Библиографический список
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
2. Игропуло, В.С. Основы образовательных технологий. - Ставрополь: Институт развития образования, 1996.
3. Левина, М.Л. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. - М.: ИПК и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1996.
4. Шаймарданов, Р.Х. Технология интенсивного развития личности будущего учителя высшей квалификации. - Казань: КГПУ, 1996.
5. Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. - М.: инфор. - изд. центр АТиСО, 2002.
Статья поступила в редакцию 23.11.2009 г.
УДК 37
С.В. Матюшенко, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Омской академии МВД России, г. Омск, E-mail: md.sinichka@mail.ru
ЛАТЕНТНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
В работе описаны латентные воззрения об интеллектуальной собственности в педагогической практике на примере анализа газеты «Учительская газета» за период с апреля 1984 г. по июнь 2007 г. Выявленные воззрения были оценены по десяти позициям и охарактеризованы на предмет использования терминологии интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности, социальный статус, направления педагогической деятельности.
Центральное педагогическое издание, которым является газета «Учительская газета», относится к многоплановому источнику, отражающему жизнь и быт педагогического сообщества в его разнообразных проявлениях, где особенно ценной информацией выступают заметки о тех или иных событиях и достижениях педагогов. Цель нашего исследования состояла в выявлении воззрений об интеллектуальной собственности в педагогической практике. Это было осуществлено методом сплошного прочтения. С апреля 1984 г. по июнь 2007 г. удалось выявить в газете «Учительская газета» 1287 публикаций, отражающих воззрения об интеллектуальной собственности в педагогической практике.
Чтобы представить себе картину и логику воззрений об интеллектуальной собственности в педагогической науке мы провели качественный анализ отобранных материалов, содержащих информацию об интеллектуальной собственности. Для этого была выработана специальная схема исследования, включающая в себя три уровня анализа: явный, промежуточный и латентный. Группа латентного анализа вобрала в себя материалы, где свои достижения представляли сами педагоги, т. е. они под собственными фамилиями описывали свои педагогические наработки. Из 1287 материалов по газете «Учительская газета» к группе латентного уровня анализа отнеслось 1057 публикаций [1]. Анализ данных, полученных в результате обработки материалов, которые принадлежали к латентной группе анализа, выглядит следующим образом.
За исследуемый период в «Учительской газете» было опубликовано 1057 материалов, отражающих педагогические достижения самих авторов.
Авторы данных публикаций имеют разный социальный статус: от студента до доктора наук. Больше всех материалов было представлено учителями школ - 805 или 76,158 %. На втором месте оказались ученые со степенью кандидата наук (в основном, педагогических). Это 164 публикации или 15,515 %. Следующую позицию почти разделили преподаватели с директорами школ - 22 (2,081 %) и 20 (1,892 %) материалов. Педагогические достижения докторов наук оказались на четвертом месте в количестве 15 статей (или 1,419 %). Уступили предыдущим авторам методисты, ими было заявлено о своих педагогических результатах в 11 статьях (или 1,04 %). Затем идет плавное снижение количества публикаций, представленных в газету разными категориями педагогических работников: девять материалов (или 0,851 %) предложили старшие научные сотрудники, четыре статьи (или 0,378%) - воспитатели, три материала (или 0,283%) - ассистенты и по две публикации (или 0,189 %) - писатели и студенты.
По динамике появления материалов о педагогических достижениях ситуация выглядит следующим образом. Ни в
один из годов за исследуемый период не было 100 % преобладания публикаций какой-либо статусной группы педагогических работников. Близко к 100 % (90% и даже выше) в отдельные годы наблюдалось проявление инициативы у учителей учебных заведений. Отметим такие года, как 1998 г. (91,66 %), 1999 г. (93,75 %), 2004 г. (93,33 %), 2005 г. (90 %), 2006 г. (92,105 %), 2007 г. (95,348 %). Один раз «эстафетную палочку» перехватили директора школ. Это произошло в 1984 г., когда материалов от директоров школ было больше в 3 раза, чем от учителей (75 % против 25 %). Несмотря на достаточную активность кандидатов наук, только в течение 6 лет (с 1992 по 1997 г.г.) они имели неплохие показатели в плане демонстрации своих педагогических достижений (от 40,74 % до 26,086 %).
Отдельные категории педагогических работников в разные года предлагали свои материалы в такой динамике.
1. У учителей - учительские публикации есть за каждый год исследуемого периода; в целом наблюдается рост учительских публикаций о педагогических достижениях с 25 % до 95,348 %, хотя в отдельные года можно отметить их почти равновесное положение с другими категориями педагогических работников (например, в 1985 г. (60%), в 1988 г. (50 %), в 1989 г. (50 %), в 1992 г. 46,913 %), в 1993 г. (54,838%), 1994 г. (56 %), в 1995 г. (60 %)); активный рост статей и заметок, подписанных учительством стал наблюдаться с 1996 г.
2. У кандидатов наук - начало публикаций приходится на 1986 г., когда появилось в «Учительской газете» две публикации (или 25 % по году). Затем последовало затишье на пять лет (с 1987 г. по 1991 г.). 1992 г. отмечен не только началом новой серии заметок о педагогической интеллектуальной собственности, но и является самым «урожайным» годом среди всех последующих лет исследуемого периода (40,74 %). В целом, несмотря на постоянные публикации кандидатов наук, мы отмечаем снижение доли их публикаций на страницах «Учительской газеты» (до 5,263 % к 2006 г.).
3. Преподавательская аудитория представлена всего 22 статьями. Первая из них была опубликована в 1987 г., затем до 1991 г. не было представлено ни одного материала. Такая же участь постигла и 1993 г., 1997 г., 2000 г., 2001 г., 2003 г.,
2004 г. и 2005 г. За эти годы на страницах «Учительской газеты» публикаций преподавателей отсутствовали. В остальные года исследуемого периода в появлении материалов преподавателей на страницах «Учительской газеты» есть своего рода стабильность, т. к. они занимают в году нишу от 3 до 6 %.
4. Материалы директорского корпуса школ характерны только для начала периода (с 1984 по 1989 гг.) Именно в этот период статьи о педагогических достижениях директоров школ активно публиковались и держались на отметке 50
%. В последующем, только в течение двух лет (в 1992 и 2007 гг.) встречались материалы директоров школ.
5. Участие докторов наук в обнародовании своих педагогических достижений на страницах «Учительской газеты» отличается компактностью. Лишь одну пятилетку они «побаловали» своим внимание читателей «Учительской газеты» (с 1992 по 1996 гг.). Среди отмеченных лет выделяется 1993 г., когда было представлено девять материалов (или 60 % от всех публикаций того года. После 1996 г. в «Учительской газете» не встречается ни одной статьи о достижениях за подписью доктора наук.
6. С 1991 г. появляются статьи методистов. Они представлены в неплохом количестве (11 материалов), но очень неравномерно - по одной, две статьи через один, два, три года и даже пять лет. Увеличение динамики публикаций наблюдается с 1999 г. когда статьи стали публиковаться чаще, хотя бы один раз в год.
7. Описание своих педагогических достижений предложили и старшие научные сотрудники. Их материалы опубликованы с 1992 по 1996 гг. в количестве девяти. Наиболее наличием статей отмечен 1993 г. - пять публикаций или 55,555 %.
8. Участие воспитателей в «параде педагогических достижений» на только очень скромны, но и очень разбросаны (по одной публикации в 1987, 1991, 2000, 2003 гг.), т. е. их материалы обнаруживаются в начале и конце периода. В этой ситуации нет повода говорить о какой-либо динамике, но то, что они предоставили свои педагогические достижения на страницах газете говорит об их стремлении поделиться своими воспитательными наработками.
9. Два года отмечены (2001 и 2003 гг.) отмечены появлением материалов ассистентов. Данные публикации свидетельствуют о том, что разные слои научного педагогического мира имеют свои результаты и готовы ими поделиться с педагогической общественностью.
10. Писательская аудитория тоже обратила свое внимание на педагогический процесс. В 1992 и 1995 гг. ими были предложены особого рода материалы (писательские учебники). Это была, можно сказать, разовая взаимопомощь учительству.
11. Не стало классическим присутствием студенческой аудитории на страницах газеты, особенно в плане демонстрации своих первых педагогических достижений. Можно отметить два таких случая. Это было в 1993 и 2007 гг.
Сделать выводы о статусе авторов представленных материалов можно по горизонтали и вертикали. В горизонтальной динамике выделяется три группы:
1) группа материалов стабильных авторов;
2) группа материалов компактных авторов;
3) группа материалов разовых авторов.
К первой группе отнесем учителей (самая большая группа авторов), затем кандидатов наук (средняя группа авторов) и преподавателей (малая группа авторов).
Ко второй группе - директоров школ (начало исследуемого периода), докторов наук и старших научных сотрудников (середина исследуемого периода), методистов (конец исследуемого периода).
В третью группу входят: воспитатели, писатели, ассистенты и студенты.
Вертикальная динамика свидетельствует о четырех стабильных периодах участия различных категорий педагогических работников в демонстрации своих педагогических достижений (по 6 лет каждый):
1) с 1984 по 1989 гг. - от двух до трех категорий работников;
2) с 1991 по 1996 гг. - от четырех до семи категорий работников;
3) с 1998 по 2003 гг. - от трех до пяти категорий работников;
4) с 2005 г. по настоящее время - от трех до четырех категорий работников.
Неотмеченные года не являются приоритетными для участия в данном процессе для достаточного количества педагогических работников (это 1990, 1997 и 2004 гг.). По-прежнему верными этому явлению остаются только учителя и кандидаты наук.
Особо выделяется 1992 г., когда семь категорий педагогических работников приняло участие в демонстрации своих педагогических достижений.
В целом, наивысшая степень участия характерна для второго периода. В третьем и четвертом периодах ситуация стабилизируется и резких скачков не наблюдается. Приоритетными группами остаются группа учителей и группа кандидатов наук.
По категориям для первого периода характерно преобладание учителей и директоров школ, для второго периода -учителей, кандидатов наук, докторов наук, старших научных сотрудников и преподавателей, для третьего периода - учителей, методистов, кандидатов наук и преподавателей, для четвертого периода - учителей, методистов и кандидатов наук.
Среди авторов опубликованных материалов имеются гендерные различия. В целом, материалов с женскими подписями больше в 1,796 раза, чем с мужскими. Объяснение этому очевидное - большая часть учительства - женского пола.
По годам все же имеются отличия от общей статистики. Материалов с женскими фамилиями наблюдается меньше по сравнению с мужскими по пяти годам. Это 1987, 1988, 1992, 1994, 2003 гг. По 50 % мужских и женских статей было отмечено в трех случаях: в 1984, 1986 и 1995 гг. Превалируют материалы авторов-женщин в 2006 г (86,842 %), а авторов-муж-чин в 1987 г. (86,956 %).
Анализ тенденций среди публикаций женщин показывает, что свыше 80 % статей этих авторов было по восьми годам. Это 1989, 1991, 1998, 1999, 2004, 2005, 2006 и 2007 гг. Наименьшее количество материалов по соотношению с материалами авторов-мужчин присутствует в 1987 и 1988 гг. Менее низкий разрыв наблюдается по трем годам: в 1992, 1994 и
2003 гг. С 1984 по 2002 гг. через год достаточно возрастает доля материалов с женскими фамилиями (от 6 до 37 %). С 2005 г. это тенденция замедляется.
Публикации авторов-мужчин преобладаю по пяти годам
- 1987, 1988, 1992, 1994, 2003 гг. Причем процентное преобладание снижается от 1987 г. к 2003 г., за исключением 1994 г., когда по сравнению с 1992 г. количество мужских материалов выросло почти на 3 %. Почти идентичными по процентному проявлению материалы авторов-мужчин выступают несколько пар лет: 1989 и 1998 гг. и 2006 и 2007 гг. В целом, доля статей мужского происхождения с 2004 г. постепенно снижается.
Динамика демонстрации авторами-мужчинами своих педагогических достижений явно неустойчивая, но все же идет в сторону снижения участия мужчин в этом процессе. Можно предположить, что такая ситуация сложилась из-за того, что мужчин осталось совсем мало в народном образовании в силу многих причин.
Материалы о достижениях представлены педагогами, проживающими в разных населенных пунктах. Статус населенного пункта нами был определен как город или село, соответственно, была сделана оценка на предмет выявления места проживания авторов материалов. Оказалось, что 70,86 % из них проживают в городе, остальные 29,139 % в селе и разница достигает 2,431 раз.
В течение пяти лет (1984, 1985, 1988, 1989 и 1997 г.г.) материалы поступали в «Учительскую газету» только из городских поселений, т. е. все 100 %. Единственный раз мы обнаруживаем преобладание материалов педагогов из села в
2004 г.. В тот год это составило 60 %.
По пяти годам (1991, 1998, 2000, 2005, 2006) наблюдается более или менее равновесное положение материалов горожан и селян. Особенно данная тенденция усиливается с
2005 г. Это можно объяснить наличием доступности средств связи, наконец-то, и на селе.
В целом, участие сельских педагогов в процессе освещения своих достижений постепенно растет. Это можно связать с преодолением инертности сельских жителей, умением превращать продукцию в товар и наступлением определенной степени свободы в демонстрации своих результатов.
Таким образом, «паспортичка» материалов педагогических достижений свидетельствует, что среднестатистический автор материала о своих педагогических находках не отличается от общего портрета российского педагога. Это учитель -женщина, проживающая в городском поселении.
Дальнейший анализ отобранных материалов был направлен на соотнесение описанных в них педагогических достижений с конкретными объектами интеллектуальной собственности. В результате нами было выявлено семь объектов педагогической интеллектуальной собственности: в виде учебников (учебных пособий), технологий, методик, учебных программ, сценариев мероприятий, собственных методических приемов и приемов, перенесенных на «новую педагогическую почву».
Общая картина отнесения педагогических достижений по материалам авторов, опубликованных в «Учительской газете» за исследуемый период, выглядит так (табл. 1).
Таблица 1
Общая картина отнесения педагогических достижений к кон-
Как мы видим, в общем плане преобладание осталось за сценариями мероприятий. Наименьшее количество материалов относится к технологиям, близки по результатам - методика и методический прием, учебная программа и учебник.
Динамика разнесения педагогических достижений из материалов педагогов следующая.
1. Материалы о методиках присутствуют по 18 годам; отсутствуют по шести годам, это 1984, 1985, 1990, 1991, 1999,
2005 гг.; при этом наибольший процент отмечается в 1992 и 1996 гг. (по 16,666 %), а наименьший в 1986 и 2002 гг. (по
0,877 %); динамика материалов о методиках демонстрирует нам блочную структуру: блок 80-х гг. (1986-1989 г.г.- 8,7%), блок 90-х гг. (1992-1998 гг. - 66,66 %), блок начала 21 в. (2000-2004 гг.- 16,666 %), блок конца первого десятилетия 21
в. (2006-2007 гг. - 7,8 %); таким образом, 90-е годы демонстрируют нам наибольшее количество описаний методик.
2. Технологии обучения и воспитания описаны в статьях «Учительской газеты» в течение 16 лет (с 1984 по 1989 гг., в 1991, 1992, 1994, 1996, 1997 гг., с 2002 по 2005 гг. и в 2007
г.); при этом самый большой процент публикаций, посвященных технологиям, наблюдался в 1987 г. (22,784 %), наименьший - в 1997, 2004 и 2007 гг. (по 1,265 %). Особенно много статей о технологиях было в начале исследуемого периода в течение первых шести лет (с 1984 по 1989 гг.), это почти 50 % всех материалов, раскрывающих технологии; на остальные десять лет приходится оставшаяся часть материалов о технологиях; в опубликовании материалов о технологиях обучения и воспитания наблюдаются достаточные перерывы от одного года до четырех лет, это например, их отсутствие в 1990, 1993, 1995 гг., с 1998 по 2001 гг. и 2006 г.г.; в целом, описание в материалах педагогических достижений в виде технологий к концу периода серьезно снижается.
3. Представление одного из главных педагогических достижений - учебника (учебного пособия) как объекта ин-
теллектуальной собственности - интереснейший феномен. Всего за три года отсутствует данный объект на страницах «Учительской газеты» (в 1988, 1989 и 1990 гг.). Во все остальные года достаточно стабильно в «Учительской газете» в виде изданий присутствуют учебники по разным дисциплинам. Особенно в этом отличается начало исследуемого периода (с 1984 по 1986 гг.) и середина периода (с 1991 по 1997 гг.). Именно в эти года наиболее интенсивно ведется пропаганда учебников и пособий самими авторами. В процентном соотношении к другим объектам интеллектуальной собственности цифра не падает ниже 12,5 %. Интенсивность второго периода очевидна - 73,437 % демонстрации учебников приходиться на это время. В дальнейшем, с 1999 г. ситуация меняется в худшую сторону, процент представления учебников опускается ниже 10 %.
4. Рабочие программы по учебным дисциплинам - еще один объект интеллектуальной собственности. Данный объект интеллектуальной собственности стабильно начинает присутствовать в газете в виде публикаций программ с 1991 г. Наибольшее количество материалов с программами было в 2003 г. (14,96 %), наименьшее процент в 1997 г. и 2004 г. по 1, 574 %. До пика публикаций учебных программ в 2003 г. появление учебных программ на страницах газеты имело следующую зависимость - один раз в два года их было больше в два или в три раза, чем в предыдущем году. После 2003 г. наблюдается спад и после этого проявляется равномерность в их появлении на страницах «Учительской газеты».
5. Использование приемов, перенесенных на «новую педагогическую почву», своеобразный объект интеллектуальной собственности. Хотя он и является заимствованным в своей сущности и обладает местной новизной, это не снижает его педагогической и практической ценности. Так же, как и учебные программы, приемы, перенесенные на «новую педагогическую почву», стабильно начинают демонстрироваться педагогами с 1992 г. В наибольшем количестве они представлены в 2005 г. (15,95 %), в наименьшем в 1994, 1995 и 2004 гг. (по 1,226 %). Достаточно интенсивная демонстрация приемов, перенесенные на «новую педагогическую почву», присуща семи годам (1992, 1993, 1996, 1998, 2005, 2006 и 2007 гг.). В отличие от предыдущих объектов интеллектуальной собственности, представление приемов, перенесенных на «новую педагогическую почву», в общем растет.
6. Наибольшее количество материалов - 339 (или 32,071 %) отнеслось к сценариям мероприятий. Авторы сценариев различных мероприятий достаточно активно предлагают их к использованию и позиционируют их как свои педагогические достижения. Сразу по трем годам (1996,1999, 2005 гг.) есть очень близкие процентные доли (от 12,684 % до 13,569 %) и только в одном году, в 1998, есть публикация только одного сценария (0,294 %). Динамика представления сценариев мероприятий очень неравномерна, есть сильные перепады от верха вниз, но в целом число их растет.
7. Выявление материалов с собственными методическими приемами началось с 1989 г. В общей тенденции видится, что данный объект интеллектуальной собственности непостоянно демонстрируется педагогами. В частности, по пяти годам (1990, 1991, 1995, 1997, 2004 гг.) он отсутствует вообще. Наиболее интенсивно данный объект интеллектуальной собственности показывался в 1998 г. (42,99 %), далее по интенсивности идут 1993 и 2007 гг. (от 9,345 % до 8,411 %). Во все остальные года такие педагогические достижения имели место в малых количествах.
Выводы по отношению к материалам, содержащих информацию о конкретных объектах интеллектуальной собственности, сделаем сначала по горизонтальной динамике.
К группе стабильных материалов относятся публикации
- учебные программы, приемы, перенесенные на «новую педагогическую почву», и сценарии мероприятий.
К группе компактных материалов - методики и учебники.
К группе эпизодических материалов - технологии и собственные методические приемы.
кретным объектам интеллектуальной собственности
№ п.п. Название объекта интеллектуальной собственности Количество материалов в %
1. методика 114 10,785
2. методический прием 107 10,122
3. повторение приемов 163 15,421
4. программа 128 12,015
5. сценарий 339 32, 071
6. технология 79 7,473
7. учебник (учебное пособие) 128 12,473
Вертикальная динамика свидетельствует о том, что только в течение пяти лет (1992, 1996, 2002, 2003, 2007 гг.) присутствуют на страницах «Учительской газеты» материалы обо всех конкретных объектах интеллектуальной собственности. К концу периода наблюдается рост материалов об учебных программах, сценариев мероприятий и приемах, перенесенных на «новую педагогическую почву», особенно этот касается сценариев мероприятий. Вместе с тем резко падает доля публикаций о технологиях и учебниках, хотя говорить об их полном отсутствии нельзя.
Оценивая отобранные материалы по представленным в них учебным предметам, мы отмечаем, что по 37-ми предметам имеются педагогические находки. Среди них лидирующее место с самого начала и до конца исследуемого периода занимают базовые учебные предметы: математика, русский язык, литература, история, физика, химия, английский язык, география, биология (учебные предметы выстроены в соответствии в рейтингом появления в публикациях) (табл. 2).
Таблица 2
Не обделены вниманием и предметы вариативного цикла: труд (технология), изобразительное искусство, физкультура, природоведение, ОБЖ, черчение, астрономия. Достижения по ним демонстрируются с 1991 г. Особенно хочется отметить появление наработок по новым для школы учебным предметам: естествознание, информатика, экология, культура общения, риторика, МХК, граждановедение, логика. Материалы об этом стали появляться с 1993 г.
Среди всех предметов на первом месте в течение всего исследуемого периода была и остается математика. Среди новых предметов на первое место выдвинулась экология. Материалы по учебным предметам более или менее равномерно распределены по годам. Лишь к концу исследуемого периода немного возрастает количество материалов о педагогических новшествах по новым учебным предметам.
Анализируемые материалы все предназначены для средней общеобразовательной школы. Тем не менее, далеко не все из них появились в «ее стенах». Из 1057 материалов - 911 (или 86,187 %) пришли из школы (этот подсчет сделан без учета материалов из лицеев и гимназий; они отмечены отдельно ввиду более позднего включения в данный процесс). На остальные 13,812 % приходятся материалы с разработками из других учреждений. В частности, из МИРОСа (3,878 %), гимназий (2,932 %), лицеев (2,554 %), Дворцов творчества (1,797 %), школ-интернатов (1,608 %), ПтУ (0,567 %), Академии педагогиче6ских наук СССР (0,283 %), МГУ и РГМУ (по
0,094 %). Таким образом, в лидерах была и остается школа.
Число педагогических разработок, представленных авторами из школ, неустанно растет. Самое большое количество их было представлено в 1996 г. - 115 материалов (или 12,623 %), самое малое количество материалов имеется в 1984 г. (0,439 %). В течении пяти лет (1984, 1985, 1986, 1988 и 1989 гг.) материалы, созданные в школе, были единственными показателями интеллектуальной собственности в педагогике по анализируемому критерию.
Сделаем анализ по каждому из учреждений, работники которого проявили себя в демонстрации своих педагогических достижений.
Наличие разработок от преподавателей из ПТУ, к сожалению невелико. Они охватывают период с 1987 по 1998 гг. и очень равномерно представлены по годам.
Педагогические работники школ-интернатов никогда не упускали возможности продемонстрировать свои достижения. Они достаточно стабильно публикуются в «Учительской газете», особенно с 1998 г., когда постоянно фиксируются один
- два материала из этого учреждения.
Роль дополнительного образования в развитии ребенка, несомненно, велика, и думается, что педагоги, работающих в этой сфере имеют немало интересных педагогических достижений. Тем не менее, материалы об этом ими не всегда позиционируются. Активность данной категории педагогических работников растет с 1999 г., когда в «Учительской газете» в течение каждого последующего года стали появляться статьи о педагогов дополнительного образования. 2006 г. отмечен самым большим количеством публикаций по данному учреждению.
В течение трех лет активно своими наработками делились сотрудники МИРОС. Именно это учреждение взяло на себя в тот момент обязанность предоставлять тексты учебников в «Учительской газете». Но этот период охватил только три года, с 1992 по 1994 гг. 41 учебник и учебное пособие было предложено учителям через их опубликование в «Учительской газете».
Нами было обнаружено совсем малое участие сотрудников вузов, потому что только два вуза приняли участие в этом процессе. Это МГУ и РГМУ (по одной публикации).
А вот Академия педагогических наук СССР не осталась в стороне. Сотрудниками этого учреждения было предложено на суд читателей «Учительской газеты» в 1993 г. три материала.
С 1996 г. в «параде» педагогических достижений появляются описания новшеств из гимназий и лицеев. Опробовав этот путь, они с 1998 г. стабильно начинают демонстрировать свои достижения, причем год от года, особенно с 2005 г. их участие в данном процессе неизменно растет.
Очень важным вопросом является вопрос о том, в каком направлении педагогической деятельности были созданы те педагогические новшества, которые мы можем отнести к интеллектуальной собственности. Три параметра мы избрали для анализа: воспитание, обучение и внеклассную учебную работу. И картина получилась следующая (табл. 3).
Таким образом, видно, что «львиная доля» педагогических разработок приходится на обучение. Стабильно, из года в год педагогические достижения в области обучения присутствуют в материалах педагогов, опубликованных в «Учительской газете». Самое большое количество их было в 1996 г. -102 материала (или 80, 952 %), самое малое количество в 1984 г. - всего один материал (0,793 %).
Таблица 3
Распределение материалов по видам педагогической деятельности
№ п.п. Виды педагогической деятельности Количество материалов В % к общему количеству материалов
1 Обучение 893 84,484
2 Воспитание 135 12,771
3 Внеклассная работа 29 2,743
Численность обучающих разработок по годам колеблется от одной до 102. В динамике появления материалов наблюдается следующая тенденция: в каждый седьмой год периода, а это 1990, 1997, 2004 гг., число разработок по обучению существенно падает по отношению к предыдущим шести годам (1990 г. - 0 материалов против 1-17 до этого года, 1997 г. - 21
Рейтинг учебных предметов по публикациям
№ п.п. Название учебного предмета Количество материалов В % от общего количества материалов
1 Математика 192 18,164
2 Русский язык 151 14,285
3 Литература 131 12,393
4 История 62 5,865
5 Физика 56 5,298
6 Химия 52 4,919
7 Английский язык 38 3,595
8 География 29 2,743
9 Биология 27 2,554
материал против 23-102 до этого года, 2004 г. - 15 материалов против 23-77 до этого года).
Материалы о достижениях в области воспитания имеются почти во всех годах. Исключение составляют 1990 и
2004 гг. «Пик» публикаций о воспитательных новшествах приходится на 1996 г. - 24 материала (17,777 %), самый меньший результат наблюдается в 1986 и 1997 гг. (0,74 % -1,481 %). С 2000 г. имеется стабильный рост материалов о педагогических достижениях в области воспитания. Тем не менее, динамике явной динамики нет, можно отметить только общий момент в издании материалов о воспитании, который состоит в том, что есть года, когда в публикациях о воспитании наступает затишье (это 1990, 1998 и 2004 гг.).
Анализ материалов о внеклассной учебной работе показывает, что их появление не отличается стабильностью. Авторы как бы демонстрируют свои достижения блочно:
Первый блок - с 1993 по 1995 гг. (в общей сложности четыре материала);
Второй блок - с 2002 по 2003 гг. (в общей сложности два материала);
Третий блок - с 2005 по 2007 гг. (в общей сложности 20 материалов).
И, если в первых двух блоках число представления материалов почти неизменно (по одному - два), то в третьем блоке происходит серьезное увеличение материалов к концу блока о педагогических новинках в области внеклассной учебной работы.
В целом динамика материалов по отраслям педагогики не имеет «больших взлетов и падений». Среди их особенностей можно отметить преобладание материалов о воспитании в 1984 г. (на 50 % их было больше, чем материалов об обучении) и равномерное распределение между ними в 1988 и 1989 гг.
Явный приоритет у обучающих находок был в 2004 г., когда все материалы были отнесены к обучающей сфере.
Отличия есть ив 2007 г., когда впервые материалов о внеклассной учебной работе было явно больше, чем о воспитании (27,906 % против 16,279 %) и всего меньше в два раза, чем об обучении (27,906 % против 55,813 %).
Сделанный анализ отобранных материалов позволяет нам перейти в соответствии с целью исследования к итоговому анализу в этой группе - по уровням интеллектуальной собственности.
Классифицируя материалы о педагогических достижениях по уровням интеллектуальной собственности, мы обнаружили, что к уровню «интеллектуальная собственность как интеллектуальная собственность» отнесся 321 материал (или 30,368 %), к уровню «интеллектуальная собственность как интеллектуальный продукт» - 290 материалов (или 27,436 %), к уровню «интеллектуальная собственность как интеллектуальный товар» - 446 (или 42,194 %).
Динамика по каждому уровню следующая:
- по уровню «интеллектуальная собственность как интеллектуальная собственность» - постоянное наличие материалов в течение всего исследуемого периода и 100 % преобладание по трем годам (это 1984,1985 и 1987 гг.). Минимальное количество материалов наблюдается в 1999 г. - 0,311 %.
По уровню «интеллектуальная собственность как интеллектуальный продукт» до 1991 г. происходило эпизодическое появление материалов (в 1986 г - одна публикация, в 1988 г. -две). С 1991 г. материалы стали присутствовать постоянно. Наиболее количество в 2005 г. (10,686 %), наименьшее в 2005
г. (1,279 %). С 1991 по 2007 гг. наблюдается тенденция - каждый седьмой год (1997 и 2004 гг.) число материалов, относящихся к этому уровню резко падает (от четырех до семи раз по отношению к другим годам). С 2005 г. стабилизируется представление таких материалов. Их количество выравнивается между собой по числу публикаций, при этом можно от-
Библиографический список
метить соотношение между разными годами. Например, с 1992 по 1994 гг. и с 1998 по 2000 гг., когда было по 16-19 статей в год. Можно зафиксировать и два блока в появлении материалов (это с 1991 по 1995 гг. т с1997 по 2001 гг.), когда оба блока открывались числом - семь материалов, а закрывались восьмью материалами.
По уровню «интеллектуальная собственность как интеллектуальный товар» отмечается постоянное наличие материалов с 1991 г. Наибольшая процентная доля обозначилась в 1996 г. - 11,21 %, наименьшая в 1997 и 2004 гг. - по 1,569 %. Динамика развития проявляется в следующем: в каждый седьмой (1997, 2004 гг.) год резко сокращается число материалов о педагогических достижениях как интеллектуального продукта (от 7 до 5 раз), причем каждый раз до семи материалов.
Таким образом, определяются общие моменты по уровням интеллектуальной собственности:
1. В течение всего исследуемого периода, кроме одного года, 1990 г., присутствуют материалы по первому уровню интеллектуальной собственности «интеллектуальная собственность как интеллектуальная собственность»
2. С 1991 г. стабильно имеются материалы по уровням ««интеллектуальная собственность как интеллектуальный продукт» и «интеллектуальная собственность как интеллектуальный товар».
3. К 1994 г. уравновешивается количество между появлением материалов по всем уровням в пропорции 32-34 %.
4. К концу периода по уровню «интеллектуальная собственность как интеллектуальный продукт» ситуация консервируется в пределах 20-37 %.
5. По уровню «интеллектуальная собственность как интеллектуальный товар» явный приоритет по представлению педагогических достижений начался с 1998 г.
6. Процентная доля по уровню «интеллектуальная собственность как интеллектуальная собственность» с 2004 г. явно уменьшается.
ВЫВОДЫ по анализу латентных воззрений об интеллектуальной собственности в педагогической практике:
1. Новшества авторов предназначены для всех классовых групп школы
2. Они отражают решение проблемных вопросов по 37ми учебным предметам.
3. В представлении своих педагогических достижений приняло участие 11 категорий лиц, причем явный приоритет закрепился за учительством.
4. Имеются педагогические результаты по всем направлениям педагогической деятельности.
5. Составился список из 659 педагогов, работающих на уровне интеллектуальной собственности.
6. Выявилось семь объектов педагогической интеллектуальной собственности.
7. С 1991 г. еще в период становления рыночных отношений, педагогика стала представлять педагогические достижения в виде интеллектуального продукта и виде интеллектуального товара.
8. Тенденции развития педагогической интеллектуальной собственности с 1992 г. соответствуют общей тенденции развития интеллектуальной собственности: доля интеллектуальной собственности падает, доля интеллектуального продукта фиксируется. Доля интеллектуального товара возрастает.
9. До 1992 г. преобладала педагогическая практика, 1992-1994 гг. - педагогическая теория, с 1995 г. опять педагогическая практика.
10. Составлен «золотой фонд» из 306 учительских и научных педагогических достижений.
1. Учительская газета за апрель 1984 - июнь 2007 г.
Статья поступила в редакцию 21.11.09