ИСТОРИЯ МЕДИА ОБРАЗОВАНИЯ
Media Education History
Фильм в работе учителя (небольшой исторический экскурс)
Д.И. Игнатьев,
преподаватель биологического факультета Тверского государственного университета
Аннотация. Статья посвящена краткому историческому обзору учебного кинематографа и использованию учебного кино в работе учителя.
Ключевые слова: учебный фильм, научно-популярный кинематограф, медиа-образование.
The film in work of the teacher (small historical digression)
D.I. Ignatiev,
teacher of biology faculty Tver State University
Abstract. Article is devoted to the short historical review of an educational cinema and use of educational cinema in work of the teacher.
Keywords: educational film, educational cinema, media education.
В русском научно-популярном кинематографе существует одна интересная, но подзабытая страница истории - становление и развитие учебной кинематографии. Сегодня учебные фильмы привычное средство обучения. Главное качество, благодаря которому они приобрели популярность - это их особая выразительность, возможность передать на экране те процессы и явления, которые недоступны для прямого восприятия.
Первые фильмы такого рода появились в начале века в университетах и лабораториях, их производством занимались ученые-энтузиасты [Черепинский, 1989]. Эти ленты еще не были рассчитаны на использование в школе. Причин тому две: 1) показ носил массовый характер, т.к. не была разработана методика применения учебных кинофильмов; 2) отсутствие киноустановок во многих школах, с помощью которых можно было бы демонстрировать фильм классу.
Эти проблемы решались двумя путями: созданием просветительских кинотеатров и системой специального кинопроката, которая поддерживалась сначала меценатами, а затем и государством и просуществовала весь советский период. Были освоены цейтраферная (сверхзамедленная), рапид- и микросъемка (впервые использовалась при создании фильма «Туфелька» (режиссер В.Н. Лебедев) [Васильков, 1967; Че-репинский, 1989; Федоров, Челыше-ва, 2002].
В 1912 г. (1-й выпуск) и в 1914 г. (2-й выпуск) М. Алейников издал каталог «Разумный кинематограф», где было собрано около 1200 видовых фильмов длительностью 5-7 мин. [Алейников, 1912, 1914] каждый. Первые учебные киноленты, которые можно было использовать на уроках, создавались путем перемонтажа уже существующих. Но вопрос о создании специальных фильмов для школы стоял все еще остро.
В 1920-е годы отечественная научно-популярная кинематография развивалась под влиянием немецкой кинокультуры (Аборт, 1924; Больные нервы, 1930). Но в 1922 в Петрограде прошло первое совместное заседание работников государственной кинематографии, которое утвердило план работы по введению в учебные заведения кино как учебного пособия. Вышла директива по организации кинодела в стране. Эти события послужили отправной точкой, которые дали стимул для развития кинематографии и учебного кино, в частности.
В 1925 году В. Пудовкин при непосредственном участии И.П. Павлова снял фильм «Механика головного мозга». В начале 1930-х были соз-
даны тресты, при которых был цех по производству кинофильмов для школ. К 1940 году таких организаций насчитывалось 24, они выпустили 138 фильмов для 5-7 классов. Наиболее крупными были: Мостехфильм (25 фильмов), Лентехфильм (16 фильмов), Сибтехфильм (12 фильмов). Параллельно выпускалась и совершенствовалась школьная кинотехника (аппараты УП-2 и 16-НП); фильмы переводились на узкую пленку; появился звук. К примеру, общее число учебных фильмов по школьному курсу биологии составляло 32 киноленты [Киселев, Полонский, 1940; Иванова, 1961]. Большинство из них уже были адаптированы к отдельным разделам школьного курса.
Основной акцент в содержании учебного кино делался на продвижение идеи политехнизма, которая нашла свое отражение в кинолентах через практическое использование окружающей среды [Гельмонт, 1933; Пьянова, 1958]. Были применены новые виды съемок, сочетавшие в себе длительные наблюдения за живыми объектами и эксперименты. При каждой школе организовывались кинопедагогические кабинеты, основной задачей которых было ведение фильмотеки (наличие картотеки и специальной литературы, составление фильмокартотечных листов и т.д.). Фильмы, предусмотренные программой, могли использоваться в готовой форме, или учитель мог сам, зная технику монтажа и приемы работы с киноаппаратурой, сделать соответствующие видеофрагменты к уроку [Сухаребский, Ширвиндт, 1930; Винтман, 1949; Павлович, 1949]. Но, как правило, за показ на уроке отвечал ученик. Если
же учитель не имел навыков работы с киноаппаратурой, или в школе не было кинопедагогического кабинета, то организационная часть подготовки к киноуроку проходила по следующей схеме [Полонский, 1934]:
1) организация получения фильма в школу из системы кинопроката;
2) организация его просмотра самим педагогом или коллективом педагогов;
3) техническое оборудование педагогического процесса, согласно методической разработке;
4) установление точной договоренности с киномехаником о технике демонстрации фильма.
Появление первых работ, посвященных дидактическим требованиям к применению учебного кино в школе, относится к 1933 году, когда вышел сборник публикаций «Учебное кино», где уже в первых номерах были опубликованы основные требования, предъявляемые к показу кинокартин такого рода.
В послевоенные годы учебный кинематограф отделился от научно-популярного, а научно-популярного кино стало использовать элементы игрового (эта тенденция была связана с тем, что государство объявило своей задачей создание фильмов для широкого зрителя). Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, учебное кино продолжало активно развиваться и применяться в школах. Это было связано не только с развитием методики применения учебного кино и выходом соответствующих постановлений Министерства просвещения, но и с тем, что в 1954 году в минимум типового оборудования всех школ страны был включен звуковой узкопленочный киноаппарат. Повсеместно отмечался рост
числа уроков с использованием учебных кинофильмов в процессе обучения (с 4895 уроков в 1946 г. до 23363 уроков в 1950 г.) [Кащенко, 1951].
В 1951 году Б.П. Кащенко разработал первую классификацию учебных фильмов относительно методических особенностей:
• обзорные (общий обзор научных данных по отдельным темам; показ либо в начале, либо в конце проработанной на уроках темы);
• монографические (краткое описание какого-либо явления; рассчитаны на демонстрацию на одном уроке);
• односюжетные (показываются отдельные части какого-либо процесса или явления; используются на уроке наряду с другими пособиями);
• инструктивные (инструкционные указания для учащихся перед экскурсиями в природу, в лабораторию и др.; цель таких фильмов - подготовка учащихся к усвоению практических навыков).
Попытки обосновать научно-педагогические требования к учебному фильму были предприняты А.М. Гельмонтом, С.И. Архангельским и Л.П. Прессманом [Гельмонт, 1961 а,б; Архангельский, 1963; Прес-сман, 1979; Зазнобина, Прессман, 1985; Дидактические..., 1987]. Они сводились к следующим положениям, которые и сегодня не потеряли своей актуальности:
- учебный фильм должен занимать свое определенное место на уроке при изучении данной конкретной темы;
- учебный фильм должен служить формированию у учащихся систематических прочных и осмысленных на-
учных знаний, понятий, законов, теорий, умений применять их в жизни;
- предоставляемая информация должна быть научно достоверна, соответствовать современному состоянию науки. Учебный фильм должен содействовать ознакомлению учащихся с приемами и методами научного познания;
- содержание, объем и глубина фильма должны соответствовать программе изучения данного предмета. Отклонение от программы делает затруднительным применение учебного кинофильма, что приводит к усложнению содержания и непониманию со стороны учащихся;
- учебный кинофильм должен, кроме образовательных задач, решать задачи нравственного и эстетического воспитания учащихся;
- содержание фильма и его изобразительный материал должны быть предельно конкретны, рассматривать определенную узкую предметную область;
- учебные фильмы могут давать полное изложение вопросов ученой программы, либо ограничиваться освещением отдельных ее компонентов;
- учебный фильм должен быть рассчитан на один урок. Демонстрация должна носить фрагментарный характер. Урок не должен превращаться в кинопоказ и не доходить до уровня развлекательности;
- учебный фильм должен способствовать применению новых прогрессивных методов и организационных форм обучения и воспитания, служить повышению качества и эффективности педагогического труда;
- изобразительный материал и дикторский текст должны соответствовать возрасту учащихся, уровню
их развития, степени подготовленности, уровню работоспособности. Речевой и музыкальный ряды должны помогать восприятию и пониманию изображений;
- материал должен предъявляться в строго логической, живой и эмоциональной форме. Впечатление от фильма должно направлять интересы учащихся к работе в области данного предмета изучения, а не отвлекать их внимание;
- в учебном фильме не должно быть никаких словесных утверждений, не подтверждаемых показом соответствующих кадров;
- учебный кинофильм должен отражать жизнь в движении и развитии, поэтому необходимо, чтобы большое количество материала было динамичным;
- широкое применение должны иметь методы раскрытия сущности явления или процесса с помощью средств научной кинематографии. Применение этих средств, помимо учебного значения, вызывает пытливость и активный интерес к средствам изучения научных феноменов;
- в учебных фильмах необходимо применение цветных изображений. Не следует создавать богатой гаммы красок там, где это не диктуется задачами дидактики. Цвет должен служить научному анализу, как и другие средства;
- формы изложения материала могут быть разнообразными: лекция, рассказ, экскурсия, лабораторная работа и др.;
- при использовании учебного фильма на уроке должны применяться всевозможные задания, которые будут ориентированы на более прочное усвоение информации
из фильма и ее последующее закрепление.
В 1958 году началась реформа образования. В учебной кинематографии остро встал вопрос о доступности и наглядности материала. Эти вопросы были не новыми, но в 1960-х, когда учебный фильм должен был базироваться на твердом отношении к той или иной моральной проблеме, это было актуально. Предпосылкой к этому по праву можно считать фильм В. Пудовкина «Механика головного мозга», который показал, что простое фиксирование на пленку научного опыта может быть неправильно воспринято аудиторией [Архангельский, 1963].
К 1960 г. в кинофонде Министерства просвещения СССР насчитывалось свыше 100 фильмов (по школьному курсу биологии): ботаника - 35, зоология - 45, анатомия и физиология человека - 16, основы дарвинизма - 10 [Гельмонт, 1958, 1961; Розенштейн, 1989]. Каждый из них имел аннотацию, в которой были изложены краткое содержание, общий метраж, авторский коллектив и др. сведения об издании. Снимались фильмы, сочетающие элементы научности и актерской игры, с включением материалов, непривычных для обычного кино (карт, таблиц, чертежей, формул и др.). С 1969 года росла кинооснащенность сельских и городских школ.
Сегодня на смену пленочным киноаппаратам и диапроекторам пришла цифровая техника. В эпоху компьютеризации многих сфер деятельности человека (особенно сферы образования), массового пользования кабельного телевидения и видеотехники вновь становится актуальной проблема эффективного
применения данных средств в учебно-воспитательном процессе. И по ряду причин заставляет совершенно по-новому взглянуть на данную проблему. Во-первых, многие старые учебные фильмы утратили актуальность содержания в условиях современной школы и новой программы, хотя некоторые фрагменты можно было бы с успехом использовать на уроках. Во-вторых, существует проблема перенесения учебных фильмов с пленки на цифровые носители (хотя это вполне реализуемо). Увы, школа потеряла большую материальную, практическую и методическую кинобазу, служившую примером оснащенности школьного курса, использование которой было дидактически обосновано. В итоге использование фильмов и кинофрагментов в школе свелось к минимуму.
Появление многоканального кабельного и спутникового телевидения, которые предоставляют широкие возможности для просмотра научно-популярных передач, вновь ставят вопрос о создании фильмотек (на современном этапе - руками педагогов) и об использовании готового киноматериала на уроках. Отсутствие специальных кинофильмов по школьному курсу заставляло учителей записывать научно-популярные передачи, которые транслировались по телевидению, и которые потом использовались на уроках. Многие из них отличались высоким качеством, доступностью, наличием интересных и уникальных кадров.
Эта ситуация порождает новые проблемы. Первая из них заключается в том, что при создании кинофильма или кинофрагмента к уроку педагогу приходится осваивать со-
вершенно новую для него технику компьютерного монтажа. Другая проблема - проблема содержательного характера, заключающаяся в том, какой материал должен быть положен в основу видеофильма или видеофрагмента, который потом будет использоваться на уроке по той или иной теме [Морозова, 1991; Гура, 2006].
Став неотъемлемой частью нашей жизни, кинематограф формирует собственную реальность, оказывающую воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его интеллектуальное развитие. Использование фильмов в учебном процессе, требует от учителя не только умения с помощью кинопоказа ставить предметную проблему, но значительной суммы знаний в области медиа. Вот почему необходимо создать условия для развития у учащихся навыков грамотной зрительской культуры, включающей в себя аналитические умения и навыки, критический подход и творческое восприятие. И мы полагаем, что современные научно-популярные фильмы несут в себе большой потенциал для формирования зрительского вкуса и медиакультуры, медиакомпе-тентности.
Литература
Алейников М. Разумный кинематограф (каталог образовательных лент для школьных целей). Вып. 1. М., 1912. 88 с. Вып. 2. М., 1914. 148 с.
Архангельский С.И. Элементы теории, техника и методика применения учебного кино в средней и высшей школе. Л., 1963. 56 с.
Васильков И. Экран и наука. М.: Знание, 1967. 64 с.
Винтман А.Б. Кино в учебно-воспитательной работе школы. М.;
Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1949. 40 с.
Гельмонт А.М. Как использовать кино в школе // За политехническую школу. 1933. № 3. С. 93-97.
Гельмонт А.М. Биология // Учебные кинофильмы для школ: аннотированный каталог-справочник. М., 1958. С. 169203.
Гельмонт А.М. (а) Кино на уроке. М.: Изд-во Акад. пед наук РСФСР, 1961. 102 с.
Гельмонт А.М. (б) Школьные учебные фильмы и педагогические требования к ним // Учебный фильм. 1961. С. 143-155.
Гура В.В. Проблема гуманитарной экспертизы электронных образовательных ресурсов // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности. М.: Смысл, 2006. С. 424-428.
Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе / под ред. Л.П. Прессмана. М.: Педагогика, 1987. 152 с.
Зазнобина Л.С., Прессман Л.П. Эк-ранно-звуковые средства обучения в школе // Сов. педагогика. 1985. № 2. С. 29-33.
Иванова Т.Л. Об учебных фильмах по зоологии // Биология в школе. 1961. № 5. С. 21-24.
Кащенко Б.П. Учебное кино в советской семилетней школе: дис. ... канд. пед. наук. М., 1951. 251 с.
Киселев У.А., Полонский М.М. Кино в учебной и внеклассной работе школы. М., 1940. 44 с.
Морозова Л.Ф. Учебные кинофильмы на уроках // Биология в школе. 1991. № 6. С. 41-43.
Павлович С.А. Учебное кино на уроках естествознания. Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1949. 172 с.
Полонский М.М. Методика и техника киноработы в школе. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. 87 с.
Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. М.: Просвещение, 1979. 176 с.
Пьянова В.И. Кино на уроках биологии и практикумах по сельскому хозяйству // Кино в школе. 1958. С. 80-90.
Розенштейн А.М. Использование средств обучения на уроках биологии. М.: Просвещение, 1989. 191 с.
Сухаребский Л., Ширвиндт А. Кинофикация школы. М.: Теа-Кино-Печать, 1930. 241 с.
Федоров А.В., Челышева И.В. Ме-диаобразование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.
Черепинский С.И. Учебное кино: история становления, современное состояние, тенденции развития дидактических целей. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. 168 с.
References
Aleyinikov, M. (1912, 1914). Reasonable cinema (catalog of educational tapes for school aims). Issue 1. Moscow, 1912. 88 p. Issue 2. Moscow, 1914. 148 p.
Archangelsky, S.I. (1963). Elements of theory, technique and methodology of use educational cinema in secondary and high school. Leningrad, 1963. 56 p.
Cherepinsky, S.I. (1989). Educational cinema: formation history, current state, tendencies of development of the didactic purposes. Voronezh: Publishing House of Voronezh University, 1989. 168 p.
Didactical bases of use screen and sound means in school / Ed. L.P. Pressman. Moscow: Pedagogic, 1987. 152 p.
Fedorov, A.V., Chelysheva, I.V. (2002). Media education in Russia: short history of development. Taganrog: Poznanie, 2002. 266 p.
Gelmont, A.M. (1933). How to use cinema in school. For polytechnical school. 1933. № 3. P. 93-97.
Gelmont, A.M. (1958). Biololgy. Educational films for schools: annotated catalog directory. Moscow, 1958, p. 169-203.
Gelmont, A.M. (1961a). Cinema at a lesson. Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences RSFSR, 1961. 102 p.
Gelmont, A.M. (1961b). Educational Films for Schools. Учебный фильм. 1961. P. 143-155.
Gura, V.V. (2006). Problem of humanitarian examination of electronic educational resources. in Examination in modern world: from knowledge to activity. Moscow: Smisl, 2006. P. 424-428.
Ivanova, T.L. (1961). About educational films of zoology. Biology in school. 1961. № 5. P. 21-24.
Kaschenko, B.P. (1951). Educational cinema at seven-year school: PhD. Dis. Moscow, 1951. 251 p.
Kiselev, U.A., Polonsky, M.M. (1940). Cinema in educational and out-of-class work of school. Moscow, 1940. 44 p.
Morozova, L.F. (1991). Educational films at lessons. Biology in school. 1991. № 6. P. 41-43.
Pavlovich, S.A. (1949). Educational cinema at natural sciences lessons. Leningrad: Publishing House of Ministry of Public Education RSFSR, 1949. 172 p.
Pjanova, V.I. (1958). Cinema at biology lessons and workshops on agriculture. Cinema in school. 1958. P. 80-90.
Polonsky, M.M. (1934). Methodology and technique film work in school. Leningrad: State Educational and Pedagogical Publishing House, 1934. 87 p.
Pressman, L.P. (1979). Bases of a technique of application of screen and sound means in school. Moscow: Prosve-schenie, 1979. 176 p.
Rozenshtein, A.M. (1989). Educational Means at biology lessons. Moscow: Pros-veschenie, 1989. 191 p.
Suhkarebski, L., Shirvindt, A. (1930). Cinema in school. Moscow: Theatre-Cinema-Press, 1930. 241 p.
Vasilkov, I. (1967). Screen and science. Moscow: Znanie, 1967. 64 p.
Vintman, A.B. (1949). Cinema in teaching and educational work in school. Moscow-Leningrad: Publishing House of the Academy of Sciences USSR, 1949. 40 p.
Zaznobina, L.S., Pressman, L.P. (1985) Screen and sound tutorials in school. Soviet pedagogic. 1985. № 5. P. 29-33.