очистка которого длительна и дорогостояща, метаболизи-руется растениями в концентрации до 10 мг/л за 6—8 дней [9] без образования вторичного загрязнения окружающей среды.
Система дополнительной очистки промышленных стоков может иметь ряд модификаций в зависимости от имеющихся для этого условий. Она может включать в себя несколько затопляемых чеков, сообщающихся между собой. Площадь чекоз, скорость протекания очищаемых вод зависят от количества, вида основных выбросов, места расположения предприятия. Постаднйный контроль качества очищенных вод позволяет правильно решить вопросы их дальнейшего использования: наиболее чистые из них можно спускать в водоемы, недостаточно очищенные использовать для выращивания древесных культур, направлять на повторное дождевание.
Литература
1. Гончарук Е. И. Санитарная охрана почвы от загрязнения химическими веществами. — Киев, 1977.
2. Кулагин Ю. 3. Индустриальная дендроэктология и прогнозирование. — М., 1985.
3. Лебедев Г. В. // Принципы управления продукционными процессами в агроэкоснстемах. — М., 1976.— С. 166—169.
4. Николаевский В. Г.// Науч. докл. высш. школы: Биол. науки. — 1966. —№ 2, —С. 122—126.
5. Николаевский В. С. // Труды Ин-та биологии Урал, филиала АН СССР. — 1965. — № 43. — С. 133—137.
6. Николаевский В. С. // Разработка и внедрение на комплексных фоновых станциях методов биологического мониторинга, —Рига, 1983.— С. 23—31.
7. Парк Д. В. Биохимия чужеродных соединений: Пер. с англ. — М., 1973.
8. Смит У. X. Лес и атмосфера: Пер. с англ. — М., 1985.
9. Тимофеева С. С. //Труды Сиб. отд-ния АН СССР.— 1976, —№ 4.— С. 63—64.
10. Храмова С. И. // Физиология растений.— 1976. — Т. 23, № 3. — С. 625—626.
11. Храмова С. И., Григорьева Т. //.//Свинец в окружающей среде/Под ред. Г. И. Сидоренко. — М., 1978.— С. 15—17.
Поступила 31.08.88
© С. А. ЛИСТОВ. 1989 УДК 615.322.015.4.07
С. А. Листов
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
I ММИ им. И. М. Сеченова
По мере развития и ускорения темпов научно-технического прогресса все разнообразнее и значительнее становится воздействие людей на окружающую среду. Проявлением такого влияния служит вовлечение в сферу экологических проблем объектов биосферы, ранее не вызывавших опасений специалистов. К числу таких объектов можно отнести лекарственные растения, которые до последнего времени не исследовались в гигиеническом аспекте в " системе гигиенического мониторинга.
• Рассмотрение лекарственных растений с указанных позиции выходит за рамки сугубо фармацевтических проблем и имеет специфические особенности.
В отличие от традиционных и тщательно изучаемых экологических объектов (воздух, вода, продукты питания) лекарственные растения и продукты промышленной переработки их (готовые лекарственные формы) поступают в организм человека нерегулярно и в ограниченных количествах. Поэтому они не могут быть отнесены к основным источникам поступления ксенобиотиков в организме человека. Однако специфика рассматриваемого объекта с позиции основной заповеди врача «не навреди» требует использования только полезных свойств лекарственных растений. Это обусловливает необходимость внимательного и всестороннего изучения затронутой проблемы и ее гигиенических аспектов.
Наиболее характерными и опасными в токсикологическом отношении чужеродными химическими веществами, ^обнаруживаемыми в лекарственных растениях, являются *естициды и соли тяжелых металлов. Первые объективные данные, свидетельствующие о такого рода загрязнениях, были получены сравнительно недавно— в основном в 1975— 1980 гг. В дальнейшем по мере развития аналитических методов контроля и обострения экологических проблем эти данные были дополнены результатами более тщательных и всесторонних исследований, выполненных в рамках национальных программ ФРГ и ПНР [6—14]. При этом рассматривались преимущественно два аспекта проблемы: аналитический, заключающийся в разработке более совер-
шенных методик анализа указанных примесей, и гигиенический, связанный с обсуждением полученных данных, дискуссиями относительно введения соответствующих ПДК и изучением последствий загрязнения ксенобиотиками лекарственных растений [15, 16].
Прогресс в области аналитического применения современных физических и физико-химических методов (прежде всего газовой и высокоэффективной жидкостной хроматографии, атомно-абсорбционной спектроскопии и инверсионной вольтамперометрии) обеспечил получение объективных данных о качественном составе чужеродных соединений и их количественном содержании. Так, по данным [6—14], содержание свинца (в частях на 1 млн) в ряде лекарственных растений может достигать 18,6, кадмия — 0,6, ртути — до 8, железа—1244 и т. д. Из пестицидов в лекарственных растениях обнаружены ДДТ, гексахлор-циклогексан (линдан), гексахлорбензол и другие хлорорга-нические соединения; более редко и в меньших количествах выявляются фосфорорганические вещества и дитиокар-боматы, причем в последние годы отмечается тенденция к снижению содержания пестицидов в сзязи с их более рациональным применением в сельском хозяйстве. Вместе с тем аналогичная тенденция не характерна для тяжелых металлов [16]. Выявлены повышенные концентрации их в лекарственных растениях, произрастающих на расстоянии до 50 м от автодорог [4].
В целом следует отметить ограниченное число публикаций по данной проблеме и в связи с этим отсутствие соответствующего массива обобщающих данных, имеющегося, например, для продуктов питания [1—3, 5]. По этой причине до сих пор дискуссионным остается вопрос о гигиеническом регламентировании указанных вредных химических веществ в лекарственных растениях, а также требуется установление соответствующих фоновых параметров этих загрязнений и сопоставление их с изменениями, вызываемыми антропогенным воздействием. В Международной и национальных фармакопея*, регламентирующих качество лекарственных средств, соответствующие предписа-
ния в отношении лекарственных растений отсутствуют. Сложившееся положение в определенной мере обусловлено ранее бытующими представлениями о чистоте лекарственных растений, их ограниченным применением и малыми терапевтическими дозами. Известно также, что в процессе экстракции лишь незначительная часть пестицидов и тяжелых металлов переходит нз растений в лекарственные формы. Своеобразный «барьер» задерживает, например, до 96 % ДДТ, 32—92 % а-гексахлорциклогексана, 44—85 % у-гексахлорциклогексана, 17—81 % свинца и 24—83 % кадмия при получении настоев из 12 видов лекарственного растительного сырья [16]. Эти показатели, однако, варьируют в широких пределах и в значительной степени зависят от используемого экстрагента (вода, этанол и т. д.), условий экстракции, вида сырья и места его произрастания. Кроме того, результаты данных исследований не могут быть распространены на лекарственные растения, употребляемые непосредственно per os (например, семена льна, тыквы, плоды инжира и др.).
Тем не менее количество пестицидов или тяжелых металлов, переходящих нз растительного сырья в лекарственную форму, нельзя не принимать во внимание. Для расчета максимально допустимого содержания примесей в растительном сырье предложена формула, учитывающая степень перехода примеси в лекарственную форму, значение допустимой суточной дозы примеси, установленное объединенной комиссией ФАО/ВОЗ, среднесуточное потребление лекарства и др. [16].
Учитывая изложенное выше, можно допустить содержание пестицидов и тяжелых металлов в лекарственном растительном сырье, превышающее соответствующие гигиенические нормативы, разработанные для пищевых продуктов. Поэтому нормативы, установленные объединенной комиссией ФАО/ВОЗ для пищевых продуктов, рекомендуется применять к лекарственным растениям только в качестве ориентировочных критериев их чистоты. Такая позиция отстаивается в работах [15, 16].
В СССР ежегодно заготавливается более 40 тыс. т сырья и свыше !/з разрешенных к применению лекарств имеют растительное происхождение. В связи с этим актуальной задачей является изучение уровня загрязнений лекарственных растений как объектов национального гигиенического мониторинга. На первом этапе таких исследований представляется необходимым установление средних уровней загрязнения всех видов лекарственного растительного сырья, заготовляемого в СССР. На следующем этапе возможна сравнительная оценка данных об уровне загрязнений лекарственных растений, собранных в различных регионах, с выявлением экологически неблагополучных районов и неблагоприятных факторов, разработкой соответствующих практических рекомендаций. По мере накопления данных и развития подобных исследований становится ре-
© В. А. ПРОКОПОВ, В. Е. КАРМАЗИН, 1989 УДК 614.31:614.778:631.587
Осадки и избыточный активный ил (АИ), образовавшиеся на станциях очистки навозных стоков крупных свиноводческих комплексов (СК), представляют собой ценное органическое удобрение. При утилизации данных отходов происходит улучшение органического состава почвы: она обогащается гумусом; повышаются ее биологические, физические, химические, физико-химические свойства, водный
ально осуществимым всеобъемлющий научно обоснованный контроль за чистотой заготавливаемого лекарственного растительного сырья.
Параллельно необходимо проведение просветительных мероприятий среди населения, поскольку многие практически бесконтрольно собирают лекарственные растения в промышленных районах, вблизи автодорог и т. п.
Выполнение указанной выше программы исследовании требует координированных усилий со стороны основных организаций-заготовителей (Центросоюз, Главное аптечное управление, Всесоюзное объединение Союзлектрапром) и контролирующих организаций, в том числе Государственного комитета СССР по охране природы.
Литература
1. Габович Р. Д., Припутина Л. С. Гигиенические основы охраны продуктов питания от вредных химических веществ.— Киев, 1987.
2. Малина В. П., Клячко 10. А. // Проблемы аналитической химии: Методы анализа пищевых продуктов. — М., 1988.— С. 153—173.
3. Методы определения микроколичеств пестицидов / Под ред. М. А. Клисенко. — М., 1984.
4. Романе Э. Я., Ринькис Г. #. // Ресурсоведческое и и фармакогностическое изучение лекарственной флоры СССР, —М„ 1987, —С. 54—59.
5. Скурихин И. M. // Проблема аналитической химии: Методы анализа пищевых продуктов. — М., 1988.— С. 132—152.
6. Ali S. ¿.//Pharm. Industr. — 1983. — Bd 45, N 11.— S. 1154—1156.
7. Ali S. L. //Ibid. — N 12. — S. 1294—1295.
8. Ali S. L„ Blume H. // Pharm. Ztg. — 1983. — Bd 128, N 41,—S. 2248—2252.
9. Ali S. L.H Pharm. Industr. — 1984. — Bd 46, N 4.—
g Зд]_зд5
10. Ali S. L.H Pharm. Ztg. — 1987. — Bd 132, N 11—12,— S. 633—638.
11. Ali S. ¿.//Ibid. — 1988. — Bd 133, N 12, —S. 849—850.
12. Dembski M., Skorzynska K. // Farm. ool. — 1982. — Vol. 38, N 6. — P. 199—200.
13. Figura В., Piula J., Wendt L., Lorenz К.// Ibid. — 1985. — Vol. 41, N 2, —P. 89—91.
14. Pluta J., Figura В., Lorenz K-, Wendt L. // Pharmazie. — 1974.— Bd 39, N 1. — S. 63.
15. Schilcher Н.Ц Dtsch. Apoth.-Ztg. — 1985. — Bd 125, N 2. — S. 47—51.
16. Schilcher H„ Peters IL, Wank H. // Pharm. Industr. — 1987, —Bd 49, N 2. — S. 203—211.
Поступила 24.10.88
*
и воздушный режимы; в почве усиливается жизнедеятельность азотфиксируюших бактерий, аммонификаторов, нит-рификаторов и других групп микроорганизмов [1].
Вместе с тем при использовании отходов СК в качестве органического удобрения в почве может происходить накопление входящих в их состав химических компонентов, прежде всего азотсодержащих соединении, которые в
Б. А. Прокопов, В. Е. Кармазин
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В РАЦИОНЕ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, ВЫРАЩЕННЫХ В УСЛОВИЯХ УТИЛИЗАЦИИ НА полях ОТХОДОВ СВИНОВОДЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Киевский НИИ обшей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева