186
Вестник Брянского госуниверситета, №2 (2008)
sider not oniy the lexicographic data, but also linguistic-pragmatic and social-culturai_parametres. it is shown that for adequate interpretation of a semantic orientation of the text it is necessary not only the lexico-semantic analysis of a word in a statement context, but active application of methods of the content-analysis, the intent-analysis, the discourse-analysis.
The key words: typology of linguistic examinations, the honour and advantage insult, sema-siologicheskaja examination, research methods in juridial linguistic.
Список литературы
1. Базылев В.//. Автопортреты политиков: от психопоэтики к психополитике // Политический дискурс в России - 3: Материалы рабочего совещания. М., 1999.
2. Белъчиков Ю.А. Инвективная лексика в контексте некоторых тенденций в современной речевой коммуникации // Филол. науки. 2002. № 4.
3. Грачев М.А. Актуальные проблемы отечественной лингвокриминалистики // Социальные варианты языка - V: Материалы международной научной конференции 19-20 апреля 2007 года. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. II.А. Добролюбова, 2007.
4. Ильф И, Петров Е. Двенадцать стульев: Роман. Калуга, 1993.
5. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. СПб., 2001.
6. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации /Под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Юрайт-изд., 2007.
7. Ожегов СЛ., Шведова II.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2007.
8. Понятие чести, достоинства и деловой репутации: Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.К. Симонова и М.В. Горбаневского. М., 2004.
9. Теория и практика лингвистического анализа текстов СМИ в судебных экспертизах и информационных спорах: Материалы межрегионального научно-практического семинара. Москва, 7-8 декабря 2002 г. Часть 1 / Под ред. проф. М.В. Горбаневского. М., 2002.
10. Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации / Под ред. проф. М.В. Горбаневского. М., 2002.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (в ред. от 27.07.2006). М., 2006.
Об авторе
Т.А. Распопова - канд. филол. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru
УДК 415.0
ЛЕКСЕМА « ЛЮБОВЬ» КАК ЯДРО КОНЦЕПТА В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
O.A. Свидерская
Выделяя лексему «Любовь» в качестве ядерной для описываемого концепта, автор приводит в статье набор её семантических признаков с опорой на понятийное содержание. Ключевые слова: концепт, любовь, Пастернак.
В качестве ядра концепта любовь одноименная лексема обладает набором семантических признаков, которые возможно установить обращаясь к содержанию поня-
Языкознание
187
тия, представленному в энциклопедических словарях. Энциклопедические словари раскрывают содержание понятию.
« Философский энциклопедический словарь» дает такое определение:
«Любовь - в широком смысле стремление друг к другу, предполагающее в своём существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. Древнеинд. веды и древнегреч. философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная во всём её стремящемся к распаду обилии сил и форм. А перенесенная на человека, Любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода (эротика), с другой стороны, душевно-духовный принцип « платонической любви», свободной от всякого желания обладания.
Например, христианство проповедует любовь между Богом и человеком (сострадательная любовь Бога, почтительная любовь человека), так же как и людей между собой (заповедь христианской любви к ближнему, причём понятие ближнего распространяется на всех людей - и на друзей, и на врагов).
Шопенгауэр рассматривал любовь равной состраданию. В этике любовь - это « добродетель личности в отношении к др. личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему... Ибо всё, что есть в тебе ценного, выполняет своё назначение тем, что является также ценным « для кого-то» ...Любящий дает любимому ...новое измерение своей сущности - быть « для него». Личная любовь является для личности дополнением к его ценности, приданием смысла его бытию» (Н. Гартман).
Августин говорил: «Мы познаем в той мере, в какой любим». У Паскаля любовь( « сердце» ) прокладывает разуму дорогу к вещам и людям. С точки зрения Сартра, любовь по своему существу есть план, как заставить себя полюбить. Идеал, цель и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с тем оставлять её невредимой: она должна сама побудить себя, чтобы стать любовью. «Желать стать любимым - значит желать принудить другого все вновь и вновь создавать меня как условие своей свободы» [1, с.251].
«Энциклопедический словарь» даёт такое определение понятия «любви»: « Интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме Л.- эрос - побудительная сила духовного восхождения; в обыденном слове- употребление платонической Л.- это Л., свободная от чувства влечения. Половая любовь в современной её форме индивидуально-избирательные чувства - результат длительного исторического развития человеческой личности [2, с.416].
Важные дополнения для представления о семантическом составе ядра концепта « любовь» находим в характеристике лексемы.
В.И. Даль в « Толковом словаре живого великорусского языка» приводит следующие характеристики:
1. Любить, любливать кого, что, чувствовать любовь, сильную к кому -то привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желание, хотение; избранье и предпочтенье кого или чего по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчётно и безрассудно. Кто любит попа, кто попадью, кто попову дочку. Родители любят детей своих и .желают им добра. Он любит вино, да оно его не любит... Так бы тебя Бог любил, как ты меня любишь. Кого люблю, того и быо. Когда меня любишь, и мою собачку люби. Любить, как волк овцу.
2. Любиться, любить друг друга; более говориться о половой любви. Он влюбился. Перелюбил много. Полюбились мы годок. Они слюбились. Отлюбил и разлюбил.
3. Любленье ср.р . -длительная любовь ж.р.. Состояние любящего, страсть, сердечная привязанность. Божья любовь безгранична. Старая любовь долго помнится. Союз истины и любви рождает премудрость [3, с.282-283].
188
Вестник Брянского госуниверситета. №2 (2008)
В «Словаре русского языка» под редакцией А.П.Евгеньевой слово любовь характеризуется следующим образом:
1. Чувство глубокой привязанности к кому-, чему-л. Материнская любовь. Любовь к другу.
2. Чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола. Жениться по любви. Первая любовь.
3. Внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему -л. Любовь к свободе родины у Инсарова— во всем организме, и что бы ни вошло в него, все претворяется силою этого чувства [4, с.209].
И в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова слово любовь многозначно:
1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидания, муки любви. Брак по любви, без любви. Любовь до гроба. Страдать, сгореть, умирать от любви. Любовью не шутят (поел.). Любовь зла (поел.).
2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Любовь к ближнему. Любовь к родине, к родителям, к детям. Слепая любовь (Всепрощающая).
3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость к чему-нибудь. Любовь к правде, истине. Любовь к балету, к театру, к спорту. Любовь к животным.
4. Предмет любви (к кому испытываешь влечение). Он- моя первая
(последняя) любовь. Он её очередная любовь.
5. Пристрастие, вкус к чему-либо. Любовь к комфорту. Любовь к нарядам.
6. Интимные отношения, интимная связь. Заниматься любовью.
[5, с.336].
В « Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванов, Т.В. Шанская любовь рассматривается, как общеславянское слово, образованное с помощью суф. ~ы ( < и) от той же основы, что и любить, любой. Сущ. любы ( ср. род. п. любъве) под влиянием косвенных падежей изменилось в любовь. Слово любить представляется общеславянским, образованным с помощью суф. -um и or той же основы. что и любъ-« любый, любимый, желанный» [6, с.250].
В «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера происхождение указанного слова описывается так:
1. Любить, люблю, укр. любити, сг.-слав., др.-русск. любити (супр.), болг. любя «люблю», сербохорв. льубити.
2. Любо, любой, любый « дорогой»,укр. любий, др.-русск., ст.-слав, любъ, чеш. «милый, любимый, приятный»,crap, luby, польск. luby. Отсюда любовь ж.р., укр. любое, др.-русск., ст.-слав, любы, слов. Ijubav ж.р. «любовь» [7, с.544 ].
Опираясь на представленные в указанных словарях описания, можно следующим образом характеризовать семантический потенциал лексемы «любовь» как ядерного компонента указанного концепта: способность усмирять; терпимость; тяга друг к другу; благодарность; сердечный труд; преданность; послушание; уважение к чувствам другого человека.
Ставя перед собой задачу описать содержание и структуру концепта « любовь» как он представлен в поэтике Б. Пастернака, мы будем опираться на данный семантический потенциал в дальнейших наблюдениях.
By defining the lexeme " Love" as " nuclear" for the concept under study, the author provides in this article a set of its semantic distinctions based on conceptual definition. The key words: concept, love, Pasternak.
Список литературы
1. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губского М., 1999.
2. Энциклопедический словарь. М., 2003.
УДК 408. 7 (Бр.)
ДИАЛЕКТНАЯ МЕТАФОРА В ИМЕНОВАНИЯХ ЛЮДЕЙ В БРЯНСКИХ ГОВОРАХ
с. 140].