Научная статья на тему 'Лечение цифрой'

Лечение цифрой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евгений Кузнецов

Цифровая медицина — не просто сумма неких новых технологий, заточенных под нужды здравоохранения. Она поменяет всю парадигму отрасли. И, как ни парадоксально, сделает ее более ориентированной на человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лечение цифрой»

Лечение

цифрой

цифровая медицина — не просто сумма неких новых технологий, заточенных под нужды здравоохранения. Она поменяет всю парадигму отрасли. И, как ни парадоксально, сделает ее более ориентированной на человека.

Евгений Кузнецов

Цифровая медицина (или digital health) за последние несколько лет стала одним из самых востребованных направлений для всех венчурных капиталистов мира. Ее привлекательность вызвана прежде всего перспективой глубокой и масштабной перестройки здравоохранения как в национальном, так и глобальном масштабе. Развитие этого направления особенно актуально сейчас для США, где страховая индустрия накопила гигантский объем денег, связанных с медицинским страхованием. И эта финансовая кубышка (одна из самых крупных!) постепенно распаковывается для перераспределения ресурсов в пользу

новых направлений. Именно поэтому сегодня лидерами движения digital health выступают крупные мировые компании — Google и другие ИТ-гиганты, для которых digital health становится фактически новым направлением бизнеса.

Цифровую медицину можно разделить на три больших течения. Первое — это все, что связано с расшифровкой генома и анализом массивов данных, связанных с наследственными параметрами человека. Здесь мы сегодня наблюдаем колоссальный прогресс, который прежде всего касается стоимости расшифровки генома и возможности искусственного биоинженерного конструирования не только генов, но и новых организмов. Эта тема распадается

< I

s s

на генную инженерию и большое количество ИТ-приложений, которые не только специализируются на анализе генома и прогнозировании болезней, но и вырабатывают рекомендации для совершенствования здоровья человека. Самый известный стартап в этой области — американский сервис 23andMe, созданный Анной Войжицки, супругой основателя Google Сергея Брина. Этот ресурс первым предложил дешевую расшифровку геномов для каждого желающего, при этом клиенты ресурса получают не только прогнозы по развитию своих заболеваний, но в том числе и возможность найти своих родственников по всему земному шару. Ведь анализ генома, имеющего уникальные компоненты, может это позволить. У этого направления огромный потенциал, несмотря на то что эйфория на тему предсказаний с помощью этой технологии практически всех заболеваний уже прошла.

Начав с обработки и анализа больших массивов медицинских данных, цифровая медицина быстро станет индивидуальной. Она будет иметь дело не с болезнями, которые развиваются в разных людях, а с конкретными людьми. И это очень важный идеологический перелом

Второе течение — это все, что связано с информацией и взаимодействием медицинских специалистов между собой, а также с пациентом. Прежде всего это специализированные социальные сети, которые позволяют в интерактивном режиме взаимодействовать врачам и пациентам, накапливать информацию, базы данных и т. д. Этот процесс еще в начале пути, хотя и возникает ощущение его бурного развития. Большим препятствием для скачка выступают законодательные и этические ограничения — различные аспекты защиты персональных данных, медицинской информации, врачебной тайны и проч. Однако очевидно, что в ближайшем будущем многие вопросы окажутся урегулированы — и возможностей для накопления и анализа гигантских пластов информации станет гораздо больше, что позволит не ограничиваться медицинскими данными, связанными с небольшой группой людей, которые прошли отдельное клиническое испытание. Появится возможность сопоставлять данные максимального количества

людей планеты, страдающих тем или иным недугом. Таким образом, анализ данных будет становиться все более многофакторным, что в дальнейшем позволит разделять уникальные черты пациентов и характерные особенности протекания конкретной болезни — чтобы подбирать лекарства для каждого отдельно. Иными словами, в перспективе все это приведет к индивидуальной медицине.

Как ни удивительно, в России это направление тоже хорошо развито. Довольно известен стартап «Доктор на работе» — проект, объединяющий множество врачей и пациентов, которые обмениваются информацией. Другой замечательный стартап — «НормаСахар» — виртуальная клиника, специализацией которой является лечение диабета. Подобные проекты предвещают переход медицины в новое качество: как только появляется возможность накапливать огромный массив данных, а пациент начинает общаться с врачом удаленно и интерактивно, возникает новая экономика медицины, которая подразумевает конкретного пациента, а не «носителя болезни».

Третье глобальное течение в рамках цифровой медицины — это все то, что связано с биосенсорами, датчиками и гаджетами, позволяющими человеку контролировать состояние своего организма. На рынке в этой области уже сейчас огромный спектр предложений. К примеру, есть специальное приложение на iPhone, которое позволяет самому снимать кардиограмму. И этот процесс будет только нарастать. Очень скоро сенсоры станут настолько легкими и незаметными для человека, что их можно будет носить постоянно, как пластырь. В числе перспективных разработок стартап, который находится в посевном фонде РВК. Он разрабатывает датчик, позволяющий измерять уровень сахара в крови — с помощью лазерного луча на клипсе, которая прикрепляется к мочке уха. Такая технология позволит избавить пациента от очень неприятной процедуры прокалывания пальца: диабетики вынуждены делать это несколько раз в день.

В перспективе нас ждет не только мобильное получение данных, но и прямая трансляция их в сеть с быстрым анализом информации, что особенно важно, если болезнь человека чревата внезапными обострениями и приступами. В этом случае сигнал может моментально поступить в скорую помощь. Подобный стартап — «Кнопка жизни» — победил в конкурсе БИТ в прошлом году. Между тем и эта ниша только развивается, а стартапы и компании лишь пробуют нащупать действительно массовый и актуальный продукт.

Что касается масштаба поиска перспективных идей, то Россия сейчас, конечно, сильно отстает. Существуют отдельные фирмы, которые что-то

пробуют делать в этой области. Но их примерно с десяток, в то время как в мире этим занимаются тысячи компаний. Проблема также в том, что отставание нашей медицинской науки с каждым годом только прогрессирует. Если в США в год выпускается более 150 тыс. статей по медицине, то у нас — менее двух тысяч. В России почти нет венчурных фондов, которые делали бы ставку на цифровую медицину и привлечение новых инструментов (digital health, впрочем, только одно из направлений, которые наша страна «проспала»). Основная проблема фондов лежит в плоскости компетенций. Венчурные фонды, специализирующиеся на цифровой медицине, требуют появления специалистов, которые одинаково хорошо разбирались бы и в ИТ, и в медицине. На рынке такие специалисты — большая редкость, и российским ИТ-фондам, заинтересованным в подобных проектах, их очень сложно найти.

Несмотря на то что все направления очень сильно различаются, концептуально они близки. Дело в том, что ИТ-бизнес выстроен по определенным канонам. Прежде всего речь идет о клиентоориенти-рованной модели бизнеса; можно сказать, ИТ-революция привнесла ориентацию на потребителя во многие отрасли. И сейчас это начинает происходить в медицине, которая под влиянием нового формата обещает сильно трансформироваться. Медицина отныне будет иметь дело не с болезнями, которые развиваются в разных людях, а с конкретными людьми. И это очень важный идеологический перелом. Что бы мы ни делали — будь то анализ генома, работа с массивом информации или получение данных с датчиков, — мы везде говорим о персонифицированной медицине. Для медицины классической такой подход нехарактерен. Впрочем, эти изменения не являются для нее конфликтными, речь идет скорее о постепенной смене идеологии и глубокой перестройке самого здравоохранения.

Цифровые технологии, связанные с искусственным интеллектом, становятся настолько совершенными, что очень многие диагностические процессы начинают переходить в компьютер. С этого года компания IBM выпустила на рынок платформу искусственного интеллекта Watson, которая может дать рекомендации онкологическому больному эффективнее, чем среднестатистический врач-онколог. Развитие диагностических систем сегодня только набирает обороты. К примеру, фонд X Prize Питера Диамандиса, который постоянно объявляет конкурсы, связанные с прорывными разработками (в свое время он помог создать суборбитальный челнок, проинвестированный Ричардом Брэнсоном), сейчас проводит конкурс на создание диагностической терапевтической системы для iPhone. Задача — сделать так, чтобы обычный смартфон мог диагностировать большую часть болезней, с которыми мы сталкиваемся в повседневности. Причем это уже является не фантастикой, а предметом вызова, и над этим сегодня работает множество лабораторий и команд разработчиков в мире.

После завершения революции в медицине изменится само определение врача. Сегодня врач — это тот, кто

лечит болезни. В будущем это человек, непосредственно работающий с пациентом, притом что все диагностические процедуры совершают искусственный интеллект и специально созданные распределенные системы. Посмотрим на традиционную постсоветскую медицину: она представляет собой «мастерские здоровья», куда приходят люди, чтобы подправить свое самочувствие. Люди сами по себе не слишком ответственно относятся к своему состоянию. Здоровье для них выступает скорее как внешняя функция, которой занимается (распределяет) кто-то посторонний. В парадигме новой медицины здоровье — это личный результат, следствие работы человека со своим организмом, своевременной диагностики ранних стадий заболеваний, предотвращения, своевременного лечения на ранних стадиях и т. д. Человек должен будет привыкнуть относиться к своему организму практически как к своему дому. Как и во время ремонта, обойтись без профессионалов здесь сложно, однако руководить процессом оздоровления своего организма станет он сам.

В будущем большинство болезней можно будет диагностировать с помощью смартфона. И это уже не фантастика — над этой задачей сегодня в мире работает множество лабораторий и команд разработчиков

И когда произойдет этот сдвиг, врач перестанет быть специалистом по болезням, он «переквалифицируется» в специалиста по людям, по ситуациям, инструментам, оптимизации жизненных процессов... Конечно, пока мы еще только в самом начале пути. Однако классическая глобальная идеология, представляющая болезнь чем-то непредсказуемым и излечимым с помощью скальпеля и таблеток, с очевидностью уйдет в прошлое. Меняющаяся система здравоохранения позволит человеку своевременно и правильно принимать решения. И делать это он будет максимально технологичным способом. Такова новая парадигма медицины. И digital health — один из ее эффективных инструментов.

Об авторе Евгений Кузнецов

директор департамента стратегических коммуникаций, член правления ОАО «Российская венчурная компания»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.