Научная статья на тему 'Лексико-семантическая группа "цветы" в структурном и семантическом аспектах'

Лексико-семантическая группа "цветы" в структурном и семантическом аспектах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1230
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА / КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / СЕМНАЯ СТРУКТУРА ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лойберг Фаина Леонидовна

Статья посвящена вопросу системного описания лексических единиц русского языка. Автор статьи обращается к анализу состава лексико-семантической группы «Цветы» и предлагает компонентный анализ лексического значения слов, входящих в одну из подгрупп данного семантического объединения слов. Подобный анализ позволяет выявить общие и различительные признаки цветущих растений, которые знакомы представителям русской культуры и могут представлять интерес для иностранцев, изучающих русский язык и русскую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лойберг Фаина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICO-SEMANTIC GROUP "FLOWERS" IN STRUCTURAL AND SEMANTIC ASPECTS

The present article considers the problem of the system description for lexical units in the Russian language. The author analysis the composition of the lexical-semantic group "Flowers" and offer to apply a component analysis of the words lexical meaning belonging to one of the subgroups of this semantic union of words. This analysis allows determining the common and distinctive features of blooming plants, which are familiar to representatives of Russian culture and may be of interest to foreigners studying the Russian language and Russian culture.

Текст научной работы на тему «Лексико-семантическая группа "цветы" в структурном и семантическом аспектах»

УДК 81

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ЦВЕТЫ» В СТРУКТУРНОМ И

СЕМАНТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ

Лойберг Фаина Леонидовна

ст. преподаватель кафедры «Русская филология» ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет Россия, г. Хабаровск

Аннотация: Статья посвящена вопросу системного описания лексических единиц русского языка. Автор статьи обращается к анализу состава лексико-семантической группы «Цветы» и предлагает компонентный анализ лексического значения слов, входящих в одну из подгрупп данного семантического объединения слов. Подобный анализ позволяет выявить общие и различительные признаки цветущих растений, которые знакомы представителям русской культуры и могут представлять интерес для иностранцев, изучающих русский язык и русскую культуру.

Ключевые слова: Лексико-семантическая группа, компонентный анализ, семная структура значения слова

LEXICO-SEMANTIC GROUP "FLOWERS» IN STRUCTURAL AND SEMANTIC

ASPECTS

Lojberg Faina L.

Senior lecturer of Russian Philology of the Pacific National University Russia, the city of Khabarovsk

Abstract: The present article considers the problem of the system description for lexical units in the Russian language. The author analysis the composition of the lexical-semantic group "Flowers" and offer to apply a component analysis of the words lexical meaning belonging to one of the subgroups of this semantic union of words. This analysis allows determining the common and distinctive features of blooming plants, which are familiar to representatives of Russian culture and may be of interest to foreigners studying the Russian language and Russian culture.

Key words: Lexico-semantic group, component analysis, Semic structure of word meaning

Исследование системности в языке с давних пор вызывает научный интерес и сохраняет свою актуальность и сегодня. Особую значимость данная проблематика приобретает в рамках преподавания русского языка как иностранного.

Иностранные студенты, знакомясь с лексическим составом русского языка, одновременно получают полное представление о языковой картине мира представителей другой культуры. Кроме того, в ходе изучения лексики и ее системной организации студенты овладевают общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, в частности, способностью логического мышления, приемами и методами научно-исследовательской деятельности .

Данная статья посвящена анализу одной из интересных лексико-семантических групп, в состав которой входят слова-наименования цветов в русском языке.

197

Эта группа уже была предметом научного описания. К данной теме обращался Саид Альяффар в диссертации «Семантическое поле «растение» в русском языке» [1].

Цель нашего исследования состоит в том, чтобы уточнить некоторые теоретические положения системного описания слов и предложить свое толкование лексем, опираясь на метод компонентного анализа.

Материалом для описания семантики слов послужили данные толковых словарей, в которых представлены лексемы с общим значением «цветущие растения».

Опираясь на результаты других исследований по данной теме, мы рассматриваем в составе ЛСГ «цветы» несколько подгрупп. Главным критерием для их дифференциации служит признак - «место произрастания цветов»:

1) лесные цветы,

2) луговые и полевые цветы,

3) болотные и водные цветы,

4) садовые цветы,

5) комнатные цветы.

6) горные цветы.

В данной статье представлен анализ подгруппы «садовые цветы», в составе которой рассматриваются самые популярные в русской культуре лексемы: роза, тюльпан, пион, астра, хризантема, нарцисс, лилия, георгин, маргаритка, гладиолус.

В ходе анализа сделан краткий обзор лексикографических источников, на основании которого определена семная структура лексического значения каждого из компонентов группы.

1. Роза - «декоративный кустарник с крупными махровыми, обычно ароматными, цветками разнообразной окраски и со стеблями, покрытыми шипами, а также цветки этого растения» [3]; «род кустарников семейства розоцветных», листья «собраны в соцветия, как правило, с приятным ароматом» [2].

Исходя из приведенных толкований лексемы «роза», можно предложить следующую семную структуру значения лексемы:

роза - садовое (сема 1), декоративное растение (сема 2), стебель покрыт шипами (сема 3), стебель - это куст (сема 4), на нем несколько цветков (сема 5), с красивыми, крупными, махровыми лепестками (сема 6), разной окраски (сема 7), собраны в соцветия (сема 8), имеет приятный аромат (сема 9).

2. Тюльпан - «луковичное растение семейства лилейных с крупными цветками, имеющими форму колпачков» [4]; «род многолетних луковичных растений семейства лилейных <.. .> растет в садовой культуре. Цветок обычно один. Может быть чашевидным, овальным, яйцевидным, звёздчатым, колокольчатым, воронковидным. Околоцветник состоит из 6 долей (листочков), расположенных в два круга - наружный и внутренний <.> Окраска долей различная <...> цветок тюльпана считался священным и символизировал красоту» [2].

На основании приведенных толкований лексемы «тюльпан», можно предложить следующий компонентный анализ значения этого слова:

тюльпан - садовое (сема 1), декоративное растение (сема 2), на стебле один цветок (сема 3), крупный, имеет форму чаши (сема 4), 6 лепестков расположены в два круга -наружный и внутренний (сема 5) и собраны в соцветия (сема 6), лепестки имеют различную окраску (сема 7), считался священным и символизировал красоту (сема 8).

3. Пион - «декоративное травянистое растение с крупными темно-красными, розовыми и белыми цветками» [3]; «род растений семейства пионовых <...> листья очередные, тройчатые. Цветки крупные (диам. до 25 см), обычно одиночные <.> цветки у сортовых пионов белые, розовые, красные различных оттенков, простые, полумахровые, махровые, анемоновидные <...> используют для посадки на клумбах, газонах <...> очень

популярны в Японии, где считаются цветком благополучия, а также в Китае (любимый национальный цветок)» [2].

Толкования слова «пион», представленные в разных источниках, позволяют выделить следующие признаки данного компонента группы:

пион - садовое (сема 1), декоративное растение (сема 2), на стебле один цветок (сема 3), с очередными, тройчатыми листьями (сема 4), цветок крупной формы, махровый (сема 5), имеющий розовую, белую или красную окраску (сема 6), в Японии и Китае считаются цветком благополучия (сема 7).

4. Астра - «садовое декоративное растение с крупными цветками различной окраски, обычно без запаха» [4]; «соцветия - корзинки, щитки, рыхлые метёлки <...> язычковые цветки лилово-синие, трубчатые - жёлтые <...> астры светолюбивы и холодоустойчивы» [2].

Исходя из приведенных толкований лексемы «астра», семную структуру значения лексемы можно представить следующим образом:

астра - садовое (сема 1), декоративное растение (сема 2), цветок имеет различную окраску (сема 3), лепестки имеют форму язычка или трубки (сема 4), собраны в соцветия -корзинки или щитки, или метелки (сема 6), светолюбив и холодоустойчив (сема 6).

5. Хризантема - «декоративное растение с пышными махровыми цветками» [4]; «название в переводе с греч. означает «золотой цветок». Введены в культуру более 2,5 тыс. лет назад в Китае. В Японии, где они стали национальным символом страны, создано более 10 тыс. сортов <.> цветки простые, реже махровые, похожи на ромашку. Из многолетних хризантем в открытом грунте выращивают крупную, ярко-красную и разрезнолистную <.> выведены десятки тысяч сортов, с самой разнообразной формой соцветий» [2].

На основании всех приведенных выше словарных интерпретаций лексемы «хризантема», можно предложить следующий компонентный анализ значения этого слова: хризантема - садовое (сема 1), декоративное растение (сема 2), пышный (сема 3) махровый цветок (сема 4), имеющий различную окраску (сема 5), лепестки имеют разную форму, в том числе и язычковую (сема 6), в Японии является национальным символом страны (сема 7).

6. Нарцисс - «луковичное декоративное растение сем. амариллисовых, с белыми или желтыми душистыми цветками» [3]; «цветонос безлистный, выс. до 60 см. Цветки простые, реже махровые, белые, жёлтые или кремовые. У основания долей цветка имеется привенчик разной высоты и формы, который называют трубкой или коронкой <...> наибольшую популярность приобрели в Англии, где являются национальным цветком <.> В луковицах некоторых видов содержатся алкалоиды, применяемые в медицине. Существует легенда о мифическом герое - прекрасном юноше Нарциссе, который однажды увидел своё изображение в источнике с водой, влюбился в него и умер от любовной тоски. Боги превратили его в прелестный цветок» [2].

Толкования слова «нарцисс», представленные в разных источниках, позволяют выделить следующие признаки данного компонента группы:

нарцисс - садовое (сема 1) декоративное растение (сема 2), на стебле нет листьев (сема 3), на стебле один цветок (сема 4), простой формы (сема 5), лепестки белые, жёлтые (сема 6), собраны в привенчик - коронку (сема 7), с пахучим запахом (сема 8), в Англии являются национальным цветком (сема 10), используется в парфюмерии и медицине (сема 9), упоминается в легендах (сема 10).

7. Лилия - «луковичное растение с прямым стеблем и крупными красивыми цветками в виде колокола» [4]; «стебли прямые, неветвящиеся. Листья обычно сидячие, очередные <...> цветки трубчатые, воронковидные, кубковидные, чалмовидные, одиночные или собраны в зонтиковидные или кистевидные соцветия, часто ароматные.

Окраска белая, розовая, красная, оранжевая, жёлтая, сиреневая, большей частью с крапинками, полосками, пятнышками»[2].

Семная структура лексемы «лилия» складывается из следующих признаков: лилия - садовое (сема 1) декоративное растение (сема 2), с прямым неветвящимся стеблем (сема 3), листья сидячие, очередные (сема 4), на стебле несколько цветков (сема 4), лепестки собраны в соцветия в форме зонтика (сема 5), имеют разную окраску, большей частью с крапинками, полосками, пятнышками (сема 6), имеют ароматный запах (сема 7).

8. Георгин - «травянистое декоративное растение семейства сложноцветных, с клубневидными корнями и крупными цветками яркой окраски» [3]; «название «георгина», данное в честь российского ботаника (немца по национальности) <...> все культурные георгины объединены в один вид - георгина культурная. Корни у георгины клубневидные (корнеклубни). Стебель ветвистый <...> Соцветия - корзинки диам. от 3 до 30 см, состоят из трубчатых и язычковых цветков. Язычковые цветки разнообразны по величине, форме, окраске и придают соцветию декоративность»[2].

На основании всех приведенных выше словарных интерпретаций лексемы «георгина», можно предложить следующий компонентный анализ значения этого слова:

георгин - садовое (сема 1) декоративное растение (сема 2), с ветвистым стеблем (сема 3), и крупными цветком (сема 4), лепестки цветка имеют форму язычка (сема 5), собраны в соцветия - корзинки (сема 6), разной окраски (сема 7).

9. Маргаритка - «травянистое растение семейства сложноцветных с похожими на маленькую пушистую ромашку соцветиями на невысоком стебле» [4]; «в культуре -маргаритка многолетняя, выращиваемая как двулетник <.> соцветие - корзинка диам. от 1,5 до 8 см, состоит из язычковых цветков по краю и жёлтых трубчатых в центре <.> сорта классифицируют по диаметру, махровости соцветия, форме венчика язычковых цветков» [2].

Значение слова «маргаритка» включает в себя следующие семы: маргаритка - садовое (сема 1) декоративное растение (сема 2), мелкое (сема 3), пушистое (сема 4), с лепестками в форме язычков (сема 5), разной окраски (сема 6), собранными в соцветие - корзинку (сема 7).

10. Гладиолус - «травянистое декоративное растение с мечевидными листьями и крупными цветками разнообразной окраски; шпажник» [2]; «стебель прямостоячий, выс. 50-200 см. Листья по форме напоминают лезвие меча или шпаги («гладиус» в переводе с лат. - меч). Цветки воронковидные, разнообразной окраски, формы и размера, собраны в одно- или двусторонний, очередной или спиральный колос <...> гладиолус входит в пятёрку наиболее распространённых в мире цветочных культур» [2].

На основании всех приведенных выше словарных интерпретаций лексемы «гладиолус», можно предложить следующий компонентный анализ значения этого слова:

гладиолус - садовое (сема 1) декоративное растение (сема 2), с высоким прямым стеблем (сема 3), листья на стебле имеют форму меча (сема 4), на стебле несколько цветков (сема 5), похожих на воронку (сема 6), собраны в одно- или двусторонний, очередной колос (сема 7), разной окраски (сема 8).

В завершение толкования лексем рассматриваемой группы можно отметить следующее: садовые цветы различаются рядом признаков: длинной стебля, формой листьев, количеством цветков на стебле, формой, окраской, запахом цветов, функцией. Среди наименований этой группы можно выделить несколько цветов, в значении которых есть культурный компонент. Так, тюльпан - «священное растение, символизирующее красоту», пион - «символ благополучия», хризантема и нарцисс - символы определенной страны.

Принципы семантизации лексем, на которые мы опирались при толковании значений компонентов подгруппы - «садовые цветы», могут быть применены для интерпретации значений слов, включенных в остальные подгруппы.

Результаты, полученные в ходе анализа лексем русского языка, могут послужить иллюстративным материалом для практических занятий по «Лексикологии русского языка», «Теории межкультурной коммуникации», «Практического курса русского языка», «Сравнительной культурологии», преподаваемых в рамках подготовки бакалавров по специальности - «Лингвистика».

Список литературы:

1. Альяффар С. Семантическое поле «растения» в русском языке: дис. ... канд. филол. наук. - СПб,1999. - 217 с

2. Гиляров М.С. Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М. С. Гиляров. - М.: Советская энциклопедия. 1986. - 831 с.

3. Евгеньева А. П. Словарь русского языка. В 4 т. / А. П. Евгеньева. - М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, Т. 4. - 1999 - 800 с.

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М,: Мир и образование, Оникс, 2011. - 736 с.

УДК 378.147

ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Мартыновская Светлана Николаевна

к.п.н., доцент кафедры технологии конструкционныхматериалов и технологии

машиностроения

Сибирского университет анауки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Россия, г. Красноярск Долматов Сергей Николаевич к.т.н, доцент кафедры технологии и оборудования лесозаготовок Сибирского университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Россия, г. Красноярск Сухенко Наталья Владимировна

к. с.-х. н., доцент кафедры автомобилей и транспортно-технологических машин Сибирского университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Россия, г. Красноярск

Аннотация: представлена диагностики выявления уровня развития творческого потенциала будущего инженера в процессе эвристического обучения в техническом вузе.

Ключевые слова: оптимальный уровень развития, допустимый уровень развития, критический уровень развития, эвристическое обучение, эмоционально-ценностный показатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.