Научная статья на тему 'Лексема «имя» в тексте труда П.А. Флоренского «Столп и утверждение истины»'

Лексема «имя» в тексте труда П.А. Флоренского «Столп и утверждение истины» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСЕМА "ИМЯ" / П.А. ФЛОРЕНСКИЙ / "СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ" / ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕОДИЦЕЯ / A LEXEME IS THE "NAME" / P.А. FLORENSKIY / "PILLAR AND CLAIM OF TRUTH" / ORTHODOX TEODITSEYA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джагарова Галина Михайловна

Сделана попытка решения проблемы: каков критерий отнесения того или иного авторского текста к определенному тематическому пространству в наследии П.А. Флоренского, которая актуализирует внимание к лексеме «имя» с целью обнаружения её присутствия в тексте «Столпа…».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lexeme the "name" in the text of labour of P.

The attempt of decision of problem is done: the criterion of taking of one or another author text is which to certain thematic space in the legacy of P.А. Florenskiy, which aktualiziruet attention to the lexeme the "name" with the purpose of finding out its being in the text of "Pillar."

Текст научной работы на тему «Лексема «имя» в тексте труда П.А. Флоренского «Столп и утверждение истины»»

жем лучше понять нашу социальную реальность» [13].

В свете нашего исследования представляется, что достижение компромисса между «общечеловеческими» и национальными ценностями, принятие отечественной культурой своего собственного пути развития, без копирования западных моделей, способствует, в том числе, и уменьшению остроты противоречий между различными поколениями россиян.

Библиографический список

1. Андреев А. Современные дискуссии о специфике России // Тезисы докладов XXXII научной конференции студентов. Самара, 2001.

2. Федотова В. Г. Политический класс, население и территория // Свободная мысль - XXI. 2004. № 2.

3.Ахиезер А.С. Проблемы государственной власти России // Рубежи. 1995. № 6; 1996. № 1-5, 7, 9; 1997. № 1-7; 1998. № 1, 2.

4.Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М.; Воронеж, 2004.

5.1±1томпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) // Социологические исследования. 2001. №2.

6. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социологические исследования. 2008. № 9.

7.Агафонов Ю.А. Глобализм и дезинтеграция (нормативноценностный аспект) // Глобализация, федерализм и региональное развитие. Тюмень, 2001.

8. Делягин М. 11 сентября 2001 года: завершение формирования пост-советского мира // Гпобализация: варианты для России: Материалы круглого стола. СПб., 2001.

9. Рот К.Х. Глобализация. Принципиальные соображения об изменении мировой капиталистической системы. URL: http: avtonom. org./llb/lndex. html.

10. Межуев В.М. Модернизация и глобализация - два проекта / Глобализация и перспективы современной цивилизации // [ред. Де-локаров К.Х.]; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: КМК, 2005.

11. Федотова В. Г. Глобализация и российская идентичность / / Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005.

12. Атмурзаева Ф.И. Специфика социальных трансформаций в современной России (глобализационный и этнокультурный аспекты). Диссерт. на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 2006.

13. Валлерстайн И. Ни патриотизм, ни космополитизм //Логос. 2006. № 2 (53).

78

УДК 101.9 Д-40

Джагарова Галина Михайловна

кандидат философских наук, доцент, профессор Военно-техническо-го университета при Спецстрое РФ тел. (903) 148 44 21

Лексема «имя» в тексте труда П.А. Флоренского «Столп и утверждение истины»

Сделана попытка решения проблемы: каков критерий отнесения того или иного авторского текста к определенному тематическому пространству в наследии П.А. Флоренского, - которая актуализирует внимание к лексеме «имя» с целью обнаружения её присутствия в тексте «Столпа...».

Ключевые слова: лексема «имя», П.А. Флоренский, «Столп и утверждение истины», православная теодицея.

Труд П.А. Флоренского (1882-1937) «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» был опубликован в 1914 году. Он представляет собой уникальное сочетание исповеди, проповеди и научного трактата православного священника, интерес к творчеству которого возрастает на новом рубеже веков и в России, и за рубежом.

На первый взгляд «Столп...» трудно напрямую отнести к произведениям, связанным с темой имени в творчестве о. Павла. Темоука-зуемость на уровне названия самой православной теодицеи, ее разделов отсутствует, а лексема «имя» и ее производные встречаются эпизодически и не выступают у автора объектом специального анализа. В этой ситуации встает проблема: каков критерий отнесения того или иного авторского текста к определенному тематическому пространству в наследии мыслителя? Попытка решения этой проблемы актуализирует внимание к лексеме «имя» с целью обнаружения её присутствия в тексте «Столпа...».

Презумпция латентной тематизации феномена имени в «Столпе...» подтверждается до чтения книги. Во-первых, в самом названии труда «Столп и утверждение Истины» именуется имя Христа, именование настолько явное, насколько и демонстративно игнорируемое, ибо зачастую при публикации труда в его названии имя «Истина» заменено словом «истина». Во-вторых, сама лексема «имя» встречается читателю до текста труда, предваряя и сам текст, и его название. Речь идет о посвящении «Столпа...», посвящении Всебла-

гоуханному и Пречистому Имени Девы и Матери.

В многочисленных откликах на опыт православной теодицеи, легко выстраиваемых по принципу «рго» и «contra», факт посвящения замечен и прокомментирован лишь двумя авторами. Полемически настроенный Б.В. Яковенко (1884-1948) в публикации «Философия отчаяния» видит за подобным посвящением претензию автора на важность и значительность своей работы. Но поскольку в тексте «Столпа...» нередко встречаются весьма критичные авторские самопрезентации, то Яковенко «прочитывает» текст посвящения как свидетельство кричащего противоречия, которым пронизан сам дух автора: «страшное смирение, с одной стороны, и немалые претензии - с другой» (1, с. 257).

Для С.И. Фуделя (1900-1977), назвавшего свою книгу о Флоренском «Начало познания Церкви» (1972), авторское посвящение - это свернутое содержание «Столпа...», единство его начала и конца, свидетельство устремленности автора к постижению церковного сознания и его воплощению (1, с. 127).

В этих, на первый взгляд принципиально различающихся оценках авторского посвящения «Столпа...», следует отметить их совпадение:

- в восприятии посвящения как средоточия, в первом случае -миросозерцания автора, его кредо, а во втором - самого произведения, его логики;

- в латентном дистанцировании автора и его произведения;

- в контекстном прочтении посвящения, что исключает возможность говорить последнему самому за себя и о самом себе, а не только об авторе и данном его произведении.

За рассуждениями о посвящении православной теодицеи Имени Девы и Матери не просматривается интерес к таким вопросам, как: почему имя Богородицы избрано в качестве посвящения? Почему предпочтение в именовании отдано словам «Дева», «Матерь»?

При этом в работе Фуделя есть материалы, направляющие в поиске ответа. Так, им цитируется Климент Александрийский, галльские исповедники II века, Евсевий, которые любили называть Церковь сочетанием слов «Мать» и «Дева» (1, с. 127). Это позволяет заключить, что именем Девы и Матери еще с первохристианских времен именуют и Богородицу, и Церковь. Сам выбор автором именно этого варианта посвящения свидетельствует о солидарности с миропониманием тех, кто был у истоков христианства. Ведь и само название книги «Столп и утверждение Истины» - это выражение, прилагаемое Апостолом Павлом к Церкви в «Первом послании к Тимофею»: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, Столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 14-16).

Накануне поступления в Московскую духовную академию Павел

озабочен одним вопросом: когда люди в начале XX века говорят о Христе, то «точно ли это Тот самый Иисус Христос, Сын Божий, которого знали древние христиане?» (2, с. 27) . И тогда, называя себя христианами, христиане ли мы на самом деле, мы - не ведающие лика Христа исторического и лишь приближающиеся к лику Христа грядущего? Ответ, пришедший, как озарение, Флоренский пытается сформулировать в письме к Андрею Белому: «Те, малые и великие первых веков... действительно братья, не потому, что должны быть, а потому, что таковы уже суть. Можно прямо смотреть в глаза каждому из них и по совести сказать, что мы подошли к ТОЙ ЖЕ бесконечности, но с другой стороны» (2, с. 28). Эта ситуация исключает несовпадение «быть» христианином и «называться» им. Обретенное чувство братства с первохристианами, уверенность в том, что «мы действительно - одно», Флоренский обещает «все время знать и помнить» (2, с. 28). Текст посвящения «Столпа...» в рассматриваемом смысловом аспекте может быть прочитан как исполнение данного обещания.

Далее, выбор имени «Девы и Матери», именующего и Богородицу, и Церковь, в качестве посвящения предстает как свидетельство верности Флоренского православной традиции почитания Богородицы. В богословии литургическом Она именуется Преблагой и Всене-порочной Девой, Девой Пресвятой и Преблагословенной, Благоутробной Господа Матерью, Богоизбранной Отроковицей, Девой Неискусобрачной. В акафисте Пресвятой Богородице в честь иконы "Всех скорбящих радость" Богородица именуется столпом девства, чистоты и целомудрия сосудом (3, с. 178).

Начиная с Имени Богородицы православную теодицею, Флоренский обращается к Той, которая по вере своей стала соисточием земной жизни Иисуса Христа, т.е. Боговоплощения как действия любви Бога к человеку. Именованием имени Богородицы открывается повествование о столпе и утверждении Истины потому, что божествен-ное-в-посюстороннем начинается с Богоматери. Рождая Спасителя, Она соединяет небесное и земное, претворяя небесное в оплотнен-ность и упругость земного, а земное преображая светом небесного. К сочетанию этих же начал предназначена и Церковь, и София-Пре-мудрость Божия; поэтому их имена при обращении к тексту «Столпа...» прочитываются как взаимосвязанные. Авторское посвящение, продиктованное пониманием особой субстанциальности богородичного начала, несет в себе упование на целительную силу Богородицы и ее Имени. Указание на особую благоуханность и чистоту, воспринимаемые чувственно и сверхчувственно одновременно, прочитывается как признание автором святости плоти и священности ее.

В избранном Флоренским наименовании Церкви присутствует еще один смысловой акцент, и связан он с проблемой антиномии, проблемой, получившей многоаспектную разработку в творчестве

Павла Александровича. В имени Церкви «Дева-Мать», «Матерь-Дева» соприсутствует то, что в плоскости рассудочного мышления разводится по закону строгой дизъюнкции: либо дева, либо мать, либо носительница девственности и чистоты, либо лишенная их. Совмещение того, что не совместимо для рассудка, поднимает церковное сознание над областью последнего, закрепляет открытое церковному сознанию знание, путеводительное во всех отраслях человеческого познания.

Посвящение «Столпа...», сочетающее в себе указания на противоположные модусы бытия, прочитывается как антиномия и конкретный пример «формулы», развернутой в шестом письме "Противоречие». В соответствии с ней «истина есть антиномия, и не может не быть таковой»(4, с. 147).

Внимание к феномену имени наглядно проявляет себя в третьем письме теодицеи»Триединство», и связано оно со следующими аспектами тринитарных споров: соотношение сущности и ипостасей; противостояние принципа «единосущия» и принципа «подобосущия» в истории догматического самоопределения христианства.

В качестве одного из аргументов против единосущия Отца, Сына и Святого Духа выдвигался факт отсутствия одного общего имени, объединявшего три ипостаси в Единицу. Так, для разновидности ари-ан, кампенсов, недостаточно было признания единства ипостасей в области смысла. «Они, - цитирует Флоренский Блаженного Иеронима Стридонского, - требуют единства в самом имени» (4, с. 634). Иероним недоумевает по поводу центрировании внимания на имени Единицы («не знаю, что за яд может заключаться в звуках»). Он хочет определиться, «должно ли умалчивать об ипостасях или именовать их» (4, с. 635). За стремлением кампенсов Иероним усматривает опасность ереси, при этом им имплицитно фиксируются ее истоки: потребность человеческого разума передать в словах-названи-ях таинство, по природе сверхразумное и потому не называемое. Сама по себе эта потребность порождена стремлением перевести в плоскость понимания и тем самым сделать доступным, т.е. включить в пределы досягаемого, запредельное. Отношение Иеронима к имени выглядит двойственным: то он склонен сводить имя лишь к звукам, то опасается его силы, поскольку именование каждой ипостаси представляется ему несущим угрозу разъятия троичного единосущия, т.е. превращения его в несущее.

Флоренский эксплицирует терминологический аспект тринитарной проблематики, «единосущее» он рассматривает как термин, которым обозначается конкретное единство трех ипостасей, единство реальное, а не номинальное. Поэтому термин «ипостась» и термин "сущность" характеризуются им как не имеющие самостоятельного логического положения - их денотативная определенность требует их соотносительного рассмотрения и употребления. При малейшем

отклонении от денотативной определенности терминов при работе с ними возникает опасность уклонения в ересь: либо трехбожия, либо однобожия.

Разнообразие богословских позиций в эпоху соборов Флоренский связывает с тремя вариантами соотнесения ипостасной множественности и единства: абсолютизация единства; абсолютизация множественности ипостасей; признание равновесной значимости и единства, и множественности. Последняя позиция требует мужества сверхлогичного умозрения, рассудок же не в силах охватить единство, поскольку он по самой структуре своей и функциональной заданное™ НЕМИНУЕМО разлагает это единство на противо-полагаю-щиеся термины. Рассудок обречен действовать в парадигме «либо -либо», и поэтому им или устраняется один из терминов в пользу другого, или они берутся рядоположенно (4, с. 59).

Примечательно, что в рамках одной страницы текста автор называет СЛОВОМ, когда фиксируется ситуация речения, говорения; ТЕРМИНОМ, когда фиксируется отношение выражения им антино-мичного зерна христианского жизнепонимания; единым ИМЕНЕМ ТРЕХ ИПОСТАСЕЙ, когда приводится крещальная формула «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Крещальная формула несет в себе:

- одно имя Троицы, которым именуется Бог в трех Лицах, «един Бог, едино имя, едино божество, едино величие», - цитирует автор «Столпа...» учителя Августина (4, с. 637);

- устремленность к Троице, которая не арифметическая сумма трех единиц, а «Троица в Единице», как поется в православном песнопении;

- самоотречение через преодоление иллюзии самодостаточности рассудка, преодоление, которое невозможно без веры.

Путь к бездрожному сердцу непреложной истины, о котором тосковал Парменид, не минует гефсиманского подвига веры, утверждает автор (4, с. 60). Это подвиг, который помогает преодолеть дьявольскую гордыню: суть последней - желание выдать себя за Бога, присвоить себе имя Творца и стать самозванцем в итоге своего самоволия и самовластия (4, с. 65).

Письмо четвертое, названное «Свет Истины», предстает в содержательном отношении весьма многоплановым, что определяет поливариантность контекстов его прочтения. Тематически направленный поиск отчасти проясняет истоки полифонического звучания текста четвертого письма: оно прочитывается как попытка развернуть богооправдательный поиск в духе катафатического богословия и представить в качестве главного Имени Бога имя «Любовь». «Бог есть любовь» (точнее - «Любовь»), а не только «Любящий», хотя бы и совершенно» (4, с. 71). - утверждает Флоренский, опираясь на Первое Соборное послание св. Апостола Иоанна Богослова: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к

нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него». (1 Ио 4, 8-9); "Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ио

4, 16).

Ряд смысловых акцентов намечается в подобном именовании Бога:

во-первых, Бог предстает как абсолютная любовь: Он и акт любви, и субстанция любви - «субстанциальный акт любви, акт-субстан-ция» (4, с. 71); любовь - не только присущее Богу промыслительное Его отношение к тварному, т.е. условному миру, но собственная природа Бога;

во-вторых, реальное вхождение в недра Божественного Триединства оказывается возможным только через стяжание любви как Божественной сущности;

в-третьих, действительное познание Истины возможно лишь в любви и обнаруживает себя только любовью; при этом речь не может идти о причинно-следственном отношении: «и то, и другое лишь стороны одного и того же таинственного факта, - вхождения Бога в меня, как философствующего субъекта, и меня в Бога, как объективную Истину» (4, с. 74).

в-четвертых, «любовь»в качестве имени используется для именования и Бога, и человека, и того общения, в котором происходит откровение самой Триипостасной Истины, что задает новый контекст понимания человека, его деятельности и, прежде всего, деятельности познавательной;

в-пятых, богопознание, эксплицируемое в пределах возможностей философии, развертывается через сопряжение субстанциального и энергийного дискурсов.

В результатае познавательный процесс предстает бытийствен-ным актом, в котором становится единым целым реальное выхож-дение познающего из себя и реальное вхождение познаваемого в познающего. Познание не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое общение личностей, из которых каждый служит и объектом, и субъектом. В собственном смысле познаваема «только личность и личностью» (4, с. 74). Познавательный процесс - это не только развертывание ресурсов разума; понимаемого Флоренским как «орган человека, его живая деятельность, его реальная сила,» (4, с. 73). Разум сопряжен с актом веры в религиозном смысле, без которого субъект не является живой личностью, способной на истинное восхождение.

Высшей формой познавательного процесса предстает в тексте письма богопознание как приобщение к самой Истине: и потому, что в нем происходит реальное вхождение в недра Божественного Триединства, и потому, что оно возможно лишь через одновременно происходящее обожение человека, т.е. приобщение к Божественной сущ-

ности, которая есть Любовь.

Таким образом, Любовь в «Свете Истины»- это сопряжение субстанции и силы. Обозначая термином «онтологизм» подобное понимание любви, автор, с одной стороны, возводит корни его к древнему реалистическому жизнепониманию, духом которого пронизан текст

о. Павла «Общечеловеческие корни идеализма» (1908). С другой стороны, онтологически акцентированное понимание любви противопоставляется отцом Павлом нововременному варианту, базирующемуся на психологическом ее истолковании. Последнее истолкование не исключается онтологическим, но оценивается автором как слишком бедное по сравнению с ним, как уводящее жизнепонимание с пути реализма на обочину иллюзионизма.

Симптоматично, что критику иллюзионистического варианта понимания жизни Флоренский начинает с имени Лейбница, поскольку в его монадологии, построенной на принципе самозамкнутости монады, нет основания для преодоления эгоизма, а значит, нет любви, не сводимой к вожделению. В психологически ориентированном понимании любви последняя «лишается своей значимости как ценность» (4, с. 77), а личность и любящего, и любимого (любимого - в особенности!) подвергается опасности отождествления с вещью. «Ведь любовь, - отмечает отец Павел, - возможна к лицу, а вожделение - к вещи» (4, с. 78).

Если в письме «Свет Истины» повествуется о Любви как едином Имени Триединого Бога, Имени, сказуемым в трех именах: Отец, Сын, Дух Святой, то в пятом письме, названном «Утешитель», на первый план выходит именование третьей ипостаси Троицы. Мотивированность подобного интереса может быть реконструирована при внимательном прочтении текста письма:

- Дух Святой есть Дух Истины, свидетельствующий об единосу-щии и потому направляющий человека к духовному просвещению, а через него - к обожению. Он дарует «едино сердце и єдину душу верным» и потому помогает «уклониться сердцам от словес лукавствия» (3, с. 251, 257);

- в силу «незаурядности умственных встреч с Духом Святым» (4, с. 115) наблюдается неотстоенность человеческого разумения Святого Духа и отсутствие кристально прозрачных формул, раскрывающих природу третьей ипостаси Троицы;

- используемые при именовании третьей ипостаси Троицы имена отличаются не только многообразием, но и отсутствием однозначности денотативного плана: такие имена, как «Душе Святый», «Царь Истины», «Утешител» используются в богослужении и при обращении к Христу, второй ипостаси Троицы; согласно Григорию Нисскому, имя «Утешитель» в Писании - общее имя для Отца, Сына и Духа Святого, ибо Отец, «совершая дела Утешителя, не отвергает и имени, принадлежащего делу» (4, с. 681);

- неразработанность учения о Духе Святом использовалась и используется адептами «нового религиозного сознания» для насаждения антицерковного и антихристова духа.

С учетом этих моментов можно обозначить и главную цель исследования, предпринятого в данном письме, - систематизировать опыт жизни с Духом Святым с тем, чтобы найти наименование третьей ипостаси. Путь к этой цели прокладывается истолкованием текстов: Евангелия, трудов Отцов Церкви, прочтением имени «Христос» как содержащего в себе учение о Святой Троице и о каждом лице Ее; в этом имени, цитирует о. Павел Григория Нисского: «познаем мы и Помазавшего, и Помазанного, и Того, через Кого помазаны» (4, с. 138). И тогда Дух Святой получает именования: «Помазание Царства», «Сан Царственный». Дух Святой - не призрак, не атрибут, а «Личность, имеющая безусловной деятельностью Своей... - быть Царством Отца и Помазанием Сына» (4, с. 139).

Вместе с тем характер деятельности Святого Духа остается в той же мере не проясненным, в какой остается непостижимым, во-пер-вых, различие между «рождением» и «исхождением», во-вторых, со-пребывание ипостасей в Троице. Поэтому и в начале XXI века можно повторить слова Флоренского о том, что «около Духа Святого сгущаются все недоумения, затруднения и муки нашей жизни» (4, с. 139).

Далее лексема «имя» встречается в седьмом письме, названном «Грех». Тема, открывающая письмо, - тема двух путей в самой жизни, её понимании, построении и устроении. Один путь - путь к Истине, другой - в направлении прямо противоположном. Первый путь - путь святости, поскольку Истина есть Бог. Второй путь - путь греха, поскольку он - не от Истины, не от Жизни; он несет не свет истины, а ложь, обрекающую живущего на смерть при жизни, поскольку максимально дистанцированными становятся модусы бытия «я-живой"» и «я-живущий».

В изложении темы двух путей в жизни у Флоренского явственно звучит мотив, с одной стороны, неприятия раз-единенности, раз-ятия, а с другой - утверждение абсолютного приоритета любви как силы, соединяющей разделенное, остающееся без любви к другому обездоленным. Материалом, который и усиливает звучание авторской интенции, и подтверждает ее, оказывается текст Зенд-Авесты, Ветхого Завета, "откровения" офитов и последователей Каббалы и, конечно, "Пир" Платона. Все эти источники говорят об изначальной цельности человека в первобытийственном его состоянии. Нарушение этого состояния - результат отпадения от Бога и самоутверждение, через которое человек неизбежно самообожествляется. Итог присвоения имени Творца - утрата: и собственного имени, и любви, а значит, и силы, уберегающей от греха.

Флоренский фиксирует парадоксальную ситуацию: отпавшие от Бога предпочитают безличные формы самоконстатации, т.е. вместо

«я делаю» - «со мной делается» и т.п. (4, с. 174). Этой ситуации дается объяснение: пребывающий в самоупоре самости, без отношения к другому утрачивает реальность собственного «я», лишаясь целомудрия. Путь греха начинается с утраты синкретики, он торится отвержением целомудрия и потому это - путь распада, встав на который личность утрачивает «лицо», оставаясь со множеством личин, становясь их сомножеством.

Чтение письма «Грех» возвращает к переживаниям, описанным в письме «Сомнение», и обнаруживается сопредельность сомнения и греховного раздвоения души, чреватого распылением ее, а затем - растлением, нечистотой. Характерно, что именно при описании нечистоты как лжеединства, Флоренский прибегает к лексеме «имя», приводя рассказ Евангелиста Марка об исцелении Иисусом Христом гадаринского бесноватого (Мк. 5, 1-13). Чтобы исцелить одержимого нечистым духом, т.е. воздействовать на последнего, вывести его из человека, Христос спрашивает его: «Как тебе имя?» - и в ответ устами одержимого нечистый дух отвечает: «Легион имя мне, потому что нас - много». Подробно воспроизведя сюжет из Евангелия, в разрядку выделяя в смысловом плане важные моменты, Флоренский подчеркивает особую значимость вопроса об имени:

- спросить об имени - значит спросить о сущности, причем о сущности сокровенной;

- спросить об имени - значит побудить к само-определению спрашиваемого и через знание имени воздействовать на него;

- спросить об имени - значит обнаружить основание единства духа спрашиваемого: нечисть - лжеедина, поскольку она множественна;

- спросить имя и обнаружить при этом суть спрашиваемого может лишь Богочеловек: «нечисть, - утверждает Флоренский, - едина, пока нет Чистого, но от одного только приближения Чистого скидывается с нее личина единства» (4, с. 183).

Рассматривая основу подлинного единства - целомудрие духовное - автор в этом же письме использует лексему «имя», чтобы установить связь именования и памятования (поминания, памяти), без которых невозможно сохранение единства рода человеческого, единства единственной жизни под знаком вечности.

Развертывание этой смысловой линии осуществляется автором в письме «София». В контексте рассуждения о Премудрости в твари как единстве деятельности и субстанции, ее отличии от Истинной Премудрости, автор воспроизводит описание Афанасием Великим твари в образе города, построенного сыном-царевичем по поручению отца. На каждом здании этого города было начертано имя сына с целью, во-первых, обезопасить построенное авторитетом царя и, во-вторых, оставить память об отце и сыне. Флоренский подчеркивает, что этот обычай, как и обычай вавилонских царей отмечать печа-

тью с именем каждый кирпич строения, обнаруживает древнее представление об имени как о реальной силе-идее, формующей вещь и таинственно управляющей ею (4, с. 347).

В рамках софиологического изыскания автор рассматривает возможность именования и словом, и красками, констатируя при этом факт их несовпадения. Прояснение идеи Софии автор связывает, прежде всего, с данными иконописи, а не с текстами, поскольку «именуемое «Софией» у святых отцов не всегда совпадает с содержанием этого имени в иконописи, и наоборот, иконописная «София» вовсе не всегда обсуждается у святых отцов под этим же самым именем» (4, с. 371). В тексте, относящемся к осени 1918 года, Флоренский назовет икону осуществленным в красках именем (5, с. 361-362). В свете этого утверждения развернутый им анализ иконографии Софии предстает постижением имени «София», имени, несущим искомую идею Софии. В тексте «Имена», оформленном в середине 20-х гг., Флоренский даст развернутое описание именного типа «София» (7, с. 253-259).

Библиографический список

1. Флоренский П.A. Pro et contra. СПб., 1996.

2. Переписка П.А. Флоренского с Андреем Белым // КОНТЕКСТ. Литературно-теоретические исследования. М., 1991.

3. Акафестник. Изд-во Задонского Богородицкого монастыря. 1996.

4. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах священника Павла Флоренского // Флоренский П.А. Соч.: в 2 т. М., 1990.

5. Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Священник Павел Флоренский. Соч. в 4 т. М., 1995. Т. 2.

6. Священник Павел Флоренский. Философия культа. М., 2004.

7. Флоренский П.А. Имена // Священник Павел Флоренский. Соч. в 4 т. М., 1999. Т. 3 (2).

88

УДК 304.444 А-46

Алексаньян Наталья Константиновна

соискатель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России г. Краснодар, ул. Лермонтова д. 20, тел. (918) 147-65-64

Трансформация роли средств массовой информации в современном российском обществе

В данной статье рассматривается период становления средств массовой информации, подробно описаны этапы трансформации. Особое внимание уделено проблемам давления на СМИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: средства массовой информации, общество, информационные технологии, трансформация, общественное мнение.

Средства массовой информации являются одним из мощнейших инструментов формирования социального пространства в современном мире. Структура повседневных знаний во многом задается именно массмедиа, хотя знания, получаемые с их помощью, так же мимолетны и призрачны, как призрачны образы, проступающие на экране. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его с помощью новых фактов. Массовая коммуникация дополняет непосредственный жизненный опыт людей. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ приобретает особое значение.

С развитием информатизации российского общества средства массовой коммуникации начинают оказывать все более ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума, в частности, на политическое сознание и поведение населения.

Средства массовой коммуникации играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и креативную (творящую) функции. Проникновение СМК в политическую жизнь общества чрезвычайно многоаспектно. Средства массовой информа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.