9. Холопова В. Музыкальный ритм. М., 1980.
references
1. Asaf'ev B. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveshchenii i obrazovanii. 2-e izd. M., 1973.
2. Barinova M. Ocherki po metodike fortepiano. L., 1926.
3. Barinova M. Sovety pedagogam-pianistam o sposobah vospitanija prirodnyh muzykal'nyh dannyh uchashchihsja // Barinova — uchenitsa velikih. SPb., 2002.
4. Gofman I. Fortepiannaja igra. Otvety i voprosy o fortepiannoj igre. M., 1961.
5. Ignat'ev E. Voobrazhenie kak sredstvo poznanija i upravlenija tvorcheskoj dejatel'nost'ju // Teorija i metodika obuchenija igre na fortepiano. M., 2001.
6. Krasovskaja E. Muzykal'nyj ritm // Teorija i metodika obuchenija igre na fortepiano. M., 2001.
7. Majkapar S. Muzykal'nyj sluh, ego znachenie, priroda, osobennosti i metod pravil'nogo razvitija. P., 1915.
8. Martinsen K. Individual'naja fortepiannaja tehnika (na osnove zvukotvorcheskoj voli). M., 1966.
9. Holopova V. Muzykal'nyj ritm. M., 1980.
М. К. Кабакчи
ларс сонк и его профессиональное окружение
Конец XIX века характеризовался появлением в Финляндии целой плеяды молодых талантливых архитекторов, которые были практически одного возраста, получили образование в Политехническом институте Хельсинки и были учениками одного наставника — К. Г. Нюстрёма. Но при всем разнообразии своих талантов они создали одну из самых ярких и органичных архитектурных школ в Европе. Это было первое поколение архитекторов-финнов, получивших образование на родине, и это поколение заложило фундамент финской архитектурной школы, к которой относился и Ларс Сонк. Финляндия — первая страна, где женщины получили возможность не только получить архитектурное образование, но и диплом архитектора. И финские женщины не замедлили этим воспользоваться: имена С. Хорнборг, Х. Хонгелл и В. Лённ открывают список женщин-архитекторов, вошедших в анналы финской истории архитектуры.
ключевые слова: Л. Сонк, финская архитектурная школа, профессиональное окружение, женщины-архитекторы.
M. Kabakchi
Lars Sonck and His Professional circle
The end of the XIXth century in Finland was marked by appearance of a number of young and talented architects who were of almost the same age, had similar educational background — the all graduated from Helsinki Polytechnic Institute and were students of K. G. Nystrom. However, no matter how much their talents varied, they created one of the brightest and most integral architectural schools in Europe. They made the first generation of Finnish architects who got higher education in their home country and they laid the foundation of Finnish national school of architecture to which Lars Sonck definitely belongs. Finland was the first country where women were allowed to get academic qualifications in architecture and they did not miss this
opportunity: S. Hornborg, H. Hongell and W. Lönn begin the list of female architects who made their contribution to Finnish architecture.
Keywords: L. Sonck, Finnish school of architecture, professional circle, women architects.
Архитекторов Финляндии рубежа XIX-XX веков объединяла идея национального суверенитета не только в отношении политики, но и в отношении искусства и архитектуры. У молодых зодчих, представляющих финскую архитектурную школу, было много общего: для большинства из них начало карьеры пришлось на 1890-е годы; они все учились в Политехническом институте Хельсинки у одного наставника — Карла Густава Нюстрёма; почти все они были членами Архитектурного клуба и публиковали свои статьи в журналах «Архитектор» ("АгШв^вп") и «Техник» ("Текткет"). Эти молодые люди работали в одних и тех же проектных бюро, постоянно общались на профессиональном и личном уровнях, наконец, учились друг у друга. Однако самым важным фактором, пожалуй, были творческие связи, опирающиеся на идеи возрождения национального самосознания, традиций финской культуры и искусства, имеющие корни в далеком прошлом [1].
На архитекторов 1890-х возлагались большие надежды — создание национального стиля. С одной стороны, архитекторы все еще следовали традициям эклектизма и историзма, с другой стороны, активно изучали самобытное прошлое Финляндии, и в результате этих исследований был разработан своеобразный этнографический подход, целью которого было создать «новый финский стиль». Образцы разыскивались по всей территории страны: от финской глубинки до территории российской Карелии. При этом архитектура Карелии привнесла одну из самых характерных особенностей в зарождавшийся финский «национальный романтизм». Появление «Калевалы» — национального эпоса, который собрал Э. Лён-нрот в Карелии, способствовало возникновению мысли о том, что там могли быть
найдены даже некоторые «осязаемые» остатки тех древних времен. Отсюда — так называемый «карелиянизм», явившийся спутником финского национального романтизма.
Ларс Сонк — ведущая фигура движения финского национального романтизма в архитектуре наряду с такими широко известными архитекторами, как Э. Сааринен, А. Линд-грен, О. Тарьянне, Г. Гезеллиус, В. Лённ, Х. Хонгелл и некоторыми другими, однако, он был гораздо более самобытным, последовательным и разносторонним. Крупнейшие произведения Л. Сонка, сохранившиеся до наших дней, находятся в разных областях Финляндии, в том числе, на Аландских островах, где он много работал в одно время с Хильдой Хонгелл. Наследие Ларса Сонка — это около 150 зданий, а также 22 градостроительных плана и многочисленные проекты интерьеров. К этому следует добавить множество нереализованных планов и проектов, многие из которых принимали участие в архитектурных конкурсах [2; 3].
Наступление нового века ознаменовало новый этап в карьере Ларса Сонка. Его первый приз в конкурсе на строительство церкви в Тампере и широкий резонанс, который получил этот проект, привлекли внимание общества. Не менее важно и то, что с начала 1900-х гг. он получал крупнейшие заказы на строительство в центре Хельсинки, где был зарегистрирован официально как архитектор в 1898 г. после окончания обучения. Именно благодаря этим заказам и проектам церквей репутация и известность Ларса Сонка перешагнули границы Финляндии. Это позволило расширить возглавляемое им архитектурное бюро, в котором Сонку помогали многие архитекторы, достигшие известности позже: среди них были
Сигне Хорнборг, Биргер Федерлей, братья Бертель и Вальтер Юнг, Карл Линдаль, Гу-стаф Стренгел и Вальтер Томе.
Остановимся подробнее лишь на некоторых из них, кого с Л. Сонком связывала профессиональная карьера и личная дружба.
Б. Федерлей (1874-1935) окончил Политехнический институт в Хельсинки в 1896 г. и в 1898 г. поступил на работу чертёжником к Ларсу Сонку, в том же году основал с ним совместное бюро с филиалом в Тампере, которым и руководил вместе с Л. Сонком с 1898 по 1900 год. Именно там, в центре Тампере, они построили жилое здание с офисными помещениями на первом этаже для крупного коммерсанта Тирк-конена в 1898 году. Здание понравилось заказчику и горожанам, и его можно считать первым в ряду гражданских построек Л. Сонка. Вскоре после этого Б. Федерлей основал собственное архитектурное бюро, но совместная работа двух архитекторов на этом не закончилась. В апреле 1902 года в Тампере началось строительство Собора Св. Иоанна по проекту Л. Сонка, и, по его же рекомендации, архитектором по надзору за строительством был назначен Б. Федер-лей. При постройке собора, который и сегодня является не только визитной карточкой Л. Сонка, но и символом национального романтизма в Финляндии, зодчему удалось собрать замечательную команду мастеров, без таланта и самоотверженного труда которых его проект вряд ли был бы успешно воплощен в жизнь. Среди них были Вальтер Юнг, разработавший дизайн интерьера и орнаменты, вырезанные по дереву и гравированные на меди, и Макс Фреландер, создавший для собора светильники.
Архитектор М. Фреландер (1881-1949) был знаком с идеями Л. Сонка со времен строительства церкви Св. Михаила в Турку, где он внес свой вклад в создание внутреннего оформления: роскошный орнамент в стиле Art Nouveau украшает церковный зал, стены лестничных площадок и оконные ниши. В дальнейшем их сотрудничество
продолжилось при строительстве Фондовой Биржи в Хельсинки в 1912 году. Символика в художественном оформлении здания никак не связана с деятельностью, происходящей в нем, лишь слово Bors («Фондовая биржа») украшает портал. Темы и мотивы декора — стилизованные природные формы, имеющие символический смысл, — отделены от уровня фасада: в художественном оформлении верхних частей фасада венки прикреплены к стене с помощью спускающихся гирлянд, вогнутые профили выступов ассоциируются с Венским сецессионом. М. Фреландер отвечал за все художественное оформление [2].
Совместная работа Вальтера Юнга (1879-1946) с Ларсом Сонком осуществлялась и продолжалась при реконструкции Приватбанка в 1903 году. Интерьеры При-ватбанка чрезвычайно богато украшены, и это проявилось не только в материалах отделки, но и в самом художественном оформлении: в цветовой гамме, в элементах декора и мебели, созданных В. Юнгом. Таким образом, вклад его в создание нового облика Приватбанка был не менее существенным, чем вклад Л. Сонка. Ведущей темой была стилизация органического мира, но использовались и абстрактные орнаменты в стиле венского сецессиона [2].
Сотрудничество Л. Сонка с А. Линдгреном (1874-1929) — коллегой и соперником — началось уже в 1990 году, когда увидела свет статья "Vart Museum" («Наш музей»), подписанная Г. Гезеллиусом, А. Линдгреном, Г. Неовиусом и Л. Сонком, в которой авторы не только подвергли критике уже утвержденный «окончательный» проект Национального музея Финляндии, но и сформулировали цели предложенного ими архитектурного конкурса. Они хотели видеть музей как отдельно стоящее здание, и поэтому он должен был быть «вписан» в городской пейзаж. Участок земли для запланированного строительства принадлежал району Эту-Тёёлё (Etu-Toolo), который был предметом градостроительного конкур-
са еще в 1899 году, где Ларс Сонк получил вторую премию. Таким образом, архитектор одновременно принимал участие в финальном этапе планировки этого района (совместно со своим бывшим учителем — профессором Политехнического института Хельсинки К. Г. Нюстрёмом) и в разработке проекта собственно музейного здания [5].
Район Хельсинки Эту-Тёёлё, расположенный в холмистой местности к северу от железнодорожной ветки, застроенный в основном виллами, представлял собой идеальное место для градостроительных экспериментов молодых архитекторов, увлекавшихся средневековьем и вдохновленных идеями романтизма. Было представлено одиннадцать проектов, и жюри, состоящее в основном из представителей старшего поколения, присудило первое место совместному проекту архитектора К. Г. Нюстрёма и инженера Г. Норммена. Свой собственный проект представил на конкурс и Л. Сонк, этот проект занял второе место, а совместный проект с Б. Юнгом и В. Томе — третье место. План застройки, одобренный лишь в 1903 году, явился результатом совместного творчества Л. Сонка и К. Г. Нюстрёма. Воплощение плана в жизнь началось в 1906 году [5].
Необходимо несколько слов сказать о Карле Густаве Нюстрёме (1856-1917), который был, несомненно, не только выдающимся архитектором, автором таких сооружений, как здание Государственного архива (1886) и Дом сословий (1888), и поныне украшающих центр Хельсинки, но и замечательным педагогом, воспитавшим целую плеяду архитекторов, создавших финскую архитектурную школу. Среди его студентов в Политехническом институте Хельсинки были Л. Сонк, А. Линдгрен, Э. Сааринен, Б. Федерлей, С. Хорнборг, В. Лённ, С. Фро-стерус и другие.
Неудивительно, что многие из его учеников в дальнейшем объединяли свои усилия. Эти усилия, помноженные на талант каждого из них, и создавали настоящие архитектурные и градостроительные шедевры. Так,
для района Эйра (Eira) в Хельсинки Л. Сонк, Б. Юнг и А. Линдгрен разработали план застройки, который сочетал строительство частных вилл, идеи К. Зитте и принципы английского города-сада. Конкурс объявлен не был, однако эта инициатива встретила понимание и поддержку властей, причем главный инженер подготовил окончательный вариант, основываясь на предложенном Сонком проекте, который был одобрен в 1908 году. Район был практически полностью застроен еще до Первой мировой войны, но и сегодня Эйра — поистине архитектурная жемчужина Хельсинки, привлекающая не только туристов, но и состоятельных покупателей, желающих купить частную виллу в этом фешенебельном районе финской столицы.
С Бертелем Юнгом (1872-1946), старшим братом В. Юнга и будущим крупнейшим градостроителем Финляндии начала XX века, Л. Сонк познакомился еще в 1890-х годах. Автор первого генерального плана Хельсинки, первый секретарь Комитета по градостроительству Хельсинки (1908-1918) начинал свою карьеру чертежником в архитектурном бюро Л. Сонка, так же как Б. Федерлей, С. Хорнборг, В. Томе и К. Линдаль. Однако его карьера развивалась стремительно, причем не только непосредственно на архитектурном поприще: он написал огромное количество статей, посвященных архитектуре, строительству и городскому планированию; был первым главным редактором журнала "Arkitekten" в 1903-1905 годах; принимал участие в многочисленных международных встречах и зарубежных поездках. С самого начала своей градостроительной деятельности Б. Юрг занимался проблемами городского транспорта и строительства транспортных развязок в Хельсинки, опубликовав на эту тему статью в 1905 году. С 1919 года сферой его профессиональных интересов стал Турку [5].
Финляндия — первая страна, где женщины получили шанс получить диплом архитектора. Сигне Хорнборг (1862-1916) стала первой женщиной-архитектором в истории
Финляндии. Она посещала занятия в Политехническом институте Хельсинки в 19881890 годах в качестве вольнослушателя и, вероятно, стала первой женщиной-архитектором, получившей формальное образование. Свою профессиональную деятельность она начала в архитектурном бюро Ларса Сонка в качестве чертежницы, однако еще в 1887 году спроектировала фасад жилого здания в Хельсинки, поскольку на тот момент женщина не могла проектировать все здание целиком. Ее наиболее известная постройка Signelinna в Пори относится уже к 1892 году.
Блестящую карьеру сделала Виви Лённ (1872-1966). После окончания Промышленного Колледжа в Тампере она переехала в Хельсинки и с 1893 по 1896 год училась на архитектора в Политехническом институте Хельсинки. В. Лённ стала пятой дипломированной женщиной-архитектором и первой, кто открыл свое собственное архитектурное бюро, которое она основала по окончании обучения, став, таким образом, первой практикующей женщиной-архитектором в Финляндии. В 1959 году В. Лённ получила звание почетного профессора от Финской ассоциации архитекторов, став первой женщиной-профессором в истории Финляндии. В России она известна, в основном, благодаря проекту «Таллинский Эстонский театр и Народный дом» (современный театр "Эстония") в Таллине, хотя список ее проектов насчитывает несколько десятков, и она, подобно Л. Сонку, смогла реализовать себя в различных архитектурных жанрах — от зданий начальной школы и пожарной части до частной виллы и геофизической обсерватории [6].
С Хильдой Хонгелл (1867-1952) Ларса Сонка связывала профессиональная дружба, поскольку их деятельность по плани-
рованию и застройке Мариехамне осуществлялась в одни и те же годы. Х. Хонгелл спроектировала для Мариехамне более 100 зданий, более 90 из них были построены, а сохранились 44. Она стала первой в Финляндии женщиной-архитектором, которая одновременно была и строителем-подрядчиком. Ее карьера началась в 1894 году. «Пряничные домики», построенные по ее проектам, и сейчас украшают улицы столицы Аландских островов и находятся под охраной государства. Летом 2007 года в Хельсинки состоялась выставка «Старая архитектура Мариехамне» ("Old Architecture of Mariehamn"), посвященная творчеству Х. Хонгелл и Л. Сонка. В честь Х. Хонгелл были выпущены почтовые марки с изображением ее построек, которые до сих пор находятся в прекрасном состоянии [4; 6].
Вклад Л. Сонка в формирование финской архитектурной школы, на наш взгляд, трудно переоценить, ибо архитектурные памятники, созданные по его проектам, не только ознаменовали определенные вехи в творчестве выдающегося мастера, но и вывели архитектуру Финляндии на европейский уровень. Л. Сонк представляет интерес для исследователей не только как зодчий, впервые соединивший архитектуру с новейшими достижениями инженерной мысли, но и как автор новых идей в градостроительстве. Л. Сонк разрабатывал свои проекты не в уединении своего частного офиса, — напротив, он был окружен коллегами и помощниками, с которыми писал статьи, создавал проекты церквей и гражданских построек, параллельно со своими единомышленниками разрабатывал новые подходы и принципы градостроительства в Финляндии. Их совместная деятельность стала стартовой вехой в становлении финской национальной архитектурной школы.
список литературы
1. Art and the national dream: the search for vernacular expression in turn-of-the-century design / ed. By N. G. Bowe. 1993. 213 p.
2. Korvenmaa P. Innovation versus Tradition — the Architect Lars Sonck. Works and Projects 19001910. Ekenäs, 1991. 169 p.
3. Lars Sonck, 1870-1956, arkkitehti; Lars Sonck, 1870-1956, Architect. Suomen rakennustaiteen museo. Helsinki, 1982. 156 p.
4. Mariehamns stad. Älands Konstmuseum, Mariehamn. 2005. 17 p.
5. Nikula R. Focus on Finnish 20th century architecture and town planning. Collected papers. — Helsinki: Helsinki University Printing House, 2006. 206 p.
6. Suominen-Kokkonen Renja. The fringe of a profession: women as architects in Finland from the 1890's to the 1950's. Muinaismuistoyhdistyksen aikakauskiija, 1992. 138 p.