Научная статья на тему 'Кадры решают всё — вклад
дальневосточных военных училищ
в подготовку командных кадров
в 1941—1945 гг.'

Кадры решают всё — вклад дальневосточных военных училищ в подготовку командных кадров в 1941—1945 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
340
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Дальний Восток / военные училища / курсанты / Великая Отечественная война / Дальневосточный фронт / боевые резервы / военная подготовка / наступательная операция / советские войска / Far East / military schools / cadets / Great Patriotic War / Far Eastern battle-front / fighting reserves / military training / offensive operation / Soviet forces

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иван Владимирович Крюков

В статье рассматривается процесс подготовки кадров в военных училищах, действовавших на Дальнем Востоке СССР в 1941—1945 гг. Проанализированы источники пополнения командных кадров для фронта, в том числе за счёт слушателей военно-учебных заведений. Прослеживается изменение структуры системы военного образования в целом по сравнению с довоенным периодом, а также выявлена специфика формирования военно-учебных заведений. Рассмотрены особенности подготовки командных кадров, включая двухступенчатую систему отбора кандидатов, т. е. через военные комиссариаты Дальнего Востока или непосредственно в воинских частях. С привлечением новых архивных материалов прослеживается динамика численности курсантов, прошедших обучение в военных училищах Дальнего Востока в 1941—1945 гг. Раскрывается основное содержание учебного процесса в военно-учебных заведениях. Охарактеризованы проблемы, возникавшие в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса: неудовлетворительная материально-техническая обеспеченность училищ, невозможность комплектования воинских соединений тыловых районов качественными специалистами в связи с тем, что кадровые офицеры направлялись в действующую армию, сжатые сроки обучения, низкий уровень подготовки командно-преподавательского состава, а также постоянная смена руководства и передислокация учебных заведений. Показаны изменения в деятельности дальневосточных военных училищ на разных этапах Великой Отечественной войны и в связи с возникавшими актуальными потребностями действующей армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It’s All about Staff: Contribution of Far Eastern Military Schools to the Training of Command Personnel in 1941—1945

The paper deals with the process of personnel training in military schools in the Far East of the USSR during the Great Patriotic War of 1941—1945. The sources of reinforcement of command personnel for the battle-front are analyzed, including the students of military educational institutions. The paper describes the changes in the structure of the system of military education as a whole in comparison with the pre-war period as well as the specifics of the formation of military educational institutions. The features of the training of c ommand p ersonnel a re e xamined, i ncluding a two-stage s ystem f or selecting candidates, i.e. in military commissariats of the Far East or military units. On the basis of new archival materials, the dynamics of the number of cadets trained in the military schools of the Far East from 1941 until 1945 is traced. The main content of the educational process in military educational institutions is revealed. The problems are shown during the implementation of the educational process: unsatisfactory material and technical support of schools, the inability of recruitment of military units of rear areas by qualified professionals as the officers were sent to the army field forces, short training time, a low level of teaching staff, constant change of management and relocation of schools. The paper describes the changes of the activities of Far Eastern military schools at different stages of the Great Patriotic War and due to the new needs of the army field forces.

Текст научной работы на тему «Кадры решают всё — вклад дальневосточных военных училищ в подготовку командных кадров в 1941—1945 гг.»

К 75-ЛЕТИЮ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

УДК 947.085 (571.6)

DOI 10.24411/1026-8804-2020-10040

Кадры решают всё - вклад дальневосточных военных училищ в подготовку командных кадров в 1941-1945 гг.

Иван Владимирович Крюков,

кандидат исторических наук, генеральный директор Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, Хабаровск. E-mail: ivan22-86@mail.ru

В статье рассматривается процесс подготовки кадров в военных училищах, действовавших на Дальнем Востоке СССР в 1941—1945 гг. Проанализированы источники пополнения командных кадров для фронта, в том числе за счёт слушателей военно-учебных заведений. Прослеживается изменение структуры системы военного образования в целом по сравнению с довоенным периодом, а также выявлена специфика формирования военно-учебных заведений. Рассмотрены особенности подготовки командных кадров, включая двухступенчатую систему отбора кандидатов, т.е. через военные комиссариаты Дальнего Востока или непосредственно в воинских частях. С привлечением новых архивных материалов прослеживается динамика численности курсантов, прошедших обучение в военных училищах Дальнего Востока в 1941—1945 гг. Раскрывается основное содержание учебного процесса в военно-учебных заведениях. Охарактеризованы проблемы, возникавшие в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса: неудовлетворительная материально-техническая обеспеченность училищ, невозможность комплектования воинских соединений тыловых районов качественными специалистами в связи с тем, что кадровые офицеры направлялись в действующую армию, сжатые сроки обучения, низкий уровень подготовки командно-преподавательского состава, а также постоянная г» смена руководства и передислокация учебных заведений. Показаны изме-

° нения в деятельности дальневосточных военных училищ на разных эта-

° пах Великой Отечественной войны и в связи с возникавшими актуальными

¡Е: потребностями действующей армии.

^ Ключевые слова: Дальний Восток, военные училища, курсанты, Великая

§ Отечественная война, Дальневосточный фронт, боевые резервы, военная

£ подготовка, наступательная операция, советские войска.

It's All about Staff: Contribution of Far Eastern Military Schools to the Training of Command Personnel in 1941-1945. Ivan Kryukov, Khabarovsk Regional Museum Named after N.I. Grodekov, Khabarovsk, Russia. E-mail: ivan22-86@mail.ru.

The paper deals with the process of personnel training in military schools in the Far East of the USSR during the Great Patriotic War of 1941-1945. The sources of reinforcement of command personnel for the battle-front are analyzed, including the students of military educational institutions. The paper describes the changes in the structure of the system of military education as a whole in comparison with the pre-war period as well as the specifics of the formation of military educational institutions. The features of the training of command personnel are examined, including a two-stage system for selecting candidates, i.e. in military commissariats of the Far East or military units. On the basis of new archival materials, the dynamics of the number of cadets trained in the military schools of the Far East from 1941 until 1945 is traced. The main content of the educational process in military educational institutions is revealed. The problems are shown during the implementation of the educational process: unsatisfactory material and technical support of schools, the inability of recruitment of military units of rear areas by qualified professionals as the officers were sent to the army field forces, short training time, a low level of teaching staff, constant change of management and relocation of schools. The paper describes the changes of the activities of Far Eastern military schools at different stages of the Great Patriotic War and due to the new needs of the army field forces.

Keywords: Far East, military schools, cadets, Great Patriotic War, Far Eastern battle-front, fighting reserves, military training, offensive operation, Soviet forces.

Великая Отечественная война потребовала резкого увеличения численности личного состава армии и флота, активизации подготовки и переподготовки командных кадров и, следовательно, изменения системы военного образования. Необходимо было в кратчайшие сроки готовить для фронта всё новые тысячи командиров. В первые месяцы войны потребность армии и флота в офицерском составе в основном удовлетворялась за счёт общих мобилизаций — было призвано свыше 650 тыс. офицеров запаса. Важную роль в пополнении офицерских кадров сыграли партийные мобилизации: только за первые месяцы войны по линии ЦК ВКП(б) мобилизовали и выдвинули на командные должности свыше 4490 чел., <2 на политические — 2972 чел. ^

Важным источником пополнения командных кадров на фронте ста- ° ло выдвижение на командные должности младших командиров и крас- о. ноармейцев, проявивших организаторские способности. В августе 1941 г. ^ был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении воин- § ских званий начальствующему составу и красноармейцам, отличившимся £

в боях за Родину [6, с. 41]. Кроме того, командный состав армии и флота пополнялся за счёт призыва военнообязанных запаса, досрочного выпуска слушателей и курсантов старших курсов военных академий, училищ и военных факультетов гражданских учебных заведений.

В годы Великой Отечественной войны основным источником подготовки командных кадров являлись военно-учебные заведения. К началу войны в стране было 19 военных академий, 210 военных и военно-морских училищ, 68 курсов усовершенствования и 10 военных факультетов при гражданских вузах, готовивших военные кадры различных профилей с высшим военным и специальным образованием [8, с. 203].

На Дальнем Востоке большинство военно-учебных заведений формировались на базе воинских частей, а также курсов по подготовке, переподготовке и усовершенствованию командных кадров. В связи с передислокацией из центральных и западных регионов страны в тыловые районы ряда училищ, некоторые из дальневосточных учебных учреждений были пополнены их личным составом и материальной базой.

В годы войны неоднократно изменялась структура военно-учебных заведений, численность преподавательского и курсантского состава, корректировались учебные программы. Ориентация на подготовку специалистов узкого профиля привела к сокращению изучаемых дисциплин (приказ Народного комиссара обороны от 16 июля 1941 г.) и сроков обучения, уменьшению требований к выпускникам (основное внимание уделялось политической, огневой и тактической подготовке) [13, с. 28].

Особенностью подготовки командных кадров в военных училищах была двухступенчатая система отбора кандидатов в военных комиссариатах и воинских частях. Военные комиссариаты Дальнего Востока получали наряды на отбор необходимого количества кандидатов на обучение от Главного управления кадров Дальневосточного фронта (ДВФ), которое, в свою очередь, получало указание от Главного управления кадров Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) и Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии (Главупраформа). Оказывали содействие в отборе кандидатов партийные и советские органы [ГАПК. Ф-26. Оп. 20. Д. 129. Л. 43].

Курсантами военно-учебных заведений чаще всего становились призывники, военнообязанные запаса, приписанные к военным училищам или призванные в запасные части по мобилизации, красноармейцы и младшие командиры, а также красноармейцы-фронтовики по направлению. Основными критериями отбора кандидатов были общеобразователь-^ ный уровень, состояние здоровья, возраст, политико-моральный облик

0 и т.д. В начале войны отбор курсантов проводился среди физически развитых студентов 1—2 курса военно-учебных заведений, призывников

^ 1922—1923 гг. рождения с образованием 9—10 классов, а также воен-^ нослужащих 18—32 лет с образованием не ниже 7 классов. В ходе войны

1 уровень требований к кандидатам был снижен: в училища принимаем лись призывники с образованием 7 классов, а военнослужащие с боевым

опытом — 4—5 классов. По мере истощения мобилизационных ресурсов в училища направлялись малограмотные и физически ослабленные лица. Так, с 1 августа 1942 г. директивой Народного комиссара обороны № М/1/31-1 артиллерийские и оружейно-технические училища ДВФ укомплектовывались на 75% военнослужащими и военнообязанными, годными к строевой, и на 25% — к нестроевой службе [18, с. 56].

Подготовка командных кадров в военно-учебных заведениях преследовала две взаимосвязанные цели, имевшие особенности в зависимости от периода войны. Первой являлась подготовка курсантов и слушателей к военной службе на должностях командного (офицерского) состава в войсках, второй — профессиональная подготовка высококвалифицированных военных специалистов, способных эффективно выполнять свои функциональные обязанности.

К началу войны на территории Дальнего Востока действовало 7 военных училищ (Владивостокское военно-пехотное, Хабаровское стрел-ково-пулемётное, Тихоокеанское военно-морское, Военно-политическое училище ДВФ, Куйбышевское военно-пехотное, Хабаровское военно-авиационное, Хабаровское военно-политическое) и 1 военно-авиационная школа (Вознесенская школа пилотов ВВС). К концу войны действовало уже 13 военно-учебных заведений: были созданы 2-е Владивостокское военно-пехотное училище, Благовещенское военно-пехотное училище, Дальневосточное артиллерийское училище, Хабаровское пулемётно-миномётное училище, Шкотовское военно-пехотное училище. Работала также Хабаровская авиационная школа первоначального обучения [5, с. 28; 17, с. 96; 20, с. 22—23].

Одним из первых училищ, созданных на Дальнем Востоке, было Владивостокское пехотное училище, образованное в Омске и переведённое в 1922 г. во Владивосток. С начала 1940 г. оно получило название «Владивостокское военно-пехотное училище», с 1942 г. — «1-е Владивостокское военно-пехотное училище» [ЦА МО. Ф. 60018. Оп. 35036. Л. 2; 19, с. 134].

На основании директивы штаба ДВФ с октября 1941 г. училище перешло на четырёхбатальонную систему обучения с общим числом курсантов 2 тыс. чел., вскоре с целью увеличения выпуска командных кадров численность курсантов возросла до 2,2 тыс. (из расчёта подготовки 50% стрелков, 30% пулемётчиков, 20% миномётчиков). Помимо этого, из курсантов был сформирован учебный батальон численностью 500 чел. с месячным сроком обучения [ЦА МО. Ф. 60018. Оп. 35036. Кор. 6034. Д. 1. Л. 3; 19, с. 134].

К концу 1941 г. Владивостокское военно-пехотное училище перешло ^ на двухмесячную программу обучения, а число курсантов увеличилось до ^ 2,5 тыс. чел. Одновременно готовились командиры пулемётных и миномётных взводов, а также работали курсы переподготовки ротных коман- о. диров. С июня по декабрь 1941 г. училище подготовило 3 выпуска курсан- ^ тов в должности командиров взводов общей численностью 1,7 тыс. чел. | [ЦА МО. Ф. 60018. Оп. 35036. Кор. 6034. Д. 1. Л. 8; 19, с. 134]. I

В 1942 г. училище перешло на пятибатальонную систему обучения [ЦА МО. Ф. 60018. Оп. 35036. Кор. 6034. Д. 1. Л. 3]. Оно работало ускоренными темпами, с целью дать курсантам основные знания по военным дисциплинам. Главным был принцип — учить тому, что необходимо на войне. Для этого тщательно подбирался командно-преподавательский состав, более половины учебного времени отводилось на тактическую подготовку курсантов, неоднократно проводились учебные тревоги. Для более глубокого овладения основами общевойскового боя личный состав училища привлекался к учениям войск ДВФ в сентябре 1942 г. Всего за 1942 г. училище подготовило 12 выпусков курсантов общей численностью 2,3 тыс. чел. [ЦА МО. Ф. 60018. Оп. 35036. Кор. 6034. Д. 1. Л. 8; Д. 3. Л. 35].

8 октября 1943 г. Государственный комитет обороны принял постановление «О реорганизации сухопутных училищ». На его основании училище укрупнили, увеличили срок подготовки командных кадров. С учётом опыта войны были пересмотрены программы обучения — существенно возросло количество часов, отводимых на изучение боевой техники и организации взаимодействия войск. Значительным изменениям подверглись военные дисциплины, касавшиеся специальной подготовки в зависимости от рода войск. Увеличилось количество выпускных экзаменов [4, с. 19].

Курсанты училища принимали участие в различных спортивных мероприятиях. Так, в 1943—1945 гг. это были летние и зимние спартакиады военно-учебных заведений ДВФ, в 1944 г. — межведомственные соревнования по лёгкой атлетике, плаванию на первенство Приморского края [ЦА МО. Ф. 60018. Оп. 35036. Кор. 6034. Д. 1. Л. 9—10].

До 1944 г. большинство выпускников училища направлялось на фронт, позднее — в части и соединения ДВФ. Наиболее подготовленных оставляли на вакантных должностях преподавателей [ЦА МО. Ф. 60018. Оп. 35036. Кор. 6034. Д. 1. Л. 187].

За 1941—1945 гг. 1-е Владивостокское военно-пехотное училище осуществило 31 выпуск и подготовило почти 6,8 тыс. чел. [ЦА МО. Ф. 60018. Оп. 35036. Кор. 6034. Д. 1. Л. 8; 4, с. 19; 10, с. 23; 12, с. 49, 150; 2, с. 289].

Комсомольское военно-пехотное училище было сформировано 12 августа 1941 г., а в октябре 1941 г. — переименовано во 2-е Владивостокское военно-пехотное училище, а в апреле 1943 г. — реформировано во Владивостокское военно-пулемётное училище. На протяжении своей деятельности учебное заведение дислоцировалось в Комсомольске-на-Амуре. С 1-го февраля 1942 г. его учебный план предусматривал 9-часовой рабочий день плановых занятий и 3 часа самоподготовки. Более полови-^ ны учебного времени отводилось на тактическую подготовку курсантов, ^ полученные теоретические знания закреплялись на полевых занятиях § [19, с. 137].

^ С июня 1943 г. училище перешло с 6-месячного на годичный срок

^ обучения. Основное внимание было уделено отработке тактических дей-| ствий в наступлении и взаимодействию пехоты с другими родами войск. £ Курсанты изучали новые образцы оружия, поступавшие на вооружение

армии. Вместе с тем изменился и состав учащихся. Если в начале Великой Отечественной войны в военно-учебных заведениях была в основном призванная гражданская молодёжь, то с 1943 г. курсантами становились сержанты и солдаты — фронтовики.

Подготовка офицеров велась и в Хабаровском стрелково-пулемётном училище, сформированном 21 марта 1940 г. (с конца 1940 г. — Хабаровское военно-пехотное училище) [ГАХК. Ф. П-35. Оп. 1. Д. 226]. Его личный состав, ещё не закончивший обучение, в годы войны неоднократно направлялся на укомплектование воинских частей. В марте 1942 г. 1 тыс. курсантов пополнила ряды 25-й армии ДВФ. 30 января 1943 г. 500 чел. убыли в распоряжение командующего войсками Московского военного округа. В феврале 1943 г. 350 чел. направили на укомплектование соединений резерва Ставки Верховного главнокомандующего [19, с. 136].

Личный состав училища несколько раз участвовал в работе на Хабаровском оборонительном рубеже ДВФ, принял участие в тактических учениях частей Хабаровского гарнизона, в манёврах 15-й армии, получив положительные оценки командующего ДВФ [ЦА МО. Ф. 60096. Оп. 35188. Кор. 6300. Д. 4. Л. 14]. В 1942 г. курсанты училища дважды принимали участие в тактических учениях войск Хабаровского гарнизона, в августе 1944 г. — ДВФ.

Следует отметить такой аспект, затруднявший подготовку курсантов, как смена руководителей. За годы существования училища в нём сменилось 6 руководителей, несколько раз преобразовывалась его организационная структура [ЦА МО. Ф. 60096. Оп. 35188. Л. 2].

Важное место в работе данного училища занимало обучение офицеров запаса — за годы войны было сделало несколько выпусков [ЦА МО. Ф. 60096. Оп. 35188. Кор. 6300. Д. 1. Л. 6—7].

В Хабаровске действовало Хабаровское пулемётно-миномётное училище, сформированное 27 февраля 1942 г. С 1 июня 1943 г. оно было преобразовано в Хабаровское стрелково-миномётное училище, в апреле 1945 г. — во 2-е Хабаровское военно-пехотное училище [ЦА МО. Ф. 60097. Оп. 35190. Л. 1; 14, с. 182].

Хабаровское пулемётно-миномётное училище приступило к плановым занятиям с 16 марта 1942 г. Для его укомплектования прибыли 1 тыс. призывников, а также рядовой и младший начальствующий состав из воинских частей 1-й, 25-й и 35-й Краснознамённых армий — всего 1,5 тыс. чел. Армейский контингент должен был закрепить свой практический опыт теорией. Постоянный командный и начальствующий состав прибыл в училище по направлению отдела кадров ДВФ [ЦА МО. Ф. 60097. ^ Оп. 35190. Кор. 6304. Д. 1. Л. 1]. о

В училище установили 4- и 6-месячную программу подготовки млад- й шего офицерского состава. Первый выпуск курсантов по 4-месячной сопрограмме состоялся 13 августа 1942 г. В декабре 1942 г. в 6-месячную ^ программу были внесены дополнения по тактике и огневой подготов- | ке, а время подготовки младшего офицерского состава увеличилось £

до 9 месяцев. С 1943 г. училище перешло на годичное обучение. Тогда же в него для приёма выпускных испытаний стали назначаться подкомиссии по политической подготовке, тактике, огневой и строевой подготовке, топографии и химическому делу. К 1943 г. училище осуществило 9 выпусков курсантов [ЦА МО. Ф. 60097. Оп. 35190. Кор. 6304. Д. 1. Л. 4].

В течение всего срока обучения курсанты Хабаровского пулемётно-миномётного училища, как и курсанты других военно-учебных заведений, неоднократно привлекались к учениям, проводимым командованием ДВФ. Курсантов училища направляли на укомплектование частей и соединений РККА: в 1942 г. 500 чел. убыли в Архангельский военный округ, в 1943 г. — в гвардейские части Московского военного округа [ЦА МО. Ф. 60097. Оп. 35190. Кор. 6304. Д. 1. Л. 1, 4].

Начиная с июня 1944 г., курсанты в обязательном порядке стали проходить месячную стажировку в частях и соединениях, дислоцировавшихся на Дальнем Востоке. В этом же году училище приняло участие в проводимых командованием ДВФ осенних тактических учениях, получив оценку «хорошо» [ЦА МО. Ф. 60097. Оп. 35190. Кор. 6304. Д. 3. Л. 4].

Если судить по разрозненным архивным документам, за годы войны Хабаровское стрелково-миномётное училище осуществило около 20 выпусков младших офицеров [12, с. 165].

Шкотовское военно-пехотное училище было сформировано в январе 1942 г. с целью повышения уровня подготовки командиров взводов и военнослужащих, обучавшихся на курсах при запасных частях ДВФ. Формирование училища возлагалось на Военный совет 25-й армии. Весь период своей деятельности училище дислоцировалось в пос. Шко-тово [ЦА МО. Ф. 60102. Оп. 35198. Кор. 6327. Д. 3. Л. 2; Ф. 238. Оп. 1585. Кор. 14201. Д. 18. Л. 245].

В конце января 1942 г. для укомплектования училища, по разным данным, прибыло от 1,6 тыс. до 1,7 тыс. чел. [ЦА МО. Ф. 60102. Оп. 35198. Кор. 6327. Д. 3. Л. 2, 40]. Часть курсантов ранее уже прошла курсы младших лейтенантов, а некоторые обучались в полковых школах младшего начальствующего состава. Всего же с момента организации училища по март 1943 г. на укомплектование курсантского состава прибыло почти 5,2 тыс. чел. Общая военная подготовка позволяла подготовить из них командиров среднего звена по ускоренной программе в сжатые сроки. Начиная с середины 1942 г. в училище стала прибывать гражданская молодёжь, прошедшая только допризывную подготовку.

Стоить отметить, что один из первых выпусков курсантов 4-месячного ^ срока обучения состоялся уже в марте 1942 г. На выпускных экзаменах ^ слушатели продемонстрировали тактическую подготовку в объёме кой мандования взводом, стрельбу в поле, стрельбу по появляющимся мише-^ ням, знание материальной части оружия, ориентировку на местности, чте-^ ние карты, хождение по азимуту. Всего же за первый год существования | училища было проведено 3 выпуска с полным окончанием курса обучения I и 4 досрочных [ЦА МО. Ф. 60102. Оп. 35198. Кор. 6327. Д. 1. Л. 13; Д. 3. Л. 6].

За период учёбы личный состав училища несколько раз принимал активное участие в полевых учениях, получая практические навыки. В частности, на тактических учениях ДВФ курсанты действовали в составе отдельной стрелковой бригады, на совместных учениях 25-й армии и Тихоокеанского флота — морского десанта, на учениях ТОФ — отдельного стрелкового полка. В феврале — апреле 1944 г. курсанты училища проходили месячную стажировку в 105-й стрелковой дивизии и 6-й отдельной стрелковой бригаде 25-й армии [ЦА МО. Ф. 60102. Оп. 35198. Кор. 6328. Д. 20. Л. 22].

С начала 1945 г. курсанты училища начали готовиться к предстоящей военной кампании против Квантунской группировки войск. В апреле 1945 г. были проведены соревнования на первенство взводов училища с маршем на 20 км со стрельбой и преодолением 300-метровой полосы препятствий [ЦА МО. Ф. 60102. Оп. 35198. Кор. 6329. Д. 22. Л. 56].

Учебный процесс военно-учебных заведений постоянно контролировался Управлением вузами посредством направления инспекций или комиссий в каждое учебное заведение военных округов. Так, с сентября 1943 г. по апрель 1945 г. Шкотовское военно-пехотное училище проверяли 7 раз. В акте инспекторской проверки были отражены характеристики получаемой учащимися тактической, огневой, строевой, физической и инженерной подготовки, знание ими военной топографии, фиксировались проблемы внутреннего распорядка и караульной службы, учебного процесса, наличие учебной литературы, методических пособий и многое другое. Для преподавателей устраивались показательные методические занятия, пополнялся библиотечный фонд, выделялся недостающий инвентарь и прочее оборудование [ЦА МО. Ф. 60102. Оп. 35198. Кор. 6327. Д. 3. Л. 8—13].

Все комиссии отмечали, что тактическая и огневая подготовка в Шко-товском училище изучаются на «хорошо», но строевая и физическая подготовка оценивались как «посредственные». Несмотря на хорошие показатели, большинство преподавателей не имели командирского и боевого опыта: в 1944 г. из 120 чел. командно-начальствующего состава училища только 7 чел. имели боевой опыт, да и то на уровне 1920-х гг., лишь преподаватель тактики принимал участие в боях у оз. Хасан и имел относительно «современный» опыт боевых действий [ЦА МО. Ф. 60102. Оп. 35198. Кор. 6328. Д. 20. Л. 177—186].

Данная ситуация была обусловлена многими причинами, но главная заключалась в том, что кадровые офицеры направлялись в действующую армию, из-за чего проблему комплектования воинских соединений тыловых районов подготовленными специалистами решить не удавалось. При этом стоит заметить, что среди преподавателей социально-экономических дис- ^ циплин процент лиц с высшим образованием был выше, чем среди воен- ^ ных специалистов.

С января 1942 г. по май 1945 г. Шкотовское военно-пехотное училище £ осуществило 14 выпусков, подготовив 3,2 тыс. специалистов, из них 1,3 тыс. ^ направили в действующую армию [ЦА МО. Ф. 60102. Оп. 35198. Кор. 6327. | Д. 3. Л. 15—16]. I

На Дальнем Востоке готовили кадры также Благовещенское военно-пехотное училище — с февраля 1942 г. по сентябрь 1946 г., Куйбышевское военно-пехотное училище, находившееся на территории Амурской области, в районе пос. Куйбышевка-Восточная, и Военно-политическое училище ДВФ, сформированное в предвоенный период с дислокацией в Хабаровске [ЦА МО. Ф. 60014. Оп. 35027. Л. 125; Ф. 60102. Оп. 35198. Кор. 6328. Д. 20. Л. 81; Ф. 60231. Оп. 35659. Л. 2; Ф. 238. Оп. 1585. Кор. 14201. Д. 18. Л. 143].

На Дальнем Востоке действовало единственное учебное заведение, готовившее офицеров-артиллеристов, которое было сформировано 27 октября 1941 г. на базе артиллерийских курсов командного состава ДВФ, — Дальневосточное артиллерийское училище [ЦА МО. Ф. 60155. Оп. 35233. Кор. 6369. Д. 3. Л. 57]. Командование училища в период его становления столкнулось с множеством проблем: отсутствовала программа обучения, преподаватели практически не имели опыта обучения курсантов и планирования учебного процесса, всё это усугублялось материально-техническими и бытовыми трудностями. С учётом специфики подготовки артиллеристов (период обучения составлял 8 месяцев) за 1941 г. училище осуществило 9 (4 очередных и 5 внеочередных) выпусков курсантов общей численностью 937 чел. (145 чел. досрочно) [ЦА МО. Ф. 60155. Оп. 35233. Кор. 6369. Д. 3. Л. 64].

С 15 июля 1942 г. училище передислоцировали в Хабаровск. Переезд вызвала необходимость улучшения материальной базы. С этого момента вектор обучения изменился: от занятий в классах перешли к занятиям в поле (в 1942 г. было проведено 4 дивизионных выезда с боевыми стрельбами и тактическими и инженерными учениями) [ЦА МО. Ф. 60155. Оп. 35234. Кор. 1399. Д. 3. Л. 9; Д. 1. Л. 5; Оп. 35233. Кор. 6369. Д. 3. Л. 59].

В 1942—1943 гг. штатное расписание училища менялось трижды, а сроки обучения — пять раз (в мае 1942 г. — 6 месяцев, в 1943 г. — 1 год). Были созданы курсы по подготовке и переподготовке офицерского состава; школа младшего командного состава. С 1 ноября 1942 г. при училище осуществлялась переподготовка командного состава артиллерии фронта по отделениям — командир взвода и командир батареи со сроком обучения 3 месяца, но война выдвигала свои требования, и период обучения варьировался [ЦА МО. Ф. 60155. Оп. 35234. Кор. 1399. Д. 3. Л. 4; 19, с. 138].

В 1943 г. срок подготовки слушателей и курсантов в Дальневосточном артиллерийском училище увеличился, в качестве преподавателей привлекались офицеры, участвовавшие в боевых действиях на фронтах Великой ^ Отечественной войны. Командный и преподавательский состав старался ^ составлять учебные планы так, чтобы курсанты и слушатели могли максимально отрабатывать практические вопросы применения артиллерии. ^ Примером может служить тематика читаемых лекций: «Выводы по опы-^ ту боевых действий артиллерии Донского фронта за 1942 г.», «Сообще-I ние британской военной миссии о действиях артиллерии у Эль-Аламейна» I [ЦА МО. Ф. 60155. Оп. 35233. Кор. 6369. Д. 3. Л. 210, 218].

Исходя из опыта войны, обучение курсантов продолжалось во взаимодействии с пехотой. Проводились стрельбы по секундомеру в ночное время, в зимний период осуществлялся выход в тайгу, где отрабатывались вводные «работа огневого взвода в бою», «разведка огневой позиции». Продолжалась практика привлечения курсантов училища к тактическим учениям ДВФ. Стоит отметить, что 5 офицеров училища в 1944 г. выезжали на запад для прохождения стажировки на 3-м Белорусском фронте, некоторые из них участвовали в наступательных боях. Всего за 1944—1945 гг. в действующую армию выехало 3 группы общей численностью 15 чел. [ЦА МО. Ф. 60155. Оп. 35233. Кор. 6369. Д. 3. Л. 11—12, 22, 61].

За годы войны Дальневосточное артиллерийское училище подготовило 5 тыс. специалистов, не считая тех, кто прошёл курсы подготовки и переподготовки офицерского состава. Если в 1943—1944 гг. около половины курсантов, окончивших училище, направлялись в распоряжение командующих артиллерией разных фронтов, другая половина — на ДВФ, то в 1945 г. практически все выпускники оставались в регионе [ЦА МО. Ф. 60155. Оп. 35233. Кор. 6369. Д. 3. Л. 64—67; 19, с. 138—139].

В 1937 г. на Дальнем Востоке для подготовки военно-морских специалистов было основано Тихоокеанское высшее военно-морское училище. В данный период в связи с уменьшением кораблестроительной программы планировалось сокращение ряда училищ. В это число попало и Тихоокеанское высшее военно-морское училище (ТОВВМУ): по приказу Народного комиссариата ВМФ СССР к 1 октября 1941 г. его деятельность следовало прекратить, а на его базе — создать училище командиров торпедных катеров ВМФ. Однако после начала Великой Отечественной войны данный приказ отменили [9, с. 62—63]. В это время в ТОВВМУ работали 130 офицеров-преподавателей на 17 кафедрах и обучалось 970 курсантов на 4 курсах [3, с. 113]. 24 июня 1941 г. был осуществлён первый выпуск специалистов — 272 лейтенантов, 8 техников-интендантов [7, с. 139; 9, с. 64].

С 24 октября 1941 г., приостановив обучение по основному учебному плану, ТОВВМУ приступило к реализации 200-часовой программы военно-сухопутной подготовки. Большую помощь оказали преподаватели Владивостокского пехотного училища, которые проводили лекции и практические занятия, участвовали в оборудовании кабинетов сухопутной подготовки, снабдили чертежами, пулемётами, полевыми орудиями и т.д.

С началом войны резко возросла интенсивность обучения. В кратчайший срок курсанты овладевали навыками штыкового боя, основами ведения боя на суше, командования стрелковыми отделениями и взводами в полевых условиях. Вся 200-часовая программа отрабатывалась ^ за 20 дней. ^

1 ноября 1941 г. училище досрочно окончили без государственных экзаменов 202 курсанта 4-го курса с присвоением звания «лейтенант», часть о. курсантов 2-го курса в звании «главный старшина» и 1-го курса — «стар- ^ шина 1 статьи». Из курсантов данного выпуска 140 чел. поступили в рас- | поряжение командующего Сибирским округом для формирования 69, 70, £

71, 72, 73-й морских стрелковых бригад. Большинство моряков-тихоокеанцев было направлено в 72-ю и 73-ю морские стрелковые бригады, которые воевали в составе Карельского фронта [3, с. 113; 9, с. 65].

В начале 1942 г. в училище организовали группы снайперов и истребителей танков. В период с 11 по 15 апреля 1942 г. батальон курсантов ТОВВМУ принимал участие в учениях войск ДВФ. С 17 июня 1942 г. в училище началась подготовка команд основных и дополнительных дегазационных отделений и групп самозащиты. С 26 по 29 октября 1942 г. курсанты 1-го курса участвовали в учениях частей береговой обороны, а в мае 1943 г. весь личный состав был привлечён к учениям армии и флота [19, с. 133].

С 1942 г. курсанты-выпускники после сдачи государственных экзаменов проходили 2-месячную подготовку как морские офицеры по специальностям «штурман кораблей и подводных лодок», «артиллерист», «минёр надводных кораблей и подводных лодок», «связист», «командир торпедных катеров» и «помощник командира торпедных катеров». В сентябре 1943 г. в ТОВВМУ были организованы курсы связи для подготовки флотских специалистов. В 1944 г. в училище открылись курсы для командиров торпедных катеров Тихоокеанского флота [9, с. 66].

Особое место занимала подготовка в специальных школах старшинского (сержантского) состава из матросов с продолжительностью обучения 10 недель для командиров отделений и 13 недель для старшин (сержантов) по особой программе переподготовки на 1,5—2-месячных специальных сборах, а также на кораблях и в частях с обязательной сдачей экзамена по специальности. К началу войны в составе Учебного отряда Тихоокеанского флота имелся ряд школ. Это Объединённая и Электромеханическая школы, Школы оружия и связи, Школа шофёров, Объединённая школа береговой и противовоздушной обороны ТОФ, Учебный отряд подводного плавания ТОФ, а также Школа специалистов инженерных частей флота на о. Русском.

В этих школах обучение включало в себя первоначальную войсковую и военно-морскую, политическую, физическую и специальную военно-морскую подготовку. На военно-морское дело отводилось 40 часов, а к 1945 г. — до 86 часов. Специальная подготовка предусматривала — в зависимости от сложности — изучение основ специальности в течение 410—970 часов.

За годы войны ТОВВМУ выпустило 951 офицера. В школах Тихоокеанского флота было подготовлено более 29 тыс. специалистов рядового и старшинского состава, из них в Учебном отряде ТОФ было подготовлено более 29 тыс. чел. В свою очередь, Объединённая школа Краснознамённой Амурской флотилии подготовила 5,1 тыс. специалистов (5 тыс. чел. рядового и 132 чел. старшинского состава) [17, с. 97; 16, с. 33].

Офицерские кадры для Военно-воздушных сил РККА в Дальневосточном регионе готовила Вознесенская военно-авиационная школа пилотов, которая была сформирована в Приморском крае 2 марта 1940 г. Первый

выпуск в количестве 42 чел. состоялся в феврале 1941 г. Экзаменационная комиссия оценила теоретическую и практическую подготовку курсантов на «хорошо», и было принято решение оставить их при школе инструкторами по технике пилотирования и преподавателями по теории полёта [19, с. 141].

На протяжении всей войны школа готовила офицеров-пилотов, но на начальном этапе её существования назвать их специалистами было трудно. После завершения обучения и отправки в лётные части выпускники нуждались в дополнительной лётной подготовке в запасных полках.

Процесс обучения курсантов в Вознесенской военно-авиационной школе проходил в трудных условиях. Это было связано с неоднократной передислокацией школы, частой сменой штатного расписания. Помимо этого, слабой являлась материально-техническая база: отсутствовали мастерские для ремонта и подготовки самолётов к полётам; имевшиеся учебные аудитории использовались в том числе как помещения для отдыха личного состава, ввиду чего теоретическая подготовка курсантов была затруднена. Руководство школы неоднократно обращало внимание военного руководства страны на недостаток лётных полей. В распоряжении учреждения имелись лишь основное поле в районе ст. Магдагачи и запасное в районе ст. Тыгда. Не хватало инструкторов лётного состава, техников, преподавателей. План лётной подготовки 1941 г. был выполнен на 64% [ЦА МО. Ф. 60322. Оп. 35739. Кор. 6946. Д. 3. Л. 60].

В 1942 г. учебные показатели школы повысились. Лётная программа подготовки курсантов была выполнена на 70%. Всего за 1942 г. обучение прошла 1 тыс. чел. Налёт каждого из данных курсантов составил 12,6 часов. Несмотря на увеличение количества часов, проведённых «в небе», налёт был слишком мал. Курсанты обучались по схеме «взлёт-посадка». Причём такие нормы были установлены ещё до войны. Так, на март 1941 г. плановый налёт для курсантов составлял 15 часов. Естественно, что в первых своих боях они не могли противостоять немецким лётчикам, которые имели как минимум в 7 раз больше часов налёта [15, с. 105; 11, с. 20]. Были случаи, когда из-за недоученности и невнимательности курсантов происходили аварийные ситуации. Весь период войны обучение в основном проходило на самолётах И-16, У-2, Ут-2, Ил-2 и Як-7, причём только Ил-2 и Як-7 являлись современными моделями самолётов. Так, в 1942 г. на И-16 прошли обучение 273 чел., на Ут-2 — 683 чел. [ЦА МО. Ф. 60322. Оп. 35739. Кор. 6946. Д. 3. Л. 7]. Понятно, что эти самолёты старых моделей не соответствовали требованиям ведения современного воздушного боя.

В 1944 г. произошли изменения в процессе обучения в школе. Это было связано с формированием 2 авиаэскадрилий на основе рядового и командного состава Одесской военно-авиационной школы ВВС РККА, переброшенного на Дальний Восток. Благодаря этому пополнению в дело подготовки лётчиков и авиатехников были внесены новшества, по-другому стали составляться учебные планы и программы по изучаемым дисциплинам.

За период Великой Отечественной войны школа подготовила 27 выпусков офицеров, а общая численность выпускников составила почти 2 тыс. чел. [ЦА МО. Ф. 60322. Оп. 35739. Кор. 6946. Д. 3. Л. 7].

Кадры для ВВС готовила Хабаровская авиационная школа первоначального обучения, сформированная в августе 1941 г. на базе Хабаровского, Биробиджанского и Комсомольского-на-Амуре аэроклубов. Местом её дислокации был выбран Хабаровск, первоначально в ней числилось 690 курсантов [ЦА МО. Ф. 238. Оп. 1585. Кор. 14201. Д. 18. Л. 114; 5, с. 28].

Военно-политические кадры для Красной Армии на Дальнем Востоке готовило командно-политическое училище, располагавшееся в Хабаровске. Оно давало среднее военно-политическое образование и ежегодно выпускало по 200 офицеров-политработников [ГАХК. Ф. П-35. Оп. 1. Д. 226. Л. 170; 1, с. 28].

Всего за годы войны на Дальнем Востоке в военных училищах, по неполным данным, было подготовлено более 23 тыс. офицеров (табл. 1).

Война внесла коррективы в практику и методику обучения младших военных специалистов на различных курсах, работавших как самостоятельно, так и при училищах. На них готовили младший командно-технический состав для пехоты, артиллерии, бронетанковых и механизированных войск, военно-морского флота, инженерных, химических войск и войск связи, осуществлялась переподготовка командиров запаса. Сроки обучения составляли, как правило, от 4 до 10 месяцев, но порою и меньше. Ввиду острого недостатка на фронте младших командиров особую важность имела подготовка старшинского (сержантского) состава, таких кадров в регионе было подготовлено за годы войны несколько десятков тысяч.

В целом на Дальнем Востоке СССР в 1941—1945 гг. сформировалась сеть военных училищ по подготовке командных кадров. Была создана учебно-материальная база, сложились преподавательские коллективы, происходили позитивные количественные и качественные изменения. В деятельности военных училищ по подготовке командных кадров можно выделить два периода. В первом — до середины 1943 г. — упор был сделан на количественные показатели подготовки младших командиров. Единицы опытных и всесторонне грамотных преподавателей, низкий общеобразовательный уровень курсантов, скудная и устаревшая учебная материальная база являлись характерными чертами военных училищ этого периода, «доучиваться» приходилось непосредственно на поле боя. Второй период начинается с середины 1943 г., к этому времени уже был накоплен опыт ведения войны, происходило внесение корректив в учебный процесс, в составе курсантов значительно возросла доля фронтовиков, заметно повысилось качество подготовки и переподготовки командного состава. В итоге по мере накопления опыта военно-учебные заведения Дальнего Востока стали всё более эффективно осуществлять подготовку и переподготовку офицерских кадров и младшего командного состава, внося свою очень важную лепту в достижение Победы.

Таблица 1

Военно-учебные заведения по подготовке офицерского состава, дислоцировавшиеся в годы Великой Отечественной войны на Дальнем Востоке СССР

Название военно-учебного заведения Год формирования Место расположения Выпущено чел.

Благовещенское военно-пехотное училище 17.02.1942 г. г. Благовещенск (02.1942 - 16.07.1943), г. Свободный (16.07.1943 - 30.07.1945), ст. Завитая (05.08.1945 - 10.10.1945) н/с

Владивостокское военно-пехотное училище, с 09.03.1942 г. — 1-е Владивостокское военно-пехотное училище 11.02.1940 г. г. Владивосток 6791

Военно-морское училище, с 1939 г.— Тихоокеанское военно-морское училище, с 1940 г.— Тихоокеанское высшее военно-морское училище 1937 г. г. Владивосток 951

Военно-политическое училище Дальневосточного фронта до 1941 г. г. Хабаровск н/с

Вознесенская школа пилотов ВВС 02.03.1941 г. с. Вознесенка Хорольского р-на Уссурийской области (01.10.1940-01.08.1941), ст. Шимановская Шимановского р-на Амурской области (01.08.1941 -24.09.1941), ст. Магдагачи Тыгдинского р-на Читинской области (24.09.1941 - 17.10.1945) 1908

Дальневосточное артиллерийское училище, с 04.1942 г. — Артиллерийское училище Дальневосточного фронта, с 20.01.1944 г. —Дальневосточное артиллерийское училище 27.10.1941 г. Ворошилов-Уссурийский (г. Уссурийск) (04.11.1941-15.07.1942), г.Хабаровск (с 04.11.1942) более 5000

Комсомольское-на-Амуре военно-пехотное училище, с 01.10.1941 г. — 2-е Владивостокское военно-пехотное училище 12.08.1941 г. г. Комсомольск-на-Амуре н/с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Куйбышевское военно-пехотное училище н/с пос. Куйбышевка-Восточная (г. Белогорск) Амурской области н/с

Хабаровское военно-авиационное училище н/с н/с н/с

Хабаровское военно-политическое училище до 1940 г. г. Хабаровск н/с

Хабаровское пулемётно-миномётное училище, с 01.06.1943 г. —Хабаровское стрелково-миномётное училище, с 30.04.1945 г. — 2-е Хабаровское военно-пехотное училище 27.02.1942 г. г. Хабаровск 1606

Хабаровское стрелково-пулемётное училище, с 01.12.1940 г. —Хабаровское военно-пехотное училище 21.03.1940 г. г. Хабаровск 3993

Шкотовское военно-пехотное училище 01.1942 г. пос. Шкотово, Хабаровский край 3190

ИТОГО: более 23 400

Сост. авт. по: [ЦА МО. Ф. 60018. Оп. 35036. Д. 1. Кор. 6034. Л. 8; Оп. 35037. Д. 40. Кор. 258. Л. 187; Ф. 60102. Оп. 35198. Д. 3. Кор. 6327. Л. 15-16; Ф. 60155. Оп. 35233. Д. 3. Кор. 6369. Л. 64-67; Ф. 60322. Оп. 35739. Д. 3. Кор. 6946. Л. 7-7 об.; 19, с. 142].

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Алепко A.B. Подготовка офицерского состава в Дальневосточном регионе в годы Великой Отечественной войны // Дальневосточники во Второй мировой войне: материалы регион. науч.-практ. конф. «Дальневосточники на фронте и в тылу». Благовещенск: Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, 2011. С. 28-32.

2. Амурцы — Герои: [в 3 т.]. Т. 1. Амурцы — Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. / под общ. ред. А.В. Мальцева. Благовещенск: Приамурье, 2005. 433 с.

3. Бурый В.А. Подготовка военных кадров в ТОВВМУ имени С.О. Макарова в период Великой Отечественной войны и участие выпускников училища в боевых действиях в августе-сентябре 1945 г. // Российский флот на Тихом океане: История и современность: материалы Тихоокеанской конф., посвящ. 300-летию Российского флота. Владивосток: Дальневосточный университет, 1996. С. 113—116.

4. Дальневосточный военный институт. Краткий исторический очерк / под общ. ред. Ю.В. Кузнецова. Благовещенск: Зея, 2000. 200 с.

5. Дудаков А. Рождённый в тридцатых. Хабаровск: КС РОСТО, 2001. 180 с.

6. Законодательные и административно-правовые акты военного времени. С 22 июня 1941 г. по 22 марта 1942 г. Чкалов: Изд-во НКЮ СССР, 1942. 144 с.

7. Захаров С.Е., Багров В.Н., Бевз С.С., Захаров М.Н., Котухов М.П. Краснознамённый Тихоокеанский флот. М.: Воениздат, 1981. 318 с.

8. История Второй мировой войны 1939—1945 гг. / под ред. А.А. Гречко. М.: Воен-издат, 1974. Т. 3. 504 с.

9. Крицкий Н.Н. Подготовка офицеров флота Тихоокеанским ВВМУ во время войны 1941—1945 гг. // Вглядываясь в прошлое: Дальневосточное общество в конце 1917—60-е годы XX в. Владивосток, 2005. Кн. 3. С. 62—71.

10. Кузин А.В. Подготовка офицерских кадров в 1941—1945 гг. // Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Хабаровск, 2000. С. 22—24.

11. Павелек М.С. Люфтваффе.1933—1945. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 184 с.

12. Подвиги их бессмертны / сост. К.П. Прохацкий, Ю.Л. Яхнин. Хабаровск: Кн. изд-во, 1985. 224 с.

13. Русский архив: Великая Отечественная. Т. 13 (2-2). Приказы народного комиссара обороны СССР. 22 июня 1941 г. — 1942 г. / отв. сост. А.И. Барсуков. М.: ТЕР-РА, 1997. 448 с.

14. Русский архив: Великая Отечественная. Т. 13 (2-3). Приказы народного комиссара обороны СССР. 1943—1945 гг. / отв. сост. А.И. Барсуков. М.: ТЕРРА, 1997. 456 с.

15. Смирнов А. Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзит-книга, 2006. 574 с.

16. Ткачева Г. А. Оборонно-экономический потенциал Дальнего Востока СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Владивосток, 2012. 44 с.

17. Ткачева Г.А. Оборонный потенциал Дальнего Востока СССР в годы Великой От- <2 ечественной войны (1941—1945). Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2013. 340 с. g

18. Ткачева Г.А. Подготовка военно-обученного резерва на Дальнем Востоке СССР

в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война: итоги ^ и уроки. Владивосток, 2010. С. 52—62. ^

19. Фомина Н.В. Деятельность военно-учебных заведений Дальневосточно- § го региона в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) // Записки

Гродековского музея. Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2007. Вып. 19. С. 132-144.

20. Фомина Н.В. Становление и развитие военного образования в Дальневосточном регионе советского государства (1922—1945 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Хабаровск, 2007. 29 с.

21. ГАХК (Гос. арх. Хабаровского края).

22. ГАПК (Гос. арх. Приморского края).

23. ЦА МО (Центральный арх. Министерства обороны Российской Федерации).

REFERENCES

1. Alepko A.V. Podgotovka ofitserskogo sostava v Dal'nevostochnom regione v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Officers' Training in the Far Eastern Region during the Great Patriotic War]. Dal'nevostochniki vo Vtoroy mirovoy voyne: materialy region. nauch.-prakt. konfer. "Dal'nevostochniki na fronte i v tylu" [The People of the Far East during the Second World War: Proceedings of the Regional Conference on Applied Research "The People of the Far East at the Front and in the Rear"]. Blagoveshchensk, Amurskiy oblastnoy krayevedcheskiy muzey im. G.S. Novikova-Daurskogo Publ., 2011, pp. 28-32. (In Russ.)

2. Amurtsy — Geroi: [v 3 t.]. T. 1. Amurtsy — Geroi Sovetskogo Soyuza i polnyye ka-valery ordena Slavy Velikoy Otechestvennoy voyny 1941—1945 gg. [The People of the Amur — Heroes: [In 3 Vols.]. Vol. 1. The People of the Amur — Heroes of the Soviet Union and Full Cavaliers of the Order of Glory of the Great Patriotic War 1941—1945]. General ed. by A.V. Mal'tsev. Blagoveshchensk, Priamur'ye Publ., 2005, 433 p. (In Russ.)

3. Buryy V.A. Podgotovka voyennykh kadrov v TOVVMU imeni S.O. Makarova v period Velikoy Otechestvennoy voyny i uchastiye vypusknikov uchilishcha v boyevykh deystviyakh v avguste-sentyabre 1945 g. [Training of Military Personnel at the S.O. Makarov Pacific Naval School during the Great Patriotic War and Participation of School Graduates in Combat Operations in August-September 1945]. Ros-siyskiy flot na Tikhom okeane: Istoriya i sovremennost': materialy Tikhookeanskoy konf, posvyashch. 300-letiyu Rossiyskogo flota [The Russian Fleet in the Pacific Ocean: The Past and the Present: Proceedings of the Pacific Conference Dedicated to the 300th Anniversary of the Russian Fleet]. Vladivostok, Dal'nevostochnyy uni-versitet Publ., 1996, pp. 113—116. (In Russ.)

4. Dal'nevostochnyy voyennyy institut. Kratkiy istoricheskiy ocherk [Far Eastern Military Institute. Brief Historical Sketch]. General ed. by Yu.V. Kuznetsov. Blagoveshchensk, Zeya Publ., 2000, 200 p. (In Russ.)

5. Dudakov A. Rozhdennyy v tridtsatykh [Born in the Thirties]. Khabarovsk, KS ROSTO Publ., 2001, 180 p. (In Russ.)

6. Zakonodatel'nye i administrativno-pravovye akty voyennogo vremeni. S 22 iyunya 1941 g. po 22 marta 1942 g. [Legislative and Administrative Acts of Wartime. From June 22, 1941 to March 22, 1942]. Chkalov, Izd-vo NKYu SSSR Publ., 1942, 144 p. (In Russ.)

7. Zakharov S.E., Bagrov V.N., Bevz S.S., Zakharov M.N., Kotukhov M.P. Krasnoznamen-nyy Tikhookeanskiy flot [The Red Banner Pacific Fleet]. Moscow, Voyenizdat Publ., 1981, 318 p. (In Russ.)

8. Istoriya Vtoroy mirovoy voyny 1939—1945 gg. [The History of the Second World War, 1939—1945]. Ed. by A.A. Grechko. Moscow, Voyenizdat Publ., 1974, vol. 3, 504 p. (In Russ.)

9. Kritskiy N.N. Podgotovka ofitserov flota Tikhookeanskim VVMU vo vremya voyny 1941—1945 gg. [Training of Fleet Officers at the Pacific Higher Naval School during the War of 1941—1945]. Vglyadyvayas' vproshloye: Dal'nevostochnoye obshchestvo vkontse 1917-60-egody XX v. [Looking into the Past: Far East Society from the End of 1917 until the 1960s]. Vladivostok, 2005, book 3, pp. 62—71. (In Russ.)

10. Kuzin A.V. Podgotovka ofitserskikh kadrov v 1941—1945 gg. [Officers' Training in 1941—1945]. Materialy mezhvuzovskoy nauchno-teoreticheskoy konferentsii [Proceedings of the Interuniversity Conference on Applied Research]. Khabarovsk, 2000, pp. 22—24. (In Russ.)

11. Pavelek M.S. Lyuftvaffe. 1933-1945 [Luftwaffe.1933—1945]. Rostov-na-Donu, Fe-niks Publ., 2012, 184 p. (In Russ.)

12. Podvigi ikh bessmertny [Their Exploits Are Immortal]. Compl. by K.P. Prokhatskiy, Yu.L. Yakhnin. Khabarovsk, Kn. izd-vo Publ., 1985, 224 p. (In Russ.)

13. Russkiy arkhiv: Velikaya Otechestvennaya: T. 13 (2-2). Prikazy narodnogo komis-sara oborony SSSR. 22 iyunya 1941 g. — 1942 g. [Russian Archive: The Great Patriotic War: Vol. 13 (2-2). Commands by the People's Commissar of the Defense of the USSR. 22 June 1941—1942]. Compl. by A.I. Barsukov. Moscow, TERRA Publ., 1997, 448 p. (In Russ.)

14. Russkiy arkhiv: Velikaya Otechestvennaya: T. 13 (2-3). Prikazy Narodnogo komis-sara oborony SSSR. 1943—1945 gg. [Russian Archive: The Great Patriotic War: Vol. 13 (2-3). Commands by the People's Commissar of the Defense of the USSR. 1943—1945]. Compl. by A.I. Barsukov. Moscow, TERRA Publ., 1997, 456 p. (In Russ.)

15. Smirnov A. Boyevaya rabota sovetskoy i nemetskoy aviatsii v Velikoy Otechestvennoy voyne [Combat Work of Soviet and German Aviation during the Great Patriotic War]. Moscow, AST Publ., AST MOSKVA Publ., Tranzit-kniga Publ., 2006, 574 p. (In Russ.)

16. Tkacheva G.A. Oboronno-ekonomicheskiy potentsial Dal'nego Vostoka SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941—1945 gg.): avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk [Defense and Economic Potential of the Far East of the USSR during the Great Patriotic War (1941—1945): Doctoral Thesis Abstract in History]. Vladivostok, 2012, 44 p. (In Russ.)

17. Tkacheva G.A. Oboronnyy potentsial Dal'nego Vostoka SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941—1945) [Defense Potential of the Far East of the USSR during the Great Patriotic War (1941—1945)]. Khabarovsk, Khabarovskiy krayevoy krayevedcheskiy muzey im. N.I. Grodekova Publ., 2013, 340 p. (In Russ.)

18. Tkacheva G.A. Podgotovka voyenno-obuchennogo rezerva na Dal'nem Vostoke SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Training of the Military-Trained Reserve in the Far East of the USSR during the Great Patriotic War]. Velikaya Otechestvennaya voyna: itogi i uroki [The Great Patriotic War: Outcomes and Lessons]. Vladivostok, 2010, pp. 52—62. (In Russ.)

19. Fomina N.V. Deyatel'nost' voyenno-uchebnykh zavedeniy dal'nevostochnogo re-giona v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941—1945 gg.) [Activities of Military Educational Institutions in the Far Eastern Region during the Great Patriotic War (1941—1945)]. Zapiski Grodekovskogo muzeya. Khabarovsk, Khabarovskiy krayevoy krayevedcheskiy muzey im. N.I. Grodekova Publ., 2007, iss. 19, pp. 132—144. (In Russ.) <2

20. Fomina N.V. Stanovleniye i razvitiye voyennogo obrazovaniya v Dal'nevostochnom re-gione sovetskogo gosudarstva (1922—1945 gg.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. [For- g mation and Development of Military Education in the Far Eastern Region of the Soviet State (1922—1945) Author's abstract of the PhD in hist. sci. diss.]. Khabarovsk, hj 2007, 29 p. (In Russ.) *

S

О

Дата поступления в редакцию 01.04.2020 cL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.