Научная статья на тему 'Лексические модели, отражающие лингвистическое и специальное знание (на материале русских наименований артиллерийских орудий)'

Лексические модели, отражающие лингвистическое и специальное знание (на материале русских наименований артиллерийских орудий) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
104
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кликушина Т. Г.

The article discusses some aspects of knowledge representation in the language. It describes the approach that permits to construct different lexical models reflecting linguistic and special military knowledge: the models of lexico-semantic group and ideogroup. Important for modeling ideogroup is the choice of the reference point.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lexical models reflecting linguistic and special knowledge (based on Russian names of artillery guns)

The article discusses some aspects of knowledge representation in the language. It describes the approach that permits to construct different lexical models reflecting linguistic and special military knowledge: the models of lexico-semantic group and ideogroup. Important for modeling ideogroup is the choice of the reference point.

Текст научной работы на тему «Лексические модели, отражающие лингвистическое и специальное знание (на материале русских наименований артиллерийских орудий)»

ЛЕКСИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ (на материале русских наименований артиллерийских орудий)

Т.Г. Кликушина

Klikushina T.G. Lexical models reflecting linguistic and special knowledge (based on Russian names of artillery guns). The article discusses some aspects of knowledge representation in the language. It describes the approach that permits to construct different lexical models reflecting linguistic and special military knowledge: the models of lexico-semantic group and ideogroup. Important for modeling ideogroup is the choice of the reference point.

В современной лингвистике особую актуальность приобрела проблема репрезентации знаний в языке. Типы знаний подразделяются на языковые (лингвистические) и неязыковые, т. е. знания о мире. Языковое (лингвистическое) знание включает знания об устройстве системы языка, о его единицах и категориях. Знание о языке - составная часть знания о мире. Знание о языке обычно противопоставляется неязыковому, или экст-ралингвистическому, знанию, т. е. знанию обо всем в мире, кроме языка. Знание о мире получает отражение в концептах как квантах знания [1-4].

Знания о мире различаются в зависимости от субъекта познания. Выделяют научное, или специальное, знание; бытовое, или обыденное, знание и т. д. Научное знание универсально для всех народов, оно представляет собой углубленное в результате научного исследования понятие о конкретном предмете или явлении [1, с. 378-389; 2, с. 16-39; 5].

Одна из форм фиксации нашего знания о мире - лексическое значение слова, отражающее результаты познания конкретных предметов, их характеристик и т. д. [1, с. 95;

2, с. 21; 4, с. 31; 5, с. 21-28; 6]. Сторонники концепции дискретности лексического значения подчеркивают, что значение своими семами передает часть компонентов, составляющих содержание концепта [7].

За специальной лексикой стоит разное знание: лингвистическое знание и специальное знание о видах оружия. Поэтому выстраиваемые модели лексических подсистем отражают знания человека о языковой и неязыковой действительности.

Далее покажем, каким образом систематизация словаря отражает лингвистическое знание. На базе словарных толкований на-

именований артиллерийского оружия путем компонентного анализа был выявлен их сем-ный состав. Например, значение слова «пушка» включает семы: 'артиллерийское орудие', 'длинноствольное', 'со стволом средней между пушкой и мортирой длины', 'для навесной стрельбы', 'для прицельной стрельбы по наземным, морским и воздушным целям', 'снаряды перемещаются по отлогой траектории' и т. д. По соотношению семного состава исследуемых единиц была выстроена трехуровневая иерархическая модель лексикосемантической группы (ЛСГ) «Артиллерийские орудия». На первом уровне находится идентификатор ЛСГ - элемент «орудие», который выступает в качестве гиперонима к своим непосредственным гипонимам пушка, гаубица, миномет и т. д., расположенным на втором уровне. На третьем уровне находятся гипонимы элементов пушка и гаубица.

Между исследуемыми элементами ЛСГ по семам формируются связи-конструкты: гиперо-гипонимическая и согипонимическая связи [8]. Модель ЛСГ отражает знание лингвиста о данном фрагменте лексико-семантической системы. На этом основании, вслед за В.Б. Гольдберг [8, с. 141-151], мы рассматриваем ЛСГ «Артиллерийские орудия» как категорию, но определенный тип категории -научную лингвистическую категорию.

Рассмотрим, как систематизация специальной лексики отражает специальное знание об объектах окружающего мира, в нашем случае - об артиллерийском оружии. Чтобы получить знание о конкретных видах и признаках оружия, необходимо проанализировать содержание соответствующих концептов. Следовательно, систематизация наименований оружия как единиц, отражающих специальное знание, требует перехода на концепту-

альный уровень анализа. При этом наименования оружия выступают как имена, за которыми стоят лексикализованные концепты.

Содержание концептов может быть выявлено в результате применения двух методов: компонентного и концептуального анализа. Покажем это на примере анализа концепта Пушка. Поскольку семный состав отражает некоторую часть содержания концепта, представленные выше семы позволили выявить соответствующие концептуальные характеристики. Специальная литература, описательные контексты выявили дополнительные характеристики концепта Пушка: имеет разновидности, различающиеся характером внутренней поверхности ствола: гладкоствольное и нарезное орудие; имеет разновидности, различающиеся длиной ствола: короткоствольное, среднествольное, длинноствольное орудие; применяется для настильной стрельбы и ряд других.

Данные о концептах орудий, полученные в результате концептуального анализа, позволяют классифицировать объекты на базе тех или иных признаков. Классификация объектов предполагает выделение родовых и видовых понятий. Для того, чтобы систематизировать наименования оружия как средства выражения специального знания, целесообразно обратиться к модели идеогруппы, разработанной В. Б. Гольдберг [9].

В модель идеогруппы вводятся классификационные концепты, полученные логическим путем [9, с. 62]. Классификационные концепты в моделях идеогруппы соответствуют рубрикам родо-видовой классификации. Поскольку родо-видовая классификация отражает специальное знание, ее результат можно рассматривать как специальную категорию.

Модель идеогруппы, отражающая специальное знание об оружии, требует выбора точки отсчета. Так, выбрав в качестве точки отсчета признак артиллерийских орудий «длина ствола», мы вводим в модель идеогруппы логическим путем следующие классификационные концепты: [короткоствольное орудие], [среднествольное орудие],

[длинноствольное орудие], [максимально

длинноствольное орудие]. Например, классификационный концепт [короткоствольное орудие] получен логическим путем в результате анализа содержания лексикализованных концептов Мортира, Бомбарда, Единорог,

Единорог Шувалова и т. д. Поскольку классификационные концепты не имеют закрепленного за ними имени, они могут быть выражены только описательным путем. Классификационные концепты отражают знания человека об окружающем мире.

Изменение точки отсчета предполагает введение иных классификационных концептов.

Таким образом, анализ наименований артиллерийских орудий позволяет построить модели, отражающие лингвистическое знание, т. е. знание об устройстве данного фрагмента лексической системы языка и специальное знание о таком фрагменте окружающей действительности, как артиллерийские орудия, их устройство и применение. Лингвистическое знание получает отражение в модели ЛСГ. Специальное знание об орудиях получает отражение в модели идеогруппы, элементами которой являются лексикализо-ванные и нелексикализованные - классификационные - концепты орудий. Специальное знание получает отражение также в изменении структуры идеогруппы, вызванном изменением точки отсчета.

1. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.

2. Болдырев Н.Н. // Концептуальное пространство языка: сб. науч. тр. / отв. ред.

Е.С. Кубрякова. Тамбов, 2005. С. 16-39.

3. Залевская АА. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М., 2005.

4. Кравченко А.В. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка. Иркутск, 2001.

5. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985. С. 21.

6. Краткий словарь когнитивных терминов /

Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков,

Ю.Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М., 1996.

7. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когни-тивный анализ языка: моногр. Воронеж, 2006. С. 64-65.

8. Гольдберг В.Б. // С любовью к языку: сб. науч. тр. Посвящается Е.С. Кубряковой. М.; Воронеж, 2002. С. 146.

9. Гольдберг В. Б. Структурные связи в лексикосемантическом поле языка (на материале русского и английского лексико-фразеологического поля «Биологическое существование человека»): моногр. Тамбов, 2000.

Поступила в редакцию 25.02.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.