Научная статья на тему 'Латиноамериканский цивилизационный проект Венесуэлы'

Латиноамериканский цивилизационный проект Венесуэлы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
315
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / LATIN AMERICA / ВЕНЕСУЭЛА / VENEZUELA / ЛАТИНОАМЕРИКАНИЗМ / LATINAMERICANISM / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVILIZATION IDENTITY / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Емельянов А. И.

Статья посвящена изучению венесуэльского опыта цивилизационной самоидентификации на современном этапе. Исследуются основные проблемы переходного этапа для венесуэльской экономической и политической системы в период президентства Уго Чавеса. Автор дает оценку процессу формирования цивилизационной идентичности региона и приходит к выводу, что реформирование политической и экономической сфер привело к улучшению благосостояния венесуэльского народа. Опыт Венесуэлы наглядно показывает, какими средствами этой латиноамериканской стране удалось расширить свои внешнеполитические и внешнеэкономические связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LATIN AMERICAN CIVILIZATION PROJECT OF VENEZUELA

The article is devoted to the study of the Venezuelan experience of civilizational self-identity on the modern stage. The article examines the main problems of the transitional phase for the Venezuelan economic and political system during the presidency of Hugo Chavez. The author evaluates the process of formation of civilizational identity of the region and concludes reformation of the political and economic spheres led to the improvement of the welfare of the Venezuelan people. The experience of Venezuela shows clearly the means by which this Latin American country has managed to diversify its foreign policy and foreign economic relations.

Текст научной работы на тему «Латиноамериканский цивилизационный проект Венесуэлы»

УДК 327.35

А. И. Емельянов

кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ВЕНЕСУЭЛЫ

Статья посвящена изучению венесуэльского опыта цивилизационной самоидентификации на современном этапе. Исследуются основные проблемы переходного этапа для венесуэльской экономической и политической системы в период президентства Уго Чавеса. Автор дает оценку процессу формирования цивилизационной идентичности региона и приходит к выводу, что реформирование политической и экономической сфер привело к улучшению благосостояния венесуэльского народа. Опыт Венесуэлы наглядно показывает, какими средствами этой латиноамериканской стране удалось расширить свои внешнеполитические и внешнеэкономические связи.

Ключевые слова: Латинская Америка; Венесуэла; латиноамериканизм; цивилизационная идентичность; мировая политика; политология.

Emelianov A. I.

Ph. D. (Political Science), Associate Professor, Department Political Science, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]

LATIN AMERICAN CIVILIZATION PROJECT OF VENEZUELA

The article is devoted to the study of the Venezuelan experience of civilizational self-identity on the modern stage. The article examines the main problems of the transitional phase for the Venezuelan economic and political system during the presidency of Hugo Chavez. The author evaluates the process of formation of civilizational identity of the region and concludes reformation of the political and economic spheres led to the improvement of the welfare of the Venezuelan people. The experience of Venezuela shows clearly the means by which this Latin American country has managed to diversify its foreign policy and foreign economic relations.

Key words: Latin America; Venezuela; latinamericanism; civilization identity.

Венесуэла на протяжении всей своей истории развивалась как капиталистическое государство, базирующееся на принципах либерализма. Ее роль в мировой рыночной системе согласно неписанным правилам западного мира заключалась в донорстве экономически развитым государствам вопреки интересам своего народа [7]. Смену

политического курса страны, так называемого «левого дрейфа», инициировал Уго Чавес, который в отличие от своих предшественников выступил с программой, направленной на раскабаление своей страны от мировых кредиторов и разнообразных международных корпораций [2, с. 133].

По сути, программа У. Чавеса стала ответом на политику Международного валютного фонда (МВФ), за помощью к которому обращались его предшественники в кризисные времена, что в результате сказывалось не столько на улучшении условий жизни венесуэльцев, сколько на поддержании условий для того, чтобы страна и дальше выплачивала кабальные проценты под предоставленные займы и предоставляла свои ресурсы развитым странам мира. В подобных условиях экономика страны не могла выйти из внутреннего кризиса, положение граждан Венесуэлы становилось хуже [11].

Преодоление этого замкнутого круга стало основным достижением политики Уго Чавеса, которую он реализовывал в рамках своего проекта по построению социализма латиноамериканского типа [12]. Улучшение условий жизни простого народа способствовало поддержке его политики электоратом, ведь одобрение инициатив президента Чавеса могло бы выступить гарантией преемственности его реформ и конституционности политики, направленной по большому счету против транснациональных компаний, имеющих свои штаб-квартиры в США. Именно от США, как от государства, которое не смирилось с потерей доступа к ресурсам этой страны, продолжает исходить большая угроза для сторонников курса нынешнего правительства Венесуэлы [6].

По сравнению с предыдущими латиноамериканскими лидерами, У. Чавес пошел по совершенно новому пути, поставив задачей пересмотр роли своей страны в мировой политике [9]. Так, режимы Х. Пе-рона и Ж. Варгаса, которые проводили реформы, но не отходили от американской модели государства, в результате не прошли испытание временем. В отличие от них в основу будущего государства У. Ча-вес сознательно заложил принципы латиноамериканизма, которые не подразумевали кардинальных перемен в политической жизни, отказа от демократических процедур и пр. В то же время латиноа-мериканизация предусматривала возвращение к своим историческим корням в культуре, которая на протяжении долгого времени находилась в подчиненном положении перед англосаксонской культурой.

Просматривается аналогия с событиями первой четверти XIX в., когда С. Боливар стремился создать государство, основой которого должна была стать Боливарианская модель демократии. С учетом современных реалий эта система характеризуется рядом особенностей, среди которых следует выделить:

1) антиимпериализм (противодействие глобальному доминированию США и международных корпораций, установление экономического суверенитета);

2) прямую демократию (стремление к тому, чтобы все решения принимались по результатам плебисцитов);

3) экономическую самодостаточность;

4) борьбу с коррупцией;

5) справедливое распределение природных ресурсов.

6) принцип «права человека превыше доходов корпораций» [5, с. 115].

При этом непростая новая политика носила название «латиноаме-

риканизм». По мнению У. Чавеса, именно она была способна объединить все страны Латинской Америки для построения государственности с учетом традиций и особенностей региона, интенсифицировать самоидентификацию латиноамериканцев в общем цивилизационном ключе. Кроме того, идея латиноамериканизма созвучна с построением многополярного мира, где цивилизации играли бы весомую роль и тем самым превращались в ключевых акторов мировой политики. Подобные процессы возвращения к своим корням заметны и в других уголках мира, например, Индии, Китае, России [4; 8]. Венесуэла, в свою очередь, является одним из флагманов латиноамериканской цивилизации [1].

Схожесть во взглядах помогает латиноамериканским государствам объединиться на международной арене, в том числе в рамках ООН, где эти страны выступают за соблюдение принципов международного права и суверенности внутренней политики государств. В дальнейшем политика У. Чавеса преодолела границы Венесуэлы, что нашло свое отражение в создании политико-экономического блока АЛБА. Целью этой организации была интеграция всех стран, ведущих свою политику в русле латиноамериканизма, а также экономическая помощь и военно-политическая поддержка в случае вмешательства США во внутренние дела государств-участников.

Во внутриполитической жизни страны можно выделить несколько интересных особенностей, связанных с преобразованиями в духе латиноамериканизма.

Во-первых, в результате прихода к власти представителя вооруженных сил Венесуэлы, совместно с увеличением роли армии в политических процессах страны, стоит отметить, что новая власть не стала представлять из себя новую хунту. Осуществляется законная преемственность власти. Вооруженные силы остаются верными главному закону страны, президенту и главнокомандующему, в настоящее время Н. Мадуро, и не позиционируют себя независимым актором внутриполитического процесса [2, с. 36].

Во-вторых, сразу же после прихода к власти, боливарианское правительство не стремится строить коммунистическую экономику, а руководствуется принципами неолиберальной модели и социалистическими принципами. В то же время, несмотря на неудачу советского проекта, некоторые принципы коммунизма остаются перспективными для внедрения в экономику Венесуэлы с учетом латиноамериканской специфики. Как подчеркивал сам президент Чавес, венесуэльцам требуется: «Столько государства, сколько необходимо, столько рынка, сколько возможно» [10]. Была проведена национализация предприятий, занимавшихся добычей нефти и ее продажей за рубеж. Либеральные политические круги утверждали, что указанная мера приведет к тому, что страна станет экономически непривлекательной и окажется на периферии мировой экономики. В ответ на это У. Чавес замечал, что «страна итак оказалась на политической и экономической периферии современного мира из-за своей приверженности идеалам либерализма» [10]. В результате этот шаг принес казне большие денежные поступления благодаря высоким ценам на нефть.

В-третьих, проводится политика диверсификации экономики и снижение зависимости извне. Эти меры включают в себя национализацию прибыльных активов, поддержку социальных учреждений, создание новых предприятий по производству различных товаров и переработке природных ресурсов. Также была сделана ставка на внутренние рынки стран Латинской Америки. Кроме того, в Венесуэле существует Фонд макроэкономической стабилизации, в который переводятся избыточные средства от продажи нефти, во избежание кризисных ситуаций в периоды низкой цены на нефть. (В 2004 г. этот опыт был использован и в России, где был создан Стабилизационный фонд РФ.)

Экономическая модель новой Венесуэлы стала строиться на командном принципе в стратегических отраслях экономики страны при сохранении рыночной экономики, поощрении малого и среднего

бизнеса, пересмотре итогов приватизации, реструктуризации внешнего долга, диверсификации иностранных инвестиций. Примером реализации данной модели, по словам У Чавеса, является Китай: «Для латиноамериканцев полезен пример китайского народа, который при помощи гибридной коммунистическо-капиталистической экономики сумел выйти на ведущие роли в мировой экономике» [10].

Говоря о политических преобразованиях, стоит упомянуть новую Конституцию, которая была принята в 1999 г. В ней содержались интересные нововведения, среди которых стоит выделить провозглашение новых ветвей государственной власти и создание новых органов законодательной и судебной власти. Таким образом, в Венесуэле существуют следующие ветви власти:

1) исполнительная (Президент);

2) законодательная (Национальная конституционная ассамблея);

3) судебная (Верховный трибунал юстиции);

4) гражданская (Республиканский моральный совет);

5) электоральная (Национальный избирательный совет).

Стоит отметить, что согласно конституции Республика Венесуэла с 01.01.2000 г. стала называться - Боливарианская Республика Венесуэла, что подчеркивало преемственность идей С. Боливара по созданию единого латиноамериканского государства. При этом оговорена квота для представителей индейских меньшинств, которые избираются в соответствии со своими традициями. Введен механизм отзыва депутатов при некачественном исполнении им своих обязанностей. Эти статьи находятся в начале Конституции, что подчеркивает их значимость. Решение об отзыве принимается избирателями округа, чьи интересы представлялись в Национальной конституционной ассамблее.

Была введена относительно новая для политологии гражданская власть. Данное обстоятельство идет вразрез с принципами политического устройства государства, разработанными Аристотелем в его труде «полития». Этот орган, избираемый в аналогичном с другими ветвями власти порядке, обладает исключительными полномочиями для искоренения коррупции, решения проблем морального и нравственного характера. Идея подобной инстанции принадлежала еще С. Боливару, который предполагал, что в ней основную роль будут играть обездоленные слои населения, т. е. в большей своей массе - индейцы. Кроме того, этим шагом новое правительство хотело

подчеркнуть преемственность различных эпох и верность идеалам революционеров-освободителей от «испанской короны» [2, а 42].

Гражданская власть осуществляется Республиканским моральным советом, который возглавляют защитник народа, генеральный контролер и генеральный прокурор. Среди них выбирается председатель сроком на один год. Гражданская власть обладает административной и финансовой автономией, она занимается решением проблем морально-нравственного и этического характера, в частности в борьбе с коррупцией. Эта власть обладает широкими полномочиями, в том числе осуществлять тщательный надзор за соблюдением прав человека различными ведомствами во всех сферах деятельности государства, вносить свои предложения по совершенствованию всех государственных систем и ходатайствовать об увольнении руководителей государственных структур со своих постов.

Таким образом, можно констатировать, что У. Чавес предпринял попытки комбинировать так называемую партисипативную модель демократии Монтескье и классическую западную модель. Кроме того, эта идея понравилась простым гражданам, так как активная деятельность новой ветви должна была проходить на муниципальном уровне [2, с. 126].

Внедрение новой ветви также имело своей целью создать дополнительный источник поддержки правительства, его легитимности. Особую актуальность этот вопрос приобретает ввиду действий оппозиции, которая под различными предлогами может отказаться признать итоги выборов. Оппозиция, в свою очередь, нередко получает финансирование от американских НКО, т. е. иностранных акторов, держащих большую обиду на политику национализации нефтедобывающих компаний и прочих предприятий в ключевых секторах экономики Венесуэлы.

Помимо традиционных, в Венесуэле появилась электоральная ветвь власти, выполняющая функции организации выборов властей всех уровней, а также выборов в партийных, предпринимательских, общественных организациях и профсоюзах. Электоральная власть осуществляется Национальным избирательным советом, состоящим из пяти человек, не принадлежащих ни к одной политической партии и представляющих интересы общества.

Стоит подчеркнуть, что новые власти Венесуэлы сознательно старались подчеркнуть преемственность различных эпох и поэтому

очень часто используют в различных программах и названиях слово «боливарианский». Символизм также присутствует на флаге и в гербе страны [3]. Кроме того, часто фигурируют слова «родина», «отечество», «патриот», «соотечественник».

Поддержка масс на национальном уровне позволила президенту Чавесу предпринять более решительные действия на международной арене. Внешняя политика стала отражением внутренней и свелась к следующим позициям:

1) активизация интеграционных процессов в латиноамериканском и карибском регионах;

2) поддержка деятельности ООН в качестве высшего арбитра по различным вопросам;

3) достижение лидирующей позиции в вопросе защиты государств глобального юга перед глобальным севером;

4) увеличение роли Венесуэлы в региональных и прочих международных организациях;

5) оказание давления на ситуацию на рынке энергоресурсов, в том числе в рамках ОПЕК и т. п.;

6) антиамериканизм и дрейф в сторону Кубы.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в результате произведенных преобразований Венесуэла является государством, которое ставит своей целью противостояние давлению англосаксонских акторов. Стоит отметить, что латиноамериканский цивилизаци-онный проект содержит в себе положения, удовлетворяющие запросы латиноамериканского общества, что важно при сопротивлении внешней и внутренней оппозиции. Учитывая сложную ситуацию на мировом рынке природных ресурсов и уход из жизни одного из лидеров латиноамериканской «розовой волны» У. Чавеса, Венесуэле придется противостоять всё новым и новым вызовам. При этом сложно сказать, сумеет ли она выстоять в этой неравной борьбе, или венесуэльскому народу потребуется еще несколько поколений проамериканских либеральных президентов, чтобы ощутить, какие достижения он сумел добиться и что ему принесет рыночная экономика американского образца.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозеров В. К. Особенности геополитической картины современного

мира // Россия и мусульманский мир. - 2013. - № 1. - С. 11-16.

2. Булавин В. И., Дабагян Э. С., Семенов В. Л. Венесуэла в поисках альтернативы. - М. : ИЛА РАН, 2002. - 216 с.

3. Декрет о государственном флаге, гербе и гимне Национальной Ассамблеи Боливарианской Республики Венесуэла. - URL: http://docs.venezuela. justia.com/federales/leyes/ley-de-bandera-nacional-himno-nacional-y-escudo-de-armas-de-la-republica-bolivariana-de-venezuela.pdf

4. Касюк А. Я., Харичкин И. К. Внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации и перспективы их нейтрализации // Вестник МГУ. - 2015. - № 1. - С. 25-34.

5. Кусакинат М. В. «Боливарианский проект» развития Венесуэлы //Власть.-2007. - № 11. - C. 114-117.

6. Официальный сайт Национального избирательного совета Боливарианской республики Венесуэла. - URL: http://www.cne.gob.ve/web/index.php

7. Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы. - М. : Претест, 2008. -274 c.

8. Шемякин Я. Г. БРИКС: цивилизационная идентичность и императив взаимопонимания // Латинская Америка. - 2014. - № 7. - С. 74-80.

9. Aicel Este. Los Misterios De La Presidencia De Hugo Chavez. - London : Gardners Books, 2013. - 205 p.

10. Chavez H. El discurso de presidente veneyolano // Excelsior / Edicion de 22.01.1999.

11. CEPAL. Balance preliminar de las economías de América Latina у el Caribe en 2001. - Chile, Santiago de Chile: IMF, intrnational Financial Statistics, 2001. -104 p.

12. Socialismo en un Nuevo Siglo. - URL: https://socialismosiglo21.wordpress. com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.