Научная статья на тему 'Типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие'

Типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
268
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / КОНЦЕПТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЕРБАЛИЗОВАННЫЙ / TEXT / CONCEPT / INTERACTION / VERBALIZED

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болотнова Нина Сергеевна

В статье исследуются типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The types of artistic concepts verbalized in a text and the interaction of these types

The paper studies the types of artistic concepts verbalized in a text and their interaction.

Текст научной работы на тему «Типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие»

ЛИНГВИСТИКА

Н. С. Болотнова

Томский государственный педагогический университет

Типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие

Развитие когнитивного направления в изучении художественного текста стимулирует внимание исследователей к природе и сущности художественных концептов, их структуре и содержанию, взаимодействию в рамках текстовой системы. Особую актуальность приобретает изучение концептуальной структуры текста, значимой в плане его смысловой интерпретации. Являясь одной из ключевых в филологии, проблема смысловой интерпретации текста связана с выделением смысловых вех, «узловых звеньев», определяющих смысловое развертывание в сознании читателя, его познавательную деятельность, направленную на интерпретацию концептуальной картины мира автора, отражающейся в тексте как форме коммуникации.

Представление о концептуальной структуре художественного текста формируется в сознании читателя на основе его информационного тезауруса в процессе вторичной коммуникативной деятельности, включающей такие этапы, как восприятие, интерпретация и понимание. Концептуальная структура текста как результат первичной коммуникативной деятельности автора материализуется в тексте, отражая взаимодействие художественных концептов, репрезентированных и актуализированных в нем вербально. В рамках коммуникативной стилистики текста (см.: [Болотнова, Бабенко, Васильева и др., 2001; Болотнова, 2003 и др.]) с точки зрения познавательной деятельности адресата концептуальную структуру художественного текста можно представить как стимулированный ассоциативно-смысловым развертыванием текста на основе его лексической структуры процесс формирования и взаимодействия художественных концептов разных типов, осуществляемый в сознании читателя.

В задачи статьи входит обзор имеющихся точек зрения на типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие. Под художественным концептом нами понимается элемент поэтической картины мира автора, отраженный в тексте в образной форме в соответствии с определенными интенциями создателя. Как «сложное ментальное образование, принадлежащее не только индивидуальному сознанию, но и (в качестве интенсиональной составляющей эстетического опыта) психоментальной сфере определенного этнокультурного сообщества» определяет художественный концепт Л.В. Миллер [Миллер, 2000, с. 41-42].

Среди множества работ по когнитивной лингвистике основная часть посвящена изучению национальной концептосферы (термин введен Д.С. Лихачевым; (ср. работы В.Н. Телия, Е.С. Кубряковой, Ю.С. Степанова, А. Вежбицкой, З.Я. Поповой и И.А. Стернина, Н.Ф. Алефиренко и др.). В последние годы усиливается интерес ученых к анализу отдельных концептов и фрагментов концептуальной картины мира выдающихся художников слова (ср. работы М.Р. Проскурякова, Л.Н. Чурилиной, И.А. Тарасовой, Е.В. Малышевой, С.М. Карпенко, И.И. Бабенко, О.В. Орловой и др.). При этом в исследованиях дифференцируются

концептосфера автора и концептосфера отдельного текста. Данные понятия, несомненно, взаимосвязаны: за любым текстом «стоит» языковая личность автора. Концептосфера автора, являясь более сложной по объему и содержанию, частично отражается в концептосфере отдельного текста (в художественном тексте это происходит в образной форме).

Большинство исследователей, сопоставляя разные тексты, анализирует кон-цептосферу автора [Малышева, 1997; Чурилина, 2003; Тарасова, 2003; Маршина, 2004; Чумак, 2004 и др.]. Выделяются концепты-доминанты [Малышева, 1997], ключевые концепты [Болотнова, 1998; Орлова, Болотнова, 2000; Болотнова, Ба-бенко, Васильева и др., 2001; Беспалова, 2002 и др.], базовый концепт как «ядро индивидуально-авторской художественной картины мира» [Маршина, 2004, с. 19]. Именно эти концепты чаще всего являются объектом рассмотрения в работах последних лет (ср., например, труды: [Орлова, 2002; Карпинец, 2003; Долби-на, 2004; Катаева, 2004 и др.]). Ключевые концепты, как правило, определяются исследователями на основе частотности соответствующих концептам лексем-репрезентантов и слов, ассоциативно связанных с ними, а также на основе анализа содержательного плана созданных автором художественных произведений. Данные исследования значимы для выявления концептосферы писателя и особенностей его индивидуально-авторской картины мира.

На уровне отдельного текста анализ художественных концептов направлен, главным образом, на постижение эстетического смысла художественного произведения. Прежде чем рассматривать взаимодействие вербализованных в тексте художественных концептов, остановимся на их типологии.

Изучая концептосферу текста, исследователи выделяют разные виды художественных концептов: 1) макро- и микроконцепты (ср. такую дифференциацию в рамках религиозно-философского дискурса: «школы всеединства» в работе Е.В. Сергеевой [Сергеева, 2002]); 2) персонажные и базовые текстовые концепты (различаются на основе текстовых субъектных сфер персонажей и автора) [Чурилина, 2003]; 3) ключевые концепты и концепты-локативы (выделяются с учетом их эстетической роли в рамках конкретной текстовой системы); словные, сверхсловные, текстовые (дифференцируются по средствам репрезентации); узуальные (типовые) и индивидуально-авторские (отличаются степенью оригинальности); отдельные концепты, концептуальные пары, концептуальные структуры, гиперконцепты (дифференцируются в структурном отношении) [Болотнова, 2003, с. 202]; 4) концепты-универсалии, лингвокультурные концепты и концепты-уникалии (выделяются в зависимости от аспектов исследования: «универсологиче-ского, лингвокультурологического, личностного») [Гершанова, 2003, с. 10]; 5) концепты с чувственным ядром, концепты-гештальты, топологические (образно-схематические), эмоциональные) (дифференцируются на основе связи с типами ментальных репрезентаций [Тарасова, 2003, с. 234]) и т.д.

В рассмотренных видах художественных концептов, несмотря на их терминологическое различие, есть общее (ср. макроконцепты и гиперконцепты; микроконцепты и концепты-локативы; узуальные (типовые) и концепты-универсалии; ключевые (базовые) концепты и концепты-доминанты; индивидуально-авторские концепты и концепты-уникалии).

Как связаны разные типы выделенных исследователями концептов, репрезентированных в тексте? Изучение их взаимодействия важно для разработки понятия концептуальная структура текста и изучения механизма формирования эстетического смысла в процессе познавательной деятельности читателя. Методика анализа художественных концептов и их взаимодействия в коммуникативной стилистике текста основана на моделировании ассоциативно-смысловых полей концептов с опорой на теории регулятивности, текстовых ассоциаций и смысло -вого развертывания текста [Болотнова, 1992; 1994; 1998; Болотнова, Бабенко, Ва-

сильева и др., 2001]. В рамках данного направления взаимодействие ключевых концептов, материализованных лексически, изучается на основе их ассоциативно-смысловых полей, связанных между собой различными отношениями (включения, пересечения, дополнения, усиления, контраста и др.) в соответствии с коммуникативной стратегией текста [Болотнова, 1998]. Это позволяет раскрыть механизм смыслового развертывания текста благодаря анализу его лексической структуры и взаимосвязи стимулированных ею ассоциативно-смысловых полей актуализированных в тексте концептов.

Например, в стихотворении М.И. Цветаевой «Душа и имя» два ключевых концепта, репрезентированные названием, связаны отношениями сопоставления и взаимной обусловленности:

Пока огнями смеется бал, Душа не уснет в покое. Но имя Бог мне иное дал: Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох Забыть не могу тоски я. Мечты иные мне подал Бог: Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал, Поет и зовет, сверкая. Но душу Бог мне иную дал: Морская она, морская!

Название стихотворения служит ключом к разгадыванию его эстетического смысла - отражения одиночества лирической героини среди шумной толпы. Гиперконцепт одиночество формируется на основе взаимосвязи разных концептов, актуализированных вербально: концепты душа(1) и имя(2), связанные отношениями взаимной соотнесенности и обусловленности, формируют концепт Я лирической героини(З) на основе отношений включения. Данный концепт, связанный с концептом бал (толпа)(4) отношением контраста, создает представление об одиночестве (5) лирической героини. Истоки формирования этого гиперконцепта как результата обобщающей познавательной деятельности читателя обусловлены актуализированной в тексте соотнесенностью с именем Марина - морская, объясняющим такие несвойственные окружающим, по мнению автора, черты лирической героини, как романтичность, мятежность, тоска по новому, необыкновенному.

В формировании концептов и их взаимосвязи в процессе текстового развертывания значимы использованные автором художественные средства, выполняющие регулятивную функцию: персонификация, метафоры и метонимия (Пока огнями смеется бал, /Душа не уснет в покое... Поет огнями манящий зал /Поет и зовет, сверкая...). Особенно значимы в стихотворении вариативные повторы заключительных строк в каждой из трех строф (Морское оно, морское! Морские они, морские! Морская она, морская!). Благодаря многократному повтору они усиливают в сознании читателя связь души и имени лирической героини с морем.

Текстовое ассоциативное поле концепта «душа» немногочисленно (ср.: не уснет в покое; мечты иные; душа иная; морская (2)). Читателю предоставлено самому вообразить, что за этим стоит. Концепт «имя» репрезентируется в тексте только синтагматическими ассоциатами на стимул-номинат концепта: иное; морское (2).

Более усилено в стихотворении текстовое ассоциативное поле концепта «бал» (толпа): огнями смеется; круженье вальса; нежный вздох; манящий зал; поет огнями; поет и зовет, сверкая. Всеобщему веселью, радости толпы и свету диссонирует состояние души лирической героини. Текстовое ассоциативное поле концепта «Я лирической героини» включает репрезентанты ранее рассмотренных концептов «душа» и «имя», а также единицы текста, не только характеризующие героиню, но и отражающие ее несоответствие окружающим: мне (3); я; Но имя Бог мне иное дал; забыть не могу тоски; мечты иные мне подал Бог; Но душу Бог мне иную дал).

Гиперконцепт одиночество явно не вербализован, но актуализирован благодаря контрасту концептов «Бал» (толпа) и «Я лирической героини». В формировании отношений контраста на концептуальном уровне, значимого для постижения эстетического смысла текста, участвуют не только стилистические и лексические средства, но и грамматические (ср. вариативный повтор с противительным союзом но в сильной позиции начала строк: Но имя Бог мне иное дал; Но душу Бог мне иную дал).

Таким образом, концептуальная структура текста и гиперконцепт как ее обобщение формируются в сознании читателя на основе взаимодействия репрезентированных в тексте художественных концептов с учетом общей лексической структуры текста и ассоциативных связей ключевых слов-номинатов концептов и их текстовых ассоциатов.

Рассмотрим, какие еще типы взаимодействия концептов дифференцируются в работах исследователей.

1. При выделении микро- и макроконцептов в рамках дискурса речь идет о подходе к концептосфере как иерархически организованной системе, «являющейся взаимосвязанной совокупностью макро- и микроконцептов» [Сергеева, 2002, с. 7]. Так, к макроконцептам в произведениях авторов «школы всеединства» исследователь относит концепты Бог и Человек, к микроконцептам - Истина, Свет, Вера, Религия, Церковь. В основу анализа концептов в данной работе, как и в исследованиях по коммуникативной стилистике текста (ср.: [Болотнова, Бабенко, Васильева и др., 2001]), положена методика выявления системы ключевых слов-номинатов концептов и моделирования их ассоциативно-смысловых полей. В качестве репрезентантов макроконцепта рассматриваются и «вербализаторы микроконцептов» [Сергеева, 2002, с. 23]. Отметим, что макро- и микроконцепты, выделяемые автором в рамках дискурса, различаются уровнем обобщения и связаны отношениями включения. Между макро- и микроконцептами существует сложная система взаимодействия, отражающая «взаимопересечения и взаимопроникновения» [Сергеева, 2002, с. 23]. Данный подход к концептосфере текста, включающий дифференциацию микро- и макроконцептов, релевантен для любого типа дискурса.

2. Применительно к художественному тексту (особенно прозаическому) целесообразно выделение концептуальных систем двух типов: концептосферы языковой личности (включая персонажа) и концептосферы текста как «совокупности всех концептов, в нем актуализированных» [Чурилина, 2003, с. 8]. При этом ввиду «концептуальной многослойности текста» «персонажный» концепт хотя и рассматривается Л.Н. Чурилиной как автономный, является «частью базового текстового концепта» [Чурилина, 2003, с. 8]. Автор отмечает: «Концепт, не соотнесенный с каким-либо субъектом, но формирующийся в результате взаимного пересечения и наложения персонажных концептов, обозначается как базовый текстовый концепт» [Чурилина, 2003, с. 13].

На наш взгляд, наряду с отмеченными исследователем отношениями взаимного пересечения и наложения, данные виды концептов связаны и другими отношениями - прямой детермининированности базового текстового концепта, опре-

деляющего своеобразие «персонажных» текстовых концептов в аспекте первичной коммуникативной деятельности, и отношениями обратной детерминированности в процессе вторичной коммуникативной деятельности читателя. В первом случае базовый текстовый концепт обусловливает особенности «персонажных» концептов, во втором случае на основе «персонажных» концептов в результате осмысления их взаимосвязи формируется представление о базовом текстовом концепте в сознании читателя.

3. Среди типов взаимодействия художественных концептов исследователи выделяют и корреляцию [Чумак, 2004]. Под корреляцией в данном случае О.С. Чумак понимает, во-первых, взаимодействие, дополнение и уточнение: так, художественные концепты жизнь и смерть в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», как отмечает исследователь, «находятся в отношениях корреляции, то есть взаимодействуют, дополняют и уточняют друг друга» [Чумак, 2004, с. 5]. Во-вторых, корреляция концептов трактуется как «системность, взаимозависимость и взаимо -обусловленность рассматриваемых ментальных структур в концептосфере писателя» [Чумак, 2004, с. 21]. В данной работе отношениями корреляции связываются «антонимичные» художественные концепты «жизнь» и «смерть», но правомерно предположить, что коррелировать могут и другие виды концептов, актуализированные в тексте. В связи с этим целесообразно выделять понятие «концептуальная микроструктура». В случае актуализации в тексте двух коррелирующих концептов речь может идти о концептуальной паре; если тесно связанными оказываются три концепта, можно говорить о концептуальной триаде и т.д. Данные микроструктуры могут иметь двойной статус: 1) статус единиц концептуальной структуры текста в случае их явной актуализации и тесной связанности в рамках конкретной текстовой системы; 2) статус единиц анализа концептуальной структуры текста, соответствующих определенным целям и задачам исследователя.

4. По когнитивному направлению в исследовании художественного текста одной из интересных является работа М.Р. Проскурякова [Проскуряков, 2000]. Автор рассматривает концепт как универсальный элемент системы смысла текста [Проскуряков, 2000, с. 12]. Концептуальная структура текста трактуется исследователем в динамическом аспекте как «локализованный, застывший в определенных фрагментах культурной и языковой среды (константах) процесс формирования концепта» [Проскуряков, 2000, с. 12-13]. Концепт определяется как «структурированный процесс, цикл отношений понятия к знаку, к другим понятиям, образу или типу (архетипу), метафоре, символу или мифу» [Проскуряков, 2000, с. 16]. При этом в соответствии с избранным динамическим подходом исследователь утверждает: «В рамках ментального пространства концепт связан с другими концептами, являясь элементом структуры другого концепта или его ментальной проекцией. При проецировании элементы одной концептуальной структуры отображаются на структуру другого концепта. <...> Соотношения концепта с другими концептами являются свойством концепта в целом и могут быть различными в зависимости от принятой точки зрения. Проецирование концепта на другой концепт может быть частичным. Концепты могут также иметь частичное сходство друг с другом, степень сходства зависит от степени близости между ними. Концепт, включенный в качестве части в другой концепт, может приобрести новые свойства» [Проскуряков, 2000, с. 18].

В отличие от других точек зрения на взаимодействие концептов, в данной теории актуализированы его системно-структурная сущность, динамический и субъективный аспекты взаимодействия, показан обусловленный этим открытый характер смысла текста. Фактически исследователем раскрыта деятельностная природа формирования концептуальной структуры текста, которая связывается в данной теории с «процессом конструирования смысла, суть которого состоит в осознании, развертке концептуальных структур, их последующей возможной мо-

дификации и свертке уже модифицированных структур» [Проскуряков, 2000, с. 21].

Автор анализирует ментальное пространство романа Ф.М. Достоевского «Идиот», опираясь на компьютерную обработку текста, выделение ключевых лексических элементов тезауруса речевого произведения и выявляя периодические возрастания и падения плотности повторов в тексте, позволяющие установить сильные позиции и композиционные зоны текста. Периодичность изменения плотности распределения повторов связывается исследователем с локализацией этапов формирования концептуальной структуры.

Подводя итоги, отметим, что среди видов взаимодействия художественных концептов исследователями выделены: дополнение, усиление, контраст, включение, пересечение, наложение, взаимная обусловленность, корреляция, ментальная проекция одного концепта на другой. Для концептуального анализа текста очевидна необходимость дальнейшей разработки типологии художественных концептов и изучения их взаимосвязи в системе текста. Особенно плодотворным, на наш взгляд, является коммуникативно-деятельностный подход к анализу соотношения вербализованных в тексте художественных концептов.

Литература

Беспалова О.Е. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилева в ее лексическом представлении: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002.

Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика художественного текста // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003. С. 157-162.

Болотнова Н.С., Бабенко И.И., Васильева А.А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. Томск, 2001.

Болотнова Н.С. Об изучении ассоциативно-смысловых полей слов в художественном тексте // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX века: Сб. в честь проф. С.Г. Ильенко. РГПУ им. А.И. Герцена; Филологический ф-т СпбГУ. СПб., 1998. С. 242-247.

Болотнова Н.С. Поэтическая картина мира и ее изучение в коммуникативной стилистике текста // Сибирский филологический журнал. 2003. № 3-4. С. 198-207.

Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992.

Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994.

Гершанова А.Ф. Концепты «рай» и «ад» в языковой картине мира В.В. Набокова (по роману «Дар»): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Уфа, 2003.

Долбина И.А. Художественный концепт брат и его языковая репрезентация в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2004.

Карпинец Т.А. Концепт как способ смысловой организации художественного текста (на материале повести А.С. Пушкина «Метель»): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2003.

Катаева Н.М. Русский концепт воля: от словаря - к тексту: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004.

Малышева Е.Г. Идиостиль Владислава Ходасевича (опыт когнитивно-языкового анализа): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Омск, 1997.

Маршина М.В. Лексическая экспликация концептуальной системы Ф.И. Тютчева: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2004.

Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // «Мир русского слова». 2000. № 4. С. 39-45.

Орлова О.В., Болотнова Н.С. К вопросу о лексическом воплощении концепта «язык» в поэтических текстах И. Бродского // Лингвистические парадигмы. Традиции и новации. Волгоград, 2000. С. 126-134.

Орлова О.В. Коммуникативные аспекты лексической репрезентации концепта язык в лирике И. Бродского»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2002.

Проскуряков М.Р. Концептуальная структура текста: лексико-фразеологиче-ская и композиционно-стилистическая экспликация: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2000.

Сергеева Е.В. Русский религиозно-философский дискурс «школы всеединства»: лексический аспект»: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2002.

Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект / Под ред. М.Б. Борисовой. Саратов, 2003.

Чумак О.С. Корреляция концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Б.Л. Пастернака (на материале романа «Доктор Живаго»): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2004.

Чурилина Л.Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.