Научная статья на тему 'Лексическая аспектуальность в русском языке: концептуальная репрезентация и категоризация'

Лексическая аспектуальность в русском языке: концептуальная репрезентация и категоризация Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
779
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Климонов В. Д.

В статье рассматриваются лексические виды как аспектуальные подклассы или способы глагольного действия. Для модели категоризации лексической семантики глагола в качестве ключевого конституитивного параметра аспектуальности предлагается считать квантификацию, позволяющую выделить четыре основных аспектуальных класса с последующим их делением на подклассы в русском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lexical aspect in Russian: conceptual representation and categorization

The article looks on lexical types as aspect sub-types or Aktionsarts. The author regards quantification a key constituitive parameter of aspect for the categorization pattern of lexical semantics of verbs which makes it possible to highlight the four aspect classes of verbs in the Russian language.

Текст научной работы на тему «Лексическая аспектуальность в русском языке: концептуальная репрезентация и категоризация»

В.Д. Климонов

ЛЕКСИЧЕСКАЯ АСПЕКТУАЛЬНОСТЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И КАТЕГОРИЗАЦИЯ

В статье рассматриваются лексические виды как аспектуальные подклассы или способы глагольного действия. Для модели категоризации лексической семантики глагола в качестве ключевого конституитивного параметра аспектуальности предлагается считать квантифика-цию, позволяющую выделить четыре основных аспектуальных класса с последующим их делением на подклассы в русском языке.

1. Грамматическая и лексическая аспек-туальность

Аспектуальность традиционно определяется как характер протекания и распределения глагольного действия во времени, т.е. как внутренняя темпоральная структура глагольного действия (см., например, [Бондарко 1987а: 40-41, Smith 1991: 6]). В сфере аспектуальности различаются два компонента: грамматическая и лексическая аспектуальность. Ю.С. Маслов [Маслов 1984: 8-15] назывет их соответственно грамматической категорией вида и аспектуальными классами, Ф. Леманн [Ле-манн 1995: 113-15] - видовыми акциональными функциями и лексическими акциональными функциями, С.К. Дик [Dik 1997: 105-106] - грамматическими видами и положениями дел (states of affairs), К.С. Смит [Smith 1991: XV-XVII, 3-8; Смит 1998: 408-415] - ракурсами (types of viewpoint) и ситуационными типами (situation types). Грамматические виды (ГВ) (совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ)) составляют, как известно, специфическую особенность русского и других славянских языков. Яркими чертами своеобразия отмечены и т.н. лексические виды (ЛВ), т.е. аспектуальные классы (АК) и аспектуальные подклассы или способы действия (СД) славянских языков. АК формально манифестируются посредством типов видовых парадигм (полных и дефективных), что составляет их характерную черту по сравнению с другими неславянскими языками [Климонов 1997: 122-124]. СД славянских языков последовательно оформляются морфологически и обнаруживают богатую палитру тончайших оттенков значения, не имеющих параллелей в кругу других неславянских языков [Исаченко 1960: 300].

АК как наиболее абстрактные лексические категории, выделяемые по признакам динамичности / нединамичности (= статичности), длительности / недлительности (или мгновенности), предельности / непредельности, обнаруживают более частные лексические значения, подводимые под рубрику СД. В традиционном понимании СД вы-

ступают как разновидности категории предельности / непредельности, иными словами СД являются конкретными или детализованными значениями предельных и непредельных глаголов (см., например, [Маслов 1984: 13-14], [Шелякин 1987: 66]). По вопросу об объеме и границах СД в литературе представлены две точки зрения. Одни ученые (например, [Ю.С. Маслов (1984: 14]) рассматривают СД как лексические группировки глагола, независимые от их формальной манифестации. Другие языковеды (например, [Ьасепко1962: 386-388]) относят к СД только такие лексические разряды глагола, которые имеют формальные показатели. Такие подклассы глагола А.В. Исаченко называет совершаемостями и отделяет их терминологически от других лексических группировок глагола, которые не имеют формальной манифестации и которые он называет характерами глагольного действия [Исаченко 1960: 209-222, 294304]. Эта вторая точка зрения принимается и в настоящей работе. Необходимым условием для СД является наличие деривации с модификацией исходного значения [ср. РГ 1979: 240]. В соотносительных парах жечь - дожечь (доску) приставка до- модифицирует исходное лексическое значение глагольной лексемы жечь указанием на конечную фазу действия. Префикс вы- в парах типа жечь (доску) - выжечь (узор на доске) трансформирует исходное лексическое значение глагольной лексемы жечь 'уничтожать доску огнем' в совершенно новое значение глагольной лексемы выжечь 'сделать рисунок на доске раскаленным предметом'. В этом примере имеет место мутация исходного лексическоого значения глагольной лексемы. Корреляция с модификацией значения типа жечь - дожечь (доску) занимает промежуточное положение между видовой, т.е. словоизменительной парой типа жечь - сжечь (доску), и словообразовательной, т.е. деривационной оппозицией с мутацией значения типа жечь (доску) -выжечь (узор на доске). Непременным условием видовых пар является тождество лексическоого

значения исходного и производного членов. Такого тождества нет и не может быть при модификации исходного значения, поскольку модификация сама по себе согласно определению исключает совпадение значений исходного и производного членов соотношения. Исходное и производное значения оказываются таким образом нетождественными как при модификации, так и при мутации, что является основанием для рассмотрения этих двух типов пар как словообразовательных (в широком смысле этого слова). В традиционной аспектологии основное внимание уделялось формальным и содержательным характеристикам категории вида как морфологическому ядру аспек-туальности. Лексическая аспектуальность (т.е. ЛВ как АК и СД) причислялась к периферии аспекту-альности (см., например, [Бондарко 1987б: 52]).

2. Аспектуальность как квантификация глагольного содержания. Концептуальная категоризация и субкатегоризация глаголов

В традиционной категоризации аспектуаль-ности центральную роль играет внутренняя темпоральная структура глагольного действия. Ю.С. Маслов [Маслов 1978: 10-18] назывет ее качественной аспектуальностью, С.К. Дик [Dik 1997: 222-225] - внутренними видами. Квантитативные характеристики аспектуальности, такие, как градация действия по степени кратности (типа махать - махнуть, говорить - говаривать, жениться (о брате) - пережениться (о братьях)), по степени длительности (типа ловить - поймать) и по степени интенсивности (типа нагуляться - погулять), Ю.С. Маслов [Маслов 1978: 18-21] относит к количественной аспектуально-сти, а С.К. Дик [Dik 1997: 225, 236-237] - к т.н. внешним или квантитативным видам. Количественная аспектуальность не влияет, по мнению Х. Леманна [Lehmann 1999: 47-48], на принадлежность предиката к основному типу глагольных ситуаций и имеет лишь побочный эффект.

В предлагаемой ниже модели категоризации лексической семантики глагола квантифика-ция является, напротив, ключевым конститутивным параметром аспектуальности. Аспектуаль-ность понимается мною как квантификация лексического содержания глагола. Глагольное содержание квантифицируется точно таким же образом, как и содержание имен существительных. Существительные подразделяются на индивидуа-тивы с дискретной или нумеративной семантикой типа стол и континуативы с недискретной или транснумеративной семантикой типа железо. Ин-дивидуативы типа кастрюля обнаруживают как

числовую, так и не числовую квантификацию (две кастрюли, много кастрюль) и образуют полную парадигму числа (кастрюля - кастрюли). Конти-нуативы типа сметана, сливки допускают только нечисловую квантификацию (много сливок, но *две сливки) и выступают как дефективные парадигмы singularia tantum (сметана) или pluralia tantum (сливки). Параллельно этому глаголы обнаруживают членение на предельные, обозначающие дискретные ситуации с начальной и конечной границами действия типа прочитать (роман (от начала до конца)), и непредельные, представляющие собой недискретные ситуации, лишенные всяких границ типа трудиться, знать. Предельные глаголы образуют полную парадигму вида (читать - прочитать) и допускают как числовую, так и нечисловую квантификацию (прочитать два раза, прочитать много). Непредельным глаголам свойственны дефективные парадигмы imperfectiva tantum типа трудиться, знать. Непредельные глаголы сочетаются только с нечисловыми квантификаторами: трудиться много, но *трудиться два раза; знать много, но *знать два раза. Грамматическим ядром аспектуальности у глаголов является категория вида. Ей соответствует категория числа у имен существительных. Глаголы и имена существительные структурируются таким образом параллельно.

И центральная зона аспектуальности (т.н. качественная аспектуальность, в традиционном понимании противопоставленная т. н. количественной аспектуальности) обнаруживает кванти-фикацию, которая, разумеется, носит иной характер, чем традиционная количественная аспекту-альность. Такое положение дел является основанием для различения двух шкал, по которым происходит измерение явлений аспектуальности. Ас-пектуальные значения рассматриваются как отметки или координаты на шкале внутренней тем-поральности, а также на иной, нетемпоральной шкале, квантифицирующей глагольное содержание в целом. Отметки или координаты на этих шкалах, а также участки шкалы с такими отметками могут быть специфицированными, или абсолютными, и неспецифицированными, или относительными. Наложение этих четырех параметров друг на друга (темпоральная и нетемпоральная шкалы, а также специфицированные и неспеци-фицированные отметки на этих шкалах) дает в русском языке 4 основных АК с их дальнейшим делением на подклассы или СД (см. [Klimonow 2003: 434-436, 441-444]).

А. Аспектуальные классы и способы действия с темпоральным значением.

А1. Аспектуальный класс со значением фа-зовости.

Глаголы со значением фазовости могут быть представлены как абсолютные, т.е. специфицированные квантитативные координаты на шкале внутренней темпоральности. Они фокусируют часть действия в виде отдельных фаз, а именно как начальную фазу действия (= ингрес-сивные глаголы типа запеть) или как конечную фазу действия (= эгрессивные глаголы компле-тивного или терминативного СД типа допеть и финитивного или цессативного СД типа отпеть). Срединная фаза действия в русском языке морфологически не выражается. Транскурсивное или интратерминальное значение передается бивер-бальным словосочетанием типа продолжать / не переставать петь.

А2. Аспектуальный класс со значением ограничения глагольного действия во времени.

Глаголы со значением ограничения глагольного действия во времени могут быть представлены как относительные, т.е. неспецифициро-ванные квантитативные отметки на шкале внутренней темпоральности. Они обозначают некий сравнительно большой промежуток времени (= глаголы длительно-ограниченного или перду-ративного СД типа пропеть), малый промежуток времени (= глаголы ограничительного или дели-митативного СД типа попеть) или нейтральный в отношении продолжительности промежуток времени (= глаголы протяженно-одноактного СД типа прозвучать).

Б. Аспектуальные классы и способы действия с нетемпоральной семантикой.

Б1. Аспектуальный класс со значением числовой квантификации глагольного действия или его участников.

Глаголы со значением числовой квантифи-кации глагольного действия или его участников обозначают абсолютные, т.е. специфицированные координаты на нетемпоральной шкале. На шкале кратности глагольного действия такие глаголы имеют отметку единица (1) (= глаголы одноактного или семельфактивного СД типа укусить (соседа (о собаке)) или больше единицы (>1) (= глаголы дистрибутивного СД типа перекусать (всех соседей)).

Б2. Аспектуальный класс со значением нечисловой квантификации глагольного действия.

Глаголы со значением нечисловой кванти-фикации глагольного действия или проявления

степени интенсивности глагольного действия обозначают относительные, т.е. неспецифициро-ванные координаты на нетемпоральной шкале. В качестве иллюстрации этого класса могут служить сатуративы типа напиться (вдоволь (квасу)), обозначающие высокую степень интенсивности действия, и аттенуативы типа попить (немного (квасу)) со значением малой или ослабленной степени интенсивности действия.

Аспекутальность определяется в соответствии с таким анализом, как квантификация временных и невременных параметров глагольной ситуации, включая и ее участников или актантов.

Набор СД как продукт субкатегоризации каждого из рассмотренных выше четырех АК приводится в приложении. Под углом зрения изложенной выше концепции следует внести уточнение в понятие СД, данное в разделе 1. Маркер СД модифицирует исходное значение глагола посредством введения в семантику производного члена нового квантитативного параметра действия в соответствии со значением одного из четырех АК. Так производный глагол заиграть обнаруживает фазовую ингрессивную семантику, представленную как участок шкалы внутренней темпоральности со специфицированными отметками, а дериват наесться, обозначающий интенсивное действие (= есть много), репрезентируется как нечисловая, т.е. неспецифицированная кван-тификация на нетемпоральной шкале.

В заключение я кратко остановлюсь на вопросе о характере категоризации ГВ. Глагольные лексемы СВ, обозначающие неделимую целостность действия, локализуются на шкале внутренней темпоральности со специфицированными квантитативными координатами (начальной и конечной границами действия). Целостность действия может при этом пониматься как шкала в целом (ср. построить дом) или как ее отдельный участок (ср. достроить дом). АК и СД с темпоральной семантикой как раз и фокусируют различные участки шкалы внутренней темпорально-сти между ее начальной и конечной точками. Глагольные лексемы НСВ, обозначающие в немаркированном употреблении нецелостность действия (в маркированных контекстах они могут выступать и со значением СВ), обнаруживают неспе-цифицированные квантитативные координаты на шкале внутренней темпоральности: они обозначают некую условно срединную фазу действия с устранением начальной и конечной границ действия. Рассмотренные характеристики форм СВ и НСВ касаются только глагольных лексем с дли-

тельным или дуративным значением, которые составляют подавляющее большинство словарного состава русского языка. Глаголы моментального или точечного действия типа найти - находить (см., например [Апресян 1995: 219-237]) имеют иную структуру внутреннего времени. В формах СВ таких глаголов начальная граница действия совпадает в одной точке с конечной границей действия. Формы НСВ моментальных глаголов лишены конкретно-процессного значения (ср. * смотри, она находит свою игрушку) и обозначают многократное действие (она часто теряет и затем находит свои игрушки). Обе видовые формы обнаруживают, таким образом, числовую спецификацию на нетемпоральной шкале аспекту-альности: единичное или разовое действие противопоставляется действию неединичному или неразовому.

Список литературы

Апресян Ю.Д. Глаголы моментального действия и перформативы в русском языке // Апресян Ю.Д. Избранные труды. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М., 1995. - Т. 2.

Бондарко А.В. Содержание и типы аспекту-альных отношений // ТФГ, 1987а.

Бондарко А.В. Лимитативность как функционально-семантическое поле // ТФГ, 1987б.

Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким. Морфология. - Братислава, 1960. - Ч. 2.

Климонов В.Д. Аспектуальные классы и их грамматическая семантика // Семантика и структура славянского вида II. - Краков, 1997.

Леманн Ф. Альтернации акциональных функций русского глагола // Семантика и структура славянского вида I. - Краков, 1995.

Маслов Ю.С. К основаниям сопоставительной аспектологии // Вопросы сопоставительной аспектологии. - Л., 1978.

Маслов Ю.С. Об основных понятиях аспек-тологии // Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. -Л., 1984.

Русская грамматика (РГ) 1. - Прага, 1979.

Смит К. С. Двухкомпонентная теория вида // Типология вида: проблемы, поиски, решения / Отв. ред. М.Ю. Черткова. - М., 1998.

Теория функциональной грамматики (ТФГ): Введение. Аспектуальность. Временная локализо-ванность. Таксис. - Л., 1987.

Шелякин М.А. Способы действия в поле лимитативности // ТФГ. - Л., 1987.

Dik S.C. The Theory of Functional Grammar. Part 1: The Structure of the Clause. - Berlin-N.Y., 1997.

Isacenko A. V. Die russische Sprache der Gegenwart. Teil I: Formenlehre. Halle (Saale), 1962.

Klimonow W.D. Aspektualität im Russischen und im Deutschen // Korcáková, J./ Beyer, J. (Hrsg.): Königgrätzer Linguistik- und Literaturtage. Hradec Králové, 2003.

Lehmann C. Aspectual Type(s) // Brown K. / Miller J. (Eds.) Concise Encyclopedia of Grammatical Categories. - Amsterdam etc., 1999.

Smith C.S. The Parameter of Aspect. -Dordrecht / Boston / L., 1991 (Studies in Linguistics and Philosophy, Vol. 43).

Приложение: Аспектуальные классы

и способы действия в русском языке

1. Аспектуальные классы и способы действия с темпоральным значением

1.1. Аспектуальный класс со значением фазовости

(= абсолютные отметки на шкале внутренней темпоральности)

Основные СД:

(1) ингрессивный: заговорить, заблестеть; побежать, поползти;

взвыть, вскричать, возненавидеть;

(2) эгрессивные;

(2-1) комплетивный или терминативный: достроить, долететь, дошагать, допеть;

(2-2) финитивный или цессативный: отзвучать, отшуметь, отмучиться, отзаниматься.

1.2. Аспектуальный класс со значением ограничения глагольного действия во времени

(= относительные отметки на шкале внутренней темпоральности)

Основные СД:

(1) длительно-ограниченный или пердура-тивный: проговорить (два часа), прожить (пять лет в деревне); отслужить (в армии два года), отдежурить (сутки); переночевать, перезимовать;

(2) ограничительный или делимитативный: посидеть, покататься; пробежаться, пройтись; вздремнуть, всплакнуть; передохнуть, перекусить; прихворнуть;

(3) протяженно-одноактный: прогрохотать, пробить (в барабан), прозвучать, провыть.

2. Аспектуальные классы и способы действия с нетемпоральной семантикой

2.1. Аспектуальный класс со значением числовой квантификации глагольного действия или его участников

(= специфицированные координаты на нетемпоральной шкале)

Основные СД:

Подкласс 1: числовая градация глагольного действия как такового;

(1) одноактный или семельфактивный СД: булькнуть, кольнуть, подмигнуть; укусить, уколоть;

(2) многократный или итеративный СД: бывать, хаживать, сиживать, говаривать.

Подкласс 2: числовая градация глагольных аргументов:

Группа 1: квантификация субъектов глагольного действия:

(1) субъектно-дистрибутивный СД: полопаться, повскакать, повыходить; пережениться, переболеть;

(2) взаимно-кратный или длительно-взаимный СД: перестреливаться, перестукиваться, переговариваться, пересмеиваться.

Группа 2: квантификация объектов действия:

(1) объектно-дистрибутивный СД: повыно-сить (мебель); переловить (всех мышей), перекусать (всех соседей);

(2) дистрибутивно-кумулятивный СД: пона-стрелять (уток), понастроить (домов), понавыпи-сывать (цитат).

2.2. Аспектуальный класс со значением нечисловой квантификации глагольного действия

(= неспецифицированные координаты на нетемпоральной шкале)

Подкласс 1: глаголы, в семантике которых содержится указание на норму проявления глагольного действия:

(1) чрезмерно-нормативный СД: перезреть, переплатить, переварить, пересолить;

(2) недостаточно-нормативный СД: недозреть, недоплатить, недоварить, недосолить.

Подкласс 2: глаголы, в семантике которых не содержится прямого указания на норму проявления глагольного действия:

Группа 1: глаголы со значением высокой степени интенсивности глагольного действия:

Подгруппа 1: глаголы, указывающие на интенсивность действия субъекта:

(1) сатуративный или сативный СД: нагуляться, накупаться, налюбоваться, накричаться, наесться (досыта);

(2) эксгаустативный или эксгаустивный СД: заговориться, заработаться; измучиться, изголодаться, исстрадаться; убегаться, умаяться, укачаться;

(3) чрезмерно-кратный или трансформативный СД: изолгаться, извороваться, излениться, избаловаться.

Подгруппа 2: глаголы со значением интенсивности действия по отношению к его объекту или объектам:

(1) кумулятивный СД: настроить (много домов), накупить (множество книг), накосить (травы), настирать (белья), надавать (подарков);

(2) тотальный СД: искусать (прохожего), исходить (лес), исчертить (блокнот), изранить (солдата); израсходовать (запасы); вытоптать (ковер), выпачкать (руки);

(3) чрезмерно-эффективный СД: зачитать (книгу до дыр), заговорить (собеседника); измучить (докладчика вопросами); укачать (ребенка на автобусе).

Группа 2: глаголы со значением малой или ослабленной степени интенсивности действия:

(1) смягчительный или аттенуативный СД: помахать, поразвлечь(ся); присесть, притормозить; подлечиться, подвыпить;

(2) смягчительно-сопроводительный или ат-тенуативно-комитативный СД: подпевать, подсвистывать, подплясывать; приговаривать, пришептывать, пристукивать;

(3) прерывисто-смягчительный СД: покашливать, похаживать; прихрамывать, пристукивать; поддразнивать; напевать, насвистывать.

V.D. Klimonov

LEXICAL ASPECT IN RUSSIAN: CONCEPTUAL REPRESENTATION

AND CATEGORIZATION

The article looks on lexical types as aspect sub-types or Aktionsarts. The author regards quantification a key constituitive parameter of aspect for the categorization pattern of lexical semantics of verbs which makes it possible to highlight the four aspect classes of verbs in the Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.