Научная статья на тему 'Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом тексте'

Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4421
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болотнова Н. С.

В статье с позиций коммуникативной стилистики художественного текста рассматриваются лексические средства репрезентации художественных концептов: слова; сверхсловные единицы; лексические микроструктуры высказываний, блоков высказываний; текстовые парадигмы разных типов; ассоциативно-смысловые поля; лексические макроструктуры текстов. Устанавливается связь между типом художественных концептов и средствами их лексической репрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals lexical means of representation of concepts in fiction from the position of communicative stylistics. These lexical means include words, «overwords» units, lexical microstructure of utterances, series of utterances, textual paradigms of different types, associative-notional fields, lexical macrostructure of texts. There was established a connection between the type of concept and means of its lexical representation

Текст научной работы на тему «Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом тексте»

КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Н.С. Болотнова

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПТОВ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

Томский государственный педагогический университет

С когнитивной парадигмой научного знания связана актуальность исследования художественных концептов, создания их типологии, анализа средств и способов их вербализации в системе поэтического текста [1, 2]. Это важно не только для разработки методики концептуального анализа художественного текста, но и для изучения идиости-ля автора, «стоящего за текстом».

Поэтическую картину мира художника слова можно определить, опираясь на текстовую деятельность автора на основе рассмотрения созданных им текстов, моделируя концептосферу писателя и ее фрагменты, изучая ее особенности и средства вербальной репрезентации в отдельном произведении и творчестве в целом. Исследователи связывают поэтическую картину мира автора с такими понятиями, как «художественный мир», «поэтический мир», «внутренний мир произведения», «художественная модель мира» (см. обзор разных точек зрения в работе [3]). Обобщенное определение художественной модели мира дано Л.О. Бутаковой [4, с. 116]: это «эстетически и коммуникативно значимое субъективно-объективное отображение динамической системы представлений, знаний и мнений об окружающей действительности в специфической форме художественного текста». При этом характер формального выражения художественных концептов не конкретизируется исследователем.

Поэтическая картина мира связана с концептуальной картиной мира автора и отражает ее в словесно-образной форме [1]. Их соотношение и зависимость условно представлены в схеме.

Поэтическая карти-

Концептуаль-

Картина на мира автора как

ная картина

мира как система художест-

мира как сис-

реальность венных концептов в

, тема концеп-

(глобаль- их словесно-образ-

„ - тов, имеющая ,

ный образ „ ном выражении (эс-

ч ментальный

мира) тетическая языковая

характер

реальность)

Функциональная сущность поэтической картины мира заключается в осуществляемой по законам искусства концептуализации и категоризации субъективного мироощущения автора. Что касается средств и способов выражения элементов поэтической картины мира (художественных концептов), они репрезентируются в образной языковой форме в соответствии с эстетическим видением мира автора. Особую роль при этом выполняют лексические средства, т.к. именно они служат основной формой выражения художественного образа (Б.А. Ларин, В.В. Виноградов, Д.Н. Шмелев, Ю.М. Лотман, М.Б. Борисова и др.).

Элементом поэтической картины мира автора является художественный концепт. Его природа и структура, соотношение с понятиями «концепт», «образ», «символ», «художественный образ», «понятие» требуют дополнительного изучения, хотя очевидно, что художественный концепт имеет ассоциативную природу, интегрирует данные понятия и формируется на их основе, обладает эстетической сущностью и образными средствами выражения, обусловленными авторским замыслом.

Не случайно исследователи выделяют в художественном концепте такие слои, как образный, ассоциативный, символический, наряду с предметным, понятийным, ценностно-оценочным [3, с. 75], принимая во внимание эстетическую сферу его использования. С учетом видов художественных концептов эстетически значимыми могут быть и другие его «слои»: предметный, интерпретационный (аксиологический) и т.д.

В обобщенном определении художественного концепта, представленном Л.В. Миллер [5], справедливо делается акцент на диалектике узуального и индивидуального: художественный концепт рассматривается как «сложное ментальное образование, принадлежащее не только индивидуальному сознанию, но и (в качестве интенсиональной составляющей эстетического опыта) психоментальной сфере определенного этнокультурного сооб-

щества», как «универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве фермента и строительного материала при формировании новых художественных смыслов» [5, с. 41-42].

Диалектическая связь узуальных и индивидуальных средств характерна и для форм выражения художественных концептов в творчестве различных авторов. К узуальным средствам репрезентации художественных концептов (к стилистическому узусу) можно отнести «беллетризмы» в широком смысле этого слова, включая известные тропы и фигуры, арсенал имеющихся в практике художников слова традиционных стилистических приемов. К индивидуально-авторским относятся оригинальные регулятивные средства, репрезентирующие концепты, и свойственные автору закономерности словесно-художественного структурирования текста: эстетически обусловленная образная трансформация лексических единиц; оригинальные новообразования разных типов; необычная текстовая парадигматика и синтагматика и т.д.

Средства репрезентации художественных концептов зависят от типов данных концептов. Рассмотрим их. В свете коммуникативно-деятельностного подхода к поэтическому тексту художественные концепты дифференцируются по разным основаниям.

1) По эстетической значимости в системе поэтического текста выделяются концепты-локативы и идейно значимые, ключевые концепты (ср. концепты-локативы «змейка», «голубок» и ключевой концепт «любовь» в стихотворении А.А. Ахматовой «Любовь»: То змейкой, свернувшись клубком, /У самого сердца колдует, / То целые дни голубком / На белом окошке воркует. <.. .>

2) По средствам выражения различаются слов-ные, сверхсловные и текстовые художественные концепты (см. о них далее);

3) По степени оригинальности выделяются узуальные или типовые (ср. концепт «голубь», определяемый как «мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда» [6, с. 60]) и индивидуально-авторские, например концепт «несказанное слово» у З. Гиппиус [7];

4) По структуре дифференцируются отдельные художественные концепты, концептуальные пары - оппозиции (например, молчание-слово в стихах З. Гиппиус [7]); концептуальные структуры и гиперконцепты, обобщающие иерархически организованные концептуальные структуры (ср. гиперконцепт «крылатость души» в лексической структуре стихотворения М.И. Цветаевой «Если душа родилась крылатой.»).

Есть иные типологии художественных концептов. В работе Л.В. Миллер [5], например, они диф-

ференцируются «на основе смысловых доминант». Автор выделяет следующие типы художественных концептов: 1) концепты непосредственно личного отношения («тоска», «вера» и др. концепты чувства); 2) концепты, понимаемые опосредованно, через общество («историческая личность»); 3) аксиологические концепты; 4) стандартизированные эт-нокультурно обусловленные интерпретации («лишний человек», «тургеневская девушка»).

В монографии И.А. Тарасовой [3] различаются концепты с чувственно воспринимаемым ядром (роза и др.), концепты-гештальты (жизнь, судьба и др.), топологические образно-схематические (например, полет), эмоциональные (счастье, удивление и др.). Разработка типологии концептов является актуальной задачей когнитивной лингвистики, когнитивной поэтики и коммуникативной стилистики художественного текста.

В рамках коммуникативной стилистики художественного текста важен подход к художественным концептам и средствам их репрезентации в тексте с точки зрения сопряженной деятельности автора и читателя, их совместного диалога через текст. Этот диалог предполагает ориентацию автора на адресата, способного адекватно реагировать на регулятивную стратегию текста (см. о теории регулятивности [8-14] и др.). При этом содержание художественных концептов формируется на основе различных регулятивных средств (лингвистических и экстралингвистических) и структур, стимулирующих ассоциативную деятельность читателя. Ключевая роль в этом процессе принадлежит лексическим регулятивным средствам [8, 9]. На их основе прежде всего формируются различные представления, образы, понятия, фреймы, гештальты, значимые для отражения содержательноконцептуальной информации, имеющейся в тексте. Важной особенностью концептуального анализа текста в работах по коммуникативной стилистике является подход к концепту как к смысловой структуре, «кванту знания», и рассмотрение его в рамках смыслового развертывания целого текста (ср.: [15-20]).

Средством репрезентации художественного концепта может быть не только поэтическое слово. Иногда в этой роли выступают «малые» текстовые единицы - звукобуквы и морфемы, значимые эстетически. Обычно художественные концепты репрезентируются лексическими микроструктурами «по вертикали» (текстовыми парадигмами) и «горизонтали» (лексическими структурами высказываний и блоков высказываний); текстовыми ассоциативно-смысловыми полями концептов [15-22]; лексической макроструктурой целого текста, если речь идет о гиперконцепте [15, 16, 9]. Рассмотрим подробнее данные средства.

1. Слово является основной формой репрезентации, во-первых, художественных концептов-локативов, во-вторых, оно может служить номинатом художественного гиперконцепта, если речь идет о ключевом слове (достаточно часто оно выносится в название произведения). Сравним, например, стихотворения «Любовь» А.А. Ахматовой; «Страна» М.И. Цветаевой; «Поэт», «Усадьба» А. Белого и др., в которых слова-заглавия не только называют концепты, но и дают ключ к их интерпретации, получая многоаспектную конкретизацию в лексической структуре целых произведений.

2. В качестве особых несловных форм репрезентации художественного концепта могут выступать и «малые» текстовые единицы - морфемы и звукобук-вы, способные приобретать особую смысловую и эстетическую значимость в системе текста. Так, в стихотворении М.И. Цветаевой «Рас - стояние: версты, мили.» наблюдается общность префиксов -раз (рас) в различных словах, сопрягающихся в перспективе текста (расклеить, развести, распаять, рассорить, рассорить, расслоить, расстроить, растерять, рассовать, разбить). На их основе при участии других средств (графических, грамматических, лексических), вовлеченных в общий процесс художественно-образной конкретизации идейного смысла (ср.: версты, мили, дали и т.д.), формируется гиперконцепт «насильственное разъединение родственных душ»: Рас-стояние: версты, мили.../Насрас-ставили, рас-садили, /Чтобы тихо себя вели /По двум разным концам земли. <.>

Еще одним примером подобной репрезентации другого гиперконцепта «утверждение эгоцентризма» является актуализация эстетически значимой текстоморфемы (термин Ю.В. Казарина [23]) эго в поэтическом манифесте эгофутуриста И. Северянина - стихотворении «Эгополонез». В образную перспективу ключевой текстоморфемы попадают различные единицы («свой полонез», «Эго», «Я»). Они усиливают общий пафос произведения, выраженный в строке «Все жертвы мира во имя Эго!», и формируют общий гиперконцепт произведения.

В качестве самостоятельной формы репрезентации художественных концептов могут выступать и звукобуквы, которые обладают способностью концептуализироваться в произведениях некоторых авторов. Это убедительно продемонстрировано в работах О.В. Орловой, посвященных изучению лирики И. Бродского [22, 24] и др. В связи с лингвоцент-ризмом его поэтической картины мира звукобуква рассматривается исследователем «как смыслоформирующий элемент художественного текста» [22, с. 210]. Сравним две иллюстрации: Полицейский на перекрестке / машет руками как буква «ж», ни вниз, ни /вверх («Декабрь во Флоренции»); «Как ты жил в эти годы?» - «Как буква “г” в “ого”» («Тем-

за в Челси»). В последнем примере звукобуква в составе высказывания выступает в качестве особой формы репрезентации гиперконцепта (ср. достаточно обоснованную интерпретацию данного фрагмента О.В. Орловой, рассматривающей «лингвистическое сравнение в экзистенциальном ключе: как олицетворение гнущей и горбящей человека трагической сути бытия и как воплощение его стоического мужества, несломленности духа» [22, с. 211]).

3. Средствами репрезентации художественных концептов могут быть сверхсловные единицы (словосочетания и отдельные высказывания). Если они имеют ключевой характер, речь идет о репрезентации гиперконцепта текста, если нет, речь идет о концептах-локативах.

Примером сверхсловных единиц, репрезентирующих гиперконцепт целого текста, являются названия некоторых стихов А. Белого: «Путь к невозможному»; «Жди меня»; «Весенняя грусть». Сравним также высказывания-сентенции, фокусирующие художественный смысл произведений: 1) Любовь покоряет обманно, / Напевом простым, неискусным (А.А. Ахматова. «Любовь покоряет обманно.»); 2) Сердце к сердцу не приковано, / Если хочешь - уходи (А.А. Ахматова. «Сердце к сердцу не приковано.»); 3) Моим стихам, как драгоценным винам, /Настанет свой черед (М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано.») и т.д. В данном случае лексические микроструктуры ключевых высказываний являются формой репрезентации гиперконцептов целых стихотворений.

Что же касается художественных концептов-локативов, выполняющих эстетическую функцию локального характера, они могут формироваться в рамках высказываний на основе словосочетаний, характеризующихся относительной образной автономностью, достаточностью для создания отдельных законченных образов в сознании читателя. Сравним примеры из стихотворения В. Маяковского «Кое-что про Петербург»: блюдо моря (поверхность моря, по форме напоминающая блюдо); сырой погонщик (ветер в дождливую погоду); Невы двугорбый верблюд (волны на Неве): .И небу -стихши - ясно стало: / туда, где моря блещет блюдо, / сырой погонщик гнал устало / Невы двугорбого верблюда.

4. Формой репрезентации художественных концептов-локативов, концептуальных пар и гиперконцептов могут являться лексические структуры «по вертикали» - текстовые парадигмы (см. о них работы Л.И. Толстых, И.С. Куликовой, Н.С. Болотно-вой, И.А. Пушкаревой и др.). Текстовые парадигмы трактуются нами как совокупность лексических единиц (словных и сверхсловных), объединенных концептуально на основе какого-либо общего элемента: внешнего (экстралингвистического) или

внутреннего (лингвистического). Под общим экс-тралингвистическим элементом членов текстовой парадигмы понимается единство их референтной, тематической и ситуативной ориентации. Общий внутренний (лингвистический) элемент членов текстовой парадигмы может быть формальным, содержательным (смысловым) и формально-содержательным. С учетом разных критериев дифференцируются различные виды текстовых парадигм: внутрисловные и межсловные; референтные, ситуативные, тематические; формальные, формально-смысловые, смысловые межсловные текстовые парадигмы узуального типа (синонимические, антонимические, гипонимические); смысловые межсловные парадигмы неузуального и синкретического типа (кореферентные смысловые межсловные парадигмы, парадоксальные смысловые текстовые парадигмы неузуального типа, смысловые текстовые парадигмы синонимического, антонимического, гипонимического типа; различные комплексы соотносительных смысловых парадигм) (см. подробнее [16]).

Как внутрисловные, так и межсловные текстовые парадигмы имеют ассоциативную базу: являясь средствами регулятивности текста, они фиксируются в сознании коммуникантов на одном из этапов их познавательной деятельности на основе различных ассоциаций (референтных, когнитивных, языковых и др., стимулированных элементами лексической структуры текста). Природа словесных текстовых парадигм как особых микроструктур определяется не только языковой системностью (узуальными особенностями и связями слов), но и «текстовой» системностью, осознаваемой читателем как концептуально обусловленная взаимосвязь и взаимозависимость лексических элементов в системе текста. (См. подробнее об этом и о типах текстовых парадигм в работе [16]).

Так, примером репрезентации художественного концепта «время» в стихотворении Б.Л. Пастернака «Морской мятеж» является градационная текстовая парадигма гипонимического типа дни, годы и тысячи, тысячи лет:

Приедается все.

Лишь тебе не дано примелькаться.

Дни проходят,

И годы проходят,

И тысячи, тысячи лет...

Формой репрезентации концептуальных структур и сложных концептов может быть сопряженность текстовых парадигм. Например, в стихотворении М.И. Цветаевой «Я - страница твоему перу.» концептуальная структура обобщающего типа «неразрывная связь лирической героини и героя» репрезентируется сложным парадигматичес-

ким комплексом. В основе его лежит ассоциативная параллель главных персонажей с сопряженными между собой тематическими текстовыми парадигмами: деревня - черная земля (чернозем) и луч -дождевая влага, - актуализирующими тему природы, в которой все связано и взаимообусловлено:

Я - деревня, черная земля.

Ты мне - луч и дождевая влага.

Ты - Господь и господин, а я -Чернозем - и белая бумага!

Еще один пример. В стихотворении М.И. Цветаевой «Милый друг, ушедший дальше, чем за море.» концептуальная структура «смерть как вечное плавание» репрезентируется связанными между собой соотносительными текстовыми парадигмами: плаванье - гавань - моряки и уйти в вечное плаванье - помолиться - райская гавань. Они актуализируют тему моря и смерти, создают в сознании читателя ряд эффектных соотносительных словесных образов, важных для формирования общей образной структуры «смерть как вечное плавание». Текстовая парадигма синонимического типа холмик, бугорки поддерживает и усиливает концепт смерти:

Милый друг, ушедший в вечное плаванье,

Свежий холмик меж других бугорков! -Помолитесь обо мне в райской гавани, -Чтобы не было других моряков.

5. Важным средством репрезентации художественных концептов разных типов являются вербализованные в тексте ассоциативно-смысловые поля. Они трактуются как концептуально объединенные лексические элементы на основе их эстетических значений, то есть системных текстовых качеств слов (см. подробнее [16, 17]). Связывая слова разных частей речи, ассоциативно-смысловые поля соотносятся с отдельными элементами образного строя произведения, формируя представление о них в процессе речемыслительной деятельности коммуникантов.

Ассоциативно-смысловые поля художественного текста, отраженные в сознании читателя, стимулируются лексическими структурами разного типа. Они объединяют словные и неоднословные единицы, связанные парадигматически и синтагматически, и соотносятся с одним концептом. Ассоциативно-смысловые поля, вербализованные в тексте, являются не только единицами его анализа, но и регулятивными структурами, коррелирующими с квантами знания - концептами в сознании воспринимающего текст субъекта.

Иногда номинат концепта не эксплицируется в тексте, но актуализируется в сознании воспринимающего текст субъекта на основе текстовых ассоци-

атов, «наводящих» читателя на ключевое слово-но-минат концепта. Когда оно эксплицируется в тексте, подготовленное ассоциатами в предшествующем его появлению текстовом развертывании, устанавливается «точка контакта» между автором и читателем, позволяющая адресату приобщиться к авторскому мироощущению.

Ярким примером взаимодействия двух ассоциативно-смысловых полей полярных концептов «смерть» и «жизнь», рождающих третий идейно значимый концепт (гиперконцепт) - «жажда жизни вопреки смерти», являются строки М.И. Цветаевой:

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все - как будто бы под небом И не было меня. <.>

Ряд текстовых ассоциатов (упасть в бездну, исчезнуть с поверхности земли, застыть, не быть) эксплицируют концепт «смерть», который далее по контрасту ассоциируется с другим концептом -«жизнь». Ключевое слово-номинат этого концепта (И будет жизнь.) появляется в тексте не сразу. Ему предшествуют ассоциаты: пело, боролось, сияло, рвалось, зелень глаз, нежный голос, золото волос, - соотносящиеся с концептом «жизнь». Последующие другие ассоциаты на это слово-номинат концепта участвуют в дальнейшем текстовом развертывании (насущный хлеб, забывчивость дня, будет все) с повторным появлением другого ассоциа-та, вновь актуализирующего иной концепт -«смерть». Благодаря большей актуализации концепта «жизнь» в рамках соответствующего ассоциативно-смыслового поля именно этот концепт стал определяющим в общем гиперконцепте текста «жажда жизни вопреки смерти».

6. К средствам репрезентации сложных художественных концептов, концептуальных структур и гиперконцептов текста принадлежит лексическая структура целого текста. Она трактуется как коммуникативно ориентированная, концептуально обусловленная ассоциативно-семантическая сеть, отражающая различные связи и отношения слов-ных и неоднословных единиц лексического уровня (см. подробнее: [15, 16, 9]).

Различные типы лексической структуры текста по-разному определяют его ассоциативное развер-

тывание и ассоциативную структуру [25; 20], влияя на формирование художественных концептов в сознании читателя. Под ассоциативным развертыванием текста понимается сложно организованная сеть ассоциатов, в образовании которой участвуют ассоциативно-смысловые поля слов. Текстовые ассоциативно-смысловые поля слов стимулируются лексическими структурами разного типа, включающими ключевые слова-стимулы, опорные слова и слова-маркеры ассоциатов (см. подробнее [16, 17]). Ассоциат определяется как смысловой коррелят к слову-стимулу - элементу лексической структуры текста, соотносимый в сознании воспринимающего текст субъекта с реалиями текстового мира, сознания и другими словами.

Типология лексических структур текста описана в работах [15, 16, 9, 19]. С учетом места доминантной лексической микроструктуры (препозиции, постпозиции, интерпозиции) выделяется лексическая структура индуктивного, дедуктивного, индуктивно-дедуктивного типа. В зависимости от доминирования одного из трех типов смысловых отношений в рамках лексических макроструктур: дополнения, усиления и контраста - различаются лексические структуры последовательно-дополнительного, усилительно-конвергентного, контрастивного типа. Если в рамках лексических микроструктур последовательно представлено одно из данных отношений, лексическая макроструктура условно названа однородной, если отмечаются разные типы смысловых отношений, лексическая макроструктура отнесена к неоднородным.

Лексические макроструктуры текста дифференцируются по степени эксплицитности / имплицит-ности доминантной лексической микроструктуры и наличию / отсутствию «смысловых скважин» в соотнесенности «узловых звеньев» ассоциативносемантических микросетей. В связи с этим выделены лексические структуры эксплицитного и имплицитного типов.

По числу актуализированных лексических микроструктур обобщающего типа дифференцируются одноступенчатая, двухступенчатая и трехступенчатая макроструктуры. С.М. Карпенко [19] выделена кольцевая ассоциативно замкнутая лексическая макроструктура, для которой характерно наличие ассоциативной доминанты как в препозиции, определяющей основные направления текстового развертывания, так и в постпозиции, логично завершающей ассоциативное развертывание и фокусирование ассоциативных связей.

Отмеченные типы лексических макроструктур поэтического текста значимы для его ассоциативно-смыслового развертывания и формирования художественных концептов разных типов в сознании читателя при восприятии текста. При этом обнару-

живаются некоторые общие закономерности. Так, в стихотворении М.И. Цветаевой «Как правая и левая рука.» представлена дедуктивная лексическая макроструктура контрастивного типа. Ключевая лексическая микроструктура в данном тексте находится в конце и контрастно противостоит предыдущему текстовому развертыванию, в рамках которого лексические микроструктуры связаны отношениями усиления:

Как правая и левая рука -Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает - и бездна пролегла От правого - до левого крыла!

Ассоциативная структура текста цепочечного типа, стимулированная лексической макроструктурой, формирует в сознании читателя сначала концепт «духовное единство, любовь». Это происходит благодаря использованию двойного сравнения и повтора (Как правая и левая рука - Как правое и левое крыло), а также многократной актуализации признака единства и близости героев (Твоя душа моей душе близка; Мы смежены, блаженно и тепло) в первом и во втором двустишии. Последующий концепт «враждебная любви сила» репрезентирован метафорически в заключительном высказывании, контрастно противостоящем предыдущему повествованию (Но вихрь встает - и бездна пролегла / От правого - до левого крыла!). Этот концепт формируется на основе смысловой текстовой парадигмы ассоциатов, олицетворяющих враждебное для героев начало, разрушающее их единство: вихрь, бездна. В итоге в сознании читателя на основе сопряженности двух концептов «духовное единство, любовь» и «враждебная любви сила» формируется гиперконцепт «хрупкость, беззащитность любви».

Таким образом, одни художественные концепты репрезентируются лексическими структурами высказываний и блоков высказываний, другие - лексической макроструктурой целого текста (это касается гиперконцепта произведения). Связь разных художественных концептов формирует концептуальную структуру текста, которая определяется закономерностями его лексической организации и ассоциативным развертыванием. О зависимости между разными типами лексических и ассоциативных структур текста и их влиянии на способы формирования гиперконцепта призведения в целом см. [26].

В заключение еще раз подчеркнем, что художественные концепты разных типов могут репрезентироваться различными средствами: графическими, словообразовательными, грамматическими, лексическими и т.д. Иногда в качестве средств репрезентации художественных концептов выступают звукобуквы и текстоморфемы, способные концептуализироваться, приобретать самостоятельную смысловую и эстетическую значимость в системе текста.

Особенно важны лексические средства репрезентации концептов, к которым относятся: слова и сверхсловные единицы; лексические микроструктуры высказываний и блоков высказываний; лексические текстовые парадигмы разных типов; парадигматические комплексы; ассоциативно-смысловые поля лексических единиц; лексические макроструктуры целого текста. В репрезентации художественных концептов отражаются узуальные связи лексических средств и текстовые, обусловленные поэтической картиной мира автора и его творческим замыслом.

Изучение механизма формирования художественных концептов разных типов и форм их различной репрезентации представляется актуальным в когнитивной поэтике и коммуникативной стилистике художественного текста.

Литература

1. Болотнова Н.С. Поэтическая картина мира и ее изучение в коммуникативной стилистике текста // Сибирский филол. журн. 2003. № 3-4.

2. Болотнова Н.С. Когнитивное направление в лингвистическом изучении художественного текста // Поэтическая картина мира: слово и концепт в лирике серебряного века: Мат-лы VII Всерос. науч.-практ. семинара (27 апреля 2004 г.). Томск, 2004.

3. Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов, 2003.

4. Бутакова Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование. Барнаул, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4.

6. Триссидер Д. Словарь символов. М., 2001.

7. Яцуга Т.Е. К особенностям лексической репрезентации концептуальной структуры «молчание - слово» в поэтических текстах З. Гиппиус // Поэтическая картина мира: слово и концепт в лирике серебряного века: Мат-лы VII Всерос. науч.-практ. семинара (27 апр. 2004 г.). Томск, 2004.

8. Болотнова Н.С. О теории регулятивности художественного текста // 8!у11з!ука. 1998. Вып. VII. Оро1е, 1998.

9. Болотнова Н.С., Бабенко И.И., Васильева А.А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. Томск, 2001.

10. Болотнова Н.С. Гармонизация общения и теория регулятивности художественного текста // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации: Коллективная моногр. / Отв. ред. Н.А. Купина и О.А. Михайлова. Екатеринбург, 2004.

11. Болотнова Н.С. Регулятивная стратегия художественного текста и ее виды // Текст: семантика, форма, функция: Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. (6-7 окт. 2004 г.). / Отв. ред С.В. Пискунова. Тамбов, 2004.

12. Петрова Н.Г. Типы лексических регулятивных структур в поэзии К. Бальмонта // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Вып. 6. Сер.: Гуманитарные науки (филология). Томск, 1998.

13. Петрова Н.Г. Лексические средства регулятивности в поэтических текстах К. Бальмонта: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2000.

14. Тюкова И.Н. Коммуникативные универсалии и их лексическое воплощение в лирике Б.Л. Пастернака (на материале книги «Сестра моя - жизнь»): Автореф. дис. . канд. филол. наук, 2004.

15. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992.

16. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994.

17. Болотнова Н.С. Об изучении ассоциативно-смысловых полей слов в художественном тексте // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX века: Сб. ст. в честь проф. С.Г. Ильенко / РГПУ им. А.И. Герцена, филол. ф-т СпбГУ. СПб., 1998.

1В. Пушкарева И.А. Смысловые лексические парадигмы в лирике М.И. Цветаевой: Автореф. дис. ... канд. филол. наук, 1999.

19. Карпенко С.М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Н.С. Гумилева): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2000.

20. Васильева А.А. Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О.Э. Мандельштама: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2004.

21. Бабенко И.И. Коммуникативный потенциал слова и его отражение в лирике М.И. Цветаевой: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2001.

22. Орлова О.В. Особенности межтекстового ассоциативно-смыслового поля концепта «язык» в поэзии И. Бродского // Болотнова Н.С., Бабенко И.И., Васильева А.А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. Томск, 2001.

23. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учеб. для вузов. М., Екатеринбург, 2004.

24. Орлова О.В. Коммуникативные аспекты лексической репрезентации концепта язык в лирике И. Бродского: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2002.

25. Болотнова Н.С., Васильева А.А. Ассоциативная структура поэтических текстов в творчестве О.Э. Мандельштама // Болотнова Н.С., Бабенко И.И., Васильева А.А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. Томск, 2001.

26. Болотнова Н.С. Поэтический текст как форма репрезентации гиперконцепта // Язык и общество в синхронии и диахронии: Мат-лы Всерос. научн. конф., посвящ. 90-летию Л.И. Баранниковой (15-17 ноября 2005 г.). Саратов, 2005.

С.М. Карпенко

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА В ПОЭТИЧЕСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ Н.С. ГУМИЛЁВА: ОСНОВНЫЕ БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ

Томский государственный педагогический университет

Изучению пространства как формы конструирования мира в сознании человека посвящены работы Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, В.Н. Топорова, Е.С. Яковлевой и др. Одной из актуальных является проблема выявления особенностей репрезентации пространства в картине мира поэтов и писателей [1]. Обращение исследователей к изучению картины мира автора является закономерным в свете антропоцентризма современного научного знания.

Как универсальная категория бытия пространство - важная составляющая мировидения автора. Являясь объектом пространства, осуществляя в нем жизнедеятельность, поэт в то же время творит свои миры, выстраивает особую систему координат, отраженную в поэтической картине мира. И как творец

собственной вселенной, автор выступает субъектом пространства. Об отношениях человека и пространственного образа мира писал Ю.М. Лотман, отмечая их взаимовлияние: «с одной стороны, образ этот создается человеком, с другой - он активно формирует погруженного в него человека» [2, с. 335].

В задачи данной статьи входит выявление особенностей моделирования пространства в поэтической картине мира Н.С. Гумилёва. Исходя из тезиса о взаимовлиянии пространства, репрезентированного в текстах, и авторского мировидения, отчасти под его влиянием формируемого, попытаемся определить параметры и связи внешнего и внутреннего пространства, отраженного в стихотворениях разных поэтических сборников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.