Научная статья на тему 'Латиноамериканский опыт политической модернизации'

Латиноамериканский опыт политической модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальные интересы / Латинская Америка / Россия / международные отношения / политика. / national interests / Latin America / Russia / foreign policy / politics.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. И. Емельянов

Статья посвящена формированию политической программы России с учетом опыта Латинской Америки на современном этапе развития международных отношений. В работе исследуются основные проблемы функционирования политических систем стран Латинской Америки в рамках глобализированного мира. Автор дает оценку политико-экономическому положению стран латиноамериканского региона и приходит к выводу, что правильно сформированная политическая база – хорошая основа для стабильного развития государства. Кроме того, основываясь на опыте стран Латинской Америки, РФ может закрепиться на международной арене в условиях глобализованного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SCIENCE DEPARTMENT LATIN-AMERICAN EXPERIENCE OF POLITICAL MODERNIZATION

This article is dedicated to the issue of formation of the Russian political programme on the Latin-American experience at the current moment of development of international relations. This article investigates main functionality problems of political system including globalization moments. Author evaluates the current condition of the economic situation in Latin-American. The author concludes that well-built political-economic base is a guarantee of stable development of the state. Besides, using the Latin-American experience Russian Federation can strengthen its position on the international arena in the globalization conditions.

Текст научной работы на тему «Латиноамериканский опыт политической модернизации»

УДК 327.35 А.И. Емельянов

аспирант кафедры политологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: novogot@ya.ru

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Статья посвящена формированию политической программы России с учетом опыта Латинской Америки на современном этапе развития международных отношений. В работе исследуются основные проблемы функционирования политических систем стран Латинской Америки в рамках глобализированного мира. Автор дает оценку политико-экономическому положению стран латиноамериканского региона и приходит к выводу, что правильно сформированная политическая база - хорошая основа для стабильного развития государства. Кроме того, основываясь на опыте стран Латинской Америки, РФ может закрепиться на международной арене в условиях глобализованного мира.

Ключевые слова: национальные интересы; Латинская Америка; Россия, международные отношения; политика.

Emelyanov A. I.

Post-Graduate Student of the MSLU; e-mail: novogot@ya.ru

POLITICAL SCIENCE DEPARTMENT LATIN-AMERICAN EXPERIENCE OF POLITICAL MODERNIZATION

This article is dedicated to the issue of formation of the Russian political programme on the Latin-American experience at the current moment of development of international relations. This article investigates main functionality problems of political system including globalization moments. Author evaluates the current condition of the economic situation in Latin-American. The author concludes that well-built political-economic base is a guarantee of stable development of the state. Besides, using the Latin-American experience Russian Federation can strengthen its position on the international arena in the globalization conditions.

Key words: national interests; Latin America; Russia; foreign policy; politics.

Современные политические процессы ведут к унификации мировой торговой системы и глобализированности мира в целом. Создается большое количество наднациональных образований, которые способствуют диверсификации мировой экономики

и глокализации интеллектуальной и промышленных отраслей. Примером диверсификации и распределения благ на мировом уровне является Всемирная торговая организация, членом которой не так давно стала РФ. Подписав соглашение об ассоциации, Россия приняла на себя обязательства по либерализации экономики, закрепления прав частного капитала и его свободного передвижения на территории нашей страны и за ее пределами. Это чревато оттоком капитала и дестабилизацией политической обстановки и внутренней конъюнктуры ввиду переходящего типа нашей экономики и несовершенства правовой и законодательной базы. Для того чтобы избежать негативных последствий от глобализации мирового финансового пространства и сохранения статуса региональной державы, России необходимо провести ряд законотворческих инициатив, направленных на улучшение функционирования государственного механизма и стабилизации финансовой и рыночной ситуации внутри страны.

В настоящее время Россия занимает 6 место по уровню ВВП, но его рост по итогам 2013 г. составил всего лишь 1,3 % [2; 5]. Это является подтверждением значимости и большого потенциала российской экономики, которая может занять свою нишу на мировом рынке, но в то же время факт замедления роста экономики говорит о необходимости модернизации политической и экономической систем нашего общества. Военное и военно-промышленное наследие СССР, конечно, оставляет Россию в клубе глобального регулирования, но для сохранения за РФ ее геополитического статуса необходимо решать проблемы, которые возникают в рамках участия России в международном рынке.

Нашему государству следует адаптироваться и подстроиться под постоянно меняющийся международный контекст. В связи с тем, что глобализация усиливает роль внешних факторов и их воздействие на государства, существует необходимость в превентивных действиях и системе управления рисками. Тем не менее Российская Федерация не является первой на пути становления рыночной экономики и системной трансформации. Примером воздействия внешних факторов в условиях глобализации на экономику государства является латиноамериканский регион, где этот процесс начался еще в конце XX в. Страны этого региона переживают внутрисистемную модификацию. Несмотря на то, что одни страны, например Бразилия и Аргентина, следуют канонам неолиберальных рыночных отношений, а другие

государства, такие как Венесуэла и Эквадор, сместили вектор рыночного развития немного «левее», все они были вынуждены подстроиться под реалии глобализирующегося мира, который живет по своим законам. Несмотря на болезненность этих перемен отмечается позитивная тенденция в развитии этих государств, следовательно, России стоит извлечь опыт модернизации, примененный на практике странами этого региона. Кроме того, проблематика России и государств Латинской Америки во многом схожа: растущий децильный коэффициент, узость среднего слоя общества, бедность большинства населения, деформация и несовершенство внутреннего рынка, масштабы коррупции, отток капитала за границу и сырьевую ориентацию экспорта.

Учитывая тенденции последнего времени, можно предположить, что все большая унификация мирового рынка ведет к более жесткой детерминации, которая, по сути, расчищает ранее закрытое или плохо приспособленное пространство для действия глобальных процессов и глобальных экономических сил. Таким образом, реформирование имеет адаптационный характер, пассивный для одних и активный для других, тех, кто борется за свое благополучие. Это имеет большое значение, так как «современный мир имеет высокую динамику социально-экономических и политических процессов, многие из которых имеют глобальные масштабы» [1, с. 11]. Кроме того, говоря о реформах в Латинской Америке, многие экономисты и политологи предрекали макроэкономическую стабилизацию со вслед идущей структурной модернизацией, которая повысит эффективность национальной хозяйственной системы. Но эта стабилизация оказалась весьма неоднозначной.

Во-первых, перераспределение собственности не всегда дает повышение эффективности и увеличение конкурентоспособности. Во-вторых, ослабление контроля над частным сектором экономики также является дополнительным поводом для беспокойства в период кризисов, так как предпринимательская сфера является важным каналом для передачи импульсов кризиса. В-третьих, открытость мирового рынка имеет не только позитивные тенденции для национальной экономики, но прежде всего является инструментом в руках транснационального капитала, который представляет не что иное, как основной субъект глобализации. Согласно одному из ведущих специалистов-латиноамериканистов Института Латинской Америки

РАН, В. М. Давыдову, «подобная структурность реформ явно указывает на их функционально сущностное назначение ... сочленение центров и периферии мировой экономической системы по правилам игры, порождаемым последней волной глобализации». [2, с. 15]. Это, в свою очередь, лишний раз подчеркивает приспособленческую суть экономических преобразований в странах Латинской Америки.

Рекомендации, которыми пользовались страны Латинской Америки во время своего поворота к открытому рынку, исходили главным образом от ВТО и экономистов вашингтонского Института международной экономики. Была издана специальная книга «К возобновлению экономического роста в Латинской Америке», которая содержала рекомендации по изменению внутреннего и внешнего экономического и политического курса [4]. Суть рекомендаций была сведена к следующим пунктам:

1) снижение бюджетного дефицита;

2) сокращение госрасходов;

3) увеличение облагаемой налоговой базы;

4) финансовая либерализация;

5) ликвидация барьеров для иностранных инвестиций;

6) приватизация госсектора;

7) создание благоприятной законодательной почвы для частных предпринимателей и надежное обеспечение прав собственности.

Снижение бюджетного дефицита. Меры по снижению бюджетного дефицита проходили в странах Латинской Америки в жестком режиме. Под сокращение государственных расходов попали самые незащищенные категории граждан. Снижение расходов привело к ухудшению ситуации в сфере здравоохранения и образования. Подобные меры применяются и сейчас, в том числе и в России. При этом вырученные средства идут на обслуживание государственного долга и на выплаты заработной платы государственным служащим. Это можно назвать лишь временной мерой, которая не способствует формированию инновационной экономики. Кроме того, данные меры не являются эффективными, так как уровень инфляции к концу 2013 г. достиг 6,5 %о, в то время как страны Латинской Америки достигли показателей 1,1-1,3 %о [3]. Для сравнения: в Европейском Центральном Банке удерживается планка в 3 %о. Данная политика указывает на опасение властей проводить кардинальные меры в связи с желанием сохранить статус-кво, или же правительство желает

сделать этот переход менее болезненным. Конечно, подобные средства борьбы с дефицитом бюджета не должны быть применены в соответствии с мыслями Адама Смита, когда человек, не способный производить что-либо, не интересен для государства и экономики. Все меры должны быть тщательно взвешены, а области и сферы, подвергнутые мерам экономии, такие как медицинское обслуживание должны иметь альтернативы для стимулирования конкурентоспособности, кроме того, не должны быть полностью сняты субсидии для определенных групп граждан. Данная политика не имеет обратного хода в современных рыночных отношениях и вряд ли будет видоизменена за исключением варианта, когда государство начнет возвращаться к прообразу советской системы общества. Возможно, что и к китайскому варианту развития, так называемому капиталистическому социализму.

Перераспределение потоков государственного финансирования. Латиноамериканские государства, следуя «вашингтонскому консенсусу» провели резкое сокращение государственных служащих, снизили государственные субсидии, во многих странах был взят курс на замену традиционного пенсионного обеспечения системой, основанной на индивидуальных накоплениях граждан. Касательно России, нельзя использовать подобные меры в их полном объеме без больших на то обоснований, так как Российская Федерация не является среднестатистическим государством и имеет свои особенности - как территориальные, так и бюджетные. Во-первых, воспитание бюджетной дисциплины должно не только остановить инфляцию и оздоровить российскую экономику, но и мотивировать людей задуматься над своим будущим. На протяжении советской истории люди привыкли рассчитывать на государство и не делать больших накоплений на старость, а тем более пытаться преувеличить их, делая вложения в различные фонды, как это принято делать на Западе. Меры бюджетной экономии помогут понять, какие государственные проекты являются убыточными и неперспективными, за исключением предприятий ОПК, и могут быть приватизированы или реорганизованы. Этот процесс имеет место в современной российской действительности, но так как отсутствуют реальные данные по деятельности государственных корпораций и присутствует коррупционная компонента, данные процессы несут затяжной характер, ведь получать финансирование от государства проще, чем создавать

конкурентоспособные товары и проводить эффективную деятельность, которая может заинтересовать потенциальных инвесторов.

Увеличение облагаемой налоговой базы. После реорганизации налоговой базы и перехода стран Латинской Америки на прогрессивную налоговую систему произошли положительные сдвиги в экономике, а также увеличение НДС. В настоящее время в России власти вводят новые налоги, цель которых - увеличение налогового бремени на богатых представителей общества и одновременно с этим стирают частично образовавшийся в 2000 гг. средний класс, что ведет к налоговой неразберихе и увеличению децильного коэффициента, а соответственно к политической нестабильности. Возможно, российским властям следует пойти на введение прогрессивной налоговой шкалы, а также к введению налогов, которые будут понятны населению государства. Кроме того, основная налоговая нагрузка должна быть перенесена с прямых на косвенные налоги. Это может привести:

1) к выходу части бизнеса из тени, дав тем самым новые потоки налогов в бюджет;

2) к введению природной ренты, что должно положительно сказаться на состоянии бюджета страны, а также региональных бюджетов, многие из которых являются на сегодняшний день дотационными;

3) к стабилизации налогового законодательства, что, в свою очередь, станет катализатором возникновения предпринимательской активности и появления среднего класса.

Финансовая либерализация. Проведение финансовой либерализации в странах латиноамериканского региона привело к созданию открытого рынка капитала и укреплению автономии центральных банков. Это стало причиной ослабления влияния исполнительной власти на центробанки. В России на сегодняшний день контрольный пакет акций Центробанка находится в руках государства, что воспринимается бизнесом как рычаг давления на экономическую сферу и фактор негативного влияния на деловую среду.

Ликвидация барьеров для иностранных инвестиций. Количественные и административные ограничения в странах латиноамериканского региона были заменены таможенными тарифами. Это привело к появлению новых товаров на рынках этих стран, стимулом к улучшению конкурентоспособной продукции и налаживанию

делового климата внутри стран в связи с налаживанием деловых связей между импортерами и внутренними экономическими акторами.

Приватизация госсектора. Продажа нерентабельных активов государственных компаний привела к высвобождению денежных средств, которые были вложены в самые перспективные и доходные области экономики, что стало причиной насыщению государственного бюджета, высвобождения некоторых отраслей от государственной монополии, а значит, усилилась конкурентоспособность и инновационное развитие различных сфер экономики.

Создание благоприятной законодательной почвы для частных предпринимателей и надежное обеспечение прав собственности. Согласно этой рекомендации государствами Латинской Америки были четко прописаны области прав и ответственности частных компаний перед государством, что привело к ясности законодательной базы и увеличению деловой активности среди населения этих государств. Кроме того, это стало стимулом к притоку капитала из-за рубежа.

Данные пункты программы рекомендаций «вашингтонского консенсуса» не являются обязательными для применения на российской почве, но служат императивом для реформирования современной российской экономики, учитывая опыт стран, которые относительно недавно провели экономические преобразования. Сейчас очевидно, что на фоне понижения роста ВВП и образования «щелей» в госбюджете необходимо проводить реорганизацию экономической и налоговой сферы. Экономика современной России имеет четко выраженный экспортно-сырьевой характер, в то время как количество разведанных нефтяных и газовых месторождений уменьшается пропорционально увеличению продаж углеводородов за рубеж. Высокие цены на энергоносители могут помочь экономике нашей страны приспособиться к современным рыночным условиям, а вместо этого ведут к ее отсталости. Таким образом, крайне необходимо реформирование российской экономики в современных рыночных условиях. «Критически важно, чтобы это произошло при минимизации запаздывания, которое, увы, все больше дает о себе знать в российском случае. Стране необходимо выйти из зоны риска асимметричной глобализации, вытесняющей на обочину слабые и отстающие экономики» [2, с. 53].

Кроме того, учитывая российскую реальность, результатом подобной политики является не столько «латание» государственного

бюджета, сколько следующие два пункта. Во-первых, люди должны научиться платить истинную цену за потребленные ресурсы, их мало и в остальном мире цена за них гораздо выше. Во-вторых, лишь рыночные отношения, в каком бы виде они не существовали в России, имеется в виду патернализм государства, должны воспитать в гражданах чувство ответственности и бережливости к ресурсам, за которые уже совсем скоро могут начаться войны.

В конечном итоге опыт латиноамериканских изменений в экономической сфере, его влияние на политическую составляющую, в рамках внедрения в международную конъюнктуру очень интересен для российского государства. Учитывая те усилия, которые были предприняты, их воздействие отразилось в том числе и на политической сфере - как внутри государств Латинской Америки, так и в целом в регионе. России следует принять во внимание процессы, которые происходят на территории стран южной части западного полушария для предотвращения негативных влияний рынка, а стало быть, дестабилизации политической ситуации в стране, и взять на вооружение все позитивные моменты реформирования политико-экономической базы страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозеров В. К. Особенности геополитической картины современного мира // Россия и мусульманский мир. - 2013. - № 1. - С. 11-16.

2. Давыдов В. М. Эффект адаптационного реформирования: от Латинской Америки к России. - М. : ИЛА РАН, 2003. - 56 с.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/, Balance preliminar de las economías de América Latina y el Caribe 2002. - Santiago de Chile, Chile: CEPAL, 2002. - P. 162.

4. Balassa B. Toward Renewed Economic Growth in Latin America. -Washington, US: Institute for International Economics, 1986. - 205 p.

5. The World Bank data // Russian Federation. - URL: http://data.worldbank. org/country/russian-federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.