В.Д. Климонов
ЛЕКСИЧЕСКАЯ АСПЕКТУАЛЬНОСТЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И КАТЕГОРИЗАЦИЯ
В статье рассматриваются лексические виды как аспектуальные подклассы или способы глагольного действия. Для модели категоризации лексической семантики глагола в качестве ключевого конституитивного параметра аспектуальности предлагается считать квантифика-цию, позволяющую выделить четыре основных аспектуальных класса с последующим их делением на подклассы в русском языке.
1. Грамматическая и лексическая аспек-туальность
Аспектуальность традиционно определяется как характер протекания и распределения глагольного действия во времени, т.е. как внутренняя темпоральная структура глагольного действия (см., например, [Бондарко 1987а: 40-41, Smith 1991: 6]). В сфере аспектуальности различаются два компонента: грамматическая и лексическая аспектуальность. Ю.С. Маслов [Маслов 1984: 8-15] назывет их соответственно грамматической категорией вида и аспектуальными классами, Ф. Леманн [Ле-манн 1995: 113-15] - видовыми акциональными функциями и лексическими акциональными функциями, С.К. Дик [Dik 1997: 105-106] - грамматическими видами и положениями дел (states of affairs), К.С. Смит [Smith 1991: XV-XVII, 3-8; Смит 1998: 408-415] - ракурсами (types of viewpoint) и ситуационными типами (situation types). Грамматические виды (ГВ) (совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ)) составляют, как известно, специфическую особенность русского и других славянских языков. Яркими чертами своеобразия отмечены и т.н. лексические виды (ЛВ), т.е. аспектуальные классы (АК) и аспектуальные подклассы или способы действия (СД) славянских языков. АК формально манифестируются посредством типов видовых парадигм (полных и дефективных), что составляет их характерную черту по сравнению с другими неславянскими языками [Климонов 1997: 122-124]. СД славянских языков последовательно оформляются морфологически и обнаруживают богатую палитру тончайших оттенков значения, не имеющих параллелей в кругу других неславянских языков [Исаченко 1960: 300].
АК как наиболее абстрактные лексические категории, выделяемые по признакам динамичности / нединамичности (= статичности), длительности / недлительности (или мгновенности), предельности / непредельности, обнаруживают более частные лексические значения, подводимые под рубрику СД. В традиционном понимании СД вы-
ступают как разновидности категории предельности / непредельности, иными словами СД являются конкретными или детализованными значениями предельных и непредельных глаголов (см., например, [Маслов 1984: 13-14], [Шелякин 1987: 66]). По вопросу об объеме и границах СД в литературе представлены две точки зрения. Одни ученые (например, [Ю.С. Маслов (1984: 14]) рассматривают СД как лексические группировки глагола, независимые от их формальной манифестации. Другие языковеды (например, [Ьасепко1962: 386-388]) относят к СД только такие лексические разряды глагола, которые имеют формальные показатели. Такие подклассы глагола А.В. Исаченко называет совершаемостями и отделяет их терминологически от других лексических группировок глагола, которые не имеют формальной манифестации и которые он называет характерами глагольного действия [Исаченко 1960: 209-222, 294304]. Эта вторая точка зрения принимается и в настоящей работе. Необходимым условием для СД является наличие деривации с модификацией исходного значения [ср. РГ 1979: 240]. В соотносительных парах жечь - дожечь (доску) приставка до- модифицирует исходное лексическое значение глагольной лексемы жечь указанием на конечную фазу действия. Префикс вы- в парах типа жечь (доску) - выжечь (узор на доске) трансформирует исходное лексическое значение глагольной лексемы жечь 'уничтожать доску огнем' в совершенно новое значение глагольной лексемы выжечь 'сделать рисунок на доске раскаленным предметом'. В этом примере имеет место мутация исходного лексическоого значения глагольной лексемы. Корреляция с модификацией значения типа жечь - дожечь (доску) занимает промежуточное положение между видовой, т.е. словоизменительной парой типа жечь - сжечь (доску), и словообразовательной, т.е. деривационной оппозицией с мутацией значения типа жечь (доску) -выжечь (узор на доске). Непременным условием видовых пар является тождество лексическоого
значения исходного и производного членов. Такого тождества нет и не может быть при модификации исходного значения, поскольку модификация сама по себе согласно определению исключает совпадение значений исходного и производного членов соотношения. Исходное и производное значения оказываются таким образом нетождественными как при модификации, так и при мутации, что является основанием для рассмотрения этих двух типов пар как словообразовательных (в широком смысле этого слова). В традиционной аспектологии основное внимание уделялось формальным и содержательным характеристикам категории вида как морфологическому ядру аспек-туальности. Лексическая аспектуальность (т.е. ЛВ как АК и СД) причислялась к периферии аспекту-альности (см., например, [Бондарко 1987б: 52]).
2. Аспектуальность как квантификация глагольного содержания. Концептуальная категоризация и субкатегоризация глаголов
В традиционной категоризации аспектуаль-ности центральную роль играет внутренняя темпоральная структура глагольного действия. Ю.С. Маслов [Маслов 1978: 10-18] назывет ее качественной аспектуальностью, С.К. Дик [Dik 1997: 222-225] - внутренними видами. Квантитативные характеристики аспектуальности, такие, как градация действия по степени кратности (типа махать - махнуть, говорить - говаривать, жениться (о брате) - пережениться (о братьях)), по степени длительности (типа ловить - поймать) и по степени интенсивности (типа нагуляться - погулять), Ю.С. Маслов [Маслов 1978: 18-21] относит к количественной аспектуально-сти, а С.К. Дик [Dik 1997: 225, 236-237] - к т.н. внешним или квантитативным видам. Количественная аспектуальность не влияет, по мнению Х. Леманна [Lehmann 1999: 47-48], на принадлежность предиката к основному типу глагольных ситуаций и имеет лишь побочный эффект.
В предлагаемой ниже модели категоризации лексической семантики глагола квантифика-ция является, напротив, ключевым конститутивным параметром аспектуальности. Аспектуаль-ность понимается мною как квантификация лексического содержания глагола. Глагольное содержание квантифицируется точно таким же образом, как и содержание имен существительных. Существительные подразделяются на индивидуа-тивы с дискретной или нумеративной семантикой типа стол и континуативы с недискретной или транснумеративной семантикой типа железо. Ин-дивидуативы типа кастрюля обнаруживают как
числовую, так и не числовую квантификацию (две кастрюли, много кастрюль) и образуют полную парадигму числа (кастрюля - кастрюли). Конти-нуативы типа сметана, сливки допускают только нечисловую квантификацию (много сливок, но *две сливки) и выступают как дефективные парадигмы singularia tantum (сметана) или pluralia tantum (сливки). Параллельно этому глаголы обнаруживают членение на предельные, обозначающие дискретные ситуации с начальной и конечной границами действия типа прочитать (роман (от начала до конца)), и непредельные, представляющие собой недискретные ситуации, лишенные всяких границ типа трудиться, знать. Предельные глаголы образуют полную парадигму вида (читать - прочитать) и допускают как числовую, так и нечисловую квантификацию (прочитать два раза, прочитать много). Непредельным глаголам свойственны дефективные парадигмы imperfectiva tantum типа трудиться, знать. Непредельные глаголы сочетаются только с нечисловыми квантификаторами: трудиться много, но *трудиться два раза; знать много, но *знать два раза. Грамматическим ядром аспектуальности у глаголов является категория вида. Ей соответствует категория числа у имен существительных. Глаголы и имена существительные структурируются таким образом параллельно.
И центральная зона аспектуальности (т.н. качественная аспектуальность, в традиционном понимании противопоставленная т. н. количественной аспектуальности) обнаруживает кванти-фикацию, которая, разумеется, носит иной характер, чем традиционная количественная аспекту-альность. Такое положение дел является основанием для различения двух шкал, по которым происходит измерение явлений аспектуальности. Ас-пектуальные значения рассматриваются как отметки или координаты на шкале внутренней тем-поральности, а также на иной, нетемпоральной шкале, квантифицирующей глагольное содержание в целом. Отметки или координаты на этих шкалах, а также участки шкалы с такими отметками могут быть специфицированными, или абсолютными, и неспецифицированными, или относительными. Наложение этих четырех параметров друг на друга (темпоральная и нетемпоральная шкалы, а также специфицированные и неспеци-фицированные отметки на этих шкалах) дает в русском языке 4 основных АК с их дальнейшим делением на подклассы или СД (см. [Klimonow 2003: 434-436, 441-444]).
А. Аспектуальные классы и способы действия с темпоральным значением.
А1. Аспектуальный класс со значением фа-зовости.
Глаголы со значением фазовости могут быть представлены как абсолютные, т.е. специфицированные квантитативные координаты на шкале внутренней темпоральности. Они фокусируют часть действия в виде отдельных фаз, а именно как начальную фазу действия (= ингрес-сивные глаголы типа запеть) или как конечную фазу действия (= эгрессивные глаголы компле-тивного или терминативного СД типа допеть и финитивного или цессативного СД типа отпеть). Срединная фаза действия в русском языке морфологически не выражается. Транскурсивное или интратерминальное значение передается бивер-бальным словосочетанием типа продолжать / не переставать петь.
А2. Аспектуальный класс со значением ограничения глагольного действия во времени.
Глаголы со значением ограничения глагольного действия во времени могут быть представлены как относительные, т.е. неспецифициро-ванные квантитативные отметки на шкале внутренней темпоральности. Они обозначают некий сравнительно большой промежуток времени (= глаголы длительно-ограниченного или перду-ративного СД типа пропеть), малый промежуток времени (= глаголы ограничительного или дели-митативного СД типа попеть) или нейтральный в отношении продолжительности промежуток времени (= глаголы протяженно-одноактного СД типа прозвучать).
Б. Аспектуальные классы и способы действия с нетемпоральной семантикой.
Б1. Аспектуальный класс со значением числовой квантификации глагольного действия или его участников.
Глаголы со значением числовой квантифи-кации глагольного действия или его участников обозначают абсолютные, т.е. специфицированные координаты на нетемпоральной шкале. На шкале кратности глагольного действия такие глаголы имеют отметку единица (1) (= глаголы одноактного или семельфактивного СД типа укусить (соседа (о собаке)) или больше единицы (>1) (= глаголы дистрибутивного СД типа перекусать (всех соседей)).
Б2. Аспектуальный класс со значением нечисловой квантификации глагольного действия.
Глаголы со значением нечисловой кванти-фикации глагольного действия или проявления
степени интенсивности глагольного действия обозначают относительные, т.е. неспецифициро-ванные координаты на нетемпоральной шкале. В качестве иллюстрации этого класса могут служить сатуративы типа напиться (вдоволь (квасу)), обозначающие высокую степень интенсивности действия, и аттенуативы типа попить (немного (квасу)) со значением малой или ослабленной степени интенсивности действия.
Аспекутальность определяется в соответствии с таким анализом, как квантификация временных и невременных параметров глагольной ситуации, включая и ее участников или актантов.
Набор СД как продукт субкатегоризации каждого из рассмотренных выше четырех АК приводится в приложении. Под углом зрения изложенной выше концепции следует внести уточнение в понятие СД, данное в разделе 1. Маркер СД модифицирует исходное значение глагола посредством введения в семантику производного члена нового квантитативного параметра действия в соответствии со значением одного из четырех АК. Так производный глагол заиграть обнаруживает фазовую ингрессивную семантику, представленную как участок шкалы внутренней темпоральности со специфицированными отметками, а дериват наесться, обозначающий интенсивное действие (= есть много), репрезентируется как нечисловая, т.е. неспецифицированная кван-тификация на нетемпоральной шкале.
В заключение я кратко остановлюсь на вопросе о характере категоризации ГВ. Глагольные лексемы СВ, обозначающие неделимую целостность действия, локализуются на шкале внутренней темпоральности со специфицированными квантитативными координатами (начальной и конечной границами действия). Целостность действия может при этом пониматься как шкала в целом (ср. построить дом) или как ее отдельный участок (ср. достроить дом). АК и СД с темпоральной семантикой как раз и фокусируют различные участки шкалы внутренней темпорально-сти между ее начальной и конечной точками. Глагольные лексемы НСВ, обозначающие в немаркированном употреблении нецелостность действия (в маркированных контекстах они могут выступать и со значением СВ), обнаруживают неспе-цифицированные квантитативные координаты на шкале внутренней темпоральности: они обозначают некую условно срединную фазу действия с устранением начальной и конечной границ действия. Рассмотренные характеристики форм СВ и НСВ касаются только глагольных лексем с дли-
тельным или дуративным значением, которые составляют подавляющее большинство словарного состава русского языка. Глаголы моментального или точечного действия типа найти - находить (см., например [Апресян 1995: 219-237]) имеют иную структуру внутреннего времени. В формах СВ таких глаголов начальная граница действия совпадает в одной точке с конечной границей действия. Формы НСВ моментальных глаголов лишены конкретно-процессного значения (ср. * смотри, она находит свою игрушку) и обозначают многократное действие (она часто теряет и затем находит свои игрушки). Обе видовые формы обнаруживают, таким образом, числовую спецификацию на нетемпоральной шкале аспекту-альности: единичное или разовое действие противопоставляется действию неединичному или неразовому.
Список литературы
Апресян Ю.Д. Глаголы моментального действия и перформативы в русском языке // Апресян Ю.Д. Избранные труды. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М., 1995. - Т. 2.
Бондарко А.В. Содержание и типы аспекту-альных отношений // ТФГ, 1987а.
Бондарко А.В. Лимитативность как функционально-семантическое поле // ТФГ, 1987б.
Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким. Морфология. - Братислава, 1960. - Ч. 2.
Климонов В.Д. Аспектуальные классы и их грамматическая семантика // Семантика и структура славянского вида II. - Краков, 1997.
Леманн Ф. Альтернации акциональных функций русского глагола // Семантика и структура славянского вида I. - Краков, 1995.
Маслов Ю.С. К основаниям сопоставительной аспектологии // Вопросы сопоставительной аспектологии. - Л., 1978.
Маслов Ю.С. Об основных понятиях аспек-тологии // Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. -Л., 1984.
Русская грамматика (РГ) 1. - Прага, 1979.
Смит К. С. Двухкомпонентная теория вида // Типология вида: проблемы, поиски, решения / Отв. ред. М.Ю. Черткова. - М., 1998.
Теория функциональной грамматики (ТФГ): Введение. Аспектуальность. Временная локализо-ванность. Таксис. - Л., 1987.
Шелякин М.А. Способы действия в поле лимитативности // ТФГ. - Л., 1987.
Dik S.C. The Theory of Functional Grammar. Part 1: The Structure of the Clause. - Berlin-N.Y., 1997.
Isacenko A. V. Die russische Sprache der Gegenwart. Teil I: Formenlehre. Halle (Saale), 1962.
Klimonow W.D. Aspektualität im Russischen und im Deutschen // Korcáková, J./ Beyer, J. (Hrsg.): Königgrätzer Linguistik- und Literaturtage. Hradec Králové, 2003.
Lehmann C. Aspectual Type(s) // Brown K. / Miller J. (Eds.) Concise Encyclopedia of Grammatical Categories. - Amsterdam etc., 1999.
Smith C.S. The Parameter of Aspect. -Dordrecht / Boston / L., 1991 (Studies in Linguistics and Philosophy, Vol. 43).
Приложение: Аспектуальные классы
и способы действия в русском языке
1. Аспектуальные классы и способы действия с темпоральным значением
1.1. Аспектуальный класс со значением фазовости
(= абсолютные отметки на шкале внутренней темпоральности)
Основные СД:
(1) ингрессивный: заговорить, заблестеть; побежать, поползти;
взвыть, вскричать, возненавидеть;
(2) эгрессивные;
(2-1) комплетивный или терминативный: достроить, долететь, дошагать, допеть;
(2-2) финитивный или цессативный: отзвучать, отшуметь, отмучиться, отзаниматься.
1.2. Аспектуальный класс со значением ограничения глагольного действия во времени
(= относительные отметки на шкале внутренней темпоральности)
Основные СД:
(1) длительно-ограниченный или пердура-тивный: проговорить (два часа), прожить (пять лет в деревне); отслужить (в армии два года), отдежурить (сутки); переночевать, перезимовать;
(2) ограничительный или делимитативный: посидеть, покататься; пробежаться, пройтись; вздремнуть, всплакнуть; передохнуть, перекусить; прихворнуть;
(3) протяженно-одноактный: прогрохотать, пробить (в барабан), прозвучать, провыть.
2. Аспектуальные классы и способы действия с нетемпоральной семантикой
2.1. Аспектуальный класс со значением числовой квантификации глагольного действия или его участников
(= специфицированные координаты на нетемпоральной шкале)
Основные СД:
Подкласс 1: числовая градация глагольного действия как такового;
(1) одноактный или семельфактивный СД: булькнуть, кольнуть, подмигнуть; укусить, уколоть;
(2) многократный или итеративный СД: бывать, хаживать, сиживать, говаривать.
Подкласс 2: числовая градация глагольных аргументов:
Группа 1: квантификация субъектов глагольного действия:
(1) субъектно-дистрибутивный СД: полопаться, повскакать, повыходить; пережениться, переболеть;
(2) взаимно-кратный или длительно-взаимный СД: перестреливаться, перестукиваться, переговариваться, пересмеиваться.
Группа 2: квантификация объектов действия:
(1) объектно-дистрибутивный СД: повыно-сить (мебель); переловить (всех мышей), перекусать (всех соседей);
(2) дистрибутивно-кумулятивный СД: пона-стрелять (уток), понастроить (домов), понавыпи-сывать (цитат).
2.2. Аспектуальный класс со значением нечисловой квантификации глагольного действия
(= неспецифицированные координаты на нетемпоральной шкале)
Подкласс 1: глаголы, в семантике которых содержится указание на норму проявления глагольного действия:
(1) чрезмерно-нормативный СД: перезреть, переплатить, переварить, пересолить;
(2) недостаточно-нормативный СД: недозреть, недоплатить, недоварить, недосолить.
Подкласс 2: глаголы, в семантике которых не содержится прямого указания на норму проявления глагольного действия:
Группа 1: глаголы со значением высокой степени интенсивности глагольного действия:
Подгруппа 1: глаголы, указывающие на интенсивность действия субъекта:
(1) сатуративный или сативный СД: нагуляться, накупаться, налюбоваться, накричаться, наесться (досыта);
(2) эксгаустативный или эксгаустивный СД: заговориться, заработаться; измучиться, изголодаться, исстрадаться; убегаться, умаяться, укачаться;
(3) чрезмерно-кратный или трансформативный СД: изолгаться, извороваться, излениться, избаловаться.
Подгруппа 2: глаголы со значением интенсивности действия по отношению к его объекту или объектам:
(1) кумулятивный СД: настроить (много домов), накупить (множество книг), накосить (травы), настирать (белья), надавать (подарков);
(2) тотальный СД: искусать (прохожего), исходить (лес), исчертить (блокнот), изранить (солдата); израсходовать (запасы); вытоптать (ковер), выпачкать (руки);
(3) чрезмерно-эффективный СД: зачитать (книгу до дыр), заговорить (собеседника); измучить (докладчика вопросами); укачать (ребенка на автобусе).
Группа 2: глаголы со значением малой или ослабленной степени интенсивности действия:
(1) смягчительный или аттенуативный СД: помахать, поразвлечь(ся); присесть, притормозить; подлечиться, подвыпить;
(2) смягчительно-сопроводительный или ат-тенуативно-комитативный СД: подпевать, подсвистывать, подплясывать; приговаривать, пришептывать, пристукивать;
(3) прерывисто-смягчительный СД: покашливать, похаживать; прихрамывать, пристукивать; поддразнивать; напевать, насвистывать.
V.D. Klimonov
LEXICAL ASPECT IN RUSSIAN: CONCEPTUAL REPRESENTATION
AND CATEGORIZATION
The article looks on lexical types as aspect sub-types or Aktionsarts. The author regards quantification a key constituitive parameter of aspect for the categorization pattern of lexical semantics of verbs which makes it possible to highlight the four aspect classes of verbs in the Russian language.