Краткое сообщение
УДК 614.27
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ НА УРОВНЕ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
А. В. ФОМИНА*
Амбулаторно-поликлиническая служба - важнейший сектор системы здравоохранения, который призван брать на себя основную долю обращений населения за медицинской помощью - до 80% всех больных ежегодно. Уровень лекарственного обеспечения во многом влияет на качество проводимых врачом лечебных мероприятий, что связано с правильной, научно обоснованной и рациональной организацией деятельности аптечных учреждений, обслуживающих население. Характеризуя сеть амбулаторно-поликлинических (АП) учреждений, необходимо отметить, что в Российской Федерации действует около 17 тыс. амбулаторий и поликлиник всех уровней подчинения (муниципального, субъекта РФ и федерального подчинения). Число посещений АПУ на 1 жителя в год, снизившись к 1995 г. до 9,1 к
2002 г. возросло до 9,6 (в 2001 г. - 9,5; в 2000 г. - 9,4; в 1999 г. -9,3). В 2003 г. значение данного показателя несколько снизилось и составило 9,4 посещения на 1 жителя. При этом наибольшее число посещений на 1 жителя отмечается в Республике Татарстан (12,8), а наименьшее - в Республике Ингушетия [3, 4]. В общем объеме финансирования здравоохранения страны расходы на АП-помощь в 2002-2004 гг. не превышали 26-28% совокупных расходов на реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Сложившаяся в системе АП-помощи проблема организации лекарственного обеспечения определяет повышение внимания к разработке научно обоснованных мер по обеспечению доступности лекарственной помощи населению, задачами которой являются эффективное и экономичное использование имеющихся ресурсов здравоохранения, доступность и качество. Назначение лекарственных средств (ЛС) производится лечащим врачом или специалистом со средним специальным образованием (фельдшером, акушеркой, зубным врачом) в соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и в порядке, определенном Инструкцией МЗ РФ (№° 328 от 23.08.99). Большинство граждан РФ при АП-лечении должны приобретать ЛС за счет собственных средств как при безрецептурном, так и при рецептурном их отпуске. В связи с этим проблемой является снижение доступности ЛС для значительной части населения в связи с многократным увеличением цен, что связано не только с коммерциализацией фармацевтических предприятий и аптечных организаций, но и наличием сети организаций-посредников.
Решение этой проблемы идет по ряду направлений, среди которых отметим создание системы тендерных закупок ЛС и государственной регистрации отпускных цен производителей на ЛС, включенные в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» (в соответствии с постановлениями Правительства РФ и Приказами Минздравсоцразвития РФ). Большое значение имеет и совершенствование законодательной базы, регламентирующей производство ЛС и лекарственное обеспечение населения. Основными концептуальными направлениями совершенствования лекарственного обеспечения населения РФ являются: создание оптимальных моделей ценообразования и закупок эффективных и безопасных ЛС; разработка стратегии, направленной на обеспечение рационального использования ЛС врачами и пациентами; содействие развитию отечественного производства фармацевтических препаратов; обеспечение контроля качества, безопасности и эффективности отечественных и импортных ЛС; стимулирование иностранных инвестиций в российский фармацевтический сектор. Основополагающим документом в сфере обращения ЛС является Федеральный Закон «О лекарственных средствах» (1998), основной целью которого является регулирование отношений, возникающих в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями ЛС, контролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей ЛС. Государственное регулирование отношений, возникающих в среде обращения ЛС, осуществляется путем государственной регистрации ЛС; лицензирования деятельности в сфере обращения ЛС; адаптации и
* Москва, Российский университет дружбы народов
сертификации специалистов, занятых в сфере обращения ЛС; государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности ЛС. Государственной регистрации подлежат новые ЛС, новые комбинации зарегистрированных ранее ЛС; ЛС, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, с новой дозировкой или другим составом вспомогательных веществ; воспроизведенные ЛС (ЛС, поступившие в обращение после истечения срока действия патентных прав на оригинальные ЛС, поступившие в обращение с зарегистрированными собственными названиями).
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ №461 от 28.07.2005 г., при оказании скорой медицинской помощи, стационарной медицинской помощи и медицинской помощи в дневных стационарах всех типов предоставляется бесплатная лекарственная помощь. При амбулаторном лечении бесплатное или льготное лекарственное обеспечение охватывает только группы населения и пациентов с заболеваниями, определенными Постановлениями Правительства РФ. По приказу МЗ РФ №30 от 26.01.00 нормативные документы (формуляры), регулирующие лекарственное обеспечение медучреждений и льготных категорий граждан, действующие в субъектах РФ, должны включать ассортимент ЛС не менее Перечня жизненно необходимых и важнейших ЛС. Ныне действует Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 2343-р от 29.12.2005 г. Около 45 млн. человек в России нуждаются в приобретении ЛС бесплатно или со скидкой 50% при прохождении АП-лечения (табл.). Лекарственное обеспечение вытекает из общей стратегии развития здравоохранения и социальной политики государства. Обеспечение населения ЛС на уровне первичного звена здравоохранения осуществляется в розничном секторе фармацевтического рынка, отчего зависит качество лекарственного обеспечения населения.
Таблица
Основные категории граждан, нуждающиеся в льготном лекарственном обеспечении при амбулаторном лечении
Категория граждан Ориентировочная численность
Инвалиды I, II, III групп (взрослые) 9 000 000
Дети-инвалиды в возрасте до 16 лет 517 700
Ветераны и инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица 2 178 500
Дети первых трех лет жизни 3 919 000
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации 569 800
Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и ветераны военной службы 3 500 000
Розничное звено включает в себя предпринимательскую деятельность по продаже товаров (или услуг) непосредственно конечным потребителям. В системе продвижения аптечных товаров розничное звено представлено аптечными учреждениями, к которым относятся аптеки, обслуживающие население, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины. Деятельность аптечных учреждений осуществляется в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами МЗ и СР РФ и органов исполнительной власти. По данным МЗ и СР РФ, на начало 2000 г. лекарственное обеспечение населения в РФ на АП-уровне осуществляло более 19 217 аптек, 35 284 аптечных пункта, 12 360 аптечных киосков, 1318 аптечных магазинов и 5962 предприятий оптовой торговли. Нагрузка на одну аптеку по числу жителей составила 8,8 тыс. человек. Ежегодный рост численности аптечных учреждений составляет 12-17%. Удельный вес реализации ЛС в товарообороте розничной торговли за период с 1998 г. по 2002 г. колеблется от 2,6 до 3,1%. В структуре товарооборота лекарственные препараты составляют около 85%.
Из общего числа аптек 65,2% имеют государственную организационно-правовую форму, 34,8% - иные формы. В оптовом звене преобладают предприятия негосударственной организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности (96,5%). Система управления аптечной службой представлена тремя формами: структурное подразделение в составе органа управления здравоохранением (62,0%); самостоятельный орган управления при органах исполнительной власти субъектов РФ (22,0%); негосударственная организация (ОАО, ООО и т.д.), на которую возложен ряд функций государственного управления (16,0%).
Краткое сообщение
Важными факторами, определяющими эффективность системы здравоохранения на всех этапах оказания медицинской помощи населению, являются рациональное использование и доступность ЛС и фармацевтической помощи в целом. При этом одним из направлений деятельности в сфере лекарственного обеспечения является повышение доступности лекарственной помощи, которое осуществляется на основе оптимизации деятельности участников фармацевтического рынка, использования рациональной системы ценообразования, формирования ассортиментной политики, рационального использования финансовых ресурсов и ЛС путем введения формулярной системы и схем лечения в соответствии со стандартами и ряда других факторов.
Литература
1. Деятельность и ресурсы учреждений здравоохранения в
2003 году.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.- 64 с.
2. Здоровцев Г.И. и др. // Бюлл. НИИ соц. гигиены, экономики и управл. здравоохр.. - М., 2000.- С. 152-155.
3. Ишмухаметов А.А. Теоретические и методические основы функционирования системы лекарственной помощи населению как составной части организации здравоохранения.- СПб., 2001.- 200 с.
УДК 577. 164. 2. 02: 612. 11/12 - 192.9
ФАРМАКО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МЕТАЛЛОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДНОГО ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ
Л.А. КОЗУБОВА, А.И КОЗУБОВА, Е.Т. ЖИЛЯКОВА*
Введение Функциональная активность микроэлементов повышается при включении в их состав органических соединений. В качестве комплексонов, образующих устойчивые хелатные соединения с металлами могут быть органические вещества, сочетающие в молекуле основные или кислотные центры, расположение которых предопределяет с металлом 4-, 5-, 6-, а иногда 8-членных циклов. Эти соединения эффективно воздействуют на обменные процессы, неспецифическую резистентность и физиологические функции животных, чем минеральные соединения этих металлов. Препараты активизируют эритропоэз, гемопоэз, обмен белков, являются донорами биогенных элементов и стимуляторами зависимых от их ферментов [2-3].
Таблица 1
Температура тела морских свинок
Показатели Контроль Опыт 1 Опыт 2
Доза, г/кг массы тела - 3,3 10,0
Исходные данные 37,2 ± 0,3 37,6 ± 0,4 37,5 ± 0,4
До введения разрешающей дозы 37,3 ± 0,4 37,6 ± 0,5 37,5 ± 0,4
После введения разрешающей дозы 37,7 ± 0,5 37,6 ± 0,4 37,8 ± 0,7
Цель работы — изучение токсикологических характеристик металлорганического производного лимонной кислоты.
Таблица 2
Реакция специфической агломерации лейкоцитов, %
Показатели Контроль Опыт 1 Опыт 2
Доза, мг/кг массы тела - 3,3 10,0
Исходные данные 17,2±2,00 17,5±2,21 17,2±1,76
До введения разрешающей дозы 17,9±2,21 17,8±2,28 17,9±2,22
После введения разрешающей дозы 17,8±1,83 18,1±1,82 18,3±1,89
Результаты исследования. Изучалось действие металлорганического производного лимонной кислоты, как биологически активного вещества. Исследования проводили на белых лабораторных крысах обоего пола массой 170-250г, и морских свинках, содержащихся в стандартных условиях вивария. Изучались токсичность и аллергенность данного препарата. Острую токсичность [ЬЭ 50] определяли по методу Кербера [1], в результате на протяжении всего опыта не отмечалось изменений в поведении животных: двигательная активность и условно-рефлекторная деятельность остались в пределах физиологических норм. Ни в одной из групп не было гибели животных, что позволяет препарат отнести к практически не токсичным веществам [4].
При осмотре внутренних органов опытных животных не отмечено патологических изменений, при этом их массовые коэффициенты не имели отличий от контрольных. По данным биохимических исследований не обнаружено статистически достоверных изменений содержания билирубина, общего белка и холестерина в сыворотке крови, что позволяет исключить возможность токсического действия препарата на клетки печени. Аллергизирующее действие металлорганического производного лимонной кислоты изучалось в опытах на морских свинках по 10 особей обоего пола, в трёх группах. При этом учитывались живая масса тела, ректальная температура, реакция специфической агломерации лейкоцитов. Установлено, что при нанесении путём накожных аппликаций препарата в виде 10% и 30% эмульсий (3,3 г/кг и 10,0 г/кг) все вышеперечисленные показатели находились в пределах физиологической нормы, при этом не было обнаружено статистически достоверных изменений между контрольной и опытными группами [табл. 1]. Температура тела морских свинок оставалась в пределах физиологической нормы (табл. 1). Её колебания не достигли пределов статистической значимости с исходным состоянием. Результаты реакции агломерации лейкоцитов см. в табл. 2. При анализе данных видно, что % агломерирующих лейкоцитов ни в одной из опытных групп не достиг 30: препарат не имеет аллергизирующего действия
Таблица 3
Влияние препарата на поведенческие реакции крыс в «открытом поле»
Группа, пол животных Пересеченные квадраты Вставание на задние лапы Грумминг Дефекации
Конт роль
Исходные данные самцы 582±4,72 18,2±1,76 10.3±0,84 2,7±0,12
самки 65,3±5,44 17,7±2,15 12,8±0,55 2,6Щ31
1 мес, самцы 57,7±5,12 17,8±1,22 9.3±0,66 2,7±0,52
самки 58,7±8,55 17,8±1,46 8.5±0,67 2,9^,33
3 мес, самцы 49,5±9,71 192*128 11,1±0,97 2,8±0,34
самки 55,9±4,43 17,9±1,57 9.1±0,67 2.5±0,68
Опытная, 3.0 мг/кг
Исходные данные самцы 59,4±4,33 16,1±1,52 9.9±0,76 3.1±0,56
самки 65,7±6,12 18,7±2,86 7,8±0,94 4,6±0,77
1 мес, самцы 59,9±3,81 15,6±1,42 91±1,59 3,5±0Д8
самки 67,8±4,76 17,7±4,12 7,8±0,54 3,3±0,43
3 мес, самцы 51,4±4,53 16,4±1, 11 6,3±2,62 2,8±0,76
самки 56,8±4,21 15,7=1,09 10,5±0,83 4,1±0,52
Опытная,30,0 мг/кг
Исходные данные самцы 56,7±3,95 17,7±1,94 8,5±1,01 3,1±0,58
самки 59,7±4,36 19,7±2,01 12,6±1,52 3,3±1,39
1 мес, самцы 49,7±4,69 15,9±1,12 11,5±0,65 2,7±0,54
самки 57,7±4,59 16,8±1,68 12,б±1,07 2,8±0,21
3 мес, самцы 54,66±3,95 15,8±1,20 7.9±0,57 3,0±0,41
самки 51,7±3,81 17,8±2,03 8,6±0,51 2,9±0,42
Опытная 90.0 мг/ кг
Исходные данные самцы 58,3±4,12 19,8±1,38 11,6±1,11 3,9±0,84
самки 60,1 ±43 8 19.8±2,76 13,5±1,55 3,4±0,49
1 мес, самцы 58,8±5,28 19,8±1,87 10.1±0,22 2,5±0,38
самки 60,1±6,29 20,1±1,65 11,7±0,86 2,8±0,86
3 мес, самцы 55,3±4,57 18,1±2,63 8.8±0,33 3,7±0,55
самки 52,4±4,10 19,2±1,76 10,5±1,04 2,6±0,52
Изучение общетоксического действия препарата проводили на 4 группах белых крыс, одна из которых была контрольной и три опытных по 20 особей в каждой. Препарат применяли с кормом ежедневно, однократно в течение трёх месяцев в дозах (3,0; 30,0 и 90,0 мг/кг массы тела). Установлено, что длительное применение препарата не привело к изменениям в поведении, потреблении корма и воды у крыс. Гибели животных не отмечалось. Живая масса, температура тела крыс находились в пределах физиологических норм. Не было изменений частоты дыхания. Состояние ЦНС оценивали методом «открытого поля», который позволял регистрировать двигательную активность, эмоционально-ориентировочные поведенческие реакции (табл.3). В период опытов учитывали: число пересечённых квадратов, частоту вставания на задние лапы, периодичность дефекации и грумминг. Возбудимость и реактивность крыс к концу опыта снижались, что соответствует физиологическим значениям показателей для этих возрастных периодов. Препарат не оказывает возбуждающего и угнетающего действия на центральную нервную систему.
Заключение. В результате изучения острой и хронической токсичности и аллергизирующего действия металлорганического производного лимонной кислоты установлено, что препарат является нетоксичным веществом - 5 класс токсичности [4].
* Белгород, Белгородский государственный университет