23. КПСС в резолюциях... ч.11, М., 1954.
24. Сельское хозяйство Восточно-Сибирского края за 1932 и 1933 гг. ОГИЗ. Москва-Иркутск,1934.
25. Гущин Н.Я. Сибирская деревня на пути к социализму. (Социально-экономическое развитие сибирской деревни в годы социалистической реконструкции народного хозяйства. 1926—1937 гг.) / Н.Я.Гущин - Новосибирск, 1973.
26. Шерстобоев В.Н. Развитие сельского хозяйства Иркутской области//Иркут. обл. экон.-стат. справ. /В.Н.Шерстобо-ев — Иркутск, 1941.
27. Гущин Н.Я. Сибирская деревня на пути к социализму...
28. Хрестоматия по истории КПСС: пособие для вузов/ Сост. В.Н.Донченко, Л.С.Леонова - М.: Политиздат, 1989.- Т.2. 1925-март 1985 г.
29.Иркутская область. Экономико-статистический справочник. ОГИЗ. Иркут. обл. издание - Иркутск, 1941.
30. Мелентьева А.П., Приходько Л.Н. Влияние коллективизации на уровень жизни сельского населения Сибири (вторая половина 1930-х гг.) //Развитие форм социалистической собственности в сибирской деревне: исторический опыт и современность.- Новосибирск, 1991.
ДОНЧЕНКО Оксана Николаевна, старший преподаватель кафедры общественных дисциплин.
Дата поступления статьи в редакцию: 19.01.2007 г.
© Донченко О.Н.
УДК 378.635(5-012):947.084.8 Н. В. ФОМИНА
Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)________________________
Автор раскрывает вопросы подготовки офицерского состава в военных вузах Дальнего Востока в военное время.
Создание новых воинских формирований, а также значительные потери офицеров в боях на первом этапе Великой Отечественной войны исключительно остро поставили вопрос о подготовке военных кадров. Требовалось в кратчайшие сроки дать фронту сотни тысяч командиров и политработников [2, с. 144].
С первых дней войны основные потребности армии и флота в кадрах начальствующего состава удовлетворялись за счет призыва командиров, политработников и других военных специалистов из запаса. Однако это не могло полностью удовлетворить потребности действующей армии. Пришлось прибегнуть к досрочному выпуску слушателей и курсантов старших курсов военных академий, училищ и военных факультетов гражданских учебных заведений [2, с. 145]. Кроме того, ускоренные курсы по подготовке командного состава уже в начале 1941 г. смогли выпустить тысячи офицеров.
На Дальнем Востоке страны в этот период большинство военно-учебных заведений формировались на базе воинских частей, а также курсов по подготовке, переподготовке и усовершенствованию командных кадров. Необходимо также отметить, что к июню 1941 г. на территории Дальневосточного региона уже действовали 3 военных училища и одна военно-авиационная школа. А с началом войны в связи с передислокацией вузов из центральных и западных регионов страны некоторые из дальневосточных учебных учреждений были пополнены их личным
составом и материальной базой. Командные кадры в годы войны готовили военные училища во Владивостоке, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, пос. Шкотово Хабаровского края и школа в пос. Возне-сенск Приморского края.
В военно-учебных заведениях были установлены сокращенные сроки обучения. Период учебы составлял от 4 до 10 месяцев в зависимости от специфики подготовки. Для всего личного состава вузов вводился 12-часовой рабочий день. Уменьшилось количество изучаемых дисциплин, учебные программы были переработаны в целях подготовки специалиста узкого профиля [1, с. 64]. За годы войны штат училищ неоднократно обновлялся, изменялась также их организационная структура.
С началом войны большинство военно-морских училищ, расположенных в западной части страны, оказалось в зоне боевых действий. Поэтому Тихоокеанское высшее военно-морское училище (далее ТОВВМУ) стало играть особую роль в подготовке кадров для ВМФ [3, с. 80]. Уже в июне 1941 г. Тихоокеанское высшее военноморское училище совершило первый досрочный выпуск офицеров флота. Досрочный выпуск курсантов 4 курса был произведен без экзаменов с присвоением им офицерских званий. В то же время была осуществлена отправка на фронт части курсантов младших курсов и офицеров постоянного состава вуза [3, с. 79].
Война обусловила возросшую интенсивность обучения курсантов. Они улучшали свои навыки в
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007
разборке и сборке пулемета, гранатометании, методике штыкового боя. Воскресные дни проводили на стрельбище. Поскольку боевые действия в период Великой Отечественной войны проходили в основном не на морском театре военных действий, курсантов военно-морского училища готовили также и по программе подготовки офицеров для Сухопутных войск. Уже с октября 1941 г. училище приступило к 200-часовой программе военно-сухопутной подготовки. А морская подготовка стала проводиться в сокращенном варианте. Лекции и практические занятия проводили преподаватели военно-пехотного училища. В училище были созданы кабинеты сухопутной подготовки и стрелкового оружия, которые оборудовали чертежами, схемами, снабдили пулеметами, минометами и полевыми орудиями.
В кратчайшие сроки курсанты овладевали основами ведения боя на суше, командования стрелковыми отделениями и взводами в полевых условиях. Так, в октябре 1941 г. были проведены учения по борьбе с танками. Большинство курсантов умело метали гранаты и бутылки с горючей смесью, успешно вели огонь по смотровым щелям танков. Вся 200-часовая программа была успешно отработана за 20 дней. В ноябре 1941 г. училище досрочно окончили без государственных экзаменов курсанты 4-го курса, которым было присвоено звание "лейтенант". Выпуск составил 202 чел., большинство из которых было отправлено в распоряжение командующего Сибирским военным округом. Однако фронту нужны были новые кадры, поэтому в соответствии с полученным указанием в начале 1942 г. часть курсантов 2-го курса с присвоением им звание "главный старшина", и курсантов 1-го курса в звании "старшина 1-й статьи" были направлены на передовую [6, с. 113].
Наряду с основной задачей по подготовке офицеров флота училище проводило сборы снайперов и истребителей танков, обучение команд основных и дополнительных дегазационных отделений и групп самозащиты. Большое внимание отводилось и полевой подготовке.
В то же время, учебно-воспитательный процесс в училище в военные годы обеспечивал высокую подготовку и флотских специалистов. Так с 1942 г. курсанты — выпускники после сдачи государственных экзаменов проходили 2-месячную подготовку по специальности штурманов кораблей и подводных лодок, артиллеристов, минеров надводных кораблей, минеров подводных лодок, связистов, командиров торпедных катеров и их помощников. А с сентября 1943 г. в ТОВВМУ были организованы курсы связи для подготовки специалистов для всех флотов, с 1944 г. открыты курсы для командиров катеров Тихоокеанского флота [4, с. 79]. В целом за годы войны до 9 мая 1945 г. ТОВВМУ выпустило 951 офицера.
Не менее интересна история Владивостокского военно-пехотного училища. Основанием для этого учебного заведения послужила 24 пехотная школа, которая находилась в г. Омске. В декабре 1922 г. она была переведена в г. Владивосток, где в начале 1923 г. начала подготовку командных кадров для РККА. В октябре 1923 г. данное учебное заведение получило наименование «24 пехотная Владивостокская имени III Коммунистического интернационала школа командного состава» [8, л. 128]. В начале 1940 г. школа была преобразована во Владивостокское военно-пехотное училище [9, л. 2]. С марта 1942 г. училище было вновь реорганизовано и получило наименование «1-е Владивостокское военнопехотное училище» [9, л. 2]. В вузе осуществлялась подготовка командиров пехотных взводов.
В начале 1941 г. учебное заведение было проверено инспекцией вузов Дальневосточного фронта под председательством полковника А.В. Забалуева. Вывод, который сделала комиссия о деятельности учебного заведения, значительно отличался от выводов еще довоенной проверки. В акте было отмечено, что командование, начальствующий состав и весь коллектив училища проделали большую работу по устранению ранее указанных недостатков и добились положительной оценки по боевой и политической подготовке [9, л. 8].
Процесс обучения курсантов в годы войны имел свои особенности. Так, в июле 1941 г. из курсантов был создан учебный батальон численностью 500 чел. с месячным сроком обучения, который затем был отправлен на Западный фронт.
В начале октября 1941 г. на основании директивы организационно-мобилизационного отделения штаба Дальневосточного фронта училище было реорганизовано и перешло на четырех батальонную систему с общим числом курсантов в 2 тыс. чел. В то же время, учитывая острую потребность в командных кадрах на фронтах уже в конце октября 1941 г. училище перешло на новые штаты с целью увеличения выпуска пулеметчиков и минометчиков из расчета подготовки стрелков — 50%, пулеметчиков — 30%, минометчиков — 20%. Число обучающихся курсантов увеличилось до 2250 чел. [9, л. 3]. Первые выпуски командиров взводов состоялись в 1941 г.: 10 июня (было выпущено 790 чел.), 19 августа (788 чел.), 16 декабря (135 чел.). Молодые командиры были обучены в соответствии с планом ускоренной подготовки командного состава [9, л. 8].
В целях повышения квалификации командного состава войск Дальневосточного фронта в декабре
1941 г. при училище были созданы двухмесячные курсы усовершенствования командиров пехоты, на которых имели возможность обучаться одновременно 200 чел. Курсы осуществляли подготовку слушателей, которые в дальнейшем занимали вакантные должности командиров рот и взводов [9, л. 3].
В первые два годы Великой Отечественной войны училищем было произведено несколько выпусков лейтенантов подготовленных по ускоренной программе. При этом только в 1942 г. их было двенадцать [9, л. 8]. Всего же за период 1941 - 1945 гг. в военно-учебном заведении было подготовлено более 6 тыс. офицеров.
До 1944 г. большинство выпускников училища направлялись непосредственно на фронт, где они становились участниками боевых действий. А с начала 1944 г. молодые офицеры Владивостокского военнопехотного училища стали получать назначение в войска Дальневосточных военных и пограничных округов. Так, в мае 1944 г. из числа окончивших училище 90 чел. было направлено в распоряжение командира 35-го отдельного полка резерва офицерского состава в г. Комсомольске-на-Амуре, 85 чел. - в распоряжение начальника Пограничных войск Приморского Округа г. Владивосток и 45 чел. - в распоряжение начальника управления Краснознаменных Пограничных войск Хабаровского Округа г. Биробиджан [10, л. 80].
Хабаровское стрелково-пулеметное училище было сформировано 21 марта 1940 г. Но уже в декабре 1940 г. училище перешло на новые штаты и частично изменило специфику подготовки курсантов в соответствии с полученной директивой из УВУЗ Наркомата обороны СССР. После проведения организационно-штатных мероприятий училище получило новое наименование — Хабаровское военно-пехотное училище [12, л. 1].
Личный состав военно-пехотного училища работал на Хабаровском укрепленном рубеже. Курсанты
вуза неоднократно принимали участие в тактических учениях частей Хабаровского гарнизона, в гарнизонном учении по противовоздушной обороне г. Хабаровска, а также на маневрах в составе 15-й Армии [12, л. 5, 6].
Важно отметить тот факт, что личный состав училища в годы войны систематически откомандировывался на укомплектование фронтовых воинских частей, так и не закончив обучение. Так, в марте 1942 г. 1 тыс. курсантов пополнила ряды 25-й Армии. 30 января 1943 г. 500 чел. убыли в распоряжение командующего войск Московского военного округа. В феврале 1943 г. 350 чел. были направлены на укомплектование соединений резерва Ставки Верховного Главнокомандующего [12, л. 5, 6]. Изучение документов показывает, что большая часть личного состава этого училища в годы войны выбыла из списков училища на фронт, так и не закончив обучение. Руководству вуза приходилось набирать новый контингент обучаемых и начинать работу с начала. Такое положение дел требовало от преподавательского состава огромных усилий и самоотдачи в деле подготовки офицеров.
Следует также заметить, что важным направлением деятельности этого училища было обучение офицеров запаса. В списках училища они значились как офицеры-слушатели. Данная категория обучаемых практически наравне с курсантами посещала занятия, а затем сдавала зачеты и экзамены по определенным дисциплинам. За годы войны училище сделало несколько выпусков офицеров запаса. В частности, в январе
1943 г. было подготовлено 116 чел. (стрелков - 30 чел., пулеметчиков — 59 и минометчиков — 27). В апреле
1944 г. из училища выпустился 61 слушатель [12, л. 6, 7].
Комсомольское-на-Амуре военно-пехотное училище было сформировано 12 августа 1941 г. В октябре 1941 г. было переименовано во 2-е Владивостокское пехотное училище. А в апреле 1943 г. после вновь проведенной реорганизации получило название Владивостокское военное пулеметное училище. На протяжении своей деятельности (с 12 августа 1941 г. по 31 декабря 1945 г.) училище дислоцировалось в г. Комсомольске-на-Амуре [11, л. 3].
С 1 февраля 1942 г. училище перешло на 9-часовой рабочий день плановых занятий и 3 часа самоподготовки [12, л. 5]. Более половины учебного времени отводилось на тактическую подготовку курсантов. Расположение учебного заведения позволяло стабильно закреплять полученный теоретический материал в полевых условиях в соответствии с учебным планом. Курсанты отрабатывали на местности тактические действия войск, а также выполняли упражнения с боевой стрельбой. Для более глубокого овладения основами общевойскового боя личный состав училища привлекался на проводимые учения и маневры войск Дальневосточного фронта.
С 1943 г. изменился состав курсантов. Если в начале войны в военно-учебные заведения поступала в основном гражданская молодежь, то с 1943 г. контингент обучаемых изменился. Теперь сержанты и солдаты - фронтовики, имевшие боевой опыт становились курсантами, получая теоретическую подготовку в стенах вуза [4, с. 96].
8 октября 1943 г. Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление «О реорганизации сухопутных училищ», на основании которого вузы были укрупнены, сроки обучения курсантов увеличены [2, с. 167]. Перевод учебных заведений на более длительный срок подготовки был обусловлен тем, что на фронтах стала очевидной победа Советской Армии после коренного перелома в ходе Вели-
кой Отечественной войны. В Генеральном штабе и академиях были пересмотрены руководства и методические пособия для военно-учебных заведений. С учетом полученного опыта ведения военных действий были внесены изменения в планы занятий, а также в методические разработки по обучению войск и командного состава. Основное внимание уделялось тактическим действиям подразделений в наступлении, а также взаимодействию пехоты с другими родами войск. Разработка нового вооружения, которое постепенно поступало на передовую, требовало хорошо обученных командиров и военных техников.
Так, Дальневосточное артиллерийское училище было сформировано 4 ноября 1941 г. на базе артиллерийских курсов командного состава Дальневосточного фронта, школы артиллерийско-инструментальной разведки и фронтового артиллерийского полка. Первоначально, с 4 ноября 1941 г. училище дислоцировалось в г. Ворошилов-Уссурийске на базе Барановского артиллерийского полигона [18, л. 3], но с 15 июля 1942 г. было размещено в г. Хабаровске.
На территории Дальнего Востока это было единственное училище, которое готовило офицеров-ар-тиллеристов. С началом Великой Отечественной войны училище было переведено на сокращенный срок обучения курсантов, тем не менее с учетом его специфики период учебы составлял 8 месяцев [19, л. 1].
В училище также существовали курсы по подготовке и переподготовке офицерского состава, функционировала школа младшего командного состава [18, л. 28-29]. Курсы по переподготовке командного состава артиллерии фронта со сроком обучения 3 месяца были открыты 1 ноября 1942 г. Однако ввиду складывающейся обстановки на фронтах командные кадры готовились в более сокращенные сроки. Зачастую период переподготовки офицеров составлял менее 3 месяцев.
Сокращение сроков обучения влекло за собой существенные изменения в работе военно-учебного заведения: уменьшалось количество изучаемых дисциплин, учебные программы перерабатывались применительно к подготовке специалистов узкого профиля. Все эти мероприятия способствовали созданию условий для более быстрой подготовки офицерского состава, постоянно требовавшегося для укомплектования вновь создававшихся войсковых формирований и восполнения боевых потерь [2, с. 154].
Командный и преподавательский состав старался составить учебный план так, чтобы курсанты и слушатели имели большую возможность для практической отработки основных вопросов применения артиллерии. В июле 1943 г. состоялось открытие военного лагеря «Осиновая речка», который имел учебные пособия, наглядный материал и мишени для обучения стрельбе. Важно отметить тот факт, что командный состав наравне со слушателями и курсантами участвовал в отработке упражнений с боевой стрельбой, совершенствуя свой профессиональный уровень [17, л. 22].
В середине 1943 г. в соответствии с постановлением ГКО «О реорганизации сухопутных училищ» срок подготовки слушателей и курсантов в Дальневосточном артиллерийском училище был увеличен. С этого времени около 50% курсантов, окончивших вуз, направлялось в распоряжение командующих артиллерией разных фронтов, а другая половина выпускников оставалась в пределах Дальневосточного фронта. А в 1945 г. практически все выпускники училища были оставлены в распоряжении командующего Дальневосточного фронта (табл. 1).
Хабаровское пулеметно-минометное училище было сформировано 27 февраля 1942 г. В начале июля
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007
РаспределениевыпускниковДальневостганогоартиллерийгкогоучилища
№ п/п 1943 г. 1944 г. 1945 г.
1. Центральный фронт - 84 чел. 1 -й Белорусский фронт -60 чел. Все выпускники были назначены на должности командиров взводов в части и соединения Дальневосточного фронта: - 587 чел.
2. Северо-Кавказский фронт -40 чел. 1 -й Прибалтийский фронт - 30 чел.
3. Южный фронт - 70 чел. 2-й Прибалтийский фронт -30 чел.
4. Сталинградский военный округ - 60 чел. 3-й Прибалтийский фронт -80 чел.
5. Московский военный округ - 87 чел.
6. Дальневосточный фронт - 331 чел. Дальневосточный фронт - 249 чел.
Таблица 2
Распределение выпускников 1042-1943 гг.Шкотовскиго военно-пехотного училища
№ гоп Место откомандирования Количество офицеров (чел.)
1. Дальневосточный фронт 1435
2. Сибирский военный округ 451
3. Северо-западный фронт 200
4. Сталинградский фронт 170
5. Юго-Западный фронт 273
б. Северо-Кавказский фронт 72
7. 2-й Прибалтийский фронт 153
8. Белорусский военный округ 50
9. Орловский военный округ 186
10. Главное управление кадров НКО 200
Итого: 3 190
Таблица 3
Статистика офицеров выпущенных из военно-учебных заведений Дальнего Востока в годы воины
№ пп Наименование училища / год Подготовлено 0( ищеров (чел.)
1941 г. 1942 г. 1543 г. 1944 г. 1945 г. итого
1. Хабаровское воен.-пех. уч-ще 1643 442 586 222 3993
2. 2-е Хабаровское воен.-пех. Уч-ще - 298 506 704 58 1606
3. В ладивост окское военлех. уч-ще 1-е 1713 2289 1784 624 381 6791
4. Шкотовское воен.-пех. уч-ще - 2158 178 747 107 3190
5. Дальневост. артштерийск. \ч-ще - - 1218 449 587 2254
6. Вознесенская воен.- авиац. школа 238 273 238 312 87 1148
7. Комсомольское (2-е Влад-кое) Воен.-пех. уч. Нет данных
ИТОГО 3594 5018 4366 3422 1482 17882
1943 г. оно получило новое название — Хабаровское стрелково-минометное училище. А в апреле 1945 г. вновь было переименовано, став 2-м Хабаровским военно-пехотным училищем, просуществовавшим до 15 ноября 1945 г. [14, л. 13].
Вуз приступил к плановым занятиям с 16 марта
1942 г. по 4 и 6-месячной программе подготовки младшего офицерского состава пехотных училищ РККА [14, л. 4]. Однако в декабре 1942 г. в соответствии с директивой, полученной от начальника Управления вузов, срок подготовки курсантов, обучавшихся по 6-тимесячной программе был увеличен до 9 месяцев [14, л. 4]. В новом учебном плане были добавлены часы по тактической и огневой подготовке. С 1943 г. в училище для приема выпускных испытаний стали назначаться подкомиссии по политической подготовке, тактике, огневой и строевой подготовке, топографии и химическому делу [13, л. 37].
С 1944 г. курсанты Хабаровского пулеметно-минометного училища стали в обязательном порядке проходить месячную стажировку в частях и соединениях,
дислоцировавшихся на Дальнем Востоке [14, л. 4].
Другое военно-учебное заведение — Шкотовское военно-пехотное училище было сформировано 2 января 1942 г. в пос. Шкотово Хабаровского края [15, л. 2].
В конце января 1942 г. в училище прибыл первый контингент курсантов в количестве 1 705 чел. [15, л. 40]. Необходимо отметить, что прибывшие, уже имели практический опыт обучения. До момента прибытия в вуз часть курсантов прошла курсы младших лейтенантов, а другие имели за плечами подготовку полковых школах младшего начальствующего состава [15, л. 2].
К марту 1943 г. контингент курсантов составил 5 172 чел. Его основную часть представлял младший начсостав, слушатели курсов младших лейтенантов, а также рядовой состав линейных подразделений, прослуживший в РККА более одного года. Это позволило подготовить из них средних командиров по ускоренной программе в сжатые сроки [15, л. 6].
Следует отметить, что руководству училища приходилось несколько раз уменьшать штат курсантов вуза. В 1942-1943 гг. было отправлено на укомплекто-
вание курсантской бригады — 1 076 чел., в 202 воздушно-десантную бригаду — 144 чел., в Хабаровское пехотное училище — 492 чел., в части резерва главного командования — 601 чел., в запасные полки — 321 чел. [15, л. 7].
За период существования вуза, с января 1942 г. по май 1945 г., училище произвело 14 выпусков, из них: 4 - по ускоренному плану; 6 — по шестимесячной программе; 4 — по плану годовой подготовки. Аттестат об окончании училища получили 3 190 чел. Среди выпускников было 11 капитанов, 59 старших лейтенантов, 2 169 лейтенантов, 951 младший лейтенант, а места их назначения охватывали практически все военные округа или фронты (см. табл. 2).
Офицерские кадры для ВВС РККА готовила Вознесенская военно-авиационная школа пилотов. Во время Великой Отечественной войны военно-авиационная школа располагалась в районе станции Магдагачи Тыгдинского района Читинской области [20, л. 1].
Теоретическая подготовка курсантов была крайне затруднена. Классы, которые имелись в наличии, использовались и как учебные помещения, и как помещения отдыха личного состава. В учебном заведении не хватало летчиков-инструкторов, техников и преподавателей. Отсутствовали также мастерские для ремонта и подготовки самолетов к полетам [22, л. 28].
Тем не менее первый досрочный выпуск курсантов данной школы, который состоялся уже в феврале 1941 г. Он составил 42 чел. В то же время по приказу командующего 1-й Краснознаменной армии выпускники были оставлены при школе в качестве пилотов, инструкторов по технике пилотирования и преподавателей по теории полета [20, л. 2].
В 1944 г. в вузе были сформированы 2 новые авиаэскадрильи. Основой для их пополнения явились военные кадры постоянного состава из Одесской военно-авиационной школы, которые были переведены на Дальний Восток [23, л. 7]. Прибывшие офицеры внесли существенный вклад в дело подготовки летчиков и авиатехников. В частности, ими были переработаны учебные планы и программы по изучаемым дисциплинам, с учетом фронтовой практики. За период Великой Отечественной войны это учебное заведение произвело 29 выпусков офицеров [21, л. 40].
Многие выпускники дальневосточных военных училищ героически воевали на фронтах Великой Отечественной войны, участвовали в разгроме милитаристской Японии в 1945 г., за что им было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них, например, выпускники Владивостокского военно-пехотного училища старший лейтенант Г.А. Найденов [5, с. 140], младший лейтенант А.З. Закиров [5, с. 505], старший лейтенант И.А. Сорнев окончивший ТОВВМУ в 1941 г. [6, с. 527] и др.
За годы Великой Отечественной войны военноучебными заведениями Дальневосточного региона СССР было подготовлено около 18 тыс. чел. (см. табл. 3). Конечно, эти данные далеко не полные, т.к. многие архивные источники остаются недоступными для использования в открытой печати по настоящее время.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны принимались повсеместные меры, направленные на ускоренную подготовку командных кадров для различных видов и родов войск. Наблюдалось значительное увеличение числа и емкости военноучебных заведений. Вузы Дальневосточного регио-
на часто реорганизовывались, менялась их штатная структура, сроки и программы подготовки командных кадров различных уровней. Тем не менее в предпринимаемых шагах подчас прослеживается тенденция проявления заботы не о качестве выпускаемых офицеров, а об увеличении их количества с целью устранения существенного некомплекта в кадровом составе армии после тяжелых и кровопролитных боев на фронте. Только с середины 1943 г., когда высокой ценой был приобретен опыт ведения войны, а личный состав армии успешно осваивал новые виды вооружения и техники, можно было говорить о более качественной подготовке офицерского состава.
Автором данной работы впервые была сделана попытка, показать деятельность военно-учебных заведений Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны. По данным архивных документов автор приводит статику выпускников вузов, а также направление их дальнейшей службы.
Библиографический список
1. Бокарев В.П. Военные училища — школа подготовки офицерских кадров / В.П. Бокарев. — М.: Знание, 1982. — 64 с.
2. Иовлев А.М. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров / А.М. Иовлев. — М., Воениздат, 1976. — 238 с.
3. Меринов Ю. Товарищ память. Приморцы в Великой Отечественной войне / Ю. Меринов. — Владивосток: «Русский остров», 2005. — 240 с.
4. Ткачева Г.А. Оборонно-экономический потенциал Дальнего Востока СССР в 1941-1945 гг. — Владивосток: ТОВМИ, 2005. - 331 с.
5. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в 2-х тт. — М.: Воениздат, 1990. Т. 1. — 911 с.
6. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в 2-х тт. — М.: Воениздат, 1990. Т. 2. — 863 с.
7. Бурый В.А. Подготовка военных кадров в ТОВВМОУ имени С.О. Макарова в период Великой Отечественной войны и участие выпускников училища в боевых действиях в августе-сентябре 1945г. / В.А. Бурый // Российский флот на Тихом океане: История и современность: Материалы Тихоокеанской конференции, посвященной 300-летию Российского флота. — Владивосток, 1996. С.113-116.
8. ГАПК. Ф. Р-2422. Оп. 1. Д. 798.
9. ЦА МО РФ. Ф. 60018. Оп. 35 036. Кор. 6034. Д. 1.
10. ЦА МО РФ. Ф. 60018. Оп. 35 037. Кор. 258. Д. 40.
11. ЦА МО РФ. Ф. 60019. Оп. 35 233. Кор. 262. Д. 10.
12. ЦА МО РФ. Ф. 60096. Оп. 35188. Кор. 6300. Д. 1.
13. ЦА МО РФ. Ф. 60097. Оп. 35 190. Кор. 1241. Д. 15.
14. ЦА МО РФ. Ф. 60097. Оп. 35 190. Кор. 6304. Д. 3.
15. ЦА МО РФ. Ф. 60102. Оп. 35 198. Кор. 6327. Д. 3.
16. ЦА МО РФ. Ф. 60102. Оп. 35 196. Кор. 6327. Д. 6.
17. ЦА МО РФ. Ф. 60155. Оп. 35 233. Кор. 6369. Д. 7.
18. ЦА МО РФ. Ф. 60155. Оп. 35 234. Кор. 1399. Д. 3.
19. ЦА МО РФ. Ф. 60155. Оп. 35 234. Кор. 1400. Д. 11.
20. ЦА МО РФ. Ф. 60322. Оп. 35 739. Кор. 6946. Д. 2.
21. ЦА МО РФ. Ф. 60322. Оп. 35 739. Кор. 6946. Д. 3.
22. ЦА МО РФ. Ф. 60322. Оп. 35 739. Кор. 6946. Д. 8.
ФОМИНА Наталья Васильевна, адъюнкт Хабаровского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Дата поступления статьи в редакцию: 23.12.2006 г.
© Фомина Н.В.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007