Научная статья на тему 'ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НИЗКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ'

ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НИЗКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА" / "СЕМЬЯ" / "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ" / "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ" / "ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ" / "ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ" / "ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ЛАТЕНТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ" / "ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ" / "МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛАТЕНТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цветикова Татьяна Викторовна

Латентная преступность является весьма тревожным сигналом для безопасности общества и государства, поскольку она символизирует недостаточно высокий уровень правовой культуры, который связан, как с нежеланием или опасением населения сообщать в уполномоченные органы о совершаемых противоправных деяниях, так и с недостаточной компетентностью сотрудников правоохранительных структур, которые некачественно проводят расследование соответствующих эпизодов, что нередко является и еще свидетельством злоупотреблений с их стороны.Представленная публикация направлена не только на характеристику черт данного вида преступности, раскрытия его опасности, но также предлагает меры, направленные на изменение ситуации, причем в их разработку и реализацию следует вовлекать не только сотрудников специализированных организаций и структур, но также и иных субъектов, включая образовательные учреждения, производственные сферы, неправительственные ячейки, но начинать работу следует с семьи как основы социализации любого человека. Только при подобной консолидации возможно повысить правовую культуру и минимизировать количество скрытых преступных деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LATENT CRIME AS AN INDICATOR OF LOW LEGAL CULTURE: CHANGING THE SITUATION

Latent crime is a very alarming signal for the security of society and the state, since it symbolizes an insufficiently high level of legal culture, which is associated both with the unwillingness or fear of the population to report illegal acts to the authorized bodies, and with the insufficient competence of law enforcement officers who poorly investigate the relevant episodes, which is often another evidence of abuse on their part. The presented publication is aimed not only at characterizing the features of this type of crime, revealing its danger, but also suggests measures aimed at changing the situation, and not only employees of specialized organizations and structures should be involved in their development and implementation, but also other entities, including educational institutions, industrial sectors, non-governmental cells, but also work should be done with the family as the basis socialization of any person. Only with such consolidation is it possible to increase the legal culture and minimize the number of hidden criminal acts.

Текст научной работы на тему «ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НИЗКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ»

Латентная преступность как показатель низкой правовой культуры: изменение ситуации

Цветикова Татьяна Викторовна,

аспирант, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского» E-mail: tatyna.76@inbox.ru

Латентная преступность является весьма тревожным сигналом для безопасности общества и государства, поскольку она символизирует недостаточно высокий уровень правовой культуры, который связан, как с нежеланием или опасением населения сообщать в уполномоченные органы о совершаемых противоправных деяниях, так и с недостаточной компетентностью сотрудников правоохранительных структур, которые некачественно проводят расследование соответствующих эпизодов, что нередко является и еще свидетельством злоупотреблений с их стороны.

Представленная публикация направлена не только на характеристику черт данного вида преступности, раскрытия его опасности, но также предлагает меры, направленные на изменение ситуации, причем в их разработку и реализацию следует вовлекать не только сотрудников специализированных организаций и структур, но также и иных субъектов, включая образовательные учреждения, производственные сферы, неправительственные ячейки, но начинать работу следует с семьи как основы социализации любого человека. Только при подобной консолидации возможно повысить правовую культуру и минимизировать количество скрытых преступных деяний.

Ключевые слова: «правовая культура»; «семья»; «правоохранительные органы»; «образовательные организации»; «трудовые коллективы»; «латентная преступность»; «причины и факторы латентной преступности»; «представители властных структур различных уровней»; «меры профилактики и предупреждения латентной преступности».

Введение. Существование латентной преступности не отрицают не только сотрудники правоохранительных органов и специалисты настоящего времени; она имела место и в период существования советского режима. Причем подобное явление характерно и для Российской Федерации, и для Запада. С одной стороны, его порождает нежелание самих потерпевших сотрудничать с правоохранительными органами, главным образом, из-за опасений актов мести со стороны преступников, как в отношении их самих, так и ближнего окружения; с другой стороны, сами сотрудники соответствующих структур не всегда добросовестно выполняют свои обязанности по защите государственных и общественных интересов, что приводит, в частности, к разглашению конфиденциальной информации, позволяющей правонарушителям избежать заслуженного наказания, а самих жертв преступлений ставит перед угрозой за свои здоровье и жизни.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что данное явление достаточно распространено и вызывает серьезные опасения за криминализацию общества и в Российской Федерации, и за рубежом, что уменьшает значимость правовой культуры как механизма сдерживания индивидов от совершения ими негативных деяний.

Целью представленной публикации является рассмотрение характерных особенностей латентной преступности для предложения рекомендаций по уменьшению соответствующих инцидентов.

Она реализуется через следующие задачи: а) раскрытие понятия, признаков и факторов латентной преступности как отдельного вида преступной деятельности; б) оценивание опасности существования и дальнейшего развития указанного явления; в) представление мероприятий по изменению ситуации в положительную сторону прежде всего через повышение уровня правовой культуры населения в рамках государственных и общественных институтов.

Объектами исследования в данном случае выступают как латентная преступность, так и правовая культура; предметом изучения представлен механизм повышения последней через выработку мер, направленных на снижение уровня противоправных деяний, остающихся скрытыми для компетентных структур.

В качестве источниковой базы привлекаются нормы конституционного и уголовного законодательства, как Российской Федерации, так и зарубежных стран, в частности, Всеобщая декларация прав человека, принятая III Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года и т.д.

5 -а

сз

<

Нормативно-правовые положения дополняются учебными пособиями, монографиями и статьями по указанной тематике: понятие, основные признаки и принципы борьбы с латентной преступностью даются в работах Иншакова С.М., Ширгази-ной А.Л. и т.д.; зарубежный опыт предотвращения подобных деяний отражен в исследованиях, Афанасьевой И.В., Афониной Ю.С.; Кривенцова П.А.; вовлечение в скрытую преступность несовершеннолетних лиц представлено в исследовании Шаха-ева Ю.А.; кроме того, имеются публикации по состоянию латентной преступности отдельных видов (компьютерной, организованной; в деяниях, совершаемых женщинами, и др.).

Исходя из специфики выбранной методические приемы темы и особенностей ее изложения, применяются такие, как анализ, синтез, обобщения, прогнозирование.

Обратимся, прежде всего, к этимологии понятия «латентный» - это означает с латинского «скрытый, невидимый». [1] Как показывают специалисты, данный тип преступности представляет собой постоянную проблему в области криминологии.

По оценкам официальных источников только 1/8 часть преступных посягательств раскрывается уполномоченными органами в то время, как 7/8 из них остаются не расследованными, в результате чего, лица, их совершившие, избегают юридической ответственности, что нередко стимулирует их к новым подобным «подвигам».

В целом латентная преступность делится на три группы:

- незаявленные преступления, в которые входят противоправные деяния, совершенные и известные определенному кругу лиц, но не зафиксированные правоохранительными органами из-за нежелания потерпевших, свидетелей или иных субъектов сообщать о них в соответствующие структуры;

- неучтенные противоправные деяния, о которых заявили в соответствующие органы, но их представители не стали их регистрировать и расследовать;

- неустановленные преступления образуют те посягательства, которые зарегистрированы и расследованы, но в силу недостаточного профессионализма сотрудников соответствующих органов или их халатности для них не выявляется события или состава.[2] Приведенная классификация выделяет две модификации латентной преступности: естественную и искусственную. Первая связана, как с нежеланием самих потерпевших и иных осведомленных лиц сообщать в уполномоченные структуры о совершенных на них посягательствах, так и с «мастерством» правонарушителей маскиро-

— вать противоправные деяния, в том числе под 2 законные действия, например, вымогательство й крупных сумм у граждан может быть прикрыто ° обещанием предоставления им в будущем выгод-ав ных дивидентов.

Вторая разновидность латентной преступности обусловлена действиями сотрудников правоохранительных органов, которые либо прямо отказывают заявителю в расследовании его случая, либо требуют за достижение желаемого результата встречного предоставления, как в денежной форме, так и через оказание каких-либо услуг. [3, с. 94-97]

Ширгазина А.Л., разделяя причины латентной преступности на объективную и субъективную, пытается выделить факторы той и иной разновидно-стей.[4, с. 37-38]

К первой группе она относит следующие обстоятельства:

- состояние психического или физического здоровья потерпевшего или свидетеля, препятствующие ему в даче показаний по тому или иному делу, в частности, потеря памяти или речи под влиянием сильного душевного потрясения;

- заинтересованное в расследовании преступного посягательства лицо находится в таком месте, где трудно или невозможно связаться с представителями правоохранительных структур (подобное фиксируется при похищении человека или ограничении его свободы по незаконным основаниям, например, для получения крупной денежной суммы или иных привилегий;

- лицо не может правильно классифицировать деяние как преступное из-за недостаточности у него сведений об обстоятельствах его совершения. В частности, он увидел около тяжело раненного человека группу лиц, среди которых находился и преступник, но не смог адекватно определить его личность;

- наличие абсолютной неизвестности, например, тело, сброшенное после убийства в заброшенный карьер, может пролежать в нем несколько дней или даже лет, после чего следственные органы не смогут однозначно оценить имело ли место преступное деяние или имеются только естественные причины;

- наконец, в силу смерти потерпевшего, не успевшего дать показания по делу, преступление так и остается нераскрытым.

Субъективные причины указанного явления объясняются уже указанным выше недоверием населения к добросовестности представителей правоохранительных органов, которые в состоянии своевременно и качественно расследовать соответствующие обстоятельства; проявлением пассивности в выявлении и расследовании противоправных деяний, которые совершены или только готовятся к исполнению; ложным пониманием служителей закона об интересах службы, которое стимулирует к искажению статистики, как по совершенным и раскрытым преступлениям, так и по их общественной опасности; ошибками в квалификации деяний как преступных, что имеет место, в частности, при поствакциональных осложнениях, приводящих не только к инвалидности

пострадавших, но и к их смерти (часто они рассматриваются не как преступления, совершенные по неосторожности специальными субъектами, а банальными несчастными случаями, обусловленными, главным образом, состоянием индивида в момент проведения соответствующей процедуры); присутствием коррупционных мотивов, когда с потерпевших прямо или косвенно вымогаются денежные средства или требуются иные предоставления для решения дела в их интересах. Наконец, отмечается и нежелание полиции расследовать сложные дела, например, разбойные нападения, которые изначально могут иметь несколько целей: завладение чужим имуществом и убийство конкретного лица, при том, что подозреваемый настаивает на наличие у него намерений только на совершение имущественного преступления, за что срок лишения свободы несколько меньше по продолжительности, чем за преступные посягательства на здоровье и жизнь.

Если попытаться провести учет латентной преступности, то она представляет собой разницу между фактическим количеством противоправных деяний, которые только предполагаются сотрудниками уполномоченных ведомств, и теми случаями, которые попали в официальную статистику.

Таким образом, основными причинами латентных противоправных деяний в приведенных характеристиках являются, во-первых, низкая степень доверия населения к правоохранительным органам и страх за свои жизнь и здоровье и жизнь близких и родных людей; во-вторых, низкий уровень профессиональной компетентности отдельных сотрудников уполномоченных органов, которые не могут грамотно установить событие и состав преступного посягательства и провести его расследование со всеми вытекающими последствиями для виновных лиц; наконец, нельзя исключать и фактов злоупотреблений со стороны силовых структур, что выражается не только в отказе от возбуждения производств по делам, но также в необоснованных освобождениях от наказания или назначении сверх мягкой меры ответственности для виновных субъектов.

Объективные причины латентной преступности не зависят от воли сторон, а субъективная природа указанных деяний обусловлена тем, что рядовые граждане или сотрудники уполномоченных органов намеренно или бессознательно переводят реальные преступные посягательства в группу латентных либо умалчивая о них, либо прекращая дела по соответствующим фактам и т.д.

Помимо приведенных подходов к классификации латентных преступлений, имеется группировка скрытых противоправных деяний по видовому и типовому составу. Так, незарегистрированные преступления в большинстве случаев отмечаются среди деяний, совершенных группой лиц или организованными объединениями преступной направленности. Особенно обращают на себя внимание эпизоды в сфере экономических отношений: по оценкам специалистов, здесь противоправные

действия, отраженные в официальной статистике, приблизительно в 300 раз занижены в сравнении с реальной картиной. В частности, достаточно криминализирован рынок банковских гарантий, что объясняется высокой популярностью подобных финансовых продуктов у граждан, в связи с чем имеет место выпуск большого числа фиктивных и ничем не обеспеченных соответствующих облигаций. Причем нарушители покушаются в данном случае в основном на имущественные интересы государственных или муниципальных структур. Так, по оценке одного из специалистов Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, до 80% банковских гарантий, подаваемых участниками торгов по государственным контрактам, являются поддельными, что в дальнейшем может привести к прекращению деятельности из-за реального или фиктивного банкротства государственных и муниципальных предприятий различной специализации. Зачастую расследование подобных преступных посягательств затрудняется квалификацией самих сотрудников правоохранительных органов, которые не всегда могут распознать в финансовой документации мошенническую составляющую. [5, с. 97-102]

Далее коснемся женской преступности. Ее ла-тентность, по статистическим данным, составляет 47-54%. Основное количество среди них образуют различные виды мошенничеств: в целом их число среди незарегистрированных посягательств достигает огромных значений: в пределах от 1000 до 9400%.

Нельзя исключать и деяния, совершаемые женщинами в состоянии аффекта или под влиянием тяжелых жизненных обстоятельств, например, при убийстве новорожденного ребенка [6, ст. 106]. В подобном ключе рассматриваются и иные деяния, совершенные представительницами «слабого пола» в состоянии сильного нервного потрясения либо за пределами применения необходимой обороны или крайней необходимости, хотя для указанных фрагментов субъектный состав не определен столь конкретно, как для вышеназванной статьи.

Причины латентности во многих случаях, связанных с женщинами, имели также искусственную природу по тем обстоятельствам, что либо исключались из разряда преступных посягательств, либо из-за изменений в российском законодательстве отменялись ряд статей с участием соответствующих субъектов: в частности, в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации не предусматривается юридическая ответственность за обман потребителей; имеет место только административное взыскание при его доказанности и правильности оформления.

Среди причин также указывают социально-экономические факторы, в частности, ослабление роли семьи, вытеснение женщин из ряда общественных и государственных сфер, внутреннее осознание ими несправедливости в отношении к ним. Как и для мужчин, эта часть населе-

5 -о

сз

<

ния, подвержена общей криминализации, пропагандируемой средствами массовой информации; в ее рядах растет число асоциальных и антисоциальных поведенческих реакций, обусловленных потреблением алкоголя, наркотических и психотропных веществ. Также на нее влияет общая напряженность, враждебность, неуверенность в завтрашнем дне, причем женщина, как правило, тяжело переживает не только собственную неустроенность, но и проблемы своих родных и близких, что и толкает ее на совершение негативных поступков.

Перечисленные причины обрисовывают обобщающий портрет женщины, вставшей на преступный путь: по оценкам специалистов, среди этой категории больше лиц старшего возраста, чем в среде мужчин, преступивших закон; кроме того, уровень образования в их среде выше, чем у последних; наконец, многие из них связывают свою непосредственную профессию с совершением противоправных посягательств.[7]

Активность в преступной деятельности последних лет стали проявлять и представители молодежи. Латентность противоправных деяний в этой возрастной группе установить затруднительно в связи с тем, что достаточно проблематично оценить роль несовершеннолетних лиц как самостоятельных субъектов преступлений, не управляемых намеренно взрослыми. [8, с. 141-144]

Подростки достаточно эмоционально и психологически неустойчивы в силу специфики возрастного периода, в котором они находятся, следовательно, они часто не могут в полной мере оценить тяжесть совершаемых ими проступков и степень юридической ответственности за них. Неслучайно они, как правило, привлекаются взрослыми преступниками, в т.ч. рецидивистами, которые в подобных ситуациях остаются безнаказанными.

Посягательства против самих несовершеннолетних также стали нередким явлением последних лет: если в течение длительного периода эта категория противоправных деяний неуклонно росла, то в последние несколько лет их число стало снижаться, в чем усматривается признак латентности, причем реальные цифры отличаются от официальной статистики в 3-4 раза, что является весьма тревожным сигналом, свидетельствующим о незащищенности представителей подрастающего поколения, как при вовлечении их в негативные операции в качестве субъектов, так и в роли объектов преступной деятельности.[9]

За последнее время также часто фиксируются преступные посягательства подобного рода в такой сфере, как использование информационно-телекоммуникационных технологий. [10, с. 5563] Причем, помимо правонарушений, связанных с производством и распространением вре-— доносных программ, взломами социальных сетей 2 и мессенджеров, все чаще отмечаются эпизоды, й в которых средства компьютерных приспособле-° ний сопутствуют противоправности деяний в тра-ав диционных областях. Так, отмечается изготовле-

ние фальшивых банковских карт, активизация электронных систем в рамках организации и проведения азартных игр и тотализаторов; распространение в Интернет-пространстве информации порнографического, экстремистского или иного негативного свойства, что способствует не только росту террористических актов и случаев проституции, но и духовно разлагает общество, прежде всего, представителей подрастающего поколения от 11(12) до 18-20 лет.

Таким образом, компьютерная преступность все более растворяется в противоправных деяниях иных квалификаций, направленных против общественного порядка, собственности, жизни и здоровья, нравственности и т.д., подобно организованным преступным посягательствам, которые, кроме мошенничества, указанного ранее, имеют объектами своих посягательств и иные объекты окружающей действительности.

Представленная картина латентной преступности будет неполной, если проигнорировать зарубежный опыт в изучении и профилактики данного явления.

Западная традиция связывает существование латентной преступности, прежде всего, с таким свойством индивидов, как виктимность, т.е. формированием у них поведения жертв какого - либо типа или вида противоправных деяний. Особенно высок процент указанного параметра в эпизодах, связанных с изнасилованиями. Британские эксперты путем опросов выявили в период с 2009 по 2010 гг. 11833 эпизода, в которых фигурировали представительницы «слабого пола» и 6014 -в отношении мужчин. Соответствующие исследования проводились криминологами Великобритании. При этом отмечалось, что число выявленных противоправных деяний данного свойства значительно отличалось от фактических показателей, так, в 2011 году было выявлено 9,6 млн посягательств сексуальной направленности, что превысило данные за 2010 год в среднем на 100 000 случаев.

Исследования виктимности, подобные вышеуказанным, проводились в США. В результате работы их правоохранительных органов по состоянию на 2010 г. было выявлено около 50% насильственных противоправных деяний и около 40% имущественных посягательств, что позволило правоохранительным структурам заявить о снижении соответствующих преступных посягательств по сравнению с 2009 г. на 13%, а в промежутке с 2001 по 2009 гг. среднегодовое падение показателей преступных посягательств определенного характера составляло до 4%. Сократилось и общее количество жертв конкретных преступлений с 20,1 млн в 2009 г. до 18,7 млн годом позже (исследование затронуло лиц в возрасте от 12 лет и старше).

Особым методом выявления скрытых преступных посягательств является методика самоотчета граждан, когда им предлагается самим рассказать экспертам о собственных противоправных

деяниях, при этом специалисты оценивают реальность их совершения или фиксируют случаи самооговора. Особенно эффективным использование указанного приема оказалось среди подростков, от 85% до 90% которых признались в совершении деяний неизбежно способствовавших бы их аресту, если бы было проведено качественное расследование. [11, с. 251-260].

Таким образом, в указанной публикации выявляется две основные причины латентности преступных посягательств, главным образом имущественной и сексуальной направленностей: нежелание самих потерпевших сообщать о них в правоохранительные структуры и сложный характер деяний, затрудняющий их квалификацию как преступное посягательство, что может быть сопряжено с недостаточной квалификацией лица, проводящего следствие.

Исследования, проведенные Афанасьевой И.В. и Афониной Ю.С., дополняются, помимо Англии и США, опытом японских специалистов в области криминологии. [12, с. 46-49]

Во-первых, ими отмечается тот факт, что Япония по официальным показателям преступности является благополучным государством в сравнении с западными странами. Во-вторых, акцентируется внимание на особенностям методики выявления преступлений, которая предполагает построение выводов Главным полицейским управлением на основе материалов, предоставленных по конкретным делам органами прокуратуры, судебными инстанциями, полицейскими центрами на местах. Тем самым объединяются два подхода: децентрализованный и централизованный; причем, как отдельные структуры, так и общий орган могут провести собственные проверки полученных сведений и оценить их достоверность.

Исследовательскую базу отдельных групп преступлений указанные авторы дополняют, кроме опроса и эксперимента, которые позволяют определить событие противоправного деяния, специфику его совершения, такими приемами, как бухгалтерский, перерастающий в экономически-правовой анализ, который используется при расследовании преступных посягательств в финансовой, коммерческой и торговой отраслях; а также рассмотрением содержания и структуры документов, вращающихся в соответствующих сферах, в т.ч. актуальности, подлинности и достоверности содержащейся в них информации.

Значительное число латентных преступлений, которые не находят своего отражения в официальной статистике, несмотря на перечисления различных причин, обусловлено, в целом, низким уровнем правовой культуры в обществе и государстве, что свойственно и для рядовых граждан, и для сотрудников уполномоченных структур.

Выход из положения можно найти, во-первых, если каждый гражданин будет соблюдать положения правоприменительной деятельности, которые закреплены, в частности, в конституционный нормах и уголовном законодательстве. В качестве

естественных и неотъемлемых прав гражданина и человека и отечественное [13], и зарубежное законодательные системы [14] видят в охране здоровья и жизни человека; его чести и достоинстве; неразглашении без особых оснований сведений, составляющих личную или семейную тайну; кроме того, человек может получить соответствующее образование; соблюдается свобода слова и вероисповедания, что предполагает отсутствие притеснений на этой почве, что имело место в советское время.

В то же время правовые нормы обязывают любого человека заявлять о преступлениях, известных ему, что неизбежно привело бы к снижению уровня латентных правонарушений. Однако, в Российской Федерации не действует в полной мере программа защиты потерпевших и свидетелей и членов их семей, что предусматривается зарубежными правовыми источниками, [15] несмотря на принятие соответствующего нормативно -правового акта. [16] В связи с этим обстоятельством люди могут не свидетельствовать против себя, своих родных и близких даже при подозрении их в совершении тяжких и особо тяжких деяний. Возможно, подобное положение позволяет предупредить случаи самооговора или злоупотреблений в кругу близких родственников, связанных с личными и имущественными интересами, которые на деле не сокращают количество латентных противоправных деяний, а способствуют их росту.

Чтобы достичь практических результатов в снижении латентной преступности предлагаются следующие меры:

- уделять повышенное внимание практической подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов, проводить больше занятий в интерактивном режиме с посещением заседаний законодательных органов, пенитенциарных учреждений, судебных заседаний с последующим анализом их деятельности для этой категории обучающихся;

- на консультационном уровне правоохранительные структуры и общественные организации нужно уполномочить в проведении встреч с населением подведомственных территорий с разъяснениями об опасности латентной преступности, как предтечи тяжких и особо тяжких деяний;

- выявлять негативные факторы влияния на различных индивидов со стороны общественных и государственных институтов: семьи, образовательных организаций, предприятий и учреждений, в которых организуется воспитательный, образовательный процессы или трудовая деятельность. Важно, чтобы отдельные лица, находящиеся под их влиянием, не демонстри- р ровали образцы асоциального или антисоци- Д ального поведения, в частности, не употребля- Ч

т

ли, не производили и не распространяли нарко- К тические или психотропные средства и т.д.. ё Выводы. Таким образом, выявление и преду- у преждение латентной преступности, показатели А

которой заметно увеличивают значения официальных данных, возможны через повышение уровня правовой культуры, что, с одной стороны, выражается в повышении доверия населения к сотрудникам правоохранительных органов через минимизацию и полное искоренение случаев некачественного расследования ими преступлений различного характера; в низком профессиональном уровне ряда следователей, судей, прокуроров и адвокатов, которые в силу собственной некомпетентности не могут грамотно квалифицировать деяние как правонарушение и оценить степень его общественной опасности, что влечет, непропорциональность назначенного наказания совершенному проступку; с другой стороны - в поведении самих граждан, которое не предполагает совершения негативных действий в силу надлежащего развития правосознания и воспитания, начиная с первых дней жизни и до ее конца.

Достичь желаемых результатов возможно, если включить в соответствующие мероприятия все институты общественной жизни и государственные органы власти, включая пенитенциарные учреждения, существование которых обусловлено исправлением лиц различных возрастных групп уже совершивших противоправные деяния различной степени тяжести и общественной опасности.

Литература

1. Иншаков С.М. Латентная преступность как объект исследования.// «Криминология: вчера, сегодня, завтра», № 1(16), 2009. - с. 107130. - С. 108;

2. Латентная преступность, ее виды и методы определения.// [Электронный ресурс]: URL: be5.biz. (Дата обращения: 11.05.2022 г.);

3. Берегова З.Р. Общая характеристика преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов.// «Молодой ученый», 2019, № 46 (284). - с. 94-97.// [Электронный ресурс]: URL: https://moluch.ru/archive/284/64088/ (Дата обращения: 11.05.2022 г.);

4. Ширгазина А.Л. Причины и условия, способствующие латентности преступности. // «Новый юридический вестник», № 4, 2019. - с. 37-38;

5. Черняков С.А. Латентность мошенничеств, совершаемых с использованием банковских гарантий.// «Вестник Казанского юридического института МВД России», № 1(23), 2016. -с. 97-102;

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022 г.). - Ст. 106;

7. Буярова Е.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, совершаемых женщинами.// [Электронный ресурс]: URL: https://scienceforum.ru/2016/article (Студенческий научный форум - 2016). (Дата обращения: 11.05.2022 г.);

8. Шахаев Ю.А. Понятие и основные формы проявления латентной преступности несовершен-

нолетних лиц. // «Бизнес в законе», 2009. -с. 141-144;

9. Детинина Ю.А. Латентность в преступлениях против несовершеннолетних.// Политика, государство и право. 2015. № 1. //[Электронный ресурс]: URL: https: politika, snauka. ru/2015/01/2242 (Дата обращения: 11.05.2022 г.);

10. Урбан В.В. Преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: общая характеристика и уголовно-процессуальные меры по их противодействию. // «Вестник ВосточноСибирского института МВД России». № 1 (88), 2019. - с. 55-63;

11. Кривенцов П.А. Зарубежный опыт изучения латентной преступности.// «Актуальные проблемы российского права», № 3, 2012. - с. 251260. - С. 258;

12. Афанасьева И.В., Афонина Ю.С. Выявление латентной преступности в России и зарубежных странах// «Актуальные вопросы борьбы с преступлениями», № 2, 2015. - с. 46-49;

13. Конституция Российской Федерации «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) - Гл. 2;

14. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года;

15. Федеральная программа защиты прав свидетелей США и т.д. //[Электронный ресурс]: URL: en.wikipedia. org. (Дата обращения: 11.05.2022 г.)

16. Федеральный закон РФ от 20.08.2004 г. № 119 - ФЗ (ред. от 01.07.2021 г.) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

LATENT CRIME AS AN INDICATOR OF LOW LEGAL CULTURE: CHANGING THE SITUATION

Tsvetikova T.V.

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

Latent crime is a very alarming signal for the security of society and the state, since it symbolizes an insufficiently high level of legal culture, which is associated both with the unwillingness or fear of the population to report illegal acts to the authorized bodies, and with the insufficient competence of law enforcement officers who poorly investigate the relevant episodes, which is often another evidence of abuse on their part. The presented publication is aimed not only at characterizing the features of this type of crime, revealing its danger, but also suggests measures aimed at changing the situation, and not only employees of specialized organizations and structures should be involved in their development and implementation, but also other entities, including educational institutions, industrial sectors, non-governmental cells, but also work should be done with the family as the basis socialization of any person. Only with such consolidation is it possible to increase the legal culture and minimize the number of hidden criminal acts.

Keywords: "legal culture"; "family"; "law enforcement agencies"; "educational organizations"; "labor collectives"; "latent crime"; "causes and factors of latent crime"; "representatives of power structures of various levels"; "measures of prevention and prevention of latent crime".

References

1. Inshakov S.M. Latent crime as an object of research.// "Criminology: yesterday, today, tomorrow", № 1(16), 2009. - p. 107130. - p. 108;

2. Latent crime, its types and methods of definition.// [Electronic resource]: URL: be5.biz. (Date of appeal: 11.05.2022);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Beregova Z.R. General characteristics of crimes committed by law enforcement officers.// "Young scientist", 2019, № 46 (284). - pp. 94-97.// [Electronic resource]: URL: https://moluch. ru/archive/284/64088 / (Accessed: 05/11/2022);

4. Shirgazina A. L. Causes and conditions contributing to the latency of crime. // "New Legal Bulletin", No. 4, 2019. - pp. 37-38;

5. Chernyakov S.A. Latency of frauds committed using bank guarantees.// "Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", № 1(23), 2016. - pp. 97-102;

6. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63 - FZ (ed. of 25.03.2022). - Article 106;

7. Buyarova E.V. Criminal-legal and criminological characteristics of crimes committed by women.// [Electronic resource]: URL: https://scienceforum.ru/2016/article (Student Scientific Forum -2016). (Date of appeal: 05/11/2022);

8. Shakhaev Yu.A. The concept and main forms of latent juvenile delinquency // "Business in law", 2009. - pp.141-144;

9. Detinina Yu.A. Latency in crimes against minors.// Politics, state and law. 2015. No. 1. //[Electronic resource]: URL: https: politi-ka, snauka. ru/2015/01/2242 (Date of appeal: 11.05.2022);

10. Urban V.V. Crimes committed using information and telecommunication networks: general characteristics and criminal procedural measures to counteract them. // "Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia". No. 1 (88), 2019. - pp. 55-63;

11. Kriventsov P.A. Foreign experience in the study of latent crime.// "Actual problems of Russian law", No. 3, 2012. - pp. 251-260. -p. 258;

12. Afanasyeva I.V., Afonina Yu.S. Detection of latent crime in Russia and foreign countries// "Topical issues of combating crimes", No. 2, 2015. - pp. 46-49;

13. "The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) - Chapter 2;

14. Universal Declaration of Human Rights. Adopted by UN General Assembly resolution 217 A (III) of December 10, 1948;

15. The US Federal Witness Protection Program, etc. //[Electronic resource]: URL: en.wikipedia. org. (Date of appeal: 11.05.2022);

16. Federal Law of the Russian Federation No. 119 - FZ of 20.08.2004 (as amended on 01.07.2021) "On State protection of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.