Научная статья на тему 'ЛЕГЕНДАРНАЯ КУЗНИЦА КОМАНДИРОВ'

ЛЕГЕНДАРНАЯ КУЗНИЦА КОМАНДИРОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСЫ / COURSES / ШКОЛА / SCHOOL / УЧИЛИЩЕ / КУРСАНТ / CADET / КОМАНДИР / COMMANDER / ОФИЦЕР / OFFICER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрамов Евгений Петрович, Шапиро Борис Израилевич

В статье, представляющей собой краткий исторический очерк, излагаются основные этапы развития Санкт-Петербургского высшего общевойскового командного дважды Краснознамённого училища имени С.М. Кирова.The article, which is a brief historical essay, outlines the main development stages of the Twice Red Banner St. Petersburg Higher Combined-Arms Command School named after S.M. Kirov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Абрамов Евгений Петрович, Шапиро Борис Израилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛЕГЕНДАРНАЯ КУЗНИЦА КОМАНДИРОВ»

I

Ж • ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА_

Е.П. АБРАМОВ, Ye.P. ABRAMOV,

Б.И. ШАПИРО B.I. SHAPIRO

ЛЕГЕНДАРНАЯ КУЗНИЦА КОМАНДИРОВ

LEGENDARY FORGE OF COMMANDERS

Сведения об авторах. Абрамов Евгений Петрович — профессор кафедры оперативного искусства Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, полковник в отставке, доктор исторических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (Санкт-Петербург. E-mail: svekla527@mail.ru);

Шапиро Борис Израилевич — методист методического отдела Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций» (Санкт-Петербург. E-mail: lenpex.lpku@mail.ru).

Аннотация. В статье, представляющей собой краткий исторический очерк, излагаются основные этапы развития Санкт-Петербургского высшего общевойскового командного дважды Краснознамённого училища имени С.М. Кирова.

Ключевые слова: курсы; школа; училище; курсант; командир; офицер.

Information about authors. Yevgeny Abramov - Professor of the Operational Art Subdepartment of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov, Colonel (ret.), D. Sc. (Hist.), Associate Professor, Honoured Worker of RF Higher School (St. Petersburg, E-mail: svekla527@mail.ru);

Boris Shapiro - Methodologist of the Methodological Department of the St. Petersburg State Budget Establishment of Further Vocational Education 'Training Centre for Civil Defence and Emergency Protection' (St. Petersburg, E-mail: lenpex.lpku@mail.ru).

Summary. The article, which is a brief historical essay, outlines the main development stages of the Twice Red Banner St. Petersburg Higher Combined-Arms Command School named after S.M. Kirov.

Keywords: courses; school; cadet; commander; officer.

Вся история Санкт-Петербургского (Ленинградского) высшего общевойскового командного дважды Краснознамённого училища имени С.М. Кирова — славный путь борьбы, побед и выдающийся подвиг беззаветного служения Отечеству. Одно из старейших военно-учебных заведений страны стало настоящей кузницей общевойсковых командиров. За годы своего существования училище в 120 выпусках дало Вооружённым силам страны 22 489 офицеров, в т.ч. высшего состава: 5 генералов армии,

11 генерал-полковников, 32 генерал-лейтенанта и более 230 генерал-майоров.

Изучение исторического формуляра Санкт-Петербургского (Ленинградского) высшего общевойскового командного дважды Краснознамённого училища имени С.М. Кирова, а также других архивов и источников позволяет сделать вывод, что оно ведёт своё начало от двух старейших командных курсов — Ораниенбаумских советских пулемётных курсов РККА и 3-х советских Петроградских финских пехотных курсов1.

Между тем Ораниенбаумские пулемётные курсы имеют предшественников — Образцовый учебный батальон и Образцовый пехотный полк, Учебный пехотный батальон и Офицерскую стрелковую школу, которые внесли существенный вклад в подготовку офицерских кадров для русской армии на протяже-

нии почти всего XIX — начала XX века.

24 мая 1918 года распоряжением трудовой коммуны г. Ораниенбаума на базе бывшей Офицерской стрелковой школы были открыты Ораниенбаумские пулемётные курсы РККА2.

К осени 1918 года на подготовительном отделении курсов обучались 236, а на специальном — 115 курсантов3. Особое место в учебно-воспитательном процессе занимал клуб курсов. Удивительно, что в суровые, полные лишений и невзгод годы Гражданской войны здесь, кроме партийной, функционировала литературная школа, действовали театрально-музыкальный, библиотечный, спортивный кружки, кружок самообразования и даже выпускался рукописный журнал «Плуг и пулемёт»4.

16 сентября 1918 года состоялся первый выпуск курсов. Выпускников было всего 5 человек. Остальные 73 человека первого набора или погибли на фронтах, или были ранены и находились на излечении. После второго выпуска курсантов 5 декабря 1918 года на фронты убыли ещё 28 молодых командиров. Третий выпуск 1 февраля 1919 года дал Красной армии 60 командиров5.

Необходимость постоянного участия курсантов в боевых действиях Гражданской войны и сокращение в связи с этим срока обучения до 2—4 месяцев значительно осложняли организацию учебно-воспитательного процесса. Однако это было велением той суровой поры.

Действуя в разное время в составе четырёх так называемых манёвренных отрядов, курсанты Ораниенбаумских кур-

в

и

Е.П. АБРАМОВ, Б.И. ШАПИРО. Легендарная кузница командиров • 71ч

Перед Ясско-Кишенёвской операцией. Второй слева — выпускник 1919 г. командующий 46-й армией генерал-лейтенант И.Т. Шлемин, первый справа — выпускник 1921 г. командующий 5-й ударной армией генерал-лейтенант Н.Э. Берзарин

Август 1944 г.

сов проявили исключительную стойкость, отвагу, мужество и героизм. Ярким примером может служить их участие в составе Сводной курсантской бригады, направленной на борьбу с Врангелем. Отмечая геройские и самоотверженные действия вышеуказанной бригады, Революционный военный совет Республики (РВСР) предложил Революционному военному совету (РВС) Юго-Западного фронта наградить наиболее отличившихся курсантов орденом Красного Знамени и «произвести достойных в красные командиры, не ожидая окончания курса»6.

1 апреля 1920 года курсы были переведены в Петроград, где заняли помещения по ул. Садовой (д. 10 и 12), ранее занимавшиеся Александровским кадетским корпусом. Организационно курсы состояли из трёх рот и насчитывали 306 курсантов и 22 человека командного состава7.

За 1920 год курсы произвели четыре выпуска командиров общим числом 98 человек8. 27 августа 1920 года они стали называться 7-ми Петроградскими имени тов. Троцкого пехотными командными курсами РККА и состояли из четырёх рот и 18 учебных взводов9.

Согласно новой концепции военного образования приказом РВСР от 21 января 1921 года вышеуказанные пехотные командные курсы с 1 февраля этого же года были переформированы в 9-ю Петроградскую имени тов. Троцкого пехотную школу с трёхлетним сроком обучения10.

Другим военно-учебным заведением, стоявшим у истоков училища, были третьи пехотные Советские Петроградские финские командные курсы, открытые по приказу Всероссийского Главного штаба по военно-учебным заведениям от 14 ноября 1918 года11. Курсы разместились в Петрограде, на Съездовской линии Васильевского острова,в хорошо обустроенных просторных помещениях бывшего 1-го кадетского корпуса.

Курсы подразделялись на восемь специальных отделений, из которых четыре были пулемётными, одно артиллерийским и три сапёрно-строительными.

Всего на курсах насчитывалось 134 курсанта12. 17 июля 1920 года курсы были преобразованы в Петроградскую пехотную школу с трёхгодичным сроком обучения, включавшую два отделения: русское, где обучались 500 курсантов, и финское численностью 300 человек.

Приказом РВСР № 2894 от 27 декабря 1920 года школа вновь реорганизуется: из русских рот создаётся 1-я Петроградская пехотная школа, а из финских рот — Интернациональная военная школа13. Замечательным подвигом курсантов Интернациональной военной школы в период Гражданской войны и иностранной интервенции в России явился легендарный 1100-километровый лыжный поход на Кимас-озеро зимой 1921/22 годов. Лыжный отряд под командованием Той-во Антикайнена, действуя на протяжении 48 дней зимой, в сложных условиях горно-лесистой и лесисто-озёрной местности, без регулярной связи с командованием и при отсутствии близкого тыла, показал образец бесстрашия, мужества и выносливости. Успехи отряда в корне изменили обстановку на фронте и в значительной степени способствовали разгрому белофиннов на юге Карелии.

За свой героический подвиг Интернациональная военная школа была удостоена ордена

Красного Знамени. Орденом Красного Знамени были награждены 34 курсанта, а 78 курсантов получили часы14.

Следует отметить, что 1-й Петроградской пехотной школе суждено было стать организующим центром военно-учебных заведений Петрограда и России. В значительной степени этому способствовали удачное расположение школы в бывшей столице Российской империи, а также материально-техническая база, унаследованная от бывшего Пажеского корпуса. В школу вошли курсанты упразднённых краткосрочных командных курсов Петроградского военного округа. Этот процесс сопровождался перестройкой всей учебно-воспитательной работы. В то же время вводился 2—3-годичный срок обучения, осваивались новые программы боевой и политической подготовки.

В период лагерного сбора 1922 года произошло окончательное укомплектование младшего класса школы за счёт зачисления в него курсантов ряда расформированных пехотных курсов15.

16 сентября 1923 года состоялся первый выпуск курсантов 1-й Петроградской пехотной школы с трёхгодичным сроком обучения. 66 курсантов старшего класса были произведены в «красные командиры»16.

I

Ж • ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА_

С переименованием Петрограда в Ленинград в 1924 году 1 февраля школа получила новое наименование — 1-я Ленинградская пехотная школа, а приказом РВСР № 1265 от 2 октября 1924 года она была переименована в Ленинградскую пехотную школу. Новый этап в формировании будущих командиров начался летом 1925 года, когда приказом Реввоенсовета СССР была введена обязательная стажировка курсантов в войсках.

К середине 1920-х годов за Ленинградской пехотной и Ленинградской Интернациональной военными школами заслуженно закрепилась репутация передовых военно-учебных заведений страны. Так, в одном из приказов по итогам инспектирования 1-й Ленинградской пехотной школы говорилось: «Школу можно считать первой не только по случайной нумерации, но и по существу дела»17.

С 28 августа 1925 года школа получила новое наименование — Ленинградская пехотная школа имени тов. Склянско-го18. Через год, 17 сентября 1926 года, Интернациональная Краснознамённая военная школа организационно вошла в 1-ю Ленинградскую пехотную школу имени Склянско-го19. В связи с этим последняя получила наименование Ленинградская пехотная Краснознамённая школа имени Склян-ского. При этом личный состав (141 человек), материальная часть и Знамя Интернациональ-

ной военной школы с орденом Красного Знамени были переданы Ленинградской пехотной школе имени Склянского20.

В апреле 1937 года, когда все военные школы были преобразованы в военные училища с сокращением срока обучения до двух лет, Ленинградская Краснознамённая школа имени Склянского стала училищем.

6 ноября 1937 года состоялся 21-й выпуск молодых командиров. Приказом народного комиссара обороны звание лейтенанта было присвоено 122 выпускникам. 35 выпускников были направлены в 9-е военное училище лётчиков и лётчиков-наблюдателей.

28 января 1938 года Ленинградскому Краснознамённому пехотному училищу было присвоено имя Сергея Мироновича Кирова. Весной 1938 года 60 выпускников училища изъявили желание проходить службу в 1-й Отдельной (Приморской) Краснознамённой армии Дальневосточного фронта, где приняли участие в вооружённом конфликте у оз. Хасан. Следует подчеркнуть, что в этот период командующим армией являлся выпускник 1919 года К.П. Подлас, а 32-й стрелковой дивизией и затем 59-м стрелковым корпусом этой же армии командовал выпускник 1923 года Н.Э. Берзарин21. Многие офицеры-кировцы в ходе боевых действий проявили бесстрашие и героизм. При этом 12 отважных командиров были награждены бое-

выми орденами. О них сообщала училищная газета «Ленинец».

На занятиях по тактике не раз использовался опыт выпускника училища лейтенанта И. Мухи, который в боях с японскими самураями у оз. Хасан в конце июля—начале августа 1938 года умело использовал танки для высадки пулемётного взвода в тылу противника22.

Выпускники училища показали образцы мужества, отваги и в боях с японцами в районе р. Халхин-Гол в 1939 году. В этот период командиры и преподаватели обращали внимание курсантов на поучительные действия в этих местах воспитанника училища лейтенанта Чижо-ва, которому удалось скрытно вывести своё подразделение для удара во фланг противника и решить поставленную задачу ценой минимальных потерь23.

Суровому испытанию подверглись выпускники-кировцы в период Советско-финляндской войны. В декабре 1939 года училище произвело досрочный выпуск своих воспитанников. Только в части и соединения 7-й армии, действовавшей на Карельском перешейке, были направлены свыше 200 выпускников.

Последние предвоенные годы для Ленинградского Краснознамённого пехотного училища имени С.М. Кирова были отмечены напряжённым ратным трудом. За трёхлетие, предшествовавшее Великой Отечественной войне, численность курсантов возросла более чем в три раза. Одновременно были сокращены сроки обучения с трёх до двух лет, что стало возможным благодаря приёму в училище подготовленных молодых людей преимущественно с законченным средним образованием.

В начале Великой Отечественной войны в обстановке нависшей над Ленинградом опасности Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение подготовить Лужскую полосу обороны от Финского залива до о. Ильмень общей протяжённостью 300 км и выдвинуть туда войска. В числе других частей и соединений на Лужский рубеж было направ-

Знамя Ораниенбаумских советских пулемётных курсов

,ес)тфедерсшщ

ГА

г-%1

—I"

■щ

| ОРДНИЕШСКИЕ СОВЕТСКИЕ ПУЛЕМЕТНЫЕ КУРСЫ

в

и

Е.П. АБРАМОВ, Б.И. ШАПИРО. Легендарная кузница командиров • 71ч

лено Ленинградское Краснознамённое пехотное училище. 5 июля 1941 года училище получило приказ сосредоточиться в Осьминском районе для занятия обороны на р. Луге. Выполняя приказ, курсанты совершили стремительный марш на 156 км. Шли два дня и одну ночь в полной боевой выкладке, со станковыми, ручными пулемётами и боеприпасами. Несмотря на сложные погодные условия — в первый день шёл проливной дождь, а во второй стояла сильная жара, — курсанты своевременно прибыли в указанный район.

7 июля училище поступило в распоряжение командования Лужской оперативной группы и получило задачу занять оборону по северо-восточному берегу р. Луги в районе Сабска. К исходу 11 июля курсанты оборудовали в инженерном отношении огневые позиции, тщательно замаскировали их и подготовили орудия для стрельбы. К началу боёв училище насчитывало 1906 человек личного состава. Основное вооружение составляли винтовки: 1157 самозарядных СВТ-40, 527 модернизированных трёхлинеек и 32 автомата ППД. Лучше дело обстояло с пулемётами: ручных было 81, станковых «максим» — 28, крупнокалиберных ДШК — 8. Артиллерию представляли одно 76-мм орудие, две 45-мм пушки, шестнадцать 50-мм и два 82-мм миномёта. Из средств связи в каждом батальоне имелись одна радиостанция РБ, 8 телефонных аппаратов и 9 км кабеля24. Чтобы такими скромными силами и средствами обеспечить оборону, требовалось высокое воинское мастерство, помноженное на беспредельные мужество и отвагу. Эти качества помогали батальонам училища успешно вести боевые действия с превосходившими силами противника.

К вечеру 14 июля завязался первый бой. Немцы с ходу безуспешно пытались ворваться на северный берег р. Луги. Несколько раз противник предпринимал попытки форсировать реку вброд на её мелководных участках и всякий раз откатывался назад, оставляя в воде и на берегу сотни убитых и ране-

ных. Курсанты дрались за каждый клочок земли, за каждый окоп. Яростно контратаковали. Стояли насмерть на своих рубежах. С каждым днём бои разгорались всё сильнее. Особенно тяжёлым был день 17 июля, когда немцы атаковали курсантские позиции крупными силами пехоты и танков. Бой продолжался непрерывно 15 часов. Потеряв более 600 человек убитыми и ранеными, противник не продвинулся ни на шаг. Когда наступила ночь, многих своих товарищей не досчитались и курсанты. Почти 200 человек убитыми и ранеными потеряло училище в тот день.

В многотомной «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945», где нашли отражение важнейшие события борьбы советского народа против фашистских агрессоров, эпопея многодневных боёв курсантов-кировцев в охваченном пламенем лесу по праву оценена как один из выдающихся подвигов первых месяцев войны. Рассказывая, как сильнейшие атаки противника, пытавшегося расширить плацдарм за Лугой, разбивались о стойкость и несгибаемое мужество курсантов, «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945» свидетельствует: «В течение пяти суток гитлеровцы тщетно стремились выбить курсантов из леса, где они занимали оборону. 50 немецких самолётов несколько раз бомбили пози-

ции курсантов. Горел лес, валились деревья, огонь подступал к окопам, но герои не отошли ни на шаг»25. В этих словах отражено всенародное признание воинской доблести и боевого мастерства курсантов и командиров Ленинградского Краснознамённого пехотного училища имени С.М. Кирова.

Несмотря на то что личный состав училища был на фронте недолго, всего около 40 дней, он сделал всё, что мог. В ожесточённых кровопролитных боях курсанты и командиры показали высокую выучку, закалку, проявили беспримерную отвагу и самоотверженность, чувство подлинного патриотизма.

Газета «На страже Родины» посвятила подвигу училища целую страницу, начинавшуюся словами: «Слава вам, доблестные кировцы!» «Сегодня, — писала газета, — мы рассказываем о доблести и стойкости киров-цев, об их военном искусстве и священной ненависти к врагу... Кировцы, верные боевым революционным традициям своего Краснознамённого училища, дали врагу жесточайший отпор. По всему фронту идёт слава о подвигах курсантов»26.

Не только Ленинградский фронт, но и вся страна узнала о героических подвигах курсантов и офицеров, боевыми делами приумноживших славные традиции своего родного училища. Многие из них — полковник Г.В. Мухин, батальонный комиссар Я.В. Завалишин,

в

I

Ж • ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

капитан В.Е. Сергеев, старший лейтенант Н.Г. Скобцов, капитан С.Е. Волков, старшие лейтенанты В.М. Варганов, В.Я. Ивой-лов, П.Р. Русанов, лейтенанты Н.В. Укладников, В.Я. Пуксантов и множество курсантов — были удостоены высоких правительственных наград, а училище награждено вторым орденом Красного Знамени.

22 августа 1941 года курсанты прощались с Ленинградом. Это был знаменательный день. 400 человек без традиционных экзаменов выпускались командирами РККА и уходили на фронт; курсанты младших курсов для продолжения учёбы направлялись на Урал — в город Березники Пермской области27.

Уже через две недели после прибытия был отлажен учебный процесс. В сентябре 1941 года к учёбе приступили три батальона курсантов, в декабре был сформирован 4-й батальон, а в феврале 1942 года в училище было уже пять батальонов.

Сложное военное время требовало быстро готовить новые командные кадры, поэтому сроки обучения были сокращены сначала до полугода, а затем до трёх месяцев. В то же время учебная неделя не имела выходных, а учебный день длился 12 часов (8 часов классных и полевых занятий и 4 часа самоподготовки ежедневно).

С мая 1942 года началась перестройка учебного процесса. Особенностью подготовки будущих командиров являлось

изучение практики и методов использования военной техники в бою. Регулярно проводились полевые учения, в т.ч. ночью, в ходе которых большое внимание уделялось разведке.

В июне 1943 года завершил свою деятельность курс младших лейтенантов. В дальнейшем курсанты стали выпускаться только в звании лейтенантов. В это же время срок подготовки офицеров был увеличен до двух лет28. Осложнение обстановки на фронтах нередко требовало отправлять в действующую армию целые курсантские роты и даже батальоны.

С октября 1941 по август 1943 года, когда курсанты военно-учебных заведений направлялись на различные фронты в качестве рядовых бойцов, Ленинградское дважды Краснознамённое пехотное училище имени С.М. Кирова отправило в действующую армию 5997 человек. Трое из них — Л.Д. Голев, Е.В. Утев и В.Ф. Здунов — впоследствии были удостоены звания Героя Советского Союза.

В Березниках училище находилось до апреля 1945 года. За это время было произведено 19 выпусков командиров стрелковых, пулемётных и миномётных взводов общей численностью 4693 человека, из них 2442 — в звании младшего лейтенанта.

30 апреля 1945 года училище в полном составе прибыло из Березников в Ленинград, на прежнее место дислокации в здания бывшего Пажеского кор-

пуса (ул. Садовая, д. 26), а 4 мая 1946 года ему было вручено Боевое Знамя нового образца.

В сентябре 1948 года училище переводится на двухгодичный, а с осени 1953 года на трёхгодичный срок обучения. В марте 1954 года оно изменяет своё название на Ленинградское дважды Краснознамённое военное училище имени С.М. Кирова. 1 августа 1955 года в соответствии с приказом Министерства обороны реорганизуется в Суворовское офицерское училище с 8-летним сроком обучения.

В связи с созданием новых видов оружия и способов его боевого применения резко возросли требования к техническим знаниям офицерского корпуса. С учётом этого обстоятельства в 1958 году на базе Ленинградского дважды Краснознамённого суворовского офицерского училища имени С.М. Кирова были образованы два военно-учебных заведения — Ленинградское дважды Краснознамённое высшее общевойсковое командное училище имени С.М. Кирова и Ленинградское суворовское военное училище29. При этом Суворовское училище осталось в Ленинграде, а Высшее общевойсковое командное передислоцировалось в Петрод-ворец, в бывший военный городок лейб-гвардии Уланского полка.

Первый выпуск офицеров по программе высшего общевой-

Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Ю.Н. Балуевский, выпускник училища 1970 г.

Герой России генерал армии В.Г. Казанцев, выпускник училища 1966 г.

Генерал армии В.С. Бобрышев, выпускник училища 1966 г.

Генерал-полковник Ю.П. Греков, выпускник училища 1966 г.

в

и

Е.П. АБРАМОВ, Б.И. ШАПИРО. Легендарная кузница командиров • 71ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

скового училища с вручением диплома о среднем военном и высшем общем образовании был произведён в августе 1961 года.

С 1970 года в вузе началась подготовка офицеров по специальности «командная общевойсковая, эксплуатация боевых машин пехоты, бронетранспортеров и автомобилей».

Суровым испытанием для выпускников училища стало участие в составе ограниченного контингента советских войск в войне в Афганистане (1979—1989 гг.). По данным, имеющимся в музее училища, в боевых действиях приняли участие 508 кировцев. Они командовали различными частями и подразделениями: 64 человека — ротами, 28 — батальонами, 8 — полками. Генерал-майор Е.К. Скобелев командовал дивизией, полковники В.П. Железов, В.И. Чернов, В.П. Боровой, С.Ф. Дьяков были заместителями командиров дивизий. Офицеры А.И. Михалкин, В.Н. Шнякин, Я.Г. Карташевич, И.Е. Пахомов выполняли специальные задачи государства и Министерства обороны. Командующим 40-й армией был назначен выпускник училища

1965 года генерал-лейтенант Б.В. Громов, его заместителями питомцы училища Ю.П. Греков, Д.Г. Турлайс.

Многие выпускники за мужество и героизм награждены высокими государственными наградами. Генерал-полковник Б.В. Громов и лейтенант Н.А. Кузнецов (посмертно) удостоены звания Героя Советского Союза. 40 человек погибли при выполнении интернационального долга.

В середине 1990-х годов на долю кировцев выпало ещё одно тяжёлое испытание — Чеченская кампания, в которой приняли участие более 800 выпускников училища. В основном это были молодые офицеры. Объединённой группировкой российских войск в Чечне командовал выпускник училища

1966 года Герой России генерал армии В.Г. Казанцев. Впоследствии — полномочный представитель президента по Южному федеральному округу. 34 выпускника отдали свои жизни на этой войне. 17 человек были

удостоены звания Героя России, 7 из них — посмертно.

21 декабря 1991 года училище было переименовано в Санкт-Петербургское высшее общевойсковое командное дважды Краснознамённое училище имени С.М. Кирова. Его дальнейшая история связана со строительством Вооружённых сил РФ. В 1993 году состоялось открытие специального факультета по подготовке иностранных военных специалистов.

Тяжёлым днём для кировцев является 1 апреля 1999 года — день, когда училище было расформировано. Чтобы его жизнь продолжалась, был создан Совет ветеранов и выпускников, первым председателем которого стал полковник И.П. Буланов. С 2004 года обязанности председателя Совета ветеранов и выпускников исполняет полковник Л.Д. Грудницкий, выпускник училища 1973 года. Советом ветеранов разработан и утверждён Устав организации, изготовлены памятное Знамя, печать, юбилейный значок и медаль к 100-летию основания училища. 24 мая 2008 года, в день 90-летия училища, у здания его бывшего клуба был открыт мемориальный комплекс героям-кировцам, выпускникам училища, погибшим в Афганистане и Чечне. С этого времени здесь ежегодно начинаются торжества, посвящённые годовщине училища.

Для ветеранов училища святым местом всегда остаётся Лужский рубеж, где на месте боёв благодарные жители Большого Сабска установили памятник. На его мраморных плитах выбиты фамилии погибших курсантов и командиров.

Ушло в историю наше славное училище, но оно живёт в народной памяти, памяти ленинградцев и ветеранов училища, в названиях улиц, носящих имена героев-кировцев, в памятниках и обелисках, в кинолентах, книгах и песнях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исторический формуляр Санкт-Петербургского высшего общевойскового командного училища. Раздел 1. Л. 1; Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 23272.

Д. 25. Л. 211; Ф. 25261. Оп. 1. Д. 9. Л.

11, 64; Д. 19. Л. 1, 148; Ф. 25888. Оп. 54. Д. 98. Л. 73.

2 Амбросов С.А. и др. Санкт-Петербургское высшее общевойсковое командное дважды Краснознамённое училище имени С.М. Кирова. СПб.: СПбВОКУ им. С.М. Кирова, 1998. С. 7.

3 РГВА. Ф. 25272. Оп. 1. Д. 9. Л. 61—

65.

4 Красный командир. 1919. № 1—2.

5 Амбросов С.А. и др. Указ. соч. С. 9.

6 РГВА. Ф. 25043. Оп. 2. Д. 58. Л. 5—9. Приказ РВСР № 214 от 20 декабря 1922 г.

7 Там же. Ф. 25261. Оп. 1. Д. 19. Л. 1.

8 Там же. Ф. 25888. Оп. 7. Д. 258. Л. 107—112.

9 Амбросов С.А. и др. Указ. соч. С. 12.

10 РГВА. Ф. 25888. Оп. 54. Д. 98. Л. 73.

11 Амбросов С.А. и др. Указ. соч. С. 12.

12 РГВА. Ф. 25272. Оп. 1. Д. 23. Л. 346.

13 Амбросов С.А. и др. Указ. соч. С. 15.

14 РГВА. Ф. 25888. Оп. 1. Д. 23. Л. 10.

15 Приказ начальника 1-й Петроградской пехотной школы № 210 от 16 сентября 1923 г.

16 Приказ Главного начальника военно-учебных заведений РСФСР № 317 от 10 ноября 1921 г.

17 Исторический формуляр СПб ВОКУ. Раздел II. Л. 3. Приказ НКВМ и РВС СССР № 133 от 28 августа 1925 г.

18 Там же. Предписание начальника УВУЗ № 30490 от 20 октября 1926 г.

19 Там же. Приказ РВС СССР № 143 от 20 июня 1927 г.

20 Сердюк М.А., Синёв А.В. История Ленинградского дважды Краснознамённого высшего общевойскового командного училища им. С.М. Кирова / Под ред. В.А. Гиги. Петродворец.: Лен-ВОКУ им. С.М. Кирова, 1957. С. 59.

21 Командармы: военно-биографический словарь. М.: Кучково поле, 2005. С. 25, 26, 174, 175.

22 Ленинец. 1939. 23 февраля.

23 На страже Родины. 1940. 1 декабря.

24 Ленинградское, дважды Краснознамённое: очерк истории Ленинградского высшего общевойскового дважды Краснознамённого училища им. С.М. Кирова. Петроград: 2-я типография Воениздата, 1966. С. 99.

25 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945: В 6 т. Т. 2. М., 1963—1965. С. 81.

26 На страже Родины. 1941. 10 августа.

27 Исторический формуляр СПб ВОКУ. Раздел III. Л. 3. Директива заместителя народного комиссара обороны № ОРГ/1/538592 от 4 августа 1941 г.

28 Постановление Государственного Комитета Обороны от 8 октября 1943 г.

29 Исторический формуляр СПб ВОКУ. Раздел IV. Л. 1. Постановление Совета Министров СССР № 637-303 от 6 июня 1958 г., объявленное приказом Министра обороны СССР № 0115 от 21 июня 1958 г. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.