Научная статья на тему '"ледовый Шелковый путь" как составная часть китайской инициативы "морского Шелкового пути XXI века"'

"ледовый Шелковый путь" как составная часть китайской инициативы "морского Шелкового пути XXI века" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
178
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВА "ОДИН ПОЯС / ОДИН ПУТЬ" / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / АРКТИКА / МАРШРУТ ТРАНСПОРТИРОВКИ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INITIATIVE "ONE BELT / ONE ROAD" / THE ARCTIC SEA ROAD / ARCTIC / TRANSPORTATION ROUTE / SINO-RUSSIAN COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Островский А.В.

В статье анализируются возможности развития Северного морского пути совместно с Китаем в рамках инициативы «Один пояс один путь». Российско-китайское сотрудничество по развитию Северного морского пути позволит не только заметно сократить маршруты транспортировки грузов между двумя океанами Тихим и Атлантическим, но и более активно осваивать месторождения полезных ископаемых в Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Островский А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICE SILK ROAD AS A PART OF CHINESE INITIATIVE “MARITIME SILK ROAD OF THE XXI CENTURY”

The article analyses possibilities of the development of the Arctic Sea Road together with China in the pattern of initiative “One Belt One Road” (OBOR). Sino-Russian cooperation on the development of the Arctic Sea Road could help not only curtail distances of cargo transportation between two oceans the Pacific Ocean and Atlantic Ocean but more active explore natural resources deposits in the Arctic.

Текст научной работы на тему «"ледовый Шелковый путь" как составная часть китайской инициативы "морского Шелкового пути XXI века"»

98

«ЛЕДОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

«МОРСКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ XXI ВЕКА» ICE SILK ROAD AS A PART OF CHINESE INITIATIVE "MARITIME SILK ROAD OF THE XXI CENTURY"

А.В. ОСТРОВСКИЙ

Заместитель директора, руководитель Центра социально-экономических исследований Китая Института Дальнего Востока РАН, д.э.н.

A.V. OSTROVSKY

Deputy Director, Head of the Center for SocioEconomic Research of China, Institute of the Far East, Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются возможности развития Северного морского пути совместно с Китаем в рамках инициативы «Один пояс - один путь». Российско-китайское сотрудничество по развитию Северного

морского пути позволит не только заметно сократить маршруты транспортировки грузов между двумя океанами - Тихим и Атлантическим, но и более активно осваивать месторождения полезных ископаемых в Арктике ABSTRACT

The article analyses possibilities of the development of the Arctic Sea Road together with China in the pattern of initiative "One Belt - One Road" (OBOR). Sino-Russian cooperation on the development of the Arctic Sea Road could help not only curtail distances of cargo transportation between two oceans - the Pacific Ocean and Atlantic Ocean but more active explore natural resources deposits in the Arctic.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Инициатива «Один пояс - один путь», Северный морской путь, Арктика, маршрут транспортировки, российско-китайское сотрудничество. KEY WORDS

Initiative «One Belt - One Road», the Arctic Sea Road, the Arctic, transportation route, Sino-Russian cooperation.

Осенью 2013 года председатель КНР Си Цзинь-пин выдвинул стратегическую инициативу «Один пояс — один путь», который был разделен на два проекта — «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Китай ставит задачу связать между собой экономически развитые страны Восточной Азии и Европы по двум древним маршрутам Шелкового пути, создать самую протяженную, имеющую самые большие резервы и самую объемную платформу экономического сотрудничества между Азией и Европой.

7 сентября 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с президентом Казахстана Н. Назарбаевым объявил

100

о начале реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути», который представлял собой три сухопутных маршрута с побережья Тихого океана через отсталые провинции Северо-Запада Китая — Шэньси, Нинся, Цинхай, Ганьсу и Синьцзян, затем через Казахстан в страны Евросоюза. Позднее, 3 октября 2013 года, Си Цзиньпин, выступая в парламенте Индонезии, заявил о начале реализации проекта «Морской Шелковый путь XXI века», который должен идти от морских портов Восточного и Южного Китая через страны Юго-Восточной Азии и далее в страны Южной и Западной Азии, Восточной Африки, Австралии и Океании.

В основных направлениях данной инициативы предусматривается: 1) создание нового континентального моста между Европой и Азией; 2) международные коридоры экономического сотрудничества Китай — Монголия — Россия; 3) Китай — Центральная Азия — Западная Азия и 4) Китай — Индокитай. С продвижением инициативы «Один пояс — один путь» также тесно связаны экономические коридоры Китай — Пакистан и Китай — Индия — Бангладеш — Мьянма.

В начальной стадии реализации были выделены пять основных целей инициативы «Один пояс — один путь»: 1) обмен между странами региона информацией по стратегии экономического развития для поисков точек соприкосновения; 2) развитие дорожного сообщения для создания большого транспортного коридора «Тихий океан — Балтийское море»; 3) организация бесперебойной торговли в зоне «Экономического пояса Шелкового пути» в ходе упрощения торговых и инвестиционных процедур; 4) укрепление сферы денежного обращения для осуществления обменов и расчетов в национальных валютах в счет постоянных операций

и в счет капитала; 5) взаимное изучение устремлений народов в этой зоне.

Для реализации этой инициативы были созданы две мощные финансовые структуры — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (объем капитализации 100 млрд долл.) и Фонд Шелкового пути (объем капитализации 40 млрд долл).

Еще с 2009 г. Китай стал проявлять большую активность в развитии Северного морского пути (СМП), и в 2013 г. по маршруту СМП впервые прошел китайский ледокол «Сюэ-лун» (Снежный дракон). В настоящее время Китай ведет строительство ледокольного флота, так как в Китае пришли к выводу, что использование СМП позволяет Китаю заметно сократить расстояние на пути из Китая в Европу по сравнению с Морским Шелковым путем XXI века, а время в пути — на 20%. По китайским оценкам, к 2020 г. Китай сможет проводить этим маршрутом от 5 до 15% внешнеторгового грузопотока в виде контейнерных перевозок из Шанхая (или Даляня) в Арктику (Мурманск и Киркенес).

Для более активного участия Китая в развитии СМП они предлагают создать на государственном уровне Банк освоения океана, который финансировал бы китайско-российское сотрудничество. Финансы потребуются для реализации совместных экономических и научных проектов.

В настоящее время в Китае уже выделены структуры, которые должны практически развивать это сотрудничество — Даляньское морское пароходство, а также Харбинский инженерный университет, который получил крупный государственный грант на несколько лет для исследования проблемы развития СМП и возможностей сотрудничества Китая в Арктике.

102

В Китае также предполагают дальнейшее развитие сотрудничества с Россией для более активного включения в разработку СМП. В частности, китайскими учеными неоднократно выдвигались идеи об использовании транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» для сокращения транспортных маршрутов для товаров из Северо-Востока Китая (провинций Хэйлунцзян и Цзилинь) через погранпереходы Суйфэньхэ — Гродеково до Владивостока и Хуньчунь — Краскино до порта Зарубино с последующей перегрузкой контейнеров на суда, следующие по СМП.

Кроме того, Институтом приграничных территорий Академии общественных наук Китая (АОН Китая) была выдвинута идея использовать для развития СМП в качестве опорной зоны погранпереход Хэйхэ-Благовещенск, через который можно было провозить большие грузопотоки из КНР в Европу по Транссибу до Владивостока и по железной дороге Тында-Якутск с последующей перевалкой на корабли по реке Лена до Тикси. Но эти планы можно будет реализовать только после завершения строительства автомобильного моста через Амур в районе Хэйхэ-Благовещенск и железнодорожного моста через Амур Нижнеленинское — Тунцзян.

Российская сторона может включиться в реализацию китайской инициативы «Один пояс — один путь» не только через развитие т.н. «северного маршрута» ЭПШП и транспортного коридора Китай — Монголия — Россия, но и использовать СМП в качестве дополнения к китайской инициативе ОПОП. Таким образом, будет создан дополнительный маршрут из Восточной Азии в Северную Европу в дополнение к уже предложенным. Развитие СМП совместно с Китаем в условиях различного рода санкций со стороны США и ЕС поможет обеспечить развитие СМП для расши-

рения транспортных маршрутов более коротким путем из Тихого океана в Атлантический. Но и при освоении углеводородных месторождений в Арктике, как показывает опыт компании «Новатэк» по добыче природного газа на полуострове Ямал (Сабетта) и в других местах, эта транспортная магистраль будет также востребована.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.