возглавили московские ученые Л. Е. Левен-сон, Л. М. Сухаревский и Р. И. Новицкий46. Наркомпрос РСФСР одобрил ини-^ циативу по организации отделения и поддержал идею создания всероссийского « общества. Этим намерениям не суждено было осуществиться, так как весной

Л

1939 г. ЛОУНК внезапно прекратил существование из-за серьезного конфлик-^ та с вновь организованным могущественным монопольным киноведомством. а Уже через несколько месяцев после организации ЛОУНК его независимая у позиция в вопросе о положении и путях переустройства учебного кино в СССР

я вызвала недовольство руководителей Главного управления кинематографии

о н

и _

Я -

=8 42 Учебное и научное кино. 1938. № 7. С. 14.

| 43 Там же. № 6. С. 67; ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 52. Л. 3 об; Д. 106. Л. 14.

^ 44 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 59. Л. 72.

^ 45 Там же. Д. 9. Л. 9; Д. 52. Л. 3 об; Учебное и научное кино. 1938. № 6. С. 67.

О

Й 46 Там же. Д. 49. Л. 81. Д. 59. Л. 34 об.

Комитета по делам искусств при СНК СССР. Критику косности и рутины в организации кинопроизводства и проката они воспринимали как выпады против ведомства и отвечали нападками на ЛОУНК47. Противоречие обострялось, когда вдруг, в январе 1938 г. пришла неожиданная развязка — всё руководство Главного управления кинематографии во главе с Б. З. Шумяцким было арестовано и вскоре расстреляно. В духе времени их обвинили в саботаже, вредительстве и политических «преступлениях».

В марте 1938 г. СНК СССР принял решение о ликвидации Главного управления кинематографии. Вместо него был создан самостоятельный Комитет по делам кинематографии при СНК СССР48. В результате значение киноведомства многократно усилилось. В его ведение вошли все киностудии, кинотеатры, организации и учебные заведения кинофотопромышленности и т.п. Совет ЛОУНК обратился 17 апреля 1938 г. в комитет с предложениями по улучшению положения учебного кино49. Ответа он не получил. Вскоре комитет представил в СНК СССР свой проект реорганизации производства и проката учебно-научных фильмов, который предполагал отстранение от этой деятельности всех не подчиненных комитету организаций. Проект вызвал резкие возражения ЛОУНК. «Мы полагаем... — писали члены совета общества председателю Госплана СССР Н. А. Вознесенскому, — что основное направление необходимой перестройки — решительное приближение учебной кинематографии к школе, к педагогам и ученым, выдвижение на роль центральной фигуры в создании учебных фильмов ученого, педагога — того, кто только и может в содружестве с киноработниками являться автором фильма по своей специальности»50. Осуждая действия Комитета по делам кинематографии как политику монополизма, они ссылались на то, что следствием этой политики является огромное количество выпущенных киностудиями фильмов, не отвечающих требованиям учебной работы. Эти кинофильмы содержат ошибки в научном содержании, так как всё дело их создания находится в руках некомпетентных режиссеров, а специалисты привлекаются в качестве консультантов на студии лишь эпизодически51. Благодаря усилиям ЛОУНК Совнарком от- ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

клонил проект Комитета по делам кинематографии. С!

Это столкновение резко обострило отношения между комитетом и ЛОУНК. ^ Председатель комитета С. С. Дукельский категорически заявил, что «не при- ^ знает» общества. В конце 1938 г. он отдал распоряжение подчиненному ему Ин- | ституту киноинженеров отказать в помещении кинопедагогическим курсам52. ^

о

__о

47 Там же. Д. 16. Л. 25. £

ж

48 Собрание постановлений Правительства СССР. 1938. № 13. Ст. 81. ад

49 Учебное и научное кино. 1938. № 5. С. 5-11. „о

50 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 59. Л. 57. !

51 Там же. Л. 44-66. ^

52 Там же. Л. 105. |

Позиция ЛОУНК, основанная на децентрализации производства учебных и научных фильмов и активном вовлечении в него общественных сил, противоречила не только ведомственным интересам Комитета по делам кинематографии, но и общей политике правительства по проведению узковедомственного принципа руководства на основе разукрупнения наркоматов и ведомств. Не последнюю роль сыграла и боязнь любого рода общественной инициативы.

Вскоре обществу был нанесен окончательный удар. Следуя директиве СНК СССР, Леноблисполком 25 апреля 1939 г. принял решение о ликвидации ЛОУНК53. Ликвидацию общества СНК поручил Комитету по делам кинематографии. Попытки членов совета общества добиться в Совнаркоме пересмотра этого решения ни к чему не привели54. После ликвидации дел ЛОУНК кинобаза общества была передана в ведение Леноблсовета научного инженерно-технического общества машиностроения, кинопедагогические курсы и фотолаборатория — Ленгороно55.

Несмотря на непродолжительное существование, ЛОУНК оставило определенный след в истории учебного и научного кино. Он запечатлен не только в результатах педагогической, издательской и производственной деятельности общества, но и в сформированном им новом отношении педагогов и ученых к возможностям использования кинематографа в своей профессиональной работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

я «

и <и

Я ^

О н и Я

я

53 ЦГА СПб. Ф. 7179. Оп. 11. Д. 115. Л. 30.

54 ЦГАЛИ СПб. Ф. 17. Оп. 1. Д. 106. Л. 2, 7.

55 Там же. Л. 14-16, 27.