Научная статья на тему 'i-здравия желают!'

i-здравия желают! Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антон Ковалевский

В медицину окончательно пришла цифровая революция, однако если судить по количеству российских инновационных стартапов в этой области, то наша страна начало этого технологического сдвига все-таки пропустила. Что ж, это повод свериться с общим направлением движения технологической мысли и, возможно, подсмотреть кое-какие идеи у зарубежных коллег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «i-здравия желают!»

со

е

i-здравия

желают!

Антон Ковалевский

В медицину окончательно пришла цифровая революция, однако если судить по количеству российских инновационных стартапов в этой области, то наша страна начало этого технологического сдвига все-таки пропустила. Что ж, это повод свериться с общим направлением движения технологической мысли и, возможно, подсмотреть кое-какие идеи у зарубежных коллег.

По оценкам исследовательской компании Rock Health, в 2012 году венчурные инвесторы США вложили в цифровую медицину более $1,4 млрд — на 46% больше, чем в 2011-м. При этом прочие медицинские сегменты — такие как биотехнологии и разработка новых устройств — показали снижение темпов инвестирования.

То, что застрельщиком в развитии цифровой медицины стали США, не случайно. Американскую систему здравоохранения лихорадит уже не первый год: парламентские дебаты вокруг «медицинского» проекта Барака Обамы (так называемого Obamacare) в итоге разрешились в пользу действующего президента, однако нынешнее положение дел устраивает далеко не всех. Медицинские расходы на душу населения в США — одни из самых высоких в мире, однако гигантская машина здравоохранения, по мнению большинства, становится все более неэффективной и забюрократизированной. Поэтому все самое интересное в отрасли, в первую очередь для бизнеса, сейчас происходит не по указке сверху, а по инициативе снизу — силами крупных корпораций и небольших инновационных стартапов.

КУДА ПОЙТИ

О состоянии дел в американском здравоохранении статистика говорит весьма красноречиво. Американцы в общей сложности совершают около миллиарда визитов к врачу в год. Ждать встречи с терапевтом приходится примерно 20 дней, при этом практически ежедневно даже популярные врачи теряют около 12% рабочего времени из-за пациентов, пропускающих визит по тем или иным обстоятельствам; около 40% консультаций, назначенных более чем за 20 дней до даты визита, отменяется по вине пациентов. Нью-йоркский

стартап ZocDoc пытается решить проблему: как утверждает его основатель и СЕО Сайрус Массуми, клиенты ZocDoc попадают к нужному специалисту всего через два-три дня. «Этот рынок очень неэффективен, — говорит Массуми. — Проблема становится особенно острой с введением системы обязательного страхования: сейчас в очередях окажутся более 30 млн новых пациентов. Несколько лет назад в штате Массачусетс около 500 тыс. человек получили медицинскую страховку: в итоге среднее время ожидания выросло до 50 дней. Сейчас мы рискуем столкнуться с той же проблемой уже в национальном масштабе».

Пациенты могут использовать ZocDoc совершенно бесплатно, врачи вносят около $300 в месяц за размещение своих данных на сайте. Сейчас ZocDoc используют уже несколько миллионов человек более чем в 20 крупных городах США, включая Нью-йорк, Вашингтон и Сан-Франциско. В числе инвесторов компании — фонд Юрия Мильнера DST Global, вложивший в ZocDoc около $50 млн. Конкуренты, впрочем, не дремлют: среди похожих стартапов стоит упомянуть Zeel и GoHealth (последний привлек в прошлом году примерно $50 млн инвестиций).

Другой заметный источник неэффективности, в первую очередь для потребителя, — выбор страховой компании. По оценкам фонда Kaiser Family, за последние годы даже полностью застрахованные работодателем пациенты вынуждены платить из собственного кармана до тысячи долларов в год — чаще всего по причине фиксированного выбора программы страхования. «Фактически раньше пациент ничего не решал, — говорит Ребекка Вудкок, основатель онлайн-стартапа CakeHealth, помогающего всем желающим оптимизировать расходы на медицину и вести полный учет медицинских расходов онлайн. — Эта модель

чй^

неустойчива: в долговременной перспективе все получат полную свободу выбора».

Наиболее заметный из подобных стартапов — компания Castlight, привлекшая в 2012 году рекордные для отрасли $100 млн инвестиций. Castlight помогает сотрудникам средних и крупных компаний сравнивать цены, предложение и программы различных страховых компаний. По словам директора по маркетингу Питера Айзексона, разница в ценах на схожие продукты порой достигает 700%, при этом корреляции между ценой и качеством обслуживания зачастую может и не быть. «Отсутствие прозрачности — бич медицинского бизнеса, — уверен Айзексон. — Мы собираем данные о качестве страховых программ из третьих источников — в том числе государственных — и опрашиваем тысячи пациентов, чтобы рассчитать реальные расходы на здоровье в разных страховых планах».

В нью-йоркской компании Salt используют несколько иной подход: база данных этого стартапа помогает интернет-пользователям находить более дешевые варианты решения не слишком серьезных медицинских проблем: «Вам не нужно идти в больницу, чтобы сделать прививку или вылечить простуду, — говорит основатель компании Киль Бреннан. — Прививку можно сделать в аптеке ТЦ, а простуду легко вылечит и медсестра в общественном медицинском центре».

ПЕРЕХОД В ЦИФРУ

Идея электронной карты пациента смотрится лучше некуда: каждый больной и его врач получают доступ к полной истории болезни в цифровом формате, которая хранится в легкодоступном и надежном «облаке»; доступ к нему может быть предоставлен всем заинтересованным сторонам. Это куда удобнее ненадежных бумажных карт, которые

В США цифровую медицину всячески двигают вперед страховщики, заинтересованные

в сокращении расходов на лечение. Что до их российских коллег, то они пока не проявляют особого интереса к цифровым решениям проблем здравоохранения

легко потерять, зачастую трудно расшифровать и неудобно хранить! Меньше ошибок, меньше бумажной работы, меньше ненужных разговоров... В реальности все не так просто: легко построить систему электронного документооборота, но сложно заставить людей действительно ее использовать. Неохотнее всего на электронные карты в США переходят врачи частной практики: стоимость внедрения подобных систем для них слишком высока, и сейчас лишь 17% из американских врачей-частников используют такие карты.

Британский программист Мохаммед Аль-Убайдли основал компанию, занимающуюся внедрением EHR (электронных медицинских карт) Patients Know Best несколько лет назад. На тот момент у него было три основных конкурента: Google, Microsoft и Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS). С тех пор Google и NHS полностью свернули свои проекты, Microsoft продолжает поддержку своей системы HealthVault — без особого, впрочем, успеха. Аль-Убайдли, однако, настроен вполне оптимистично: «Основная проблема — заинтересовать все стороны. Google и Microsoft были уверены, что важны только пациенты и их мнение, поэтому они создали продукт, которым пользовались лишь пациенты. Человеку нравился сервис Google Health, он тратил часы на то, чтобы вручную вбить все свои данные в систему, показывал врачу — а тот просто отказывался их использовать. Мы стараемся создать продукт, который был бы удобен и для докторов. Еще одна проблема — доверие. Корпорации долго пытались убедить людей, что не будут использовать данные в своих целях — в первую очередь рекламных. Но лишь немногие им поверили».

< I

s J s

s

E

о

CL

e

s j

Фактически Patients Know Best только начинает полномасштабную деятельность: сейчас около двух десятков больниц в США и Великобритании используют платформу компании. При этом инициатива все равно исходит от пациента: он просит своего врача перевести медицинскую историю в цифровой вид, после чего получает полный контроль над записями и может предоставлять к ним доступ всем желающим — докторам, диагностическим лабораториям, страховым компаниям и другим заинтересованным сторонам. При этом пациенты используют Patients Know Best бесплатно — в то время как доктора ежемесячно оплачивают подписку. Зачем дополнительные расходы? «Больницы готовы платить, поскольку система позволяет более эффективно работать с пациентами и повысить качество обслуживания», — говорит Аль-Убайдли. По его словам, компания уже начала приносить прибыль.

НА УДАЛЕНКЕ

Следующий шаг — дистанционные консультации. Через «Скайп» давно можно получить ученую степень, провести переговоры или дать интервью — почему бы и докторам не освоить онлайновые консультации?

Как утверждают стартаперы, некоторые болезни не всегда требуют личного присутствия: опытному врачу достаточно видео или фото приличного качества. «У пациентов все меньше времени на походы к докторам — и я их понимаю, — говорит основатель компании Direct Dermatology врач-дерматолог Дэвид Вонг. — Дерматология — отличный сегмент для телемедицины. Фотографии с мобильного телефона вполне достаточно для более или менее точного диагноза сыпи, угрей или других распространенных проблем кожи». Direct Dermatology не требует видеоконсультаций: пациент просто загружает фото на сайт компании, дает краткое описание симптомов и за $85 получает квалифицированную консультацию по своей проблеме. «Телемедицина, — говорит Вонг, — дает возможность предотвратить серьезные проблемы — в особенности людям, находящимся в глухой местности. К примеру, фермерам. Так, мы можем распознать, скажем, меланому заранее: фотографии бывает вполне достаточно».

Стартап HealthTap из Пало-Альто собрал в свою картотеку более 15 тыс. терапевтов и докторов разных специальностей, отвечающих на вопросы пользователей онлайн — причем абсолютно бесплатно. В чем их интерес? Врачи получают возможность создать себе репутацию среди клиентов и других специалистов; каждый врач может прокомментировать или оценить тот или иной ответ. Есть и премиум-подписка: за $10 любой желающий может получить частную онлайн-консультацию. Как утверждает основатель компании Рон Гутман, зачастую большего и не требуется: «Американцы тратят миллиарды долларов на визиты к врачам, в то время как около 25% всего времени — и денег — уходит на простейшие вопросы и ответы». В 2011

году компания получила около $11 млн от группы инвесторов во главе с фондом Mayfield Fund.

А если на дворе глубокая ночь, врач недоступен, а проблема у пациента не столь серьезна, чтобы вызывать «неотложку»? Многие ищут решение своих проблем в Google — и зачастую это не самый лучший выход. По словам основателя Symcat Крейга Монсена, около 40% людей уверены, что чем выше в поисковой выдаче диагноз, совпадающий с их симптомами, тем более вероятно, что у них именно эта проблема. «Это опасное заблуждение, — говорит Монсен. — Введите «боль в спине» — и можете получить малярию или туберкулез. В действительности вероятность этих вариантов очень мала. Та же проблема и с популярными базами данных по заболеваниям вроде WebMD: это скорее энциклопедии, чем диагностические инструменты».

Платформа Symcat организована иным образом — по тем же алгоритмам, что и рекомендательные сервисы для кино и музыки вроде Pandora или Netflix. Пользователь вводит список симптомов и отвечает на дополнительные вопросы, после чего система оценивает вероятность тех или иных заболеваний, исходя из данных американского Центра по контролю над заболеваниями и других публичных источников — не только используя информацию о симптомах, но и принимая во внимание априорную вероятность того или иного заболевания. Результат — список возможных диагнозов, их вероятность в процентах и базовые советы — от простых способов самолечения до рекомендаций по тем или иным специалистам, которых стоит посетить.

Разумеется, Монсен не позиционирует свой сервис как замену квалифицированной помощи, однако в большинстве случаев Symcat может помочь человеку быстро сориентироваться — что особенно ценно в условиях многодневных очередей на «живые» консультации.

Еще одна проблема, которую решает цифровая медицина, — контроль процесса лечения. Может ли врач быть уверен, что пациент принимает все прописанные препараты и делает необходимые тесты? По данным нескольких американских исследований, отказ от приема прописанных лекарств приводит более чем к сотне тысяч смертей ежегодно.

Нью-йоркский стартап Medivo, собравший более $7 млн венчурных инвестиций в 2011 году, пытается облегчить коммуникацию между доктором и пациентом в ходе домашнего лечения: с помощью этой информационной системы врач назначает дополнительные тесты, отправляет напоминания, получает результаты анализов — словом, лучше контролирует процесс. Использование платформы бесплатно для обеих сторон: основатели компании планируют зарабатывать за счет размещения рекламы. Еще один похожий проект — CareSpeak Communications — помогает вовремя принимать лекарства, отправляя сообщения не только пациенту, но и близкому человеку, который может проконтролировать следование рекомендациям

врача. Эффективность системы уже подтверждена научными публикациями: после пересадки печени пациенты, получающие сообщения от CareSpeak, восстановились быстрее за счет своевременного приема лекарств.

ДОКТОР ГАДЖЕТ

Наиболее технологически продвинутый сегмент цифровой медицины — разнообразные биосенсоры, позволяющие следить за состоянием здоровья и собирать данные об организме для последующей обработки.

Пожалуй, самый яркий проект последних лет — «умные таблетки» от компании Proteus Digital Health, собравшей под эту разработку более $125 млн инвестиций. Ее идея состоит в том, чтобы точно отслеживать лечебный эффект, произведенный приемом внутрь того или иного медицинского препарата. Для этого было решено помещать в каждую таблетку сенсор из меди, магния и силикона размером около миллиметра. Сенсор несет в себе информацию о типе лекарства и месте его производства и активизируется после попадания в желудок. После этого миниатюрный прибор начинает отправлять информацию о времени приема, температуре, сердцебиении и активности лекарства на «умную» повязку на груди пациента, а еще через пять минут — деактивиру-ется. Каждые тридцать минут повязка передает собранные данные по Bluetooth на смартфон пациента. С помощью специального приложения можно передать информацию доктору, который оценит эффективность лекарства и состояние пациента. Компания уже получила разрешения от американских контролирующих органов и работает с крупными фармацевтическими производителями.

В последние годы появился целый ряд сенсоров в виде браслета, собирающих самую разнообразную информацию:

к примеру, Misfit Shine хранит данные о физической активности, подсчитывает калории и синхронизируется со смартфоном. С помощью краудфандинга проекту удалось собрать свыше $850 тыс. на производство. Другой подобный сенсор, LUMOback, привлек около $5 млн венчурных инвестиций, Fitbit — более $12 млн.

Подобные браслеты относятся скорее к фитнесу, нежели к медицине, однако активно используются, к примеру, в физиотерапии. На больницы рассчитан сенсор от стар-тапа BAM Labs — «заплатка» примерно в 5 см, которая устанавливается в углу матраса пациента, контролирует его движение, сердечный ритм и дыхание и передает информацию в облачное хранилище, позволяя медсестрам оптимизировать необходимые процедуры — скажем, переворачивание лежачих больных.

Другие стартапы (к примеру, Scanadu Scout) позволяют самостоятельно собирать важную информацию — в том числе ЭКГ, уровень сахара в крови и многое другое — с помощью специальных сенсоров и приложений для смартфонов. Кроме того, продвинутые алгоритмы анализа долгосрочных данных помогают своевременно обнаружить проблемы, которые плохо выявляются при обычной диагностике.

Разумеется, все это — лишь капля в море проектов цифровой медицины: только за 2012 год было объявлено о запуске нескольких сотен подобных стартапов в США. Не отстают и крупные корпорации: в июне этого года компания General Electric объявила, что вложит более $2 млрд в этот сегмент — в основном в проекты, специализирующиеся на сборе, обработке и анализе «больших данных». По оценкам компании Rock Health, эти цифры — лишь начало бума: в 2013-м венчурные рекорды не- ■■■ пременно обновят. ■■

Прирост венчурных инвестиций в основных сегментах медицинского рынка США в 2012 году

Все сегменты -10%

Программное обеспечение

Цифровая медицина

Биотехнологии -15%

10%

46%

Медицинские устройства

Источник: Rock Health

-13%

Доля венчурных инвестиций в различные сегменты цифровой медицины в 2012 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.