Научная статья на тему 'О связи регулятивной и концептуальной структур поэтического текста'

О связи регулятивной и концептуальной структур поэтического текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
455
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болотнова Н. С.

Статья посвящена дальнейшей разработке теории регулятивности в рамках коммуникативной стилистики текста. Выявляя связь регулятивной и концептуальной структур поэтического текста, автор анализирует механизм формирования концептуальной структуры текста в процессе интерпретационной деятельности читателя. Регулятивная лексическая структура текста рассматривается в работе как средство и способ приобщения адресата к концептосфере поэтического произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article points to further elaboration of regulativity theory in the context of communicative stylistics of text. Discovering the connection of regulative and conceptual poetic text structure the author analyses the way of forming the conceptual text structure in the process of interpretative reader's activity. Regulative lexical text structure is regarded as the mean and the way of reader's accustoming to conceptsphere of poetic text.

Текст научной работы на тему «О связи регулятивной и концептуальной структур поэтического текста»

КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА

Н.С. Болотнова

О СВЯЗИ РЕГУЛЯТИВНОЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СТРУКТУР ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Томский государственный педагогический университет

В современной русистике наиболее актуальными являются коммуникативный и когнитивный подходы к анализу текста, которые взаимосвязаны [1]. В связи с этим для смысловой интерпретации текста особенно важно рассмотреть связь его концептуальной и регулятивной структур. Это и входит в задачи данной статьи.

Три основных направления коммуникативной стилистики [2], основанные на теории регулятив-ности, текстовых ассоциаций, смыслового развертывания текста, отражают исследование общих и индивидуальных коммуникативно обусловленных закономерностей в текстовой деятельности автора и адресата. Теория регулятивности ориентирована на выявление средств и способов организации их совместного диалога. Теория текстовых ассоциаций предполагает анализ закономерностей в стимулировании ассоциативной деятельности читателя на основе регулятивных средств и структур, дающих ключ к коммуникативной стратегии автора. Теория смыслового развёртывания текста направлена на изучение взаимосвязи ассоциативно-смысловых полей концептов, репрезентированных в лексической структуре текста. Анализируя средства и способы регулирования познавательной деятельности читателя, имеющиеся в тексте и стимулирующие ассоциативно-смысловую деятельность адресата, можно выявить концептосферу текста.

Прежде чем говорить о ней, напомним ключевые понятия теории регулятивности, принятые в коммуникативной стилистике текста.

I. Регулятивность вслед за Е.В. Сидоровым [3] трактуется как системное качество текста, заключающееся в его способности «управлять» познавательной деятельностью читателя. Своеобразие художественного текста заключается как в характере имеющейся в нем информации - эстетической, способной вызывать ответный отклик, «лирическую эмоцию» у адресата, так и в том, что художественный текст является «многослойным и семиотически неоднородным» [4, с. 204], способным «трансформировать получаемые сообщения и порождать новые» [4, с. 204]. Кроме того, как объект смысловой интерпретации литературное произведение имеет «культурную память» [4, с. 204], открываю-

щую читателю возможность вступать в «диалог» культур и эпох.

В связи с этим регулятивность художественного текста (качество, создающее функциональные условия возникновения образов, понятий, микросмыслов, лирических эмоций) имеет нежесткий, вариативный характер; осуществляется на ассоциативной основе; характеризуется образной ориентацией; лексикоцентризмом, поскольку литературное произведение - это явление словесной культуры, а слово является основной формой воплощения художественного образа.

Регулятивность связана с другими системными качествами текста, отмеченными Е.В. Сидоровым: информативностью, структурностью, интегратив-ностью. Это проявляется, во-первых, в том, что ре-гулятивность определяет меру, объем и способ подачи эстетической информации, вызывающей «лирические эмоции» у адресата. Во-вторых, регуля-тивность охватывает все элементы текстовой структуры, коррелируя с его общей целевой программой (об иерархии целевых программ см. работы Т.М. Дридзе [5; 6]).

Как системное качество текста, регулятивность определяет его функциональные особенности: предсказуемость/непредсказуемость текстового

развертывания, вариативность интерпретации, образность и ассоциативность (см. о них [7]). Все эти качества обусловливают регулятивную функцию художественного текста.

На уровне целого произведения, таким образом, регулятивность рассматривается как одно из его системных качеств, а регулятивная функция как коммуникативное проявление его эстетической функции.

II. В рамках макроструктуры текста выделяются способы регулятивности, т.е. принципы организации различных текстовых микроструктур, регулирующих процесс восприятия литературного произведения адресатом на основе соотнесенности с общей целевой программой текста.

Поскольку «за каждым высказыванием стоит волевая задача» [8, с. 358], которая соответствует одному из этапов текстового развертывания, в основу дифференциации регулятивных структур

(регулятивов) положено осознание читателем мотива (микроцели) в рамках общей коммуникативной стратегии автора.

III. На уровне элементов текста на основе их способности выполнять регулятивную функцию выделяются регулятивные средства. По объему, структуре, значимости и смыслу они могут быть нетождественными единицам узуса, т.к. являются порождением конкретной текстовой системы, отражающей авторское мировидение, интенцию творца. С помощью регулятивных средств выполняются различные психологические операции в процессе интерпретационной деятельности читателя. Регулятивные средства являются сигналами, которые стимулируют психологические импульсы, вызывающие «лирические эмоции» и актуализирующие определенные кванты знания в сознании адресата.

Среди регулятивных средств художественного текста выделяются лингвистические (ритмико-звуковые, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические) и экстралингвистические (композиционные, логические, графические). Как показали эксперименты (см. работы: [9; 10]), чаще всего наблюдается многоаспектное воздействие на читателя, т.е. регулятивность имеет комплексный характер. Вместе с тем в ряде случаев можно говорить и о преобладании регулятивных средств одного типа, своеобразной доминанте регулятивности.

По характеру следования в тексте дифференцируются контактные и дистантные регулятивные средства. По соотнесенности с информативносмысловым и прагматическим уровнями текста выделяются прагмемы и информемы. Среди регулятивных структур имеются яркие и слабые по интенсивности воздействия, коммуникативному эффекту. На основе способности актуализировать микроцель в рамках текстовых фрагментов или макроцель в пределах целого текста в соответствии с его коммуникативной стратегией различаются регулятивы-локативы и регулятивы-концепты (о других типах см. [11]).

С точки зрения коммуникативной стилистики текста важно, какие типы регулятивных средств и регулятивных микро- и макроструктур, соотносящиеся с «волевыми задачами» автора (Л.С. Выготский), в тексте имеются, как они взаимодействуют и какую роль выполняют в процессе познавательной деятельности читателя. Средства и способы регулятивности текста в целом определяются как спецификой художественной сферы общения, так и своеобразием творческого метода автора, традициями литературных школ, направлений, к которым он принадлежит, индивидуально-авторским мировидением.

В процессе смысловой интерпретации произведения регулятивные средства выступают информа-

тивными и прагматическими сигналами, стимулирующими речемыслительную деятельность читателя, дают ключ к последующей сборке ментальных структур-концептов. Формирующиеся на основе регулятивных средств регулятивные структуры позволяют свернуть полученную информацию в модели сознания (фреймы). Их связь в процессе текстового развертывания с учетом характерного для него способа регулятивности, мобилизации информационного тезауруса читателя и осознания им коммуникативной стратегии автора - формирует представление о концептосфере текста, а на ее основе - о его общем эстетическом смысле.

В процессе смысловой интерпретации, по словам А.И. Новикова [12, с. 110], «содержание текста переводится на внутренний язык субъекта, позволяющий ему более непосредственно соотносить это содержание со своей картиной мира и тем самым придавать ему определенную «ценностную» значимость в структуре своего сознания». Содержание художественного текста представлено в нем как фрагмент концептуальной картины мира автора, объективно материализованный в художественной форме на основе системы конкретных языковых средств и их особой организации. Эстетический же смысл текста имеет личностный характер, является результатом познавательной деятельности конкретного читателя. Интерпретируя текст, он приобщается к художественному миру автора и моделирует представление о нем на ассоциативной основе в соответствии со своим лексиконом, тезаурусом, прагматиконом (ср. модель языковой личности Ю.Н. Караулова).

Результатом интерпретационной деятельности читателя является формирование гиперконцепта как отражения обобщенного смысла текста. Гиперконцепт имеет статус ключевого звена в общей концептуальной структуре текста, которая отражает взаимосвязь закодированных в нем вербально концептов. Их система образует концептосферу текста, которая определяется авторским видением мира и является объектом анализа читателя.

Под художественным концептом нами понимается элемент поэтической картины мира автора, отраженный в тексте в образной форме в соответствии с определенными интенциями создателя. В рамках коммуникативной стилистики с точки зрения познавательной деятельности адресата концептуальную структуру художественного текста можно представить как стимулированный ассоциативно-смысловым развертыванием текста на основе его лексической структуры процесс формирования и взаимодействия художественных концептов разных типов, осуществляемый в сознании читателя. Стимулом к формированию концептов служат регулятивные средства и организованные на их ос-

нове структуры в соответствии с «волевой задачей автора». Осознание этой задачи, мотивов автора, проясняет стратегию текстового развертывания.

Регулятивная стратегия является одним из видов речевой стратегии («комплекса речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» [13, с. 54]), ориентирована на поэтапный процесс регулирования познавательной деятельности читателя средствами текста. Можно выделять регулятивные стратегии разных типов с учетом определенных параметров: степени экспликации целевой программы текста; регулятивной силы текста; характера регулятивных средств и способов регулятивности.

На основе этого выявлены:

регулятивные стратегии эксплицитного и имплицитного типа (с учетом меры и способов подачи эстетической информации);

сильные и слабые регулятивные стратегии (по силе регулятивности текста, наличию / отсутствию ярких регулятивных средств);

регулятивные стратегии однородного / неоднородного типа (по однородности / неоднородности использованных регулятивных средств);

регулятивные стратегии последовательно-дополнительного, усилительно-конвергентного, парадоксально-контрастивного типов (по способам ре-гулятивности). (Подробнее о типах регулятивных стратегий см. в работе [14]).

Регулятивная структура текста не только стимулирует формирование концептосферы текста в сознании адресата, но и служит средством ее актуализации. Из всех регулятивных средств наиболее значимы лексические. В формировании концеп-тосферы художественного текста особенно велика роль лексической структуры текста (см. о ней и ее типах [7]). Именно она определяет механизм формирования гиперконцептов текста в сознании читателя в процессе его познавательной деятельности.

Установив связь между типом лексической структуры текста и характером его ассоциативносмыслового развертывания, можно выделить разные способы репрезентации гиперконцепта текста:

обобщающе-синтезирующий (например, при дедуктивной лексической структуре усилительноконвергентного типа в стихотворении М.И. Цветаевой «Стать тем, что никому не мило...»);

последовательно-дополнительный способ (при индуктивной лексической структуре усилительноконвергентного типа с цепочечным типом ассоциативного развертывания, см. в качестве примера стихотворение М.И. Цветаевой «Когда-нибудь, прелестное созданье.»);

парадоксальный способ (при дедуктивной лексической структуре контрастивного типа, напри-

мер, в стихотворении М.И. Цветаевой «Как правая и левая рука.»);

параллельный способ (при индуктивной лексической структуре контрастивного типа с радиальным однонаправленным способом ассоциативного развертывания, см. в качестве примера стихотворение М.И. Цветаевой «Если душа родилась крылатой.»);

однородный усилительный способ (при кольцевой ассоциативно-замкнутой лексической структуре (термин С.М. Карпенко) с радиально-цепочечным типом ассоциативного развертывания, например, в стихотворении М. И. Цветаевой «Страна»);

прерывистый усилительный способ (при кольцевой ассоциативно-замкнутой лексической структуре с прерывистым разнонаправленным типом ассоциативного развертывания, см. в качестве примера стихотворение М.И. Цветаевой «Никто ничего не отнял.»). (Подробнее об этом см. [15]).

Лексическая структура текста, приобретающая статус регулятивной в процессе вовлечения в познавательную деятельность читателя, служит не только средством приобщения к концептосфере текста и средством актуализации ключевых концептов. Она является и формой их репрезентации. При этом одни регулятивные средства играют ключевую роль, будучи полифункциональными (регу-лятивы-концепты), другие выполняют вспомогательные функции маркеров и актуализаторов ключевых регулятивных средств и структур (регуляти-вы-локативы) в зависимости от регулятивной стратегии текста.

В качестве примера использования сильной разнородной регулятивной стратегии импликатив-ного последовательно-конвергентного типа в поэтических текстах рассмотрим одно из ранних стихотворений А. А. Ахматовой с позиций теории регу-лятивности.

Царскосельская статуя

Н. В. Н.

Уже кленовые листы На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной. Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

1916

Посвященное описанию статуи, окрашенному чувствами восторга, смутной тревоги и ревности, это произведение отражает поэтапное приобщение читателя к миру эмоций, переживаемых лирической героиней А. Ахматовой. В регулировании познавательной деятельности читателя особенно важны название стихотворения и посвящение Николаю Владимировичу Недоброво (1882-1919), которые дают ключ к постижению глубинного смысла текста.

Без названия объект описания предстает загадочным, недостаточно конкретизированным, что стимулирует повышенное внимание читателей. Посвящение Н. В. Недоброво дает ключ к образу лирического героя, который эксплицирован весьма лаконично (Восторг твоей хвалы влюбленной...). Яркие изобразительно-выразительные регулятивные средства (тропы, приемы) стимулируют формирование определенных образов и лирических эмоций в сознании читателя, приобщая его к художественному миру автора и формируя в его сознании представление о концептосфере текста. Взаи-

мосвязь регулятивных средств и регулятивных структур в рамках целого стихотворения создает представление о его гиперконцепте (см. таблицу).

Регулятивные микроструктуры, соотносясь между собой, формируют общую регулятивную макроструктуру поэтического текста, которая определяется его регулятивной стратегией. Наличие ярких регулятивных средств и их многоплановость (использованы лексические, синтаксические, стилистические, графические типы) позволяют отнести данную стратегию к сильным регулятивным стратегиям неоднородного типа. Использование импликатур и аллюзии, создание впечатления загадочности, недоговоренности благодаря стремлению заинтриговать читателя (особенно если убрать название) позволяют условно охарактеризовать данную стратегию как регулятивную стратегию импликативного типа. Непротиворечивость микроцелей и их повторяемость в процессе текстового развертывания позволяют назвать данную стратегию регулятивной стратегией последовательноконвергентного типа.

В целом представление об общем гиперконцепте «восхищение красотой статуи и невольной ревности к ней лирической героини» формируется в сознании читателей на основе последовательного приобщения к мотивам («волевым задачам» высказываний, по терминологии Л. С. Выготского). Обоб-

Регулятивные средства Строки (регулятивные микроструктуры) Микроцели (мотивы)

1) эпитеты (лебединый пруд; неспешно зреющей рябины); 2) метафора (окровавлены кусты); Уже кленовые листы На пруд слетают лебединый, И окровавлены кусты Неспешно зреющей рябины, 1) привлечь внимание читателя к времени и месту описываемых событий (конретиза-ции хронотопа - осени в Царском Селе);

3) эпитеты (ослепительно стройна; незябнущие ноги; на камне северном); 4) лексемы-импликаты (она; незябнущие ноги); 5) олицетворение (сидит и смотрит); И ослепительно стройна, Поджав незябнущие ноги, На камне северном она Сидит и смотрит на дороги. 2) привлечь внимание читателя к восторженному восприятию объекта описания; 3) заинтриговать недоговоренностью и загадочностью в его описании;

6) эпитеты (смутный страх; девушкой воспетой); 7) импликатура, создающая аллюзию (Пред этой девушкой воспетой); Я чувствовала смутный страх Пред этой девушкой воспетой. 4) заинтриговать читателя описанием реакции лирической героини и загадочностью объекта описания;

9) эпитет (скудеющего света); 10) олицетворение (лучи света играли); Играли на ее плечах Лучи скудеющего света. 6) привлечь внимание читателя к времени описываемого события (вечер) и красоте девушки воспетой;

11) эпитет (хвалы влюбленной); 12) конструкция присоединения (И как могла.); 13) графема (многоточие), создающая недоговоренность; И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной. 7) заинтриговать читателя переходом от описания объекта к его восприятию лирическим героем и переносом внимания на сферу взаимоотношений героев;

14) обращение к лирическому герою (Смотри); 15) двойной оксюморон (весело грустить; нарядно обнаженной). Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной. 8) привлечь внимание читателя к сфере чувств и оценок лирической героини относительно описываемого объекта (восхищение, невольная ревность).

щающе-синтезирующий способ репрезентации гиперконцепта (см. подробнее [15]) в данном стихотворении формируется на основе дедуктивной лексической структуры текста и ассоциативного развертывания цепочечного типа.

Рассмотрим особенности концептуальной структуры данного текста (см. подробнее [16]). По числу актуализированных в нем концептов она является многочленной (в тексте актуализированы концепты «осень», «красота царскосельской статуи», «восторг, восхищение статуей» (многократно), «невольная ревность лирической героини»).

По однородности / неоднородности отношений между вербализованными в тексте концептами концептуальная структура произведения является неоднородной (концепты связаны разными отношениями - дополнения и усиления).

По степени актуализации ключевых концептов данная концептуальная структура текста является несимметричной (концепты актуализируются не в равной мере: большему усилению подвергается один из ключевых концептов - «восхищение статуей»). Текстовое ассоциативно-смысловое поле данного концепта включает ряд ассоциатов, связанных между собой в перспективе текста и усиливающих друг друга: ослепительно стройна; Пред этой девушкой воспетой; Восторг твоей хвалы влюбленной; ей весело грустить / Такой нарядно обнаженной.

По наличию / отсутствию в регулятивной лексической структуре текста прямых номинатов концептов и явной или косвенной репрезентации гиперконцепта данную концептуальную структуру можно назвать имплицитно-эксплицитной, так как одни концепты вербализованы явно («восхищение»), другие косвенно («осень», «красота статуи», «невольная ревность лирической героини»).

По месту лексической микроструктуры, репрезентирующей гиперконцепт в тексте, эта концептуальная структура является дедуктивной. Гиперконцепт «восхищение красотой статуи и невольная

ревность лирической героини» репрезентирован двумя регулятивными структурами в заключительной строфе стихотворения: И как могла я ей простить / Восторг хвалы твоей влюбленной... / Смотри, ей весело грустить / Такой нарядно обнаженной.

По характеру связи отдельных концептов и гиперконцепта концептуальная структура рассматриваемого стихотворения принадлежит к цепочечному типу. Так, концепт «осень» формируется на основе первой регулятивной структуры: Уже кленовые листы / На пруд слетают лебединый, / И окровавлены кусты / Неспешно зреющей рябины (см. таблицу). Эта регулятивная структура стимулирует последующее ассоциативное развертывание текста, вызывая ассоциат Поджав незябнущие ноги в описании царскосельской статуи. Связь с другими концептами также строится по цепочечному типу: «красота статуи» - «восторг, восхищение» - «невольная ревность».

Таким образом, регулятивная структура текста, стимулируя ассоциации читателя, формирует представление о микроцелях и мотивах текстового развертывания и дает ключ к пониманию творческого замысла автора. Именно регулятивная структура текста служит средством и способом приобщения к концептосфере текста, организуя интерпретационную деятельность читателя. При этом роль отдельных регулятивных средств и структур различна. Среди них есть репрезентанты ключевых концептов и гиперконцепта, а также актуализаторы и маркеры ассоциатов, конкретизирующих микроцели в соответствии с общей регулятивной стратегией текста.

Дальнейшее изучение концептосферы текстов разных типов в свете теории регулятивности представляется перспективным для разработки методики смысловой интерпретации и исследования идиостилевых особенностей текстовой деятельности разных авторов.

Литература

1. Болотнова Н.С. Когнитивное направление в лингвистическом исследовании художественного текста // Поэтическая картина мира: слово и концепт в лирике серебряного века: Мат-лы VII Всерос. научн. сем. (Томск, 27 апреля 2004 г.). Томск, 2004.

2. Болотнова Н.С. О статусе коммуникативной стилистики текста и перспективах ее развития // Изв. Алтайского гос. ун-та. 1998. № 3 (8); Она же. О трех направлениях коммуникативной стилистики художественного текста и изучении текстового слова // Коммуникативнопрагматические аспекты слова в художественном тексте. Томск, 2000; Она же. Коммуникативная стилистика художественного текста // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.

3. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М., 1987.

4. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Русская словесность. Антология. / Под ред. В.П. Нерознака. М., 1997.

5. Дридзе Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно-целевой подход) // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.

6. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. М., 1984.

7. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992.

И.Н. Тюкова. «Максимы» Б. Пастернака: индивидуальные коммуникативные «универсалии»

8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.

9. Болотнова Н.С. К вопросу о границах прагмем в поэтическом тексте // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения: Мат-лы междунар. науч. конф. (СПб., 26-28 февр. 2001 г.). Отв. ред. В.Д. Черняк. СПб., 2001.

10. Болотнова Н.С. О границах информем в поэтическом тексте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2002. Вып. 1 (29). Сер.: Гуманитарные науки (Филология). Томск, 2002.

11. Петрова Н.Г. Лексические средства регулятивности в поэтических текстах К. Бальмонта: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2000.

12. Новиков А.И. Текст, его содержание и смысл // Текст: структура и функционирование: Сб. статей. Вып. 2. Барнаул, 1997.

13. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2002.

14. Болотнова Н.С. Регулятивная стратегия художественного текста и ее виды // Текст: семантика, форма, функция: Мат-лы межвузовской научн.-практ. конф. 6-7 октября 2004 г. / Отв. ред. С.В. Пискунова. Тамбов, 2004.

15. Болотнова Н.С. Поэтический текст как форма репрезентации гиперконцепта // Язык и общество в синхронии и диахронии. Тр. и мат-лы Междунар. конф., посвященной 90-летию проф. Лидии Ивановны Баранниковой. Саратов, 2005.

16. Болотнова Н.С. Типы концептуальных структур поэтических текстов // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл: Мат-лы VIII Всерос. научн. семинара (21 апреля 2006 г.). Томск, 2006.

И.Н. Тюкова

«МАКСИМЫ» Б. ПАСТЕРНАКА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ «УНИВЕРСАЛИИ»

Томский государственный педагогический университет

Эстетическая природа и коммуникативная ориентация художественного произведения обусловливают закономерности его лексической организации - коммуникативные универсалии [1], или «правила, общие принципы словесно-художественного структурирования текста, ориентированные на «диалогическую гармонию автора и читателя, т.е. достижение определенного коммуникативного эффекта» [1, с. 138].

Существование коммуникативных универсалий не исключает (и даже предполагает) возможности проявления авторской индивидуальности в лексической структуре произведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной статье мы рассмотрим индивидуальные коммуникативные «универсалии» - «максимы» Пастернака, которые условно определим как характерные для автора конструктивные принципы («правила») построения текста, обусловленные эстетическими установками создателя и реализующие его творческий замысел.

Изучение и описание этих «правил» проводилось нами с опорой на «текстовую норму», то есть «гармоническую организацию всех элементов структуры текста в соответствии с авторским замыслом и ориентацией на адресата» [2, с. 64].

Материалом исследования послужила книга лирики «Сестра моя - жизнь» (1917, 1922).

Рассмотрим данные «максимы».

I. «Максима конвергенции». Понятие конвергенция при этом означает как «сгущение», «скопление» изобразительно-выразительных средств, участвую-

щих в воплощении образов, так и синкретизм элементов (поэтических реалий, вербальных единиц, признаков и т.д.), их «скрещивание», «гибридизацию» одного с другим (именно этот смысл вкладывает в понятие конвергенция А.К. Жолковский).

« Гибридизация» элементов достигается преимущественно за счет контаминации вербальных единиц (устойчивых и свободных сочетаний, нескольких тропов и/или других изобразительно-выразительных средств) и актуализации двух и более семантических компонентов лексемы (или сверхслов-ного элемента). Приведем примеры совмещения прямого и метафорического обозначения, где на лексико-синтаксическом и смысловом уровнях реализуется допущение «как если бы Х был У- ом и одновременно Х» (в данном случае - живым существом и реальным предметом):

1) «.в чайной, где черные вишни /Глядят из глазниц и из мисок /На веток кудрявый девичник, / Есть, есть чему изумиться!» (стих. «Мухи муч-капской чайной»). Нетрудно заметить, что в данном случае олицетворенная реалия «черные вишни» -это и глаза темного цвета, и плод: глагол глядеть, за счет соположения локальных конкретизаторов из глазниц и из мисок, наряду с прямым значением («устремлять, направлять взгляд», «смотреть»

[МАС, I, с. 318]), приобретает в контексте метафорический смысл. Таким образом, актуализируются и синкретизируются два семантических компонента: «живое» и «выглядывать, быть видимым»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.