Научная статья на тему 'Легитимность и делегитимация власти'

Легитимность и делегитимация власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3863
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
власть / политическая власть / легитимация власти / гражданское общество / государство / кризис легитимности власти / делегитимация власти / power / political power / legitimation of power / civil society / state / crisis of legitimacy of power / delegitimation of power

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Александр Игоревич Калиниченко

В статье рассматривается природа легитимности власти, соотносятся понятия «легитимность » и «легальность», анализируются факторы и причины кризиса легитимности власти, делегитимации политической власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State as an organization of political power

This article examines the nature of the legitimacy of power, correlates the concepts of «legitimacy» and «legality», as well as the factors and causes of the crisis of the legitimacy of power, delegitimation of political power

Текст научной работы на тему «Легитимность и делегитимация власти»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10005

ЛЕГИТИМНОСТЬ И ДЕЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ

Александр Игоревич КАЛИНИЧЕНКО, кандидат юридических наук E-mail: office@unity-dana.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье рассматривается природа легитимности власти, соотносятся понятия «легитимность» и «легальность», анализируются факторы и причины кризиса легитимности власти, делеги-тимации политической власти.

Ключевые слова: власть, политическая власть, легитимация власти, гражданское общество, государство, кризис легитимности власти, делегитимация власти.

Annotation. This article examines the nature of the legitimacy of power, correlates the concepts of «legitimacy» and «legality», as well as the factors and causes of the crisis of the legitimacy of power, delegitimation of political power.

Keywords: power, political power, legitimation of power, civil society, state, crisis of legitimacy of power, delegitimation of power.

Основным условием эффективности государственной власти, условием должного выполнения ею своих функций, т.е. дееспособности, является ее легитимность, выражающаяся в соответствующем отношении граждан к такой власти.

Власть считается легитимной, когда большинство народа признает ее справедливой и законной и добровольно соглашается с тем, что она будет принимать общеобязательные решения для всего населения страны. И чем чаще власть будет использовать методы силового принуждения в отношении своих граждан, тем ниже будет уровень ее легитимности.

Следует при этом отличать понятие «легитимность» от понятия «легальность», под которым понимается правовое закрепление в законодательстве власти как таковой. Легальная власть далеко не всегда легитимна, поскольку добыта она могла быть путем, например, фальсификации при проведении выборов или подсчете голосов избирателей. Вместе с тем легитимность может быть утрачена, если власть проводит вредные или нежелательные для личности, общества и государства преобразования в стране, в результате чего наблюдается рост недоволь-

ства граждан. В данном случае правильным будет говорить о начавшемся процессе делегитима-ции власти.

Необходимо отметить, что абсолютной легитимности, конечно, не бывает, поскольку любая власть всегда находится под гнетом критики оппозиционных сил. И даже если оппозиция как таковая запрещена действующим политическим режимом, то в латентных проявлениях она все же функционирует. Это означает, что власть обязана постоянно поддерживать свой авторитет, повышать его, своими действиями доказывать свою состоятельность и подтверждать право на власть, практически убеждая своих граждан в том, что именно она является лучшим защитником их интересов.

Легитимация есть суть процесс, при помощи которого власть обретает доверие со стороны граждан. Однако процесс этот обусловлен взаимно и включает:

а) самооправдание, т.е. разумное обоснование собственной власти со стороны тех, кто управляет;

б) оправдание, т.е. признание такой власти со стороны тех, кем управляют.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

Согласно М. Веберу, выдающемуся немецкому мыслителю, философу и социологу, в зависимости от ее источников можно выделить три типа легитимности:

1. Традиционная, в основе которой лежат традиции и некогда установленные правила поведения и организации. В свою очередь, традиционную власть также принято дифференцировать на несколько видов:

■ геронтократия — форма общественного устройства, при которой власть принадлежит старейшим людям;

■ патриархальная — власть принадлежит вождям;

■ патримониальная — власть (часто освящена нормами религии) принадлежит монарху;

■ султанизм — политический режим, при котором правитель обладает неограниченной властью;

■ традиционная власть на современном этапе основывается на служении закону, верности присяге и клятве, соблюдении кодекса чести и т.п.

2. Харизматическая, в основе которой лежит вера в правителя, властителя, вождя, некоего лидера, которому обыкновенно приписывают различные выдающиеся качества, характеристики и эпитеты: мудрость, героизм, величественность, несравненность, неуязвимость, непобедимость, святость и т.д.

3. Легальная, именуемая также рациональной, в основе которой лежит законность. Данный тип легитимности присутствует в государствах, провозгласивших себя демократиями, где власть действует в соответствии с конституцией и иными нормативными правовыми актами1.

Другую классификацию типов легитимности предложил американский политолог Д. Истон:

1. Идеологическая, в основе которой лежит вера народа в безупречность провозглашаемой властью идеологии.

2. Структурная, в основе которой лежит доверие народа к действующим институтам и структурам государственной власти.

3. Персональная, в основе которой лежит вера народа в профессионализм и компетентность лидера, которые позволят ему посредством власти наилучшим образом защитить интересы граждан2.

Еще одна классификация типов легитимности, которую мы считаем необходимым привес-

ти в рамках настоящей статьи, принадлежит мысли французского политолога Ж. Шабо:

1. Демократическая, в основе которой лежат желание и воля народа.

2. Технократическая, в основе которой лежит убеждение, что власть должна осуществляться научно-техническими специалистами.

3. Онтологическая, в основе которой лежит стремление власти соответствовать универсальным принципам человеческого и социального бытия3.

Как уже было отмечено выше, легитимность власти не перманентна и может быть утрачена. В связи с этим, на наш взгляд, следует сказать о возможностях ее поддержания:

■ развитие, совершенствование и оптимизация законодательства с учетом актуальных требований современного общества;

■ построение стабильной системы политической власти, основанной на традициях населения и с учетом исторического опыта государства;

■ соблюдение законности и правопорядка, обеспечение безопасности личности, общества и государства, обеспечение состояния защищенности от внешних и внутренних угроз;

■ авторитет и харизма лидера.

При этом нередко указанные возможности в силу тех или иных причин и обстоятельств оказываются малоэффективными или совсем не эффективными, что приводит к ослаблению легитимности власти или ее полной утрате. Если это произошло, то следует говорить о кризисе легитимности власти, иными словами, о делеги-тимации политической власти.

Такие кризисы могут возникать в силу разных причин, например:

■ органы государственной власти не способны нормально осуществлять возложенные на них властные полномочия и функции;

■ органы государственной власти незаконно применяют насилие;

■ гражданские войны на территории государства или участие государства в международных военных конфликтах, которые не поддерживает значительная часть собственного населения;

■ политика государственной власти, в результате которой деградируют нравственные и моральные основы общества, разрушаются традиции, нарушаются основы конституционного строя;

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

■ неспособность высшей исполнительной власти чувствовать и адекватно реагировать на стремительно меняющиеся условия внутреннего и внешнего характера, а также неспособность адаптироваться и отвечать на актуальные вызовы. Вместе с тем принято выделять и иные возможные источники кризиса. Например, высокий уровень недовольства населения, что может выражаться в неблагоприятных для власти результатах выборов или призывах к свержению власти и действующего политического режима.

Приве денные факторы указывают на предельную нижнюю черту кризиса легитимности, переход которой означает крушение власти и даже возможно смену конституционного строя.

Среди факторов, которые могут ускорить такой переход, т.е. начало процесса крушения власти, можно выделить: «функциональную перегруженность государственной системы и ограниченность ресурсов властей4; резкое усиление деятельности оппозиции; постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой ими политики, рост преступности, падение уровня жизни и т.д.»5'

В заключение представляется необходимым перечислить некоторые наиболее общие, по нашему мнению, способы преодоления кризиса легитимности и выхода из ситуации делегити-мации политической власти:

■ повышение эффективности взаимодействия государственной власти с обществом и общественными институтами;

■ достижение целей исключительно на основе неукоснительного соблюдения законности и установленного правового порядка;

■ взаимные сдерживание и контроль между всеми ветвями власти;

■ абсолютная открытость государства институтам гражданского общества;

■ пропаганда и распространение демократических и гуманистических ценностей в обществе.

1 Вебер М. Политические работы, 1895 — 1919. Gesammelte Politische Schriften, 1895 — 1919 / Пер. с нем. Б.М. Скуратова. Послесл. Т.А. Дмитриевой. М.: Прак-сис, 2003.

2 Miller E.F. David Easton's political theory // Political Science Reviewer. 1971. 1: 184—235.

3 Шабо Ж. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления. // Полис. Политические исследования. 1993. № 3. С. 155—165.

4 Конфликты в условиях трансформации современного российского общества: Курс лекций / Под ред. А.В. Алейникова, А.И. Стребкова. СПб.: БХВ-Петер-бург, 2015. С. 136.

5 Там же. С. 136, 467.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.