Научная статья на тему 'Легитимные инструменты социального управления современным полиэтничным сообществом'

Легитимные инструменты социального управления современным полиэтничным сообществом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNITARISM / АССИМИЛЯЦИЯ / ASSIMILATION / СЕГРЕГАЦИЯ / SEGREGATION / ДИСКРИМИНАЦИЯ / DISCRIMINATION / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / CIVIL RIGHTS / ИММИГРАЦИЯ / IMMIGRATION / САМОБЫТНОСТЬ / ORIGINALITY / "ALIENS" / ETHNO LOCALS / КОММУНИТАРИЗМ / "НЕГРАЖДАНЕ" / "ЭТНОЗЕМЕЛЬЦЫ"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савченко И. А.

Характеризуются три политико-правовые модели социальной организации многоэтничного пространства современного мегаполиса: ассимиляционная модель, которая имеет целью упрочение позиций культуры титульного этноса посредством приобщения к ней меньшинств; сегрегационная модельполитика культурной автономизации этногрупп, которая может принимать дискриминационные формы; коммунитаристская модель, которая предполагает обеспечение гражданского равенства при сохранении и поддержании культурных различий между этнообщинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGITIMATE INSTRUMENTS OF MODERN MULTIETHNIC MEGALOPOLIS SOCIAL MANAGEMENT

Three political and legal models of the modern megalopolis multiethnic space social organization are characterized. They are assimilatory model which aims at title ethnos culture positions consolidation by means of minority familiarizing with it; segregation model (policy of ethno groups cultural autonomy which can accept discrimination forms); communitarian model which assumes ensuring civil equality at preservation and maintenance of cultural distinctions between ethno communities.

Текст научной работы на тему «Легитимные инструменты социального управления современным полиэтничным сообществом»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (34), с. 109-117

УДК 316

ЛЕГИТИМНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПОЛИЭТНИЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ

© 2014 г. И.А. Савченко

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 10.04.2014

Характеризуются три политико-правовые модели социальной организации многоэтничного пространства современного мегаполиса: ассимиляционная модель, которая имеет целью упрочение позиций культуры титульного этноса посредством приобщения к ней меньшинств; сегрегационная модель - политика культурной автономизации этногрупп, которая может принимать дискриминационные формы; коммунитаристская модель, которая предполагает обеспечение гражданского равенства при сохранении и поддержании культурных различий между этнообщинами.

Ключевые слова: коммунитаризм, ассимиляция, сегрегация, дискриминация, гражданские права, иммиграция, самобытность, «неграждане», «этноземельцы».

Стратегии социальной политики в массовых полиэтничных городских сообществах существенно различаются по структурному содержанию и идеологической направленности. В конституциях большинства современных государств имеется указание на права этнических меньшинств и равенство граждан вне зависимости от расовой и этнической принадлежности, цвета кожи и вероисповедания. Однако дополнительные статьи конституций и другие законодательные акты (законы «О гражданстве», прежде всего) позволяют интерпретировать данное положение по-разному. Поэтому выделяют три модели правовой организации многоэтничного сообщества: 1) коммунита-ристскую (плюралистическую, мультикультур-ную); 2) ассимиляционнyю; 3) сегрегационную [1, с. 24-25].

Ассимиляционная модель политико-правовой организации мультукультурного социума имеет целью создать законодательную базу для сохранения и упрочения позиций культуры титульного этноса посредством приобщения к ней меньшинств.

Законодательство государств, принимающих данную модель, с одной стороны, гарантирует своим подданным равные права (права меньшинств не прописываются). С другой стороны, в законодательстве более или менее четко прописываются ограничения этнической самобытности меньшинств, принуждающие последних принимать культуру большинства.

И здесь большинство специалистов в качестве наиболее яркого примера приводит Францию [2, с. 54-55; 1, с. 25-28]. Это не случайно,

поскольку Франция, еще будучи колониальной державой, практиковала в своих колониях систему прямого управления и вытеснения местных культур французской [3, с. 30].

Нужно сказать, что для Франции начиная с XIX в. характерно парадоксальное сочетание ассимиляционных, гражданственных и космополитических культурно-политических установок. Так, широко известны слова Ф. Энгельса, который «в ответ на высказывания Луи Блана о том, что французы являются космополитами», ответил, что это лишь в «таком мире, где будут господствовать только французское влияние, французские нравы, обычаи, идеи и политические порядки! В таком мире, где каждая нация переняла бы характерные свойства французской национальности!... Подобное уверение равносильно требованию, чтобы все остальные стали французами» [4, с. 387].

Статья 1 Конституции Французской Республики гласит: «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания» [5, с. 665]. В то же время французский «Закон о запрете религиозной символики в образовательных учреждениях» в последней редакции (2004 г.) запрещает «ношение в государственных школах и колледжах религиозных символов или одежды, с помощью которой ученик явно показывает принадлежность к какому-нибудь вероисповеданию» [6]. Запрет коснулся прежде всего мусульманских женских платков. Законопроект вызвал протесты духов-

ных лидеров во Франции и за рубежом, однако коренное население Франции в целом приветствует насаждение светского духа в школах, опасаясь растущего «исламистского влияния». Как показали результаты опроса, проведенного среди учителей компанией CSA, около 84% респондентов считают, что следует исключать из школы девушек, отказывающихся снять хиджаб [6].

Демонтаж цыганских стоянок в августе 2010 г. по приказу Н. Саркози - также проявление ассимиляционной модели, которой, конечно же, противоречит кочевой образ жизни цыган (между тем 95% из них оказались полноправными французскими гражданами) [7, с. 7].

Ассимиляционная модель закреплена во французском Гражданском кодексе, согласно которому гражданином Франции может стать любой человек независимо от страны происхождения, который политически лоялен исключительно Франции и разделяет ее культурные ценности [2, с. 53].

Долгое время (начиная c 1945 г.) законодательные основания принятия французского гражданства опирались исключительно на принцип «права почвы», согласно которому лицо, родившееся на территории страны, автоматически становилось гражданином Франции. Ряд поправок (1973, 1984, 1993, 1998 гг.) несколько усложнил процедуру получения гражданства [8].

В современном французском законодательстве используется как «право почвы», так и «право крови». Так, любой ребенок, родившийся от иностранцев и проживший не менее 5 лет (с 11 лет до совершеннолетия) на территории Франции, имеет право на получение гражданства, и в то же время право на гражданство реализуется независимо от места рождения, если родители французы. Также французское гражданство можно приобрести путём натурализации и заключения брака. Натурализация осуществляется среди иностранцев, проживших во Франции не менее пяти лет [9].

Согласно Статье 31 Декрета № 73-643 от 10 июля 1973 г., необходимым документом для получения французского гражданства является протокол с указанием степени ассимиляции индивида во Франции и его знание французского языка [10].

Франция - не единственная страна, в которой политика ассимиляции подкреплена законодательством. Например, американский «плавильный котел» уже своим названием указывает на ассимиляцию [11, с. 133]. В пользу ассимиляции говорят такие положения Закона о граж-

данстве США, как процедура натурализации, включающая присягу на верность (отречение от преданности иному государству), тест на гражданство, выявляющий знание Конституции, а также «право почвы» (индивид, рожденный на территории США, автоматически становится их гражданином) [12]. Американская Конституция не допускает отрицания либо ограничения права голоса избирателя по признаку расы или цвета кожи (Поправка XV 1870), но в Конституции не говорится о равенстве рас и этносов уже потому, что основным является понятие «Мы, народ Соединенных Штатов», концептуализирующее ассимиляционную политическую парадигму (Преамбула) [13, с. 290].

Конечно, в последние десятилетия на смену «плавильному котлу» приходят другие метафоры: «пицца» или «миска с салатом» [14, с. 34], широко декларируется политика мультикульту-рализма. Между тем массовая культура, единый для всех английский язык и в целом то, что принято называть «американским образом жизни», не способствуют культурной сохранности этногрупп, и это позволяет отнести политико-правовую модель американской нации к ассимиляционной.

Ассимиляционную модель мы обнаруживаем также в странах с менее продолжительной историей конституционализма. Причем часто эта модель реализуется более жестко. Так, Королевское правительство Таиланда с начала 30-х годов XX века проводило политику ассимиляции иностранцев, чтобы использовать их потенциал в интересах «процветания тайской нации». Китайцы, рожденные в Таиланде, считаются таиландцами [3, с. 30]. Принимая правительственные правила игры, китайцы второго поколения иммигрантов заявляли себя тайцами и меняли свои родовые имена на тайские. Можно сказать, что «плавильный котел», в котором выплавляется таиландская нация, кипит вовсю [15, с. 127].

Сегодня ассимиляционные черты можно увидеть в политике государств с непродолжительной историей суверенитета. В Конституции Украины, однако, каждая статья, легитимизирующая ассимиляцию, имеет смягчающее дополнение, представляющее собой некий реверанс в сторону прав человека и мультикульту-ралистских тенденций. Так, начало Статьи 10 Конституции гласит: «Государственным языком в Украине является украинский язык. Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины». При этом далее указывается: «В

Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. Государство способствует изучению языков международного общения. Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом» [16]. Аналогично построена Статья 11: «Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины» [16].

Таким образом, мы видим, что законотворчество в руках профессионалов становится достаточно гибкой системой, позволяющей утвердить приоритет государства над правами этнических меньшинств, не вступая в противоречие с нормами международного гуманитарного права.

Следующая модель политико-правовой организации многокультурного социума - сегрегационная [1, с. 33-35; 2, с. 56-57]. Это - политика культурной автономизации различных групп. Но, по нашему мнению, нужно дифференцировать различные формы сегрегации. Дело в том, что сегрегация, которая в большинстве случаев обеспечивает культурную сохранность этноса (как титульного, так и этнических меньшинств), может принимать или не принимать дискриминационные формы.

В этом смысле целесообразно выделить два варианта сегрегационной модели: традиционно-сегрегационную и дискриминационную. Первую, традиционную, модель мы обнаруживаем в государствах с историческим монокультурным укладом. Здесь следует в первую очередь сказать, следуя примеру других авторов, о Германии, которая, даже будучи политически раздробленной до начала XX в., сохраняла духовное единство - феномен, породивший оппозицию культуры и цивилизации в трудах Ницше, Шпенглера, Тенниса [17, с. 28-29].

Руководство этой страны не стремилось, как во Франции, заставить иммигрантов принимать свои обычаи, традиции и нормы, поскольку рассматривало их в качестве временных рабочих. Сегодня многие ученые считают эту политику «крайне недальновидной», поскольку «упорное нежелание Германии признать себя иммигрантской страной привело к тому, что здесь именно вследствие целенаправленных действий государства сформировались обособленные иммигрантские общины» [2, с. 55].

Значительно дополненный Закон о гражданстве, вступивший в силу 1 января 2000 г., гарантирует, что при соблюдении некоторых других предварительных условий иностранцы имеют право на натурализацию после восьми лет проживания в Федеративной Республике Германия, вместо пятнадцати лет, как это было ранее [18]. Для натурализации необходимо доказать свое владение немецким языком, законопослушность и экономическую независимость от социальных программ и дотаций.

Конституция Германии выдвигает на первый план «неприкосновенность человеческого достоинства», права и свободы личности (Статьи 1-2) [19]; слова об этнокультутрном равенстве мы встречаем в Статье 3 (1): «Все люди равны перед законом ... Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение вследствие его пола, его происхождения, его расы, его языка, его места рождения и родства, его вероисповедания, его религиозных или политических воззрений. Никому не может быть причинен ущерб вследствие имеющихся у него недостатков» [19].

В последнее время Германия практически официально отказывается от сегрегационной модели в пользу ассимиляционной. Об этом отказе в Германии свидетельствуют заявления не только публицистов и ученых (например, Т. Сарацина [20] или Р. Джордано [21]), но и канцлера А. Меркель [22]. Критике подвергаются в первую очередь исламские общины, которые объявляются неспособными к интеграции, нецивилизованными, патриархальными, опасными для демократии.

В ряде случаев сегрегация превращается в дискриминацию, и дискриминационная модель закрепляется легитимно. Так, в Конституции Латвии (Раздел 8 «Основные права человека») написано: «Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право сохранять и развивать свой язык, этническую и культурную самобытность» (§ 114) [23]. Между тем в данной конституции нет ни слова об этнокультурном равенстве. Окончательно дискриминация закрепляется в Законе о гражданстве [24]. Отличительная черта закона - четкое определение категорий лиц (заметим, не преступников и не шпионов), которые никогда, ни при каких обстоятельствах не смогут получить латвийское гражданство (Статья 11 «Ограничения натурализации»). К ним относятся лица, каким-либо образом связанные с военными или партийными организациями СССР или современной России, лица, разделяющие идеи коммунизма и другие идеи тоталитаризма, а также те, кто по-

сле 13 января 1991 г. действовал против Латвийской Республики в КПСС (ЛКП), Интерфронте ЛССР, Объединенном совете трудовых коллективов, Организации ветеранов войны и труда, Вселатвийском комитете общественного спасения или его региональных комитетах» [24]. Далее, в Статье 12 «Общие правила натурализации», перечисляются требования к соискателю гражданства и экзамены (латышский язык; основные положения Конституции Латвийской Республики, конституционный закон «Права и обязанности человека и гражданина»; текст гимна и история Латвии) [24].

Законы о гражданстве Литвы [25] и Эстонии [26] немногим отличаются от латвийского. При этом в них необычайно подробно описаны этапы и процедура натурализации. Например, в Статье 8 (п. 2) эстонского Закона о гражданстве «Требования к знанию эстонского языка и оценка знания эстонского языка» данные требования излагаются подобно учебным компетенциям в программах учебных заведений лингвистического профиля [26]. Хотя этноцентристский подтекст законов бывших советских прибалтийских республик несомненен, в документе умело обойден вопрос о национальности нату-рализируемых и ненатурализируемых граждан.

В книге «Неграждане в Эстонии» [27] собраны масштабные вторичные данные по проблемам массового «безгражданства» в этом прибалтийском государстве. Показано, что главная причина, по которой более пятой части населения Эстонии не имеет эстонского гражданства (большинство из них - апатриды, лица без гражданства, за ними следуют граждане РФ [27, с. 29-31]), не в отсутствии языковой компетенции, а в унизительном характере «экзамена по гражданству».

Добавим, что за русскими (за исключением староверов Причудья - 4% населения) в Эстонии закреплен статус иммигрантов, а не этнического меньшинства; сегодня в отношении них введен новый термин - «русские эстоноземель-цы». Принятая в начале нынешнего века «Интеграционная программа», созданная для перехода от «этнического к гражданскому обществу», содержала в себе, тем не менее, элементы насильственной ассимиляции русскоязычного населения и поэтому не дала ожидаемых результатов [28, с. 164-165].

Вообще в случае дискриминированной сегрегации часто политический фактор смыкается с экономическим. Политико-правовой дискомфорт испытывают на себе экономически более активные этнические общности. Так, в Индонезии генерал Сухарто одно время «был склонен к

вытеснению китайцев, которые играли существенную роль в экономике страны; местное население было агрессивно настроено по отношению к преуспевающим китайским бизнесменам» [3, с. 30].

Коммунитаристская модель предполагает обеспечение гражданского равенства при сохранении и поддержании культурных различий между этнообщинами. Эту модель обычно описывают на примере Великобритании [2, с. 5354]. Поскольку в Британии нет единой конституции, законодательство, наряду со статутами, судебными прецедентами и конституционными обычаями, строится на доктринальных источниках - мнениях выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права [29, с. 21].

Как раз таким доктринальным источником регулируется в Британии положение этнических групп. Так, чтобы гарантировать мигрантам гражданские права при сохранении этнокультурных отличий, британские политики и ученые разработали концепт многокультурного (муль-тикультурного) уклада. Считается, что впервые термин был использован лордом Сванном (1985 г.) для обозначения социальной политики, основанной на признании «самопроизвольного» плюрализма, позволяющего каждой этнооб-щине полноценно участвовать в социальной жизни [30, p. 24]. В политику британского мультикультурализма стала внедряться комму-нитарная модель. Она предполагает сосуществование в пределах многонационального территориального пространства культурно различных общин, официально определяемых как этнические меньшинства. За меньшинствами было закреплено право сохранять самобытность, автономию, этническую эндогамию, следовать исконным обычаям и традициям своей группы. Меньшинства были обеспечены государственными субсидиями и получили также обширные правовые гарантии, защищающие их от дискриминации. В коммунитарной модели своеобразие культурных особенностей каждой общины возводится в ранг непререкаемой ценности, хотя и с некоторыми пояснениями, что эти особенности не должны противоречить индивидуальным интересам членов общества [31, с. 45].

Из существующих ныне моделей коммуни-таристская модель в наибольшей степени пытается совместить идею культурного разнообразия и диалога. Но и на пути реализации комму-нитаристской модели имеют место определенные проблемы и сложности. Так, по мнению некоторых исследователей, стремление к абсолютному равенству может вести к новым формам неравенства. Как пишет О. Четверикова, «в

итоге либеральная концепция прав индивида стала вытесняться либеральной концепцией прав меньшинств. Глубинные интересы индивида оказались в тени, а отдельная часть гражданского сообщества получила больше прав для «воспроизведения» своей культуры, чем большинство» [32, с. 80].

Коммунитаристская модель характерна и для некоторых других европейских стран, в частности для Финляндии. Конституция этой страны основана на принципах абсолютного равноправия [33]. В § 17 финляндской Конституции «Право на свой язык и свою культуру» прописывается равноправие государственных языков - финского и шведского. Подчеркивается, что «власть должна удовлетворять культурные и общественные потребности финско- и швед-скоговорящего населения на основе одинаковых принципов». Заметим, что шведов в Финляндии - 6%. Таким образом, Конституция, составленная на основе коммунитаристской модели, подчеркнуто наделяет большинство и меньшинство равными правами культурной самореализации. В этом же параграфе Конституции говорится о правах и развитии культуры малых этнических групп, что к которым относятся са-ами1 как древние обитатели страны, а равно цыгане и другие группы2.

Особенно важно, что финляндская Конституция (§ 14) гарантирует равные избирательные права гражданам Финляндии и законно проживающим в ней иностранцам при участии в коммунальных выборах и коммунальном референдуме. Более того, согласно § 27 Конституции Финляндии, имеющие вид на жительство иностранцы получают, наравне с гражданами, право быть избранным и полномочия по выполнению фракций члена Эдускунты (парламента). Привилегии для коренного населения существуют лишь в выборах Президента Республики: «Президент должен быть гражданином Финляндии по рождению» (§ 54) [33].

К слову, порядок приобретения финляндского гражданства также нельзя назвать жестким. По новому Закону о гражданстве (2003 г.), требуемый срок проживания в Финляндии для ходатайствующего лица составляет шесть лет (ранее 5 лет). Гражданство предоставляется при условии доказанности добропорядочности индивида и удовлетворительного владения письменным и устным финским или шведским языком. Близкие родственные связи существенно облегчают процедуру получения гражданства Финляндии [36].

Плюралистическая законодательная модель, несмотря на все преимущества, нередко оказы-

вается весьма уязвимой, поскольку могут иметь место не предусмотренные законодательством варианты и решение отдельных проблем может оказаться противоречащим нормам морали и правам человека.

Как известно, этническая сохранность обеспечивается социальным окружением, прежде всего семьей. Законодательство Финляндии (прежде всего, Закон об иностранцах) очень узко интерпретирует понятие «семья». В «основную семью» входят: супруг, приравненный к супругу партнер, а также ребенок младше 18 лет или его опекун [37]. Согласно Закону, престарелые родители законно проживающих в Финляндии или даже имеющих финское гражданство иммигрантов не могут проживать в стране иначе как по долговременной гостевой визе. Именно поэтому россиянка Ирина Антонова 1928 года рождения, чья дочь постоянно проживает в Финляндии со своим супругом, согласно решению Хельсинкского административного суда от 21 сентября 2009 г., должна была прервать свое пребывание в стране. В это же время и по тем же причинам из Финляндии была выдворена египетская бабушка Эвелине Фадаул [37].

Между тем, принимая во внимание сложность ситуации, мы должны признать, что ком-мунитаристская модель, основанная в первую очередь на принципе демократии и прав человека, дает положительные эффекты. Так, финские средства массовой информации, активисты по правам человека, а также церковь оказались на стороне обеих престарелых женщин, принуждаемых к выезду из страны [37]. Такая позиция общественности, как это и должно быть в демократическом государстве, нашла отклик у законодательной и исполнительной властей. МВД Финляндии направило в парламент на обсуждение законопроект о разрешении на пребывание прочим родственникам [38]. В законопроекте в первую очередь описываются права (в том числе на бесплатное медицинское обслуживание, что составляет в среднем 5800 евро в год) престарелых родственников проживающих в Финляндии иммигрантов. Нужно понимать, что именно плюралистическая модель продуцирует такое развитие законодательной системы.

Несложный анализ позволяет уяснить, что коммунитаристская модель особенно легко приживается в странах с продолжительной традицией официально признаваемой культурно-лингвистической автономии. Великобритания, которая в колониальную эпоху придерживалась принципов косвенного управления в колониях, сохраняя в них традиционные институты, при-

знает и за иммигрантами возможность организации своей жизни по собственному усмотрению в рамках английского законодательства. В ряде европейских стран с институализирован-ной коммунитаристской моделью достаточно давно официально закреплены традиции федерализма и многоязычия. И Финляндия здесь хотя и наиболее яркий, но не единственный пример. Так, в Бельгии официально действуют три языка: фламандский (на севере, во Фландрии), французский (на юге, в Валлонии); немецкий (на востоке Валлонии); в Швейцарии (Швейцарской конфедерации) официальными являются четыре языка: немецкий, французский, итальянский, ретороманский.

Подводя итог, можно сказать, что из трех описанных моделей именно коммунитаристская модель в максимальной степени стремится обеспечить права культурных меньшинств. Опасения ряда авторов (У. Эко [39], О. Четверикова [32, с. 72]) относительно того, что данная модель создает условия, в которых культура титульной этнической группы оказывается в менее привилегированном положении, нежели культуры меньшинств, безусловно, не должны оставаться без внимания. Но надо признать, что коммунитаризм в целом является гуманистически ориентированной моделью, сформировавшейся в оппозицию ассимиляционно-нацио-налистской модели, в которой культурное насилие считается приемлемым, и некоторые акценты коммунитаризма могут рассматриваться как характеристики переходного периода.

Определенные сложности в реализации коммунитаристской модели связаны с поверхностным отношением к самому понятию ком-мунитаризма, о чем свидетельствует мировая политико-правовая практика [40, с. 85]. Концептуальные основы коммунитаризма задолго до своих западных единомышленников определил Н.А. Бердяев (называя его несколько иначе - коммюнотарность); он провел четкую грань между коллективизмом и коммунитариз-мом [41, с. 332]. С последнего десятилетия XX века идея коммунитаризма испытывает большое влияние идей А. Этциони. Этот автор видит в коммунитаризме альтернативу индивидуализму и маргинальности. Этциони полагает, что воссоздание моральных ценностей и этических кодексов, свойственных общинности, но уже в массовом городском, а не традиционном обществе, способно остановить кризис семьи и других форм коллективной солидарности. Кроме того, Этциони говорит о межобщинном диалоге как основе коммунитарного общества [42, с. 309-337]. Эти глубинные идеи и положения

коммунитаристского учения нашли отклик только в научных кругах, но не в социально-политической практике, что и явилось причиной торможения социокультурного процесса в массовых городских обществах, которые считают себя коммунитарными.

Примечания

1. Саами (саамы, лапландцы, лопари) - народность общей численностью 60 тыс. чел. В Финляндии - 5 тыс. чел. [34, с. 1091].

2. По заключенным Финляндией и вступившим в силу в 1998 г. хартиям и договорам, касающимся языковых и национальных меньшинств, русскоязычные и прочие меньшинства, такие как евреи и татары, считаются относящимися к указанным в Конституции прочим группам [35].

Список литературы

1. Крутий И.А. Образование и конструирование толерантности в поликультурных обществах России и Европы // Инновации в образовании. 2009. № 1. С. 23-37.

2. Сапего Г.П. Иммигранты в Западной Европе // Мировая экономика и международные отношения, 2006. № 9. C. 50-58.

3. Левин З.И. Менталитет диаспоры (Системный и социокультурный анализ). М: Институт востоковедения РАН; КрафГ+, 2001. 176 с.

4. Энгельс Ф. Речь Луи Блана на банкете в Дижоне // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. М.: Изд-во политической лит-ры, 1955. С. 384-392.

5. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. 816 с.

6. Правительство Франции внесло две поправки в закон о запрете религиозной символики в школах [Электронный ресурс] // Седмица.гц. Церковно-Научный Центр: Православная Энциклопедия. -URL: http://www.sedmitza.ru/news/297959.html (дата обращения 13.09.2013).

7. Фещенко В. Цыганский ренессанс // Российская газета. Федеральный вып. № 5298 (219). 29.09.2010. С. 6-7.

8. Деминцева Е.Б. Иммигрантские сообщества: опыт Франции // Россия в глобальной политике. 2006. № 5. С. 14-22.

9. Боргулев М. Иммиграционная политика Франции: выводы и уроки для России // Государство и Ан-тропоток. Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа. - URL: http://www.antropotok.archipelag.ru/text/a123.htm (дата обращения 25.09.2013).

10. Гражданский кодекс (Франция) // Российский правовой портал. Публичная политико-правовая интернет-библиотека Р. Пашкова. - URL: http://constitutions.ru/archives/416/36 (дата обращения 13.09.2013).

11. Чертина З.С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. М.: ИВИ РАН, 2000. 164 с.

12. Получение гражданства США [Электронный ресурс] // Энциклопедия услуг по визам и иммиграции. - URL: http://www.us-visa.ru/immigration/naturalization. htm (дата обращения 18.09.2013).

13. Конституции зарубежных государств. Американский континент: Аргентина, Бразилия, Канада, Мексика, США / Отв. ред. А.В. Багдасарян. Ереван: Мхитар Гош, 1998. 391 с.

14. Стивенсон Д.К. Америка. Народ и страна. М.: Олимп - ППП, 1993. 192 с.

15. Джонс Р. Таиланд. М.: АСТ, 2009. 160 с.

16. Конституция Украины [Электронный ресурс] // Президент Украины Виктор Янукович. Официальное представительство. - URL: http://www.president.gov.ua/ ru/content/constitution.html (дата обращения 15.09.2013).

17. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. 280 с.

18. Германия. Гражданство [Электронный ресурс] // Миссия Международной организации по миграции в Молдове. Бюро по Миграции и Беженцам МВД Республики Молдова. - URL: http://www.migratie.md/ countries/germany/citizenship/ru.html (дата обращения 25.09.2013).

19. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 года [Электронный ресурс] // Конституции государств (стран) мира. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - URL: http://worldconstitutions.ru/archives/155 (дата обращения 25.09.2013).

20. Варкентин А., Вильгельм С. Как один Саррацин всю Германию «самоликвидировал» // Deutsche Welle: Германия. - URL: http://www.dw-world.de/dw/ article/0,5962517,00html (дата обращения 25.09.2013).

21. Джордано Р. Письмо в защиту Германии [Электронный ресурс // Лента.ру. - URL.: http:// lenta.ru/columns/2010/10/13/brief/ (дата обращения 25.09.2013).

22. Бабич Дм. Поражение мультикультурализма? Признание Ангелы Меркель, которое стало сенсацией в Европе [Электронный ресурс] // РИА Новости. - URL: http://www.rian.ru/authors/20101020/287486460.html (дата обращения 20.09.2013).

23. Конституция Латвийской Республики [Электронный ресурс] // Сайты государственных учреждений. Latius 2003-2004. - URL: http://latius.narod.ru/law/ constitution.htm (дата обращения 20.09.2013).

24. О гражданстве. Закон Латвийской Республики [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Латвийской республики. - URL: http://www. latvia.ie/ru/consul-info/355/ (дата обращения 20.09.2013).

25. О гражданстве. Закон Литовской Республики [Электронный ресур] // Агентство АЛЕФ. Европа. Иммиграция. - URL: http://www.alef-agency.com/ Immigration/gr/grlit/ (дата обращения 20.09.2013).

26. О гражданстве. Закон Эстонской республики [Электронный ресурс] // PROFI-L PRAHA s.r.o. -URL: http://www.ppcz.cz/news/zakon-o-grazhdanstvje-estonii/ (дата обращения 20.09.2013).

27. Полещук В. Неграждане в Эстонии. М.: Европа, 2005. 96 с.

28. Халлисте О.В. Новые проблемы интеграции русскоязычной моложежи Эстонии // Журнал социоло-

гии и социальной антропологии. 2011. № 3. С. 161-173. - URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx? regnom=4524&oidn=_13I0KPKDD#_13I0KPKDD (дата обращения 29.09.2013).

29. Кибенко Е.Р. Корпоративное право Великобритании: Законодательство; Прецеденты; Комментарии. К.: Юстиниан, 2003. 368 с.

30. Lémosse M. Les Anglais et le multiculturalisme // Cahiers de l'Urmis. 2000. № 6. P. 21-36.

31. Cesari J., McLoughlin S. European Muslims and the Secular State, Manchester. Aldershot: Ashgate, 2005. 261 р.

32. Четверикова О.Н. Ислам в современной Европе: стратегия «добровольного гетто» против политики интеграции // Россия XXI. 2005. № 1. С. 52-93.

33. Конституция Финляндии (от 11 июня 1999 г.) [Электронный ресурс] // Конституции государств (стран) мира. Интернет-библиотека конституций Р. Пашкова. - URL: http://worldconstitutions.ru/archives/ 139 (дата обращения 29.09.2013).

34. Новейший энциклопедический словарь: 20000 статей / Ред. Е.А. Варшавская. М.: АСТ: Астрель: Тран-зиткнига, 2006. 1424 с.

35. Вопросы русскоязычного населения Финляндии Ч. 1 [Электронный ресурс] // Выборг. Информационный портал. - URL: http://www.vbrg.ru/articles/ istoricheskie_zametki/voprosy_russkojazychnogo_ naselenija_finljandii_ch1/ (дата обращения 29.09.2013).

36. Гражданство Финляндии (новый закон 2003 г.) [Электронный ресурс] // Финовед: Правовая информация и размышления о нашей жизни в Финляндии. -URL: http://finoved.madistudio.com/?idm=11&op=main&i dcont=39 (дата обращения 03.10.2013).

37. Принципы высылки из страны - Случай с И. Антоновой [Электронный ресурс] // МИД Финляндии. Посольство Финляндии, Москва, Генеральное консульство Финляндии, Санкт-Петербург. - URL: http://www. finland. org.ru/public/default. aspx?contentid=19 3277&contentlan=15&culture=ru-RU (дата обращения 04.10.2013).

38. Обсуждение законопроекта о разрешении на пребывание прочим родственникам [Электронный ресурс] // МИД Финляндии. Посольство Финляндии, Москва, Генеральное Консульство Финляндии, Санкт-Петербург. Новости. - URL: http://www.finland.org. ru/public/default. aspx?contentid=196772&contentlan=15& culture=ru-RU (дата обращения 04.10.2013).

39. Эко У. Политкорректность или нетерпимость? // Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках. СПб.: Симпозиум, 2010. С. 45-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Савченко И.А. Политико-правовые факторы в социокультурном интеграционном процессе. Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 18 (233). Вып. 21. С. 73-87.

41. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: АСТ, 2006. 349 с.

42. Этциони А. Новое золотое правило. Сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 251-278.

LEGITIMATE INSTRUMENTS OF MODERN MULTIETHNIC MEGALOPOLIS SOCIAL MANAGEMENT

I.A. Savchenko

Three political and legal models of the modern megalopolis multiethnic space social organization are characterized. They are assimilatory model which aims at title ethnos culture positions consolidation by means of minority familiarizing with it; segregation model (policy of ethno groups cultural autonomy which can accept discrimination forms); communitarian model which assumes ensuring civil equality at preservation and maintenance of cultural distinctions between ethno communities.

Keywords: communitarism, assimilation, segregation, discrimination, civil rights, immigration, originality, civil rights, «aliens», « ethno locals».

References

1. Krutiy I.A. Obrazovanie i konstruirovanie tolerant-nosti v polikulturnyih obschestvah Rossii i Evropyi // Inno-vatsii v obrazovanii. 2009. № 1. S. 23-37.

2. Sapego G.P. Immigrantyi v Zapadnoy Evrope // Mi-rovaya ekonomika i mezhdunarodnyie otnosheniya, 2006. № 9. C. 50-58.

3. Levin Z.I. Mentalitet diasporyi (Sistemnyiy i sotsiokulturnyiy analiz). M: Institut vostokovedeniya RAN; Kraft , 2001. 176 s.

4. Engels F. Rech Lui Blana na bankete v Dizhone // Marks K., Engels F. Sochineniya. T. 4. M.: Izd-vo politich-eskoy lit-ryi, 1955. S. 384-392.

5. Konstitutsii gosudarstv Evropeyskogo Soyuza / Pod obsch. red. L.A. Okunkova. M.: INFRA-M - NORMA, 1997. 816 s.

6. Pravitelstvo Frantsii vneslo dve popravki v zakon o zaprete religioznoy simvoliki v shkolah [Elektronnyiy resurs] // Sedmitsa.ru. Tserkovno-Nauchnyiy Tsentr: Pra-voslavnaya Entsiklopediya. - URL: http://www. sedmitza.ru/news/297959.html (data obrascheniya 13.09.2013).

7. Feschenko V. Tsyiganskiy renessans // Rossiy-skaya gazeta. Federalnyiy vyip. № 5298 (219). 29.09.2010. S. 6-7.

8. Demintseva E.B. Immigrantskie soobschestva: opyit Frantsii // Rossiya v globalnoy politike. 2006. № 5. S. 1422.

9. Borgulev M. Immigratsionnaya politika Frantsii: vyivodyi i uroki dlya Rossii // Gosudarstvo i Antropotok. Tsentr strategicheskih issledovaniy Privolzhskogo federal-nogo okruga. - URL: http://www.antropotok. archipelag.ru/text/a123.htm (data obrascheniya 25.09.2013).

10. Grazhdanskiy kodeks (Frantsiya) // Rossiyskiy pravovoy portal. Publichnaya politiko-pravovaya internet-biblioteka R. Pashkova. - URL: http://constitutions.ru/ archives/416/36 (data obrascheniya 13.09.2013).

11. Chertina Z.S. Plavilnyiy kotel? Paradigmyi etnich-eskogo razvitiya SShA. M.: IVI RAN, 2000. 164 s.

12. Poluchenie grazhdanstva SShA [Elektronnyiy resurs] // Entsiklopediya uslug po vizam i immigratsii. -URL: http://www.us-visa.ru/immigration/naturalization.htm (data obrascheniya 18.09.2013).

13. Konstitutsii zarubezhnyih gosudarstv. Amerikanskiy kontinent: Argentina, Braziliya, Kanada, Meksika, SShA / Otv. red. A.V. Bagdasaryan. Erevan: Mhitar Gosh, 1998. 391 s.

14. Stivenson D.K. Amerika. Narod i strana. M.: Olimp - PPP, 1993. 192 s.

15. Dzhons R. Tailand. M.: AST, 2009. 160 s.

16. Konstitutsiya Ukrainyi [Elektronnyiy resurs] // Pre-zident Ukrainyi Viktor Yanukovich. Ofitsialnoe pred-stavitelstvo. - URL: http://www.president.gov.ua/ru/content/ constitution.html (data obrascheniya 15.09.2013).

17. Ionin L.G. Sotsiologiya kulturyi. M.: Logos, 1996. 280 s.

18. Germaniya. Grazhdanstvo [Elektronnyiy resurs] // Missiya Mezhdunarodnoy organizatsii po migratsii v Moldove. Byuro po Migratsii i Bezhentsam MVD Respu-bliki Moldova. - URL: http://www.migratie.md/countries/ germany/citizenship/ru.html (data obrascheniya 25.09.2013).

19. Osnovnoy zakon Federativnoy Respubliki Germaniya ot 23 maya 1949 g. s posleduyuschimi izmeneni-yami i dopolneniyami do 20 oktyabrya 1997 goda [El-ektronnyiy resurs] // Konstitutsii gosudarstv (stran) mira. Internet-biblioteka konstitutsiy Romana Pashkova. - URL: http://worldconstitutions.ru/archives/155 (data obrascheniya 25.09.2013).

20. Varkentin A., Vilgelm S. Kak odin Sarratsin vsyu Germaniyu «samolikvidiroval» // Deutsche Welle: Ger-maniya. - URL: http://www.dw-world.de/dw/article/ 0,5962517,00html (data obrascheniya 25.09.2013).

21. Dzhordano R. Pismo v zaschitu Germanii [Elektronnyiy resurs // Lenta.ru. - URL.: http://lenta.ru/ columns/2010/10/13/brief/ (data obrascheniya 25.09.2013).

22. Babich Dm. Porazhenie multikulturalizma? Priznanie Angelyi Merkel, kotoroe stalo sensatsiey v Evrope [Elektronnyiy resurs] // RIA Novosti. - URL: http://www.rian.ru/authors/20101020/287486460.html (data obrascheniya 20.09.2013).

23. Konstitutsiya Latviyskoy Respubliki [Elektronnyiy resurs] // Saytyi gosudarstvennyih uchrezhdeniy. Latius 2003-2004. - URL: http://latius.narod.ru/law/constitution. htm (data obrascheniya 20.09.2013).

24. O grazhdanstve. Zakon Latviyskoy Respubliki [Elektronnyiy resurs] // Ministerstvo inostrannyih del Lat-viyskoy respubliki. - URL: http://www.latvia.ie/ru/consul-info/355/ (data obrascheniya 20.09.2013).

25. O grazhdanstve. Zakon Litovskoy Respubliki [Elektronnyiy resur] // Agentstvo ALEF. Evropa. Immi-gratsiya. - URL: http://www.alef-agency.com/Immigration/ gr/grlit/ (data obrascheniya 20.09.2013).

26. O grazhdanstve. Zakon Estonskoy respubliki [Elektronnyiy resurs] // PROFI-L PRAHA s.r.o. - URL: http://www.ppcz.cz/news/zakon-o-grazhdanstvje-estonii/ (data obrascheniya 20.09.2013).

27. Poleschuk V. Negrazhdane v Estonii. M.: Evropa, 2005. 96 s.

28. Halliste O.V. Novyie problemyi integratsii russko-yazyichnoy molozhezhi Estonii // Zhurnal sotsiologii i sot-

sialnoy antropologii. 2011. № 3. S. 161-173. - URL: http://www.base. spinform. ru/show_doc. fwx?regnom=4524 &oidn=_ 1310KPKDD#_ 1310KPKDD (data obrascheniya 29.09.2013).

29. Kibenko E.R. Korporativnoe pravo Velikobritanii: Zakonodatelstvo; Pretsedentyi; Kommentarii. K. : Yustinian, 2003. 368 s.

30. Lémosse M. Les Anglais et le multiculturalisme // Cahiers de l'Urmis. 2000. № 6. P. 21-36.

31. Cesari J., McLoughlin S. European Muslims and the Secular State, Manchester. Aldershot: Ashgate, 2005. 261 p.

32. Chetverikova O.N. Islam v sovremennoy Evrope: strategiya «dobrovolnogo getto» protiv politiki integratsii // Rossiya HHI. 2005. № 1. S. 52-93.

33. Konstitutsiya Finlyandii (ot 11 iyunya 1999 g.) [El-ektronnyiy resurs] // Konstitutsii gosudarstv (stran) mira. Internet-biblioteka konstitutsiy R. Pashkova. - URL: http://worldconstitutions.ru/archives/139 (data obrascheniya 29.09.2013).

34. Noveyshiy entsiklopedicheskiy slovar: 20000 statey / Red. E.A. Varshavskaya. M.: AST: Astrel: Tranzitkniga, 2006. 1424 s.

35. Voprosyi russkoyazyichnogo naseleniya Fin-lyandii Ch. 1 [Elektronnyiy resurs] // Vyiborg. Informatsionnyiy portal. - URL: http://www.vbrg.ru/articles/istoricheskie_ zametki/voprosy_russkojazychnogo_naselenija_finljandii_ ch1/ (data obrascheniya 29.09.2013).

36. Grazhdanstvo Finlyandii (novyiy zakon 2003 g.) [Elektronnyiy resurs] // Finoved: Pravovaya informatsiya i

razmyishleniya o nashey zhizni v Finlyandii. - URL: http://finoved.madistudio.com/?idm=11&op=main&idcont =39 (data obrascheniya 03.10.2013).

37. Printsipyi vyisyilki iz stranyi - Sluchay s I. Antono-voy [Elektronnyiy resurs] // MID Finlyandii. Posolstvo Finlyandii, Moskva, Generalnoe konsulstvo Finlyandii, Sankt-Peterburg. - URL: http://www.finland. org.ru/public/default.aspx?contentid=193277&contentlan=1 5&culture=ru-RU (data obrascheniya 04.10.2013).

38. Obsuzhdenie zakonoproekta o razreshenii na prebyi-vanie prochim rodstvennikam [Elektronnyiy resurs] // MID Finlyandii. Posolstvo Finlyandii, Moskva, Generalnoe Konsulstvo Finlyandii, Sankt-Peterburg. Novosti. - URL: http://www.finland.org.ru/public/default.aspx?contentid=19 6772&contentlan=15&culture=ru-RU (data obrascheniya 04.10.2013).

39. Eko U. Politkorrektnost ili neterpimost? // Kartonki Minervyi. Zametki na spichechnyih korobkah. SPb.: Sim-pozium, 2010. S. 45-48.

40. Savchenko I.A. Politiko-pravovyie faktoryi v sotsiokulturnom integratsionnom protsesse. Vestnik Chel-yabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 18 (233). Vyip. 21. S. 73-87.

41. Berdyaev N.A. Tsarstvo Duha i tsarstvo Kesarya. Ekzistentsialnaya dialektika bozhestvennogo i chelove-cheskogo. M.: AST, 2006. 349 s.

42. Ettsioni A. Novoe zolotoe pravilo. Soobschestvo i nravstvennost v demokraticheskom obschestve // Novaya postindustrialnaya volna na Zapade. Antologiya. M.: Academia, 1999. S. 251-278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.