Научная статья на тему 'ЛЕКЦИИ-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ЛЕКЦИИ-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лекции-пресс-конференции / контекстное обучение / учебная мотивация / профессиональное образование / математика / lecture / press conference / contextual learning / educational motivation / vocational education / mathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Бирюкова

Цель исследования – обосновать, что лекция-пресс-конференция как метод контекстного обучения (по А.А. Вербицкому) обладает значительным потенциалом для формирования мотивации студентов вуза к изучению непрофильных учебных дисциплин. В статье на примере реализации лекции-пресс-конференции по математике для студентов биологических направлений подготовки раскрываются возможности и особенности проведения данного вида лекционных занятий в мотивационном аспекте. Научная новизна состоит в развитии и уточнении научных представлений о современных методах, применяемых в процессе формирования мотивации изучения непрофильных дисциплин у студентов вуза. В результате в работе предложен вариант чтения лекции-пресс-конференции с использованием метода кейсов на тему «Первообразная функция и неопределенный интеграл», представлена краткая характеристика вводного, основного и заключительного этапов лекции, отражающих этапы процесса формирования мотивации изучения непрофильных дисциплин у студентов вуза. Показано, что лекции-пресс-конференции являются важным направлением во внедрении контекстного подхода к обучению студентов непрофильным дисциплинам с целью формирования учебной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Бирюкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESS CONFERENCE LECTURES AS A MEANS OF DEVELOPING MOTIVATION FOR STUDYING NON-CORE DISCIPLINES AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The purpose of the study is to substantiate that a lecture-press conference as a method of contextual teaching (according to A.A. Verbitsky) has significant potential for shaping the motivation of university students to study non-core academic disciplines. In the article, using the example of the implementation of a lecture at a press conference in mathematics for students of biological training, the possibilities and features of conducting this type of lecture classes in the motivational aspect are revealed. Scientific novelty lies in the development and clarification of scientific ideas about modern methods used in the process to create motivation for studying non-core disciplines among university students. As a result, the work proposes an option for delivering a lecture at a press conference using the case method on the topic “An antiderivative function and an indefinite integral,” and presents a brief description of the introductory, main and final stages of the lecture, reflecting the stages of the process of forming motivation for studying non-core disciplines among university students. It is shown that press conference lectures are an important direction in introducing a contextual approach to teaching students non-core disciplines in order to form learning motivation.

Текст научной работы на тему «ЛЕКЦИИ-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

УДК 378.147.31

Biryukova N.V., senior lecturer, Department of Mathematics and Computer Science, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia),

E-mail: n.biriukova@bk.ru

PRESS CONFERENCE LECTURES AS A MEANS OF DEVELOPING MOTIVATION FOR STUDYING NON-CORE DISCIPLINES AMONG UNIVERSITY STUDENTS. The purpose of the study is to substantiate that a lecture-press conference as a method of contextual teaching (according to A.A. Verbitsky) has significant potential for shaping the motivation of university students to study non-core academic disciplines. In the article, using the example of the implementation of a lecture at a press conference in mathematics for students of biological training, the possibilities and features of conducting this type of lecture classes in the motivational aspect are revealed. Scientific novelty lies in the development and clarification of scientific ideas about modern methods used in the process to create motivation for studying non-core disciplines among university students. As a result, the work proposes an option for delivering a lecture at a press conference using the case method on the topic "An antiderivative function and an indefinite integral," and presents a brief description of the introductory, main and final stages of the lecture, reflecting the stages of the process of forming motivation for studying non-core disciplines among university students. It is shown that press conference lectures are an important direction in introducing a contextual approach to teaching students non-core disciplines in order to form learning motivation.

Key words: lecture, press conference, contextual learning, educational motivation, vocational education, mathematics

Н.В. Бирюкова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, Е-mail: n.biriukova@bk.ru

ЛЕКЦИИ-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Цель исследования - обосновать, что лекция-пресс-конференция как метод контекстного обучения (по А.А. Вербицкому) обладает значительным потенциалом для формирования мотивации студентов вуза к изучению непрофильных учебных дисциплин. В статье на примере реализации лекции-пресс-конференции по математике для студентов биологических направлений подготовки раскрываются возможности и особенности проведения данного вида лекционных занятий в мотивационном аспекте. Научная новизна состоит в развитии и уточнении научных представлений о современных методах, применяемых в процессе формирования мотивации изучения непрофильных дисциплин у студентов вуза. В результате в работе предложен вариант чтения лекции-пресс-конференции с использованием метода кейсов на тему «Первообразная функция и неопределенный интеграл», представлена краткая характеристика вводного, основного и заключительного этапов лекции, отражающих этапы процесса формирования мотивации изучения непрофильных дисциплин у студентов вуза. Показано, что лекции-пресс-конференции являются важным направлением во внедрении контекстного подхода к обучению студентов непрофильным дисциплинам с целью формирования учебной мотивации.

Ключевые слова: лекции-пресс-конференции, контекстное обучение, учебная мотивация, профессиональное образование, математика

Актуальность исследования, связанного с изучением возможностей одного их вида лекционных занятий контекстного типа - лекции-пресс-конференции (по А.А. Вербицкому), реализуемого в условиях обучения студентов вуза непрофильным дисциплинам, обусловлена наличием существующей в высшем профессиональном образовании проблемы недостаточной мотивации обучающихся к изучению данных дисциплин. Проблему учебной мотивации студентов при изучении непрофильных дисциплин в вузе анализировали многие современные педагоги-исследователи [1; 2]; в результате анализа авторы пришли к выводу о том, что наличие данной проблемы в профессиональном образовании в большей степени обусловлено традиционной схемой преподавания непрофильных дисциплин, когда студентам передаются готовые, не связанные с будущей профессией, с практическим применением знания, а также репродуктивный характер деятельности, субъектно-объектные отношения между преподавателем и студентами.

Решить проблему недостаточной мотивации студентов к изучению непрофильной учебной дисциплины в вузе можно, на наш взгляд, посредством применения в образовательном процессе технологии контекстного обучения, одним из элементов которой являются лекции контекстного типа. Согласно научным положениям автора теории контекстного обучения А.А. Вербицкого, к числу лекций контекстного типа относятся проблемные лекции, лекции с запланированными ошибками, лекции-пресс-конференции и другие виды лекционных занятий [3, с. 120]. Главная отличительная особенность контекстного типа лекций состоит в том, что усвоение учебной информации студентами происходит в контексте профессионально ориентированных практических действий, а ведущими принципами обучения являются принципы контекстности содержания, активности и субъектности обучающихся, ценностно-смысловой ориентации на познание.

Исследование выполнено в рамках реализации опытно-экспериментальной работы по формированию учебной мотивации студентов к изучению непрофильных дисциплин в вузе средствами контекстного обучения. Согласно разработанной автором модели, процесс формирования учебной мотивации включает в себя три этапа: первый - вызов исходной мотивации - подразумевает актуализацию личностного смысла знания, второй этап - подкрепление и усиление мотивации - предполагает освоение знания в контексте ценностно-значимого, третий - этап самореализации - направлен на стимулирование активности, самостоятельности, субъектности обучающихся. В данном случае процесс формирования мотивации обеспечивается различными методами обучения, в том числе контекстными (например, лекции контекстного типа), интерактивными (например, кейс-метод) и другими педагогическими методами. Однако в рамках данной статьи не приводится подробного описания всех применяемых методов обучения и процесса их реализации в ходе проводимой опытно-экспериментальной работы, с результатами которой можно ознакомиться в источнике [4]. Цель этой работы состоит в выявлении возможностей и особенностей проведения лек-

ций-пресс-конференций как лекций контекстного типа в обозначенном процессе формирования учебной мотивации студентов.

Задачи исследования^) выявить и проанализировать возможности отличительные особенности лекций-пресс-конференций при контекстном типе обучения; 2) в соответствии с смоделированным процессом формирования мотивации обучающихся вуза к изучению непрофильных дисциплин разработать сценарий лекции-пресс-конференции (на примере обучения математике студентов биологических направлений подготовки) и сделать вывод о целесообразности применения данного типа лекционных занятий в процессе формирования учебной мотивации обучающихся.

В работе с целью систематизации теоретических и эмпирических данных по теме исследования применяется метод анализа научной литературы; описательный метод - для изложения возможностей и особенностей реализации данного вида лекционных занятий в процессе формирования мотивации студентов к изучению данной предметной области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что описанный в статье способ контекстного обучения - лекция-пресс-конференция (с использованием метода кейсов) может быть использован для усовершенствования процесса обучения математике студентов биологических направлений подготовки, а также в качестве средства формирования мотивации студентов к изучению непрофильных дисциплин в вузе.

Педагогической практикой доказана эффективность применения лекций-пресс-конференций. В частности, необходимость включения данного типа лекционных занятий в образовательный процесс высшей школы обозначена в теории контекстного обучения. Так, согласно научным положениям О.Г Ларионовой, А.А. Вербицкого, в содержании лекций контекстного типа намечаются предметные и социальные контексты, характерные для определенной сферы профессионального труда [5, с. 134]. Контекстность содержания лекций обеспечивается посредством рассмотрения профессионально ориентированных задач (проблем), специально подобранных методов деятельности, моделирующих действия специалистов, ситуаций социального взаимодействия, реальных ситуаций практического характера, требующих обсуждения противоречивой теоретической информации. Таким образом, лекции контекстного типа, являясь элементом технологии контекстного обучения, обеспечивают качественную профессиональную (практико-ориентированную) подготовку студентов. По мнению Н.Н. Мальчуковой и М.В. Виноградовой, практико-ориентированный характер учебной деятельности студентов позволяет повышать мотивацию к учебе и конкурентоспособности в будущей профессиональной деятельности [6].

Отличительная особенность лекции-пресс-конференции состоит в том, что ее содержание оформляется по запросу студенческой аудитории. В теории контекстного обучения лекция-пресс-конференция - это лекция контекстного типа, обеспечивающая предметный и социальный контексты ситуации обсуждения

темы и связанных с ее раскрытием профессиональных проблем, реализуемая посредством ответов преподавателя на заранее подготовленные вопросы студентов [3, с. 117].

Для нас идея использования лекций контекстного типа в процессе формирования мотивации студентов к изучению непрофильных дисциплин в вузе состоит в том, чтобы обеспечить деятельное участие обучающихся в образовательном процессе; способствовать становлению ценностно-смысловой мотивационной формы знаний за счет разрешения проблемных ситуаций практического и профессионального характера.

На примере реализации контекстной лекции пресс-конференции в процессе обучения студентов биологических направлений математике рассмотрим мотивационные возможности и отличительные особенности данного способа обучения. Заметим, что математика является непрофильной учебной дисциплиной для данного направления подготовки.

Целевая установка данного метода - повышение мотивации студентов к изучению конкретного содержания одной из тем дисциплины, а именно - «Первообразная функция и неопределенный интеграл». Представим более детально реализацию подготовительного, основного и заключительного этапов лекции, которые разработаны в соответствии с обозначенными выше этапами процесса мотивации обучающихся вуза к изучению непрофильных дисциплин.

На первом этапе процесса формирования учебной мотивации - этапе актуализации имеющихся мотивов и смыслов - происходит следующая подготовительная работа. Преподаватель заранее озвучивает обучающимся тему предстоящего лекционного занятия и выдает за неделю сценарий кейса с описанием реальной жизненной ситуации (в статье представлена в сокращении). Кейс отражает практическую проблему - необходимости сдачи коллоквиума по одной из тем курса математики студентом-биологом, который обучается в вузе на условиях свободного посещения учебных занятий по причине того, что имеет работу по специальности. В связи с обозначенными обстоятельствами студент пропускает изучение темы об интегралах и тем не менее успешно находит ответы на вынесенные на коллоквиум вопросы. Основная идея использования кейс-метода состоит в том, чтобы на основе осмысления реальной жизненной ситуации обучающиеся выполнили обозначенные в кейсе задания - сформулировали возникающие в ходе его прохождения проблемные вопросы и передали преподавателю в начале лекции-пресс-конференции.

Задания в кейсе (фрагмент представлен в табл. 1) разработаны таким образом, что предусматривают поиск недостающей информации по теме «Первообразная функция и неопределенный интеграл», который происходит на основе анализа имеющихся знаний и опыта студента, полученных при изучении ранее пройденного раздела «Дифференциальное исчисление функции». В ходе решения кейса реализуется метод «обратной аналогии», что означает выполнить что-нибудь наоборот Иначе говоря, на основании имеющегося знания о том, что операции дифференцирования и интегрирования являются взаимообратными, обучающимся требуется сравнить известные сведения о производной функции и на основе обратной связи открыть неизвестные сведения о первообразной функции и неопределенном интеграле. По заданию студентам требуется заполнить пустые строки таблицы и в случае затруднения письменно сформулировать возникающие при прохождении кейса проблемные вопросы.

Таблица 1

Обратные аналогии

Сравниваемые сведения

Производная функция Первообразная функция

Задачи, приводящие к понятию

Задача о скорости химической реакции: Обратная задача:

Химический смысл производной: Химический смысл первообразной:

Задача о скорости роста популяции: Обратная задача:

Биологический смысл производной: Биологический смысл первообразной:

Определение первообразной функции и неопределенного интеграла

Задания из кейса требуют от студентов включения в активную деятельность. В процессе анализа, сравнения, выстраивания обратных связей между имеющимся и вновь приобретаемым знанием у студентов происходит актуализация учебно-познавательных мотивов. Кейс предусматривает анализ прикладных задач из разных областей научного знания, в том числе профессиональной

(в нашем случае - из области биологии и химии), решения которых приводят к ключевым понятиям темы, обеспечивая тем самым смысловое наполнение основного содержания учебного материала, профессиональную направленность предстоящей лекции-пресс-конференции. Таким образом, в ходе решения кейса у обучающихся появляется профессиональная заинтересованность к изучению темы, и реализуется принцип контекстности содержания.

На втором этапе процесса формирования учебной мотивации - этапе освоения знания, воспринимаемого как ценное - происходит непосредственное изучение нового материала. Преподаватель читает лекцию, логично раскрывая тему, в содержании которой содержатся ответы на подготовленные и переданные в начале лекции вопросы студентов. На данном этапе учебная деятельность студентов представляет собой более глубокое осмысление получаемого знания за счет заранее выполненных заданий в кейсе и посредством учебно-профессионального контекста лекции, обеспечиваемого анализом многозначности трактовок смысла производной и первообразной функции в зависимости от описываемых процессов (биологических, химических); исследованием математических моделей биологических продукционных процессов, в частности динамики изменения биомассы (численности) популяции, построенных при помощи такого специфического инструмента, как первообразная функция и неопределенный интеграл. Профессиональная направленность учебного материала способствует становлению ценностно-смыслового отношения студентов к содержанию обучения и развитию учебно-познавательных и профессиональных мотивов. В ходе чтения лекции преподаватель корректирует выполненные в ходе исследования предложенной ситуации (кейса) задания, провоцируя обучающихся на их совместное обсуждение. Совместный анализ выполненных заданий, сформулированных вопросов и полученных на них ответов, побуждающий к дискуссии и активности всех участников образовательного процесса, обеспечивает принципы активности и субъектности и способствует развитию социально значимых мотивов.

На заключительном, третьем этапе процесса формирования мотивации -этапе самореализации - с целью расширения информационного поля по изучаемой теме, повышения самостоятельности и стимулирования процессов самореализации студентов предлагается выполнить следующее задание: обучающимся следует обогатить материал лекции примерами применения интегралов в реальной жизни, воспользовавшись информационными ресурсами сети Интернет. Результаты представить на последующем практическом занятии. Таким образом закладывается перспектива обсуждения вопросов применения полученных теоретических знаний на практике (с целью последующей актуализации знаний). На данном этапе лектор проводит итоговую оценку вопросов как отражение знаний, интересов и мотивов студентов, уточняет по запросу обучающихся выданную информацию, а также совместно делаются основные выводы и подводятся итоги лекции.

В результате проведенного исследования: 1) уточнены научные представления о возможностях и отличительных особенностях учебных занятий контекстного типа, в частности лекций-пресс-конференций, применяемых в условиях обучения студентов вуза непрофильным дисциплинам; 2) на практическом примере обучения студентов-биологов математике показана целесообразность применения метода контекстного обучения - лекции-пресс-конференции в учебном процессе, направленном на формирование мотивации обучающихся вуза к изучению непрофильных учебных дисциплин.

Итак, содержание и возможности лекций-пресс-конференций, реализуемых в процессе формирования учебной мотивации студентов, характеризуются:

- проблемными ситуациями практического характера, обеспечиваемые различными педагогическими методами и приемами (например, посредством метода кейсов, приема обратной аналогии), которые рассматриваются как способ актуализации собственных усилий студентов, направленных на изучение непрофильного предмета, в процессе осмысленного аналитического исследования проблемной ситуации;

- проблемными ситуациями профессионального характера, обеспечиваемыми посредством анализа, решения профессионально ориентированных примеров и задач. Данные ситуации позволяют воссоздать предметное содержание будущей профессиональной деятельности; укрепить смысловые связи между содержанием учебного материала и опытом решения профессионально ориентированных задач, осваивать теоретическое знание в контексте ценного;

- необходимостью грамотной формулировки обучающимися проблемных вопросов, их анализа и коррекции, что является практическим профессиональным действием (умением) будущего специалиста;

- самостоятельной работой студентов, которая служит способом стимулирования активности, самореализации обучающихся в процессе освоения нового теоретического материала.

Перспективы дальнейшего исследования могут заключаться в определении потенциала других типов лекций контекстного типа для формирования мотивации студентов к изучению непрофильных дисциплин в вузе, в поиске дополнительных педагогических средств формирования, их распределении по предложенным этапам процесса формирования учебной мотивации.

Библиографический список

1. Машкин Д.Л., Грузинова O.A., Борисов Ю.В. Мотивация студентов при изучении фундаментальных дисциплин. Символ науки. 2020; № 4: 33-36.

2. Мотиенко к.И. Мотивация к изучению непрофильных дисциплин в медицинском вузе. Педагогика и психология в медицине: проблемы, инновации, достижения. Москва: Издательство Перо, 2022.

3. Вербицкий A.A. Теория и технологии контекстного образования. Москва: Издательство Московского педагогического государственного университета, 2017.

4. Бирюкова Н.В. Роль рефлексии в процессе формирования мотивации изучения непрофильных предметов у студентов вуза. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; Т. В, № 6.

5. Вербицкий A.A., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография. Москва: Логос, 2020.

6. Мальнукова H.H., Виноградова М.В. Мотивация к обучению как фактор успешности учебной деятельности студентов. АПК: инновационные технологии. 2023; № 2 (61): 60-66.

References

1. Mashkin A.L., Gruzinova O.A., Borisov Yu.V. Motivaciya studentov pri izuchenii fundamental'nyh disciplin. Simvoinauki. 2020; № 4: 33-36.

2. Motienko A.I. Motivaciya k izucheniyu neprofil'nyh disciplin v medicinskom vuze. Pedagogika ipsihoiogiya vmedicine:probiemy, innovacii, dostizheniya. Moskva: Izdatel'stvo Pero, 2022.

3. Verbickij A.A. Teoriya i tehnologii kontekstnogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017.

4. Biryukova N.V. Rol' refleksii v processe formirovaniya motivacii izucheniya neprofil'nyh predmetov u studentov vuza. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya >. 2020; T. В, № 6.

5. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyj ikompetentnostnyjpodhody v obrazovanii: probiemy integracii: monografiya. Moskva: Logos, 2020.

6. Mal'chukova N.N., Vinogradova M.V. Motivaciya k obucheniyu kak faktor uspeshnosti uchebnoj deyatel'nosti studentov. APK: innovacionnye tehnoiogii. 2023; № 2 (61): 60-66.

Статья поступила в редакцию 17.11.23

УДК 378

Gabdullina A.Sh., senior teacher, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (SUAI) (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: conlimon@yandex.ru

METACOGNITIVE STRATEGIES IN TEACHING SPONTANEOUS FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION TO STUDENTS. The article examines working out of metacognitive strategies in students, based on an analysis of scientific literature. Learning activities focus on stimulating self-development and developing self-learning skills, with a strong emphasis on metacognitive learning strategies. The article presents methods and tasks aimed at developing these strategies in students. The study focuses on the role and effectiveness of metacognitive strategies in the context of teaching spontaneous foreign language communication. The author of the study analyzes the impact of various strategies, such as planning, evaluation and correction. Research also focuses on individual differences in the use of metacognitive strategies aimed at optimizing language acquisition.

Key words: metacognitive strategies, foreign language teaching, spontaneous foreign language communication, goal setting, planning, assessment and correction

А.Ш. Габдуллина, ст. преп., Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП),

г. Санкт-Петербург, E-mail: conlimon@yandex.ru

МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ СПОНТАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается создание метакогнитивных стратегий у студентов, опираясь на анализ научной литературы. Учебная деятельность сосредоточена на стимулировании саморазвития и развитии навыков самообучения, при этом большое внимание уделяется метакогнитивным стратегиям обучения. В статье представлены методы и задания, направленные на формирование этих стратегий у студентов. Данное исследование фокусируется на роли и эффективности метакогнитивных стратегий в контексте обучения спонтанной иноязычной коммуникации. Автор исследования анализирует влияние различных стратегий, таких как планирование, оценка, коррекция. В исследовании также обращается внимание на индивидуальные различия в использовании метакогнитивных стратегий, направленных на оптимизацию языкового усвоения.

Ключевые слова: метакогнитивные стратегии, обучение иностранному языку, спонтанная иноязычная коммуникация, постановка цели, планирование, оценка и коррекция

Современное образование в сфере иностранных языков внеязыковых вузов ставит перед студентами сложные задачи, включая способность эффективно общаться на иностранном языке в различных областях. Спонтанная иноязычная коммуникация требует не только знания языковых структур, но и умения применять их в реальных ситуациях. В этом контексте метакогнитивные стратегии играют важную роль, предоставляя студентам инструменты для более эффективного обучения и развития коммуникативных навыков на иностранном языке.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современное мировое общество требует от выпускников неязыковых вузов владения иностранными языками на более высоком уровне, чем когда-либо. Эффективная спонтанная коммуникация, в том числе и на иностранном языке, не только способствует успешной академической и профессиональной деятельности студентов, но и обогащает их культурный опыт и межкультурное взаимодействие. Исследования метакогнитивных стратегий в обучении студентов неязыковых вузов приобретают большое значение.

Целью данной статьи является анализ и обзор метакогнитивных стратегий в процессе обучения спонтанной иноязычной коммуникации студентов неязыковых вузов. В рамках этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

- проанализировать роль метакогнитивных стратегий в обучении иностранным языкам;

- исследовать, как метакогнитивные стратегии могут быть интегрированы в учебный процесс студентов неязыковых вузов;

- рассмотреть факторы, влияющие на успешное применение метакогни-тивных стратегий спонтанной иноязычной коммуникаций.

Научная новизна данной статьи заключается в том, что она демонстрирует систематический обзор современных исследований и практических подходов к использованию метакогнитивных стратегий в области обучения спонтанной иноязычной коммуникации. Поиск и анализ актуальных исследований позволяют выделить современные тенденции и перспективы в этой области.

Теоретическое значение данной статьи заключается в расширении понимания роли метакогнитивных стратегий в обучении иноязычной коммуникации. Практическое значение заключается в разработке рекомендации и предоставлении ресурсов для преподавателей и студентов неязыковых вузов, позволяя им эффективнее применять метакогнитивные стратегии в учебном процессе и реальных коммуникативных ситуациях.

В данной статье представлены результаты обзора современных исследований и практических подходов к использованию метакогнитивных стратегий в обучении спонтанной иноязычной коммуникаций. Полученные результаты помогут читателям более глубоко понять важность и эффективность метакогнитивных стратегий в развитии коммуникативных навыков студентов неязыковых вузов.

При изучении данной темы важно определить, что понимается под «мета-когнитивностью», и выявить ее аспекты, поскольку возможность выбирать собственные методы обучения и адаптировать их в соответствии с личными умениями влияют на готовность студентов к самообучению, формируя индивидуальное развитие личности.

Впервые термин «метакогнитивность» появился в психологии, а потом уже стал использоваться в лингвистике и методике обучения. В психологии под мета-когнитивностью понимается «мышление о мышлении».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.