Научная статья на тему 'Легитимизация (легализация) конфессионального брака в российской федерации'

Легитимизация (легализация) конфессионального брака в российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1475
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БРАК / РЕЛИГИОЗНЫЙ БРАК / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ БРАК / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / MARRIAGE / RELIGIOUS MARRIAGE / DENOMINATIONAL MARRIAGE / FAMILY LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гавриш Игорь Витальевич

В статье автор ставит вопрос о возможности признания религиозного брака Российским государством. Рассматривается проблема придания юридической силы, сравнимой с государственными актами, церковным документам и значимость данного акта для верующих. Показаны возможные положительные и отрицательные стороны данной новеллы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legitimization (legalization) of the confessional marriage in the Russian Federation

The author raises the question of recognition of religious marriage state. The author focused on imparting religious marriage void to the state act. There are some discussions of the significance of this act for the believers in this article. The author shows the possible positive and negative sides of this story.

Текст научной работы на тему «Легитимизация (легализация) конфессионального брака в российской федерации»

Вопрос о легализации конфессионального брака в настоящее время в российской научной и общественной среде не рассматривается. При этом в общественной жизни нередки случаи дублирования гражданского брака, регистрируемого органами загса, конфессиональной церемонией бракосочетании, проводящейся приблизительно в одно время со свадьбой. Разумеется, нормы заключения брака составляют лишь часть семейного законодательства современной Российской Федерации, однако они явились исходным пунктом его развития до сегодняшнего состояния.

Крайне малая изменяемость правовой формы заключения брака служит свидетельством стабильности правовых отношений, регулирующих данную сферу. В настоящее время, с ростом религиозности граждан России и принятием законодательства о свободе слова, государство закрепляет право граждан на отправление религиозных культов как части свободы совести и реализации своих прав и свобод [4; 5]. Данное положение закреплено в Конституции России. Ныне назрела необходимость исследовать возможность введения в современной России такого правового института, как конфессиональная регистрация брака. Этим и обусловлена актуальность данной работы.

Задачи данного исследования: 1) показать историю развития института брака в России; выявить значимость религиозного брака для верующего человека, готовность верующих принять новую правовую норму; 2) установить, соответствует ли демократическому институту прав и свобод человека возможное введение правового института конфессионального брака, наряду с гражданским; исследовать аналогии в регулировании данных отношений в зарубежных странах; 3) выявить положительные и отрицательные стороны принятия государственной нормы о конфессиональной форме регистрации брака; сформулировать возможные законодательные изменения с целью легализации религиозного брака.

Исторически брачно-семейные отношения являлись частной, а не общественной сферой. Общественные отношения в семье отличались самоорганизованностью, самоуправляемостью и саморегуляцией [1, с. 4]. Ранее начало семейной жизни требовало одобрения общества, церкви, сегодня для наступления юридических последствий (предоставление юридической защиты государства членам семьи) - санкции государства в форме заключения брака в органах загса. Термин «брак» рассматривают в двух значениях: как торжественную церемонию бракосочетания -образования семьи, что и является предметом нашего исследования, и союз мужчины и женщины -как длящиеся брачно-семейные отношения супругов.

В России первой формой заключения брака было похищение невесты, господствовавшее у многих славянских племен до принятия христианства, - действительное и мнимое, посредством которого старались избежать дорогостоящего свадебного обряда. Второй формой была покупка невесты, характерная также и для германских племен. Третья форма брака - приведение невесты (с приданым) в дом жениха [3, с. 405]. С принятием христианства заключение брака стало совершаться через церковное венчание. Отход от языческой формы брака шел медленно, и лишь в XVIII в. государство ввело церковную форму брака как обязательную [6, с. 28]. В царской России (в отличие от стран Западной Европы) не было создано единого гражданского обязательного для всех законодательства о браке, но начиная с XIX в. идея введения гражданского брака активно обсуждалась. Причиной введения в странах Европы гражданского брака, по утверждению Н.С. Суворова, явилось образование множества религиозных направлений и сект во время Реформации (что привело к отходу от господствующих католических норм брака) и философия «естественного права» [6, с. 28]. После Октябрьской революции 1917 г. в России вводится гражданский брак, основной причиной его принятия было желание новой власти избавиться от влияния Русской православной церкви на граждан [7, с. 38]. Брак становится моногамным, хотя были предложения и о полигамном браке при условии добровольности вступления в брак, но они не были приняты [8, с. 29]. Введение гражданского брака явилось прогрессивным институтом для своего времени, исключило неравенство в правах граждан, неравенство полов, устранило такое препятствие к браку, как различие в вероисповедании брачующихся.

К верующим в Бога сегодня в России себя относят более двух третей населения, это больше, чем в Европе по аналогичным опросам. Активное участие в религиозной жизни своих общин при этом принимают, по разным данным, 3-10 % от этого количества. В то же время такой символический

обряд, как религиозная форма заключения брака, являющийся внешним проявлением конфессиональной самоидентификации, совершает большинство верующих наряду с гражданской регистрацией брака. Количество религиозных браков в постсоветский период, после смены политического устройства общества, обусловившей веротерпимость и свободу конфессиональной деятельности, возрастает с каждым годом пропорционально влиянию религии в обществе. Две религиозные конфессии - христианское православие и суннизм ислама - наиболее многочисленные и влиятельные на территории современной России. Русская православная церковь, признавая значимость регистрации гражданского брака для последующей охраны материальных прав брачующихся, проводит церковную церемонию бракосочетания только после предоставления свидетельства о заключении брака в органах загса. У мусульман церемония заключения брака не увязывается со временем его государственной регистрации: он может совершаться и без нее.

Монотеистические религии придают человеческому инстинкту продолжения рода божественное содержание. Христианский брак, в соответствии с учением церкви, есть богоустановленное Таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его церковью для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати [9, с. 658]. Для православного христианина церемония заключения брака - венчание - есть важный нравственный шаг, через который он получает благословение своей последующей семейной жизни. Брак в исламе (араб. «никях») есть праведный акт, акт преданности и ответственности, как средство успокоения души и сердца. Он представляет собой обязательство человека перед Аллахом, обществом и самим собой. Стремление верующего сочетаться узами брака религиозным обрядом очевидно.

Необходимость совершать торжественно две церемонии преуменьшает важность каждой из них. Нормы конфессионального брачного права в отдельных положениях строже в отношении условий вступления в брачный союз, нежели положения светского закона. Следование более строгим - в данном случае религиозным - требованиям заключения брака есть, на наш взгляд, шаг на пути повышения нравственности в обществе.

С формально-правовой точки зрения, отсутствие признаваемой государством возможности сочетаться браком по конфессиональным нормам есть нарушение ст. 2 Всеобщей декларации прав человека - об отсутствии дискриминации по религиозным признакам; ст. 16 - декларирующей отсутствие дискриминации при вступлении в брак по религиозным признакам; ст. 18 - закрепляющей свободу выполнения религиозных и ритуальных обрядов. Так и сегодня возвращение к религиозному браку в ряде стран, где его отменили, вызвано желанием сохранения гражданского мира в обществе, его созидательного развития. Эта законодательная мотивация может стать основной и для России.

В настоящее время в России имеют гражданско-правовые последствия только браки, зарегистрированные в органах загса (п. 2 ст. 1 СК РФ), признаются также религиозные браки, совершенные до 1917 г. и на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны, но их количество в силу давности этих событий незначительно. Сегодня в мировой практике государства в зависимости от формы регистрации в них брака можно разделить на три группы. К первой группе относятся страны, в которых правовые последствия (как и в России сегодня) порождает только брак, зарегистрированный в государственных органах. В их числе: Франция, Бельгия, Германия, Швейцария, Нидерланды, Япония и др. Вторую группу составляют государства, в которых брак может быть заключен как в гражданской, так и в религиозной формах. Например, по законодательству Англии, Дании, Испании, Италии, некоторых штатов США, брак может быть заключен как в гражданской, так и в религиозной формах. Следует отметить, что в Италии и Испании для полного юридического признания брака, заключенного в религиозной форме, требуется его регистрация государственными органами. В третью группу включаются страны, в которых заключение брака возможно только в религиозной форме. К этой группе относятся, например, Андорра, Лихтенштейн, некоторые штаты США, отдельные провинции Канады, Ирак, Иран [11, с. 614-615; 2, с. 496].

Для России при легализации конфессионального брака главным, безусловно, является сохранение всех прогрессивных норм ныне действующего СК РФ, которые закреплены в международных пактах, ратифицированных нашей страной. Приоритет международных норм в России является конституционным положением. Вопрос ставится лишь о государственной легитимизации заключения

конфессионального брака. С целью исключения дублирования гражданской (светской) и конфессиональной форм заключения браков, на наш взгляд, необходимо придать наибольшую значимость лишь одной из них. Приведем примеры стран из второй группы, где есть гражданский и религиозный браки, чтобы рассмотреть возможность подобной практики для России. В Итальянской Республике церковные браки, заключенные священнослужителями католического вероисповедания по нормам канонического права, порождают те же гражданские последствия, что и светские, при условии, что запись о браке внесена в книги записи актов гражданских состояний. Гражданские последствия церковного брака возникают с момента венчания [12, с. 33-34]. Гражданский кодекс современной Латвии допускает альтернативные юридически равные формы заключения брака: государственную и религиозную. О каждом заключенном браке духовные лица в течение 14 дней обязаны сообщить в отдел записи актов гражданского состояния, на подведомственной территории которого состоялось церковное бракосочетание [13, с. 122].

Польша, Чехия, Хорватия также признают и государственную, и религиозную формы заключения брака. В США брак заключается по законам субъекта федерации (штата). В трети штатов закон допускает заключение брака по нормам общего права, что исключает государственную регистрацию в едином реестре. Адвокаты сторон составляют письменное соглашение о заключении брака, которое подписывается сторонами и свидетелями. При предъявлении данного соглашения может быть проведена церковная церемония бракосочетания. В некоторых штатах предусмотрена процедура государственной регистрации брака, заключенного в религиозной организации или государственных органах. Заявители вначале обращаются за документом в государственные органы о регистрации брака, который носит разрешительный и удостоверяющий характер. В части штатов заявление на выдачу документа о регистрации брака требуется подать заранее (1-5 дней), в некоторых он выдается сразу. Его действие в большинстве штатов составляет 30 дней, в течение которых должна пройти церемония бракосочетания в государственных органах или религиозной организации, после чего в регистрационное свидетельство вносятся сведения о бракосочетании, и оно подается в регистрационные органы [12, с. 35-39]. В Великобритании существует религиозный брак (под его действие подпадают только браки, заключенные в Англиканской церкви) и гражданские браки, которые требуют государственной регистрации, к ним относят и религиозные «неангликанские» браки (браки, заключенные в других конфессиях) [14, с. 302-309].

В мусульманских странах нормы, регулирующие вопросы брачно-семейных отношений, относятся к разделу «Право личного статуса», который тесно связан с предписаниями ислама. Но в исламских конфессиях, среди суннитов и шиитов например, существуют различия в интерпретации положений шариата, касающихся брачно-семейных отношений. Семейное законодательство мусульманских стран воздействует на права личного статуса, в частности, ограничивая институт полигамии [15, с. 104-105]. В большинстве арабских стран устанавливается письменная форма брачного договора, который может быть заключен и вне государственного органа, но в обязательном порядке должен быть им зарегистрирован. Полигамия закреплена или не запрещена законом, при этом в ряде стран жена может внести в договор положение, по которому получит развод, если муж заключит новый брак (Иордания, Марокко, Египет). В Сирии разрешение на следующий брак дает суд после оценки материального положения претендента. В НДРЙ количество браков ограничивается двумя [16, с. 163, 167-168; 13, с. 128]. Иранское общество отходит от полигамии. Исследователями замечено, что исламский мир, при всей своей неоднородности, также отходит от бесконтрольной полигамии. Поэтому и для верующих России, исповедующих ислам, признающих главенство закона государства, введение данной законодательной новеллы будет желанным шагом.

Рассмотрим теперь основные возражения, которые могут быть высказаны оппонентами введения института религиозного брака в современной России. Во-первых, замена гражданской свадьбы религиозной церемонией, приемлемой для верующих, может явиться составляющей, уменьшающей светскость общества, которая является объединяющей основой в многоконфессиональном государстве. Подобное развитие событий допустимо, но, на наш взгляд, лишь в том случае, когда не действуют либо слабы все другие светские институты. Во-вторых, возникает опасность выдвижения религиозными организациями последующих требований о внесении в светское семейное законодательство конфессиональных норм. При этом следует учитывать тот факт, что сами конфессиональные нормы при всей их консервативности также подвержены изменениям (например,

увеличено количество поводов к разводу РПЦ). Существуют возражения представителей религиозных конфессий, приемлющих конфессиональную регистрацию брака как единственную, против последующей государственной регистрации брачных союзов. Основным спорным моментом в рассматриваемом предложении является именно вопрос, с какого момента наступают права и обязанности брачующихся. Оставляя неизменной настоящую формулировку семейного законодательства, оговаривающую момент, с которого наступают права и обязанности при заключении брака (т.е. с момента государственной регистрации), не относя этот момент ко времени конфессиональной церемонии, на наш взгляд, мы не входим в противоречие с положением ст. 14 Конституции России об отделении религиозных объединений от государства. С аргументом, что, не изменяя момент наступления прав и обязанностей, утрачивается сам смысл данной новеллы, также нельзя согласиться - да, она (новелла) есть небольшой шаг на пути восприятия государством пожеланий верующих, но единственно возможным, не нарушающим нормы действующей Конституции РФ. Представители ведущих российских конфессий (православия, ислама, иудаизма) считают религиозный брак залогом будущей крепкой семьи, они подчеркивают, что «...в гражданском браке есть муж и жена, а в религиозном - муж, жена и Бог над ними» [10]. Представители государства также допускают введение религиозного брака как залога крепкой семьи [17]. Аргументом против принятия данной новеллы может быть следующий тезис: религиозный брак не запрещен Российским государством и сейчас. Он, однако, несостоятелен, поскольку человек живет в государстве, подчиняясь его законам, а конфессиональный брак для государства ничтожен. В чем же тогда заключается признание религиозных свобод и убеждений граждан своим государством?

Подведем итоги. Исторически дореволюционная Россия знала только религиозную форму заключения брака - православную, санкционируемую государством. При этом к XIX в. в России допускались браки не только в рамках православной религии, но и по религиозным обрядам других конфессий. С 1917 г. с принятием нового семейного законодательства, которое было обусловлено политическими причинами, т.е. желанием государства лишить церковь влияния на граждан, на смену религиозному пришел гражданский брак. Это стало прогрессивным явлением для своего времени, расширив защиту материальных прав членов семьи, прав женщины. В настоящий момент государство формально не участвует в жизни религиозных конфессий, конфессии отделены от государства. Государственная легализация религиозного брака могла бы стать серьезным шагом на пути взаимного сближения государства и религиозных конфессий и, что важно, - реализации законных желаний граждан России.

Основной конституционной нормой в России является соблюдение прав и свобод человека -принятие религиозной формы брака соответствовало бы этой норме. Возврат к монотеистической основе государства маловероятен. Лишь при этом условии возможно принятие конфессиональных норм заключения брака как государственных. Признание брака, заключенного по нормам разных конфессий, государством возможно при условии, что это не приведет к отходу от соблюдения прав и свобод человека, конституционных норм и подписанных Россией международных пактов.

Литература

1. Косарева И.А. Сравнительно-правовой анализ условий заключения брака по российскому и зарубежному законодательству. Хабаровск, 2007.

2. Скаридов А.С. Международное частное право: Учеб. пособие. СПб., 1998.

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995.

4. http://wciom.ru/index.php?id= 268&ш<1=13365

5. Федеральный закон «О свободе слова и религиозных объединениях» // ИКЬ: Ьйр://Ьа8е. garant.ru/171640

6. Суворов Н.С. О гражданском браке. Ярославль, 1887.

7. Семидеркин Н.А. Создание первого брачно-семейного кодекса. М., 1989.

8. Григоровский Г. Гражданский брак: Очерки политики семейного права. Пг., 1917. Вып. 1.

9. Цыпин В. Каноническое право. М., 2009.

10. Российская газета. 2010. 19 февраля.

11. Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Безбаха, В.К. Пучинского. М., 2004.

12. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные положения / Под ред. В.В. Залесского. М., 2004.

13. Косарева И.А. Институт брака: сравнительно-правовое исследование. М.: Юрлитинформ, 2009.

14. Тиценко Л.А. Семейное право в России и зарубежных странах: история и современность. М., 2001.

15. Мусульманское право: Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам. М., Издательский дом Марджани, 2010.

16. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М.: Изд-во «Наука», 1986.

17. Правый взгляд. Информационный портал русского императорского движения // ИКЬ: http://www.rusimperia.info/news/id5116.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.