I
Ж • ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.
С. Л. ИШИМОВ, А. Г БУРДИН, П. А. КУКСА
S.L. ISHIMOV, A.G. BURDIN, P.A. KUKSA
ГОРДОСТЬ АКАДЕМИИ
Вклад первых начальников Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого в становление и развитие высшего электротехнического образования
Красной армии в 1919—1937 гг.
THE PRIDE OF THE ACADEMY
The contribution of the first heads of the Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union Semyon Budenny to the formation and development of higher electrotechnical education in the Red Army in 1919—1937
Г Л
Сведения об авторах. Ишимов Сергей Леонидович — заместитель начальника Военной академии связи имени С.М. Будённого по учебной и научной работе, генерал-майор, кандидат военных наук, доцент (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]);
Бурдин Александр Георгиевич — профессор кафедры оперативного искусства, доцент кафедры оперативно-тактической подготовки Военной академии связи имени С.М. Будённого, кандидат военных наук (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]);
Кукса Пётр Александрович — доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи имени С.М. Будённого (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье отдаётся дань памяти начальникам академии, которые в условиях Гражданской войны и иностранной интервенции стояли у истоков высшего военно-технического образования в Красной армии; показаны роль и заслуги первых руководителей вуза в сохранении кузницы кадров связи при проведении экспериментов и реформ.
Ключевые слова: Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого; личность руководителя вуза; военно-техническое образование.
Information about authors. Sergei Ishimov - Deputy Head for Training and Research at the Military Academy of Communications named after S.M. Budenny, Major-General, Cand. Sc. (Mil.), Assistant Professor (St. Petersburg. E-mail: [email protected]);
Aleksandr Burdin - Professor of the Operational Art Department, Assistant Professor of the Operational-Tactical Training Department at the Military Academy of Communications named after S.M. Budenny, Cand. Sc. (Mil.) (St. Petersburg. E-mail: [email protected]);
Pyotr Kuksa - Assistant Professor of the Department of Humanities and Socio-economic Disciplines at the Military Academy of Communications named after S.M. Budenny (St. Petersburg. E-mail: [email protected]).
Summary. The paper pays tribute to the memory of Academy heads who, in conditions of the Civil War and foreign intervention, laid the foundations of higher military technological education in the Red Army; it shows the role and merits of the first leaders of the Academy in preserving the alma mater of communications personnel through a succession of experiments and reforms.
Keywords: Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budenny; personality of university leader; military technological education.
V_J
НЕОТЪЕМЛЕМОЙ частью летописи Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, гордостью этого прославленного вуза стали выдающиеся личности, вышедшие из стен академии, истории их жизни, неутомимой деятельности и самоотверженного труда учёных, инженеров-исследователей и изобретателей, основателей научных школ, кафедр и лабораторий, пионеров в своей области военного дела.
На столетнем пути академии сформировалась традиция освещать хронику факультетов, кафедр и самого военно-учебного заведения, выделяя управленческое искусство и талант руководителей как одно из важнейших, а подчас
определяющих условий развития высшей школы. Особенной с этой точки зрения является позиция начальников академии, которые всегда играли ведущую роль в обеспечении единой направленности многовекторных задач.
Начнём с того, что личность руководителя вуза, как правило, напрямую влияет на систему организации его образовательно-воспитательной деятельности; уровень, качество учебного процесса и его интенсивность; мотивацию компе-тентностного роста курсантов и слушателей; пути совершенствования методического мастерства научно-педагогического состава; сферу научных исследований, глубину их проработки и порядок внедрения достижений и результатов в войска.
Заботясь о высокой квалификации выпускников, начальник академии прогнозирует и обеспечивает наращивание и совершенствование состава профессоров, учебно-материальной среды,руководит повышением статуса учебных и научных коллективов, ориентируя их на решение актуальных задач.
Благодаря труду и достижениям первых руководителей современники вправе гордиться Военной академией связи как одним из старейших и уникальных военно-учебных заведений страны, осуществляющим подготовку специалистов в области телекоммуникаций и автоматизации практически для всех федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: Министер-
в
и
С.Л. ИШИМОВ, А.Г. БУРДИН, П.А. КУКСА. Гордость академии • Ж
ства обороны, Федеральной службы войск национальной гвардии, Федеральной службы безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Федеральной службы охраны и т.д.
Истоки, само появление вуза тесно связаны с применением электричества в военном деле, с развитием электросвязи в ар-мии,на флоте, в государственных структурах Отечества с середины XIX века, когда усилиями многих поколений учёных мира в основном были сформулированы фундаментальные взгляды на природу электромагнитных явлений. В русской армии систематизированное теоретическое изучение гальванизма и способов применения его в военном деле началось в 1840 году в Особой учебной команде при лейб-гвардии Сапёрном батальоне1.
Приобретя самостоятельность в 1856 году, учебная команда была реформирована в Техническое гальваническое заведение при Гальванической части Военно-инженерного управления,которое имело в своём составе Офицерский гальванический класс, гальваническую учебную роту и технические мастерские2. Здесь под руководством специально созданной в 1859 году комиссии во главе с генерал-майором А.Н. Вансовичем впервые был использован в военном деле телеграф, разработана идея создания военно-телеграфных команд, парков, а также проведены опыты применения в военных целях воздухоплавания3. Вскоре благодаря многочисленным достижениям отечественной электротехники последовали упразднение гальванической части и формирование в 1891 году Электротехнической части Главного инженерного управления с Офицерским электротехническим классом и электротехнической ротой. В 1894 году статус Офицерского электротехнического класса повысился до Военной электротехнической школы (ВЭШ)4 — самостоятельного военно-учебного заведения. Начальником ВЭШ был назначен полковник В.А. Романов5.
Вследствие стремительного внедрения в русской армии телеграфно-телефонной и радиосвязи стало очевидным, что ВЭШ исчерпала возможности в подготовке кадров, и в 1911 году её преобразовали в двухгодичную Офицерскую электротехническую школу (ОЭШ), учебные планы и программы кото-
рой содержали законченный цикл военно-инженерной подготовки. В мастерских под руководством начальника ОЭШ полковника Г.В. Бурмана было налажено производство собственных телефонных фонических аппаратов «оЭш», средств радиосвязи, пеленгаторов, прожекторных станций6.
Начавшаяся Первая мировая война потребовала ускоренных выпусков специалистов для телеграфных и искровых рот, телефонных команд, пеленгаторных и радиокомпасных станций, минных, прожекторных и других электротехнических частей. Подготовка кадров продолжилась на ускоренных курсах, а специалистов — в Запасном электротехническом батальоне ОЭШ, развёрнутом в 1915 году до 6000 унтер-офицеров и рядовых (до 20 рот и команд).
В августе 1917 года Временное правительство России согласно плану военного времени эвакуировало Ускоренные курсы подготовки офицеров из Петрограда. В полном составе с командным и преподавательским составом, лабораториями,оборудованием и 60 слушателями курсы разместились в Сергиевом Посаде Московской губернии. Основанная в 1337 году Троице-Сергиева лавра вместе с Духовной академией издревле являлась оплотом самодержавия и православия, верой и правдой служила царю. Временное правительство не могло быть поддержано здесь по определению. К тому же прибывшие вдруг по его приказу военные силой выселили ничего не понимавших монахов из монастырских гостиниц и келий, заняли Духовную академию, явно обосновываясь надолго. Большинство старых работников ОЭШ, встретив осуждение, даже сопротивление, под различными предлогами покинули курсы. Остались преданные делу электротехнического образования начальник курсов А.К. Каклюгин, его заместитель В.А. Крейчман, заведующий учебной частью Е.А. Свирский, преподаватели А.А. Петренко и П.К. Попов7.
В Петрограде 27 марта 1918 года Офицерская электротехническая школа открыла Курсы красных командиров инженерных войск, и впервые при советской власти началась массовая подготовка красных командиров-связистов. Но в силу обстоятельств ОЭШ к
Е.А. Бернарделли
концу июня также эвакуировалась в Сергиев Посад. Здесь уже действовали 1-е Советские электротехнические курсы по подготовке комсостава РККА и Флота8, созданные из Ускоренных офицерских курсов ОЭШ. Они готовили командиров взводов и военных техников радиотелеграфной, телеграфно-телефонной, электромеханической, минно-водной специальностей. После прибытия ОЭШ курсы сохранили самостоятельность и пользовались всеми её учебно-техническими средствами, имели по многим отделам общих руководителей занятий9. К октябрю 1920 года было произведено 9 выпусков общим числом 343 человека, в т.ч. 174 человека — по 6-месячному курсу обучения10.
20 октября 1919 года Реввоенсовет Республики на основании указаний Совета Рабочей и Крестьянской обороны издал приказ № 1736/362 об организации Управления связи Красной армии. Были сформированы управления связи фронтов и армий, отделы связи дивизий, отделения связи бригад и введены в штат штабов фронтов и армий должности начальников связи. Служба связи стала самостоятельной службой штабов, а войска связи — самостоятельными специальными войсками. Уже 12 ноября были утверждены штат и Положение об Управлении связи Красной армии (УСКА)11. Изменялась сама структура частей связи, и в ряду первоочередных ясно определилась задача создания основ стройной системы подготовки кадров связистов высокой квалификации.
8 ноября 1919 года состоялся приказ РВСР № 1872, согласно которому была объявлена самостоятельной Высшая электротехническая школа командного состава РККА и передана в ведение Главного управления военно-учебных заведений Красной армии12. Впервые был закреплён приоритет вуза в деле подготовки для войск связи кадров с высшим образованием при сохранении аналогичных задач в интересах специальныхэлектротехнических частей инженерных войск. Поэтому дата 8 ноября 1919 года стала официальным днём образования Военной академии связи имени С.М. Будённого. Начальником школы был назначен А.В. Бо-бинский, первым комиссаром — В.И. Шатагин. В последующем на должность комиссара последовательно назначались Д.М. Данюков и И.А. Золотов, в феврале 1921 года прибыл К.Е. Полищук.
Александру Васильевичу Бобин-скому предстояло организовать учебный процесс в соответствии с задачами подготовки красных командиров по двухгодичной программе высшей школы. Для этого он имел достаточный военный и научно-педагогический опыт. Родился Бобинский 24 января 1876 года. Общее образование получил во 2-м Московском кадетском корпусе. Военную службу начал 1 сентября 1894 года. По выпуску в 1899 году из Александровского военного училища был направлен в 165-й пехотный Ковельский полк с прикомандированием к 11-му сапёрному батальону. В августе 1907 года капитан А.В. Бобинский, как подготовленный в теоретическом и техническом отношении офицер, был рекомендован для преподавания. Назначение на должность
заведующего телеграфно-телефонным кабинетом Военной электротехнической школы состоялось 10 июля 1910 года.
Бобинский — участник Первой мировой войны.Автор семи книг по оптическому телеграфу, полевым телеграфным и телефонным линиям. За «отлично-усердную службу» и научные труды 6 мая 1915 года ему было присвоено воинское звание полковника. Служебный путь был также отмечен орденами Св. Станислава 2-й степени (1908), Св. Анны 2-й степени (1911), Св. Владимира 3-й степени (1916)13.
Со 2 октября до 6 декабря 1916 года полковник А.В. Бобинский командовал Запасным электротехническим батальоном и одновременно до сентября 1917 года являлся постоянным членом Инженерного комитета Главного военно-технического управления. Будучи активистом революционных событий февраля и октября 1917 года, он работал в Военно-хозяйственном совете Петрограда. В ноябре 1919 года Александр Васильевич, основываясь на многолетнем опыте и лучших традициях Офицерской электротехнической школы,стал инициатором организации классического высшего электротехнического образования в Красной армии. Преемственность наукоёмких учебных программ и научных школ обеспечили профессора и преподаватели ОЭШ, вставшие на сторону советской власти, такие как Е.В. Антулаев, В.К. Гайдуков, В.В. Герасимов, К.Н. Короткевич, П.К. Попов, Н.Н. Подпалов, В.П. Ха-щинский и др. Для чтения лекций на профессорских кафедрах14 руководство школы привлекло видных учёных и опытных инженеров. Так, по электротехнике читал лекции
московский профессор И.А. Чер-данцев15. По курсам математики, сопротивлению материалов,теоретической и аналитической механике, устройству автомобиля — известный петроградский профессор Б.А. Иванов16; по теоретической механике и сопротивлению материалов — профессор Н.Л. Кирпичёв; по курсу телеграфии — профессор А.Г. Львов. Со временем их поддержали коллеги Московского высшего технического училища Л.И. Сиротинский (курс высокого напряжения), Б.М. Ошурков (курс тепловых электростанций), Е.Ф. Комарков (курс электро-мате-риаловедение), Е.А. Чудаков17 (курс двигателей внутреннего сгорания). А.В. Бобинский приспособил типографию бывшей Духовной академии для издания учебников и пособий вышеназванными профессорами.
Уникальная учебно-материальная база ОЭШ позволила создать в условиях войны семь требовавшихся школе лабораторий — основных обучающих подразделений. Но трудностей из-за размещения школы в 66 км от Москвы было немало. Поезда из Москвы и Петрограда часто запаздывали, вагоны всегда были переполнены. Нередко профессорам приходилось ездить в тамбурах и даже на площадках вагонов. Однажды зимой маститый профессор Н.Л. Кирпичёв18 едва не замёрз в снежную бурю на буфере. Генерала пришлось растирать, отогревать горячим чаем, после чего он только вечером смог читать лекции19.
А.В. Бобинскому приходилось заботиться о пище, топливе, одежде, средствах передвижения для школы. Учебные помещения и общежития почти не отапливались, на занятиях в холодное время слушатели и преподаватели находились в шинелях, валенках, шапках... Добились разрешения на заготовку дров в 10—15 км от Сергиева Посада, но сказались сложности с доставкой, т.к. предусмотренные штатом 5 грузовых автомобилей в школу не поступили, а гужевой транспорт был малочисленным. Раздобыли 12 вагонеток и сумели построить до леса узкоколейную железную дорогу. Занятия стали проводиться в тёплых помещениях, а слушатели и курсанты утром перестали умываться во дворе — вода в умывальниках общежитий уже не замерзала. Была и боевая работа, как в апреле 1921 года. Тогда из
в
и
С.Л. ИШИМОВ, А.Г. БУРДИН, П.А. КУКСА. Гордость академии • Ж
Николаевская Императорская академия Генерального штаба
слушателей и курсантов школы сформировали команды связи и придали их бригаде Г.И. Котовского, действовавшей на Инжавинском боевом участке. Среди многих отличившихся были Н.М.Изюмов и Е.Л. Алесковский, ставшие в 70-е годы XX века заместителями начальника академии, и А.Д. Алексеев — будущий полярный лётчик, удостоенный 27 июня 1937 года звания Героя Советского Союза за высадку экспедиции И.Д. Папа-нина на Северный полюс (медаль «Золотая Звезда» № 38).
В марте 1921 года на X съезде РКП(б)по военному вопросу армия и флот получили новые задачи по строительству, техническому перевооружению войск и подготовке кадров преимущественно из пролетарской среды20. Уже в апреле 1-е Советские электротехнические курсы комсостава выросли в Военную электротехническую школу21 с 3-летним сроком обучения курсантов. Следом «в целях подготовки инженеров военных электриков для нужд армии, флота и авиафлота» июньским приказом РВСР Высшая электротехническая школа комсостава РККА была преобразована в Военную электротехническую академию РККА и флотов (ВЭТА)22 с 5-летним сроком обучения. А.В. Бобинский получил назначение в аппарат начальника УСКА.
Начальником академии был назначен военный инженер-электрик Евгений Адольфович Бернар-делли23. Выходец из итальянской семьи-династии, служившей России, он родился 23 июня 1881 года. Окончил реальное училище, а затем Киевское военное училище и Военную электротехническую школу по 1-му разряду. 12 сентября 1909 года штабс-капитан Е.А. Бернарделли стал в строй полевого сапёрного батальона. Через два года он прошёл курс обучения в офицерском классе ВЭШ и служил с мая 1911 года старшим офицером в Свеа-боргской крепостной минной роте, а с января 1914 года — в Выборгской.
22 января 1915 года капитан Е.А. Бернарделли принял командование Александровской радиостанцией, но в интересах службы в марте был переведён помощником начальника Николаевской радиостанции. Главнокомандующий Юго-Западным фронтом в апреле 1916 года определил его на должность помощника командира 8-й искровой роты с задачей переформи-
рования её в 8-й радиодивизион. После успешного решения задачи Е.А. Бернарделли был произведён в подполковники, а затем, в сентябре 1917 года, принял командование этим радиодивизионом. В декабре 1917 года он был избран и в связи с оказанным солдатами доверием назначен командиром 138-го радиотелеграфного дивизиона24. Имел награды,среди которых его гордостью являлись ордена Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», Св. Станислава 2-й степени и Св. Анны 2-й степени.
Приказом Реввоенсовета от 7 октября 1918 года Е.А. Бернар-делли был назначен инспектором радиотелеграфа Восточного фронта, затем исполнял должность инспектора радиотелеграфа полевого штаба Республики, а в январе 1920 года стал помощником начальника УСКА25. Получив опыт работы в управлении, Евгений Адольфович принял руководство академией, где впервые были созданы два факультета — связи и электромеханический. Он пригласил профессора М.В. Шулейкина26 возглавить первый факультет, а профессора К.И. Шенфера27 — второй.
Решая задачу комплектования ВЭТА научными кадрами, Бернарделли 1 июля 1921 года объявил Всероссийский конкурс и пригласил в конкурсную комиссию представителей технических вузов и начальников двух главныхуправлений — связи и инженерного. Заседание состоялось 12 октября. «Присут-
ствовали: Е.А. Бернарделли, декан факультета связи профессор М.В. Шулейкин, декан электромеханического факультета профессор К.И. Шенфер. Представители: Горной академии профессор И.А. Чердан-цев, института имени К. Маркса профессор Б.И. Угримов, УСКА И.А. Халепский, Инженерного Комитета ГВИУ В. Ефремов». Комиссия утвердила 24 кандидатуры профессоров, но отложила избрание одного профессора «вплоть до получения отзывов от профессоров Московского Университета». Члены комиссии признали желательным пригласить военного инженера А.К. Овчинникова профессором на кафедру по военно-инженерному делу28.
Были созданы учебный полигон, центральная станция, радиостанция и эксплуатационная электростанция, на факультетах — 12 научно-исследовательских лабораторий. К этому времени Е.А. Бернарделли организовал занятия в лабораториях старейших московских вузов и производственную практику на Казанской радиобазе, Сокольнической радиостанции и объектах связи, а для электромеханического факультета — на Богородской районной электростанции и других электростанциях Московской области29. Бесплатный проезд по железной дороге для слушателей с началом НЭПа был отменён, поэтому существенным достижением руководства ВЭТА стала организация в Москве, на Садовой улице, филиала с общежитием и ауди-
ториями. Здесь читали лекции видные профессора, такие как Л.И. Сиротинский30, Н.Р. Бриллинг31, К.И. Величко32, Б.М. Ошурков33, Б.А. Введенский34. Под руководством профессора С.И. Курбатова35 слушатели проводили испытания машин постоянного тока.
Деятельность Е.А. Бернарделли и комиссара Л.Б. Гершеновича, сменившего К.Е. Полищука, была многогранной и динамичной. Она включала помимо учебного процесса политико-воспитательную работу и общественно-политическую жизнь слушателей, электрификацию сёл района,руководство Комитетом в помощь голодающим Поволжья и Украины. При академии был создан детский дом для детей из голодавших районов Поволжья. Шефство над этим учреждением, влившимся потом в 234-й детский дом Ленинграда, продолжалось многие годы.
В январе 1922 года Е.А. Бернарделли получил назначение на должность помощника начальника УСКА по радиотелеграфу. Но при реорганизации УСКА в июне 1924 года был уволен в бессрочный отпуск36. Евгений Адольфович переехал в Ленинград37 и работал заместителем начальника техотдела конструкторского бюро, затем — инженером Связьмортреста. Был арестован в 1938 году, но освобождён в 1939-м в связи с прекращением дела. Второй раз был арестован 6 января 1942 года, обвинялся в контрреволюционной пропаганде. Военный трибунал НКВД по Ленинградской области в октябре 1942 года при-
Е.А. Свирский
говорил его к 10 годам лишения свободы. Скончался в лагере от воспаления лёгких. Дата смерти и место захоронения неизвестны. Реабилитирован Судебной коллегией по уголовным делам РФ 23 сентября 1991 года за отсутствием состава преступления38. Внуки и правнуки Евгения Адольфовича поддерживают связь с академией, посещают её музей и оказывают помощь в поисках документов о его службе, традициях семьи.
Начальником ВЭТА 20 января 1922 года был назначен Овчинников Алексей Константинович39. Слушатели хорошо знали его как преподавателя инженерных и военных дисциплин.
А.К. Овчинников родился в г. Павловске 13(25) октября 1861 года. Образование получил во 2-й реальной гимназии. После окончания Николаевского инженерного училища в 1883 году служил в 1-м сапёрном батальоне. В 1890 году был произведён в штабс-капитаны и зачислен в Санкт-Петербургское крепостное инженерное управление. С мая 1891 по сентябрь 1894 года служил в хозяйственном комитете при Варшавском крепостном инженерном управлении. Окончив по 1-му разряду Николаевскую Инженерную академию в 1896 году, возвратился в Варшавский комитет помощником председателя, затем трудился штаб-офицером Главного инженерного управления (ГИУ). За отличие в службе в 1904 году ему присвоено звание полковника, как начальник инженеров Брест-Литовской крепости в 1910 году он был произведён в генерал-майоры. Через три года А.К Овчинников принял заведование Электротехнической частью ГИУ и строительством Брест-Литовской крепости. С июля 1915 по апрель 1917 года служил начальником Электротехнического отдела Главного военно-технического управления, в ведении которого находилась Офицерская электротехническая школа.
Как участник Первой мировой войны в декабре 1916 года за отличие Алексей Константинович был произведён в генерал-лейтенанты40. С 1918 года руководил Военно-инженерным комитетом Главного военно-инженерного управления РККА41.
Дальнейшая судьба Алексея Константиновича Овчинникова была все-
цело связана с историей академии, где начало его деятельности совпало с ревизией ВЭТА правительственной комиссией во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым. Группа членов ВЦИК и руководящих работников центральных военных учреждений посещала занятия и изучала жизнь личного состава. В изданном по результатам работы приказе ГУВУЗа были отмечены успехи академии в подготовке кадров, а в отношении преподавателей отмечалось, что, несмотря на свою оторванность от центра, учёные академии внимательно следили «за ходом развития электротехники и за методом применения электрификации к военному делу в частности»42.
Сроки обучения в академии варьировались в зависимости от потребностей фронтов. Учебные планы и программы разрабатывались для каждого набора поступивших для обучения применительно к уровню их подготовки. Дезорганизацию учебного процесса вызывали и объективные факторы: недостаток профессоров, пропуск лекций приезжими преподавателями, срыв командировок слушателей на московскую базу академии и т.п. В августе 1922 года А.К. Овчинникова решением Реввоенсовета включили в состав Высшего академического совета РККА43, что повысило престиж академии, а также позволило активнее продвигать решение о переезде академии (только в течение марта—мая 1923 г. он совершил по этому поводу 17 служебных командировок в Петроград и Москву)44. Наконец весной с целью улучшения взаимодействия с радиотехническими предприятиями и научными организациями Петрограда было решено перевести академию в город на Неве. Академия разместилась в здании бывшей Императорской Николаевской академии Генерального штаба на Советском (ныне Суворовском) проспекте, 3245.
Предоставленное академии здание было нежилым, полуразрушенным. Ремонт вели своими силами. Преподаватели жили тут же — квартир для семей совсем не было. Слушателей обеспечили общежитием на Кирочной улице. Лаборатории ещё были в Сергиевом Посаде, а занятия уже начались. А.К. Овчинников сразу приступил к подготовке учебной базы и существенному укреплению научно-педагогических кадров. В результате
в
и
С.Л. ИШИМОВ, А.Г. БУРДИН, П.А. КУКСА. Гордость академии • Ж
кафедру электрических машин возглавил профессор Индустриального института Г.А. Люст, электротехники
— профессор ЛЭТИ И.Г. Фрейман46. Благодаря их примеру и авторитетному мнению были приглашены к чтению лекций профессора ЛЭТИ В.И. Коваленков, А.А Чернышёв, Н.А. Яблоновский, Л.М. Пиотровский, А.Б. Лебедев, Б.Е. Воробьёв, академик А.А. Петровский.
Отсутствие лабораторий А.К. Овчинников компенсировал производственной практикой слушателей. Она проводилась на заводах «Красная Заря» (телефонном), им. Кулакова (телеграфном), Балтийском судостроительном и «Электросила», радиозаводе имени Козицкого, Центральном телеграфе и Центральной телефонной станции, на железной дороге. Вскоре слушатели получили доступ и в лаборатории гражданских институтов, где работали до глубокой ночи на удивление гражданских лиц.
К августу 1923 года ремонт основного здания академии завершился, из Сергиева Посада поступило оборудование лабораторий,которое сразу монтировали и настраивали, но все работы пришлось прекратить ещё до 1 сентября 1923 года
— Реввоенсовет принял решение о слиянии ВЭТА с Военно-инженерной академией РККА и Флота. Была создана Военно-инженерная и электротехническая академия РККА47. Начальником академии был назначен А.К. Овчинников, комиссаром — Н.Т. Крупский. Электротехнический факультет возглавил А.А. Петренко48.
За год факультет создал шесть новых лабораторий с уникальными приборами и ежедневной пропускной способностью 600 обучающихся. Лаборатории открыли также слушателям и курсантам Объединённой школы связи и Курсов усовершенствования комсостава, Военной железнодорожной школы. Слушатели факультета удостоились чести учиться у видных учёных старейшей в стране Военно-инженерной академии, таких как С.А. Хмельков, Ф.И. Голён-кин, В.В. Яковлев, А.А. Незнамов, К.И. Величко, А.А. Смуров. Эти учёные также придали практическую военную направленность дипломным работам выпускников, что было высоко оценено комиссией во главе с Д.М. Карбышевым в ноябре 1924 года. В этом
же году на базе факультета были проведены всероссийские сборы начальников связи РККА.
Реввоенсовет СССР в мае 1925 года, стремясь создать компактный «учебный центр с развитыми научно-исследовательскими институтами, лабораториями и кабинетами» для подготовки кадров с высшим военно-техническим образованием, объединил Артиллерийскую и Военно-инженерную академии, образовав Военно-техническую академию имени Ф.Э. Дзержинского49.
В то же время постановлением Совнаркома СССР некоторые военно-технические заведения были переведены на положение военных отделений гражданских вузов50. Электротехнический факультет получил статус Военно-электротехнического отделения и был включён в состав Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ) имени В.И. Ульянова (Ленина)51. Порядок слияния технических факультетов военных академий с соответствующими факультетами высших учебных заведений Наркомата просвещения разъяснило постановление Совнаркома СССР от 28 июля 1925 года. Согласно документу слушатели и состоявшие на действительной военной службе профессора и преподаватели пользовались всеми правами и преимуществами для военных академий52.
Штат Военно-электротехнического отделения был определён в составе начальника, помощника, 2 преподавателей и 4 лаборантов. Начальником был назначен А.К. Овчинников, его помощником — Е.А. Свирский. Штатными преподавателями были П.Г. Ковалевский, руководитель по военным наукам, и В.А. Крейчман — по военной связи. Большую часть имущества имевшихся ранее шести лабораторий передали школам связи Ленинграда и Киева, но затем в институте не нашли лабораторий, соответствовавших хотя бы элементарным требованиям высшего военного образования. Слушатели, строившие свою работу по лабо-раторно-бригадному методу, очутились теперь в крайне тяжёлом положении. Стали создавать две лаборатории — связи и военно-прикладной электротехники. Не готов был к такому обременению и институт — расписания, нагрузка на преподавателей уже были спла-
нированы. Все общетехнические и специальные дисциплины слушатели проходили совместно со студентами ЛЭТИ, а военный и военно-технический циклы изучались отдельно по учебным планам отделения. «Жизнь на Военном отделении начиналась с 9 утра и длилась до 10—11 часов вечера», — писала газета «Будённовец-электрик».
А.К. Овчинников сверх своих обязанностей преподавал слушателям. Е.А. Свирский постоянно боролся за качество образования. На пленуме Реввоенсовета в Москве он говорил: «Усвояемость курсов поверхностна. Условия сдачи зачётов совершенно не гарантируют индивидуального подхода к экзаменующемуся, а принятый в Институте способ оценки познаний экзаменующегося совершенно не дифференцирует степень усвоения курса, ибо он сводится к оценке "сдал" или "не сдал"»53.
В учебном процессе последующих семестров руководствовались согласованным расписанием, а большую часть теоретических курсов читали крупнейшие специалисты того времени в области электро- и радиотехники профессора И.Г. Фрейман, А.И. Берг, В.Б. Вологдин, А.Н. Щукин, А.А. Пистолькорс, В.И. Сифоров, Ф.И. Холуянов, В.Г. Наумов и др. Они оказывали большое уважение, чуткость и отзывчивость слушателям, демонстрировавшим жажду знаний. Заслуга же А.К. Овчинникова и Е.А. Свирского состояла в том, что именно эти знаменитости стали учить слушателей. Отличное взаимодействие с руководством института позволило создать единое военно-научное общество студентов и слушателей, а с 1926 года ещё и ячейку Осоавиахима. Работали морской и артиллерийский кружки, студенческий Всевобуч, на базе военного отделения проводились стрельбы. В секции электросвязи вели исследования коротких волн, конструировали радиоприёмники и маломощные радиостанции.
22 декабря 1927 года в возрасте 66 лет Алексей Константинович Овчинников был с почётом уволен из рядов РККА в запас54. Начальником военно-электротехнического отделения был назначен профессор Евгений Антонович Свирский. Он родился в 1883 году в Херсоне в дворянской семье. Будучи штабс-капитаном 1-го Восточносибирского понтон-
в
I
Ж • ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
К.Е. Полищук
ного батальона, в 1909 году поступил и за год окончил Военную электротехническую школу, инженер-электрик. Продолжил службу в ВЭШ преподавателем. Принял участие в строительстве мощной Царскосельской радиостанции в 1914 году55. В годы Первой мировой войны Е.А. Свирский, как уже было упомянуто выше, преподавал на Ускоренных курсах подготовки офицеров в Петрограде и эвакуировался в их составе в Сергиев Посад. 3 июля 1919 года он принял должность начальника Первых Советских электротехнических курсов комсостава РККА и Флота, но 16 июля убыл заведующим учебной частью Электротехнического отдела Высшей Советской Военно-инженерной школы РККА56. С этих пор он совмещал должность администратора с преподавательской деятельностью, в октябре 1921
А.К. Овчинников
года был избран профессором по кафедре электрометрии.
Его не миновали проверки и испытания на лояльность советской власти. Свидетельством тому является протокол заседания «тройки» от 13 января 1920 года в составе В.А. Аванесова, Ф.Э. Дзержинского и Я.Х. Петерса: «Докладывали, слушали, постановили: по п. 6: Свирский, Евгений Антонович — доследовать». (Докладчиком по пунктам 1—48 был тов. Агранов; против фамилий подозреваемых лишь дважды встречается слово «доследовать»...)57.
Военное отделение ЛЭТИ до 1929 года произвело три выпуска военных инженеров-электриков для НИИ и учреждений связи, военных представителей на заводы промышленности средств связи. Вскоре и Красной армии потребовались квалифицированные специалисты. Но ЛЭТИ был ограничен в создании благоприятных условий для расширения военного отделения, и оно покинуло институт, сохранив навсегда самые лучшие отзывы об учёных и высочайшем уровне культуры электротехнического образования.
Отделение выросло в Электротехнический факультет58, который 1 октября 1929 года включили в состав Военно-технической академии РККА имени Ф.Э. Дзержинского и перевели в здание бывшего Михайловского артиллерийского училища на Арсенальной набережной59.
Начальнику факультета Е.А. Свир-скому предстояло изменить как учебный процесс, так и стиль работы преподавателей, облик слушателей, освоившихся с положением студентов, восстановить воинскую дисциплину. Слушатели сменили общежития на казармы. Началась перестройка всего учебного процесса, проблемы и задачи которого стали темой 1-й конференции факультета. На следующий год ГУВУЗ отменил дипломное проектирование, ввёл курсовые проекты, пересмотрел учебные планы и, уплотняя рабочий день, сократил сроки обучения кадров для РККА. Вводилась непрерывная практика на производстве и в войсках, охватившая 40 проц. учебного времени. Теперь слушатели учились по индивидуальным планам и защищали дипломы через 3 или 3,5 года. Это приветствовалось. Так, в 1930 году было три выпуска: 11, 16 и 21 человек; в 1932 году со-
стоялось четыре выпуска общей численностью 77 человек, из них по индивидуальным планам — два выпуска (6 и 3 выпускника)60.
В 1930 году в другое место была переведена Артиллерийская школа. Получив её помещения, факультет развернул лаборатории и увеличил набор слушателей. В мае прибыло невероятное количество поступавших с орденами и боевыми отличиями. Набор на первый курс превысил 120 человек (93 из них будут присутствовать на выпуске в Кремле 4 мая 1935 года и услышат знаменитую речь И.В. Сталина «О кадрах»).
Е.А. Свирский ещё в конце 1928 года, используя труды и талант В.М. Цейтлина, ввёл учебную дисциплину «Служба связи», а в
1930 году создал одноимённую кафедру, где по личному распоряжению командующего войсками ЛенВО М.Н. Тухачевского лекции читали А.А. Бартенев, Н.Л. Гурьянов, практические занятия проводил А.Г. Лапкин61.
Евгений Антонович осуществил переход от единичных научно-исследовательских работ к систематизированным исследованиям по десяткам тем в интересах технического перевооружения Красной армии. Факультет превратился в один из центров научно-технической мысли. Параллельно Свирский организовал в ЛЭТИ кафедру «Электрические измерения» и был её первым заведующим вплоть до 1941 года. Весной 1931 года состояние его здоровья ухудшилось, и он уволился с действительной военной службы, но не покинул академию, а трудился как организатор и руководитель кафедры технических основ электротехники, читал лекции. Одновременно руководил кафедрой в ЛЭТИ. Во время Великой Отечественной войны в эвакуированном в Ташкент институте и затем до безвременной кончины 1 сентября 1949 года являлся заместителем директора ЛЭТИ.
Во временное исполнение должности начальника факультета 1 июля
1931 года вступил К.Е. Полищук, который высоко ценил профессионализм корифея электротехники, его личностные качества, благородство, преданность академии. Вместе с советом ЛЭТИ он ходатайствовал о признании особых заслуг «непосредственного организатора военного электротехнического образования в советской
в
и
С.Л. ИШИМОВ, А.Г. БУРДИН, П.А. КУКСА. Гордость академии • Ж
стране и должностного лица, способствовавшего своей деятельностью всемерному развитию ВЭТА». Ходатайство было поддержано на всехуровнях военного управления и военного образования. За плодотворную педагогическую деятельность в 1932 году профессору Е.А. Свирскому было присвоено звание «Герой труда». Он был награждён орденом Красной Звезды за подготовку военных электротехников, а в 1936 году — орденом «Знак Почёта».
Приказом РВС СССР № 134 в декабре 1931 года начальником факультета назначили К.Е. Полищука, и впервые в истории вуза его выпускник стал одновременно начальником и комиссаром.
Константин Ефимович Полищук родился 23 мая 1897 года в крестьянской семье в с. Сальница Подольской губернии. В 1914 году окончил Высшее начальное училище в Виннице. С юных лет участвовал в революционном движении в Житомире, где до 1917 года учился в Землемерном училище. Член РКП(б) с 1916 года. Вступил в Красную армию 6 июня 1918 года и был направлен на Саратовские пулемётные курсы. По их окончании в 1919 году стал военным комиссаром бронепоезда № 1 Уральского фронта, затем — заместителем комиссара Первых Саратовских курсов на фронте. Звание «красный командир» ему присвоили в феврале 1919 года по окончании Саратовских командных курсов. Участник боёв на Южном фронте. На заключительном этапе Гражданской войны служил комиссаром, а затем — начальником Пензенских пулемётных курсов. В 23-летнем возрасте К.Е. Полищук в качестве начальника и комиссара возглавил Московскую Высшую стрелковую школу. 24 февраля 1921 года стал комиссаром Высшей электротехнической школы комсостава РККА62. После её переформирования в академию К.Е. Полищук подал рапорт о поступлении в ВЭТА и 1 ноября 1921 года стал слушателем. В 1927 году он защитил диплом военного инженера по специальности «электромеханика» и сдал экзамены в адъюнктуру63. Через год, получив учёную степень кандидата технических наук, Константин Ефимович вёл курсы «Переменные токи», «Электрические машины», «Телемеханика». Прошёл должности начальника кафедры, помощника
Профессорско-преподавательский состав Военной электротехнической академии РККА и флотов
1923 г.
начальника факультета. В его аттестации за 1928 год начальник Военного отделения ЛЭТИ отмечал: «По складу ума имеет склонность к научно-исследовательской работе, ввиду чего и, исходя из интересов дела... весьма желательно предоставить тов. Полищуку заграничную командировку в целях усовершенствования по специальности и расширения его технического кругозора. Связанные с этим расходы, если учесть присущие ему энергию, настойчивость и наличие весьма незаурядных способностей, безусловно, оправдаются в ближайшее время»64.
5 июня 1931 года постановление ЦК ВКП(б) «О командном и политическом составе РККА» определило курс «на решительное повышение военно-технических знаний начсостава, овладение им в совершенстве боевой техникой и сложными формами современного боя»65. Студентов вузов стали направлять по партийному призыву в военные технические академии. Начиная с 1931/32 учебного года студенты группами становились в строй электротехнического факультета ВЭТА. В частности,такой путь прошли маршалы войск связи Н.Н. Алексеев и А.И. Белов, первая выпускница академии командир-инженер Е.Н. Жуковская66.
Факультет разрастался, были созданы пять отделений, а материально-техническая и научная база настолько окрепли, что нуждались в новых площадях и зданиях. К.Е. Полищук в декабре
1931 года инициативно организовал эскизное проектирование прогнозируемого военного городка и начал поиск места для застройки. Выбор остановился на участках земли рядом с Ленинградским индустриальным институтом и был одобрен советским правительством. Уже 7 мая 1932 года на проспекте Бенуа (ныне Тихорецкий проспект) в торжественной обстановке произошла закладка городка для факультета67.
21 мая 1932 года по постановлению Комиссии обороны при СНК СССР были развёрнуты пять новых технических военных академий РККА. В том числе из факультета приказом Реввоенсовета СССР была сформирована (по сути, восстановлена) Военная Электротехническая академия РККА68.
Начальником и комиссаром академии назначили К.Е. Полищука69, вложившего огромный труд в её становление как самостоятельного высшего военно-учебного заведения, научного центра по проблемам электротехники и военной связи. В то время академия предназначалась для подготовки специалистов не только для войск связи, но и для инженерных войск, ПВО, электропромышленности и промышленности средств связи. Руководство таким вузом требовало от его начальника незаурядных организаторских способностей, глубоких и всесторонних знаний в области стратегии, оперативного искусства, науки и техники. Всеми этими качествами обладал диви-
зионный инженер К.Е. Полищук, которому приказом Реввоенсовета СССР в 1931 году было присвоено звание «преподаватель высшего учебного заведения»70.
Академия развёртывалась в составе шести факультетов и курсов усовершенствования высшего начсостава связи. В 1933 году организовали вечерний факультет связи. Требовалось наполнить факультеты слушателями и заместить вакансии профессоров, преподавателей, научных и инженерных работников. Помогало Главное управление связи РККА, привлекая к работе опытных специалистов центральныхуправлений Красной армии, резервистов из числа инженеров. К октябрю 1932 года дополнительно приняли 717 слушателей, но укомплектовали только 30 проц. штатной численности преподавателей71. Остальные должности заняли приватные профессора. Выручили ветераны и питомцы академии, прибывшие в первый же месяц нового учебного года. Застрельщиками этого движения стали В.А. Крейч-ман, Г.Н. Фесюков, В.Я. Горсунов, В.П. Потопаев, Н.С. Харлампович и др.
Постановлением советского правительства «О высшей школе» от 19 сентября 1932 года для академии был установлен срок обучения 5,5 лет, восстанавливались дипломное проектирование и производственная практика, лекция вновь становилась основой учебного процесса, вытеснив классно-групповой метод. К.Е. Полищук срочно принял меры по изменению проекта строившегося учебного корпуса. Без задержки строительства братья Катонины оперативно перепланировали классы и спроектировали поточные аудитории для лекций72. К 1933 году академия имела более 20 кафедр, 27 лабораторий, 9 специальных кабинетов. Фундаментальная библиотека содержала более 120 тыс. томов.
С 1 апреля 1933 года Военная электротехническая академия перешла в подчинение начальника связи Красной армии,но продолжила подготовку кадров для инженерных войск, ПВО и промышленности73.
25 апреля в связи с 50-летием героя Гражданской войны, члена Реввоенсовета СССР Семёна Михайловича Будённого приказом РВС СССР академии было присвоено его имя и наименование «Военно-электротехническая академия РККА
имени товарища Будённого»74.
К концу 1935/36 учебного года 65 проц. штатных преподавателей имели учёные звания и степени, 80 проц. приняли участие в учениях войск Киевского, Харьковского, Ленинградского, Северо-Кавказского, Закавказского, Приволжского, Среднеазиатского военных округов. Академия находилась на подъёме, и нарком обороны, концентрируя усилия на выполнении кадровых заказов для родов войск, 21 августа 1936 года ввёл новый штат академии, сократив число факультетов до трёх. Началась перестройкаучебно-об-разовательного процесса. В то же время академия участвовала в разоблачении «троцкистов-вредителей». К.Е. Полищук писал: «...Потоки грязных доносов, следующих за ними исключений из партии и, наконец, арестов. Начали один за другим исчезать преподаватели, слушатели и сотрудники. Почему, куда, по каким обвинениям — всё оставалось неизвестным, в том числе и мне, и комиссару академии»75.
Константин Ефимович был на совместном заседании Политбюро ЦК и РВС Союза, когда 1 и 2 июня состав пленума потерял около половины своих членов — командных и политических руководителей. А в ночь на 10 июля 1937 года был арестован К.Е. Полищук и 2 июля 1939 года осуждён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Годы заключения не сломили этого мужественного человека. Он работал в специальном конструкторском бюро НКВД, которым руководил А.Н. Туполев76. Под руководством К.Е. Полищука и им лично разрабатывалось новое самолётное оборудование, такое как электротепловые антиобледенители самолётов, обогреваемые стёкла, датчики системы автоматики, расхода топлива. Он стал автором более 30 оригинальных разработок и конструкций, зарегистрированных в Комитете по делам изобретений и открытий СССР.
К.Е. Полищук был освобождён в 1943 году, реабилитирован 10 февраля 1956 года. Его восстановили в воинском звании генерал-лейтенанта. Работал ведущим конструктором на заводе «Опыт» в Москве, профессором на кафедре аэронавигации Московского авиационного института. Среди его учеников были маршалы и министры, доктора и
кандидаты наук. За заслуги перед Родиной он награждён орденами Ленина, Красного Знамени,двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Именно с его именем связаны воссоздание и становление академии.
примечания
1 Волькенштейн А.Е. История Лейб-гвардии Сапёрного батальона, 1812—1852. СПб.: Военная типография, 1852. 353 с.
2 Столетие военного министерства, 1802—1902. Главное инженерное управление: исторический очерк. Очерк второй. СПб., 1902.
3 Вансович Афанасий Николаевич в 1834 г. окончил Николаевское инженерное училище. Заведовал Особой гальванической командой в 1840—1846 гг. Воевал на Кавказе, с 1857 г. заведовал гальванической частью Инженерного корпуса. С апреля 1859 г. — генерал-майор, с 20 мая 1868 г. — генерал-лейтенант.
4 Приказ по военному ведомству от 20 июля 1894 г. № 158.
5 Романов Владимир Александрович руководил ВЭШ в 1894—1904 гг. Участник Русско-японской войны 1904—1905 гг. Генерал-майор с 1899 г. См.: Волков С.В. Генералитет Российской Империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II в 2 т. М.: Центрополиграф, 2009.
6 Бурман Георгий Владимирович — начальник ВЭШ и ОЭШ с августа 1908 по март 1919 г. Генерал-майор с января 1912 г.
7 XX лет Военной электротехнической академии Красной армии имени С.М. Будённого: краткий исторический очерк. Л.: ВЭТА, 1940. С. 26.
8 Приказ Московского управления военно-учебных заведений от 27 марта 1918 г. № 25.
9 Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф. 62. Оп. 1. Д. 546. Л. 6.
10 Там же. Ф. 25836. Оп. 1. Д. 5. Л. 29.
11 Приказ РВСР от 12 ноября 1919 г. № 1885/396.
12 История Военной Краснознамённой академии связи имени С.М. Будённого: краткий очерк (1919—1957 гг.). Л.: ВКАС, 1957. С. 14.
13 Список полковникам по старшинству. Составлен по 1 августа 1916 г. Петроград, 1916; Военные приказы по военному ведомству // Разведчик. 1915. № 1291. 4 августа.
14 Приказ РВСР от 26 апреля 1920 г. № 640.
15 Черданцев Иван Александрович — выпускник электротехнического отделения Киевского политехнического института 1906 г. В 1919 г. — профессор в Высшей инженерной школе, а также профессор и заведующий кафедрой электротехники металлургического факультета Московской горной академии.
16 Циклы его лекций в школе называли «Ивановские недели» или «профессорские сессии», т.к. он оставался в школе на неделю и, ломая все расписания, один читал лекции по 5—6 предметам ежедневно 7 часов подряд. С этого времени профессор
в
и
С.Л. ИШИМОВ, А.Г. БУРДИН, П.А. КУКСА. Гордость академии • Ж
Б.А. Иванов работал в академии непрерывно в течение 20 лет.
17 Чудаков Евгений Алексеевич — русский и советский учёный и педагог, специалист в области машиноведения; в 1939 г. — действительный член Академии наук СССР.
18 Кирпичёв Нил Львович — военный инженер, учёный в области строительной механики, первый председатель Воздухоплавательного комитета при Главном инженерном управлении русской армии, инженер-генерал. В 1918—1920 гг. — управляющий делами Инженерного комитета при Главном военно-инженерном управлении РККА.
19 XX лет Военной электротехнической академии Красной армии имени С.М. Будённого. С. 27.
20 Десятый съезд РКП(б) 8—16 марта 1921 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. 8-е изд. М., 1970; Десятый съезд РКП(б): стенографический отчёт. М., 1963.
21 Приказ РВСР от 21 апреля 1921 г. № 879.
22 Приказ РВСР от 10 июня 1921 г. № 1222.
23 Приказ РВСР от 14 сентября 1921 г. № 259.
24 Приказ главнокомандующего Петроградским военным округом от 2 декабря 1917 г. «О выборности лиц командного состава и об отмене чинов и отличий».
25 См.: Предписание начальника Полевого штаба Республики от 13 мая 1919 г. № 2253/оп. Архив музея Военной академии связи. Д. 4. Л. 2—3.
26 Шулейкин Михаил Васильевич — радиотехник, действительный член Академии наук СССР. В 1919—1930 гг. — профессор по кафедре радиотехники МВТУ, заведующий кафедрой в Институте народного хозяйства имени Г.В. Плеханова, в Институте связи имени В.Н. Подбельского и начальник кафедры ещё в двух московских институтах.
27 Шенфер Клавдий Ипполитович — русский и советский учёный-электротехник, изобретатель в области электрических машин, профессор с 1917 г., действительный член Академии наук СССР.
28 Архив музея Военной академии связи. Д. 4. Л. 4—8.
29 Военная ордена Ленина Краснознамённая академия связи 1919—1999: исторический очерк. СПб.: ВУС, 1999. С. 13, 14.
30 Сиротинский Леонид Иванович — основатель московской научной школы техники высоких напряжений, доктор технических наук, профессор.
31 Бриллинг Николай Романович — учёный в области автомобилестроения и теплотехники, профессор. Директор Научного автомобильного и моторного института (с 1921 г.).
32 Величко Константин Иванович — генерал-лейтенант, профессор с 1890 г. Участник Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. (2-й военно-телеграфный парк) и Русско-японской войны. Автор проектов укрепления Владивостока и Порт-Артура. С 1910 г. — главный редактор Военной энциклопедии. В годы Первой мировой войны — начальник инженеров Юго-Западного фронта. С ноября 1917 г. руководил инженерной обороной Петрограда. Преподавал в трёх академиях.
33 Ошурков Борис Михайлович — учёный-специалист по турбинам и двигателям
внутреннего сгорания, профессор. Автор многих проектов плана ГОЭЛРО. С 1919 г. — в МВТУ.
34 Введенский Борис Алексеевич — учёный в области радиофизики, доктор физико-математических наук, профессор. В 1922 г. работал в физической лаборатории Московского университета. Член-корреспондент АН СССР с 1934 г.
35 Курбатов Сергей Иванович — специалист по машинам постоянного тока и электрической тяге, автор многочисленных трудов по электротехнике, профессор МВТУ.
36 Приказ РВС СССР от 16 июня 1924 г. № 198.
37 В Ленинграде на месте дома семьи Е.А. Бернарделли, тогда расположенного рядом с Греческой церковью, построенной в 1861 г. (архитектор Р.И. Кузьмин), в настоящее время находится Большой концертный зал «Октябрьский», построенный в 1967 г. (архитекторы А.В. Жук, В.А. Каменский, Ж.М. Вержбицкий).
38 Архив музея Военной академии связи. Д. 4. Л. 2—3, 9. Послужной список.
39 Приказ РВСР по личному составу от 20 января 1922 г. № 12.
40 Список генералам по старшинству. Составлен по 10 июля 1916 г. Петроград, 1916; ВП по военному ведомству // Разведчик. 1915. № 1275. 14 апреля; №1277. 28 апреля; Архив музея Военной академии связи. Д. 4. Л. 9—25. Послужной список, подлинник.
41 Инженерные войска России: исторический очерк / Под ред. Н.И. Сердцева. М.: ВИУ, 2001.
42 Приказ ГУВУЗа от 4 февраля 1922 г. № 2007.
43 Приказ РВСР от 23 августа 1922 г. № 606.
44 Архив музея Военной академии связи. Д. 4. Л. 11, 16.
45 Архитектор А.И. фон Гоген, инженер-строитель А.А. Веденяпин.
46 Фрейман Имант Георгиевич — радиоинженер, строитель мощных радиостанций в России; руководитель первой в России кафедры радиотехники (1917—1929); заместитель директора ЛЭТИ по учебной части. Автор терминов «радиотехника» и «радиовещание».
47 Приказы РВСР от 23 августа 1923 г. № 1788 и № 125.
48 Петренко Алексей Александрович — один из начальников 1-х Советских электротехнических курсов начсостава РККА и Флота. Окончил Инженерное училище в Киеве, Офицерскую электротехническую школу в Петербурге, где и преподавал. С 1925 г. — на ответственных должностях в наркоматах, внёс весомый вклад в развитие промышленности СССР.
49 Приказ РВСР от 6 мая 1925 г. № 469.
50 Постановление СНК СССР от 23 апреля 1925 г.
51 Приказ РВСР от 9 июня 1925 г. № 607.
52 Постановление Совета народных комиссаров от 28 июля 1925 г. «О слиянии некоторых технических факультетов военных академий с соответствующими техническими факультетами высших гражданских учебных заведений Народного Комиссариата Просвещения РСФСР».
53 Будённовец-электрик. 1936. № 38. 26 сентября.
54 Овчинников Алексей Константинович скончался в 1928 г. Похоронен на Комму-
нистической площадке Александро-Не-вской лавры.
55 Радиостанция была заложена 18 сентября 1914 г. и через 100 дней введена в эксплуатацию. Её мощность составляла 300 кВт. В октябрьские дни 1917 г. радиостанция по личному указанию В.И. Ленина возвестила миру об образовании советского правительства.
56 Приказ РВСР от 5 февраля 1919 г. № 302.
57 Центральный архив ФСБ России. ЛФД. Д. 320. Л. 1—2 об. Подлинник. Машинопись.
58 Приказ РВС СССР от 27 августа 1929 г. № 258/50.
59 Архитектор А.Е. Штаумберт.
60 Исторический формуляр Военной электротехнической академии Красной армии имени С.М. Будённого.
61 Военная ордена Ленина Краснознамённая академия связи 1919—1979: краткий исторический очерк. Л.: ВАС, 1979. С. 22.
62 Архив музея Военной академии связи. Д. 4. Л. 26—43. Послужной список, подлинник.
63 Приказ РВС СССР от 17 мая 1927 г. № 117.
64 Архив музея Военной академии связи. Д. 4. Л. 42—43. Аттестация, подлинник, 1-й экз.
65 КПСС о Вооружённых силах Советского Союза: документы 1917—1968. М., 1969. С. 269.
66 Жуковская Елена Николаевна стала слушателем, оставив студенческую скамью Московского энергетического института; выпускница 1935 г. См.: Будённовец-элек-трик. 1935. № 46. 7 ноября.
67 Архитекторы Е.И. Катонин, Л.С. Като-нин, К.Л. Иогансен; стиль — сталинский неоклассицизм.
68 Приказ РВС СССР № 046-32 г. Директива Главного управления РККА от 28 августа 1932 г. № 94244/81.
69 Приказ РВС СССР от 21 июня 1932 г. № 0341; Приказ по академии от 21 июня 1932 г. № 1.
70 Звание дивизионного инженера соответствовало званию генерал-лейтенанта. Звание «преподаватель высшего учебного заведения» соответствовало современному учёному званию «доцент».
71 Исторический формуляр Военной электротехнической академии Красной Армии имени С.М. Будённого.
72 Военная ордена Ленина Краснознамённая академия связи 1919—1969: краткий исторический очерк. С. 65.
73 Приказ РВС СССР от 1 апреля 1933 г. № 47.
74 Приказ РВС СССР от 25 апреля 1933 г. № 65.
75 Знание — сила. 1995. № 5.
76 Туполев Андрей Николаевич — русский и советский авиаконструктор, доктор технических наук. Был арестован 21 октября 1937 г. по обвинению во вредительстве и принадлежности к контрреволюционной организации и 28 мая 1940 г. приговорён к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29. В дальнейшем генерал-полковник-инженер А.Н. Туполев — академик АН СССР (1954); Герой труда (1926); трижды Герой Социалистического Труда; заслуженный деятель науки РСФСР; лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий, Государственной премии СССР. ■